Поднимаясь по лестнице эволюции, мы, прежде чем достигнем царства человека, обретаем на каждой ступени достоинства и совершенства, необходимые для того, чтобы преодолеть следующую ступень. В мире минералов нам они даются для того, чтобы мы переместились в мир растений. Из мира растений мы совершаем восхождение в мир животных, дабы вознестись уже непосредственно в царство человека. Но сколько бы времени ни длилось наше восхождение, достоинства и совершенства заложены в нас изначально. Ибо, пребывая еще в лоне материнском, уже мы наделены способностями, необходимыми для существования в мире физическом. Например, здесь, в этом мире, мы нуждаемся в способности видеть, и вот поэтому обладаем ею еще на низшей ступени его эволюции. Или, например, необходимым для жизни человека является слух - сию способность он тоже получает еще в лоне материнском, дабы, вступая в сей мир, ни в чем не испытывал нужды и все блага земные были ему доступны.
Но уже в этом мире должен человек готовить себя к будущей жизни. И то, в чем будет он нуждаться в Царстве Божием, нужно обрести ему здесь, на земле. Подобно тому, как, пребывая еще в лоне материнском, человек набирает силы для существования в мире физическом, точно так же следует ему заранее обрести необходимое для жизни в Царстве Божием. Что же понадобиться человеку по ту сторону земной юдоли, в Царстве Горнем? Мир Горний есть мир святости и сияния, поэтому необходимо человеку стать совершенным уже в этом мире, где столь нужны духовность, вера, убежденность, понимание, что такое сущность Бога и что такое любовь к Нему. Вот что должен человек обрести здесь, дабы впоследствии, когда вознесется он из Царства земного в Царство Небесное, убедился он, что все это необходимо ему там.
Божественный мир явно и очевидно есть мир света, поэтому еще на земле человек нуждается в просвещении. Божественный мир есть мир любви - поэтому любовь к Богу - вот в чем состоит насущная надобность человека. Мир Горний есть мир совершенства, поэтому уже здесь, на земле, должен совершенствами и добродетелями украситься человек. Горний мир оживотворяется Духом Святым, поэтому уже здесь, на земле, мы взыскуем Его. В Царстве Божием будет человек жить вечно, но заслужить сей милостивый дар он должен здесь, на земле.
Но каким образом это возможно? Как заслужить человеку сей милостивый дар? Во-первых, стремлением познать мудрость Божию. Во-вторых, любовью к Нему. В-третьих, верою в Него. В-четвертых, деятельным служением ближним. В-пятых, самопожертвованием. В-шестых, тем, что отринет человек все мирское. В-седьмых, святостью своей и чистотой. И пока не обретет он в себе достаточно силы, дабы земная его жизнь удовлетворяла перечисленным требованиям, до тех пор недоступна ему будет жизнь вечная.
Но если познал он Бога и воспламенен огнем любви к Нему, и способен различать величавые, исполненные мощи знамения Царства Горнего, и сам становится источником любви среди ближних своих и являет жизнью своей образец совершеннейшей чистоты и святости, то несомненно сей сподобится второго рождения и родится вновь, и получит крещением Духом Святым. и жизнью вечною насладится.
Не удивительно ли: человек, созданный, дабы познать Господа и полюбить Его, украситься добродетелями, просветлить разум свой ниспосланным свыше знание, и приобщиться жизни вечной, так вот, человек пренебрегает сими благими возможностями и предпочитает оставаться невежественным. Задумайтесь, ведь ищет он какие угодно знания, но только не знание о Боге.
Например, самое страстное его желание - это проникнуть в тайны глубочайших земных пластов. Изо дня в день пытается он разведать, что сокрыто от его взоров под земной поверхностью, прикидывает, какую пользу возможно извлечь из свойств того или иного минерала, или же надеется в результате археологических раскопок получить знание о своем прошлом. Он неутомим в попытках разгадать тайны земли, но нимало не стремится получить представление о чудесах Царства, не желает пересечь его беспредельные пространства, дабы обогатить себя пониманием Божественных истин, приблизиться к познанию тайн Господа и узреть великолепие Солнца Истины, и осознать славу жизни вечной.
Сколь невнимателен человек и сколь беспечен! Страстно влечется он к тайнам материи, не подозревая о существовании тайн Божественных. Нет, он вовсе пренебрегает ими, он слишком рассеян, чтобы заметить их! Сколь велико его невежество! Сколь близок он к тому, чтобы покрыть себя бесчестием! Это как если бы добрый и любящий отец собрал для сына своего чудесную библиотеку, дабы тот мог получить сведения о тайнах мироздания, и окружил его, вдобавок, всеми возможными удобствами и развлечениями, доставляющими радость, а сын забавлялся игрой в камешки, не умея по неразумию своему оценить ни заботы отеческой, ни даров его.
Сколь безрассуден и пренебрежителен человек! Отец соблаговолил осенить его вечной славой, а он предпочитает пребывать во мраке невежества и нищете! Отец построил для него царский дворец, а он возится в уличной пыли. Отец приготовил для него одежды из шелка, а он предпочитает оставаться нагим. Отец предлагает ему изысканные яства и отборные плоды, а он ищет себе пропитания среди трав полевых.
Хвала Господу, вы-то слышите зов Царства! Ваши глаза отверсты, и лица ваши обращены к Богу. Поставив перед собою задачу познать тайны сердца и смысл всего существующего, вы тем самым радуете Господа. Денно и нощно стремитесь же постичь величие Царства, старайтесь различать Божественные знамения, дабы обрести уверенность в том, что у мира сего есть Создатель, Жизнедатель, Зиждитель, Податель всех благ. Не удовлетворяйтесь догадками, и да постигнете вы сие на основании подтверждений и свидетельств, непосредственно от Господа исходящих, а также благодаря собственным безошибочным умозаключениям вкупе с ясным видением, то есть, иначе говоря, видеть сие вы должны столь же отчетливо, как видите солнце.
Только тогда сможете вы узреть присутствие Божие и обрести понимание святых Откровений Его.

Что есть истинное единение? Если мы приглядимся к тому, как живут люди, то заметит, что между ними существуют самые различные формы единения. Прежде всего люди отделяют себя от животных, что соответствует положению человека среди сотворенных Господом существ. Сие сознательное отделение от мира животных свойственно всему потомству Адамову, каковое представляет собой одно огромное сообщество или, вернее, семью и является основой единения людей в материальном мире. Но эта огромная семья делится в свою очередь на менее крупные сообщества, в каждом из коих единение людей осуществляется по признакам принадлежности к одной расе, и каждое такое сообщество стремится отделиться от других, подобных ему, уже на основе кровного родства. Единение возникает также благодаря общности языка, на котором изъясняются члены одного и того же сообщества, возникает оно и тогда, когда люди решают жить в соответствии с той или иной формой государственного устройства, как, например, французы, немцы, англичане и т. д..; единение возникает и на почве политических интересов, оно помогает различным партиям и фракциям в парламенте отстаивать свои гражданские права. Но все сии виды единения призрачны и ненадежны и ничто действительно прочное невозможно создать на их основе, тогда как подлинное единение способно принести реальные результаты, ибо вдохновляется свыше. Вышеперечисленные методы единения кратковременны, - следовательно, и результаты их будут невелики. Например, на основе принадлежности к одной расе или государству возможно, разумеется, единение, но будет оно крайне непродолжительным. Объединившиеся на основе этих принципов подобны семье, которая решила жить, отгородившись от всего мира. Такое сообщество не способно создать ничего, что могло бы иметь непреходящее всемирное значение.

Если же объединятся люди во всем мире, осознав, наконец, что все они хранимы всезащищающей славой Господа, что все они - слуги Его и дышат одним для всех воздухом, живут на одной для всех земле под одним для всех небом, греются в лучах одного для всех солнца и опекаемы Единым Господом, - вот это будет действительно плодотворное и долговечное единение.
Но, увы, человечество и доныне уклоняется с верного пути, оно создает секты и прочие временные по своим целям объединения, основанные на общности патриотических, расовых или просто своекорыстных чувств и интересов. И тем не менее очевидно, что мы окружены сиянием и милостью Господа, ибо разум наш совершенствуется, чувства утончаются, ширится повсеместно влияние науки и искусства. Следовательно, существует возможность установления подлинного и окончательного единения всех стран и народов, а это в свою очередь приведет к небывалым доселе последствиям: все религии придут, наконец, к взаимопониманию, народы, ранее враждовавшие, возлюбят друг друга, сильные мира сего прекратят усобицы и заключат между собою дружественные союзы, Запад и Восток, позабыв навсегда причины прежних войн, воссоединятся во имя Величайшего Мира в этом мире. Не очевидно ли, что и вышеупомянутые непрочные сообщества тоже выражают, пусть в зачаточном виде, идею того великого и сознательного единения, в результате которого все народы станут одним народом, одной семьей.
Но есть еще один вид единения - единение духовное, каковое осуществляется при посредничестве Духа Святого. Сей вид единения - самый подлинный и даже более величествен, чем воссоединение стран и народов, каковое можно уподобить телу, тогда как духовное единение - это как бы душа, обитающая в теле. При достижении духовного единения каждый человек готов пожертвовать последним ради ближнего своего, а высшее его желание - это пожертвовать жизнью на благо всего человечества. В древности именно такое единение возникало между пророками и святыми, последователями учения Иисуса Христа. Такое же единение, основанное на духовной близости и любви, существует между приверженцами религии бахаи, поэтому каждый из них готов пожертвовать ради ближних жизнь. Дабы стало такое единение возможным, отдали некогда свои жизни двадцать тысяч людей в Персии. Противники этой идеи расстреляли Баба и Бахауллу сначала изгнали из страны, а затем заключили в темницу, где томился он сорок долгих лет. Сие единение есть дух, животворящий тело общества. Невозможна жизнь в этом теле, если не оживит его дух единения. Святой Иисус Христос - жизнью своей готов я пожертвовать ради Него! - пытался объединить человечество. Каждый, кто внимал заповедям Его и верил им, воскресал духовно и преисполнялся желанием единения с ближними, воспарял душою в зенит вечной славы и приобщался жизни вечной, рождался вторично и наслаждался совершеннейшим счастием.
Но Слово Божие есть залог и другого единения, залог единства устремлений Явителей Господа, Святых Авраама, Моисея, Иисуса Христа, Магомета, Баба и Бахауллы. Сие единение, сияющее щедростью к людям, имеет небесное, Божественное происхождение. Сущность их заповедей одна и та же, одну и ту же истину несли они людям. Их появление в истории человечества можно уподобить перемещению солнца на небосклоне. Зимой солнце сияет в северном полушарии, а летом - в южном. Каждый месяц оно перемещается по эклиптике в новое зодиакальное созвездие. Но хотя место, в котором мы зрим его появление на горизонте, всякий раз иное, это все то же солнце, что светило нам вчера и тысячу лет назад. Так вот истинный смысл деятельности Явителей - это солнце, а сами они - как бы зодиакальные созвездия.
Но есть еще один вид единения, это - Божественное Единство, сущность коего непостижима для разума человеческого, не способного по своей ограниченности вместить сие понятие. Божественное Единство бесконечно и конечным быть не может, а все наши представления и идеи конечны, ибо они суть порождения нашего же разума, возможности коего ограничены лишь самопознанием. Истину же Божественного существования способен познать только Бог. Человеку не под силу обрести совершенное знание о Боге. Например, мы наделяем Его следующими атрибутами: Живой, Всемогущий, Самосущный, Вечный, но во все сии понятия вкладываем наши конечные идеи и представления о Нем. Истинное знание о Боге превосходит наше разумение.
Сущность Бога сокрыта от наших взоров, ибо заключена в святость и чистоту, меру коих нам не постигнуть. Тем не менее, хотя сущность сия и превышает нашу познающую способность, сияние ее, дары ее, знамения и совершенства ее явлены нам в заповедях пророков и в их личностях, подобно солнечному сиянию, отражающемуся во множестве зеркал. Сии Святые отражают сияние Бога, ибо сущность Его подобна Солнцу. Однако следует помнить, что сущность сия пребывает в Царстве Небесном, а в зеркалах мы зрим лишь отражение ее.

Благодеяния и щедроты, от каждого пророка исходящие, заключают в себе один и тот же дар Господа, ниспосланный всем людям. Сущность Божественного Единства Господа везде и всегда проявляется равномерно, она превышает наши представления о воплощении Господа в того или иного пророка, она превыше нашего понимания о сущности Бога.
Божественное Единство, зеркалами коего являются пророки, отражается в их достоинствах и совершенствах, подобно Солнцу, однако Солнце сие никогда не снисходит с наивысшей точки своей на духовном небосклоне. Вот что такое истинное единение, вот что такое Единство и святость. Вот за что мы возносим хвалу Господу и поклоняемся Ему.

Со времен Адамовых до наших дней перед человечеством простираются два пути, один из которых ведут в мир материи, а другой - в Царство Небесное.
По первому пути идут животные, ибо они сообразуются в своих действиях лишь со своими же инстинктами и желаниями. Какие бы наклонности ни руководили поступками их, животные всегда остаются рабами природы, и не способны уклониться с пути, который она им предопределила. Они пребывают в полном неведении относительно Царства Небесного. Истина Божественной религии невнятна им. Животные лишены способности мыслить, лишены сознания. Все, что находится за пределами чувственного восприятия, недоступно их пониманию. Восприятие животного ограничено тем, что видит его глаз, слышит его ухо, обоняют его ноздри, ощущает небо и кожный покров, и этого ему вполне достаточно. Но мир сверхчувственного, через который пролегает путь в Царство Божие, мир Божественной религии, для восприятия которой надобна духовная восприимчивость, - сие недоступно животным, ибо даже самые совершенные в своем роде, они суть пленники природы и не способны осознать возможность иного пути, кроме того, по которому идут.
И сколь же странно слышать в наши дни заявления философов материалистического толка, что не утратили они свои животные инстинкты, то есть в сущности гордятся тем, что остаются рабами природы. Они утверждают, что верить можно только свидетельствам органов чувств, а все прочее - недостоверно. Воистину из их же собственных слов явствует, что они во власти природы и не в состоянии постигнуть существование духовного мира, что им ничего не известно о Царстве Божием и щедрости Господа. Но уж если таковое мировоззрение возводится в добродетель, то тогда животные неизмеримо добродетельнее этих философов, ибо абсолютно невежественны и не имеют понятия о существовании Царства духа и том внутреннем мире, каковой открывается человеку в процессе самопознания. Животные согласились бы с материалистами, что не существует ничего, кроме чувственных ощущений. Но если допустить, что смысл существования сводится к чувственным ощущениям и что таковое существование есть благо, тогда животные несомненно совершеннее человека, ибо они погружены в материальный мир и не ведают о пути в Царство Божие, тогда как человеку ниспослан Господом дар постигать знамения мира духовного и безграничной силы посредством разума своего способен он повелевать природой.
Задумайтесь, ведь все сущее пребывает в плену природы. Солнце и планеты, из коих состоит солнечная система, гигантские звезды и планеты, возвышенные горы на нашей земле и неисчислимые формы жизни, что возникли на ее поверхности - все сие пребывает в плену природы. Ничто в материальном мире не может ослушаться ее воли. Величие и слава Солнца распространяются на миллионы миль, но и оно - всего лишь раб, обреченный покорно вращаться по одной и той же орбите, не в силах будучи нарушить законы материального мира. И только человек свободен, ибо он - царь природы.
В соответствии с ее законами суждено ему было пресмыкаться во прахе земном, но поглядите: вон он воспарил на аэроплане превыше самых высоких горных вершин, на корабле бороздит океан, а в субмарине опускается в океанские глубины. Он принуждает природу служить своим нуждам: например, могучую энергию электричества заключил в крохотные стеклянные лампочки, и вот сия энергия приносит ему пользу и обеспечивает удобствами. Благодаря изобретению телеграфа люди на Востоке теперь имеют возможность сообщаться со своими друзьями на Западе. Благодаря изобретению фонографа они записывают и таким образом сохраняют для потомков свои голоса. Не покидая земной поверхности, человек проникает в тайны звездных миров, расположенных на немыслимом расстоянии от земли, открывает сокровища, сокрытые в природных недрах, постигает истинный смысл вещей и явлений, словом, извлекает на свет Божий все, что ревнивая природа предпочла бы утаить от него. Именно благодаря духовной, то есть внутренней силе, человек способен постигать непостижимое и делать незримое зримым, и поступает он так вопреки ее воле. Воистину человек - царь природы, ибо во всем ее превосходит. В природе нет развития, а человек развивается. Природа лишена сознания, а человек наделен им. Все, что происходит в природе, происходит из необходимости, тогда как человек волен поступать по собственному желанию. Природа не способна к самораскрытию, а человек познает самого себя. Природа внеположна Царству Божию, а человеку зримы приметы Его. Человек обретает Божественные достоинства и совершенства, природе сие не дано. Природа не знает Бога, а человеку ведомо присутствие Его. Человек способен по собственной воле искоренять пороки свои, тогда как природа вся во власти слепых инстинктов. Итак, не очевидно ли, что человек по благородству и значимости выше природы, ибо беспримерная мощь в нем, ибо наделен сознанием, свободой воли, памятью, интеллектом, Божественными достоинствами и совершенствами, природа же лишена их безнадежно. Человек превосходит природу как своими собственными совершенствами, так и Божественной мощью, которая сокрыта в нем до времени и проявляется в деяниях его.
И не странно ли, что, обладая всеми вышеперечисленными достоинствами и совершенствами, он по своей воле спускается ступенью ниже и провозглашает, что ничуть не более велик, чем животные? Господь вложил в него дух самопознания, благодаря коему он представляет собой самое чудесное из всех творений Божиих. Увы, не сознавая в себе сие совершенство, человек погружается в мир материи, признает ее власть над собой, отрицая все, что свыше. Разве в этом заключается совершенство человека? Придерживаясь материалистических взглядов, он в самом прямом смысле опускается до уровня животных, ибо именно животным не дано познать ничего, кроме чувственных ощущений. Ведь животные даже превосходят этих горе-философов своим абсолютным неведением о существовании Царства Небесного, ибо не обладают духовной восприимчивостью, тогда как людям ниспослана сия способность. Одним словом, материалисты идут по пути природы.
Второй путь - это путь религии, стезя, ведущая в Царство Небесное. Идти по этой стезе означает стремиться обрести достохвальные добродетели и духовное просвещение, совершать праведные поступки по отношению к ближним. Сей путь - путь прогресса, он возвышает человечество. На этом пути получает человек духовное просвещение и воспитание, совершенствуется нравственно и, постигая значение щедрости Господа, притягивает к себе, как магнит, любовь Его. Это путь Святых Явителей Господа, ибо они суть основатели Божественной религии Единства. Прям и неизменен сей путь. Се - стезя самосовершенствования нашего и просвещения духовного, обретения добродетелей, ниспосылаемых нам небесами.
Но - увы! Люди погружены в пучину суеверий и лживых домыслов, хотя истина Божественной религии всегда неизменна и столь очевидна! Суеверия омрачают сияние ее, и свет религии неразличим во мраке этом. Сей мрак способствует разделению и рассеянию общества, множится число враждующих друг с другом догматических сект, каждая из коих совершает свои собственные обряды, отличные от тех, каковые совершает другая, и сие вызывает раскол в религиозной жизни общества, тогда как истинная религия способствует объединению людей, но отнюдь не разделению. Истинная религия - это источник любви и согласия между людьми, она способствует развитию в человеке достохвальных добродетелей, но люди, увы, предпочитают ее сиянию ложный блеск суеверий, пренебрегают истиной и не желают объединиться друг с другом, посему свет истинной религии не достигает их взоров. Они охвачены суевериями, каковые достались им в наследство от отцов и предков. И вот до такой степени овладели ими сии ложные воззрения, что, пребывая во мраке, слышать они даже не хотят о небесном сиянии Божественной истины. Иными словами, религия, сущность которой животворна, становится для них причиной смерти, и вместо того, чтобы даровать им знание о Господе, напротив, затмевает их разум и отнюдь не возвышает над природой, а низвергает во тьму, на низшие ступени развития сущего. Поэтому темен и тесен мир, в коем живут сии отступники, материалистические воззрения преобладают в умах их, ибо сии люди предпочитают неподлинное и нечестивое всему святому и священному, что содержится в истинной религии. Когда солнце садится за горизонт, на охоту вылетают летучие мыши, ибо твари сии суть порождения ночи. Когда меркнет свет религии, появляются материалисты, каковые суть тоже дети ночи. Когда мир пребывает во тьме, когда тучи омрачают небеса и религия приходит в упадок, тогда наступает время их активности.

Всему сотворенному свойственно переживать период зрелости. У дерева это период плодоношения, растение в это время украшается цветами, у животного завершается рост и обретает оно полноту и совершенство форм, а у человека в период зрелости способности его разума достигают наивысшей силы и активности. От начала жизни и до самого ее конца человек приходит через определенные фазы или стадии развития, каждая из которых отмечена только ей присущими особенностями и отличительными чертами. Например, в детстве наши нужды и притязания соразмерны умственным и физически возможностям именно этого возраста. Спустя некоторое время мы вступаем в период юности, и прежние потребности и интересы сменяются новыми, соответствующими более высокому уровню нашего развития. В юности человек начинает мыслить шире и глубже, разум его крепнет, чувства утончаются, прежние условия существования стесняют его возросшую энергию и активность. Но вот и юность позади, человек достигает зрелости, каковая влечет за собой преобразования в человеческом организме, наделяет его преимуществами, необходимыми для жизни в изменившихся условиях. Новыми силами и способностями преисполняется человек, новыми знаниями и соразмерным нынешнему его развитию опытом обогащается его разум, обретает он дары и милости, ниспосланные ему сообразно с возросшими его способностями воспринять их. Прежние условия существования не удовлетворяют зрелый, сформировавшийся ум. Так же и человеческое общество проходило через периоды детства, затем - юности, а ныне достигло долгожданной зрелости, и сему свидетельства повсеместно зримы и очевидны. Ибо нужды, свойственные людям на прежних этапах развития, изменились или оттеснены более насущными, характерными для нынешнего состояния общества. То, что было пригодно человечеству в период его детства и юности, не удовлетворяет требованиям нынешнего времени, времени новых и на сей раз окончательных решений. Человечество преодолело свою ограниченность, вышло из периода ученичества. Дабы соответствовать духу двадцатого столетия, каждый из нас должен преисполниться новыми добродетелями, проникнуться новой моралью, овладеть новыми знаниями. Новые щедроты, блага и совершенства уготованы человеку и уже ниспосылаются ему. Дары и милости, полученные в юности, не в состоянии обеспечить потребности и притязания, присущие периоду зрелости. Детские игрушки не интересны взрослому человеку.
Со всех точек зрения очевидно, что в человеческом обществе происходит переустройство. Законы былых правительств и цивилизаций пересматриваются, научные теории совершенствуются, ибо благодаря изысканиям и изобретениям человечеству открываются все новые и новые тайны Вселенной, промышленность и производства достигли невиданного размаха, повсеместно ощущается мучительное, но неизбежное рождение новой жизненной активности, и вот это и есть несомненное свидетельство того, что наступает эпоха всемирного переустройства. Старые деревья не плодоносят, старые идеи и методы выходят из употребления, старые этические нормы, ветхая мораль и прежний образ жизни непригодны в сей век просвещения и прогресса.
Одновременно заметны и преобразования в сфере религии. Бездумное подражание верованиям предков уходит в прошлое. Когда-то религиозный фанатизм, может быть, и служил средством объединения людей, но теперь от него мало проку. Слепое следование обычаям и религиозная нетерпимость издревле являлись главными препятствиями на пути человечества к прогрессу. Пока не отрешимся мы от сих пороков, не будет между нами мира и согласия, не достигнуть нам благополучия. Посмотрите, что творится сейчас на Балканах*: вследствие разрушительных войн общественные устои там разрушены, города лежат в руинах некогда плодородные земли запущены, отцы, матери и их чада проливают слезы, и все это произошло потому, что народы, придерживающиеся вероисповедания, каковое лишь внешне напоминает религию, а на деле искажает дух и сущность Боговдохновенных учений, не могли не проникнуться враждою и ненавистью друг к другу.
*В 1912 году

И тем не менее очевидно, что в этом столетии, когда человечество достигло зрелости и полноты своих возможностей, Господь продолжает одаривать нас нескончаемыми милостями. Вздымается волнами океан Милосердия Его, весенними дождями щедро орошается земля, сияет Солнце Истины во славе своей.
Боговдохновенные учения, соответствующие нашим возросшим способностям восприятия, открылись нам именно в этом, осененном милостью Божией столетии. Сие обращение к основам истинной религии вдохновляется созидательным духом времени и благодаря сиянию Слова Божия сулит нам всеобщее просвещение, исцеление от всех недугов и дар Жизни Вечной.

В нашей солнечной системе источником света является солнце. По воле Божией сие светило дает жизнь сотворенным вещам и способствует их развитию. Понаблюдайте за существами материального мира, и вы заметите, что их рост и формирование находятся в прямой зависимости от солнечного света и тепла. Без животворного воздействия солнечных лучей невозможно произрастание деревьев и прочей растительности, немыслимо существование животных и человека. Ни одно из сотворенных Господом существ не смогло бы выжить без солнечного тепла и света. Но при более глубоком размышлении мы понимаем, что величайший Даритель и Податель жизненных благ - это Господь, а солнце лишь посредник, ибо оно исполняет Его волю и Его замысел. Солнце - это милость Божия. Свет в нашей солнечной системе проистекает из этого ослепительно сияющего центра. Без солнца в материальном мире воцарился бы мрак. А в духовном мире, в мире разума и идеальных сущностей, вечным источником света является Слово Божие. Свет сей - это свет истины, и озаряет он душу человека, мысли его и поступки. Это милость Божия, каждому из нас равно ниспосылаемая. Сей свет побуждает душу стремиться к знаниям, просвещает сердце. Сие лучезарное сияние - это благая весть о Царстве Божием. Иными словами, мораль, нравственность обязаны своим происхождением религии. Просвещенные ее светом, человечество возрождается духовно, проявляет присущие ему добродетели и обретает вечную славу. Для людей Солнце Истины - это пророк, Явитель Господа. От пророка исходит духовный свет. Ведь подобно тому, как материальной солнце в материальном мире способствует росту и развитию сотворенных существ, так же и Солнце Истины просветляет разум. Пока не взойдет оно на небосклоне человеческого духовного бытия, обречены люди блуждать во тьме кромешной. Солнце Истины одно, хотя является сие светило в разных местах духовного небосклона, так же, как материальное солнце, будучи единственным источником света в материальной вселенной, занимает в разное время года при восхождении разные точки на тверди небесной. Далеко к северу от точки равноденствия поднимается солнечный диск весной, летом место восхождения солнца приходится на середину его пути, а зимой мы видим, как восходит оно уже в самой южной точке своего зодиакального равноденствия. Итак, восход материального солнца мы наблюдаем в разных точках тверди небесной в зависимости от времени года, но при всем при том светоносная сущность его неизменна. О Солнце Истины можно сказать тоже самое. Желающие узреть Солнце Истины узрят свет его независимо от того, в какой точке духовного небосклона оно взойдет; те же, чьи взоры прикованы исключительно к месту, где оно восходило прежде, не увидят его более никогда, ибо восходит сие светило всякий раз в новой точке духовного небосклона. Кроме того, перемещение Солнца Истины в мире духовном, подобное перемещению солнца материального в мире материальном, представляет собой цикл, состоящий из четырех времен года. И вот когда в мире духовном весна, Солнце Истины сиянием своих лучей воскрешает человека, изобилие щедрот ниспосылается ему из милосердных небес. Тогда мир сверхчувственного приходит в движение, ибо даруется ему счастие новой жизни, разум человеческий крепнет, надежды людей возрождаются и желания одухотворяются, человек снова выказывает присущие ему стремление к добродетели и являет собой образ и подобие Божии. Таковы приметы весны в душе человеческой. А затем наступает лето во всем изобилии духовных плодов своих, а вслед за ним - осень, сопровождаемая губительными, леденящими душу ветрами, и вот уже мнится нам, что Солнце Истины закатилось навсегда, и лишь слабое его сияние брезжит над бескрайним снежным покровом. В мире материальном зимой темно и страшно: где красота и свежесть его? Земля бесплодна, деревья наги и неприглядны. Так и в мире духовном зима - это свидетельство, что из души человеческой исчезло Божественное животворное начало, лишилась она света и милости Божией и обречена на смерть. Но вот начинается новый цикл, и опять приходит весна, и мир, осиянный солнечными лучами, вновь оживает и одухотворяется, и религиозная жизнь подвергается благотворным преобразованиям, и сердца людей вновь обращены к Богу, и заповеди Его внятны им, ибо новое бытие даруется человечеству. Долгое время религии клонились к упадку, а материализм праздновал победу, духовные силы человечества таяли, нравственность ухудшалась, сатанинские страсти овладевали сердцами людей, враждою и ненавистью дышал мир человеческий, насилие и жестокость преобладали в нем. Люди забыли Бога и тем самым отвергли дары Его, затмилось Солнце Истины и, казалось, вечная зима наступила в жизни человечества. Но вот по милости Божией мы вновь видим свет весны - это сияние Господа, ослепительное сияние Солнца Истины возвращается к нам, и разум, и сердца наши ликуют, и дух новой жизни вселяется в тело материального мира, и снова прогресс человечества очевиден. Я надеюсь, что Солнце Истины озарит сей мир, и вражда и ненависть исчезнут из жизни человеческой вкупе с религиозной нетерпимостью и фанатизмом. Человечество соединится узами братства, между людьми воцарится совершенное согласие, народы земли встретятся под стягом Истины, и тогда все религии войдут в священный храм Единения, ибо основа всех Боговдохновенных религий одна, и основа сия - истина. Истина неделима и не допускает множественности. Все Явители Господа, сколько их ни было, проповедовали и распространяли одну и ту же истину, они учили человечество, что истина всегда одна. Узколобый догматизм и предубеждения, как тучи или туман, долго затмевали ее сияние. Мы должны отрешиться от сих заблуждений, и тогда тьма рассеется, и Солнце Истины воссияет еще ослепительнее, чем прежде. Люди всей земли объединятся, секты и конфессии перестанут враждовать, ибо сущность всех религий одна и та же, все национальности сольются в одну, осознав общее отцовство, все слои общества найдут пристанище и убежище в одном шатре, под сенью одного и того же стяга. И пока не будет основана духовная цивилизация, не наступит прогресс и в цивилизации материальной, что подтверждается событиями нашего времени. Поглядите, какие катастрофы потрясают сей мир! Войны доныне раздирают человечество! Сколько еще в людях вражды и ненависти! И это означает, что духовная цивилизация в мире сем еще не завершена, ведь если бы дело обстояло иначе, то развеялись бы облака пыли, что разделяют всех нас, рассеялась бы тьма, и Солнце Истины воссияло бы пред нашими взорами во всей ослепительной славе своей!

Отеческая забота Господа, Его любящая кротость и доброта очевидны. Милосердный, одаривает Он каждое Свое творение сполна и с избытком, и если кто-нибудь из нас согрешит, не лишает его господь милости Своей. Все сотворенные существа суть проявления Его отеческой ласки и щедрости, и наделены дарами Его. Все люди - братья, и сия истина столь же очевидна, как сияние солнца в полдень, ибо все мы слуги единого Господа, все мы - представители рода человеческого, и живем на одной земле под куполом всеобъемлющих небес, и окружены океаном Божественного Милосердия. Человеческое братство, зависимость людей друг от друга потому и возможны, что взаимопомощь и сотрудничество - суть краеугольные камни, на коих зиждется благоденствие рода человеческого в мире материальном.
Но существует еще и братство по духу, братство несравненно более возвышенное, преисполненное святости и, следовательно, превосходящее все иные виды братства. Братство сие имеет небесное происхождение, ибо вдохновляется веянием Духа Святого и озарено лучами Божественных совершенств, и осуществимо оно благодаря нашей способности воспринимать духовные дары. Братство сие осуществляется Явителями Господа. Явители сии со времен Адама стремились объединить человечество, уподобить его единой душе. Ведь задача пастуха заключается в том, чтобы стадо его пребывало в целости. Пророки Господа были пастухами, пастырями человечества. Они крепили узы любви и братства между людьми, собирали рассеянные племена в один народ, а народы - в одно могущественное государство. Они заложили основы понимания Единосущности Господа и призывали человечество к миру во всем мире. Сии Святые Явители Господа суть один человек. Они служили одному и тому же Богу, проповедовали одну и ту же истину. Сущность обрядов и таинств, кои они устанавливали, была одна и та же, и отражали они душами один и тот же свет. Они являлись каждый в свое время, но между ними существовала духовная связь. Каждый провозглашал, что за ним придет другой, и восхвалял его, и таким образом сообща они закладывали основы истинного вероучения. Это Явители увещевали нас любить ближних и сделали мир человека зерцалом Слова Божия. Посему все Боговдохновенные религии, ими основанные, имеют один источник. Смысл их ученой, доказательств и свидетельств, различаясь в частностях и способе изложения, по сути один и тот же у всех. Деяния Явителей в духовном мире можно уподобить пришествию весны в мире материальном. Весна в духовном мире - это подъем творческой активности человека. Новые дары и способности, новые жизненные силы ниспосылаются ему в это время, каковое, между прочим, не обязательно совпадает с временем весны в мире материальном. Сейчас у нас 1912 года, вчера был 1911 и так далее вспять, но по сути все временные разграничения условны. Солнце одно, хотя и занимает сие светило, перемещаясь по небосклону бесконечное количество точек. Океан один, но в разных частях света его называют то Атлантическим, то Тихим, то Ледовитым, то есть названия у океана разные, но вода в нем одна и та же. Подобным же образом Боговдохновенные религии Явителей, как бы ни различались они по названиям и сколь бы ни было велико их число, суть одна и та же религия. Ведь если человеку темно, то ему неважно, в какой точке небосклона возникнет свет. И если человек наслаждается красотой и благоуханием розы, то ему безразлично, что собою представляет почва, сию розу взрастившая. И если человек ищет истину, то ему все равно, откуда она является. Но если тебе нравится форма светильника, это еще не означает, что ты стремишься к свету. Ведь когда мы наслаждаемся красотой и благоуханием розы, нам неважно, в каком месте роза сия выросла. Наслаждение сладостью плодов - вот что приносит радость, а с какого дерева снял ты сии плоды и в каком месте сие дерево произрастает - несущественно. Важно постигнуть вечные истины - и не имеет значения, в каких книгах записаны они. Важно утвердить слово истины - и не имеет значения, на каком языке оно высказано. Попустительствуя суевериям, мы тем самым умножаем невежество, а, стало быть, и беды, из невежества проистекающие, ибо вражда между религиями, расами и народами возникает по причине взаимного непонимания. Если мы исследуем основные принципы различных религий, то нам откроется, что принципы сии согласуются друг с другом и что сущность их одна и так же, единая и неделимая. Именно поэтому можно надеяться, что человечество когда-нибудь объединится, ибо оно поймет, что истинные цель и задача любой религии состоит в том, чтобы выявлять в людях достохвальные добродетели, побуждать их к моральному совершенствованию и духовному развитию, дабы жили они праведно и обретали милость Божию. Все пророки стремились претворить сии принципы в жизнь, никто из них не способствовал возникновению пороков и зла. Они желали людям только добра, увещевали из проникнуться любовью к Богу, ибо лишь сия любовь способна объединить человечество, убеждали их жить в мире и согласии.
Вспомним Авраама и Моисея. Вспомним сии имена ради тех достохвальных качеств, коих воплощением каждый из этих пророков являлся. Когда, например, мы произносим имя "Авраам" то имеем в виду: это Явитель Боговдохновенного Учения, сосредоточивший в себе человеческие добродетели. Однако имя сие символизирует также и утреннюю зарю Божественного вдохновения, и милость Божию, и совершенства Его, а сие множество значений нельзя приписать какому-то одному человеку, жившему в конкретном времени и месте. При встрече с праведником мы видим, что личность его излучает сияние той же истины, что сияла в добродетелях Авраама, но ведь и Моисей проповедовал ту же самую истину, поэтому мы преклоняемся также и пред величием духовной красоты Моисея. Если мы будем чтить личность Авраама, а не добродетели его, то уподобимся тем, кого прельщает форма светильника, а не свет, сим светильником излучаемый, - когда видят они новый светильник, то мнится им, что он хуже старого, и не понимают, что пламя и в новом, и в старом одно и то же. Посему те, что чтил личность Авраама, а не добродетели его, оказались обделенными, когда добродетели сии явлены были в Моисее. Вспомним, как евреи, веруя в святость этого пророка, ожидали пришествия Мессии. Добродетели и совершенства Моисеевы еще ослепительнее просияли в Святости Иисуса Христа, но евреи упорно продолжали поклоняться личности Моисея. Если бы чтили они его добродетели и совершенства, то уверовали бы несомненно и в Святость Иисуса, ибо то же самое сияние от Него исходило. Тому, кто стремится к свету, безразлична форма светильника, а тому, кого прельщает лишь форма, безразлично, способен сей светильник служить источником света или нет. Итак, мы должны чтить добродетели, явленные в Аврааме, Моисее, Иисусе и других провозвестниках Господа, отнюдь не обожествляя провозвестников этих. Блуждающему во мраке нужен свет, а форма светильника ему безразлична. Мы стремимся узреть солнце, и нам неважно, в какой точке духовного небосклона оно явится. Нам все равно, от кого исходит свет, от Авраама или Моисея, ибо когда мы блуждаем во мраке, нам нужен свет, и нас не заботит форма светильника, сей свет излучающего. И когда мы утоляем жажду, нам неважно, из какой скалы бьет источник. И точно так же нам все равно, в каком саду созрели плоды, коими мы утоляем голод. И точно так же в засуху нам безразлично, с какой стороны небосклона движется туча, напитанная влагой. Не следует ограничивать себя частностями, если мы хотим найти истину. Частности суть оковы. Если мы отрешимся от сих оков, то согласие воцарится между нами, ибо все мы ищем одну и ту же истину. Бездумное следование заповедям даже истинной религии ослабляет веру и затемняет свет истины. Разногласия в способах подражания истинной религии всегда приводили к противостоянию, вражде, ненависти и кровопролитию. Но вот наступило сияющее славой двадцатое столетие, и щедрость Господа очевидна во всех сферах жизни человеческой. Сколь ослепительно сияние Солнца Истины! Воистину настало время отрешиться от лжеучений, изгнать из нашей жизни предрассудки и суеверия и чтить Единого для всех Господа. Следует обратиться к истинным учениям пророков, дабы достигнуть всеобщего мира и согласия. Хвала Господу! Ибо весна Его близится! Воистину двадцатое столетие - это время весны. Обретая ее дары, разум и душа человеческие расцветают. Весна воскрешает мир сущего. Сияние Истины и облака Божественного Милосердия изливают в сей мир всю полноту милости Божией. Очевидны чудеса материального прогресса, но еще удивительнее открытия в мире духовном. Воистину сие столетие можно назвать столетием чудес. Близко время, когда народы мира осознают, что отечество у всех у них общее, когда все религии станут одной религией, а расовые и религиозные разногласия исчезнут из жизни человеческой. Близок день, когда люди всей земли сойдутся под стягом воссоединения, осиянные утренней зарею Величайшего мира в этом мире. Посему обратимся с мольбою к Господу, дабы разогнал Он мрачные тучи лжеучений, очистил наши души от плевел предубеждений, дабы преисполнились Восток и Запад обоюдным сиянием любви и доброжелательства, дабы народы мира обняли друг друга, дабы совершенное духовное братство озарило сей мир как солнце в полдень.

Историки единодушны во мнении, что наш век по значимости равен сотне прошлых веков. Если суммировать все былые достижения человечества, то количество научных открытий, сделанных в двадцатом столетии, и сегодняшний материальный уровень цивилизации действительно равны и даже превышают достигнутое в этой области за все предшествующие времена. Уже одно только число выпускаемых книг свидетельствует о том, что деятельность человеческого разума в настоящее время отличается большим размахом и глубиной, чем в какую бы то ни было иную эпоху. Посему очевидно, что это столетие по своей исторической важности превосходит все предыдущие. Задумайтесь над чудесными свершениями, знаменующими наше время: сколько открытий и изобретений во всех сферах научной деятельности, сколько преобразований в общественной жизни, способствующих благоденствию человечества. Стали явными сокровеннейшие тайны Вселенной, воистину волшебный мир неведомых прежде явлений и возможностей лежит перед нами - нам остается лишь продолжать сии исследования и использовать открытое себе на благо. Восток и Запад посредством телеграфа ныне мгновенно сообщаются друг с другом. Человек воспаряет в небеса и погружается в морские пучины. С развитие пароходства сокращаются расстояния между континентами. Поезда пересекают пространства пустынь и даже горы им теперь не преграда, потому что в них прорыты туннели. Корабли в безбрежных океанах следуют безошибочным курсом. С каждым днем число открытий увеличивается. Сколь чудесно наше столетий, столетие всемирного переустройства! Правительства подвергают пересмотру прежние законы и постановления. Снова расцветают науки и искусства. Образ мыслей современного человека меняется. закладываются основы новой общественной жизни. Птолемеевская концепция мироздания и прочие бесчисленные научные теории и философские системы признаны ложными и бесполезными. Выявляется несостоятельность старых моральных и этических норм. Троны и правительства шатаются и рушатся. Прежний уклад жизни более не удовлетворяет современного человека и нуждается в радикальном преобразовании. Очевидно, что и показная набожность, отжившие формы верования и лживые религиозные учения, некогда во множестве расплодившиеся одновременно с утверждением Боговдохновенной истины, также должны либо исчезнуть, либо подвергнуться реформированию. К религии должны быть предъявлены новые требования. Следует пересмотреть и прежние наши представления о нравственности. При решении проблем человеческого общежития теперь нужны новые средства и методы, новое мышление. Подобно тому, как научные теории и гипотезы древности оказываются ныне совершенно бесплодными, точно так же суеверия и религиозные предубеждения лишь затрудняют понимание сущности истинной религии. Более того, именно они мешают взаимопониманию народов, именно они вызывают в людях вражду и ненависть друг к другу, что в свою очередь приводит к столкновениям и кровопролитиям. Единение человечества невозможно, пока сии предрассудки и суеверия не уйдут из нашей жизни. Поэтому в сей просвещенный век долг каждого из нас заключается в том, чтобы постигнуть истинную сущность Боговдохновенной религии, искать способы установить мир и согласие между людьми, дабы соединились они узами любви и дружбы. Ибо в единении узрит человек сияние вечности и великолепие Господа, преисполнится духом святости и обрящет милости Царства. Наш долг неуклонно стремиться к источнику Божественных милостей, ибо если мы останемся в плену прежних вымыслов и лжеучений, то с каждым днем человечество будет все более деградировать распри и войны распространятся по всей земле, и тогда восторжествуют сатанинские силы и погибнет род человеческий.
Если в семье мир и согласие, то являет собою пример духовного просвещения, если же вражда и ненависть разделяет ее, то гибель и рассеяние этой семьи неизбежны. То же можно сказать и в отношении любого города. Если его жители преисполнены духом добрососедства и сотрудничества, город сей процветает и условия жизни человеческой в нем постоянно улучшаются, тогда как стоит разгореться между жителями вражде и ненависти - и обрекается город сей гибели и запустению. Точно так же обстоит дело и с государством: если между гражданами царят любовь и согласие, то государство становится все более цивилизованным, и, напротив, если граждане начинают воевать друг с другом, то государство гибнет. Столь же справедливо вышесказанное и относительно человечества в целом. Если люди будут исповедовать любовь и соединятся друг с другом узами духовной близости, тогда и весь род человеческий, одухотворенный и просвещенный, вознесется на высочайшую ступень развития и насладится вечным счастием, вечным покоем. Войны, как плевелы, будут с корнем вырваны из жизни человечества, раздоры и усобицы прекратятся и мир воцарится между странами и народами. Все люди станут одной семьей, как волны морские, как звезды на небосклоне, как плоды на ветвях одного дерева. В этом и заключается подлинные счастье и блаженство рода человеческого, в этом и заключается милость Божия. Это и есть истинное просвещение, залог вечной славы и вечной жизни. Я желаю, чтобы вы достигли этого состояния, и молю Господа, чтобы американский народ также пришел к пониманию вышесказанного, дабы демократические принципы, положенные в основу его государственности, не подвергались опасности искажения, дабы осенила сей народ вечная слава.

Сегодня для человека нет задачи почетнее и возвышеннее, чем служение делу Величайшего Мира в этом мире. Мир - это свет, тогда как война - это мрак. Мир - от Бога, война - от сатаны. Мир способствует просвещению человечества, война разрушает основы человеческого общежития. Приглядитесь, как развивается жизнь на земле - мир и братство всегда способствовали ее улучшению и процветанию, тогда как война являлась причиной разрушения и разъединения всего сущего. Все сотворенное, даже на низших ступенях развития, тянется и влечется друг к другу. Небытие есть отсутствие этого обоюдного влечения. Разные элементы, согласно сочетаясь, создают гармонично устроенное целое, но когда они приходят в противоречие друг с другом, то между ними возникает отталкивание, и тогда неизбежны распад и небытие. Все сущее подчиняется этому закону, ибо творческое начало на всех ступенях эволюции и во всех мирах, будь это мир минералов или мир растений, мир животных или мир человека, есть не что иное, как проявление любви. Посмотрите, в каком смятении, в какой тревоге ныне пребывает человечество, раздираемое войнами. Мир - это здоровье и созидание, война - это болезнь и распад. Когда в небеса возносится стяг истины, тогда на земле воцаряется мир. Во все времена войны привносили в жизнь человеческую лишь хаос и неуверенность в завтрашнем дне, тогда как мир и братские взаимоотношения способствовали благоденствию и прогрессу человечества. Это различие особенно заметно сейчас, ибо никогда еще войны не приобретали такой разрушительной силы и не отличались такой жестокостью, как в наше время. Когда в древности два государства вели друг в другом войны, количество жертв обоюдного из безумия не превышало десяти-двенадцати тысяч. Современная война способна лишить жизни сто тысяч душ в течение одного дня. Техническая мощь и эффективность орудий смерти ныне столь велики, что не представляет труда уничтожить целый народ в самый краткий промежуток времени, а сие несравнимо с методами ведения войн в древности. Тем не менее согласно непреложному закону любое проявление сущего при достижении им высшей точки своего развития начинает подчиняться новому порядку вещей, присущему новым условиям и обстоятельствам бытия. И так как в двадцатом столетии техническое совершенство средств уничтожения достигло небывалого уровня, можно надеяться, что переустройство человеческого общества не за горами и что в последующие века люди употребят всю свою энергию, все силы разума на благо интересов мира. Посему да будет сие достопочтенное и многоуважаемое братство, имеющее целью установить мир во всем мире, неколебимо в своих праведных устремлениях. Да поможет вам Бог. Да приблизится вашими усилиями время, когда стяг всеобщего согласия вознесется над миром, когда повсеместно будет достигнуто благоденствие, а тьма, ныне окружающая нас, рассеется... Не властны сильные мира сего отменить насущные блага и милости, кои предназначил людям Господь в сие великое и славное столетие. Человек способен противостоять чему угодно, только не воле Божией, каковая направлена на удовлетворение нужд и потребностей нашего с вами времени. Хвала Господу, идея мирного сосуществования распространяется ныне по всей земле, у нее множество приверженцев, и особенно в Америке находит она наиболее сочувственный отклик. Хвала Господу! Дело мира побеждает, и все больше становится сторонников всеобщего единения, готовых неустанно бороться за мир во всем мире. Нет сомнения, что ваше достойное восхищения демократическое государство воспримет сию идею. Я уверен что стяг всечеловеческого согласия вознесется именно в этой стране, дабы отсюда начать свое шествие по всей планете. Благодарение Господу, вы способны проникнуться и вдохновиться идеей мирного сосуществования. Я надеюсь, что с вашей помощью свет ее передастся другим народам. Так пусть же воссияет Солнце Истины на Востоке и на Западе, пусть очистятся небеса от мрачных туч, пусть жар солнечных лучей рассеет завесу тумана. Тогда сущность человеческая возвысится и обретет совершенство, явив собою образ и подобие Божие. Разум человеческий вознесется столь высоко, что все его достижения покажутся людям будущего лишь младенческими забавами, ибо идеи и верования прошлого вкупе с предубеждениями, касающимися разделения людей по расам и вероисповеданиям извечно препятствовали прогрессу человечества. Я преисполнен надежды, что сии возвышенные принципы, каковые вам изложены мною, будут способствовать благоденствию человечества. Да воссияет сие столетие ослепительнее всех предшествующих веков, да не померкнет слава его до скончания времен, да будут вспоминать о нем так: двадцатый век был веком просвещения, двадцатый век был веком жизни, двадцатый век был веком мира во всем мире, двадцатый век был веком милости Божией, двадцатый век оставил последующим векам наследие, значение коего непреходяще.

Когда мы обозреваем мысленным взором историю человечества от глубокой древности до самого последнего времени, то нам очевидно, что люди воюют непрестанно. Войны, имеющие своей причиной религиозные, расовые или политические разногласия, суть следствия человеческого невежества, взаимного недоверия людей друг другу, и все сие происходит от недостатка просвещения. Очевидно, что Божественные пророки являлись к людям, дабы внушить им любовь друг к другу и установить между ними мир и согласие. Пророки были подобны пастухам, ведь пастух печется о том, чтобы уберечь стадо от хищных зверей, собирает его в единое целое, направляет по безопасному пути, следит, чтобы не возникали среди подопечных его вражда и ненависть. Каждый Божественный пастух собирал заблудших овец в единое стадо. Таким пастухом был, например, Святой Моисей. В то время, когда рассеянные колена Израиля скитались в пустыне, он собирал из воедино и, просветив из разум, поднял сей народ на более высокую ступень развития и прогресса, и тогда вышли они из пустыни и пришли в землю обетованную. Он преобразил их бесславие в славу, их бедность в богатство, их пороки в добродетели, и слава этого народа воссияла как солнце в зените, и стало тогда возможным величественное владычество царя Соломона, ибо именно с тех пор слава о народе Израильском разнеслась по земле с Востока на Запад. Посему очевидно, что Святой Моисей был пастырь Божий, ибо Он объединил колена Израиля в сильное и могущественное государство. А потом взошла мессианская звезда Иисуса Христа. Он, Иисус, объявил, что пришел в сей мир, дабы снова собрать воедино рассеявшиеся к тому времени колена Израиля, то есть тех же самых овец, коих пастырем был некогда Моисей. Но Иисус был пастырем уже не одних только евреев, Он объединил также и народы Халдеи, Египта, Сирии, древней Ассирии и Финикии, кои пребывали в состоянии крайней вражды и ненависти по отношению друг к другу и были подобны диким кровожадным зверям. Иисус Христос Святостью Своей собрал из воедино, сплотил Своим учением, скрепил узами взаимной любви, а вражду и ненависть изгнал из их жизни. Поэтому очевидно, что Божественные учения предназначены крепить узы близости между людьми и способствовать возникновению любви и братства между народами. Истинная религия не может быть причиной вражды и противостояния. Если какая-нибудь религия сеет рознь и раздоры, то в этом случае предпочтительнее вообще отсутствие религии. Назначение религии - вдохнуть жизнь в общество и государство. Если же она несет смерть роду человеческому, то ее отсутствие будет лишь благом для людей. Поэтому в наши дни мы должны искать именно Боговдохновенные учения, ибо лишь таковые способны излечить человечество от его недугов. В эпоху, когда полудикие племена арабов кочевали в пустынях, не соблюдая законы ни Божеские, ни человеческие, кровопролитные столкновения были между ними обычным делом, и ни одно племя не чувствовало себя защищенным от угрозы нападения другого. И вот в эти ужасные времена явился к ним Магомет, и собрал Он сих обитателей пустыни воедино, примирил их и связал узами братства, и тогда бы прекратились между ними раздоры и распри, и начал арабский народ развиваться, и расширились владения его далеко на Запад, вплоть до Испании и Андалусии. Из вышеизложенного можно заключить, что утверждение основ Боговдохновенной религии способствует делу мира, а войны возникают по другим причинам. Все сущее держится любовью и влечением друг к другу, поэтому очевидно, что кровопролитные столкновения между представителями разных верований и внутрицерковные расколы, столь характерные для истории религии, возникали вследствие предубеждений, суеверий и слепого подражания внешним формам обрядности, тогда как религия - это истина, а истина всегда одна. Основание религии Господа - это единая и неделимая истина. Различные ее толкования проистекают из позднейших предубеждений, приверженности внешним формам обрядности и суеверий, каковые в свою очередь влекут за собою споры, разногласия, разобщенность и вражду. Если человеческие религии обратятся к основам Боговдохновенного учения, то несомненно они придут ко всеобщему согласию, а тогда и раздоры между ними прекратятся, ибо религия Господа и истина - это одно неделимое целое. Причиной войн бывает также различие по расовым признакам. Сие различие чисто вымышленное, ведь род человеческих един, это одна раса, одно потомство, населяющее один и тот же шар земной. В замысле Творца не предусмотрены расовые различия - француз, англичанин, американец, немец, итальянец, испанец - все они члены одной семьи человеческой. Всяческие разграничения выдумываются людьми и имеют искусственное происхождение. Человечество подобно плодам одного дерева, цветам, произрастающим в одном саду, волнам одного моря. В мире животных ведь нет подобных различий. Овцы, родившиеся на Востоке, мирно уживаются с подобными себе, но рожденными на Западе. Стадо рожденных на Востоке, увидев стадо, пришедшее с Запада, не выразит недовольства, как если бы желало оно сказать: "Сии овцы пришли с Запада, они чужие нам!" Нет, и те, и другие будут мирно пастись на одном и том же пастбище, и не возникнет между ними ни территориальных, ни каких-либо иных конфликтов. Так же и птицы из разных краев, случись им собраться вместе, живут в мире друг с другом. Но если сии добродетели явлены в мире животных, неужто люди лишены их? Ведь человек - воплощение небесных милостей, он наделен исключительной способностью постигать Истину. Неужели расовые предрассудки затмят его разум? Неужели мы отвлечемся от действительно творческой задачи всечеловеческого единения и воскликнем в гордыне неразумной: "Я - немец!", "Я - француз!" или "Я - англичанин!" и на основании сей ложный предпосылки объявим войну друг другу? Боже нас упаси совершить сей грех! Ведь земля - наш общий дом, и все мы - одна семья, поэтому нам следует отринуть любые различия между собою, ибо они искусственны и мнимы и порождают лишь раздоры и вражду. Мы прибыли сюда с Востока и, хвала Господу, видим, что сей процветающий континент наделен благоприятным климатом, и люди, его населяющие, сердечны и обходительны, а правительство справедливо и беспристрастно. Неужели у нас могут возникнуть к этой стране какие-либо иные чувства, кроме любви? Неужели мы скажем: "Поскольку это не наша родина, все здесь отвратительно"? Сказать так означало бы проявить грубое невежество, недостойное человека, наделенного даром постигать истину, каковая в том и заключается, что человечество - это одно целое, одна раса, одна семья, и все люди сотворены равными друг другу. Поэтому различия по расовым признакам или национальной принадлежности должны быть отвергнуты, ибо они способствуют разжиганию вражды и ненависти. Поглядите, что сейчас происходит в Триполи*: там проливается кровь невинных и беззащитных, дети остаются без отцов, а матери и отцы оплакивают гибель возлюбленных чад своих. Но какая же польза человечеству от всех этих жертв? В сущности, никакой. И возможно ли оправдать сие безумие? Домашние животные не выказывают по отношению друг к другу ни вражды. ни ненависти, сие свойственно лишь диким кровожадным зверям. В стаде, состоящем даже из тысячи овец, никогда не случается кровопролития. Бесчисленные виды птиц тоже сосуществуют мирно. Волки, львы и тигры жестоки лишь потому, что это помогает им добывать пищу. Но человеку нет нужды проявлять жестокость, он добывает себе пропитание мирным путем. Поэтому очевидно, что жестокость человеческая обязана своим происхождением лишь алчности, эгоизму и слепой, неразумной ненависти. Сильные мира сего в своих дворцах предаются утехам и купаются в роскоши, а простой народ погибает на поле брани, ибо правители используют его в качестве пушечного мяса. Сколь безжалостны и бессердечны они, изобретая чуть ли не ежедневно все новые и новые средства для уничтожения рода человеческого! Чем можно утолить горе матерей, возрастивших в нежностью и любовью чада свои? Ни днем, ни ночью не знали они покоя, заботясь лишь о том, чтобы выпестовать чада свои! И вот варварство воинственных властителей бывает виною тому, что несметное количество юношей гибнет или получает увечья в течение одного дня! Какая невежественность, какое нравственное убожество! Воистину правители сии хуже, чем дикие звери! Ибо голодный волк похищает из стада всего одну овцу, тогда как тиран честолюбивый обрекает на смерть в каждой битве до ста тысяч душ лишь для того, чтобы, похваляясь своей "доблестью", сказать: "Это я верховный главнокомандующий и это благодаря мне одержана сия великая победа!" Задумайтесь, сколь невежествен доныне род человеческий, сколь непоследователен и противоречив в своих суждениях! Если какой-нибудь простой человек совершает убийство, то, независимо от причин, побудивших его решиться на сие преступление, подвергают этого человека суду и заключают в темницу или казнят, но вот когда жестокий тиран приносит в жертву своему честолюбию сто тысяч душ, его величают военным гением. Человека, укравшего незначительную сумму денег, называют вором и наказывают, а военачальника, отдавшего на поток и разграбление целое царство, провозглашают героем. Сколь же низок и невежествен человек! В Персии, в начале девятнадцатого столетия, множество народов, племен, сект и конфессий жили в атмосфере величайшей вражды и ненависти. В это же время и другие народы Востока пребывали в состоянии дикости и варварства. Фанатики были неистовы и нетерпимы, секты враждовали, расы и племена пылали ненавистью друг к другу, в отношениях между людьми царили настороженность и подозрительность. Человека, лишившего жизни какое-то количество своих ближних, прославляли за героизм и доблесть. Для фанатика почиталось достохвальным деянием убить иноверца. Именно в сии ужасные времена явился Бахаулла, дабы проповедовать свои идеи. Бахаулла провозгласил, что человечество есть единое целое, что все мы слуги Господа, любящего и милосердного. Господь сотворил сей мир, вскормил нас и обеспечил каждого в равной мере всем необходимым, поэтому нет у нас основания быть несправедливыми к ближним и питать к ним недобрые чувства, ибо, поступая так, мы противимся Воле Божией. Господь любит всех нас - как же мы можем ненавидеть ближних наших? Если бы Господь не любил все сотворенное Им, то и не сотворил бы сей мир, и не просвещал бы нас и лишил бы милости Своей. С любящей кротостью относится к нам Господь. Неужели достанет у нас дерзости поставить сиюминутные страсти человеческие превыше мудрости Его? Сие немыслимо, ибо невозможно. Посему да воспоследуем примеру Господа, проникнемся мудростью Его и будет относиться друг к другу с величайшей любовью и заботливостью. Бахаулла возвестил о необходимости Всеобщего мира и учреждении международного трибунала. Свои идеи он излагал в многочисленных письмах, кои распространялись по всему Востоку. Также обращался он письменно к царям и правительствам, стараясь посредством ясных и убедительных доводов внушить им, что лишь благодаря всеобщему разоружению и учреждению международного трибунала обретет человечество счастье спокойной жизни и тем самым истинное величие. Все это происходило около пятидесяти лет тому назад. И вот правители Востока разгневались на Бахауллу, ибо не видели в его увещеваниях и поучениях никакой выгоды на для себя лично, ни для своих подданных. Они ожесточенно преследовали его, бросали в темницы, подвергали пыткам, в частности избивали палками, отправляли в ссылки, и в конце концов заключили в крепость. Так же расправлялись сии правители и с последователями Учения Бахауллы. Двадцать тысяч бахаи отдали жизнь в борьбе за дело мира, дома их были разрушены, имущество разграблено, дети угнаны в рабство, и все же ни один из этих святых мучеников не отрекся от своих убеждений. Бахаи и по сей день подвергаются гонениям, - совсем недавно несколько наших братьев были умерщвлены, и произошло это, нет сомнения, потому, что бахаи не ограничиваются увещеваниями, нет, они прежде всего люди дела и везде всюду прилагают величайшие усилия, дабы воцарился мир во всем мире. В наше время в Персии представители различных вероисповеданий и конфессий благодаря тому, что прониклись мудростью учения Бахауллы, живут в совершеннейшем мире и согласии. Прежние раздоры и распри ушли из их жизни, и ныне они изъявляют величайшую любовь друг к другу, ибо поняли, что все люди суть творения Божии и слуги Его. И осознать сие помогло им учение Бахауллы. Идеи этого учения крайне просты: невежественных следует просвещать, недужных исцелять, незрелых умом опекать, пока не приобретут они достаточный жизненный опыт. Мы не вправе вести себя надменно с невежественными, избегать общения с неопытными и отворачиваться от недужных, - напротив, следует изыскивать для каждого из нуждающихся средство исцеления, дабы все они воссоединились, ибо в этом и заключается промысел Божий. Посему очевидно, что основополагающие принципы Вероучения Бахауллы суть любовь и единение. Если какая-нибудь религия способствует разделению людей, стало быть, суть ее разрушительна, ибо истинно Боговдохновенное учение соединяет, а не разделяет. Однако совершенно недостаточно просто принимать к сведению эти принципы. Ведь всем нам, например, известно, что справедливость - это благо, но сколь немногие преисполнены воли и желания быть справедливыми всегда и во что бы то ни стало. Или вот, например, предположим, что мы задумали построить храм. Но ведь для того, чтобы его построить, благих намерений недостаточно. Нужны средства, нужно умение. Нужно начать строительство и довести его до конца. Каждый из нас считает, что мир во всем мире - это благо, что таковое состояние общества способствует улучшению жизни человеческой, но чтобы сие осуществилось, надобны желание и способность действовать. Действие - вот что всегда существенно. И так как сие столетие есть столетие всеобщего просвещения, люди ныне наделены необычайной энергией. Следует обязательно распространять среди них сии Божественные принципы до тех пор, пока не настанет время действовать. Так и было доныне, а теперь настало благоприятное время и для самих действий. Воистину время и обстоятельства нам благоприятствуют. Все мы знаем, что война - это зло, что она подрывает устои человеческого существования.
*В 1912 году
На примере любого государства сие очевидно. Но я вижу, что Соединенные Штаты Америки - это чрезвычайно прогрессивное государство, у вас справедливое правительство, люди энергичные и предприимчивы, а принципы равенства граждан развиты как ни в каком другом государстве. Посему я надеюсь, что уж если суждено вознестись стягу Величайшего мира в этом мире, то случится сие именно в Америке, ибо сия страна как никакая другая способна сделать первый шаг на пути прогресса человечества. Если попытается сделать сей шаг на пути прогресса человечества. Если попытается сделать сей шаг какое-нибудь другое государство, то рискует оно быть понятым превратно. Например, если первой с мирными инициативами выступит Великобритания, то скажут про нее, что печется сие государство лишь о целостности своих колоний. Если это сделает Франция, заподозрят ее в политических интригах. Если за мир во всем мире станет ратовать Россия, то решат, что она также преследует какие-то своекорыстные цели. То же самое могут сказать и о любом другом современном государстве, и неважно, западное оно или восточное. Только Америку невозможно упрекнуть ни в одном из вышеперечисленных низких побуждений. Ведь ваше государство не имеет, строго говоря, никаких колоний, каковые требовалось бы защищать. Вы не пытаетесь расширить свое жизненное пространство за счет соседних государств, и нет у вас к ним никаких территориальных претензий. Итак, несомненно, что если Америка первая сделает шаг на пути ко всеобщему миру, сие будет повсеместно расцениваться как проявление подлинного альтруизма. И тогда весь мир скажет: "Нет у этого государства иной цели, кроме бескорыстного желания служить на благо человечества". Поэтому я преисполнен надежды, что именно вы, американские граждане, станете глашатаями мира и вознесете стяг всечеловеческого единения. Я верю, что сей стяг вознесется. Выше, выше поднимайте его, ибо вам более чем кому бы то ни было по силам выполнить сию достойную задачу. Люди с нетерпением ждут, когда же раздастся призыв ко всеобщему примирению, они измучены тяготами войны. С каждым годом налоги на вооружение увеличиваются. Человечеству грозит самоистребление, ибо уже сейчас Европа* напоминает пороховой погреб - от случайной искры может вспыхнуть мировой пожар. Давайте приложим совместные усилия, дабы не случилось сие величайшее бедствие. Вы, американцы, должны сделать первый шаг ко всеобщему миру. Ведь очевидно же, что основание и сущность всех Боговдохновенных религий суть мир и согласие, и однако люди продолжают упорствовать в своем невежестве. Чем просвещеннее человек, тем ему яснее, что любая Боговдохновенная религия есть средство к достижению всеобщего мира и единения между народами. В основу всех религий положена сия истина, единая и неделимая. Святой Моисей положил ее в основу своего учения, Святой Иисус вознес ее шатер над всем человечеством, ослепительным светом ее проникнуты все религии. И Святой Бахаулла также провозгласил истину сию и возвестил человечеству о необходимости и возможности Величайшего мира во всем мире. Даже пребывая в темнице, он прилагал усилия, чтобы свет его учения распространялся по всему Востоку. Хвала Господу! все, кто принимает учение Бахауллы суть миротворцы, готовые ради идеи мирного сосуществования пожертвовать своим имуществом и даже жизнью. Так пусть же здесь, на Западе, вознесется стяг всечеловеческого единения, и да узрят его народы во всех концах земли. Америка славится своими научными открытиями и изобретениями, искусствами и ремеслами, справедливым правительством и успехами во всех своих начинаниях, так пускай же сие государство стяжает себе славу еще и тем, что станет глашатаем и провозвестником Мира во всем мире. Да будет сия задача миссией Америки, пусть ее благословенный порыв вдохновит и все остальные народы. Я молюсь за вас, дабы оказали вы сию услугу человечеству.

Восемнадцатая Стрит,1700, СЗ, Вашингтон, О.К.

 Запись Джозефа Х. Ханнена

 Величайшим даром Господним сущему миру является Его учения. Иные проявления божественной щедрости не безграничны с точки зрения их возможностей, их полезного применения и обеспечения. Само существование и бытие человека уже является божественный даром, но оно имеет определенные ограничения. Зрение и слух дарованы нам Господом, и их возможности не беспредельны. И это касается также всех остальных материальных дарований; круг их действия четко очерчен и ограничен, в то время как сфера небесных учений неисчерпаема. Уходят в прошлое столетия и эпохи, но они все также живы, и словно животворный дух, оживляют мир сущий. Без этих божественных учений человечество уподобилось бы животному миру. В чем же состоит отличие человека от животного? Это отличие состоит в следующем: животное не способно постичь священные учения, в то время как человек удостоин этой чести, и наделен способностью этого высшего восприятия и понимания. Царство животных лишено такого дара; и вследствие этого их умственное развитие ограничено. Эволюционный процесс в этом царстве в большей степени затрагивает физическое развитие организмов. Они рождаются маленькими и слабыми; постепенно растут, становятся больше и сильнее, но круг их умственного развития ограничен. И таким образом, даром понимания Божественных учений наделен только человек.
 Истинность и подлинная сущность Божественного учения неоспорима, однако с течением времени свет их порой закрывают плотная завеса облаков. Облака эти являются порождением слепого подражания и суеверий; они противоречат основополагающим канонам. Затем Солнце Истины, Слово Божие, прорывает завесу тьмы и восходит вновь, и вновь сверкает во всем блеске своего величия. Долгое время божественные заветы блистающего Слова были скрыты облаками суеверий и ложных представлений, но, наконец, звезда Бахауллы взошла на горизонте человечества, разорвала покровы тьмы, разогнала облака и вновь явила миру основы Божественного учения.
 Первый принцип учения Бахауллы говорит о том, что на каждого человека возложена обязанность поиска истины. Каким же способом можно найти истину? Этот способ заключается в том, что человек должен забыть все утверждения, услышанные им со вторых слов и самостоятельно изучить первоисточники, ибо без этого он не сможет отделить истинное от ложного. Когда ему откроется подлинная сущность или истина, то он должен твердо придерживаться ее, отбросив, отвергнув все ложные представления; поскольку все внешние формы, в которые пытаются облечь истину суть ничто иное, как суеверия и фантазии. Обратимся к истории, во времена Христа, иудеи жили в ожидании прихода мессии, они день и ночь молились и просили Господа, чтобы явился им Обещанный Посланник. Почему же они не приняли
Его, когда он наконец явился? Они отказывались верить Ему и полностью отвергали Его. Он претерпел все возможные гонения и преследования. Осыпая Его проклятьями и оскорблениями, они возложили терновый венец на Его голову и провели по улицам, и в конце концов они распяли Его на кресте. Отчего так случилось? Оттого, что они не потигли истину и подлинную сущность Христа, и были неспособны признать Его, как Божественного Явителя. Если бы они самостоятельно и глубоко задумались над Его словами, то воистину уверовали бы в Него, воздали Ему должное уважение и склонились перед Ним в благоговении. Они сочли бы явление Христа величайшим даром, ниспосланным человечеству. Они приняли бы Его как истинного Спасителя; но, увы, пелена невежества окутала их, они цеплялись за ритуалы и обряды древних верований, верили досужим рассуждениям и не смогли постичь истинную сущность Христа. Они были поглощены морем суеверий и, вследствие этого, не смогли распознать этого проявления Небесной Щедрости; их не коснулось благоухание или дыхание Духа Святого, и поэтому им довелось пережить глубочайщее унижение и упадок. Подлинная сущность или истина - едина, однако, в современном мире существует множество религиозных течений, верований, доктрин и различных мнений. Отчего же возникают эти различия? Оттого, что верующие не стремятся найти и познать общую суть и основу, единую и неизменную для всех религий. Истина едина и неделима, и когда последователи всех религиозных учений отыщут подлинную сущность, то наступит время согласия и единения. И поэтому, очевидно, поиск истины является наиважнейшей задачей человечества.
 Второй завет учения Бахаулла есть единство человеческого мира. Каждый сотворенный человек является слугой Господа. Все мы были сотворены и взращены Всемогущим и Милосердным Господом; Все облагодетельствованы щедротами одного и того же Солнца небесной истины; все припадали устами к неиссякаемому источнику милостей Господних; и на всех нас, слуг Его, в равной мере распространяется Божественная любовь и расположение. Он благорасположен и добр ко всем. Следовательно человек не должен возвеличивать себя перед другими; не должен проявлять чувство гордыни или превосходства по отношению к другим людям, не должен взирать на других с презрением и пренебрежением, и не должен притеснять и угнетать ближних своих. Необходимо проникнуться сознанием того, что все мы без исключения погружены в океан Божественного милосердия. Нам следует относиться с благожелательностью и добросердечием ко всему человечеству. Надо возлюбить ближних своих искренней любовью. Пусть одни невежественны; их надо воспитать и просветить. Другие больны; их необходимо излечить, Третьи, словно дети малые; мы должны помочь им достичь зрелости. Мы не должны испытывать отвращение к тому, кто немощен и хвор, не должны избегать, презирать или обвинять его, но надо оказать ему помощь, проявляя искреннюю доброту и чуткость. Не следует пренебрежительно относиться к ребенку, просто потому, что он ребенок. Наш долг дать ему воспитание, образование и развитие, дабы он мог достичь зрелости.
 Третий завет или принцип Бахауллы утверждает полную взаимосвязь религии и науки. Любая религия, вступающая в противоречие с общепринятыми научными воззрениями, является суеверием. Религия должна быть разумной и обоснованной. Если религиозное учение противоречит здравому смыслу, то оно является суеверием, лишенным истинных корней. Такое учение подобно миражу, водному оазису, обманывающему путника в пустыне. Господь наделил человека разумом, чтобы он мог познать истину. Если мы будем настаивать, что тот или иной вопрос не поддается разумному объяснению и не может быть подтвержден общепринятыми логическими методами, доступными человеческому уму, то для чего же тогда Господь даровал человеку разум? Глаз является органом зрения, посредством которого мы видим явления внешнего мира; при помощи слуха мы можем различать звуки; вкусовые ощущения дают нам представление о свойствах продукта, о том является ли он, например, горьким или сладким; с помощью обоняния мы определяем и различаем запахи; чувство осязания открывает нам качества вещества и улучшает наше общение с внешним миром; и однако, тем не менее, круг и степень познания с помощью пяти органов чувств крайне ограничены. А умственные способности человека не ограничены в сфере деятельности. Глаз возможно разглядит некоторые детали на расстоянии мили, но ум может проникнуть в дали Востока и Запада. Ухо может услышать звуковую модуляцию на расстоянии тысячи футов, но ум человеческий способен постичь гармонию небесных сфер, определить движения планет по небесным дорогам. Ум способен сделать геологические открытия в подземных глубинах и проследить процессы создания глубинных слоев земной коры. Благодаря умственным способностям человека на земле появились науки и искусства, разнообразные открытия, мастерство, ремесла и их творения. Очевидно, что умственные способности занимают высшее положение среди достоинств, присущих человеческому организму. Поэтому, если религиозноые учения, принципы или символы веры не доступны пониманию человека, не согласуются со здравым смыслом, то все они являются чистейшими предрассудками.
 В следующий раз я продолжу разговор о принципах учения Бахауллы.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook