Вопрос. - Некоторые люди излечивают больных духовными средствами, то есть без помощи лекарств. Как это происходит?

        Ответ. - Да будет вам известно, что имеются четыре способа лечения и исцеления без помощи лекарств. Два достигаются материальными средствами, а два - духовными.
       Из двух способов лечения материальными средствами один основан на том факте, что в человеке и здоровье, и немощь заразительны. Передача болезни происходит резко и быстро, тогда как передача здоровья происходит неявно и медленно. Если два тела входят в контакт между собой, то можно с определенностью сказать, что микроорганизмы переходят от одного к другому. Подобно тому, как болезнь передается от одного тела другому, причем происходит это резко и быстро, может случиться, что крепкое здоровье здорового человека облегчит течение легкой болезни у заболевшего. То есть можно сказать, что заражение болезнью происходит быстро и имеет ярко выраженный эффект, тогда как передача здоровья идет очень медленно и эффект здесь не очень сильный, и даже этот небольшой эффект имеет место лишь в случае не слишком серьезных заболеваний. Здоровая сила крепкого тела может повлиять на не слишком серьезное недомогание слабого тела, при этом достигается состояние здоровья. Таков один из способов лечения.
        Другой способ лечения без помощи лекарств осуществляется посредством магнетической силы, которая, исходя из одного тела, воздействует на другое и служит причиной выздоровления. Эта сила также имеет не слишком большой эффект. Иногда можно помочь больному человеку, положив руку ему на голову или против сердца. Почему это так? Потому, что воздействие магнетизма и психологической силы на больного человека заставляет болезнь отступить. Но такое воздействие также не очень велико.
        Существует еще два способа лечения, которые являются духовными по своей природе, при которых причиной выздоровления является духовная сила. Один из них осуществляется путем полной концентрации мыслей сильного человека на больном, при этом последний с величайшей верой ожидает, что под воздействием духовной энергии сильного человека наступит излечение, и эта уверенность столь велика, что между сильным человеком и больным устанавливается доверительная связь. Сильный человек сосредоточивает все усилия на том, чтобы излечить больного, и больной искренне верит в то, что наступит выздоровление. В результате такого психологического состояния возникает возбуждение нервной системы, и это состояние и возбуждение нервной системы служат причиной выздоровления больного. Так, когда больной сильно уповает на что-либо и вдруг узнает о том, что это осуществилось, в человеке возникает нервное возбуждение, которое полностью изгоняет болезнь. Подобным образом при неожиданном сильном испуге у здорового человека может возникнуть нервное возбуждение, которое вызывает внезапное заболевание. В таком случае причиной заболевания будет не что-либо материальное, ведь человек ничего не съел и ничто вредное его не касалось; в этом случае причиной болезни оказывается лишь нервное возбуждение. Точно так же неожиданное исполнение заветного желания приносит столь много радости, что от этого происходит возбуждение нервной системы, в результате чего может наступить выздоровление от недуга.
        Итак, полная и совершенная связь между духовным лекарем и больным человеком, то есть такая связь, когда духовный лекарь полностью сосредоточивается на больном, а все мысли больного устремлены к духовному лекарю, от которого он ожидает исцеления, вызывает возбуждение нервной системы, в результате чего наступает выздоровление. Но все это действует только до определенной степени, и то не всегда. Ибо если человека поразил тяжелый недуг или человек ранен, то этими средствами недуг не будет устранен и рана не будет излечена - иначе говоря, эти средства не действенны в случае серьезных заболеваний, если только сам склад организма не будет способствовать выздоровлению, ибо крепкий организм часто преодолевает любую болезнь. Таков третий способ лечения.
        Четвертый способ лечения осуществлятся посредством силы Святого Духа. Он не требует ни контактов, ни видения, ни присутствия; он не зависит ни от каких условий. Будь то тяжелый или легкий недуг, имеется ли контакт тел или нет, устанавливается ли личная связь между больным и лекарем или нет, излечение здесь достигается благодаря силе Святого Духа.

 


 

Вопрос. - Некоторые люди уверены, что они обрели откровения духа, то есть что они общаются с духами. Какова природа такого общения?

        Ответ. - Откровения духа бывают двух видов: одни являются игрой воображения и это лишь притязания некоторых людей; другие  происходят по наитию свыше, и они реальны - как откровения Исаии, Иеремии и Св. Иоанна.
       Знайте, что сила человеческого мышления проявляется двумя способами. Первый путь - правильный, когда мысль человеческая адекватна установленной истине. Представления такого рода находят воплощение во внешнем мире; таковыми являются справедливые мнения, верные теории, научные открытия и изобретения.
        Другой путь представления действительности - это пустые измышления и бесполезные идеи, которые не приносят ни плодов, ни результатов и далеки от реальности. Они - как вздымающиеся волны моря воображения, и они недолговечны, как всякие пустые мечтания.
        Точно так же различают и два вида откровения духа. Первый есть откровения Пророков и духовные откровения избранных. Видения Пророков - не из области фантазии; нет, они суть духовные откровения и в них явлена реальность. К примеру, они говорят: "Я видел человека в таком-то виде, и я сказал то-то, а он дал такой-то ответ". Такое видение принадлежит миру яви, а не миру сновидений. Нет, сие есть духовное откровение, которое находит выражение в форме видения.
        Другой вид откровений духа представляет собой всего-навсего выдумки, но эти выдумки подаются таким образом, что многие простодушные люди верят в их реальность. Очевидным подтверждением их несостоятельности служит то, что подобное общение с духами не приносит никаких результатов и плодов. Нет, это все россказни и выдумки.
        Знайте, что внутренняя сущность человека объемлет сущность вещей, открывает истины, постигает свойства и тайны сущего. Так все искусства, диковины, науки и знания были явлены через сущность человека. Когда-то эти науки, знания, диковины и искусства были сокрытыми и неведомыми тайнами; затем постепенно через человеческую сущность они были открыты, извлечены из области невидимого и перенесены в область видимого. Из этого следует, что сущность человека объемлет мир. Так, пребывая в Европе, она открывает Америку; обретаясь на земле, она совершает открытия в небесных высях. Она есть явитель тайн, и она есть открыватель сущности того, что существует. Эти открытия, адекватно представляющие реальность, схожи с откровением, которое несет в себе духовное познание, божественное вдохновение и единение человеческих душ. К примеру, Пророк говорит: "Я видел, я сказал, я слышал то-то". Таким образом, очевидно, что душа обладает огромными возможностями восприятия без посредства какого-либо из пяти чувств, таких, как зрение или слух. Между возвышенными душами существует духовное понимание, взаимопроникновение, такое общение, которое свободно от фантазии и тщеты воображения, такая связь, которая не подвластна времени и пространству. Так, писано в Евангелии, что на Горе Табор Моисей с Илией явились Христу и очевидно, что встреча эта не была физической реальностью. Это было духовное состояние, которое представлено как физическая реальность.
        Прочие же виды общения, сношения с духами и вызывания духов есть не что иное, как фантазия и игра воображения, и они только кажутся реальными.
        Ум и мысль человека подчас открывают истины, и такого рода мысли и открытия получают подтверждения и приносят плоды. Такая мысль имеет под собой основание. Но на ум человеку приходит также множество мыслей, подобных волнам моря фантазий; они не приносят плодов и не дают никакого результата. Сравните - иногда человеку является в мире снов видение, которое в точности исполняется; в остальных же случаях он видит сны, которые не имеют никаких последствий.
        Я хочу сказать, что такое состояние, которое мы именуем общением и разговором с духами, бывает двух видов: с одной стороны, это просто игра воображения, а другой стороны - это видения, о которых говорится в Священной Книге, такие, как откровения Св. Иоанна и Исаии и как встреча Христа с Моисеем и Илией. Последние реальны, они имеют магическое воздействие на умы и мысли и затрагивают их сердца.

 


 

Вопрос. - Свободен ли человек во всех своих действиях или же он принуждаем поступать так или иначе и ограничен в выборе?

        Ответ. - Этот вопрос один из самых важных и трудных для понимания проблем божественного. Если будет на то воля Божья, на днях мы соберемся перед обедом и займемся подробным разъяснением этого вопроса; сейчас же мы коротко, в нескольких словах поясним его. Некоторые вещи подвластны свободной воле человека, такие, как справедливость и беспристрастность, злоупотребление властью и несправедливость, то есть деяния добрые и деяния злые; очевидно и ясно, что эти деяния в большинстве своем совершаются по воле человека. Но есть определенные вещи, которые совершаются помимо воли человека - это сон, смерть, болезни, дряхлость, увечья и несчастья; они не подвластны воле человека, и он не несет за них ответственности, ибо он вынужден смиряться с ними. Но в выборе между хорошими и дурными поступками он свободен, и он их совершает по своей собственной воле.
        Например, он может по своему собственному усмотрению проводить свое время, вознося хвалы Господу, а может предаваться мыслям о совершенно ином. Он может воспламениться от огня любви к Богу и быть филантропом, любящим весь мир, а может быть человеконенавистником, поглощенным заботой о суетном. Он может поступать справедливо или жестоко. Эти деяния и эти поступки подвластны воле самого человека; следовательно, он ответственен за них.
        И тут возникает другой вопрос. Человек абсолютно беспомощен и полностью зависим, поскольку сила и власть по сути принадлежат Богу. И возвышение, и унижение зависят от благоволения и воли Всевышнего.
        В Новом Завете сказано, что Бог подобен горшечнику, который изготовляет "один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого"(22). Но ведь сосуд, изготовленный для низкого употребления, не имеет права укорять горшечника, говоря: "Зачем ты не сделал меня драгоценной чашей, которую бережно передают из рук в руки?" Значение сего стиха в том, что состояния существ и вещей различны. То, что пребывает в низшем состоянии существования, например минерал, не имеет права роптать, говоря: "О Боже, почему Ты не пожаловал меня совершенствами растения?" Сходным же образом растение не имеет права роптать, что ему не дано совершенств, присущих животному миру. Также не подобает животному роптать, что оно лишено совершенств человека. Отнюдь, все эти творения совершенны для своей ступени, и они должны стремиться к совершенствам своей ступени. Низшие существа, как мы уже говорили, не имеют ни права, ни возможности для достижения совершенств более высокой ступени. Нет, их продвижение должно осуществляться в пределах их собственного состояния.
        Также и бездействие или действие человека зависит от Божьей помощи. Если нет этой помощи, то он не в состоянии творить ни добро, ни зло. Но когда Господь в щедрости Его дает человеку помощь в его существовании, тогда человек способен действовать - и во благо, и во зло; если же такой помощи он лишен, то остается совершенно беспомощным. Вот почему в Священных Книгах говорится о Божьей помощи и поддержке. Это можно сравнить с положением корабля, который движим силой ветра или пара; если этой силы нет, то корабль вовсе не может двигаться. Тем не менее руль корабля поворачивает его в любую сторону, но именно сила пара движет его в требуемом направлении. Если корабль направлен к востоку, он движется на восток; если он направлен к западу, то он движется на запад. Сие движение не исходит от корабля; нет, оно исходит от ветра или от пара.
        Сходным образом во всяком действии или бездействии человек движим силой Божьей помощи; но самому человеку принадлежит выбор между добром и злом. Так, если царь назначит кого-либо градоправителем, и облечет его силой власти, и укажет ему пути справедливости и несправедливости в соответствии с законом и если правитель сей учинит несправедливость, то, хотя он и будет действовать от имени царя и силой его власти, последнему не будет вменена в вину сия несправедливость. Но если градоправитель будет действовать справедливо, то и это он будет делать властью царя, который будет тогда доволен и удовлетворен.
        Иными словами, хотя выбор между добром и злом остается за человеком, при любых обстоятельствах человек зависит от питающей его силы жизни, которая исходит от Всемогущего. Велико Царствие Божие, и на всех распространяется власть Могущества Его. Слуга не может ничего сделать по своей воле; Бог есть Сильный, Всемогущий и Помогающий всем созданиям.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего.

 


(22)  К Римлянам 9:21.

 

Вопрос. - Оказывают ли звезды небесные какое-либо влияние на человеческую душу или нет?

        Ответ. - Некоторые из небесных звезд оказывают столь явное и очевидное физическое воздействие на земной шар и земные существа, что это не нуждается в разъяснении. Взгляните на солнце, которое по воле и промыслу Бога способствует развитию Земли и всех земных существ. Без света и тепла солнца ни одно из земных существ не имело бы жизни.
        Что касается духовного влияния звезд, то, хотя это влияние звезд на мир людей может показаться странным, если глубоко поразмышлять над этим предметом, оно не покажется вам слишком удивительным. Однако я не хочу представить дело так, что предсказания, которые астрологи прежних времен выводили из движения звезд, соответствовали действительности; ибо предсказания тех астрологов прежних времен являлись игрой воображения, и традиция эта шла от египетских, ассирийских и халдейских жрецов; скорее даже, предсказания эти исходили из фантастических представлений индийцев, из мифологии греков, римлян и других народов, поклонявшихся звездам. Но я хотел бы сказать, что сия беспредельная вселенная подобна телу человека, все члены которого соединены и связаны между собой крепчайшими узами. Сколь велика зависимость и сколь тесна связь между органами, членами и частями тела, что необходимы для их общего блага и взаимной поддержки, и сколь велико их влияние друг на друга! Сходным же образом части бесконечной вселенной в виде различных ее членов и элементов связаны друг с другом, и они влияют друг на друга и в духовном, и материальном плане.
        Например, глаз видит, и все тело на это реагирует; ухо слышит, и все члены тела приходят в движение. Это не вызывает сомнения; вселенная же подобна живому организму. Более того, связь, имеющаяся между различными членами тела, должна непременно проявляться, и ее проявление может быть или материальным, или духовным.
        Для тех, кто отрицает духовное влияние на материальные вещи, мы приведем небольшой пример: прекрасные звуки и тоны, мелодии и чарующие голоса - это колебания, оказывающие воздействие на воздух (ибо звук есть термин для обозначения колебаний воздуха), и эти колебания воздействуют на нервы среднего уха, в результате чего мы слышим. Задумайтесь над тем, как эти колебания воздуха, которые суть случайные явления, не имеющие особой важности, привлекают и волнуют душу человека и имеют столь большое влияние на него: они заставляют его плакать или смеяться; они могут даже так сильно поразить человека, что он бросится навстречу опасности. Вы видите теперь ту связь, которая имеется между душой человека и колебаниями атмосферы, ведь эти движения воздуха изменяют настроение человека, иногда он оказывается полностью в их власти; они лишают покоя. Подумайте, сколь странно сие, ибо от певца не исходит ничего, что входило бы в слушателя; и тем не менее сильнейшее духовное воздействие налицо. И значит, несомненно, что сильная взаимосвязь между существами должна иметь духовное проявление и влияние.
        Уже говорилось о том, что члены и части тела человека воздействуют и влияют друг на друга. Например, глаз видит; и это имеет влияние на сердце. Ухо слышит; а отзывается душа. Сердце бьется ровно; мысли безмятежны, и все члены тела человека охватывает приятный покой. Какая связь между всем и какая гармония во всем! Поскольку такая связь, такое духовное воздействие и взаимовлияние частей имеют место в теле человека, - а он лишь одно из многих смертных существ, то уж, конечно, между объектами вселенского масштаба также должна существовать духовная и материальная связь. Хотя известными нам способами и на данном уровне науки эти связи нельзя обнаружить, тем не менее наличие их между всеми формами существования определенно и не подлежит сомнению.
        И в заключение: создания, большие и малые, связаны между собой благодаря совершенной мудрости Бога, и они воздействуют и влияют друг на друга. Если бы это было не так, в универсальной системе и общем устройстве мироздания был бы беспорядок и абсолютное несовершенство. Но поскольку все формы существа связаны между собой прочными узами, они своим расположением являют порядок и совершенство.
Этот вопрос заслуживает дальнейшего изучения.

Вопрос. - Является ли предопределение, о котором упоминается в Священных Книгах, жестко установленным? Если это так, то не будут ли бесплодными усилия избежать судьбы?

        Ответ. - Есть два вида судьбы: одна предопределена, а другая - обусловлена обстоятельствами (и ее можно назвать угрозой). Предопределенная судьба - та, которую нельзя изменить и от которой нельзя отклониться, а обусловленная обстоятельствами судьба - та, которая вероятна. Так, для этой лампы предопределенная судьба заключается в том, что масло горит и выгорает; таким образом, ее неизбежное угасание есть предопределение, которого невозможно избегнуть и которое нельзя изменить, ибо это предопределенная судьба. Сходным же образом, в теле человека заложена жизненная сила, и как только эта сила иссякнет и придет к концу, тело человека непременно подвергнется распаду, точно так же, когда масло в лампе выгорит и кончится, то лампа, несомненно, погаснет.
        Обусловленная же обстоятельствами судьба может быть растолкована с помощью следующей аналогии: в лампе масло еще не кончилось, но резкий порыв ветра задувает пламя лампы и гасит ее. Это обусловленная обстоятельствами судьба. Было бы благоразумным не испытывать ее, стараться беречь себя, быть осторожным и осмотрительным. Но предопределенная судьба, которая подобна выгоранию масла в лампе, не подлежит изменению, ее нельзя избежать или отсрочить. Это то, что должно случиться; ведь неизбежно то, что лампа погаснет.

  Вы спрашиваете о жизни вечной и вхождении в Царствие Божие. Царствие Божие также называют небесами; но это образ и аллегория, а не действительный факт, ибо Царствие Божие не есть материальное место; оно вне времени и пространства. Это мир духа, божественный мир, и он есть средоточие Владычества Бога; он независим от тела и от всего, что с телом связано, он свят и возвышен, и он превыше всех мыслимых представлений из мира людей. Ограниченность в пространстве есть свойство тел, но не духа. Пространство и время властны над телом, но не властны над разумом и духом. Посмотри - тело человека обретается в небольшом пространстве; оно занимает лишь две пяди земной поверхности. Но дух и разум человека путешествуют по всем странам и частям света, они проносятся сквозь беспредельные пространства небес, объемлют все сущее и делают открытия в возвышенных сферах и бесконечных просторах. Все потому, что дух не ограничен местом; он не пребывает в определенном месте; для духа земля и небо едины, ибо он способен делать открытия в обеих этих сферах. Тело же ограничено местом своего пребывания, не знает того, что вне пределов его досягаемости.
        Ибо есть два вида жизни: жизнь тела и жизнь духа. Жизнь тела есть материальная жизнь, а в жизни духа выражено существование Царствия Божиего, и жизнь сия заключается в приобщении Духа Божиего и получении животворной силы от веяния Духа Святого. Хотя материальная жизнь имеет свое существование, она есть несуществование и абсолютная смерть для праведных святых. Так, человек существует, и сей камень также существует, но какова разница между существованием человека и существованием камня! Хотя камень и существует, но относительно существования человека он не существует.
        Жизнь вечная есть дар Духа Святого, это подобно тому, как цветок получает дары с приходом теплого времени года - дары воздуха и дуновений весны. Взгляните: этот цветок вначале имел жизнь сходную с жизнью камня; но с наступлением весны, от щедрот весенних облаков и от тепла яркого солнца, он приобрел иную жизнь, ибо расцвел во всей своей свежести, нежности и благоухании. И первая жизнь этого цветка, в сравнении с его второй жизнью, есть смерть.
        Смысл в том, что жизнь в Царствии Божием есть жизнь духа, жизнь вечная, и она не ограничена местом, так же как не ограничен местом дух человека. И если вы будете исследовать тело человека, то не обнаружите особого уголка или вместилища для духа, ибо дух не связан с местом; он нематериален. Он связан с телом наподобие того, как связано солнце с этим зеркалом. Солнце не заключено в зеркале, но между ними есть связь.
        И таким же образом мир Царствия Божиего превыше всего, что может быть познано с помощью зрения или других способов чувственного восприятия - слуха, обоняния, вкуса или осязания. Ум человеческий, существование которого признано, - где он помещается в человеке? Если вы будете исследовать тело при помощи зрения, слуха или посредством других органов чувств, вы не обнаружите его; тем не менее он существует. Таким образом, ум человека не имеет вместилища, но он связан с мозгом. Царствие Божие есть нечто подобное. Сравните - любовь не имеет вместилища, но она связана с сердцем; так же и Царствие Божие не имеет вместилища, но оно связано с человеком.
        Доступ в Царствие Божие - через любовь к Богу, через отрешенность от земного, через святость и добродетельность, через правдивость, безгрешность, верность, неколебимость веры и самопожертвования.
        Их этих объяснений видно, что человек бессмертен и живет вечно. Для тех, кто исповедует Бога, кто имеет любовь к Богу и веру, жизнь возвышенна - и она вечна; но для тех душ, что отлучены от Бога, жизнь, хотя они и наделены ею, есть мрак, и в сравнении с жизнью верующих сие есть небытие.
        Например, и глаз, и ноготь имеют жизнь; но жизнь ногтя в сравнении с жизнью глаза есть небытие. И камень, и человек существуют; но камень в сравнении с человеком не существует; он не имеет бытия; и когда человек умирает, а его тело разрушается и уничтожается, оно уподобляется камню и земле. Итак, ясно, что, хотя минерал и существует, в сравнении с человеком он пребывает в небытии.
        Так и души, отлученные от Бога, хотя и обретаются в этом мире и в мире загробном, но в сравнении с исполненными праведности чадами Царствия Божиего они пребывают в небытии и отдалении от Бога.

Вопрос. - После того, как телесная оболочка отброшена и дух получил свободу, каково существование наделенной разумом души? Можно предположить, что те души, которые приобщились щедрот Духа Святого, обретают истинное существование и жизнь вечную. Но что же происходит с другими душами - теми, которые, так сказать, отдалены от Бога?(21).

        Ответ. - Некоторые думают, что тело есть субстанция и что оно существует само по себе, а душа случайна и зависит от тела как субстанции, тогда как, наоборот, наделенная разумом душа есть субстанция, а тело зависит от нее. Если случайное, то есть тело,  оказывается разрушенным, то субстанция, то есть душа, остается.
        Во-вторых, наделенная разумом душа, я имею в виду человеческую душу, не нисходит в тело, то есть иными словами, она не входит в тело, ибо нисхождение и вхождение суть характеристики физических тел, и к душе они неприменимы. Душа никогда не входила в сие тело, и когда она его покинет, ей понадобится какое-либо местопребывание: нет, душа связана с телом наподобие того, как свет связан вот с этим зеркалом. Если зеркало чисто и его поверхность безупречна, свет лампы будет сиять в нем, а если зеркало покрыто пылью или потрескалось, то свет перестанет в нем отражаться.
        Наделенная разумом душа, то есть человеческая душа, не входила в сие тело и в своем существовании не зависит от него; а посему, после распада элементов тела, как может она нуждаться в субстанции, через которую могло бы проявиться ее существование? Напротив, душа есть та субстанция, через которую проявляется существование тела. Неповторимость души присуща ей с самого начала; она не обязана телу своим существованием, но при этом положение и индивидуальные свойства души могут укрепиться в этом мире; душа может развиваться и достигнуть новых степеней совершенства или может пасть в пучины невежества, отдалиться от Бога и лишиться возможности лицезреть Его знамения.

        Вопрос. - Благодаря чему будет осуществляться продвижение человеческого духа, то есть наделенной разумом души, после его ухода из сего бренного мира?

        Ответ. - Продвижение человеческой души в небесном мире, после разрыва ее связи с бренным телом, происходит благодаря щедрости и милости самого Господа, или же благодаря заступничеству и искренним молитвам других человеческих душ, или же благодаря милосердным и добрым делам, которые совершаются во имя этой души.

Бессмертие детских душ

        Вопрос. - Каково положение детей, которые умерли прежде, чем достигли возраста ответственности, или до того, как им выпал срок родиться?

        Ответ. - Эти дети пребывают под сенью благосклонности Бога, а поскольку они не совершали ничего греховного и не запятнаны несовершенствами сего мира природы, то на них щедро изливается милость Господня, - и Сострадательное Око обращено к ним.

 


(21) Души, отделенные от Бога (Veiled  Spirits), - подразумеваются разумные души, которые не обладают духом веры. См. "Душа, дух и разум" - Вопрос 55.

 

Вопрос. - В Китаб-и-Акдас сказано [абз. 1]: "...он из заблудших, хотя и вершит праведные дела". Каково значение сего стиха?

        Ответ. - Сей благословенный стих означает, что основа преуспеяния и спасение зиждется на знании Бога и что все добрые дела исходят от знания Бога, и они суть плоды веры. Если человек лишен такого знания, он оказывается отлученным от Бога, и когда происходит это отлучение, добрые дела не всегда приносят добрые плоды. Сей стих не означает, что все души отлученных от Бога одинаковы, хороши ли, плохи ли их деяния. Здесь говорится только, что основа всего есть знание Бога и хорошие дела исходят от этого знания. Однако совершенно ясно, что между добродетельными людьми, грешниками и злодеями, из числа отлученных от Бога, имеются различия. Ибо человек, пребывающий в отдалении от Бога, но следующий хорошим принципам и добрый по характеру, заслуживает прощение от Бога, тогда как человек греховный, проявляющий дурные качества и дурной характер, лишается щедрот и благ от Бога. В этом-то и различие.
        Таким образом, сей благословенный стих означает, что одни добрые дела, без знания Бога, не смогут послужить вечному спасению, постоянному преуспеянию и процветанию и вхождению в Царствие Божие.

Если мы внимательным оком всматриваемся в вещи, мы отмечаем, что они сводятся к трем группам, то есть как целое они относятся либо к минералам, либо к растениям, либо к животным, причем эти три класса существ подразделяются на виды. Человек есть высший вид, ибо он владеет совершенствами всех трех классов, то есть он обладает телом, которое растет и наделено ощущениями. Помимо того, что он наделен совершенствами минерала, растения и животного, он наделен еще и особым совершенством, которого лишены остальные существа, а именно - интеллектуальными способностями. Потому человек и является самым благородным из существ.
        Человек пребывает на высшей ступени материального и на начальной стадии духовного - иначе говоря, он пребывает в конце несовершенства и в начале совершенства. Он стоит на исходе тьмы и в начале света; потому-то и говорится, что место человека - в конце ночи и в начале дня, и это означает, что он заключает в себе все степени несовершенства и одновременно обладает некоторыми степенями совершенства. В нем есть животное начало, но есть и начало ангельское, и учитель должен так развивать души человеческие, чтобы ангельское начало могло одолеть животное начало. И если божественная сила, которая есть главное совершенство, возобладает в человеке над сатанинской силой, которая есть абсолютное несовершенство, то он становится прекраснейшим из существ; если же сатанинская сила возобладает над божественной силой, то он становится самым низменным из существ. Вот почему человек - это конечная ступень несовершенства и начальная ступень совершенства. Ни в каком другом из всех видов, существующих в мире, нет такого различия, контраста, противоречия и противостояния, как в виде, именуемом человек. Так, человек может быть отражением Божественного Света, каковым был Христос, и вы видите сколь любим и почитаем Он! И в то же время мы видим людей, поклоняющихся камню, глыбе глины или дереву. Сколь недостойно человека поклоняться тому, что принадлежит самому низкому уровню существования - тому, что не наделено душой, например, камню или глине, горе, лесу или дереву. Что может быть более позорным для человека, нежели поклонение вещам низшего уровня? Сравните: человеку присуще знание, но также и невежество; человеку присущи правдивость, но также и лживость; верность и предательство, справедливость и несправедливость и так далее. Все это присуще человеку. Короче, все совершенства и добродетели, а также все пороки - суть качества человека.
        Сопоставьте также различия между отдельными людьми. Христос был в образе человеческом, и Каиафа был в образе человеческом; Моисей и Фараон, Авель и Каин, Бахаулла и Яхья(20) - все они были людьми.
        Говорят, что человек есть величайший представитель Бога, что он есть Книга Мироздания, потому как в нем явлены все таинства сущего. Если он приходит под сень Истинного Просветителя и получает должное наставление, он становится сущностью сущностей, светом света, духом духа; он становится средоточием божественных проявлений, источником духовных качеств, зарницей небесных огней и проводником божественных вдохновений. Если же он лишен такого наставления, он становится проявлением сатанинских качеств, вместилищем животных инстинктов и пороков, источником всего темного.
        Смысл миссии Пророков заключается в просвещении людей - чтобы сей кусок угля мог обратиться в алмаз и чтобы сие бесплодное дерево было привито и приносило бы сладчайшие, нежнейшего вкуса плоды. Когда человек достигает наиблагороднейшего положения в мире людей, он может подниматься все выше и выше по ступенькам совершенства, но при этом он не меняет своего положения; ибо положения человека ограничены, а божественные совершенства бесконечны.
        Как до, так и после освобождения от сей материальной оболочки происходят развитие и совершенствование, но не происходит изменения положения. Так все созданное находит свое законченное выражение в совершенном человеке. Нет существа более возвышенного, чем совершенный человек. Но человек, когда он достигает этого положения, может далее развивать в себе совершенства, однако не может перейти в другое состояние, ибо для человека нет уровня выше, чем уровень совершенного человека. Его совершенствование осуществляется на человеческом уровне, и процесс совершенствования человека не знает пределов. Так, сколь образованным ни был бы человек, мы можем представить себе человека еще более образованного.
        И поскольку человеческому совершенству нет предела, человек может духовно расти и тогда, когда он оставит сей мир.

 


(20) Мирза Яхья Сабх-и-Азал, единокровный брат Бахауллы и Его непримиримый враг.

 

Да будет вам известно, что ничто из существующего не пребывает в покое - иначе говоря, все вещи находятся в движении. Все либо растет, либо увядает; все вещи находятся либо в состоянии перехода из небытия в бытие, либо в состоянии перехода из бытия в небытие. Вот этот цветок, этот гиацинт, в продолжение некоторого времени находился в состоянии перехода из мира небытия в мир бытия, а теперь он пребывает в состоянии ухода из бытия в небытие. Это состояние движения считается существенным свойством, то есть оно естественно; оно не может быть отделено от существ, потому что это их внутренняя необходимость, как горение для огня является внутренней необходимостью.
        Таким образом, установлено, что движение необходимо для существования, которое есть либо рост, либо увядание. Итак, поскольку дух продолжает существовать после смерти, он неизбежным образом либо развивается, либо увядает; а в мире ином не развиваться означает увядать; при этом дух не переходит из своего состояния в иное, и в его пределах он непрестанно развивается. Например, дух Петра, как бы далеко ни продвинулся в своем развитии, по сущности своей не достигает состояния Сущности Христа; он развивается только в собственных пределах.
        Взгляните на этот камень. Как бы он ни развивался, его эволюция осуществляется только в пределах его состояния; вы не сможете привести кристалл в такое состояние, что он обретет способность видеть. Это невозможно. Так луна, пребывающая в небесах, что бы с ней ни происходило, никогда не станет сияющим солнцем, но в своем собственном состоянии она проходит и апогей, и перигей. Какого бы совершенства ни достигли апостолы, они никогда не смогут стать самим Христом. Верно то, что уголь может обратиться в алмаз, но ведь оба они пребывают в состоянии минералов и состоят из одних и тех же элементов.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook