Вопрос. - В чем мудрость того, что дух обретается в теле?

        Ответ. - Мудрость того, что дух обретается в теле, заключается в следующем: человеческий дух - это Божественное Доверие, и он должен пройти через все состояния, ибо его движение и прохождение через различные стадии существования есть способ достижения совершенств. Так, когда человек путешествует, пересекает различные местности, посещает разные страны, имея определенную цель и план, это с очевидностью послужит для его совершенствования, ибо он увидит множество мест, картин и стран, что поможет ему понять условия жизни и особенности других народов. Так он ознакомится с географией стран, их диковинами и искусствами; он узнает привычки, обычаи и нравы народов; он узрит ход цивилизации и прогресс века; он уразумеет деятельность правительств, равно как и могущество и возможности каждой страны. Подобное же происходит, когда дух человека проходит через различные стадии существования: он поднимается на новые уровни и ступени развития. Даже обретаясь в теле, он несомненно достигает совершенства.
        Кроме того, необходимо, чтобы в сем мире проявлялись знаки совершенства духа, дабы мир творения мог принести бесчисленные плоды и дабы телесное обретало жизнь и являло божественную мудрость. Так, например, лучи Солнца должны освещать Землю, ибо все земные существа развиваются под воздействием солнечного тепла; если бы солнечный свет и тепло не изливались на Землю, то Земля была бы необитаемой, в ее существовании не было бы смысла; ее развитие оказалось бы замедленным. И точно так же, если бы совершенства духа не были явлены в сем мире, то мир сей был бы миром тьмы и абсолютного варварства. Через явление духа в телесной оболочке в мир сей приносится просвещение. Дух человека есть источник жизни для тела; так и мир подобен телу, а человек - его духу. Если бы не было человека, то совершенства духа не проявились бы, и свет разума не сиял бы в мире. Мир сей уподобился бы телу без души.
        Мир можно также сравнить с плодовым деревом, а человека - с его плодами; а ведь если бы не было плодов, дерево было бы бесполезным.
        Более того, сами члены и элементы человеческого организма и их организация притягивают дух, являясь для него как бы магнитом; и посему неизбежно в человеке проявляется дух. Так чистое зеркало неизменно привлекает солнечные лучи. Оно вбирает в себя их свет и отражает прекрасные образы, иначе говоря, когда существующие элементы сливаются в соответствие с естественными законами в прочное единство, они становятся магнитом для духа, и дух проявится в них во всем совершенстве.
        Исходя из этого, нельзя сказать: "Почему солнечные лучи непременно должны отражаться в зеркале?" Ибо взаимосвязь, пронизывающая сущность вещей, будь то вещи духовного или материального порядка, такова, что если зеркало чисто и обращено к солнцу, солнечные лучи непременно отразятся в нем. Подобным же образом, когда элементы соединены и организованы самым совершенным образом в самую совершенную систему, дух человеческий явится и воссияет в них. Такова воля Всемогущего, Мудрейшего.

Вопрос. - Обладал ли человек разумом и духом с самого начала или же они явились в результате его эволюции?

        Ответ. - Начало существования человека на земном шаре напоминает его развитие во чреве матери. Во чреве матери зародыш постепенно растет и развивается, до момента рождения, после чего человек продолжает расти и развиваться до тех пор, пока не достигнет возраста ответственности и зрелости. Хотя в детском возрасте в человеке и проявляются признаки разума и духа, они далеки от совершенства; они остаются несовершенными. Только когда человек достигает зрелости, его разум и дух полностью проявляются, и становится очевидным их совершенство.
        Так и формирование человека в картине мира вначале походило на развитие зародыша, затем в нем постепенно совершенствовались его качества, он рос и развивался, пока не достиг стадии зрелости, когда его разум и дух стали видны во всей их мощи. На начальной стадии формирования человека разум и дух также были ему присущи, но они были скрыты; впоследствии они проявились. В утробе мира разум и дух также присутствовали в зародыше, но они были скрыты; впоследствии они проявились. Подобным же образом зерно включает в себя дерево, но оно в зерне сокрыто и невидимо; когда зерно прорастет и разовьется, то дерево явит целиком. Подобным же образом рост и развитие всех существ протекает постепенно; таков всеобщий божественный порядок, такова природа вещей. Зерно не сразу становится деревом; зародыш не сразу обращается в человека; в мире минералов камень не возникает разом. Нет, все растет и развивается постепенно и стремится к пределу совершенства.
        Все существа, как большие, так и малые, были с самого начала созданы законченными и совершенными, но их совершенства проявляются в них постепенно. Порядок, данный Богом, един; един путь эволюции существования; едина божественная система. Все существа, будь то малые или большие, подчиняются одному закону и одной системе. Каждое зерно заключает в себе с самого начала все совершенства растения. Действительно, в зерне содержатся с самого начала все совершенства растения, но они не видны; впоследствии они шаг за шагом начинают проявляться. Так сначала из зерна является росток, затем ветки, листья, цветы и плоды; но с самого начала существования зерна все эти вещи заключены в нем, потенциально, но неочевидно.
        Точно так же зародыш обладает с самого начала всеми совершенствами, такими как дух и разум, зрение, обоняние, вкусовые ощущения - одним словом, всеми возможностями, но они неочевидны и проявляются лишь постепенно.
        Подобным же образом земной шар с самого начала был создан со всеми своими элементами, веществами, минералами, частицами и организмами; но проявлялись они постепенно: сперва появились минералы, затем растения, после них животные, и, наконец, человек. Тем не менее все эти виды и формы существовали с самого начала, но они присутствовали на земном шаре потенциально, и лишь постепенно проявились впоследствии. Ибо высший порядок Бога и всеобщая естественная система объемлют все создания, и все подчинено одному закону. Если вы всмотритесь в эту всеобщую систему, то увидите, что ни одно существо не появляется на свет в полноте своего совершенства. Нет, все существа растут и развиваются постепенно, и только так достигают стадии совершенства.

Доказательства, которые мы прежде приводили по поводу происхождения человека как вида, были доказательствами логическими. Перейдем к доказательствам духовным, которые имеют первостепенную важность. Итак, после того как мы логически доказали существование Божественного начала и логически же доказали, что существование человека как такового имеет собственный корень и истоки и что человек как вид существовал всегда, представим теперь духовные доказательства того, что существование человека, то есть человека как вида, - есть необходимое существование, и что если бы не было человека, то совершенства Божества не были бы явлены. Но сии доказательства не логические, а духовные.
        Уже много раз мы показывали и доказывали, что человек есть благороднейшее существо, средоточие всех совершенств, и что все существа и все сущее являются точками, из которых отражается блеск славы Божией - иначе говоря, что знаки Божественности Господа проявляются в сущностях вещей и существ. Как земной шар есть тело, отражающее лучи солнца, - ибо свет, тепло и влияние солнца видны и проявляются в каждой частице Земли, - подобным же образом каждая частица всего существующего в сем бесконечном космосе утверждает и свидетельствует об одном из божественных совершенств. Нет ничего, что было бы лишено этого блага; это либо знак милости Бога, знак Его мощи, Его величия, Его справедливости, Его указующего путь провидения; либо это знак щедрости Бога, Его проницательности, Его внимания, Его знания, Его славы и тому подобного.
        Вне всякого сомнения, в каждом из существ явлен блеск славы Божией, то есть совершенства Бога отражаются и сияют в них. Сие как солнце, свет которого отражен и в пустыне, и в море, и в деревьях, и в плодах, и в цветах, и во всех вещах на Земле. В мире каждое отдельное существо возглашает нам одно из имен Бога, но истинная сущность человека есть вместилище сущностей, общая сущность - она есть средоточие, излучающая свет всех совершенств Бога, то есть можно сказать, что каждое имя, каждое качество, каждое совершенство, что мы находим в Боге, имеет свое проявление в человеке. Если бы это было не так, то человек не смог бы вообразить эти совершенства и не смог бы их осознать. Так мы говорим, что Бог всевидящ и глаз - это знак Его проницательности; если бы человек не был наделен зрением, то как бы мы смогли вообразить всевидение Бога? Ибо незрячий (тот, кто слеп от рождения) не может представить себе, что значит видеть; а глухой (тот, кто глух от рождения) не может представить себе, что значит слышать; а мертвые не могут постичь жизнь. И значит, Божественность Господа, которая есть собрание всех совершенств, находит свое отражение в сущности человека - иными словами, Суть Единственного есть собрание всех совершенств, и это собрание совершенств волею Бога отражается в человеческой сущности.
        Человека поэтому можно назвать совершенным зеркалом, обращенным к Солнцу истины, в котором, как в фокусе, сходятся лучи - Солнце Истины сияет в этом зеркале. Отражение божественных совершенств проявляется в сущности человека и потому он есть представитель Бога, посланник Бога. Если бы человек не существовал, то Вселенная не имела бы смысла, ибо смысл существования - это проявление совершенств Бога.
        И значит, неправильно говорить, что было время, когда человек не существовал. Мы лишь можем сказать, что сей земной шар когда-то не существовал и что когда он появился, человек на нем оказался не сразу. Но от начала, которому нет начала, до конца, которому не будет конца, всегда есть Совершенный Явитель. Человек, о котором мы говорим, не есть любой человек - мы имеем в виду совершенного человека. Ведь самая благородная часть дерева - его плод, в котором заключен смысл существования дерева. Если бы дерево не приносило плоды, в нем не было бы смысла. И посему, невозможно представить, что мир существования, будь то далекие звезды или наша Земля, были когда-то населены (ослами, коровами, мышами, кошками), но с ними не было человека! Такое предположение ложно и бессмысленно. Слово же Божие ясно как солнце. Таково духовное доказательство, которое прежде мы не могли представить для материалистов. Сперва мы должны представить логические доказательства, а затем уже - доказательства духовные.

Вопрос. - Что Вы можете сказать относительно теорий, развиваемых некоторыми европейскими философами относительно роста и развития существ?

        Ответ. - Мы недавно уже обсуждали этот предмет, но давайте поговорим о нем снова. Говоря кратко, этот вопрос можно рассудить, определив, являются ли виды оригинальными по происхождению или нет - то есть произошел ли человек как вид из своего корня или он вышел из числа животных?
        Некоторые европейские философы признают, что вид растет и развивается и что плавные изменения и переходы также возможны. Одним из доказательств, приводимых в подтверждение этой теории, является следующее. Тщательное изучение и проверка данных геологической науки показали, что существование растений предшествовало существованию животных, а существование животных предшествовало существованию человека. Ученые полагают, что как растительные, так и животные виды изменялись, так как в некоторых слоях Земли они обнаружили растения, существовавшие прежде и исчезнувшие ныне; растения эволюционировали, становились сильнее, их форма и внешний вид менялись, и таким образом шло изменение видов. Подобным же образом в древних слоях Земли обнаруживаются некоторые виды животных, которые по сравнению с теми временами изменились и преобразовались. Одно из таких животных - змея. Имеются признаки того, что когда-то змея имела ноги, но с течением времени эти органы у нее исчезли. Подобным же образом в позвоночном столбе человека имеются признаки того, что когда-то человек, как и прочие животные, имел хвост. Когда-то этот орган был полезен, но по мере развития человека он утратил свои функции; и вследствие этого хвост постепенно исчез. Так как змея искала укрытия под землей, она стала ползающим существом, и у нее отпала потребность в ногах, потому-то они и исчезли; но остаточные признаки их остались. Главный довод таков: наличие остатков органов доказывает, что они когда-то имелись, но поскольку в них отпала нужда, они постепенно исчезли. В соответствии с этим получается, что совершенные и необходимые органы остаются, а те органы, которые более не нужны, постепенно исчезают в процессе изменения видов, хотя следы этих органов сохраняются.
        Первым ответом на этот довод будет то, что сам факт появления животных раньше человека не является, с одной стороны, доказательством эволюции, преобразования и изменения видов, и, с другой стороны, того, что человек вышел из мира животных и поднялся в мир человеческий. Ибо, поскольку точно установлено, что разные существа появились в разное время, вполне допустимо, чтобы человек появился после животных. Также, если понаблюдать за растительным царством, мы увидим, что плоды различных деревьев созревают не в одно и то же время; напротив, какие-то созревают раньше, какие-то - позднее. Такая разница во времени созревания не дает повода считать, что более поздние плоды одного дерева произошли от более ранних плодов другого дерева.
        Кроме того, эти едва заметные следы и остатки органов, возможно, имеют какое-то важное значение, которое пока не ведомо нашему уму. Сколь много существует явлений, причина которых нам пока неясна! Так, в науке физиологии, изучающей строение органов, отмечается, что значение и причина различной окраски шкуры животных и волос людей, окрашенности губ в красный цвет, разнообразия раскрасок птиц пока неизвестны; сие пока в тайне, сокрыто. Но известно, что зрачок глаза черен для того, чтобы в него проникали лучи солнца, ибо, если бы зрачок имел другой цвет - например, совершенно белый - то он не притягивал бы лучи солнца. Таким образом, можно допустить, что подобно только что описанным фактам, смысл которых неведом, значение и смысл остатков органов, как у животного, так и у человека, остается пока загадкой. Несомненно, что смысл в этом имеется, хотя пока он и не раскрыт.
        В-третьих, давайте предположим, что были времена, когда некоторые животные, или пусть даже человек, имели органы, к настоящему времени утраченные; это не будет достаточным доказательством изменения и эволюции видов. Ибо человек от начала периода внутриутробного созревания до достижения зрелости проходит через различные формы и претерпевает изменения внешности. Его вид, форма, внешность и окраска волос меняются; он переходит от одной формы к другой, от одной внешности к другой. И тем не менее с самого момента зарождения он принадлежит к виду человека, то есть он представляет зародыш человека, а не животного; только сначала это не проступает явно, но со временем становится явным и очевидным. Например, давайте предположим, что когда-то человек напоминал животное, а потом он эволюционировал и изменился. Если допустить, что это было так, все же это не представляет доказательства изменения видов. Напротив, как уже ранее указывалось, это является подобием изменений и переходов из одного состояния в другое зародыша человека до достижения им стадии разумности и совершенства. Мы поясним это положение. Давайте предположим, что было время, когда человек передвигался на четвереньках или имел хвост; через стадии, подобные этим, проходит плод и в утробе матери. Хотя он во всем изменяется, растет и развивается, пока не достигнет совершенства формы, он с самого начала есть представитель особого вида. Мы также наблюдаем в растительном царстве, что самостоятельные виды рода не изменяются и не преобразуются, однако меняются и эволюционируют форма, цвет и размеры.
        Итак, подведем итог: как человек в утробе матери проходит одну форму за другой, переходит от одного внешнего вида к другому, изменяется и развивается и тем не менее остается представителем вида человека с момента зарождения - точно также человек с самого начала своего существования в мире являлся определенным видом, то есть человеком, и постепенно переходил от одной формы к другой. А значит, при всех изменениях внешнего вида, эволюции органов, развитии и росте, даже при допущении реальности роста и прогрессирования(3), вид не перестает быть самостоятельным. В человеке с самого начала были заложены сия совершенная форма и строение, способность и возможность достигнуть материального и духовного совершенства и всегда он являлся воплощением слов: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему"(4). Со временем он стал только лишь более приятным внешне, более красивым и изящным.
        Процесс цивилизации вывел его из дикого состояния, подобно тому, как дикие плоды, когда их начинает культивировать садовник, становятся приятнее, слаще и обретают свежий и изысканный вкус. Такими садовниками в человеческом мире являются Божии Пророки.

 


(3)    То есть, если мы допускаем, например, что прежде человек был четвероногим существом и когда-то имел хвост.
(4)    Книга Бытия 1:26

 

Мы уже неоднократно говорили о духе, но наши слова не были записаны.
        Знайте, что люди разделяются на две категории - можно сказать, они составляют две партии. Одна партия отрицает дух и утверждает, что человек как вид принадлежит к животным; они говорят: "Разве мы не видим, что животные и люди наделены одинаковыми способностями и ощущениями? Те простые, разрозненные элементы, что заполняют космос, сочетаются в бесконечных комбинациях и из каждой комбинации получается какое-нибудь существо. Среди этих существ есть и обладатель духа(2), наделенный способностями и чувствами. Чем совершеннее комбинация, тем благороднее существо. Сочетание элементов в теле человека более совершенно, нежели состав какого-либо другого существа; здесь смешение достигает абсолютного равновесия; поэтому он благороднее и совершеннее". "Он не обладает, - говорят они, - какими-то особыми способностями, или духом, которых нет у животных: животные наделены чувствительными телами, но человек в некоторых своих способностях более развит, хотя, что касается внешних чувств, таких как слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, и даже некоторых внутренних способностей, например, памяти, животные одарены более богато, чем человек". "Животные также, - говорят эти люди, - обладают умом и способностью постигать". Эти люди лишь допускают, что интеллект человека выше.
        Вот что утверждают современные философы; таковы их слова, таковы их предположения и так диктует их воображение. Так, используя мощные аргументы и доказательства, они выводят происхождение человека от животных и утверждают, что были такие времена, когда человек был животным, а затем постепенно вид изменялся и эволюционировал, пока не достиг нынешнего положения человека.
        Теологи же говорят: "Нет, это не так. Хотя человек наделен способностями и внешними чувствами так же, как и животные, в нем еще присутствует особенная сила, которой не обладают животные. Науки, искусства, изобретения, ремесла и проникновение в истинную сущность вещей являются результатом действия этой духовной силы. Это та сила, которая объемлет все вещи, постигает их истинную сущность, раскрывает все сокровенные тайны существ и при помощи этого знания управляет ими. Ей даже доступны вещи, которые не присутствуют во внешнем мире - то есть нематериальные сущности, неподвластные органам чувств и не имеющие внешнего проявления, поскольку они невидимы; так, эта сила заключает в себе ум, душу, качества, характеры, любовь и печаль человека, которые представляют собой нематериальные сущности. Более того, все ныне существующие науки, искусства, законы и бесчисленные изобретения человека были когда-то неведомыми, загадочными и сокрытыми тайнами; и только всеобъемлющая человеческая сила смогла открыть их и извлечь на белый свет из области невидимого. Так, телеграф, фотография, фонограф и тому подобные изобретения и дивные искусства были когда-то сокрытыми тайнами. Человеческая сущность открыла их и извлекла на белый свет из области невидимого. Ведь были даже времена, когда свойства железа, к которому все мы привыкли - да и свойства вообще всех минералов - были сокрытыми тайнами; люди открыли железную руду и путем обработки придали ей ту форму, которая используется в современной промышленности. То же самое можно сказать и обо всех остальных открытиях и изобретениях человека, которым нет числа".
        Это невозможно отрицать. Если мы скажем, что все это произошло благодаря способностям, которыми наделены и животные, а также благодаря телесным чувствам, то мы не можем не видеть, что животные в плане способностей превосходят человека. Например, зрение животных гораздо острее, чем у человека; то же самое - с обонянием и вкусовыми ощущениями. Короче говоря, в способностях, которыми равно наделены и животные, и люди, животные зачастую превосходят людей. Например, возьмем способности к запоминанию. Если голубя увезти в отдаленную страну и там отпустить, то он вернется назад, ибо он запомнил дорогу. Увезите собаку вглубь Азии, выпустите ее там на волю, и она вернется к вам и не собьется с пути. Так же обстоит дело и с другими способностями, такими как слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения и осязание.
        Итак, ясно, что если бы человек не был наделен некоей способностью, отличной от тех, коими наделены животные, то последние превосходили бы человека в изобретательности и в постижении истинной сущности вещей. Таким образом, очевидно, что человек наделен даром, которым животные не обладают. Далее, животные воспринимают то, что дано в ощущениях, но не воспринимают нематериальные сущности. Например, животное видит то, что находится в поле его зрения, но не способно постичь то, что находится за пределами его поля зрения, и не может этого представить. Так, животное не может осознать, что Земля имеет форму шара. Человек же при помощи известных ему вещей познает неизвестные и открывает ранее неведомые истины. Например, человек замечает кривизну горизонта, и из этого он делает вывод о том, что Земля круглая. Полярная Звезда на широте Акки, например, видна под углом 33*, то есть она на 33* возвышается над горизонтом. Когда человек движется в направлении к Северному Полюсу, то Полярная Звезда поднимается над горизонтом на один градус на каждый градус пути человека, то есть высота Полярной Звезды будет 34*, а затем 40*, 50*, 60*, затем 70*. Если человек дойдет до Северного Полюса, то высота Полярной Звезды для него будет равна 90*, иначе говоря, Звезда достигнет зенита, то есть будет прямо над головой. Полярная Звезда и изменение ее высоты - это вещи, воспринимаемые органами чувств. Чем ближе человек подходит к Полюсу, тем выше поднимается Полярная Звезда; на основании этих двух известных истин был открыт неизвестный факт - кривизна горизонта, что означает, что горизонт на каждом градусе земной поверхности отличается от горизонта на другом градусе. Человек замечает это и доказывает на основании этого неочевидную для глаза истину о том, что Земля круглая. Этого животное не может постичь. Также животное не может понять, что Солнце есть центр, а Земля вращается вокруг него. Животное находится в плену своих ощущений и ограничено ими; все, что выходит за пределы ощущений, не воспринимается органами чувств, животное понять не в состоянии, хотя остротой ощущений оно превосходит человека. Это доказывает и подтверждает, что в человеке есть способность к открытиям, отличающая его от животных, эта способность и есть дух человека.
        Славен будь Бог! Человек всегда смотрит ввысь, его устремления возвышенны; он всегда жаждет подняться над миром, в котором он обитает, достичь сферы более высокой, чем та, которой он принадлежит. Любовь к возвышенному - одно из отличительных свойств человека. Меня удивляет, что некоторые философы Америки и Европы ратуют за постепенное приближение к миру животных, то есть за возврат назад; ибо существование должно быть направлено к возвышению. Тем не менее, если кому-нибудь из этих людей сказать: "Ты - животное", - то он будет крайне обижен и рассержен.
        Велика разница между миром человека и миром животных, между возвышенностью человека и униженностью животного, между совершенством человека и невежеством животного, между просвещенностью человека и темнотой животного, между триумфом человека и зависимостью животного! Десятилетний ребенок-араб способен управляться с двумя-тремя сотнями верблюдов в пустыне, и звуком своего голоса может гнать их вперед или заворачивать назад. Тщедушный индус может так управлять громадным слоном, что тот обращается в самого послушного слугу. Все подвластно руке человека; он способен противостоять природе, тогда как все прочие создания у природы в плену: они не могут противиться ее требованиям. Только человек способен противостоять природе. В соответствии с законами природы тела притягиваются в направлении к центру Земли; человек же с помощью механических средств удаляется от Земли и взлетает в воздух. Природа не позволяет человеку переплывать моря; человек же строит корабли и, отправляясь в путешествие, переплывает огромный океан, и так далее; тема сия неисчерпаема. Например, человек на машинах пересекает горы и пустыни, и в любой точке он узнает все новости о событиях в обоих полушариях. И все это вопреки природе. Море при всем своем величии ни на атом не может отклониться от законов природы; Солнце при всем своем великолепии ни на волосок не может отойти от законов природы и никогда не сможет сравниться с возможностями, положением, способностями, качествами и природой человека.
         Так что же это за всеобъемлющая сила заключена в хрупком теле человека? Что же это за властная сила, с помощью которой он подчиняет себе все вещи?
        Остается рассмотреть еще один вопрос. Современные философы заявляют: "Мы никогда не видели дух человека, и хотя мы исследуем тело человека и раскрываем его секреты, мы не обнаружили никакой духовной силы. Как можно вообразить силу, которую нельзя ощутить?" Теологи на это отвечают: "Дух животного также неощутим, и его также нельзя обнаружить через физическое восприятие. Чем же вы докажете существование духа животного? Безусловно, благодаря его проявлениям вы устанавливаете, что в животном есть некая сила, отсутствующая в растении, и что сила эта есть способность ощущать - а именно, это зрение, слух, а также другие чувства; из всего этого вы делаете вывод о существовании духа животного. Таким же образом, принимая во внимание доказательства и признаки, о которых говорилось, мы заключаем, что дух человека существует. Поскольку животному присущи свойства, которых нет в растении, вы заявляете, что эта способность животного ощущать - есть проявление его духа; также и в человеке мы наблюдаем качества, способности и совершенства, коих нет в животном; посему мы делаем вывод о том, что в человеке есть сила, которой лишены животные".
        Если вы желаете отрицать все, что неощутимо, то тогда придется отрицать и реальности, которые, бесспорно, существуют. Например, материя эфира неощутима, но она, несомненно, существует. Сила тяготения неощутима, но она, конечно, существует. На основании чего мы делаем вывод о существовании этих вещей? На основании их признаков. Так свет есть колебание материи эфира, и на основании наличия этого колебания мы делаем вывод о существовании эфира.

 


(2)   Человек.

Происхождение Человека
        Знайте, что одна из самых сложных для постижения духовных истин есть то, что существующий мир - сия бесконечная вселенная - не имеет начала.
        Мы уже разъясняли, что имена и свойства Божества сами по себе требуют наличия существ. Хотя этот предмет уже был детально разъяснен, мы еще немного поговорим о нем. Ясно, что нельзя представить учителя без учеников; не может существовать монарх без подданных; не назначают наставника, если нет воспитанников; не бывает творца без творения; нельзя вообразить поставщика без потребителей; так и божественные имена и свойства требуют наличия существ. Если бы мы могли вообразить время, когда не было никаких существ, то такая игра воображения явилась бы отрицанием Божественности Бога. Более того, абсолютное отсутствие существования не может обратиться в существование. Если бы существа полностью отсутствовали, то существование не началось бы. А посему, так как Сущность Единства (то есть существование Бога) предвечна и бесконечна, - иначе говоря, она не имеет ни начала, ни конца, - то ясно, что существующий мир, сия бесконечная вселенная, не имеет ни начала, ни конца. Конечно, может получиться так, что одна из частей вселенной, например, одна из планет, может появиться или распасться, но при этом множество других планет будут продолжать существовать; вселенная не придет в беспорядок и не окажется разрушенной. Напротив, существование вечно и непрерывно. Поскольку каждая планета имеет начало, неизбежно у нее есть и конец, ибо каждое образование, групповое или единичное, неизбежно распадается. Различие лишь в том, что некоторые распадаются быстро, а другие - медленнее, но невозможно, чтобы составленное из частей в конечном итоге не распалось.
        А посему, нам необходимо знать, что представляла из себя каждая из наиболее значимых форм существования изначально - ибо нет сомнения в том, что изначально происхождение было единым: ведь исходное для всех чисел единица, а не два. Итак, очевидно, что вначале материя была едина и что эта единая материя проявилась по-разному в каждом элементе. Так было создано многообразие форм, а различные виды проявления материи, единожды возникнув, остались в качестве постоянных, и каждый элемент получил свое назначение. Но это постоянство стало окончательным и полностью и в совершенстве осуществилось лишь по прошествии долгого периода времени. И тогда элементы оказались составлены, организованы и упорядочены в бесконечном многообразии форм; или, лучше сказать, из соединения и упорядочения этих элементов явились бесчисленные существа.
        Сии сочетание и упорядоченность, посредством мудрости Бога и Его предсущей силы, возникли из одной естественной субстанции, которая была составлена и устроена с превеликой силой, в соответствии с мудростью и по всеобщему закону. Из сего очевидно, что все это есть творение Бога, а не случайное сочетание и комбинация. Вот почему из каждого естественного сочетания может явиться существо, а из случайного сочетания ни одно существо не может явиться. Например, если человек по своему разумению и пониманию возьмет какие-то элементы и соединит их, то живое существо не явится на свет, поскольку сия система не естественна. Вот в чем ответ на вопрос, почему, хотя существа создаются путем сочетания и упорядочения элементов, мы не можем собрать элементы вместе и упорядочить их так, чтобы создать живое существо. Это ложное допущение, ибо сочетание исходит от Бога; именно Он, Бог, осуществляет сочетание элементов, и, поскольку это делается в рамках естественной системы, из каждого сочетания получается живое существо, и таким образом обретается существование. Сочетание, образованное человеком, не создает ничего, ибо человеку не дано творить.
        Напомним вкратце, что мы говорили, как благодаря сочетанию и упорядочению элементов, их разложению, их соотношению и воздействию на них других существ получаются различные формы, бесконечные виды существования и бесчисленные существа. Ясно, что земной шар не явился сразу в его нынешнем виде и что вселенское существование постепенно прошло различные стадии, прежде чем обрело теперешнее совершенство. Формы вселенского масштаба сравнимы и сопоставимы с конкретными формами существования, ибо и те и другие включены в одну естественную систему, подчинены одному всеобщему закону и божественному устроению. Так, вы можете обнаружить, что мельчайшие атомы вселенской системы подобны величайшим объектам вселенной. Ясно, что они явились в мир из одной могущественной лаборатории, подчинены одной естественной системе и одному всеобщему закону; потому-то они и сравнимы друг с другом. Так, зародыш человека в утробе матери постепенно растет и развивается, принимает различные формы и меняет состояния, пока не достигнет состояния совершенной красоты и зрелости и не явится в совершенной форме во всей своей красе. Таким же образом семя вот этого цветка было вначале вещью совсем незначительной и крохотной, но оно росло и развивалось в утробе земли и, пройдя стадии различных форм, явилось в состоянии совершенной красоты и свежести. Очевидно, что подобным же образом земной шар, однажды обретя существование, рос и развивался в утробе вселенной, проходил стадии различных форм и состояний, пока постепенно не достиг нынешнего совершенства и не оказался населенным неисчислимыми существами, представ в виде сложившегося организма.
        Теперь ясно, что первичная материя, явившаяся в зачаточном состоянии, а также смешанные и соединенные элементы, представлявшие ее ранние формы, постепенно росли и развивались в течение многих веков и периодов, переходя из одной формы и вида в другие, пока не предстали, благодаря высшей мудрости Бога, в этом совершенном виде, в этой системе, в этой организации, в этом порядке.
        Вернемся к нашим рассуждениям о том, что человек в начале своего существования в утробе Земли, как зародыш в утробе матери, постепенно рос и развивался, переходил от одной формы к другой, от одного состояния к другому, пока не явился во всей красе и совершенстве, в полноте силы и возможностей. Определенно, что вначале он не был наделен нынешней приятной внешностью, изяществом и элегантностью и что только постепенно он обрел сей вид, сию форму, сию красоту и сие изящество. Нет сомнения в том, что человек не сразу явился в такой форме; и не сразу стал он олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов!"(1) Постепенно прошел он различные состояния и формы, и обрел, наконец, нынешний вид и красоту, совершенство, изящество и приятную внешность. Таким образом, становится очевидным и неопровержимым, что развитие и рост человека на Земле, до обретения нынешнего совершенства, напоминало рост и развитие зародыша в утробе матери; постепенно он переходил от одного состояния к другому, от одной формы к другой, от одного облика к другому, ибо таково требование всеобщей системы и божественного Закона.
        Иначе говоря, зародыш проходит через различные состояния и минует множество ступеней, пока не достигнет той формы, в которой олицетворяет слова: "Благословен Аллах, лучший из Творцов!" и пока не появятся признаки разумности и зрелости. Точно так же развитие человека на Земле от возникновения до обретения нынешнего состояния, формы и положения необходимым образом должно было занять продолжительный период времени и пройти многие стадии, прежде чем достигло нынешнего уровня. Но с самого момента возникновения человек представляет собой определенный вид. Так же и зародыш человека в утробе матери сначала выглядит иначе; затем он принимает одну форму за другой, проходит одно состояние за другим, переходит от одного облика к другому, пока не явится во всей красе и совершенстве. Но даже в утробе матери, когда он имеет столь необычную форму и внешность, разительно отличающуюся от его нынешней внешности, он есть зародыш высшего вида, а не животного; его видовое состояние и сущность не претерпевают изменения. И даже допустив, что действительно имеются следы утраченных органов, мы не получим доказательства непостоянства видов и непервичности их происхождения. Это доказывает лишь то, что форма, внешний вид и органы человека прошли эволюцию. Человек всегда был определенным видом, человеком, а не животным. Итак, если зародыш человека в утробе матери переходит из одной формы в другую так, что последующая форма не похожа на предыдущую, является ли это доказательством изменения вида? Что сначала он был животным и что его органы изменялись и развивались, пока он не превратился в человека? Поистине, это не так! Сколь незрела и необосновательна эта идея и такие мысли! Ибо доказательства оригинальности вида человека и постоянства природы человека ясны и очевидны.

 


(1)    Коран 23:14.

Мы подошли к вопросу об изменении видов и развитии органического мира - иначе говоря, к выяснению того, происходит ли человек от животного.
        Эта теория получила признание со стороны некоторых европейских философов, и в настоящее время очень трудно добиться понимания ее ошибочности, но в будущем это станет ясным и очевидным, и сами европейские философы осознают ее неправильность. Ибо, поистине, это очевидное заблуждение. Когда человек проницательным взором наблюдает за всем существующим и внимательно изучает состояние всех форм жизни и когда он видит устройство, организацию и совершенство мира, он убеждается в том, что в мире возможного нет ничего более удивительного, нежели уже существующее. Ибо все существа, земные и небесные, так же как и сей бескрайний космос и все, что в нем есть, были созданы и организованы, составлены, устроены и доведены до совершенства как должно им быть; во вселенной нет места несовершенству, так что если бы даже все существа обратились в сплошной мыслящий мозг и стали бы размышлять до бесконечности, то и тогда не смогли бы придумать ничего лучшего, чем то, что существует.
        Однако, если бы в прошлом мироздание не было наделено предельным совершенством, то существование было бы несовершенным и бессмысленным, и в таком случае мироздание было бы незавершенным. Этот вопрос надлежит обдумать с величайшим вниманием и тщательностью. Например, давайте представим, что мир возможного, иначе говоря, мир существующий в общем есть нечто подобное человеческому телу. Если бы состав, организация, совершенство, красота и завершенность, присущие ныне телу человека, были бы другими, то это было бы абсолютное несовершенство. Итак, если мы представим себе, что было время, когда человек принадлежал миру животных, или же просто был животным, то мы получим, что существование было несовершенным - то есть в то время не было человека, и этот важнейший элемент, который в организме мира играет роль, подобную мозгу и разуму в организме человека, оказался бы отсутствующим. Тогда мир был бы весьма несовершенным. Это доказывает, что если бы было время, когда человек являлся частью животного мира, то оказалось бы нарушенным совершенство существования; ибо человек есть величайший элемент мира сего, и если бы в целом недоставало этого важнейшего элемента, то, несомненно, это целое было бы несовершенно. Мы считаем человека важнейшим элементом потому, что среди всех созданий он является соединением всех сущих совершенств. Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду совершенного человека, выдающуюся личность, соединяющую в себе духовные и внешние совершенства человека, который подобен солнцу среди других созданий. Представьте теперь, что когда-то солнца не было, а оно было просто планетой; поистине, в таком случае отношения в существовании были бы нарушены. Можно ли представить подобное? Для человека, внимательно изучающего существующий мир, сказанного достаточно.
        Есть и другое, более тонкое, доказательство: все бесчисленные существа, населяющие мир, человек ли это, животное, растение, минерал - что бы то ни было - непременно, и все до одного, состоят из элементов. Нет сомнения в том, что это совершенство, проявляющееся во всех созданиях, создано Богом путем соответствующего смешения составляющих элементов и соединения их в пропорциональных количествах, организации их в определенной форме и включение их во взаимодействие с другими существами. Ибо все существа связаны между собой как бы в цепочку; а взаимная помощь, поддержка и взаимное воздействие друг на друга, свойственные вещам, являются двигателями существования, развития и роста всех тварей. Есть множество свидетельств и доказательств, что повсеместно каждое существо оказывает воздействие на другие существа, либо прямо, либо опосредованно. Наконец, совершенство каждого отдельного существа - то есть можно сказать, совершенство, которое мы видим в человеке или отдельно от него, в отношении составляющих атомов, частей или возможностей - обязано своим происхождением составу частей, их соединению и взаимному влиянию. Когда все это вместе осуществляется, человек обретает бытие.
        Итак, совершенство человека всецело обусловлено соотношением атомов в составе частей, их мерой, способом их соединения, а также влиянием со стороны других существ и взаимодействием с ними, - и поскольку человек был создан десять или сто тысяч лет назад из этих самых земных элементов, которым была присуща та же самая мера и соотношение, тот же способ соединения и смешения, и он находился под таким же самым воздействием со стороны других существ, постольку точно такой же человек существовал тогда, как и теперь. Это очевидно и не заслуживает обсуждения. И через тысячу миллионов лет, если эти элементы, составляющие человека, будут собраны вместе и организованы в этом единственном соотношении, и если эти элементы будут соединены по тому же самому способу, и если они будут подвергнуты такому же воздействию со стороны других существ, то возникнет точно такой же человек. Например, если через сто тысяч лет будет существовать керосин, огонь, фитиль и тот, кто зажигает лампу, - короче говоря, если будут в наличии все необходимые составляющие, имеющиеся в настоящее время, то мы получим точно такую же лампу.
        Это исчерпывающие и очевидные факты. А аргументы, используемые упоминавшимися европейскими философами, основываются на сомнительных доказательствах и не носят исчерпывающего характера.

Вопрос. - Тем, кто известен своими добрыми делами и благожелательностью, наделен похвальными качествами, кто с любовью и добротой относится ко всем существам, заботится о бедных и трудится на благо установления всеобщего мира, какая нужда им в божественных учениях, от которых эти люди воистину полагают себя независимыми? Каково положение этих людей?

        Ответ. - Да будет вам известно, что подобные деяния, подобные усилия, подобные слова весьма похвальны и заслуживают одобрения, они есть слава человечества. Но одних этих деяний недостаточно; они подобны прекраснейшему телу, в котором отсутствует душа. Источником вечной жизни, непреходящей славы, всеобщего просвещения, истинного спасения и процветания является прежде всего знание Бога. Известно, что знание Бога превыше всякого знания, это высшая слава мира людей. Ибо знание сущности вещей дает материальное преимущество, и благодаря ему осуществляется прогресс материальной цивилизации; в знании же Бога заключен источник духовного прогресса и развития, благодаря ему постигается истина, строится божественная цивилизация, исправляются нравы, озаряется мир и происходит возвышение человечества.
        Вслед за знанием идет любовь к Богу, свет которой горит в сердцах, знающих Бога; яркие лучи ее освещают горизонт и дают человеку жизнь в Царствии Божием. Воистину, плод жизни человека есть любовь к Богу, ибо эта любовь есть сам дух жизни и вечное блаженство. Если бы не было любви к Богу, мир сей пребывал бы во тьме; если бы не было любви к Богу, сердца людей были бы мертвы, в них не было бы ощущения жизни; если бы не было любви к Богу, не было бы духовного единения; если бы не было любви к Богу, свет единства не озарял бы человечество; если бы не было любви к Богу, то Восток и Запад не могли бы соединиться в объятии, как возлюбленные; если бы не было любви к Богу, разъединенность и отчуждение не обращались бы в братство; если бы не было любви к Богу, безразличие не обращалось бы в привязанность; если бы не было любви к Богу, незнакомец не становился бы другом. Любовь в мире людей воссияла от любви к Богу, она явилась от щедрот и по милости Бога.
        Для всех очевидно, что человечеству присуще многообразие, что мнения людей не совпадают и представления различны; и это расхождение во мнениях, мыслях, способах мышления, чувствах среди представителей рода человеческого проистекает из насущной необходимости; ибо различие в степенях существования творений есть одно из необходимых условий существования, которое раскрывается в бесконечном многообразии форм. А потому мы нуждаемся во всеобщей силе, которая стояла бы над чувствами, мнениями и мыслями отдельных людей, благодаря которой различия эти не имели бы столь большого значения, и все могли бы собраться под знаком единства мира человеческого. Совершенно ясно, что эта величайшая сила человеческого мира есть любовь к Богу. Это она собирает различные народы под сенью древа доверия; это она дарует противоборствующим нациям и враждующим народам величайшую любовь и единство.
        Посмотрите, после пришествия Христа сколь многие расы, нации, народы и племена объединились благодаря силе любви к Богу, под сенью Слова Божия. Извечные различия, разделение были преодолены и преданы забвению. Мысли о принадлежности к своей расе, своей родине оставили людей. Им на смену явилось единение душ, слияние жизней; все стали истинными духовными Христианами.
        Третья человеческая добродетель - это добрая воля (чистота побуждений), которая составляет основу добрых деяний. Некоторые мыслители полагают, что намерение важнее деяния, ибо добрая воля есть абсолютный свет; она облагораживает и поднимает человека над эгоизмом, недоброжелательностью и обманом. Бывает так, что человек свершает деяние, которое кажется благим, но на деле продиктовано алчностью. К примеру, мясник выхаживает и лелеет овцу; но заботливое поведение мясника продиктовано желанием извлечь прибыль, а итогом этой заботы является убийство бедного животного. Сколь многочисленны благие деяния, продиктованные алчностью! Добрая воля несовместима с подобным злом!
        Обобщая, скажем: если знание Бога сочетается с любовью к Богу, а также устремленности к Нему, самозабвенным порывом и доброй волей, то тогда благое деяние совершенно и полно. В противном же случае, хотя доброе дело и похвально, все же, если оно не подкреплено знанием Бога, любовью к Богу, а также искренностью намерения, оно несовершенно. К примеру, совершенство человеческого существа, чтобы быть таковым, должно заключать в себе всю совокупность совершенств. Зрение само по себе чрезвычайно ценно и важно, но оно должно быть подкреплено слухом; слух весьма важен, но он должен быть подкреплен даром речи; способность говорить очень важна, но она должна быть подкреплена силой разума, и так далее. Сие верно в отношении других способностей, органов и членов тела человека; когда все эти способности, чувства, органы, члены представлены в совокупности, тогда человек совершенен.
        Ныне, в наши дни, мы встречаем в мире людей, которые поистине жаждут всеобщего блага и по мере сил своих стремятся защитить угнетенных и помочь бедным: они действуют на благо мира и всеобщего благосостояния. И с точки зрения их дел, они кажутся совершенными, но если в них нет знания Бога и любви к Богу, они несовершенны.
        Гален, знаменитый врач, говорит в своей книге, содержащей комментарии к трактату Платона об искусстве правления, что постулаты религии оказывают большое влияние на совершенную цивилизацию потому, что большинство людей не могут понять смысла слов-объяснений; поэтому им нужны слова-символы, возвещающие о возмездии и воздаянии в мире ином. "В подтверждение истины этого утверждения мы наблюдаем ныне людей, именующих себя Христианами, которые верят в воздаяние и возмездие: секта сия являет прекрасные образцы деяний, достойные истинных философов. Для всех нас очевидно, что они не страшатся смерти, что единственное, чего они ждут и что хотят видеть в людях, - это справедливость и беспристрастие, и люди почитают их за истинных философов".
        Подумайте, сколь велики должны были быть искренность, рвение, духовное горение, приверженность дружбе и добрые деяния верующих в Христа, чтобы Гален, врач и философ, не будучи приверженцем Христианской религии, оставил свидетельство о высокой нравственности и совершенствах этих людей, оценив их как истинных философов. Эти добродетели, эта нравственность явились не только в результате благих деяний, ибо если бы добродетель заключалась лишь в том, чтобы приобщаться к добру и творить добро, наподобие того, как эта лампа горит и освещает дом - а освещение, несомненно, есть благо, - тогда почему же нам не возносить хвалы лампе? Солнце вызывает к жизни все существа земные, через свое тепло и свет оно дает им рост и развитие: есть ли большее благо? Тем не менее, поскольку в основе этого не лежит добрая воля, любовь к Богу и знание Бога, сие благо несовершенно.
        Когда один человек даст напиться другому, последний исполняется благодарности и говорит: "спасибо". Тот, кто не склонен к рассуждениям, мог бы сказать: "Сие солнце, дарующее миру свет, сия высшая щедрость, которая является в нем, достойна обожания и восхваления. Как можем мы не быть благодарны и признательны солнцу за его щедроты, когда мы восхваляем человека просто за добрый поступок?" Но если мы хотим дойти до истины, мы видим, что этот малозначительный добрый поступок человека есть следствие сознательного выбора; и потому сие достойно восхваления, тогда как свет и тепло солнца не есть следствие сознательного выбора; и потому они не достойны превознесения или восхваления и не заслуживают признательности или благодарности.
        Подобным образом, когда человек совершает доброе деяние, хотя и достойное похвалы, оно несовершенно, если не вызвано любовью к Богу и знанием Бога. Более того, если рассудить по справедливости, то можно увидеть, что сии добрые деяния людей, не знающих Бога, также основаны на Его учениях - иными словами, прежние Пророки подвигли людей на эти деяния, показали, сколь они прекрасны, сколь ценные плоды они приносят; впоследствии эти учения одно за другим распространились среди людей, овладели их умами и обратили их сердца в сторону совершенства. Когда люди увидели, что деяния сии почитаются благими, несут всем радость и счастье, они склонились к ним. Вот как получается, что на деяния сии людей побуждают именно Божье Слово и Его учения. Но чтобы понять это, надо судить по справедливости, без предвзятости и оспаривания. Благодарение Богу, вы бывали в Персии, и вы видели, что благодаря святому дыханию Бахауллы в жителях Персии стало больше человечности. Прежде, если им случалось встретить человека другой расы, они дурно обращались с ним, выказывали к нему крайнюю враждебность, пылали ненавистью и злобой; они доходили до того, что бросали в него грязью. Они сжигали Евангелие и Ветхий Завет, а коснувшись этих книг, они мыли руки, считая, что осквернились. Ныне же все больше становится среди них таких людей, которые с благоговением читают и распевают стихи из этих Книг на своих собраниях и встречах и рассуждают о смысле этих учений. Эти люди оказывают гостеприимство своим недругам. Они пребывают на равнинах любви к Богу, и кровожадных волков они встречают кротостью, как если бы те были мирными газелями. Вы наблюдали нравы и обычаи этих людей, и вам известно о нравах прежних жителей Персии. Сей взлет нравственности, сие облагораживание манер и речи - разве возможно достигнуть этого иначе, как только через любовь к Богу? Именем Бога клянусь, нет. Если бы мы пытались привить эти нравы и обычаи при помощи науки и просвещения, то, поистине, прошла бы тысяча лет, но и тогда они не распространились бы среди масс людей.
        Ныне же, благодаря любви к Богу, это совершается с необыкновенной легкостью. Внемлите же, о наделенные разумом!

 

Имеется лишь четыре признанных способа познания - то есть сущность вещей познается с помощью этих четырех способов.
        Первый способ - чувственный; то есть познание через восприятие глазом, ухом, через вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Сегодня все философы Европы считают этот способ самым совершенным: они утверждают, что основным способом познания является познание через ощущения; они полагают его высшим способом, хотя он несовершенен, ибо приводит к ошибкам. К примеру, наиболее совершенным из чувств является зрение. Но зрение принимает мираж за воду, оно воспринимает образы, отраженные в зеркалах, как реальное существование; большие тела на расстоянии кажутся маленькими, а точка на вращающейся плоскости представляется окружностью. Зрению земля представляется неподвижной, а солнце - движущимся, и есть множество других случаев, когда зрение допускает ошибки. Посему мы не можем ему доверять.
        Второй способ основан на разуме, это метод, который использовали древние философы, столпы мудрости; этот способ основан на понимании. Они доказывали все при помощи разума и строго придерживались логики доказательств; все их аргументы - это аргументы разума. Несмотря на это, они сильно расходились во мнениях, и их взгляды были противоречивы. Бывало даже, что они меняли свои воззрения - например, в течение двадцати лет при помощи логических аргументов они доказывали существование какой-либо вещи, а затем при помощи логических же аргументов они отрицали ее. Так, Платон вначале логически обосновал неподвижность земли и движение солнца; впоследствии при помощи логических аргументов он доказал, что солнце есть неподвижный центр системы, а земля движется. Затем получила распространение теория Птолемея, а идея Платона была совершенно забыта, пока наконец новый исследователь не возродил ее. Точно так же и математики расходились во мнениях, хотя все они и опирались на доводы разума. Случалось, при помощи логических выкладок сначала решалась задача, а впоследствии при помощи такого же рода выкладок это решение опровергалось. Бывало также, что какой-нибудь философ в течение определенного ряда лет твердо придерживался теории и находил сильные аргументы и убедительные доводы в ее пользу, а затем сей философ отрекался от своей теории и опровергал ее при помощи доводов разума. Таким образом, очевидно, что познание, основанное на доводах разума, является несовершенным, и расхождения древних философов, непостоянство и изменчивость мнений, свидетельствуют в пользу такого утверждения. Ибо если бы сей способ познания был совершенным, то все должны были бы сходиться в своих идеях и во мнениях.
        Третий способ познания основан на традиции, то есть на использовании текстов Священных Писаний, ибо на них люди ссылаются, говоря: "В Старом и Новом Заветах сказано то-то". Этот способ также несовершенен, потому что сказанное в Писании осмысляется при помощи разума. А поскольку сам разум не свободен от заблуждений, как можно уповать на то, что удастся избежать ошибок при истолковании сказанного в Писании; разум может пойти по неправильному пути, и тогда толкование неточно. К этому способу прибегают религиозные деятели; в Священных Книгах они понимают и осмысляют лишь то, что их разум способен извлечь из текста,  и это не всегда истина; ибо разум подобен весам, а смысл, заключенный в текстах Священных Книг, подобен вещи, положенной на весы. Если весы неточны, то как можно правильно определить вес?
        Знайте же: все, что подвластно людям, все, во что они верят, не застраховано от ошибок. Ибо, если мы, доказывая или опровергая что-либо, в качестве доказательств приводим данные, полученные путем чувственного восприятия, то эти доказательства, способ, как мы показали, несовершенны; если доказательства носят логический характер, то же утверждение справедливо; если же доказательство основано на традиции, то и оно не всегда истинно. Это значит, что в руках людей нет мерила, на которое можно было бы всецело положиться.
        Но от щедрот Духа Святого даруется истинный способ познания, и лишь он безошибочен и безупречен. Такое познание достигается при помощи Духа Святого, который нисходит на человека, и только в этом случае может быть постигнута достоверность.

   Вопрос. - Как теософы и суфисты понимают пантеизм?(11) Что это означает и насколько это близко к истине?

        Ответ. - Да будет вам известно, что пантеизм - древнее понятие. Это верование, которого придерживаются не только теософы и суфисты; напротив, даже некоторые мудрецы Древней Греции придерживались его, например Аристотель, который сказал: "Простая истина - это все вещи, но ни одна из этих вещей не есть простая истина". В данном случае слово "простой" есть противоположность слову "составной"; это есть отдельная Сущность, которая свободна и избавлена от всякого составления из частей и деления на части, и которая выражает Себя в бесчисленных формах. Посему Истинная Сущность есть все вещи, но Она не есть какая-либо из этих вещей.
        Говоря коротко, приверженцы пантеизма полагают, что Истинная Сущность может быть уподоблена морю, а существа - волнам моря. Эти волны, символизирующие существа, суть бесчисленные формы Истинного Существования; а посему Священная Сущность есть Море Предсуществования(12), а бесчисленные формы созданий суть волны являющие (из него).
        В том же духе они сравнивают эту теорию с истинной единицей и бесконечностью чисел; истинная единица отражает себя в степенях бесконечных чисел, ибо числа есть повторение истинной единицы. Так число два есть повторение единицы, и это же верно в отношении прочих чисел.
        Один из доводов заключается в следующем: все существа суть вещи, о которых знает Бог; знание не существует без объектов знания, ибо оно соотносится с тем, что существует, а не с пустотой. Посему сущность существ - а они не что иное, как вещи, о которых знает Бог - имеет бытие, и это бытие есть то же, что и бытие самого знания(13), потому что эта сущность облечена в форму Божественного знания и потому предсуща, как предсуще Божественное знание. Знание предсуще, равно как и объекты знания, а отличия и характеристики существ, которые являют собой предсущие знания Сути Единства, есть само Божественное Знание. Ибо истинная сущность Сути Единства, знание и объекты знания наделены абсолютным единством, каковое реально и установлено. В противном случае Суть Единства стала бы вместилищем множества явлений, и множественность предсущностей(14) стала бы необходимой, что абсурдно.
        Таким образом доказывается, что объекты знания составляют само знание, а знание есть сама Суть, то есть что Знающий, знание и объекты знания - это единая сущность. И если попытаться представить себе что-нибудь вне этого, то это необходимым образом возвратит нас к множественности предсуществований и к цепи событий(15); а при неисчислимости нет предсуществований. Поскольку особенности и характеристики существ в знании Бога являлись самой Сутью Единства, и поскольку между ними не имелось никакого различия, то было лишь одно истинное Единство, и все вещи - объекты знания - были включены и растворены в сущности этой единственной Сути - то есть в соответствии с методом простоты и единства они составляют знание Бога, Всевышнего и Суть Сущего. Когда Бог явил Свое величие, эти особенности и эти характеристики существ, которые имели действительное существование, - то есть которые являлись формой Божественного Знания - получили реальное существование во внешнем мире; и сия Истинная Суть реализовала Самое Себя в бесконечности форм. Таково обоснование их утверждений.
        Теософы и суфисты разделяются на две ветви: первые - и их большинство - исповедуют пантеизм просто из подражания, не вникая в рассуждения прославленных книжников; ибо большинство суфистов верят в то, что значение Существа есть общее существование, взятое по существу, которое познается разумом и интеллектом, то есть познаваемое человеком. На самом же деле это общее существование есть одна из случайностей, которые пронизывают существо вещей, а качества вещей есть суть. Сие есть случайное существование, которое зависит от существ, подобно остальным свойствам вещей, зависящим от них. Это есть случайность среди случайных явлений, и совершенно очевидно, что суть стоит выше случайного. Ибо суть первична, а случайность есть следствие; суть зависит сама от себя, а случайность зависит от чего-либо еще - иначе говоря, ей необходима суть, от которой бы она зависела. Иначе Бог оказывался бы следствием создания. Он нуждался бы в нем, а оно было бы независимо от Него.
        К примеру, всякий раз, когда отдельные элементы соединяются вместе по закону со всеобщей божественной системой, среди множества существ мира появляется еще одно существо. Иными словами, в результате сочетания одних элементов появляется существо мира растений; в результате сочетания других элементов появляется животное; в результате сочетания третьих появляются существа еще какого-нибудь вида. В таком случае бытие вещей есть следствие их сущности: как же может быть так, чтобы это бытие - которое есть случайность из случайностей, и для которого необходимым образом нужно существование иной сути, от которой бы это бытие зависело - являлось Предсущей Сущностью, Творцом всех вещей?
        Но просвещенные книжники из числа теософов и суфистов, которые исследовали этот вопрос, полагают, что выделяются две категории существования. Одна из них - это общее существование, которое познается человеческим умом; это есть явление, случайность из случайностей, а истинная сущность вещей есть суть. Но пантеизм относится не к этому общему и воображаемому существованию, а только к Истинному Существованию, свободному от всякого иного истолкования и стоящему превыше Его; через Него все вещи обретают существование, и Оно есть то Единство, через которое все вещи, такие, как материя, являются в мир, энергия и сие общее существование, познаваемое человеческим умом. Такова истина по данному вопросу в соответствии с представлениями теософов и суфистов.
        Если говорить кратко, то в отношении теории о том, что все вещи существуют благодаря Единству, разногласий нет - об этом говорят и философы, и Пророки. Но есть между ними и расхождение. Пророки говорят, что знание Бога не нуждается в существовании вещей, но знание сотворенных существ нуждается в объектах знания; если бы Знание Бога нуждалось в чем бы то ни было, то оно было бы на уровне знания существа, а не Бога. Ибо Предсущее отличается от преходящих явлений, а преходящие явления противоположны Предсущему; то, что мы приписываем творению, то есть необходимое наличие зависимых существ, мы отрицаем в случае Бога; ибо свобода от несовершенств, их отсутствие, есть одно из Его необходимых качеств. Так в мире преходящих явлений мы видим невежественность; в Предсущем мы признаем знание. В преходящих явлениях мы видим слабость; в Предсущем мы признаем мощь. В преходящих явлениях мы видим бедность; в Предсущем мы признаем богатство. Таким образом, преходящее есть источник несовершенств, а Предсущее есть собрание совершенств. Знание преходящего мира нуждается в объектах знания; Предсущее знание не зависимо от их существования. Таким образом, не существует предсуществования характеристик и особенностей существ, каковые являются вещами, о которых знает Бог, Всевышний; и сии божественные и совершенные качества не настолько доступны человеческому пониманию, чтобы мы могли решить, нуждается ли Божественное Знание в объектах знания или нет. Мы рассмотрели вкратце основное положение суфистов; если бы мы захотели разобраться во всех их доказательствах и вникнуть во все их ответы, то это заняло бы очень много времени. Мы рассмотрели их основное доказательство и простую формулировку, - по крайней мере, то, что утверждают книжники из числа суфистов и теософов.
        Сама правомерность вопроса об Истинном Существовании, через которое обретают существование все вещи, то есть о сущности той Сути Единства, посредством которой все творения явились в мир, признается всеми. Разногласия начинаются тогда, когда суфисты заявляют: "Сущность вещей есть проявление Истинного Единства". Пророки же говорят: "Она порождается Истинным Единством"; воистину велико различие между проявлением (явлением) и порождением (эманацией). Проявление означает, что одна и та же вещь является в бесконечности форм. Возьмем, например, семя, это некоторая вещь, наделенная совершенствами растения, которые она проявляет во множестве форм - ветвей, листьев, цветов и плодов: сие именуется возникновением через проявление, тогда как при возникновении через эманацию Истинное Единство не изменяется и пребывает на недоступной высоте Своей святости, и Оно порождает существование творений, но не проявляется в них. Сравните это с солнцем, из которого исходит свет, изливающийся на все создания; но при этом солнце пребывает на высоте своей недосягаемости. Оно не нисходит, оно преобразуется во множество световых тел; оно не присутствует в субстанции вещей в виде их характеристик и особенностей; предсущее не обращается в преходящее явление; существующее само по себе богатство не обращается в зависимость и бедность; истинное совершенство не обращается в абсолютное несовершенство.
        Обобщим в заключение: суфисты признают Бога и творение, и они утверждают, что Бог разрешает Себя в бесчисленных формах творений и проявляет Себя как море, предстающее в бесчисленных формах волн. Эти преходящие и несовершенные волны есть та же вещь, что и Предсущее море, которое есть средоточие всех божественных совершенств. Пророки же, напротив, утверждают, что есть мир Бога, мир Царствия Божия и мир Творения - три вещи. Первое порождение (эманация) от Бога есть щедрость Царствия Божия, что исходит от Бога и отражается в сущности творений, подобно свету, который исходит от солнца и отблеск которого ложится на творения; и сия щедрость, которая есть свет, в бесконечном многообразии отражается в сущности всех вещей и приобретает уникальность и неповторимость благодаря уникальным качествам, достоинствам и истинной ценности каждой вещи. Утверждения же суфистов требуют, чтобы Самосущное Богатство опустилось до ступени бедности, чтобы Предсущее приняло преходящего явления форму, чтобы Совершенная Мощь была низведена до состояния слабости, которая характерна для зависимых существ с присущей им ограниченностью. Сие же есть очевидное заблуждение. Посмотрите, ведь сущность человека, который есть самое благородное из творений, не опускается до сущности животного, а сущность животного, наделенная способностью ощущать, не снижается до уровня растения, и сущность растения, заключающая в себе способность к росту, не опускается до сущности минерала.
        Вкратце скажем, что ни одна высшая сущность не опускается и не снижается до более низкого состояния; как же тогда может быть, чтобы Вселенская Сущность Бога, недоступная описанию и оценке, низвела бы Себя, вопреки Своей абсолютной святости и чистоте, до сущности творений, которые являются источником несовершенств? Это не более чем плод изощренного воображения.
        Напротив, Священная Суть есть средоточие божественных совершенств; и всем созданиям, которые суть порождения Ее, дарована милость получить от щедрот Ее, великолепия и обрести свет, совершенство и красу Ее Царства, подобно тому, как твари земные получают от щедрот света солнечных лучей, но ведь при этом солнце не опускается и не нисходит до уровня сущности тварей земных.
        Сейчас, когда время позднее и ужин закончен, не представляется возможным вдаваться в дальнейшее разъяснение вопроса.
        Привет вам.


(11)  Буквально - единство существования.
(12)  Бог.
(13)  То есть интеллектуальное существование.
(14)  Боги.
(15)  То есть к бесконечному повторению причин и следствий.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook