83. Четыре способа обретения знания

Имеется лишь четыре признанных способа познания - то есть сущность вещей познается с помощью этих четырех способов.
        Первый способ - чувственный; то есть познание через восприятие глазом, ухом, через вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Сегодня все философы Европы считают этот способ самым совершенным: они утверждают, что основным способом познания является познание через ощущения; они полагают его высшим способом, хотя он несовершенен, ибо приводит к ошибкам. К примеру, наиболее совершенным из чувств является зрение. Но зрение принимает мираж за воду, оно воспринимает образы, отраженные в зеркалах, как реальное существование; большие тела на расстоянии кажутся маленькими, а точка на вращающейся плоскости представляется окружностью. Зрению земля представляется неподвижной, а солнце - движущимся, и есть множество других случаев, когда зрение допускает ошибки. Посему мы не можем ему доверять.
        Второй способ основан на разуме, это метод, который использовали древние философы, столпы мудрости; этот способ основан на понимании. Они доказывали все при помощи разума и строго придерживались логики доказательств; все их аргументы - это аргументы разума. Несмотря на это, они сильно расходились во мнениях, и их взгляды были противоречивы. Бывало даже, что они меняли свои воззрения - например, в течение двадцати лет при помощи логических аргументов они доказывали существование какой-либо вещи, а затем при помощи логических же аргументов они отрицали ее. Так, Платон вначале логически обосновал неподвижность земли и движение солнца; впоследствии при помощи логических аргументов он доказал, что солнце есть неподвижный центр системы, а земля движется. Затем получила распространение теория Птолемея, а идея Платона была совершенно забыта, пока наконец новый исследователь не возродил ее. Точно так же и математики расходились во мнениях, хотя все они и опирались на доводы разума. Случалось, при помощи логических выкладок сначала решалась задача, а впоследствии при помощи такого же рода выкладок это решение опровергалось. Бывало также, что какой-нибудь философ в течение определенного ряда лет твердо придерживался теории и находил сильные аргументы и убедительные доводы в ее пользу, а затем сей философ отрекался от своей теории и опровергал ее при помощи доводов разума. Таким образом, очевидно, что познание, основанное на доводах разума, является несовершенным, и расхождения древних философов, непостоянство и изменчивость мнений, свидетельствуют в пользу такого утверждения. Ибо если бы сей способ познания был совершенным, то все должны были бы сходиться в своих идеях и во мнениях.
        Третий способ познания основан на традиции, то есть на использовании текстов Священных Писаний, ибо на них люди ссылаются, говоря: "В Старом и Новом Заветах сказано то-то". Этот способ также несовершенен, потому что сказанное в Писании осмысляется при помощи разума. А поскольку сам разум не свободен от заблуждений, как можно уповать на то, что удастся избежать ошибок при истолковании сказанного в Писании; разум может пойти по неправильному пути, и тогда толкование неточно. К этому способу прибегают религиозные деятели; в Священных Книгах они понимают и осмысляют лишь то, что их разум способен извлечь из текста,  и это не всегда истина; ибо разум подобен весам, а смысл, заключенный в текстах Священных Книг, подобен вещи, положенной на весы. Если весы неточны, то как можно правильно определить вес?
        Знайте же: все, что подвластно людям, все, во что они верят, не застраховано от ошибок. Ибо, если мы, доказывая или опровергая что-либо, в качестве доказательств приводим данные, полученные путем чувственного восприятия, то эти доказательства, способ, как мы показали, несовершенны; если доказательства носят логический характер, то же утверждение справедливо; если же доказательство основано на традиции, то и оно не всегда истинно. Это значит, что в руках людей нет мерила, на которое можно было бы всецело положиться.
        Но от щедрот Духа Святого даруется истинный способ познания, и лишь он безошибочен и безупречен. Такое познание достигается при помощи Духа Святого, который нисходит на человека, и только в этом случае может быть постигнута достоверность.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook