Чикаго, Иллинойс

 Запись Марция Мосса (?)
 Я приехал к вам с Востока, огромные расстояния отделяют Восточный мир от вашего Западного континента. Дороги очень утомительны, и особенно они трудны для меня, если учесть мой преклонный возраст и слабое здоровье, которое было подорвано сорока годами тюремного заключения. Да, физически я слаб, но меня поддерживает сила духа. Теперь вы можете понять, какое напряжение сил мне потребовалось, и сколь велики были мои цели, ибо, повинуясь Божией Воле, я совершил это путешествие. Пусть же оно поможет истинному просвещению Запада.
 В этом западном мире с его здоровым климатом, благоприятной почвой для приобретения знаний и восприятия высоких идей, - в вашей стране послание мира должно быть воспринято и подхвачено всеми. Ваш народ в меньшей степени подвержен предрассудкам и слепому подражанию, и посредством осознания того, что есть подлинные,а что - фальшивые ценности, американцы должны найти истину. Они должны возглавить борьбу за единство человечества. Существует ли более высокая честь и обязанность в человеческом мире? В Царствии Господа нет миссии более великой, и по суждениям Пророков, включая и Иисуса Христа, - нет более почетного деяния. Однако, на земле до сих пор продолжаются войны. Вражда и ненависть встают между странами. Но сейчас я понял, что Америка достигла больших успехов, ее правительство является самым справедливым из всех западных стран, ее учреждения и институты отличаются превосходными достоинствами, - поэтому я надеюсь и верю, что именно на этом континенте будет впервые поднят флаг всеобщего примирения, и именно здесь развернут свои полотнища знамена Великого Нерушимого Мира. Американское правительство и весь американский народ объединят свои усилия, дабы воссияла здесь заря мира и осветила всю землю, ибо сие есть один из величайших даров Господних. И во имя того, чтобы Америка могла приобщиться к этому дару, я призываю вас молиться всем сердцем и душой и всеми силами содействовать претворению в жизнь этого великого дела, дела мира. И пусть развернутся здесь знамена всеобщего мира, и ваша демократия поможет прекращению войн во всех странах земли.
 Вы только подумайте о том, что происходит сейчас в Триполи: люди режут друг друга на куски, минометный огонь - с моря, атаки - с берега, и сами небеса полыхают от взрывов. Армии противников жаждут крови. Непостижимо, как они могут творить такое. Все они имеют отцов, матерей, детей; все они - люди. Что же будет с их женами и семьями? Задумайтесь об их боли и страданиях. Какая несправедливость, какой ужас! Человек, как разумное существо, должен предотвратить и запретить это. Все цари, правители и военаначальники должны стремиться к благоденствию своих подданных, а не к уничтожению. Эти пастыри должны привести своих овец в овчарни, дать им теплый кров и пастбища, вместо резни и смерти.
 Я взываю к Царствию Небесному и молю, чтобы Господь дал вам силы бороться за дело установления великого мира в этой стране, и чтобы ваше правительство и народ стали вестниками всеобщего мира на земле.

 Углубленное изучение окружающих нас миров и размышления над сущностью явлений, происходящих на земле, позволят нам открыть абсолютный порядок и совершенство мироздания. Глухие толщи минералов с их структурным сходством, деревья и растения с их способностью к росту, животные с их инстинктами, человек, наделенный способностью познания, и небесные тела, неизменно движущиеся в бесконечных просторах по своим орбитам, - все без исключения, подчиняются всеобщему закону, самому совершенному и непреложному. Именно о нем говорил один мудрый философ, "Не существует более грандиозной или более гармоничной системы мироздания, чем та, которая уже существует." Материалисты и атеисты утверждают, что порядок и соразмерность мира существуют, благодаря действующим силам природы; что созидание и разложение, сопровождающие жизнь и бытие зависят от потребностей природы; что сам человек явился в этот мир, в силу природной надобности; а природа властвует и правит мирозданием, и все сущее находится в плену природных законов. Давайте поразмышляем над приведенными выше утверждениями. Поскольку, как мы выяснили, все явления видимого мира подчиняются строгому порядку и подвластны всеобщему закону, то возникает вопрос, какая сила стоит за всем этим, - сила природы или божественное и всемогущее владычество. Материалисты полагают, что дождь проливается с небес, в силу запроса природы, и пока дождевая влага не напоит землю, она не начнет плодоносить. По их разумению, если облака прольются дождем, если солнце согреет землю своим теплым светом, то, пробужденная вследствие этого земля, неизбежно даст жизнь растениям; таким образом, жизнь растений является свойством природных сил и подчиняется природному закону; точно также природным назначением огня является горение, следовательно, эти два явления неразрывно связаны, ибо не может быть горения, пока нет огня.
 В соответствие с данными утверждениями, мы можем сказать, что из предположений материалистов следует заключение о том, что природа властвует над всем и руководит существующим миром, и что все качества и совершенства этого мира возникают в результате потребностей и предназначений природы. Более того, дальнейшие рассуждения приведут к тому, что и сам человек является лишь элементом или частью природы, как целого.
 Человек обладает определенными качествами, которых природа лишена. Он живет и действует по своей воле, природные объекты не способны действовать по собственному желанию. Например, солнце, в соответствие с природным назначением, излучает свет. И это излучение являтся следствием непреложного закона, а не свободным волеизъявлением. Благодаря электрической силе, при определенных условиях появляется яркий свет или вспышки огня, но они не могут погаснуть по собственной воле. Влажность является одним из свойств или назначений воды; но она не может изменить его по своей воле. Аналогично все прочие природные свойства обусловлены и подчинены непреложным законам, и не имеют способности к самопроизвольному изменению; и это подтверждает логичность утверждения о том, что природа лишена силы воли и внутреннего самоощущения. Материалисты также не возражают против этого утверждения и закона. Но вот вопрос, который может дать пищу для размышлений: может ли человек, являясь частицей всеобщего природного замысла, обладать определенными качествами, которых лишена природа? Разве мыслимо, чтобы капле были присущи свойства, которых лишен океан? Ведь капля является частицей, а океан - целым. Разве могли бы мы ощущать частицы тепла и света, если бы наше великое светило, само солнце их не излучало? Возможно ли, чтобы камень имел свойства, отсутствующие в совокупности свойств минерального мира? Например, может ли палец или ноготь, являясь частицей анатомического строения человека, обладать свойствами клеточной структуры, которых лишен мозг?
 Человек, в отличие от природы, наделен подсознательным и осознанным восприятием. Природа не обладает богатой человеческой памятью. Человек является первооткрывателем тайн природы, в то время как сама природа ничего не подозревает о наличии этих тайных сил. Таким образом, очевидно, что в человеке заложено два начала: животное начало отдает его во власть природы, но духовное начало или осознанное бытие возвышает его над всем материальным миром. Мы не можем отыскать в природе тех прирожденных качеств, тех духовных сил, которые присущи человеку, как существу более величественному и более высокоразвитому; и именно с их помощью человек одерживает верх над силами природы. Эти абстрактные качества или мыслительные способности превосходят природные возможности, выходят за круг физических законов, и благодаря им человек постигает природные законы и явления, проникает в тайны неведомого и незримого мира и делает их общеизвестными и понятными. Все существующие ныне науки и искусства принадлежали некогда к тайнам природы. Овладев природой и подчинив ее своей воле, человек постиг законы невидимого мира и сделал их очевидными, хотя по природному замыслу, эти секреты должны были оставаться скрытыми и неведомыми. Электричество, в силу своих физических свойств и назначений, должно было оставаться скрытым, тайным явлением; но проницательный человеческий ум исследовал его, открыл природу его сил и заставил их служить людям. Физический организм и жизнедеятельность человека подчинены законам природы; например, он не может существовать без сна, являющегося физической потребностью; он должен есть, пить, как то обуславливает и требует его природа. Но духовное бытие и ум человека подчиняют и контролируют природу, человек способен управлять своим физическим бытием. Несмотря на это, продолжают существовать противоположные мнения и материалистические концепции, которые причисляют человека к субъектам, всецело подчиняющимся законам природы. Подобные утверждения эквивалентны тому, что сравнительная степень выше превосходной, что несовершенное включает в себя свершившееся, что ученик превосходит учителя, - все это, естественно, нелогично и абсурдно. Ведь мы видим со всей ясностью и очевидностью, что человеческий ум, творческие способности, научные изыскания и открытия выходят за пределы действия природных законов, так на каком же основании мы можем включать человека в число рабов и пленников природы? Такое заявление свидетельствовало бы о том, что человек лишен Божественного дара, что он опустился до уровня животного, что его острые, превосходные умственные способности исчезли, и что он рассматривает себя лишь с точки зрения физического бытия, не замечая никаких различий между человеческим и животным миром.
 Однажды в Александрии мне довелось беседовать с известным философом, принадлежащим к материалистической школе. Он твердо придерживался той точки зрения, что человеческое царство и все другие сущие миры родчиняются законам природы, и более того, что человек является просто общественным животным и сплошь и рядом проявляет все свойства животного мира Когда его аргументы иссякли, он сказал в запальчивости, "Я не вижу разницы между мной и ослом и не могу принять различий, которых я не в силах осознать." Но на это Абдул-Баха отвечал ему, " Нет, я считаю что между вами существуют огромные различия; вас я называю человеком, а осел - только животное. Я воспринимаю вас, как высокообразованного человека, в то время как осел таковым не является. Мне известно, что вы прекрасно знаете философию, но также я знаю, что ослу это просто не доступно; следовательно я не могу согласиться с вашим утверждением."
 Обратите внимание на леди, которая сидит рядом со мной и пишет в этой небольшой книжице. Казалось бы она занимается самым обычным и простым делом; но поразмышляв об этом, вы придете к выводу, что наличие записи предполагает и доказывает существование писателя. Слова не могут записаться сами собой, и буквы не сложились бы в слова по собственной воле. Очевидно, нужен человек, чтобы записать их.
 А теперь окинем взглядом бесконечную вселенную. Разве возможно, чтобы она была создана без участия Создателя? Или, чтобы Создатель и первоисточник этого безграничного скопления миров, не был наделен умственными способностями? Разве можно назвать логичной такую мысль, что Создатель не имеет разумения о том,что явлено в его созданиях? Человек, творение Божие, наделен силой воли и определенными качествами. Разве возможно, чтобы его Творец был лишен их? Даже ребенок не согласится с подобным предположением или утверждением. Совершенно очевидно, что человек не создавал сам себя, что он не мог сделать этого. Разве возможно, чтобы слабый человек сотворил столь могущественное создание? Следовательно, Творец человека должен обладать силой и способностями, превосходящими человеческие возможности. Если бы созидательная сила, породившая человека, равнялась силе человеческих возможностей, то человек сам обладал бы такой же творческой способностью, однако мы отлично знаем, что не способны сотворить даже собственное подобие. Таким образом, Создатель человека должен обладать умственными способностями и качествами, которые во всех отношениях превосходят возможности, заложенные в Его создании. Мы слабы; Он всемогущ, ибо если бы Он не обладал могуществом, то не создал бы нас. Мы невежественны; Он мудр. Мы бедны; Он богат. В противном случае Он был бы не способен сотворить нас.
 Одним из доказательств существования Божественной силы может служить следующее: существующие явления обычно осознаются , благодаря существованию их противоположностей. Если бы не было тьмы, мы бы не знали, что есть свет. Если бы не было смерти, то невозможно было бы определить жизнь. Если бы не существовало невежества, то мы бы не обнаружили, что есть знание. То есть, для определения существования одного понятия, необходимо наличие противоположного. Должны существовать ночь и день, чтобы мы могли различить их. Сама ночь уже свидетельствует о том, что скоро наступит день, и день, в свою очередь, напоминает о грядущей ночи. Если бы ночь не существовала в реальности, то не было бы и дня. Если бы не было смерти, то не могло бы быть и жизни. Явления познаются в единстве противоположностей.
 Следовательно наша слабость является свидетельством того, что существует могущество; наше невежество подтверждает наличие знания; наша нужда и бедность дают понятие об изобилии и богатстве. Если бы не было богатства, то не существовало бы и бедности; если бы не было знаний, то нельзя было бы распознать невежество; если бы не было силы, то не могло бы быть и бессилия. Иными словами, существует закон спроса и предложения, и очевидно, что все качества имеют некий исходный источник или центр. Этот источник есть Бог, и Он порождает все благотворения.

Запись Марция Мосса

 Сегодня туманная дымка окутала этот город. Несравненно прекраснее город, озаренный сверкающим великолепием солнца. Пелена тумана препятствует прохождению солнечного света, и подобно этому, человеческие заблуждения затемняют Солнце Истины. Представьте, сколь ослепительно сияние великого самосветного и срединного тела нашей вселенной: какое удивительное зрелище, как щедро освещает оно видимый мир до тех пор, пока облака и туманы не скроют его от наших глаз. Точно также Солнце Истины заволакивается и скрывается за суевериями и измышлениями человеческих умов. Всходя над горизонтом солнце рассеивает мглу и туманы, и не имеет значения в какой части света воссияли рассветные лучи, - на северо-востоке, востоке или юго-востоке, - ибо все мы ясно видим его восхождение к зениту. Подобно этому народы возрождались и воспитывались под животворными лучами Солнца Истины, и каждому народу этот источник веры открывался в определенном назначенном месте; но с течением времени место, где зародились первые лучи света становилось объектом поклонения, народ забывал о величии самого Солнца, единственного неизменного Светила в небесах Божественного Провидения. Вследствие этого возникали различные толкования, порождающие облака и тьму, которые вновь затемняли сверкающий Источник Истины. Когда мрак и туман суеверий и предрассудков рассеятся, все увидят сияние единого общего Светила. И тогда, просвещенные его лучезарным светом, все народы соединятся воедино.
 Поскольку эти облака, или туманы человеческих предрассудков затемняют свет духовного Солнца, надо всеми силами стремиться рассеять их. Дабы осуществить это, мы должны приобщиться к небесному знанию и объединить наши усилия, ибо весь мир щедро озаряется единым Солнцем. Все обитатели земли являются восприемниками щедрот живительной энергии общего светила, оно в равной степени наделяет всех своим теплом; и подобно этому небесные дары Слова Божия ниспосылаются всему роду человеческому; Господь благоволит ко всем детям Его, не оказывая предпочтения тем или иным народам; все мы озарены светом божественного великолепия, все находимся под Его защитой. Розни и недоразумения, возникающие между народами, религиозные разногласия искажают и усложняют первозданную чистоту и красоту божественного учения, и постепенно темные облака закрывают свет подлинной сущности и становятся причиной разъединения и разобщения. Поэтому, призвав на помощь весь ваш ум и чувство здравого смысла, вы должны стараться рассеять эту густую пелену облаков, обволакивающую человеческие души, стремиться просветить всех людей знаниями истинной сущности учений всех Пророков. Очевидно одно, если люди серьезно задумаются и поразмышляют над духовными вопросами, то силы Господни помогут им уничтожить любые трудности, и вечные сущности откроются им в едином свете, единой истине, ибо единый Господь дарует нам всеобщую любовь и мир.

Отель ля Салле, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена

 Если мы взглянем на низшие творения мироздания, то обнаружим три вида или уровня существования, которые ждут ухода и заботливого взращивания. Например, назначение садовника - возделывать землю, принадлежащую царству минералов, посадить дерево, которое, благодаря его усердиию и заботам будет расти и плодоносить. Дикорастущие деревья можно привить, и тогда они станут давать прекрасные обильные урожаи. Невзрачное деревцо, благодаря заботам садовода, становится высоким, пышно-зеленым деревом, в то время как дерево, лишенное заботливого ухода, чахнет день ото дня, его плоды становятся горькими и кислыми, как у дерева, растущего в диком лесу, и в конце концов оно может совсем не дать урожая и перестать плодоносить. Также мы знаем, что животные поддаются воспитанию или дрессировке в их сфере ограничений, и использование правильного ухода позволяет усовершенствовать их породу, развивить умственные способности, улучшить внешний вид. Известно, например, какой умной и сообразительной стала Арабская лошадь, благодаря длительному воспитанию и уходу, и какой изящной стала она благодаря дрессировке. Но посмотрим на мир человеческий: он еще в большей степени нуждается в руководстве и воспитании, чем существа низших миров. Задумайтесь о том, какая огромная разница существует между обитателями Африки и жителями Америки. Здесь в прекрасных условиях живут высокоразвитые, культурные люди, там они пребывают в жалких условиях, в состоянии крайней дикости. Каковы же истоки их дикости, и причины возникновения вашей высокой цивилизации? Очевидно, различие объясняется наличием образования и отсутствием оного. И обратите внимание, насколько велико влияние образования на человеческий мир. Оно делает невежественного умным, тирана милосердным, оно может дать слепому зрение, глухому слух и даже слабоумному разум. Какая огромная разница, как широка пропасть, разделяющая образованного человека от человека лишенного воспитания и образования. Такой же итог мы заметим, если человек обучается у посредственного учителя.
 Но - благодарение Господу! - вашим Учителем и Наставником стал Бахаулла. Он является Просветителем Востока и Запада. Он - Учитель истинно духовного, божественного мира, Солнце Истины, Слово Божия. Свет Его просвещения сияет подобно солнцу. Посмотрите, какие успехи уже достигнуты, на человечество оказано такое благотворное влияние, что я обитатель Персии, смог приехать на американскую землю, и сейчас, стоя перед вами, выражаю вам чувства моей искренней любви. Все это произошло, благодаря наставлениям Бахауллы, который стремился объединить и объединил, наконец, наши души. Его воспитание просветило мир земной. Оно, словно вдохнуло в людей дух Божий. Воскресило души человеческие.
 Поэтому, возблагодарим Господа за то, что вам довелось внимать учению этого небесного Наставника, узреть Солнце Истины, которое во всем своем великолепии воссияло над человечеством, одарив всех животворной силой, даром вечной жизни.
 Вознесем же тысячекратные молитвы во Славу Господню!

Отель Ля Салле, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена

 Солнце пробуждает к жизни и помогает раскрыться внутренним сущностям мироздания, - в этом одно из его предназначений. благодаря свету и теплу этого величайшего самосветного и срединноготела нашей вселенной, все,что было заложено в землю, оживает и проявляется в видимом мире. Невидимые доселе плоды, откликаясь на зов живительного тепла, появляются на ветвях деревьев; человек и все другие живые создания живут, растут и изменяются под его, дающими силу, лучами; природа, получая побудительный толчок, изобилует бесконечным разнообразием эволюционных форм, - таким образом, мы можем сказать, что природным назначением солнца является открытие тайных целей и творческих замыслов, скрытых в окружающем нас мире.
 Наше видимое светило можно назвать знаком или символом незримого духовного Солнца Истины, Слова Божия. Поскольку мы живем в эпоху просветления, то это означает, что взошло Солнце подлинной сущности, Слово, которое осветило все человечество. Одной из скрытых ранее возможностей, присущих роду человеческому, была одаренность или умственные способности женской половины человечества. Благодаря сверкающим лучам небесного просвещения, озарившим наш век, дарования женщины раскрылись и достигли такой высоты, что равенство мужчин и женщин стало реально установленным. В прошлые века женщины были бесправны и занимали униженное подчиненное положение. Особенно сильно такое отношение проявлялось в Азиатских и Африканских странах. В отдельных областях Азии женщин вообще не признавали членами человеческого рода. Их считали низшими, презренными созданиями, которые должны подчиняться и быть послушными воле мужчин. Некоторые люди, известные как Nusayris (?) долгое время придерживались того мнения, что женщина есть воплощение злого духа или Сатаны, и что только мужчина является творением Господа, Милосердного. Но настала эпоха пробуждения, лучи солнца осветили подлинную сущность явлений, и открылись тайны, столь долго скрывавшиеся от человеческого взора. Среди этих явленных истин был и важнейший принцип равенства мужчин и женщин, который сейчас уже нашел признание во всем мире, - В Америке, в Европе и в странах Востока.
 Мировая история знает много женщин, которые являли собой образцы разнообразных достоинств и совершенств. Среди них были знаменитые поэты, философы и ученые, были и воительницы, прославившиеся на полях сражений. Курратуль-Аин (?), одна из таких замечательных женщин, исповедовала веру Бахаи, она была поэтессой. Своими блестящими талантами и усердием она приводила в замешательство ученых мужей Персии. Когда она входила в зал собраний замолкали даже ученые. Заметив ее появление, они всегда стремились сначала выслушать и рассмотреть ее мнение; настолько она была сведуща в вопросах философии и других науках. Смелость ее была беспримерной; до самой смерти она бесстрашно смотрела в лицо своим врагам. Она пыталась противостоять деспотизму царя, шаха Персии, который по своей прихоти мог приговорить к смерти любого из своих подданных. Не было дня, чтобы он не посылал людей на смерть и пытки. Только эта единственная женщина осмелилась противостоять такому деспоту, она боролась до последнего вздоха и отдала жизнь за свою веру.
 Обратите внимания на те таинства, которые открылись нам за последние полстолетия, благодаря сиянию Солнца Истины, столь ярко озарившему этот век, эту эпоху. Сегодня настало время, когда человек должен самостоятельно, отбросив предрассудки, искать подлинную сущность вещей, дабы достичь истинных знаний и сделать верные умозаключения. Итак, что же может подтвердить принцип неравенства между мужчиной и женщиной? Оба эти создания принадлежат к человеческому роду. Способности и свойства, назначенные им взаимно дополняют друг друга. Общее положение было таково: считалось, что женщине не свойственны те высокие возможности и способности, которыми мужчина был наделен в избытке, особенно это касалось привилегии образования. Но в определенных случаях отсутствие таких способностей нельзя назвать недостатком. Можем ли мы считать недостатком или слабостью женской натуры то, что она не сведуща в военной тактике, что она не может сражаться на поле битвы и убивать людей, что она не способна владеть смертоносным оружием? Конечно же, нет, и более того, разве не похвально общеизвестное мнение о том, что бессердечие и жестокость - качества менее присущие женщинам чем мужчинам? Если женщине предложат взять в руки оружие и убить ближнего своего, она ответит, "Я не могу." Разве мыслимо такой отказ рассматривать как недостаток способностей, подтверждающий неравенство мужчины и женщины? Однако, всем известно, что если женщина пройдет теоретический и практический курс обучения военным наукам, то даже в этой области она преуспеет не хуже любого мужчины. Но, Боже избави! Пусть никогда женщина не узнает этой науки; пусть никогда ее рука не коснется оружия войны, ибо уничтожение людей отнюдь не является великолепным достижением цивилизации. Подлинной же славой и красотой человечества является создание семейного очага и атмосферы радости и покоя, которые столь необходимы душам людским. Пусть и мужчина перестанет гордиться тем, что он способен убивать ближних своих; и, напротив, пусть гордится тем, что он способен любить их.
 Если мы обратимся к природе, к низшим мирам, то нам не удастся найти различия или признать превосходство и неполноценность за женской или за мужской особью. Мириады организмов растительного и животного миров разделяются по половым признакам, но не существует разделения в том, что касается сравнительной важности или ценности в общей жизненной соразмерности и равновесии. Если мы проведем беспристрастное исследование, то можем даже обнаружить области жизни, в которых женские особи превосходят мужские или имеют определенные привилегии. Существует к примеру смоковница или фиговое дерево, мужская особь которого бесплодна, а женская плодоносит. Мужское дерево финиковой пальмы также бесплодно, в то время как женское дает обильные урожаи. Поскольку в низших мирах мы не обнаружили никаких оснований для различия или неравенства, вытекающего из созидательного жизненного процесса, то подобает ли мужчине с его способностью к логическому мышлению, превозносить себя выше женщины? В мире животных самец не гордится тем, что он особь мужского пола и имеет превосходство над самкой. Равенство полов в их мире реально существует и давно признано. Почему же мужчина, создание более совершенное и умное,отрицает и упорно не признает этого равенства, которое признано даже животными? Равенство полов в низших мирах является основополагающим, и эти жизненные реалии и аналогии дают мужчине наивернейший знак и ориентир на пути осознания себя с точки зрения созидательного замысла.
 Истина заключается в том, что все люди являются созданиями и слугами одного Господа, и по Его суждению все мы принадлежим к миру человеческому. Человек это общий родовой термин, относящийся ко всему человечеству. Библейское утверждение, "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему," не означает то, что женщина не была сотворена. Она также вправе считаться образом и подобием Божиим. В персидском и арабском языках существуют два разных слова, переводимых на английский язык как человек: одно относится одновременно к мужчине и к женщине, другое отличает мужчину как самца от женщины как от самки. Первое слово и его местоимения являются общими родовыми; второе относится только к мужчине, как к представителю мужского пола. Такое же разделение существует и в древнееврейском языке.
 Выявление и признание различий, которых не существует по замыслу Господа в Его творениях, порождено невежеством и суеверием. Особо следует обратить внимание на те стороны жизнедеятельности, которые раньше были закрыты для женщин, сегодня ей должны быть предоставлены равные с мужчиной возможности для получения воспитания и образования. Человеческое общество не сможет достигнуть истинных высот культурного развития до тех пор, пока равенство между мужчиной и женщиной не станет жизненной реальностью. Даже допущение того, что мужчина превосходит женщину в тех или иных областях, что ее возможности хуже или слабее, будет постоянно порождать разлад и беспокойство. Единственным целительным средством является образование и создание благоприятных возможностей; ибо равенство означает равные условия жизни. Коротко говоря, признание превосходства мужчины будет неизменно действовать подавляюще на женское честолюбие, подталкивая к мысли о том, что ее творческие способности никогда не сравнятся с мужскими; тем самым в женщине будет ослабевать стремление к самосовершенствованию, и постепенно она потеряет всяческую надежду. Напротив, мы должны открыто признать, что ее умственные способности равны и даже выше чем у мужчин. Это вдохнет в нее надежду и оживит честолюбивые стремления, и ее восприимчивость к современным достижениям жизни будет быстро улучшаться. Нельзя подчеркивать и внушать женщине, что ее умственные дарования и возможности довольно слабые и ограниченные. Если сказать ученику, что он слабее всех в классе, то это будет самой большой помехой и вредом для его успешного обучения. Его следует ободрить и поощрить к самосовершенствованию, сказав, " Ты очень способный ученик, и если постараешься , то достигнешь прекрасных успехов"
 Я надеюсь, что знамена равенства будут подняты на всех пяти континентах земли, и повсюду оно будет полностью признано и установлено. В просвещенном западном мире женщина имеет безграничные преимущества по сравнению с женщиной, живущей на Востоке. Пусть же все , наконец, поймут, что социальный и политический прогресс в этой стране и в любом другом месте земного шара будет невозможным до тех пор, пока равенство между мужчиной и женщиной не будет окончательно признано. Ибо мир человеческий состоит из двух половинок, двух элементов, первый - женщина, второй - мужчина. Счастье и благоденствие человечества, единство человеческого рода может быть достигнуто только тогда, когда эти две половинки обретут равные силы. И с Божией помощью это должно свершиться.

Чикаго, Иллинойс
 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Жизненно важное значение для Дела Божия имеет совет, но при этом необходимо помнить, что это должно быть духовное совещание, а не просто высказывание личных мнений. Во Франции я присутствовал на заседании Сената, но его работу вряд ли можно назвать плодотворной. Парламентское обсуждение должно стремиться найти истинные решения по предложенным проблемам, и не должно представлять собой театр военных действий, где скрещиваются личные мнения. Неудачными пособниками являются антагонизм и неприятие, они губительны для истины. На вышеупомянутом парламентском собрании имело место множество пустяковых споров и бессмысленных софизмов; в итоге в зале царили беспорядок и смятение; в один из моментов дело даже дошло до физического столкновения между двумя выступавшими. Подобное действо можно назвать комедией, но отнюдь не советом.
 Мне хотелось бы заострить ваше внимание на том, что целью совета должен быть поиск истины. Человек, желающий выразить свое мнение не должен считать его единственно верным и правильным, но должен понимать, что его высказывание явится определенным вкладом в выработку общего мнения, ибо свет подлинной сущности проявляется тогда, когда две разных точки зрения приходят к согласию. Искра возникает лишь тогда, когда соприкоснется кремень и огниво. Человек должен взвесить свое мнение с предельной серьезностью, спокойствием и хладнокровием. Прежде чем высказать свои собственные взгляды, он должен тщательно обдумать мнения, уже высказанные другими. Не следует упорно настаивать на своем, если стало понятно, что ранее высказанное мнение является более справедливым и правильным, но надо честно признать это. Используя эти мудрые советы, можно достичь единства и истинного решения проблемы. Упорные пререкания и разногласия достойны сожаления. Конечно лучше заручиться мнением мудрого и дальновидного человека; в ином случае противоречия и споры, порожденные множеством высказанных точек зрения, могут потребовать дополнительного участия незаинтересованной стороны, которая может рассудить все по справедливости и предложить новое решение данного вопроса. Бывают случаи, когда большинством голосов может быть вынесено неверное решение. Тысячи людей могут придерживаться одного мнения, которое является ошибочным, в то время как мнение одного мудрого и проницательного человека может оказаться правильным. Следовательно, настоящий совет это духовное совещание, на котором царит атмосфера любви. Члены совета должны относиться друг к другу с искренним дружелюбием, дабы достичь плодотворных результатов. Любовь и взаимопонимание являются основами успеха.
 Незабываемым примером духовного совещания может служить встреча учеников Иисуса Христа на горе после Его вознесения. Они говорили, " Иисус Христос был распят на кресте, и теперь мы больше не сможем советоваться и общаться с Ним в Его земном обличии; но мы должны оставаться преданными и верными Ему; Мы должны быть вечно благодарны и признательны Ему, ибо Он спас нас от смерти. Он научил и просветил нас и дал нам вечную жизнь. Что можем мы сделать во имя верности Его учению?" И тогда они держали совет. Один из них сказал, " Мы должны освободиться от цепей и оков этого мира; иначе мы не сможем сохранить верность Ему." Остальные ученики поддержали его, "Да, это верно." Второй сказал, "Должны ли мы сохранить верность семье и заботиться о наших женах и детях, или мы должны бросить их и служить только нашему Господу. Мы не можем заботиться о наших семьях и обеспечивать их, если отправимся в дальний путь, возвещая о Царствии Небесном. Поэтому, те, кто еще не женат, не должны обзаводиться семьей, а остальные должны обеспечить свои семьи всем необходимым, и после этого мы сможем отправиться в путь,распространяя по земле знание радостной вести. Возражений не последовало, все согласились, сказав, " И это справедливо." Третий ученик сказал, "Мы должны быть готовы жертвовать собой, чтобы достойными деяниями заслужить одобрение в Царствии Небесном. С этого часа мы должны отречься от жизненных благ и удобств, кротко сносить все трудности и самозабвенно учить людей Делу Божию." Это высказывание тоже было принято и одобрено остальными. Наконец, четвертый ученик сказал, "Есть еще один вопрос, касающийся нашей веры и единства. Ибо, во имя Иисуса, нас будут бить, преследовать и изгонять. Люди могут убить нас. Мы должны осознать все это сейчас. Надо сознательно и добровольно идти на то, что нас могут забрасывать камнями, проклинать, плевать под ноги, изгонять и подвергать смертным пыткам, но мы должны принимать все это с радостью, возлюбив тех , кто причиняет нам смертные муки." Все участники сказали, "И это верно. Мы с радостью примем все это." Затем они спустились с вершины горы, и каждый отправился своей дорогой, облеченный божественной миссией.
 Вот пример истинного совета. Это было духовное совещание, а не просто высказывание личных противоречивых мнений в парламентских дебатах.

Уилметт, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Воистину велика и чудесна та сила, которая собрала вас сегодня здесь, несмотря на холодную и ветренную погоду. Это сила Господня, и божественный дар Бахауллы помог всем нам объединиться. Возблагодарим Господа, ибо через Его всеообхемлющую любовь, человеческие души воссоединились и собрались на этом пути.
 Тысячи Машрик уль-Азкар, тысячи мест озаренных небесным светом, светом восхваления и поминания Господа, будут построены на Востоке и на Западе для всех верующих, но строительство этого здания имеет величайшее значение, поскольку оно будет первым на западном континенте. В будущем на земле появится множество подобных мест, - в Азии, Европе, даже в Африке, Новой Зеландии и Австралии, - но это здание в Чикаго имеет особую важность. Только еще одно здание, первый в России Машрик уль-Азкар, построенный на Кавказе в городе Ашхабаде, имеет столь же важное значение. В Персии их появилось уже много, некоторые, уже существующие, дома были переделаны для этих целей, построены новые дома всецело посвещенные Делу Божию, и в некоторых местах возведены временные сооружения. В каждом городе Персии есть Машрик уль-Азкар, но Ашхабад озарился первыми лучами нового рассвета. Там был заложен первый на земле Машрик уль-Азкар, и поэтому он имеет необычайно важное значение. Огромная поддержка и искреннее рвение всех друзей Бахаи помогли построить этот храм. Афнан отдал все свое состояние, пожертвовав все чем владел на это строительство. И благодаря этим великим и объединенным усилиям выросло прекрасное здание. Много сил и средств было вложено в то строительство, но тем не менее друзья Бахаи помогли и фонду строительства, основанному здесь в Чикаго. К настоящему моменту сооружение Машрик уль-Азкар в Ашхабаде почти завершено. К центральному зданию ведут девять аллей, проложенных в девяти садах с девятью фонтанами; девятикратные пропорции лежат в основе планировки всего комплекса. Этот ансамбль напоминает букет прекрасных цветов. Представьте себе очень высокое, величественное здание, со всех сторон окруженное садами с девятью фонтанами и прудами, сады изобилуют множеством красочных цветов и прорезаны лучами девяти аллей. Этот бесподобный ансамбль удивительно красив. Сейчас там строятся здания больницы, школы для сирот, дома престарелых и инвалидов и большая благотворительная амбулатория. Когда, с Божией помощью, строительство закончится, там будет райское место.
 Я надеюсь, что подобный Машрик уль-Азкар появится и здесь в Чикаго. Постарайтесь разбить землю на сектора, образующие окружность. По возможности желательно, перепланировать и изменить этот участок земли таким образом, чтобы добиться округлой формы на всей протяженности его границ. Нельзя использовать треугольную разбивку земли. В основе планировки ансамбля Машрик уль-Азкар должна быть заложена форма круга.

Хэндел Холл, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Как известно из Ветхого Завета, Господь сказал, " Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему." Эти слова означают, что человек является образом и подобием Господа, - то есть, Божественные совершенства и Небесные добродетели проявляются и отражаются в человеческой сущности. Свет и сияние солнца, озаряющие поверхность чистого отполированного зеркала, отражаются в нем во всем своем великолепии; и точно также, Божественные качества сверкают из глубины чистого и непорочного человеческого сердца. Это свидетельствует о том, что человек является венцом Божественного творения.
 Каждое царство Божественного мироздания наделено неотъемлемым набором качеств и способностей. Минералам присущи определенные свойства их мира, отмеченные на общей шкале бытия. Растениям присущи свойства минералов и дополнительная способность приумножения или роста. Животные наделены как свойствами минерального, так и растительного уровня, но при этом обладают еще определенными умственными способностями. Царство людей богато совершенствами всех низших миров, но помимо всего, ему дарованы способности, свойственные только человеку. Следовательно, человек превосходит все создания этого мира и является высочайшим и прекраснейшим творением Всевышнего. Человек представляет собой малый мир, микрокосм; а бесконечные просторы вселенной суть макрокосм. Тайны этого целого мира, макрокосма открыты или явлены в малом мире, микрокосме. Возьмем к примеру дерево, как представителя целого мира, и его семя, которое по отношению к дереву является малым миром. И все качества этого огромного дерева потенциально заложены и сокрыты в маленьком семени. Если семя посажено в плодородную почву, то благодаря соответствующему уходу, из него вырастает дерево. Точно также целый мир, макрокосм, скрыт и отображен в миниатюре в малом мире, микрокосме, в человеке. Это доказывает, что в человечестве заложены всеобъемлющие или совершенные качества и возможности. Вот что подразумевают слова о том, что человек был создан по образу и подобию Божию. Давайте теперь поразмышляем более обстоятельно о том, что человек является образом и подобием Божиим, и какие существуют мерила и критерии, позволяющие измерить и оценить человеческие достоинства. Таким критерием, конечно же, не может служить ничто иное, как только божественные добродетели, которые открываются в человеке. Поэтому любой человек, наделенный божественными качествами, человек, который проявляет небесные добродетели и совершенства и во всех отношениях может служить образцом, достойным подражания, - воистину, такой человек является образом и подобием Божиим. Если человек живет в довольстве и богатстве, то можем ли мы назвать его образом и подобием Господа? Что же является критерием близости к Богу, - человеческое благородство или дурная слава? Можем ли мы применить такой критерий к цвету кожи и сказать, что человек с определенным оттенком кожи, - белой, черной или коричневой, желтой или красной, - является истинным образом его Создателя? Мы должны признать, что цвет не является мерилом или критерием, по которому судят о достоинствах человека, он не имеет значения, ибо цвет - случаен по своей природе. Важнейшее значение имеют духовность и благородство человека, и именно они суть проявления небесных добродетелей, милосердных даров Господних, приобщения к вечной жизни и крещения Святым Духом. И да будет известно всем, что цвет кожи или принадлежность к той или иной расе не имеет ни малейшего значения. Только того человека можно назвать образом и подобием Божиим, который стал явителем даров Господних и приобщился к щедротам Царствия Небесного, и при этом совершенно не важно, каков цвет его кожи, - белый, черный или коричневый. Людей нельзя оценивать лишь по расовым или физическим качествам. Критерием божественного измерения и суждения является развитие его умственных и духовных сил.
 Так давайте же примем этот единственный истинный критерий, ибо он дает нам представление об образе и подобие Божием. Душа человека может быть светлой и непорочной, даже если он имеет темный цвет кожи; и точно также человек белой расы может иметь темную и грешную душу. Самые главные качества человеческого сердца - добронравие и целомудрие. И наиболее близкими к Царствию Божию и возлюбленными Господом являются души, озаренные Божественным светом; и если, благодаря неисчерпаемой милости Создателя, человека называют образом Бога, то не следует приносить в жертву случайным расовым признакам сие божественное положение, истинное приобщение к высшим совершенствам.

Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Если мы взглянем на сотворенный мир, то заметим, что в плане существования все живое может быть рассмотрено с двух точек зрения. С одной стороны все создания представляет собой материальную субстанцию, на основе которой строятся их тела и организмы, независимо от принадлежности к миру растений, животных или людей. В этом состоит их сходство или, как говорят философы, - точка соприкосновения. С другой стороны, все они разные и отличаются друг от друга уровнем развития и сферой функциональной деятельности, которые присущи каждому из этих миров. Это является точкой их различия или дифференциации. Например, растения и животные сходны в том смысле, что тела их построены из одних и тех же физических элементов, но сильно различаются жизненной деятельностью и способностями. Человек сходен с животным по своему физическому строению, но в тоже время между ними существуют глубочайшие различия, поскольку человеческие способности неизмеримо выше.
 И в самом человеческом мире тоже существуют точки соприкосновения, черты присущие всем людям; но существуют и точки различия, которые отличают расу от расы, и каждого человека, каждую индивидуальную личность, друг от друга. Если точки соприкосновения, которые представляют собой качества, общие для всего человечества, считаются определяющими и превалируют над особыми точками различия, то единство вполне достижимо. Однако, если точкам несовпадения придается главное значение по сравнению с точками совпадения, то это ведет к разобщенности и ослаблению человечества. Одним из важнейших вопросов, затрагивающих единство и согласие человечества является содружество и равенство между белой и цветной расами. Определенные моменты сходства и различия, существующие между этими двумя расами, заслуживают справедливого и беспристрастного рассмотрения с обеих сторон. Итак, рассмотрим многочисленные точки соприкосновения; в материальном или физическом плане бытия представители обеих рас схожи по сложению и живут по одним и тем же законам телесного роста и развития. Сверх того, обе расы воспринимают внешний мир при помощи органов чувств и наделены умственными способностями, присущими человеческим существам. Можно привести еще много объединяющих человеческих характеристик. Например, в этой стране, в Соединенных Штатах Америки, любовь к отечеству свойственна обеим расам; все имеют равные гражданские права, говорят на одном языке, пользуются благами общей цивилизации и следуют заветам одной веры. В реальной жизни существует великое множество поводов для взаимодействия и согласия; в то время как единственным поводом для различия является цвет кожи. Неужели же этому ничтожнейшему из всех различий суждено разделить нас на особые человеческие расы? Физическое сложение, законы роста, чувственное восприятие, умственные способности, любовь к отечеству, язык, гражданство, культура и религия, - все это объединяет вас. Существует единственное различие - цвет кожи. Неравенство человеческих рас, основанное на таком различии, никогда не заслужит Божественного одобрения, и любой здравомыслящий и разумный человек охотно согласится с этим.
 Но для преодоления человеческих предрассудков требуется некая высшая сила, сила, которой ничто в этом мире не может противостоять, и которая, по степени своего воздействия, превосходит все остальные силы, существующие на земле. Такой несокрушимой силой является любовь Господня. И в моих надеждах и молитвах, я уповаю на то, что , благодаря Небесной поддержке, будут уничтожены предрассудки, вызванные этой единственной точкой различия, и все вы навек объединитесь под благословеной защитой Господа. Бахаулла провозгласил единство человечества. Он способствовал объединению разобщенных народов и различных вероисповеданий. Он доказал, что разнообразие человеческих рас подобно разнообразию цветущего сада. Войдя в сад, вы замечаете богатство и красоту желтых и белых, голубых и красных цветов, - каждый из них прекрасен сам по себе, и именно это своеобразие придает очарование всему саду. Подобно этому, прекрасен человек любой расы. Если бы все цветы в саду были одного цвета, то вид их утомлял бы нас своим однообразием.

 Поэтому Бахаулла и говорил о том, что каждая человеческая раса добавляет частицу цветовой гармонии и красоты в общую картину человечества. Давайте же все соберемся в нашем великолепном человеческом саду и будем жить в мире и согласии, подобно чудесным цветам, растущим бок о бок в полной гармонии цвета.

Дрилл Холл, Массонская церковь, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Одно из установлений Священных книг говорит о необходимости учреждения места поклонения. Сие означает, что должно быть воздвигнуто величественное здание или храм, дыбы люди могли собраться вместе, и такие собрания помогут установить единство и согласие между ними. Истинный храм есть само Слово Божие; и именно к нему должно устремить помыслы все человечество, именно оно есть средоточие единства для всего человечества. Это общий центр, порождающий согласие и приобщение сердец, знак единения человеческого рода, источник вечной жизни. Храм есть символ небесной объединяющей силы, чтобы люди, собравшись в Доме Бога, могли вспомнить о законе, явленном им, и закон сей устанавливает единство между ними. Им станет ясно, что поскольку храм был заложен для объединения человечества, то предшествующий и сотворивший его закон был явлен в Слове Божием. Иисус Христос, обращаясь к Петру, говорил, " Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою." Это высказывание относилось к вере Петра и подразумевало следующее: твоя вера, Петр, есть истинный источник и божественное откровение единства для народов; она будет связью, соединяющей души людские и основой единения мира человеческого. Коротко говоря, исходное , прямое назначение храмов и мест поклонения - объединение людей; это места встречи, где могут собраться вместе люди разных рас и народностей, люди, отличающиеся друг от друга умственными способностями и уровнем развития, дабы свет любви и согласия осветил их души. Именно поэтому в учении Бахауллы говорится о том, что место преклонения должно строится для всех верующих земли; чтобы религии всех направлений и течений могли воссоединиться под кровом общего храма; чтобы провозглашение единения человечества могло разлететься по всему миру с этих открытых святых встреч; такой храм служит напоминанием того, что все люди - слуги Господа, и все мы погружены в океан Его милосердия. Таким местом должен стать Машрик уль-Азкар. Мир сущий может быть уподоблен этому храму и месту поклонения. Ибо, поскольку, внешний мир является местом, где живут люди всех рас и народностей, и независимо от их убеждений, верований и жизненных условий, все они погружены в море небесной щедрости, - то подобно этому, все они могут встретиться под куполом Машрик уль-Азкар и, озаренные единым истинно духовным светом, поклоняться Единому Господу; ибо века тьмы канули в прошлое, и настало столетие света. Рассеялись облака невежества и суеверия, и воссиял свет единства. Различия, существующие между странами и народами вскоре исчезнут и мир осознает подлинную сущность Божественной религии, которая есть ничто иное, как содружество и объединение человеческого рода. Долгие тысячелетия войны сотрясали мир. Более чем достаточно. Пусть человечество поживет хоть немного в любви и согласии. Прошло время вражды и ненависти. Пусть сегодня любовь правит миром. Долгие тысячелетия народы отворачивались друг от друга, обвиняя друг друга в язычестве и невежестве. Но довольно взаимных обвинений. Ныне должно осознать, что все мы - слуги одного Господа, и все наши помыслы обращены к милосердию одного Создателя, все мы - дети Его, живущие по одному Божественному закону, все хотим постичь подлинную сущность, все стремимся к единой цели. И потому, мы можем жить в полнейшем согласии и любви, и тогда снизойдут на нас благодати и милости Господни; преобразится и расцветет мир людской; человечество возродится к новой жизни; вечный свет озарит небеса, и откроются на земле сокровищницы небесных добродетелей.
 В обновленном мире будет править политика божественной мудрости, ибо такая политика направлена на единение человечества. Господь справедлив и благорасположен ко всем. Он видит в каждом из нас слугу Своего. Он судит справедливо и беспристрастно о каждом из нас без исключения. Человеческая проницательность и предвидения могут быть весьма высокими, но все же они несовершеннны. Если мы не ищем совета у Господа, или если мы отказываемся следовать Его повелениям, то вероятно мы полагаем себя знающими и мудрыми, и считаем Бога невежественным; считаем, что Богу не достает присущей нам проницательности. Господи, прости нас! Мы взываем к Его милосердию, дабы Он простил нас за такое предположение! Каких бы высот не достигло умственное развитие человека, оно лишь капля в океане небесного всеведения. Неужели мы осмелимся утверждать, что капля наделена и одарена качествами, которых лишен океан? Неужели полагаем, что мудрые замыслы этой частицы, человеческой души, превосходят мудрость Всезнающего? Такие высказывания могут свидетельствовать лишь о крайнем невежестве. Коротко говоря, есть люди подобные малым детям; мы должны с величайшей заботой воспитывать их, дабы они могли достичь зрелости. Мы должны с нежной заботой относиться к больным и немощным, пока они не исцелятся. Если человек ведет себя недостойным образом, то надо воспитать его, дабы он смог открыть в себе подлинные добродетели. И помимо всего прочего, все мы - слуги Единого Господа и находимся под Божественным покровительством и провидением одного Создателя.
 Машрик уль-Азкар должен соответствовать этим Божественным установлениям и принципам создания храма Господня. Внешний облик здания является отражением внутреннего замысла. Он должен служить людям напоминанием.
 Я молю Господа о том, чтобы ваши сердца озарились светом небесной любви; чтобы ваши духовные силы увеличивались день ото дня; чтобы ярчайшее сияние Его благой вести воспламенило ваш дух, и этот радостный свет помог вам, наконец, установить небесные принципы во всем мире человеческом. Первый из таких принципов или установлений - единое человеческое сообщество, построенное на любви и согласии. Второй - Великий Нерушимый Мир. Восхвалим Господа! Американский демократический строй достиг прекрасных успехов и проявил готовность стать знаменосцем Великого Нерушимого Мира. Пусть же под его знамена соберется мирное воинство единства человечества. Пусть они ведут всех к Небесным Вратам, возвещая радостную Божественную весть.
 О, Ты, Милосердный Боже! Это собрание взывает к Тебе. Сердца этих людей пронизаны светом Твоей любви. Умы и души оживлены посланием Твоим, радостной вестью. О, Господи! Даруй американской республике величие духовной культуры, равное достижениям этой материальной цивилизации, и пусть восторжествует сей справедливый строй. Поддержи этот почитаемый всеми народ, дабы мог он поднять знамя единства человечества, установить на Западе Великий Нерушимый Мир, и стать, благодаря этому прославленным и достойнейшим среди всех народов мира. О, Господи! Американский народ достоин Твоей благосклонности и заслуживает Твоего милосердия. Возлюби его, приобщи к твоим щедротам и благодатям.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook