Сегодня я счастлив как никогда, ибо вижу, что собравшиеся здесь* слуги Божии суть люди разных цветов кожи. Господу безразличен цвет нашей кожи, все люди одинаково прекрасны в служении Ему. Цвет кожи для Господа несущественен, Ему важно сердце человеческое, и если сердце у человека чистое, то оболочка, сердце сие прикрывающая, несущественна для Господа. Господь не обращает внимания на оттенки, Он зрит прямо в сердце. Тот, чей нравственный облик достохвален, всегда удостоится внимания Господа и будет приближен к Нему. Тот, кто посвятил себя служению Царству, всегда будет любим Господом. Ибо в мире сущего вопрос о цвете кожи не имеет значения.
В неживой природе мы видим множество минералов, каждый из коих имеет собственный цвет и отличается, вдобавок, самыми разнообразными оттенками этого цвета, но не бывает из-за разницы в цвете борьбы среди минералов. В царстве растений также существуют различия в цвете, однако растения пребывают в мире и согласии между собою. О, скорее напротив, разнообразие цветов и оттенков придают фруктовому саду дополнительное очарование. Если бы все растения в саду были одного и того же цвета, как было бы в нем скучно и уныло! Когда мы входим в сад, красота и именно разнообразие красок растительного мира поражают нас, - какая чудесная картина предстает нашему взору! Но ведь человечество подобно фруктовому саду - различные расы суть те же цветы, коими сей сад украшается. Также и в животном мире мы наблюдаем бесчисленные различия между животными по цвету и его оттенкам. Поглядите, сколь отличны друг от друга голуби окраской своего оперения, однако сосуществуют они в совершеннейшем мире и взаимной любви. Различие в окраске оперения никогда не бывает причиной вражды между голубями, ибо узнают они друг в друге представителей одного и того же вида. Голубям ведомо, что все они - одна семья. Сколь часто можно наблюдать, как парят бок о бок черный и белый голуби! В животном мире мы не найдем случая, когда бы различие в окраске или расцветке послужило бы причиной вражды между особями. Животным ведомо, что принадлежат они к одному виду и роду. Но если на низших ступенях эволюции не возникает противостояния между особями из-за расцветки оперения, меха, листьев, как же можно утверждать, что это имеет какое-нибудь значение в мире людей, тем более когда нам доподлинно известно, что все мы происходим от одного праотца и являемся членами одной семьи? По замыслу Господа наше происхождение и предназначение у всех одно и то же.
* В Гарвардском университете
Поэтому я чрезвычайно рад, что сегодня здесь собрались люди с белой и с черной кожей. Я надеюсь, что настанет время, когда все мы будем жить в совершеннейшем мире, согласии и духовном единении.
Вот какую важную вещь мне хочется вам сказать: да будут люди с белой кожей добры и справедливы к своим чернокожим братьям, а те в свою очередь пусть относятся к белым с признательностью и благодарностью. На этом континенте был некогда провозглашен величайший из всех призывов, какие когда-либо слышало человечество: призыв к свободе. На этом же континенте впервые освободили людей из рабства. Между людьми с белым цветом кожи долго шла кровопролитная война за освобожден чернокожих. Тысячи белых людей жертвовали своим имуществом и жизнью ради того, чтобы их черные братья сбросили со своих плеч цепи рабства. Чернокожее население США и не подозревает, вероятно, какое впечатление произвело их освобождение на народы Азии и Африки, доныне влачащие рабское существование в еще более ужасных условиях. Вдохновленные примером США прогрессивные умы в Европе провозгласили, что все люди рождаются свободными, и в настоящее время рабство в Европе отменено повсеместно. О всех этих достижениях, осуществленных общими усилиями белых людей в разных странах мира, никогда не следует забывать. Обе расы, белая и черная должны радостно благодарить друг друга, ибо если свобода и равенство восторжествовали в каком-то одном месте, это означает, что в конце концов они неизбежно распространятся по всей земле.
Особенно повезло чернокожим людям в США, ибо, хвала Господу, условия жизни здесь несравненно лучше, нежели на Востоке, и возможности добиться успеха в любом начинании примерно одинаковы как для белых, так и для черных. Пусть же равенство и альтруизм развиваются в сей стране до пределов возможного. Да соединят вас дружеские объятия, и пусть отношения между вами станут истинно братскими.
Я молюсь, чтобы не было у вас для обращения друг к другу иного слова, кроме "брат".
Итак, прилагая все усилия, крепите узы любви и дружбы, но помните, что достигнуть этого можно лишь тогда, когда обе стороны будут двигаться навстречу друг другу: с одной стороны должны быть проявлены признательность чувства и благодарности, а с другой - добросердечие и понимание насущной необходимости равенства между людьми всех цветов кожи. И каждая сторона должна помогать другой и поддерживать ее в этом великом начинании. Успех любого дела возможен при условии, что совпадают усилие и желание. Поэтому следует поощрять и лелеять всякое излияние любви одного человека к другому, ибо сие ведет к единению людей во всем мире. Единение белых людей с чернокожими - залог мира на земле, а уж когда воцарится Мир во всем мире, тогда расовые предрассудки и национальная рознь, узколобый патриотизм и религиозная нетерпимость исчезнут из нашей жизни, чтобы никогда не вернуться обратно.
Мне доставляет величайшее удовольствие видеть восседающими здесь бок о бок друг с другом черных и белых людей, и я возношу хвалу Господу за то, что сподобился лицезреть вас, преисполненных любви к ближнему независимо от цвета его кожи, ибо в этом и заключается слава рода человеческого, в этом и заключается благо, ниспосылаемое нам Господом, и вечное благословение Его.
Посему я молюсь за вас, да обретете вы полноту обоюдной и взаимной любви, и да остынет день, когда все различия между вами навсегда исчезнут.

Думать о бедных, заботиться о них - самое богоугодное из дел. Ибо наш Небесный Отец любит бедных. Когда Святой Иисус Христос сошел на землю, именно бедные и униженные первыми поверили Ему и последовали за Ним по стезям Его, и тогда стало очевидно, что они ближе Господу, чем кто бы то ни было. И если богатый человек верит в Господа и следует заповедям Его, не очевидно ли, что богатство не препятствует этому человеку шествовать по пути спасения? Наличие богатства является в данном случае как бы проверкой истинности веры этого человека. Но бедные особенно любимы Господом. Их жизнь преисполнена тягот и лишений, и лишь на Господа возлагают они надежды свои. Поэтому вы должны помогать бедным всеми силами и даже жертвуя своей жизнью. В глазах Господа не существует деяния более возвышенного, чем помощь бедному. Духовные качества человека не зависят от обилия земных сокровищ, накопленных им, или от их отсутствия у него. И если человек немощен физически, сие тоже несущественно для Господа, ибо важнее всего духовный мир человека. Нищета побуждает обращаться к Богу. Каждый из вас должен неустанно думать о бедных и оказывать им поддержку. Совместными усилиями старайтесь препятствовать обнищанию ближних. И самое главное - это установить в обществе такие законы, чтобы не было возможности у меньшинства жить в неслыханной роскоши в то время, когда большинство пребывает в крайней нужде и лишениях. Одно из наставлений Святого Бахауллы гласит, что необходимо всем членам общества обеспечить возможность зарабатывать себе на хлеб. Если бы общество последователю этому совету Бахауллы, то не возник бы в нем столь явное имущественное неравенство. Ибо обществу нужен и специалист по финансовым операциям, и фермер, выращивающий скот на продажу, и чернорабочий, - точно так же, как в армии нужны генералы, офицеры и рядовые. Каждый в этом социальном устройстве должен быть сведущ в своей области, зарабатывать себе на пропитание в соответствии со своими склонностями и способностями, но всем должны быть предоставлены равные возможности проявить себя.
Задолго до пришествия Иисуса Христа спартанский царь Ликург задумался над идеей абсолютного равенства подданных в своем государстве. Он разделил спартанский народ на три сословия, из коих у каждого были свои законы и обязанности. Первое сословие составляли земледельцы, второе - ремесленники и торговцы, третье - воины. В соответствии с законами, которые дал своему народу Ликург, воины были освобождены от занятия сельским хозяйством и земледелием. На них была возложена обязанность защищать государство в случае вражеского вторжения. Затем Ликург поделил Спарту на три тысячи равных провинций, и девяти тысячам военачальникам поручил защищать каждую из этих провинций. Таким образом земледельцы, жители этих провинций, чувствовали себя в безопасности, но были обязаны платить налог на содержание воинов, защищавших их. Земледельцам и ремесленникам не нужно было заботиться о защите своей земли и собственности. Воины, в свою очередь, были избавлены от забот о хлебе насущном, ибо имели все необходимое за счет налогов, взимаемых с земледельцев и ремесленников. Дабы сие мудрое государственное устройство существовало вечно, Ликург однажды призвал к себе девять тысяч военачальников и поведал им, что отправляется в длительное путешествие и желает, чтобы до его возвращения Спарта пребывала в том виде, в каком он ее оставляет. Военачальники поклялись хранить верность его законам. Тогда Ликург покинул Спарту, и это была в сущности добровольная ссылка, потому что он уже никогда не вернулся на родину. Таким образом Ликург совершил беспримерный подвиг самопожертвования, дабы между жителями Спарты установилось равенство. Но спустя какое-то время сие государственное устройство все равно развалилось, несмотря на то, что в его основании лежали столь мудрые и справедливые законы.
Ибо главное в людях - это разница в их способностях. Невозможно сделать так, чтобы все люди были похожи друг на друга, чтобы все были во всем равны, чтобы все были, например, одинаково мудрыми. Бахаулла открыл принципиальные законы, соблюдая которые можно наилучшим образом использовать разницу в человеческих способностях и достигнуть совершенного государственного устройства. Если бы сии законы начали действовать, не стало бы в обществе ни богатых, ни бедных. Сие было бы достигнуто благодаря тому, что законодателями использовались бы и подвергалась бы строгому регулированию именно разница в человеческих способностях.
Основой всякого государственного устройства является земледелие. Посему все члены общества должны быть производителями. Так вот каждый, чьи доходы не превышают уровня его производительности, да будет освобожден от налогов. Если же его доходы превышают уровень его потребностей, пусть платит налог, ибо сие справедливо. Иначе говоря, способность человека производить и уровень его потребностей должны быть приведены в соответствие друг с другом посредством налогообложения. Если производительность человека превышает уровень его потребностей, он освобождается от налогов, если же его потребности превышают его производительную способность, пусть получит недостающую ему сумму, достаточную для того, чтобы не чувствовал он себя обделенным. Таким образом налогообложение должно быть пропорционально производительной способности человека, и тогда не будет больше в обществе ни богатых, ни бедных.

По видимости все творения растительного и животного царства способны существовать обособленно и самостоятельно. Например, дерево может произрастать в одиночестве посреди прерии, или долины, или на склоне горы. Зверь в горном ущелье или птица, парящая в небесах, все они могут вести самостоятельную, независимую от других особей своего вида, жизнь. Сии существа наслаждаются одиночеством и испытывают величайшее блаженство, ведя обособленное существование сообразно своим склонностям.
Но человек не может жить обособленно и одиноко. Он постоянно нуждается во взаимодействии с ближними, в их помощи, в сотрудничестве с ними. Например, если человек живет один в диком и пустынном месте, то можно с уверенностью утверждать, что он голодает или питается недостаточно, ибо не под силу ему обеспечить себя самостоятельно всем необходимым для жизни. Поэтому вполне возможно сказать о нем, что он нуждается во взаимодействии с другими людьми.
Тайная причина этого явления заключается в том, что все люди имеют общее происхождение, они как бы ветви одного древа, члены одной большой семьи. Да в сущности они и являются одной семьей. Господь не делал между ними различий, когда создавал их. Воля Божия в том и заключалась, чтобы люди жили одной семьей в совершеннейшем счастии и благоденствии.
Давайте рассмотрим выгоды взаимодействия и сотрудничества. Уподобим государство телу человеческому, а всех граждан этого государства - членам этого тела. Не очевидно ли, что если каждый гражданин будет жить в достатке, то и государству в целом обеспечено процветание. И напротив, если отдельные граждане будут испытывать материальные затруднения, то и государство сие придет в расстройство, подобно тому, как недуг в каком-нибудь одном органе тела человеческого не может не отразиться на здоровье всего организма.
Например, болезнь глаза отражается на состоянии всей нервной системы. Точно так же обстоит дело и с обществом: если один из его членов испытывает какие-либо трудности, то и общество в целом начинает приходить в расстройство, ибо все в мире взаимосвязано, и каждый человек является составной частью той или иной группы граждан государства и, следовательно, частью целого. Но разве может так быть, чтобы часть целого пришла в расстройство, а на целое этот факт нимало не повлиял бы? Возможно ли, чтобы одному члену общества было плохо, а все общество в целом чувствовало бы себя хорошо? Нет, сие невозможно! Посему Воля Божия в том заключается, чтобы каждый член общества, каждый гражданин государства жил в совершеннейшем достатке и благоденствии.
Увы, невзирая на тот факт, что человеческое общество есть одна огромная семья, родственные узы в этой семье ослаблены, а то и вовсе нарушены, и посему стало возможным такое положение вещей, когда одни ее члены пребывают в довольстве и достатке, а другие испытывают нужду и лишения, одни сыты, а другие голодны, одни облачены в роскошные одеяния, а другие рубищем прикрывают свою наготу. Почему же так получается? Потому что в обществе отсутствует взаимное согласие и симметрия человеческих отношений, потому что в семействе этом, коим, как мы указывали выше, является человеческое общество, царит хаос и анархия. До сих пор сие семейство не выработало свод законов, каковые позволили бы ему существовать благополучно. Законы, по которым оно живет, не обеспечивают ему счастия и не приносят утешения его членам. Следовательно, человечеству надобны новые законы, благодаря коим все члены общества могли бы в равной мере наслаждаться счастием и благоденствием.
В порядке ли это вещей, если кто-то из членов семьи пребывает в крайней нищете и испытывает невероятные мучения в то время, когда семья его наслаждается всеми жизненными благами и не знает горя. Сие невозможно, разве что если мы допустим, что семья эта состоит сплошь из недобрых и негостеприимных людей, у коих атрофированы естественные человеческие чувства. Такие люди действительно способны сказать, оказавшихся в беде, следующее: "Хотя сии несчастные и являются членами нашей семьи, я не стану им помогать. Пусть сами о себе позаботятся. Пусть даже умирают. Я благоденствую, я счастлив, за свое богатство я повсюду пользуюсь уважением, а брат мой, в беде пребывающий, пускай погибает. Если он нищий, пусть нищим и остается. Главное, чтобы я благоденствовал. Если он голоден, пусть и далее голодает, лишь бы я был сытым. Если он наг, пусть и далее ходит нагой, лишь бы я по-прежнему облачался в богатые одеяния. Если нет у него крова над головою, если он бездомный, ну что же, пусть живет в пустыне, лишь бы у меня был дом!" Сие невероятное равнодушие к ближним обусловлено отсутствием в существующих законах заботы о людях. Если бы законы сии были внушены добрыми и внятными всем членам семьи человеческой намерениями, то несомненно люди жили бы счастливо и радостно.
Наставления Святого Бахауллы, касающиеся трудностей, с коими сталкивается человеческое общество, способны разрешить любую проблему, каковая по видимости представляется неразрешимой. Сии наставления затрагивают в частности вопросы, связанные с улучшением экономического положения малоимущих. Бахаулла разъясняет, что и как надобно сделать, чтобы все члены общества жили в совершеннейшем счастии, достатке и довольстве, не нарушая при этом существующего государственного устройства, ибо в последнем усилится между людьми вражда и ненависть, что чревато бунтом и мятежом.
Первое и наиглавнейшее условие общественного благосостояния заключается в том, чтобы всем членам общества были доступны все достижения человечества во всех областях и сферах, чтобы каждый человек имел право пользоваться теми же благами, что и остальные.
Дабы разрешить сию проблему, следует начать с земледельцев и вообще тех, кто занимается сельским хозяйством, ибо сей класс - основа и фундамент общества и важностью своей для государства превосходит все прочие классы. Так вот, в каждой деревне надобно устроить общее хранилище, куда жители обязаны будут отдавать, во-первых, десятую долю своих денежных доходов; во-вторых, установленное количество голов живого скота; в-третьих, если, например, обнаружен поблизости от сей деревни рудник, то каждый житель пусть жертвует в общее хранилище определенное количество полезных ископаемых или драгоценных материалов; в-четвертых, в хранилище сие поступает имущество тех, кто умер, не оставив по себе наследников; в-пятых, всякое сокровище, найденное жителем деревни и никому не принадлежащее, опять же поступает в сие хранилище. И пусть сии запасы содержатся в этом общем для всех жителей хранилище.
Теперь рассмотрим вопрос, касающийся десятины от денежных доходов. Каждый сельский труженик ежегодно пусть отчитывается перед ближними в своих доходах и издержек. Если доход его был равен его издержкам, то налоги с этого человека не взимаются. Иначе говоря, он не облагается никакими налогами по той простой причине, что все свои потребности ему удается удовлетворить лишь за счет своих же доходов. А у другого издержки достигают суммы в тысячу долларов, но зато и доходы его равны двум тысячам. С этого человека будет взиматься десятая часть его доходов, ибо у него образовались излишки. Если же его доходы увеличатся до десяти или даже двадцати тысяч долларов, а издержки какими были, таким и останутся, (то есть в пределах одной тысячи), то с этого человека налог будет взиматься равный одной четверти его доходов. Но если доходы его возрастут до ста тысяч, а издержки - до пяти тысяч, то и налог увеличится до одной трети, ибо у этого человека образовались излишки. Задумайтесь, ведь если доходы у него равняются ста тысячам долларов, то налог в тридцать пять тысяч вкупе с пятью тысячами, пошедшими на издержки, необременителен для него, ведь остается у этого человека еще целых шестьдесят тысяч. Но если его издержки равняются десяти тысячам, а доходы - двумстам тысячам, тогда пусть отдаст в общее хранилище половину от общей суммы прибыли своей, ибо все равно останется в его распоряжении девяносто тысяч, сумма более чем достаточная. Вот какими соображениями будет определяться система налогообложения. Доходы от налогов пусть поступают в общее хранилище деревни.
Если же у какого-нибудь земледельца или животновода издержки достигли суммы десяти тысяч долларов, а доходы равняются лишь пяти тысячам - в этом случае он получает вспомоществование из вышеупомянутого хранилища. Ему будут выделены пять тысяч долларов, дабы не испытывал нужду в необходимом.
Также следует приглядывать за сиротами и удовлетворять из потребности; за увечными, потерявшими способность самостоятельно зарабатывать себе на пропитание, также деревня должна взять на себя расходы по обеспечению бедных и вообще всех, кто по тем или иным уважительным причинам не может прокормить себя собственными силами: к этой категории относятся слепые, глухие, достигшие преклонного возраста. Все сии люди должны пребывать под опекою общества.
Ни одни житель деревни не должен остаться забытым. Все имеют право жить в счастии и достатке, и если сие будет достигнуто, то никакая ересь, никакое лжеучение не поколеблет сей порядок вещей.
Итак, из вышесказанного очевидно, на что будут употреблены средства, собранные в общее хранилище. Также понятно теперь, откуда и в каком количестве средства сии в хранилище поступят. Жители выберут из своей среды доверенных людей, дабы следили они за справедливым взиманием налогов, и тогда установится в деревне этой взаимная опека жителей ее, а если в хранилище наличествовать будут излишки от поступлений, пусть излишки сии пойдут в казну государства.
Вышеописанная система взаимоотношений построена таким образом, чтобы прежде всего малоимущие не испытывали материальных затруднений, чтобы сироты жили весело и беззаботно, чтобы ни один нуждающийся не был забыт, чтобы все жители деревни были счастливы и безбедны.
В больших городах сия система, разумеется, обретет иные масштабы, но если бы я сейчас пустился в подробные разъяснения всех ее деталей, сие заняло бы много времени. Достаточно сказать, что благодаря вышеописанному устройству государства все граждане жили бы счастливо и покойно, не будучи лично друг другу ничем обязаны. Тем не менее сохранились бы между ними определенные различия, ибо человеческое общество можно уподобить войску, в котором по необходимости должен быть маршал, генерал, сержант и рядовые, и все они должны пребывать в совершеннейшем счастии и довольстве, дабы охотно и надлежащим образом исполнять свои обязанности.
Господь беспристрастен и всем без исключения ниспосылает дары Свои. Урожай в полях созревает для всех жителей деревни. Дождь дарует влагу свою каждому из нас, и солнце согревает лучами своими всех нас в равной мере. Сия цветущая земля принадлежит всем нам. Итак, не очевидно ли, что все человечество достойно и вправе жить в совершеннейшем счастии, в совершеннейшем довольстве, в совершеннейшей радости.
Но если жизнь в обществе складывается таким образом, что одни его члены живут счастливо и безбедно, а другие испытывают нужду и лишения, если у одних накоплены несметные сокровища, а другие пребывают в крайней нищете, можем ли мы чувствовать себя счастливыми? Неужели Промысел Божий предусматривает такое положение вещей? Нет же, Господь добр ко всем. Благо Господа в том и заключается, чтобы благоденствие распространялось на все человечество, а не на малую его часть.
Некий персидский шах жил в чрезвычайной роскоши и ни в чем себе не отказывал. И вот, находясь однажды в приятном расположении духа, он в следующих словах похвалялся перед случайным прохожим: "Ныне я счастливейший из смертных! Хвала Господу, ибо отовсюду стекаются ко мне сокровища, и удача улыбается мне! Сундуки мои полны золотом до краев, земли, мне принадлежащие, весьма обширны, войско мое прекрасно вооружено и обеспечено провиантом, домочадцы веселы и довольны. Чего же мне еще желать?"
Прохожий, стоя у ворот его дворца, так ему отвечал: "О шах, шах, допустим, что ты действительно счастлив, и нет у тебя причин тревожиться о судьбе своей и близких своих. Но почему же ты не тревожишься о судьбе твоих подданных? Будучи уверен в собственном благополучии, почему же ты не печешься о благополучии бедняков, что живут на землях твоих? Приличествует ли правителю жить в роскоши, тогда как подданные его пребывают в ужасной нищете и испытывают нужду и лишения? Видя наши беды, как же ты можешь спокойно спать во дворце своем, как же ты можешь утверждать, что свободен от каких-либо треволнений? Недостойно правителя помышлять лишь о собственном благополучии, следует ему в первую очередь заботиться о благополучии своих подданных. Вот когда нам будет хорошо, тогда и для тебя наступит истинное благоденствие, а когда мы испытываем нужду и лишения, как же ты можешь чувствовать себя счастливым?"
Смысл вышесказанного заключается в том, что все мы - обитатели одного и того же земного шара. В сущности мы - одна семья и поэтому должны жить в совершеннейшем счастии и веселии согласно справедливым порядкам и установлениям, ибо Господу угодно, что мы были счастливым в сей быстротечной жизни.
Ведь если бы человек заботился лишь об одном себе, был бы он не что иное как животное, ибо именно животному свойственно быть столь эгоистичным. Приведи к колодцу тысячу овец и девятьсот девяносто девять из них заколи - одна уцелевшая будет по-прежнему беспечно щипать траву, ей и в голову не придет задуматься о том, что случилось с остальными. Заблудились ли они или растерзаны дикими зверями, или, быть может, отданы на заклание - ей безразлично. Ибо животным свойственно думать лишь о себе. Жить одному и действовать в одиночку для них естественно. Животные склонны заботиться лишь о собственном благополучии. Но ведь быть человеком означает быть справедливым, честным, милосердным, добрым и не желать себе благополучия в то время, когда ближние претерпевают нужду и лишения, ибо сие свойственно животному, но отнюдь не человеку. Нет, человеку, скорее, присуще брать на себя тяготы ближних и тем самым облегчать им жизнь, он, скорее, возжелает, чтобы все худшее случилось с ним, а не с ближними его, коим он стремится принести счастие и благоденствие. Вот какие качества присущи человеку, и благодаря им он становится человеком, а иначе он хуже животного. Человек, который печется лишь о собственном благе, несомненно хуже животного. Ведь животное лишено разума и поэтому поведение его извинительно, человек же наделен разумом и, следовательно, способен поступать справедливо и милосердно. Обладающему сими способностями простительно ли не применять их? Бессердечный и пекущийся лишь о собственном благе недостоин называть себя человеком.
Человеком вправе называть себя тот, кто забывает о своих интересах ради интересов ближнего. Он отказывается от собственного благополучия, лишь бы среди ближних его царило благоденствие. Воистину даже жизнью своей готов он пожертвовать ради жизни всего человечества. Такой человек является славой рода человеческого. Ему даровано будет вечное блаженство. Он приблизится к порогу Господа. Такой человек - Явитель счастия вечного. Иные же люди бывают подобны животным и проявляют те же наклонности, что и животные. В чем различие между ними и животными, чем люди сии лучше животных? Да ничем! Ничем совершенно! Животные даже предпочтительнее их, ибо заботятся лишь о себе, а до других им просто нет дела и поэтому не творят они зла представителям своего вида или других видов сознательно. Задумайтесь о том, что величайшие умы человечества, пророки и философы, жертвовали собственным благополучием и радостями жизни ради счастия ближних своих. Они не щадили ни сил, ни здоровья ради процветания государства, в котором жили. Не собственная слава заботила их, а слава рода человеческого. Не очевидно ли, что таковые деяния суть наивысшее, что может быть сделано человеком.
Давайте же обратимся с молитвою к Господу, дабы ниспослал Он людям желание справедливости, дабы очистились от скверны души их, дабы стремились люди помогать друг другу, дабы каждый член общества жил в совершеннейшем счастии и довольстве. И тогда сей мир, мир материи, станет воистину Раем, и планета сия, проникнутая действиями материальных сил, вознесется до уровня сфер небесных, и все слуги Божии будут жить в совершеннейшем счастии, испытывая наивысшую радость и пребывая в величайшем веселии.

***
Также весьма сложен вопрос о национализации средств производства, ибо его не решить забастовками с требованием увеличить заработную плату. Правительства всех государств должны учредить международное Собрание, каковое состояло бы из выборных парламентских представителей и благороднейших мужей от каждой нации. Учреждая сие Собрание, действовать надобно мудро и твердо, дабы и капиталист не пострадал от чрезмерных убытков, и рабочие, занятые на его предприятиях, не оказались ввергнутыми в крайнюю нищету. Законы о национализации должно претворять в действие постепенно, убедив предварительно рабочие массы, что все их права никоим образом не будут ущемлены. Но при этом и капиталисты не должны быть ограничены в своих правах. И вот когда план национализации средств производства будет принят обеими заинтересованными сторонами (то есть рабочими и капиталистами), тогда сие Собрание правительств сможет сообща разрешать трудовые конфликты и предотвращать забастовочное движение, каковое чревато разрушительными последствиями. Страшные вещи могут произойти, если не разрешить сию проблему вовремя.
Вот, например, один из способов ее решения: владельцы рудников и фабрик должны поделиться своим доходом с рабочими, занятыми на этих предприятиях, и выплачивать им честно и справедливо определенную долю от прибыли, получаемой при продаже продукции, производимой этими рабочими. Иначе говоря, рабочие, получая помимо заработной платы определенный процент от общего дохода предприятия, всей душой будут стремиться работать как можно лучше.
И не нужно никаких трестов. С ними следует покончить раз и навсегда. Каждое предприятие, имеющее акции на сумму десять тысяч долларов, должно две тысячи из этих десяти отдать своим рабочим, остальное пусть идет капиталисту. В конце месяца или года, когда все издержки будут подсчитаны и заработная плата рабочим выплачены, доходы от акций также будут разделены между обеими заинтересованными сторонами.
В самом деле, сколько можно допускать по отношению к простому народу такую чудовищную несправедливость? Должно принять по этому вопросу строгие законодательные меры, иначе рабочие не удовлетворятся нынешним своим положением и будут бастовать ежемесячно, ежегодно, и в конце концов разорят капиталистов.
В давние времена в Турции однажды забастовали солдаты. Они заявили правительству: "Нам платят слишком мало, мы требуем, чтобы наше жалованье было увеличено". Правительство уступило их требованиям. Но вскоре солдаты забастовали вновь. В конце концов весь доход государства перекочевал в карманы солдат, но им все было мало, и они убили своего правителя со словами: "Почему ты не увеличиваешь наше жалованье?", хотя увеличивать его было уже невозможно.
Государство не может функционировать нормально, если в нем не действуют строгие и справедливые законы. Правительствам всех государств следует быть защитниками этих законов.
Приверженцы большевистских принципов управления полагают, что равенство можно установить принудительно. Массы, восстающие против аристократии, против класса людей зажиточных, хотят одного - иметь те же блага и привилегии. Но в Боговдохновенном учении Бахауллы сказано, что истинное равенство возникает из готовности делиться с ближним. В этом учении говорится, что богатые должны по собственной воле и ради своего счастия сосредоточить все силы и мысли на заботе о бедных. Сие истинное равенство будет результатом действия самых возвышенных и благородных качеств человеческих.

Во время моего прошлогоднего пребывания в Лондоне и Париже мне случилось беседовать со многими европейскими философами материалистической направленности. Они, основываясь на своих умозаключениях, считают, что постижение сущности любого явления происходит в соответствии со строгими и неизменными материалистическими законами. Иными словами, наши органы чувств подчиняются определенным законам, каковые можно выразить посредством математических формул. Сии философы полагают, что если мы, например, видим перед собой стул, то у нас нет причин сомневаться в его существовании. Или когда мы устремляем взор в небеса и видим солнце, то у нас не должно возникать сомнение в том, что солнце действительно существует. Я вижу эти цветы на столе и ощущаю их благоухание, и слышу пение птиц, и так далее, и тому подобное, все это существует в действительности: солнце, и цветы, и запахи, и звуки, и видеть, слышать, обонять, осязать окружающий нас материальный мир мы можем лишь благодаря действию строгих и неизменных законов восприятия и способности к логическому мышлению, в справедливости коего у нас нет основания сомневаться. Итак, поскольку мы воспринимает окружающую нас действительность чувственно, то материалисты делают отсюда вывод, что познание мира человек осуществляет именно через органы чувств. То есть иными словами, материалисты утверждают, что критерии достоверности человеческого знания заключаются в чувственном восприятии. Но вот древние греки и римляне полагали, что таковым критерием может быть только разум, что лишь знание, полученное средствами разума, может считаться истинным. В свою очередь средневековые теологи утверждали, что истинное знание содержится исключительно в Святом Писании, в заповедях пророков и в толковании сих Божественных книг. И, наконец, религиозные фанатики и метафизики выдвигают свой собственный критерий истинного знания, каковой они находят в озарении, вдохновении, позволяющем человеку проникнуть в неведомые области знания.
Итак, мы установили, что существуют четыре отличных друг от друга критерия истинности: 1. чувственное восприятие; 2. познание средствами разума; 3. познание на основе изучения Святого Писания; 4. познание благодаря Божественному озарению. Я пытался убедить европейских философов и ученых, что на сии вышеперечисленные критерии нельзя полагаться. Я приводил в пример зеркало: отражения предметов в зеркале суть мнимости и не имеют материального существования. Однако никогда прежде зеркала не видевший будет убежден, что отражения сии существуют материально. Или вот например, вы видите в пустыне мираж: озеро. В действительности этого озера не существует, но вам кажется, что вы можете искупаться в прохладных водах его. А когда вы стоите на палубе парохода, то мнится вам, что движется не пароход, а берег, мимо коего вы проплываете, хотя в действительности движется, конечно, пароход, а берег остается на месте. Долгое время люди верили, что земля недвижима, а солнце вращается вокруг нее, однако наука доказала, что это не так. Если кто-нибудь станет вращать перед вашими глазами пылающий факел, у нас возникнет впечатление огненного круга, хотя мы и будем сознавать, что причиной этой иллюзии является всего один источник света. Тень, что скользит за нами по земле, тоже не имеет материальной субстанции. В раскаленном воздухе пустыни часто возникают миражи, каковые суть обман зрения. Однажды я видел такой мираж: целый караван на моих глазах ушел прямиком в небеса. А на дальнем севере известны случаи следующих атмосферических явлений: иногда три или четыре солнца одновременно сияют в небесах. Ученые называют это явление "ложными солнцами", ведь доподлинно известно, что солнце одно и нет других светил на его орбите. Короче говоря, показания органов чувств постоянно нас обманывают, и посредством чувственного восприятия мы не способны отличить иллюзию от реальности.
Что касается второго критерия истинности, а именно разума, то он тоже весьма ненадежен. Ведь в мире человеческом существует множество самых противоречивых мнений. Если разум есть совершенный критерий достоверности нашего знания, почему же возможно столько различных взглядов на один и тот же предмет, почему философы вечно спорят друг с другом? Не очевидное ли это доказательство нашему утверждению, что разум не является безусловным критерием истинного знания? Ведь величайшие открытия прошлого в наши дни постоянно опровергаются.
Математики, астрономы, химики доказывают ошибочность открытий, сделанных учеными древности, ибо в мире разума нет ничего раз и навсегда завершенного, все здесь постоянно меняется, потому что разум вечно движется по новой стезе и ежедневно приходит к новым заключениям. В будущем многое из того, что сейчас считается истинным, люди признают ошибочным или вовсе ложным и отвергнут за ненадобностью. И так будет всегда в мире разума, ибо таков характер знаний, которые он приносит человечеству.
Рассмотрим теперь правомерность утверждения теологов, будто бы критерии истинного знания содержатся в Святом Писании. Не очевидно ли, что и сей критерий сомнителен? Ведь религиозный опыт есть запись постижения и истолкования Библии. Но каким образом возможно постигнуть смысл и значение Библии? Посредством разума. Когда мы читаем Библию, то средство, коим мы пользуемся для того, чтобы сформировать свои суждения, есть не что иное как разум. Если бы мы не были наделены столь совершенным средством познания, как сумели бы постигнуть смысл Слова Божия? Но разум, как уже указывалось, ограничен в своих способностях, не под силу ему проникнуть в Сущность Истины как таковой, постичь Бесконечность Слова Божия. Следовательно, если источником религиозного опыта и толкований Писания является человеческий разум, с способностях своих ограниченный, можно ли надеяться достигнуть при его посредстве истинного знания?
Четвертый критерий истинности, мною упомянутый, это озарение, благодаря коему якобы возможно постигнуть Истину. Но откуда берется озарение? Оно возникает в сердце человеческом. Ну, а сатанинские искушения, причиняющие людям столько страданий, они откуда берутся? Тоже из сердца человеческого. Как же нам отличить озарение от сатанинских подстрекательств? Где взять уверенность, что в данном конкретном случае мы поступаем так, а не иначе, потому что повинуемся истинному знанию, обретенному нами в озарении, а не внимаем дьявольским наущениям души своей?
Одним словом, наше рассуждение сводится к следующему: существует четыре критерия истинности, но все они недостаточны и неудовлетворительны. Что же нам остается? Как нам достигнуть истинного знания? Только благодаря веяниям Духа Святого и Его указаниям, ибо Дух Святой есть свет и истина. При посредничестве Духа Святого разум человеческий оживает и крепнет, получает способность мыслить правильно и обретает истинное значение. Се решающий аргумент в пользу нашего утверждения, что критерии истинности, имеющиеся в распоряжении человека, ущербны, и лишь Божественный критерий надежен и непогрешим. Поэтому не вправе человек говорить: "Я обладаю истинным знанием, ибо получил его посредством чувственного восприятия!" или "Мне стало доступно истинное знание, ибо я нашел его в Святом Писании и толковании заповедей пророков!" или "Я обладаю истинным знанием, ибо обрел его при посредничестве разума!" или "Я обладаю истинным знанием, ибо ниспослано было мне озарение!" Все сии критерии ошибочны и ущербны.

Если мы присмотримся к миру сущего, то заметим, что все вещи и явления можно разделить на следующие четыре разновидности: 1. минералы, в коих материя представлена в различных формах и сочетаниях форм, но лишена каких-либо признаков самосовершенствования; 2. растения - здесь материя наделена не только качествами минералов, но уже проявляет стремление расти, увеличиваться в размерах, что свидетельствует о более высокой степени ее внутренней организации, нежели сие наблюдается у минералов; 3. животные, каковые демонстрируют качества и свойства минералов и растений, но обладают, вдобавок, способностью чувственного восприятия, и, наконец, 4. человек, организм коего представляет собой весьма сложно явление. Человек воплощает в себе свойства, качества и способности, присущие минералу, растению и животному, но при этом наделен еще и мощным даром интеллектуального постижения окружающей его действительности, чего напрочь лишены представители низших ступеней эволюции. Результатом интеллектуальной деятельности человека является научное знание, при посредстве коего исследует и постигает явления сущего и законы, ими управляющие. Разум - это открыватель тайн материальной вселенной. Только человек наделен сим Божественным даром, посему и самое благородное и достохвальное из достижений человечества - это научное знание.
Науку можно уподобить зеркалу, в коем отражаются тайны окружающего нас мира. Наука делает для нас зримым и понятным все, что происходило в прошлом, она соединяет прошлое с настоящим. Философские системы древних мыслителей, заповеди пророков и мудрость древних легенд в сжатом, кристаллическом виде воспроизведены для нас средствами современной науки. Наука - открыватель прошлого. На основании научных данных о прошлом и настоящем человек способен предвидеть будущее. Наука - повелитель природы и ее тайн, наука - это средство, благодаря коему человек открывает для себя строение материального мира. Все сущее подчиняется законам природы и не может ни на миг выйти из-под ее власти. Бесчисленные созвездия и планеты суть покорные данники природы. Земля и несметное количество живых организмов, ее населяющих, и минералы, и растения суть рабы природы. И только человек мощью своего разума и посредством научного знания способен изменить условия своего существования, выйти из-под власти природы и даже влиять на нее сообразно своим собственным желаниям и потребностям. Наука, если можно так выразиться, - нарушитель законов природы. Задумайтесь только, ведь в соответствии с законами природы человеку суждено было обитать лишь на поверхности земного шара, однако он нарушил сии запреты и ограничения: на кораблях люди бороздят океан, воспаряют на аэропланах в небеса, а в субмаринах опускаются на дно морское. И совершает сие человек, не спрашивая разрешения у природы, ибо он не признает над собою ее главенства. Процессы, протекающие в недрах земных, и тайны небесной сферы - все это осталось бы неведомо человеку, если бы не проницательность его интеллекта, позволяющая делать незримое зримым и постигать смысл и значение всего сущего. Например, одной из тайн природы является электричество. Природе хотелось бы, дабы тайна сия так и осталась сокрытой от человек, однако он благодаря научным методам познания постигнул законы, управляющие этим явлением, и теперь электричество послушно его воле и служит его нуждам. Короче говоря, при посредничестве своей совершенной способности интеллектуального постижения человек является высшим творением из всех, обитающих на земле. Он воистину царь природы. Он вырвал меч из ее рук и занес его над ее головой. Согласно законам природы с наступлением ночи на земле воцаряется мрак, но человек, используя силу электричества, рассеивает ночную темноту. Электричество в его умелых руках стало подобно мечу, коим он побеждает ночной мрак. Человек выше природы и заставляет ее выполнять его повеления. Человек наделен способностью чувственного восприятия. а у природы сия способность неразвита. Человек наделен разумом и памятью, у природы отсутствуют и то, и другое. Человек по благородству и значимости превосходит природу, в нем беспримерная мощь, коей природа лишена. Нам могут возразить, что мощь получает человек от природы, поскольку является ее частью. На это мы ответим, что если природа - целое, а человек - лишь часть ее, то как же может часть обладать такими качествами и свойствами, каковые отсутствуют у целого? Не очевидно ли, что часть может обладать лишь теми качествами и свойствами, каковые наличествуют и у целого? Например, волос есть частичка человеческого организма. В этой частичке не могут наличествовать такие элементы, коих не было бы в других частях организма, ибо тело человеческое состоит из одних и тех же элементов. Поэтому ясно и очевидно, что хотя человек в телесной своей ипостаси является частью природы, но и превосходит он ее силою духа своего. Если бы он был просто частью природы, то существование его ограничилось бы законами материального мира. Однако Господь, выделив человека из прочих творений Своих, даровал ему способность интеллектуального постижения тайн сущего, способность обретения высшего знания, величайшим проявлением коего является научная способность человека, ибо благодаря ей постоянно происходит улучшение условий жизни людей и становятся возможным духовное совершенствование человечества. Благодаря этому дару тайны Господа и Дух Его явны и внятны человеку.
Так как в стенах сего учебного заведения* вы изучаете естественные науки и все шире развертываются перед вами перспективы будущих достижений человечества, я надеюсь, что и духовное совершенствование будет сопутствовать вашему обучению.
* Colombia University, New York City

И подобно тому, как знание о материальном мире сияет в стенах этого великого храма науки, также и сияние духа, сей внутренний и Божественный свет истинной философии, да прославит сие учебное заведение. Важнейший принцип Божественной мудрости - это единение человечества, единение людей во всем мире, узы любви и дружбы, соединяющие Восток и Запад, узы любви, соединяющие людские сердца.
Поэтому наш долг - приложить величайшие усилия и употребить всю энергию душ наших, дабы узы единения и согласия возникали между людьми во всем мире. На протяжении тысяч лет мы воевали друг с другом и проливали кровь себе подобных. Но хватит, довольно этого! Настало время воссоединиться в любви и согласии. На протяжении тысяч лет мы не выпускали из рук мечи, - так дадим же человечеству, наконец, жить в мире. Бросьте взгляд назад - сколь многие проявления жестокости и кровожадной свирепости находим мы в истории человечества! Войны возникали то на религиозной почве, то в результате политических разногласий, то как следствие столкновений противоположных экономических интересов. Еще никогда не наслаждалось человечество благословенным Миром во всем мире. Год за годом совершенствовались орудия войны и средства уничтожения рода человеческого. Вспомним, что представляли собой войны в древности - за время боевых действий, каковые вело одно государство против другого, бывало убито не более десяти, пятнадцати или в крайнем случае двадцати тысяч людей. Ныне стало возможным уничтожить сто тысяч в течение одного дня. В древности воины сражались мечами, сейчас они взяли на вооружение пушки, стреляющие при помощи бездымного пороха. Прежде боевые корабли ходили под парусами, в наши дни их заменили броненосцы. Задумайтесь, сколь совершенны современные смертоносные орудия и сколь велико их число. Но ведь всех нас создал Господь, и все государства суть части одного огромного социального устройства, называемого человечеством. Все мы слуги Божии. Он же добр и справедлив ко всем нам. Как же можем мы быть враждебны и несправедливы друг к другу? Господь защищает и опекает всех нас. Как же можем мы убивать ближних своих? Если разгорается война на религиозной почве, то не очевидно ли, что дух и основные принципы религии, послужившей причиной войны, искажены и извращены? Все Явители Господа провозглашали, что Господь един для всех народов земли, что нам должно любить друг друга и помогать ближним своим, ибо лишь при этом условии возможен прогресс человечества. Главная истина, которую несут людям Явители Господа, это необходимость установить Мир во всем мире. Мир лежит в основе любой религии, в основе общечеловеческого понимания справедливости. Божий промысел в том и заключается, дабы люди жили одной семьей, в мире и согласии, дабы они возлюбили друг друга. Единение человечества - залог и первейшее условие развития добродетелей, присущих каждому из нас. Читайте Евангелие и другие Святые писания, и убедитесь, что все они говорят о том же.

Размышления над сущностью микрокосма приводят нас к выводу, что у него не одна, а целых три сущности. Человек прежде всего существует во внешнем мире, то есть, иначе говоря, физически. Сущность его, выраженная в физическом существовании, принадлежит миру материи, царству животных, ибо она возникла в материальном мире. Поэтому физическая, телесная сущность человека та же, что у животных.
Тело человеческое так же, как и тело животного, подчиняется законам природы. Но человек обладает еще и второй сущностью, каковая по благородству и значимости превосходит сущность физическую. Все те знания, коими мы наслаждаемся ныне, были некогда сокрыты от нашего разума в тайниках природы, сокрыты столь глубоко, что она и сама о них не ведала. И вот человек оказался способен проникнуть в тайны сии и сделал незримое зримым.
Но человек обладает еще и третьей сущностью, духовной, и при ее посредничестве получает он откровения духа. Сия Божественная способность бесконечно проявляется как в умопостигаемом, так и в материальном мире, и наделен ею человек благодаря веянию Духа Святого. Сущность сия вечна и нетленна, и происхождением своим обязана миру сверхъестественного, надприродного, Божественного; благодаря ей мир человеческий озаряется светом, благодаря ей человек причащается жизни вечной, познает свое прошлое и провидит будущее. Это не что иное как сияние Солнца Истины. Духовный мир осиян лучами его, и все Царство озарено сиянием Его. Наслаждается сиянием его и сей благословенный мир, коему нет ни начала, ни конца.
Сия третья сущность, сущность Божественная, выделяет человека из мира материи. Сия сущность принуждает его бежать из мира природы. Именно когда покидает человек мир природы, обретает он эту сияющую сущность, каковая превосходит физическую его ипостась и побуждает стремиться к Божественной бесконечности, отрешаясь от мира суеверий и мнимостей и погружаясь в океан солнечного сияния Истины.
Сие подтверждается не только научными данными, но и свидетельствами нашего духовного опыта.
Когда мы задумываемся, чем обусловлено существование мира явлений, нам очевидно, что все сущее состоит из частиц. Каждая частица сущего пребывает в постоянном движении и проходит через все фазы эволюции материального мира. Я хочу, чтобы вы обратили особенное внимание на это свойство материи. Мы видим, что любой минерал состоит из частиц. Разнообразие форма в материальном мире возникает благодаря бесчисленным перемещениями и сочетаниям отдельных частичек материи. Совершив странствие через мир минералов, такая частичка перемещается в мир растений, то есть поднимается на более высокую ступень эволюции сущего. Сей принцип строения целого из частей, проявляя себя в бесчисленном множестве форм в мире минералов, обусловленных бесчисленным же множеством обстоятельств, способствующих возникновению этих форм, действует затем в мире растений и в мире животных, где его проявления столь же разнообразны, как и в упомянутых выше мирах, но вот, наконец, мы видим его действие уже и в мире человеческом.
Короче говоря, каждый первоэлемент, каждый атом материи проходит все стадии и фазы ее эволюции и на всех этих стадиях обретает новые, более совершенные качества и свойства.
Сей принцип развития сущего выражен изречением одного из великих философов древности, который был наделен Божественной мудростью: "Все во всем". Ибо каждое единичное явление в мире сущего содержит в себе залог Божественного совершенства, и каждое сочетание электронов заключает в себе Божественные и совершенные свойства и качества.
Например, сей цветок был некогда просто горстью земного праха. Животное съест сей цветок, и таким образом элементы, сей цветок составляющие, перейдут уже в мир животных. Человек предаст животное смерти, дабы употребить его мясо себе в пищу, и вот уже то, что было животным, возносится в царство человека, ибо так уж устроен мир явлений: живые существа делятся в нем на тех, кто ест, и тех, кого едят.
Таким образом очевидно, что принцип элементарных частиц, разделяющий материю на единичные и неделимые атомы, проходя через все стадии эволюции ее, присутствует и в существах, наделенных сознанием.
Сии частицы, следовательно, обладают способностью концентрировать в себе энергию и создавать бесконечное число форм, они нетленны и неизменны в сущности своей, ибо материя как таковая неуничтожима, она лишь бесконечно изменяет формы своего существования.
Материя подвержена распаду лишь по видимости, на самом деле она просто переходит из одной формы существования в другую. Рассмотрим это явление снова на примере цветка. Внешняя форма цветка разрушается, но составляющие его элементы неделимы и неизменны. Посему и сущность всякого явления в материальном мире неизменна. Распад, тление - это как бы постоянная смена картин или образов, тогда как холст, на котором картины сии начертаны, вечен, ибо сущность каждого явления не что иное как дар Божий.
Иные полагают, что атрибуты Господа изначально не были присущи Ему, они отрицают безначальность творения. Иначе говоря, сии философы утверждают, что в те времена, когда Господь не обладал Своими божественным атрибутами, люди не имели понятия о Его существовании. Но ведь сии измышления ограничивают сферу Божественного влияния.
Также сии философы говорят, что некогда человечество не существовало, и что настанет такое время, когда оно снова прекратит свое существование. Сия теория тщится доказать, что возможности Господа ограничены и что проявления Божественной деятельности возможно определить посредством научных исследований.
Но ведь если бы не было у огня присущих ему качеств и свойств (жара и света), то мы не могли бы утверждать, что огонь существует.
Также опровергаются и вышеупомянутые измышления. Если было такое время, когда Господь не проявлял свои атрибуты, следовательно, Его не существовало, поскольку атрибуты Господа суть творения Его. Далее, на основании наших рассуждений мы можем утверждать, что Господь есть Творец. Но если мы допустили существование Того, Кто творит, то способность творить не может быть сведена лишь к моменту, когда люди начали сознавать присутствие в их жизни Господа и результаты Его деятельности. Сии атрибуты, каковые мы осознаем постепенно, с необходимостью присущи Господу в соответствии с Волей Его.
Поэтому нет у Господа ни начала, ни конца, и деятельность Его невозможно разделить по степеням развития. Сии ограничения присущи лишь сотворенным вещам и явлениям, но никогда мирозданию как целому, свойственны формам вещей, но не их сущностям. Сияние Господа вечно и могущество Его неослабеваемо. А поскольку могущество Его явлено человечеству с незапамятных времен, мы вправе утверждать, что творение мироздания бесконечно. И когда мы вдумаемся в смысл вышесказанного, нам станет ясно, что Господь нескончаемо щедр и милости Его не имеют ни конца, ни начала.
А самые величественные дары Его людям - это Явители, каждый из коих есть Солнце Истины, ибо лишь благодаря им, Явителям, устанавливается торжество Истины в мире человеческом.
История свидетельствует, что когда люди переставали внимать Явителям, они снова возвращались в животное состояние и даже свой интеллектуальный дар использовали лишь для удовлетворения низменных потребностей. Поэтому и в отдаленном будущем не следует ожидать, что человечество сможет обходиться без Явителей. Явители Господа будут приходить к людям и впредь, ибо Господь бесконечно благ во всех Своих действиях и цели Его столь же многообразны. Если бы мы попытались определить широту и охват Промысла Божия, сие с необходимостью означало бы, что мы осмеливаемся ставить предел Его величию. Сие означало бы, что творение осмеливается судить о Творце своем!
Итак, теперь нам ясно, что совершенный человек зрит сияние Солнца Истины. Совершенный человек ждет с нетерпением, когда снизойдет на него сей лучезарный блеск. Совершенный человек ждет с нетерпением, когда снизойдет на него сей лучезарный блеск. Совершенный человек старается, насколько сие возможно, постигнуть Промысел Божий и способы осуществления тех или иных задач, каковые ставит перед Собою Господь. Совершенный человек осознает однако, что истинность Божественных сущностей не сводится к одному каком-то наименованию, или свойству, или качеству, или действию Господа. Великодушие Его и щедрость Его нескончаемы, и пришествие Явителей не ограничено во времени.

Видимые нами на бескрайнем небосклоне светила вращаются по своим орбитам, каждое - со свойственной лишь ему скоростью.
Так же и период вращения нашей земли вокруг солнца равен определенному количеству времени, а именно: трестам шестидесяти пяти дням, пяти часам, сорока восьми минутам и нескольким долям секунды. Завершив свое обычное странствие по орбите, земля снова начинает движение по той же стезе.
Точно так же и мироздание, причем под этим понятием мы разумеем и небеса, и человечество, подчиняется определенным циклам, каковые представляют собой последовательность происшествий и событий величайшей важности и лишь по видимости случайных.
Заканчивается один цикл и начинается другой, а тот, прежний, стирается из памяти человечества, и даже если за период его протекания имели место события грандиознейшие, не остается от них ни следа. Вам известно, что наука не располагает какими-либо письменными свидетельствами о событиях, происходивших двадцать тысяч лет тому назад, хотя и установлено, что жизнь на земле существует с незапамятных времен, не сто и не двести тысяч лет, и не миллион или два миллиона. Нет, она возникла гораздо раньше, но письменных или каких-либо иных следов о том времени не сохранилось.
Для каждого Явителя Господа также предопределен свой цикл, в течение коего его законы и заповеди преобладают в сознании людей, и люди им внимают и подчиняются. Но когда время одного Явителя кончается, на смену ему приходит другой, и начинается время этого новопришедшего.
Таким образом циклы сии сменяют друг друга, но сами они суть периоды некоего вселенского цикла развития мироздания. И вот когда заканчивается сей вселенский цикл, когда все великие события, случившиеся за период его протекания, стираются из памяти человечества и письменных свидетельств о них не остается, сие означает, что начинается новый великий цикл, ибо нет у мироздания ни конца, ни начала. Мы об этом уже говорили, и нет надобности повторять доказательства этого утверждения еще раз.
Короче говоря, вселенским циклом развития жизни мы называем весьма длительный промежуток времени, вмещающий в себя неисчислимое количество периодов и эпох. В каждый из периодов каждого такого цикла приходят Явители Господа в сей сияющий великолепием мир. А уж после них приходит Величайший Явитель, каковой преображает вселенную в средоточие сияния своего.
С его появлением мир достигает зрелости, и протяженность этого цикла весьма велика. Впоследствии иные Явители, каковые суть лишь тени этого Величайшего, придут к людям, дабы вновь и вновь напоминать им заповеди, облегчающие земную жизнь, и все же сии Явители так и останутся в тени Явителя Величайшего.
Мы с вами сейчас находимся внутри цикла, который начался рождением Адама, и вселенским Явителем цикла сего есть Бахаулла.

Философы утверждают, что разница в степени умственного развития людей зависит от образования. В качестве доказательства этого утверждения они приводят следующие примеры: Европа и Америка продемонстрировали миру впечатляющие результаты просвещения, тогда как полудикий образ жизни народов Африки является наилучшим доказательством, сколь многих благ и преимуществ лишены сии несчастные в силу своего невежества.
Образование делает невежественного мудрым, тирана справедливым, оно способствует счастливой жизни, развивает ум и волю, побуждает бесплодное древо человечества вновь плодоносить.
Благодаря образованию отдельные представители человечества добиваются в жизни очень многого, тогда как невежественные блуждают наощупь во мраке отчаяния. Тем не менее каждый человек может развить свои умственные способности, каждый, по утверждению философов, может в конце концов стать даже пророком.
Пророки Господа суть главные воспитателя человечества. Они дарят людям знание, побуждают людей стремиться из низин невежества к горным вершинам духовного совершенства. Философы тоже могли бы выполнять вышеуказанные задачи, но подавляющее их большинство занимаются самообразованием, и совсем немногие - нравственным самосовершенствованием, то есть, иначе говоря, цивилизуют они лишь самих себя, а быть учителями и наставниками ближних им не под силу. Еще ни одному философу не удавалось вывести свой народ из состояния варварства и дикости.
Несмотря на то, что просвещение способно улучшить нрав каждого члена общества и каждому в равной мере ниспосылает преимущества цивилизованной жизни, дабы вознесся он на более высокую ступень духовного развития, между отдельными людьми всегда останется разница в умственных способностях, каковая зависит от их врожденных качеств и свойств.
Десять детей одного и того же возраста, рожденные в одинаковых условиях, обучаются в одной и той же школе, получают пищу в равном количестве и одинакового качества, короче, находятся в равных со всех точек зрения условиях, и тем не менее они в разной степени восприимчивы к знаниям. Они проявляют чрезвычайную живость ума и способность развивать и совершенствовать его, способности других весьма посредственны, третьи вовсе не выказывают каких бы то ни было дарований. Кто-то из этих десятерых станет впоследствии мудрым профессором, тогда как другой не извлечет из обучения никакой пользы. Условия у всех этих детей были равными, а вот результаты варьируются от самых низких до самых высоких. Очевидно, что люди отличаются друг от друга прирожденными талантами и силой интеллекта, и все же, несмотря на сии различия, каждый человек способен к самосовершенствованию и поддается обучению и воспитанию.
Святой Иисус Христос был воспитателем человечества. Заповеди Его были проникнуты любовью к людям, щедрость Его распространялась на весь род людской. И учил Он при посредничестве Духа Святого, а отнюдь не ограниченными человеческими средствами, нет, использовал Он Божественную Свою мощь, нескончаемую и неизмеримую.
Во втором веке нашей эры греческий философ и врач Гален написал трактат о том, как, по его мнению, возможно цивилизовать человечество. Он не был христианином, но утверждал, что религиозная вера помогает разрешить самые сложные проблемы цивилизации. Суть его рассуждений сводилась к следующему: "Среди нас есть люди, исповедующие учение Иисуса из Назарета, распятого в Иерусалиме. Сии люди придерживаются столь строгих нравственных принципов, что им могли бы позавидовать философы. Они веруют в Бога и боятся гнева Его. Они веруют в благосклонность Его и поэтому избегают совершать неправедные поступки, они добродетельны и отличаются достохвальным поведением. Днем и ночью прилагают они величайшие усилия, дабы поступки их были достойны одобрения Господа и приносили пользу человечеству. Любой из них по праву может считаться философом, ибо сии люди постигли сущность философии и главную ее задачу. Даже не будучи обучены грамоте".
Цель нынешней лекции заключается в том, чтобы показать вам, что Святые Явители Господа, Божественные пророки, суть первые и главные воспитатели человечества. Их просветительская деятельность имеет всемирное значение, и основополагающие принципы, исповедуемые ими, суть первопричина и необходимое условие, благодаря коим возможен и осуществим прогресс человечества.

Первоэлементы или, иначе говоря, атомы пребывают в вечном движении, переходя с одной ступени развития сущего на другую.
Давайте на примере минерала рассмотрим, как сие происходит. Атом минерала поднимается в царство растений благодаря тому, что вступает в различные сочетания органических волокон дерева или растения. Из царства растений он перемещается в царство животных и, наконец, в соответствии с законами, управляющими его движением, становится частью человеческого тела. Иначе говоря, он проходит множество промежуточных фаз и состояний сущего, в течение коих вступает в различные сочетания с другими атомами на пути своем. Сие движение первоэлементов имеет постепенный, но всегда поступательный характер, и оно вечно, ибо когда, например, тело человеческое после смерти подвергается процессу разложения, атомы вновь возвращаются в мир минералов, откуда некогда вознеслись на сию возвышенную ступень эволюции. Однако возвращаются они на низшую ступень лишь затем, чтобы начать свое странствие снова.
Сей пример показывает, что частицы сущего постоянно совершают поступательное движение в материальном мире.
В своих неустанных странствиях атом наделяется качествами и свойствами, необходимыми на каждой ступени развития сущего, через которые пролегает его путь. Он обогащает собою царство минералов, соединяющих с родственными ему частицами, в царстве растительном помогает росту органической ткани, в организме животного проявляет первые проблески интеллекта, а в царстве человеческом наделяется уже наивысшими совершенствами, каковые присущи людям.
Формы жизни в мире материальном, в каждом из ее царств, бесчисленны и многообразны. В царстве растений мы находим бесчисленные вариации типов и структур растительной жизни, каждая из коих отличается от другой, и нет между ними двух похожих друг на друга по строению и составу, ибо природа не знает повторений, и способность расти невозможно ограничить какой-то одной формой или сочетанием форм. Например, каждый лист имеет свое, если можно так выразиться, выражение лица, свою собственную индивидуальность. Таким образом можно утверждать, что каждый первоэлемент из бесчисленного множества себе подобных не просто странствует через вышеупомянутые царства и является не только частицей материала, из которого составлены минералы, растения и животные, не только наделяется качествами и свойствами, необходимыми для существования в каждом из этих царств, но также содержит в себе формирующую способность, способность организовывать формы, присущие минералам, растениям и животным. А так как любая из этих форм имеет свою неповторимые достоинства и совершенства, то сии первоэлементы, частицы сущего, выражают возможность бесконечного множества вариаций этих индивидуальных достоинств и совершенств. Ни один атом не обделен этой возможностью, ни об одном из них нельзя сказать, что не дана ему наравне с другими сия возможность. Все они воплощают в себе достоинства и совершенства сущего в царствах его и отражают, как бесчисленные зеркала, свойства и качества форм и организмов. Перемещаясь из царства и царство, атомы проявляют лишь те достоинства и совершенства, каковые необходимы на той ступени развития сущего, на которой царства сии находятся. Так, в царстве минералов они отнюдь не проявляют свойства растительного царства, а в царстве растительном не проявляют свойства минерала, и так далее. Но очевидно же, что каждый из них содержит в себе абсолютно все достоинства и совершенства мироздания. Это весьма сложная и глубокая мысль. Постарайтесь ее понять, ибо в ней заключается истинное объяснение философии пантеизма. Ведь если верить чувственным ощущениям, на которых основывают свои взгляды приверженцы этой философии, пантеизм истинен, ибо каждый атом вселенной, благодаря преобразованиям, в коих он принимает участие, являет в себе все достоинства и совершенства сущего. Поэтому очевидно, что причина и следствие всякого явления - Господь, ибо Он присутствует везде всюду, и по Его Воле существует все, что есть. Сущее возможно и обретает существование лишь благодаря щедрости Его, так же, как луч света, испускаемый светильником, возможен и существует от преизбытка пламени внутри светильника. Иначе говоря, все явления осуществляются благодаря щедрости Господа, и объяснение пантеистического мировоззрения заключается в следующем: сущее получает возможность существовать при посредничестве единой силы, каковая оживляет все, чего не коснется и повелевает всеми вещами и явлениями, - они суть выражения ее энергии и щедрости. Достоинства и совершенства сущего обязаны своим происхождением лишь ей одной.
Поэтому в наставлениях Бахауллы основополагающая заповедь гласит, что мир человеческий един...
Бахаулла учит, что как бы далеко ни продвинулось человечество на пути материального своего развития, оно все еще нуждается в духовных добродетелях и щедрых дарах Господа. Душу человеческую не оживить и не просветить материальными средствами. Никакие открытия в мире материальном не помогут воскрешению души, если она мертва. Только Дух Святой способен оживить душу человеческую и уберечь ее от погибели. Человек поднимается по ступеням эволюции от примитивного физического бытия царств интеллекта, и точно так же душа его совершает восхождение, ибо, развиваясь, обретает она достохвальные нравственные совершенства. И пока человек стремится обрести совершенства сии, до тех пор он нуждается в щедрых дарах Духа Святого. Материальный прогресс можно уподобить ламповому стеклу, тогда как нравственное совершенство и духовная восприимчивость суть лучи пламени внутри этого него погасло. Также и человек, осуществляя материальное свое бытие, нуждается в животворном сиянии Божественных щедрот. Человек мертв, если не касается его веяния Духа Святого. Тело и разум его по видимости живы, но духовно он мертв. Святой Иисус Христос провозгласил: "Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от духа есть дух"*, и сие означает, что нам, дабы заслужить право называться человеком, надобно родиться вторично, но уже духовно. Подобно тому, как младенец входит в сияющий чертог материального мира, так и зрелый, умудренный жизненным опытом муж рождается второй раз в мире духовном. В лоне матери младенец еще лишен истинных радостей физического бытия и даже не подозревает о них, но, родившись, он созерцает чудесную красоту нового для него мира. В лоне материнском он пребывал в неведении и не мог представить себе возможность какой бы то ни было иной формы существования, но вот он переходит из одного мира в другой и открывает для себя и сияние солнца, и цветы, и деревья, и все бесконечное множество даров и благодеяний, уготованных ему Господом. Человек - пленник природы, и пока не коснется его веяние Духа Святого, не ведает он о мире Божественного и пребывает в мире материальном, в мире конечном и несовершенном. Но едва коснется его веяние Духа Святого, как тотчас прозревает он и видит истинное царство духовного, и тесны тогда пределы материального существования, ибо начинает он сознавать бесконечную и нескончаемую щедрость Царства Божия. Поэтому в независимости от того, насколько развит человек физически или интеллектуально, он всегда нуждается и будет нуждаться в совершенствах Божественного мира, в защите и поддержку Духа Святого пред лицем Господа.
*Иоанн,3,6

У человечества много достоинств и достохвальные совершенств, но наука благороднейшее из них. Именно благодаря научному знанию человек неизмеримо превосходит животных. Наука - дар Господа, она имеет Божественное, а не материальное происхождение. Наука - сияние Солнца Истины научное знание, как никакое другое, помогает постигать истинную сущность любого явления. Благодаря науке человек находит путь к Богу. Все наши дарования и таланты передаются нам по наследству, они суть результаты тех или иных природных процессов, происходящих в нашем организме, и только разум имеет сверхприродное, Божественное происхождение. Благодаря способности интеллектуального постижения человек соединяет прошлое с настоящим, восстанавливает историю исчезнувших и лица земли народов. Издавна и до наших дней наука дарит человеку бесчисленные открытия и изобретения во всех сферах его жизнедеятельности, ибо таковы следствия мыслительных процессов и логических умозаключений. Сия не имеющая себе равных сила помогает человеку проникать в тайны будущего и предупреждать грядущие события, дабы не быть застигнутым ими врасплох. Наука - это дар Господа людям. Все сущее стремится к совершенству, но способность мыслить в наивысшей степени выражает сие стремление, и только люди наделены ею.
Другие творения Господа лишены ее. Господь вдохнул в человека любовь к истине. Развитие и процветание государства находятся в прямой зависимости от того, сколь развиты в этом государстве науки. При посредничестве наук величие государства постоянно возрастает, а сие является залогом благоденствия его граждан.
Жизненные блага ниспосылаются нам небесами, но ни одно из них несравнимо со способностью интеллектуального постижения, каковое является вечным даром наподобие вечно плодоносящего древа. Человек постоянно вкушает от плодов этого древа. Все прочие блага временны и преходящи, но сей дар, дар разума, ниспослан человечеству в постоянное пользование. Даже царская власть имеет свои пределы, но лишить человечество дара разума никому не под силу.
Короче говоря, это высший дар Господа человеку, вечное благо и щедрость небес выражаются в нем. Посему прилагайте величайшие усилия, дабы преуспеть в науках и искусствах. Чем значительнее ваши успехи, тем ближе вы к осуществлению Воли Божией. Просвещенный человек проницателен, ибо наделен зрением, тогда как невежественный и пренебрегающий знаниями просто слепец. Просвещенный человек пытлив и деятелен, а невежественный не любознателен и равнодушен ко всему в мире и в сущности подобен мертвецу. Просвещенный человек есть истинный представитель человечества, ибо благодаря способности логически мыслить и на основании тщательнейших исследований он делает правильные заключения об окружающей его действительности и сведущ во всех вопросах, касающихся жизни людей, их положения во вселенной, их прошлого и будущего.
Он способен понять нужды государства и решить любую социальную задачу, словом, это именно он ткет ткань цивилизации.
В сущности, науку можно уподобить зеркалу, в коем отражаются бесчисленные формы и сочетания форм сущего. Наука - самое надежное средство самосовершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. Без научного знания прогресс невозможен. Посему стремитесь неустанно к знаниям и старайтесь почерпнуть как можно больше из этого чудесного источника.
Мы уже говорили, что способность мыслить ниспослана нам небесами и что все прочие блага Господа обусловлены развитие этой способности. Как же доказать сие утверждение? Дело в том, что сущее, за исключением человека, пребывает в плену материи. Звезды и солнца в беспредельном пространстве, все земные формы жизни на земле подчиняются законам природы, но лишь человек посредством научного знания властен использовать их в своих собственных целях. Когда человек явился в сей мир, возможности его были ограничены суждено ему было пресмыкаться во прахе земном. Однако благодаря познанию законов, управляющих материей, воспаряет он в небеса, бороздит океаны и опускается на дно морское. Плоды иных научных открытий столь привычны нам в повседневной жизни, что не всякий из нас в состоянии поверить, что некогда сии плоды были недоступны человечеству. Например, электричество, - сие природное явление человек научился использовать сообразно своим нуждам и потребностям. Примеров может быть приведено множество, но и без того очевидно, что человек вырвал меч из рук природы и ныне, во всем великолепии власти своей, стал повелителем ее. Именно благодаря способности мыслить человек стал царем природы. Ведь природа лишена этой способности, сие утверждение разделяется всеми мудрецами и философами. Человек наделен волей и памятью, у природы нет ни того, ни другого. Человек неустанно открывает тайны, сокрытые в недрах природы, тогда как природа даже не сознает, что у нее есть тайны сии. Человек развивается, природа стоит на месте. Человек наделен небесными совершенствами, в частности, разумом, волей, а также способностью верить в Бога и постигать Его, доверяться Ему, природа же лишена всех этих достоинств. Возвышенные свойства человека, например, стремление к научным поискам и открытиям, отсутствуют у природы. Благодаря этим достоинствам человек выделяется среди всех прочих творений Господа и превосходит их. Разум - это Божественный дар, это сверхприродные милости, дарованные человечеству небесами и тем не менее философы-материалисты, сколь ни странно слышать сие, продолжают утверждать, что мы, люди, суть рабы природы и скованы цепями ее. Но ведь очевидно же, что Господь наделил человека достохвальными совершенствами и достоинствами, коих природа лишена напрочь и благодаря коим возвышается на нею и во всем ее превосходит. Воздадим же хвалу и благодарность Господу за щедрость Его, за силу, которую Он вдохнул в наши души, за царский венец, коим увенчал Он головы наши. Но как же мы распорядимся мы этим Божественным даром и на что употребим сие сокровище, ниспосланное нам Господом? Прежде всего давайте используем свой разум в целях объединения человечества в одну семью, посвятим сей Божественный дар упрочению дружбы между всеми членами семьи человеческой, и в частности для того, чтобы крепли узы дружбы между людьми с белой и черной кожей. А уже когда под сенью Промысла Божия Восток и Запад, подобно двум возлюбленным, заключат друг друга в объятия, и тогда человечество станет одним народом, одной расой, подобно волнам океанским. Волны различаются по форме и высоте, но все же это волны одного и того же океана. Цветы могут отличаться друг от друга, они могут быть красными, синими, желтыми, фиолетовыми, но все же они произрастают в одном и том же саду. И деревья в этом саду, несмотря на то, что вспоены влагою одного для всех для них дождя, согреты лучами одного для всех для них солнца и освежены дуновением одного для всех для них ветра, приносят разные плоды, и в этом проявляется созидательная мудрость Божия, ибо если бы сии деревья приносили одинаковые плоды, то не испытывали бы мы наслаждения, вкушая их. Из нескончаемого разнообразия форм сущего черпает человек радость и веселие души своей, а единообразие претит ему.
И вот, глядя на ваши лица, я вспоминаю сии фруктовые деревья, они отличны друг от друга вышиною, формой листьев, но обременен сочными и сладостными плодами, каковые благоуханием своим радуют обоняние и душу. Духовный свет, проистекающий от нашей встречи, есть тоже милость Божия. Да возблагодарят Господа сердца наши! Хвала Господу! Ибо вы живете в этом великом континенте и наслаждаетесь свободой, безопасностью и справедливостью, каковую обеспечивает вам ваше мудрое правительство. В этой стране нет у вас причин горевать и печалиться, поэтому счастием преисполнена ваша жизнь, ибо наивысшее благо для человека - это свобода. По молодости своей вы это еще не вполне сознаете, зато я, проведя сорок лет в заключении, понимаю сию истину очень хорошо. Я знаю цену свободы, я испытал блаженство, которое доставляет она человеку. Вы родились и живете свободными, и страх ее потерять вам неведом. Величайшее блаженство - жить в сей стране. О драгоценнейшие дары Господа: Свобода! Независимость! Безопасность! Воздадим же Ему хвалу за щедрость Его!

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook