Лондон, Кадоган Гарденс, 97

26 декабря 1912 года

Должно ли молитве принимать форму деяния?

        Абдул-Баха: «Да. В Деле Бахаи искусства, науки и все ремёсла суть богослужение. Человек, производящий лист писчей бумаги в полную меру своих способностей, сознательно прикладывающий все усилия к совершенствованию результата своего труда, возносит хвалу Богу. Говоря кратко, все усилия и старания, проявляемые человеком от чистого сердца, суть молитва, если они вызываются высшими мотивами и желанием служить человечеству. Служение человечеству и забота о нуждах людей есть поклонение Богу. Служение — это молитва. Врач, бережно и заботливо ухаживающий за больными, свободный от предрассудков и верящий в единство человеческого рода, возносит хвалу Господу».

     «Каков смысл нашей жизни?»

     Абдул-Баха: «Обретение добродетелей. Мы — дети земли; зачем было нам дано пройти путь превращения из царства минералов в царство растений и из растительного царства в животное? Дабы мы могли достичь совершенства в каждом из этих царств, дабы нам овладеть лучшими качествами минералов, дабы мы обрели силу роста растений, дабы нас украсили инстинкты животных и нам стали доступны свойства зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; наконец, из животного царства мы вступаем в мир человеческий и получаем в дар разум, способность к открытиям и силу духа».

Сент-Мартинз Лейн

Воскресенье, 12 января 1913 года

Около тысячи лет тому назад в Персии образовалась орга-

    низация под названием «Общество друзей», члены которой собирались вместе для безмолвного обращения ко Всевышнему.

     Философию Божественного они подразделяли на две части: знание первой из них приобреталось посещением лекций и обучением в школах и колледжах. Вторая же была философией Озаренных, или последователей внутреннего света. Собрания членов этой философской школы проходили в безмолвии. В сердцах этих людей таинства Царствия отражались тем главным Лучом, к Источнику которого они обратились в медитации. Все задачи о Божественном разрешались этой силой озарения.

     В Персии это «Общество друзей» сильно разрослось, и его группы существуют до сих пор. Множество книг и посланий написано главами этого общества. Когда его члены собираются в своем молитвенном доме, они сидят, погрузившись в молчаливое созерцание; глава группы начинает с определенного предложения, объявляя собравшимся: «Темой медитации должна быть такая-то проблема». Затем, изгнав из своих мыслей все постороннее, они сидят, медитируя, и вскоре им открывается ответ. Многие вопросы о Божественном, трудные для понимания, проясняются таким озарением.

     К некоторым из величайших вопросов, на которые лучи Солнца Истины дают ответы людям, относятся следующие: природа человеческого духа, рождение души, ее новое рождение из этого мира в мир Божественный, внутренняя жизнь души и ее судьба после отделения от тела.

     Темой их медитации могут быть и научные вопросы современности, и подобным же образом на них дается ответ.

     Эти люди, называемые «Последователями внутреннего света», достигают величайшей силы духа и полностью освобождаются от слепых догм и подражания. Их суждениям доверяют: эти люди сами, внутри себя, разрешают все тайны.

     Если они находят решение с помощью внутреннего света, они принимают это решение и затем объявляют о нем: в противном случае его бы сочли пустым подражанием. В своих медитациях они даже доходят до таких вопросов, как сущность природы Божественного, Божественного откровения, проявления Божественного в этом мире. Все вопросы о Божественном и вопросы научные разрешаются ими посредством силы духа.

     Бахаулла говорит, что в каждом явлении есть знак (ниспосланный от Бога); знак разума — созерцание, а знак созерцания — молчание, ибо человек не в состоянии одновременно делать две вещи — говорить и медитировать.

     Как известно, во время медитации вы ведете беседу со своим духом. В этом состоянии вы задаете определенные вопросы вашему духу, он дает ответ, и тогда пробивается луч света и открывается реальность.

     Нельзя назвать «человеком» существо, лишенное такой способности к духовному созерцанию; без нее человек всего лишь животное, стоящее даже ниже диких зверей.

     Благодаря способности к медитации человек обретает вечную жизнь, благодаря ей на него веет дыхание Святого Духа —благодать Духа ниспосылается в созерцании и медитации.

     Во время медитации душа человеческая обретает знание и силу; события, о которых ранее человек не ведал, разворачиваются перед его взором. Через медитацию нисходит на человека Божественное вдохновение, благодаря ей он приемлет небесную пищу.

     Ключом медитации открываются двери тайн. В состоянии медитации человек погружается в себя и отрешается от всех внешних предметов; в этом субъективном состоянии он погружается в океан духовной жизни и обретает способность раскрывать секреты вещей-в-себе. Чтобы представить это, задумайтесь о том, как соотносятся эти две человеческие способности: когда используется сила внутреннего взора, внешний взор слеп.

     Способность к медитации освобождает человека от его животной природы, позволяет проникнуть в суть вещей и становится звеном, связующим человека с Господом.

     Эта способность возникает из невидимой реальности науки и искусства. Благодаря способности к медитации становятся возможными открытия, претворяются в жизнь гигантские начинания; она может обеспечить стабильную деятельность правительств. Благодаря этой способности человек вступает в само Царствие Господне.

     Некоторые человеческие мысли так или иначе бесполезны: они как волны, бесплодно перекатывающиеся по поверхности океана. Если же способность к медитации озарена внутренним светом и отмечена божественными свойствами, результаты не заставят себя ждать.

     Способность к медитации сродни зеркалу: если вы поставите его перед земными объектами, оно отразит их. Посему, если дух человеческий погружен в размышления о земном, то о земных предметах и будет дано ему знание.

     Если же зерцало вашего духа обращено к небесам, в сердце вашем отразятся небесные созвездия и лучи Солнца Действительности, и вы обретете добродетели Царствия.

     Посему направим же эту способность по истинному ее предназначению — обратим ее к небесному Солнцу, а не к земным предметам, чтобы открыть нам секреты Царствия и познать иносказания Библии и таинства духа.

     Да будем мы подобны зеркалам, отражающим небесную действительность, и станем настолько чисты, чтобы отражать свет небесных звезд.

Париж, улица Грез, 15

1 декабря 1911 года

Когда я впервые приехал в Париж, то с большим интере-

    сом смотрел на этот прекрасный город и сравнивал его с большим садом.

     Любовно и внимательно рассмотрев почву этого сада, я нашел, что она хороша и подходит для взращивания непоколебимой веры и твердых убеждений, ибо ей было предано семя Божественной Любви.

     Облака Небесного Милосердия посылают ей влагу, и Солнце Истины одаривает теплом молодые всходы, и сегодня, несомненно, в вас можно увидеть зерна веры. Зерно, брошенное в почву, начинает пускать ростки и будет расти изо дня в день. Благословение Царствия Бахауллы, воистину, принесет великолепный урожай.

     Внемлите! Я несу вам доброе и радостное известие! Париж станет садом, полным роз! Какие только прекрасные цветы не распустятся и не зацветут в этом саду! Молва об их запахе и красоте достигнет всех стран. Когда я думаю о Париже будущего, он видится мне в сиянии лучей Святого Духа! Действительно, мы присутствуем на рассвете того дня, когда Париж получит озарение и каждое живое существо почувствует Доброту и Милосердие Божие.

     Не заостряйте ваше внимание на настоящем, а лучше взгляните глазами веры в будущее, ибо, воистину, Дух Божий действует среди вас.

     Со дня моего приезда прошло несколько недель, и я уже вижу, как возрастает ваша духовность. Сначала лишь несколько человек приходили ко мне в стремлении обрести Свет, но за время моего короткого пребывания здесь их число удвоилось. Это хорошее предзнаменование на будущее.

     Когда Христос был распят и покинул этот мир, у Него было всего одиннадцать учеников и несколько последователей. Но Он служил Делу истины, и сегодня вы видите результаты дела Его жизни. Он озарил мир, дав жизнь мертвому человечеству. После Его вознесения Дело Его стало постепенно расти, души Его последователей становились все светлее и светлее, и необыкновенное благоухание их святых жизней распространилось повсюду.

     Сегодня, слава Богу, подобное пробуждение началось и в Париже. Множество душ из тех, кто привлечен единством, любовью и истиной, обратилось к Царствию Божиему.

     Постарайтесь трудиться с полной отдачей, чтобы доброта и милосердие Высшего Царствия объяли весь Париж. Дыхание Святого Духа поможет вам, Свет Царствия Небесного озарит ваши сердца, а благословенные ангелы Божии с высоты Небес принесут вам силы и помогут вам. От всего сердца благодарите Бога, что Он наделил вас высшим даром. Б?льшая часть людей дремлет, но вам было дано пробуждение. Многие слепы, вы же зрячи!

     Вы откликнулись на зов Царствия Небесного. Слава Богу, вы родились заново и были крещены огнем Божественной Любви. Вас окунули в Море Жизни и оживили Духом Любви.

     Будьте благодарны Богу за такую милость, никогда не сомневайтесь в Его Доброте и Нежной Заботе и нерушимо верьте в Благодать Царствия. Объединяйтесь в братской любви и будьте готовы отдать жизнь друг за друга, и не только за тех, кто вам дорог, но за все человечество. Считайте весь род человеческий одной семьей, всех — детьми Божиими, и, поступая так, вы не заметите между ними никакой разницы.

     Человечество можно сравнить с деревом, имеющим ветви, листья, почки и плоды. Представьте себе, что люди — это цветы, листья или почки этого дерева, попытайтесь помочь всем и каждому в отдельности распознать Божественное Благословение и возрадоваться ему. Бог не отвергает никого, Он любит всех.

     Единственное реальное различие между людьми состоит в том, что они находятся на разных стадиях развития. Некоторые из них несовершенны и нуждаются в совершенствовании. Другие дремлют — их нужно пробудить ото сна. Третьи нерадивы — их следует воспитывать. Но все они — дети Бога. Любите их всем сердцем. Нет чужих друг другу людей, все они друзья. Сегодня вечером я пришел попрощаться с вами. Хорошо запомните то, что я скажу вам: даже если мы будем далеко друг от друга, то духовно мы всегда будем вместе.

     Я сохраню в моем сердце образ каждого из вас, никого не забуду и надеюсь, что никто из вас не забудет меня.

     Я на Востоке, а вы на Западе постараемся изо всех сил и от всего сердца способствовать установлению единства на земле, чтобы все народы стали единым народом, чтобы наша планета стала подобна одной стране, ибо Солнце Истины светит равно всем.

     Все Пророки Бога приходили ради этой величайшей цели.

     Вспомните, как старался Авраам донести до людей веру и любовь, как Моисей пытался объединить их разумными законами, как Господь Иисус Христос страдал до конца дней Своих, чтобы принести свет любви и истины в мир, объятый тьмой. Вспомните, как Мухаммад стремился к установлению согласия и мира среди окружавших Его диких племен. И последний из всех, Бахаулла, сорок лет страдал во имя этого же дела, с единственной благородной целью — укреплять любовь среди детей человеческих; во имя мира и единства человечества Баб пожертвовал жизнью.

     Так старайтесь следовать примеру этих Божественных Созданий, утоляйте жажду из Их источника, и пусть озарит вас Их Свет. Станьте для всего мира символами Милосердия и Любви Божией. Будьте облаками и дождем милосердия, солнцем истины; будьте небесным воинством, и вы, воистину, завоюете множество сердец.

     Будьте благодарны Богу за то, что Бахаулла заложил для нас крепкий и надежный фундамент. Он не оставил места для печали в ваших сердцах, и Писания, которые вышли из-под Его священного пера, дают утешение всему миру. Он знал слова истины, и все, что противоречит Его Учению, неверно. Главным во всех Его делах было снятие барьеров, разделяющих человечество.

     Завещание Бахауллы — это Дождь Доброты, Солнце Истины, Вода Жизни, Святой Дух. Так откройте же сердца ваши, в полной мере наслаждаясь силой Его Красоты, и я буду молиться за вас, чтобы все вы разделили эту радость.

     А теперь я говорю вам: «До свидания».

     Я говорю это только вашему внешнему «я». Я не говорю этого вашим душам, поскольку наши души будут вместе всегда.

     Наберитесь мужества и будьте уверены, что я день и ночь буду обращаться к Царствию Божиему с мольбой о том, чтобы день ото дня вы становились лучше и возвышеннее на пути приближения к Богу, все более озаряясь сиянием Его Любви.

Париж, Авеню Камоэнса, 4

28 ноября

Во время собраний, на которых мы беседовали друг с дру-

    гом, вы узнали принципы этого Божественного Учения, а также познакомились с подлинной сущностью явлений. Вам была предоставлена возможность узнать о многих предметах, но все же большое количество людей все еще несведуще и полно предрассудков. Они слишком мало знают об этом великом и славном Деле, причем их сведения в большинстве своем основаны на слухах. Увы, знания этих несчастных рождены не истиной; не Учение Бахауллы — основа их веры! Конечно, и в слухах есть некая доля правды, однако по большей части их содержание не отражает действительность.

     Истинные принципы благословенного Дела Божиего — это те одиннадцать положений, которые я вам перечислил и обстоятельно разъяснил.

     Вы должны стараться всегда жить и действовать в полном соответствии с наставлениями и законами Бахауллы, чтобы каждый мог убедиться, что в своей жизни вы и на словах, и на деле следуете Благословенному Совершенству.

     Старайтесь изо всех сил, чтобы это замечательное Учение охватило весь земной шар и чтобы духовные устремления проникли в сердце каждого человека.

     Дыхание Святого Духа придаст вам сил, и если даже многие поднимутся против вас, они не смогут возобладать над вами!

     Когда на голову Господа Иисуса Христа надели терновый венец, Он знал, что все короны мира лежат у Его ног. Все земные короны, какими бы роскошными, могущественными и сияющими они ни были, преклонились перед терновым венцом. Именно исходя из этого твердого знания, Он сказал: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле»1.

     Сегодня я говорю перед вами. Сохраните это в своих сердцах и в своей памяти. Воистину ваш свет озарит весь мир. Ваши духовные стремления затронут внутреннюю суть вещей. Вы, несомненно, станете факелами, горящими над земным шаром. Не бойтесь и не смущайтесь, ибо свет ваш рассеет самый густой мрак. Вот обещание, которое я даю вам во имя Бога. Поднимитесь и служите Силе Божией!

Париж, Авеню Камоэнса, 4

18 ноября

ВУчении Бахауллы сказано: «Человек может развиваться

    только благодаря Силе Святого Духа, ибо сила человека ограниченна, а сила Бога бесконечна». Проанализировав историю, мы приходим к заключению, что все истинно великие люди, благодетели рода человеческого, которые способствовали истинному прогрессу и призывали людей любить добро и ненавидеть зло, были воодушевлены силой Святого Духа.

     Божии Пророки не оканчивали философских школ — нередко это были люди низкого происхождения, неизвестные и внешне незначительные, иногда даже не умеющие читать и писать.

     Возвысила этих людей над всеми прочими именно сила Святого Духа, которая превратила их в Учителей истины. Только благодаря Его могучему вдохновению оказали Они столь глубокое и сильное влияние на человечество.

     По сравнению с ними влияние всех мудрейших философов, не обладавших Божественным Духом, было незначительным, несмотря на обширность их знаний и глубину учености.

     Так, Платон, Аристотель, Плиний и Сократ, обладавшие исключительной силой мышления, не оказывали столь глубокого влияния на людей, чтобы они возгорелись желанием пожертвовать жизнью во имя учений этих философов. В то же время слова обыкновенных людей, озаренных Божественным Духом, совершили столь могучий поворот в умах и сердцах человеческих, что тысячи их последователей готовы были принять мученичество ради утверждения истины! Пророки Иудеи и Израиля — Илия, Иеремия, Исайя и Иезекииль — были простыми людьми, так же как и апостолы Иисуса Христа.

     Петр, главный из апостолов, имел обыкновение разделять свою выручку от лова рыба на семь частей, каждый день он расходовал одну часть и когда доходил до седьмой части, то знал, что наступила суббота. Задумайтесь над этим! А затем вспомните, какого он достиг положения и славы, ибо Святой Дух вершил через него великие деяния.

     Мы понимаем, что Святой Дух — движущая сила в жизни человечества. Кто бы ни получал эту силу, он становился способным влиять на всех, с кем имел дело.

     Великие философы, лишенные этого Духа, бессильны, их души безжизненны, а сердца мертвы! До тех пор, пока Святой Дух не вдохнет в них жизнь, они не могут совершить ни одного полезного дела. Ни одна из философских теорий никогда еще не была способна изменить к лучшему устои и обычаи какого-либо народа. Высокообразованные философы, не озаренные Божественным Духом, зачастую были людьми невысокого морального уровня и не подтверждали делом искренность своих красивых речей.

     Разница между духовными философами и просто философами проявляется в их жизни. Духовный Учитель доказывает веру в собственное учение тем, что живет так, как советует другим.

     Простой, необразованный, но наполненный Святым Духом человек могущественнее, чем эрудит благородного происхождения, лишенный Божественного вдохновения. Тот, кто был озарен Божественным Духом, сможет, в свое время, помочь и другим людям в обретении Божественного Духа.

     Я молюсь за вас, чтобы дыхание Святого Духа вдохновило вас и вы стали посредниками в просвещении других. Жизнь и моральные принципы духовно устремленного человека уже сами по себе воспитывают окружающих.

     Не думайте о вашей собственной ограниченности, а полагайтесь лишь на помощь Царствия Славы. Вспомните о влиянии Иисуса Христа на Его апостолов и подумайте об их воздействии на весь мир. Силой Святого Духа эти скромные люди были призваны распространять благую весть!

     Да будет всем вам дана Божественная поддержка! Нет ограниченных способностей, когда они направляемы Божиим Духом.

     Земля сама по себе не рождает жизни. Она скудна и суха до тех пор, пока солнце и дождь не сделают ее плодородной; и все же земля не должна скорбеть о своей ограниченности

     Да будет дана вам жизнь! Пусть дождь Божественного Милосердия и тепло Солнца Истины подарят плодородие вашим садам, и они пышно зацветут великолепными, источающими изысканный аромат, цветами любви. Отвратитесь от своего собственного ограниченного «я» и не отрывайте взгляда своего от Вечного Сияния. Тогда души ваши в полной мере получат Божественную Силу Духа и благословения Его Бесконечной Благодати.

     Если вы пребудете в готовности к этому, то станете факелом, пылающим над миром, путеводной звездой, плодоносящим древом, превращая мрак и страдания мира в свет и радость посредством сияния Солнца Милосердия и бесконечных даров Благовестия.

     Таково значение силы Святого Духа, и я молю Бога щедро одарить вас ею.

Париж, Авеню Камоэнса, 4

14 ноября

Десятый принцип Учения Бахауллы — равноправие полов.

        Бог создал все существа парами. Людям, животным, растениям — всем созданиям, относящимся к этим трем царствам, присущи два совершенно равных между собой пола.

     Мир растений включает в себя мужские и женские особи; у них равные права, они в равной степени обладают красотой, свойственной их виду, хотя, по правде говоря, и кажется, что дерево, на котором есть плоды, превосходит дерево, на котором их нет.

     В мире животных самец и самка, как известно, равноправны, и каждый из них пользуется преимуществами своего вида.

     Таким образом, мы удостоверились, что ни в одном из низших царств природы не возникает вопроса о превосходстве одного пола над другим. В мире людей положение иное: женский пол рассматривается как низший и не наделяется правами и преимуществами, считающимися естественными для другого пола. Подобное различие обусловлено не их природой, а является следствием воспитания. В Божественном Мироздании подобных различий нет. Перед лицом Бога ни один из полов не имеет преимуществ над другим. Почему же тогда один из них должен господствовать над другим, лишая его законных прав и привилегий, как если бы Бог позволил это? Если бы женщины при получении образования пользовались теми же правами, что и мужчины, стало бы очевидным, что они имеют такие же способности к наукам.

     В некотором отношении женщина превосходит мужчину. Она мягче сердцем, чувствительнее и одарена более развитой интуицией.

     Но нельзя отрицать и того, что сегодня во многих сферах деятельности женщина находится далеко позади мужчины, хотя ее более низкое положение в обществе временно и целиком определяется невозможностью получения равного с мужчиной образования. В жизненно важных вещах женщина наделена большей силой, чем мужчина, который обязан ей самим своим существованием.

     Если мать образованна, хорошее воспитание получат и дети. У мудрой матери дети следуют по пути мудрости. Если мать религиозна, то она и детей научит любить Бога. Если мать высоконравственна, то и детей она направит по стезе праведной.

     Поэтому ясно, что будущие поколения зависят от сегодняшних матерей. Не в этом ли жизненно важная ответственность женщины? Не следует ли всемерно помогать ей в решении такой задачи?

     Богу, конечно же, неугодно, что такой важный член общества, как женщина, не может получить соответствующего образования и обрести необходимые совершенства для осуществления великого дела своей жизни! Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца. Человеческие добродетели даны всем в одинаковой мере!

     Поэтому женщина и дальше должна стремиться к совершенствованию, чтобы стать равной мужчине во всех отношениях, и тогда мужчина будет вынужден признать ее равенство в способностях и достижениях.

     Европейские женщины достигли более заметного прогресса в своем развитии, чем женщины Востока, но предстоит еще сделать очень многое. Когда ученики заканчивают учебный год, они сдают экзамены, по результатам которых оцениваются их знания и способности. Так же будет и с женщинами: свою силу они докажут своими делами, и тогда исчезнет необходимость провозглашать ее на словах.

     Я надеюсь, что женщины Востока будут развиваться так же быстро, как и их сестры на Западе, чтобы человечество достигло совершенства.

     Благодать Божия предназначается для всех и дает каждому силы для движения вперед. Когда равенство женщин будет установлено, им больше не нужно будет бороться за свои права! Поэтому один из принципов Учения Бахауллы — равенство полов.

     На пути к достижению духовной силы женщины должны приложить огромные усилия, стать мудрее и возвышеннее, пока их просвещенность и целеустремленные усилия не утвердят единство человечества. Им должно работать с пылким энтузиазмом, распространяя Учение Бахауллы среди людей, чтобы лучезарный свет Божественной Благодати осветил души всех людей мира!

Париж, Авеню Камоэнса, 4

17 ноября

Всвоем поведении человек руководствуется двумя основны-

    ми принципами: «надежда на вознаграждение» и «страх перед наказанием».

     Представители власти, занимающие важнейшие правительственные посты, должны учитывать эти положения. Их задача состоит в том, чтобы путем совместных обсуждений создавать законы и обеспечивать их неукоснительное соблюдение.

     Здание порядка в мире воздвигнуто и держится на двух опорах — вознаграждении и наказании.

     При деспотическом правительстве, состоящем из людей, лишенных Божественной веры и не знающих страха перед духовным наказанием, исполнение законов принимает характер угнетения и несправедливости.

     Нет лучшего способа предотвратить угнетение, чем с помощью этих двух чувств — надежды и страха. Оба они имеют как политические, так и духовные последствия.

     Если бы стражи закона принимали во внимание духовные последствия своих решений и следовали наставлениям религии, «они стали бы, по существу, проводниками воли Бога, Его представителями для тех, кто живет на земле. Во имя любви к Богу они защищали бы интересы Его слуг как свои собственные». Если правитель осознает свою ответственность и страшится действовать вопреки Законам Бога, его решения будут справедливы. И что важней всего — если он поверит в то, что его поступки будут иметь последствия для его жизни в миром ином и что он «пожнет то, что посеял», то такой человек наверняка станет избегать проявлений угнетения и несправедливости.

     Наоборот, если должностное лицо, не ведая о Божественной благодати и духовном царстве радости и не веря в них, будет полагать, что ответственность за его поступки закончится вместе с его земной жизнью, то у него не возникнет должного стремления к справедливости, не возникнет желания искоренять угнетение и неправедность.

     Когда правитель знает, что Божественный Судия взвешивает все его решения и что он вступит в Царствие Небесное и озарится светом Божественной Благодати, если поступки эти окажутся справедливыми, то он, безусловно, станет поступать справедливо и объективно. Видите, как важно, чтобы государственные деятели были одухотворены религией!

     Вместе с тем духовенство не должно заниматься политикой. Религиозные проблемы в современном мире нельзя смешивать с политическими, поскольку они преследуют разные цели.

     Религия затрагивает мир сердца, духа и морали.

     Политика концентрируется на материальной стороне жизни. Религиозные наставники не должны вторгаться в область политики. Они должны посвятить себя духовному воспитанию народов, помогать людям полезными советами, служить Богу и человечеству. Они должны стараться пробуждать духовные стремления, обогащать разум, углублять знания человечества, совершенствовать его нравственность, укреплять любовь к справедливости.

     Все это соответствует Учению Бахауллы. И в Евангелии написано: «Кесарю — кесарево, а Богу — Богово».

     В Персии среди государственных министров есть такие, которые являются своего рода образцом верующего: они поклоняются Богу и боятся нарушать Его законы, они справедливы в суждениях и правят людьми беспристрастно. Но есть и такие, что не испытывают страха перед Богом, не задумываются о последствиях своих поступков и действуют согласно своим собственным желаниям; именно они довели Персию до бедственного положения.

     О друзья Бога, будьте живым воплощением справедливости! Пусть, по Милости Божией, мир увидит в ваших поступках проявление справедливости и милосердия.

     У справедливости нет ограничений, это всеобщая добродетель. Она должна проявляться во всех классах, от высшего до низшего. Справедливость должна стать священной, и права всех людей должны быть соблюдены. Не желайте другим того, чего вы не желаете себе. Тогда мы возрадуемся Солнцу Справедливости, сияющему с Божественного Горизонта.

     Каждому человеку отведено свое почетное место, которое он не должен оставлять. Простой рабочий, поступивший несправедливо, достоин упрека в той же мере, что и всемогущий тиран. Выбор между справедливостью и несправедливостью всегда за нами.

     Я надеюсь, что каждый из вас станет справедливым и направит свои мысли в сторону единства человечества, что вы никогда не причините зла ближнему и не будете злословить о ком-либо. Я верю, что вы будете уважать права всех людей и заботиться об интересах других больше, чем о своих собственных. Тогда вы станете факелами Божественной справедливости и будете поступать по Учению Бахауллы, Который перенес неисчислимые испытания и преследования для того, чтобы явить человечеству добродетели Божественного Мира. Таким образом вы сможете познать верховенство духа и возрадоваться Божией Справедливости.

     Благодаря Его Милосердию Божественная Благодать снизойдет на вас, и лишь об этом я молюсь.

Париж, Авеню Камоэнса, 4

Народы и правительства всех стран изберут Высший между-

    народный суд, который будет состоять из делегатов от каждой страны. Членам этого Высшего совета надлежит совещаться в духе единства. На его рассмотрение будут представляться все спорные вопросы международного характера. Работа этого суда будет состоять в принятии решений по таким делам, которые могут стать причиной войны. Основная миссия этого суда — предотвращение войн.

     Одним из величайших шагов на пути к всеобщему миру было бы введение универсального вспомогательного языка. Бахаулла завещал слугам человечества собраться, чтобы сообща выбрать один из уже существующих языков либо создать новый. Это было записано в книге Китаб-и-Агдас сорок лет тому назад. В ней говорится о том, что решить вопрос многообразия языков очень трудно. На свете существует более восьмисот языков, и никто не в состоянии выучить их все.

     Человеческие расы теперь не так изолированны, как прежде. Сегодня, чтобы поддерживать тесные отношения со всеми странами, необходимо знать их языки.

     Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношения всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка — родной и международный. Последний предоставил бы человеку возможность прямого общения со всеми людьми мира!

     Тогда отпала бы необходимость в третьем языке. Как удобно и приятно было бы общаться с представителями любой национальности или страны, не прибегая к помощи переводчика!

     С этой целью был создан язык эсперанто. Это замечательное изобретение и отличная работа, но она нуждается в совершенствовании. В том виде, каков он сейчас, эсперанто представляет для некоторых людей большие трудности.

     Следует собрать международный конгресс, состоящий из делегатов всех стран Востока и Запада. Этот конгресс должен принять общедоступный язык, что принесло бы неоценимую пользу всем странам.

     До тех пор, пока подобный язык не войдет в употребление, люди мира будут испытывать большие затруднения при общении. Различие языков является одной из серьезнейших причин неприязни и недоверия среди народов, отделенных друг от друга языковым барьером в большей степени, чем каким-либо другим препятствием.

     Если бы все говорили на одном языке, то служить человечеству стало бы намного легче!

     Поэтому необходимо оценить по достоинству язык эсперанто, ибо это — начало осуществления одного из важнейших принципов Бахауллы, но следует продолжить работу по его улучшению и совершенствованию.

Законы Бога — не принуждение, навязанное Его волей, могу-

    ществом или желанием, но решения, выражающие истину, разум и справедливость.

     Все люди равны перед законом; закон должен господствовать без ограничений.

     Наказание необходимо не для мести, а во имя предотвращения преступлений.

     Цари должны править мудро и справедливо; и князь, и дворянин, и крестьянин имеют одинаковые права перед лицом правосудия. Никто не должен иметь привилегий. Судьи не имеют права смягчать приговоры «важным особам», но должны неуклонно и беспристрастно руководствоваться законом при рассмотрении каждого дела.

     Если кто-то совершил преступление против вас, вы не имеете права оставлять это без последствий — закон обязан наказать его, чтобы предотвратить совершение подобного преступления другими, ибо страдания отдельного человека незначительны в сравнении с благополучием целого народа.

     Когда во всех странах Запада и Востока воцарится безупречная справедливость, земля станет планетой сказочной красоты. Будут признаны достоинство и права каждого слуги Божиего; в жизнь воплотится высший идеал — солидарность всего человеческого рода; будет установлено истинное братство, и великолепное сияние Солнца Истины озарит души всех людей.

Париж, Авеню Камоэнса, 4

Один из наиболее важных принципов Учения Бахауллы —

    право каждого человека на хлеб насущный, необходимый для поддержания жизни, и право людей на более равномерное распределение средств к существованию.

     Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности; необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние согласно своему рангу и положению.

     С одной стороны, мы видим вокруг нас людей, отягощенных богатством, с другой — существуют несчастные, которые вынуждены голодать из-за отсутствия средств к существованию; у одних — роскошные дворцы, другие не знают, где преклонить голову. Одни лакомятся дорогими и изысканными блюдами, другие с трудом находят корку хлеба, чтобы утолить голод. Одни одеваются в бархат, меха и прекрасные ткани, другие носят ветхую, дешевую одежду, не защищающую их от холода.

     Такое положение несправедливо, и его нужно исправить. Однако средства для этого следует подбирать с большой осторожностью. Речь не идет об установлении среди людей полнейшего равенства.

     Равенство — это химера! Достигнуть его невозможно! А если бы даже его удалось достичь, оно продлилось бы недолго. Если бы равенство все-таки могло существовать, оно разрушило бы весь порядок в мире. В мире людей всегда должен царить закон порядка. Так распорядились Небеса, создавая людей.

     Есть необыкновенно способные люди, есть люди средних способностей, третьи вообще бездарны. Среди этих трех категорий людей есть порядок, но нет равенства. И как вообще можно уравнять мудрость и глупость? Человечеству, подобно великой армии, нужны генералы, офицеры, младшие офицеры и солдаты; каждый имеет свой определенный круг обязанностей. Для обеспечения правильной организации упорядочение по рангам совершенно необходимо. Армия не может состоять только из генералов и офицеров или только из солдат, без руководящего состава. Это наверняка привело бы к беспорядку и разложению всей армии.

     Ликург, царь и философ, составил великий план с целью уравнять подданных Спарты; мудро и с самопожертвованием начал он этот эксперимент. Он собрал своих подчиненных и заставил их торжественно поклясться в том, что во время его отсутствия они сохранят порядок правления страной, ничего не меняя до его возвращения. Взяв с них эту клятву, он покинул Спарту навсегда. Ликург пожертвовал своим положением, отказался от высокого звания, надеясь путем уравнивания имущества и условий жизни народа обеспечить вечное благополучие в стране. Но его самопожертвование было напрасным. Великий эксперимент не удался. Через некоторое время все нововведения были ликвидированы, а тщательно продуманные законы Ликурга отменены.

     Бесполезность подобной попытки была доказана, и пример древней Спарты показал невозможность установления одинаковых условий существования. В наши дни все подобные опыты также обречены на провал.

     Поскольку одни чрезвычайно богаты, а другие влачат нищенское существование, необходима организация, которая контролировала бы сложившееся положение вещей и принимала меры по его улучшению. Ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Неприемлемы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние1. Если справедливо, что капиталист владеет большим состоянием, то его работники, по справедливости, тоже должны иметь достаточно средств к существованию.

     Не должно быть дельцов с огромными богатствами рядом со страдающими от ужасной нужды бедняками. Если мы видим, что нужда доводит людей до голода, это явный признак того, что кто-то живет за счет другого. Люди должны обратить на это внимание и, не теряя времени, изменить положение, ввергающее в нищету огромное число людей. Богатые должны уделить бедным от своего избытка, они должны смягчать свои сердца и развивать в себе чувство милосердия, чтобы заботиться о тех несчастных, которые страдают от нехватки жизненно необходимых вещей.

     Должны быть введены специальные законы относительно крайностей богатства и бедности. При составлении государственных планов члены правительства должны опираться на законы Бога. Общие для всего человечества права должны соблюдаться и поддерживаться.

     Правительства всех стран должны руководствоваться Божественным Законом, который одинаково справедлив ко всем. Это единственный способ, позволяющий устранить как прискорбное излишество чрезмерного богатства, так и жалкую нищету, унижающую людей и приводящую их в отчаяние. Пока это не осуществлено, Божий Закон не будет исполнен.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook