Вопрос. - Какова форма и каково значение сошествия Духа Святого на Апостолов в соответствии с Евангельским описанием?

        Ответ. - Сошествие Духа Святого нельзя уподобить вхождению воздуха внутрь человека; это образное выражение и сравнение, а не конкретный или буквально понимаемый образ. Нет, сие скорее подобно появлению солнечного отражения в зеркале - то есть когда в зеркале становится видимым сияние солнца.
        После смерти Христа Его ученики были в смятении, их устремления и мысли были неясными и противоречивыми; затем они укрепились и объединились, а на праздновании Троицына Дня они собрались вместе и отреклись от мирских вещей. Не думая о себе, они отреклись от удобств и мирского счастья, принеся свои тела и души в жертву Возлюбленному, они оставили свои дома и обратились в бездомных странников, забыв и думать о своей собственной жизни. Тогда они получили поддержку от Бога, и была явлена в мире сила Духа Святого; духовность Христова восторжествовала, и воцарилась любовь к Богу. Получив помощь, они разошлись во все стороны, проповедуя Дело Бога и являя доказательства и свидетельства в пользу его.
        Итак, сошествие Духа Святого на Апостолов означает их приобщение к Духу Христову, в результате чего они обрели стойкость и твердость. Через дух любви к Богу они обрели жизнь новую, и они зрили Христа живого, помогающего и оберегающего их. Они были подобны каплям, и они стали морями; они были как жалкие насекомые, и они воспарили величавыми орлами; они были слабы, а стали могущественны. Они были подобны зеркалам, обращенным к солнцу; и воистину, часть света была явлена в них.

Вопрос. - Что означает воскресение Христа на третий день?

        Ответ. - Воскресение Явителей Бога не есть воскресение телесное. Все Их состояния, Их возможности, Их деяния, Ими установленные вещи, Их учения, Их высказывания, Их притчи и Их наставления имеют духовное и божественное значение и не имеют связи с вещами материальными. К примеру, возьмем вопрос о сошествии Христа с небес: в Евангелии во многих местах ясно говорится, что Сын Человеческий сошел с небес, Он пребывает на небесах, и Он вознесется на небеса. Так в главе 6, стих 38, Евангелия от Иоанна написано: "Ибо Я сошел с небес"; а в стихе 42 мы находим: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: "Я сошел с небес"?" Также у Иоанна, глава 3, стих 13: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах".
        Отметим, что сказано "Сын Человеческий, сущий на небесах", тогда как в то время Христос пребывал на земле. Обратим также внимание на то, что сказано, что Христос сошел с небес, хотя Он явился из чрева Марии, и Его тело было рождено от Марии. Таким образом, ясно, что когда говорится, что Сын Человеческий сошел с небес, то это имеет не внешнее, но внутреннее значение; это духовный, а не материальный факт. Смысл в том, что, хотя явно Христос был рожден из чрева Марии, в сущности Своей Он сошел с небес, из самого сердца Солнца Истины, из Мира Божественного и из Царствия Духа. И так как стало очевидным, что Христос сошел с духовных небес Божественного Царства, то и Его сокрытие под землей на три дня имеет также внутреннее значение, а не представляет собой факт внешней жизни. Сходным же образом Его воскресение из-под земли также носит символический характер; это факт духовного и божественного, а не материального плана; и Его вознесение на небеса также представляется духовным, а не материальным вознесением.
        К этому можно добавить следующее: наукой установлено и доказано, что видимое нами небо есть беспредельное пространство, разреженное и пустынное, где обращаются бесчисленные звезды и планеты.
        Исходя из этого, мы видим, что значение воскресения Христа таково: ученики пребывали в затрудненном и смятенном состоянии после мученической смерти Христа. Сущность Христа, которая означает Его учение, Его щедроты, Его совершенства и Его духовную силу, пребывала сокрытой и тайной в течение двух или трех дней после Его мученической смерти, не проявляясь и не озаряя мир. Нет, она скорее была даже утеряна, ибо число верующих было невелико, и они пребывали в растерянности и смятении. Дело Христа было подобно безжизненному телу; а когда по прошествии трех дней ученики обрели уверенность и стойкость, и начали служение Делу Христа, и решили распространять божественное учение, претворяя Его наставления в жизнь, и восстали на службу Ему, то Сущность Христа воссияла и Его щедроты явились; Его религия обрела жизнь; Его учение и Его заповеди стали явными и зримыми. Другими словами, Дело Христа было подобно безжизненному телу, пока оно не было охвачено жизнью и щедротами Духа Святого.
        Таково значение воскресения Христа, и это было истинным воскресением. Но поскольку духовенство не поняло смысла Евангелий и не постигло суть символов, то в результате стали говорить, что религия противоречит науке, а наука противоречит религии, как, например, рассказ о вознесении Христа во плоти в небеса зримые противоречит математической науке. Но когда проясняется истина в этом вопросе, и его символическое значение получает объяснение, то наука нисколько этому не противоречит; напротив, наука и разум подтверждают сие.

  Вопрос. - В Писании говорится о чудесах, сотворенных Христом. Следует ли описания этих чудес принимать буквально или же они имеют другое значение? Ведь точные науки доказывают, что сущность вещей не меняется, и что все существа подчиняются единому всеобщему закону и организации, от которых они не могут отойти; а потому то, что противоречит всеобщему закону, невозможно.
        Ответ. - Святые Явители являются источниками чудес и творят дивные знамения. Для Них любая сложная и неисполнимая вещь является возможной и простой. Ибо при посредстве сверхъестественной силы от Них исходят чудесные вещи; и при помощи этой силы, которая стоит над природой, Они оказывают влияние на мир природы. Со всеми Явителями связаны удивительные вещи.
        Но в Священных Книгах используется особая терминология, а для самих Явителей сии чудеса и дивные знамения не имеют значения. Они даже не желают упоминать о них. Ибо, если мы считаем чудеса важнейшими критериями, то они ведь являются свидетельствами и доказательствами только для тех, кто присутствует при их свершении, но не для остальных.
        К примеру, если мы станем рассказывать интересующемуся человеку, не верующему ни в Моисея, ни в Христа, об Их удивительных знамениях, то он станет их отрицать, заявляя: "Известно также множество рассказов о дивных знамениях, явленных лжебогами, и рассказы эти заверены свидетельствами многих людей и записаны в Книгах. Брахманы написали целую книгу о дивных чудесах, явленных Брахмой". Он также может сказать: "Откуда мы знаем, что Иудеи и Христиане говорят правду, а Брахманы лгут? Ибо и то, и другое есть общепринятая традиция, записанная в книгах, и может рассматриваться как правдивая или ложная". То же можно сказать и в отношении других религий: если одна истинна, то и все истинны; если одни чудеса признаются, то следует и все другие признать. В связи с этим чудеса не являются доказательствами. Ибо, хотя они и убедительны для тех, кто присутствует при их свершении, они не убедительны для остальных.
        Но во дни Самого Явителя люди проницательные видят, что все проявления Явителя чудесны, ибо Явители превосходят всех прочих людей, и это само по себе уже есть совершенное чудо. Подумайте, ведь Христос в полном одиночестве, без помощи и покровительства, без воинств и легионов, подвергаясь жестокому преследованию, воздвиг хоругвь Бога пред людьми всего мира, и противостоял всем, и в конце концов победил всех, хотя внешне дело обстояло так, что Он был распят. Вот это есть истинное чудо, которое во веки веков не опровергнуть. И не требуется никакого другого доказательства истины Христа.
        Внешние проявления чудес не имеют никакого значения для людей Истины. Если, например, слепой прозреет, так ведь он опять потеряет зрение, ибо он в свое время умрет и лишится всех своих чувств и способностей. В связи с этим, возвращение зрения слепому человеку имеет сравнительно небольшое значение, ибо он в конце концов опять потеряет способность видеть. Если оживить тело умершего человека, то что в этом проку, ибо это тело в конце концов опять умрет? Но что важно - так это дать человеку понимание истины и жизнь вечную, то есть жизнь духовную и божественную. Ибо сия физическая жизнь не вечна и ее существование равноценно несуществованию. Это и есть смысл сказанного Христом одному из учеников: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"; ибо "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух"(13).
        Заметим: тех, кто внешне были физически живы, Христос считал мертвыми; ибо под жизнью разумеется жизнь вечная, а под существованием - существование истинное. И когда в Священных Книгах говорится о воскресении мертвых, то смысл в том, что мертвые были наделены жизнью вечной; когда говорится, что слепой обрел зрение, то это означает, что он обрел понимание истины; когда говорится, что глухой обрел слух, то смысл в том, что он обрел слух к духовному и божественному. Это подтверждается и текстом Евангелия, где Христос говорит: "Они подобны тем, о ком говорит Исаия, - имеют глаза и не видят, имеют уши и не слышат; и Я исцелил их"(14).
        Смысл сказанного не в том, что Явители не в состоянии творить чудеса, ибо Они могут все. Но для Них ценным и важным является внутреннее зрение, духовное исцеление и жизнь вечная. В соответствии со всем этим, когда в Священных Книгах говорится о том, что такой-то был слеп и прозрел, то значение этого таково, что он был внутренне слеп, и вот обрел духовное видение, или что он был невеждой, а стал мудрым, или что он был нерадив, а стал усерден, или что он был суетен, а стал возвышен душою.
        Поскольку сие внутреннее зрение, сей слух, сия жизнь и сие исцеление суть вечные, то они-то и имеют значение. В сравнении с этим, какова ценность, каковы важность и значение сей животной жизни с ее возможностями? В несколько коротких дней она пронесется подобно быстролетным мыслям. К примеру, если разжечь погасшую лампу, то она все равно потом погаснет; но свет солнца сияет всегда. Вот это истинно важно.

 


(13)  Евангелие от Матфея 8:22 и Евангелие от Иоанна 3:6.
(14)  См. Евангелие от Матфея 13:14 и от Иоанна 12:40-41.

 

Вопрос. - Христос сказал: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек"(11). Каково значение сего изречения?

        Ответ. - Сей хлеб означает пищу небесную и божественные совершенства. Так, "Если человек ест этот хлеб" означает, что если какой-то человек получает от щедрот небесных, отражает божественный свет или же приобщается к совершенствам Христа, то он таким образом обретает жизнь вечную. Кровь также означает дух жизни и божественные совершенства, божественное великолепие и вечную милость. Ибо все члены тела получают все жизненно необходимое с током крови.
        В Евангелии от Иоанна, глава 6, стих 26, записано: "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились".
        Очевидно, что хлеб, который ели ученики Христа и которым насытились, был милостью Божией; ибо в стихе 33 той же главы сказано: "Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру". Ясно, что тело Христа не сошло с небес, но явилось из чрева Марии; а то, что сошло с небес от Бога, было духом Христа. Поскольку Иудеи думали, что Христос говорил о Своем теле, то они возражали, как сказано в стихе 42 той же главы: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: "Я сошел с небес"?"
        Посмотрите, сколь ясно, что то, что Христос понимал под хлебом небесным, было Его духом, Его щедротами, Его совершенствами, Его учением; ибо в стихе 63 сказано: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало".
        Таким образом, очевидно, что дух Христа есть та благодать небесная, что нисходит свыше; кто получает в изобилии свет от сего духа, то есть божественное учение, обретает жизнь вечную. Вот почему сказано в стихе 35: "Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда".
        Заметим, что "приходящий ко Мне" Он определяет как еду, а "верующий в Меня" - как питье. Таким образом, становится очевидным и определенным, что небесная пища есть божественные милости, духовная возвышенность, божественное учение, вселенское значение Христа. Есть означает приближаться к Нему, а пить - веровать в Него. Ибо Христос был наделен бренным телом и небесной сущностью. Бренное тело было распято, но божественная сущность вечна и продолжает жить, и она дает жизнь вечную; первое было природой человеческой, второе же есть природа божественная. Некоторые полагают, что в Причастии заключена сущность Христа, и что Божественная Благодать и Дух Святой нисходят на него и в нем пребывают. Но ведь после принятия Причастия, через несколько мгновений то, чем причащались, просто разлагается и совершенно преобразуется. А посему, как же можно додуматься до такого объяснения? Спаси Боже! Конечно же это чистая фантазия.
        В завершение скажем: посредством явления Христа божественное учение, в котором заключена бесконечная милость, получило распространение во все пределы, воссиял путеводный свет, и дух жизни был дан человеку. Кто последовал наставлениям, тот обрел жизнь; кто остался безучастным, оказался во власти вечной смерти. Сей хлеб, сошедший с небес, был божественным телом Христа, Его духовными составляющими, от которых вкусили ученики и через которые они обрели жизнь вечную.
        Ученики много раз принимали пищу из рук Христа; почему же их последняя трапеза, тайная вечеря, выделена особо среди прочих? Очевидно, что хлеб небесный означает не сей материальный хлеб, но скорее вкушение от духовного тела Христа, божественные милости и божественные совершенства, которых Его ученики причастились и которыми они насытились.
        И еще о том же подумайте, ведь когда Христос благословил хлеб и дал его ученикам Своим, сказав: "Сие есть Тело Мое"(12), и пожаловал их Своей милостью, то Он был с ними физически, телесно, в Своем облике. Он не обратился в хлеб и вино; если бы Он обратился в хлеб и вино, то Он не смог бы оставаться с учениками телесно, пребывая в Своем облике.
        Таким образом, становится ясно, что хлеб и вино служили символами, означающими: Я пожаловал вас Своими милостями и совершенствами, и когда вы восприняли сии милости, то обрели жизнь вечную и причастились божественной трапезы, получив свою долю и часть.

 


(11)  См. Евангелие от Иоанна 6:51, 50.
(12)  Евангелие от Матфея 26:26.

 

Вопрос. - Является ли омовение при крещении полезным и необходимым, или же оно бесполезно и им можно пренебречь? В первом случае, если оно полезно, - почему сей обычай отменен? Во втором случае, если это бесполезно, - почему Иоанн практиковал его?

        Ответ. - Изменения в состоянии, переходы и трансформации суть неотъемлемые свойства природы вещей, и сии свойства не могут быть отделены от самого существования вещей. Так, абсолютно невозможно отделить тепло от огня, влажность от воды или свет от солнца, ибо они суть их неотъемлемые свойства. Поскольку изменения и переходы из одного состояния в другое, постольку и законы изменяются и преобразуются в соответствии с изменениями и преобразованиями, которые приносит время. Например, во времена Моисея Его Закон соответствовал и согласовывался с условиями той эпохи; но во дни Христа эти условия изменились и преобразовались до такой степени, что Закон Моисеев более не удовлетворял и не соответствовал нуждам человечества; и вследствие этого он был отменен. Так, Христос отменил Субботу и запретил развод. После Христа четыре Его ученика, среди которых были Петр и Павел, разрешили употреблять животную пищу, прежде запрещенную Библией, за исключением употребления удавленных и принесенных в жертву животных, а также крови(9). Они также запретили прелюбодеяние. Они сохраняли сии четыре заповеди. Впоследствии Павел разрешил употреблять в пищу даже удавленных и принесенных в жертву животных, а также кровь, оставив только запрещение прелюбодеяния. Так, в главе 14, стих 14, своего Послания к римлянам Павел пишет: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто". Также и в Послании Павла к Титу, глава 1, стих 15: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть".
        Итак, сии изменения, преобразования и отмены происходят вследствие невозможности игнорировать различия эпох Христа и Моисея. Условия и требования в позднюю эпоху совершенно изменились и преобразовались. И потому прежние законы были отменены.
        Существование мира можно уподобить жизни человека, а Пророков и Посланников Бога - искусным врачевателям. Человек не может оставаться в одном состоянии: его одолевают различные недуги и от каждого - свое лекарство. Искусный лекарь не станет использовать одно и то же лекарство для лечения всех болезней и недугов, он выбирает средства и лекарства в зависимости от характера болезни и особенностей пациента. Вот человек жестоко страдает от того, что у него жар - искусный врач даст ему средства для снижения жара; а если спустя какое-то время состояние этого человека изменится и на смену жару придет озноб, то, вне всякого сомнения, искусный врач отменит жаропонижающие лекарства и разрешит применение согревающих средств. Таких изменений и переходов от одного к другому потребовало состояние пациента, и это ясно свидетельствует об искусности врачевателя.
        Подумайте, возможно ли было бы ввести в действие Законы Ветхого Завета в настоящую эпоху и в наше время? Именем Бога клянусь, нет! Это было бы невозможно и неисполнимо; по этой же причине совершенно определенным образом Бог отменил законы Ветхого Завета во времена Христа. Подумайте также, ведь крещение во дни Иоанна Крестителя служило пробуждению людей и побуждало их через покаяние к очищению от всех грехов и ожиданию пришествия Царствия Христова. Но в настоящее время в странах Азии последователи Католической и Православной Церкви погружают новорожденных в смесь воды и оливкового масла, и многие дети при этом заболевают в результате шока; во время процедуры крещения они сопротивляются и впоследствии становятся чересчур возбужденными. В других странах священнослужители при крещении окропляют водой лоб младенца. Но ни в первом, ни во втором случае дети из этого не извлекают никакой пользы для души. В таком случае, что же достигается этой процедурой? Люди со стороны изумляются и дивятся, зачем младенца окунают в воду, ибо это не способствует ни духовному пробуждению ребенка, ни возникновению у него веры, ни его обращению, но является лишь традиционным обрядом. Во времена Иоанна Крестителя было не так; Иоанн сначала увещевал людей и побуждал их к очищению от грехов через покаяние, и вселял в них веру в явление Христа. Принявший с полным смирением и кротостью омовение крещения и очищение от грехов через покаяние получал также очищение и освобождение тела от внешних нечистот. В страстном томлении пребывал он день и ночь, постоянно ожидая явления Христа и пришествия Царствия Духа Божьего(10).
        В заключение скажем: мы полагаем, что перемены и смена условий, а также изменение требований в разные века и эпохи есть причина отмены законов. Ибо наступает время, когда сии законы более уже не соответствуют должным образом новым условиям. Посмотрите, сколь разнятся потребности первых веков, Средневековья и современности. Возможно ли, чтобы законы первых веков действовали в настоящее время? Очевидно, что это было бы невозможно и неисполнимо. Подобным же образом по прошествии нескольких столетий требования настоящего времени будут отличаться от требований будущего, и, определенно, будут иметь место изменения и преобразования. В Европе законы непрестанно меняются и преобразуются; сколь много в прошедшие годы в европейских организациях и системах было законов, которые ныне отменены! Сии изменения и преобразования происходят благодаря сдвигам и переменам в мышлении, условиях и обычаях. Если бы этого не было, то процветанию мира людей пришел бы конец.
        К примеру, в Пятикнижии содержится закон о том, что нарушивший  Субботу должен быть предан смерти. Более того, в Пятикнижии смертная казнь предусмотрена в десяти случаях. Разве возможно соблюдать сии законы в наше время? Ясно, что это абсолютно невозможно. Соответствующим образом законы подверглись изменениям и улучшениям, и сие есть доказательство высшей мудрости Бога.
Данный предмет требует глубокого размышления. Тогда станет явным и очевидным источник сих изменений.
Блаженны же размышляющие!

 


(9)    См. Деяния Святых Апостолов 15:20.
(10)  То есть Христа, Которого Мусульмане часто именуют титулом "Рух-Аллах" (Ruhu'llah) - Дух Бога.

 

Вопрос. - В Евангелии от Матфея, в главе 3, стихи 13, 14, 15, сказано: "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него.
        Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его"(8).
        В чем здесь сокровенный смысл: ведь Христос обладал всем сущим совершенством, почему же Он должен был креститься?

        Ответ. - Суть крещения есть очищение через покаяние. Иоанн взывал к людям и увещевал их, побуждая их к покаянию; затем он крестил их. Таким образом, очевидно, что сие крещение есть символ покаяния и очищения от всех грехов - его значение выражено в следующих словах: "О Боже! Как тело мое очистилось и освободилось от внешних нечистот, так же очисть и освободи мой дух от нечистот мира окружающего, который не достоин приблизиться к Порогу Твоего Единства!" Покаяние есть возвращение от непослушания к повиновению. Человек, который прежде был отдален и отделен от Бога, кается и претерпевает очищение - и это есть символ, означающий: "О Боже! Сделай сердце мое добрым и чистым, свободным и лишенным всего, кроме любви Твоей".
        Поскольку Христу хотелось, чтобы сей установленный Иоанном обряд исполнили все люди того времени, то и Он Сам исполнил его, чтобы пробудить людей и исполнить закон прежней религии. Хотя омовение с покаянием было установлено Иоанном, в действительности оно практиковалось в Религии Бога и прежде.
        Христу крещение не требовалось; но поскольку в то время это было вполне приемлемое и похвальное деяние, а также знамение благой вести о Царствии Божием, то и Он исполнил сей обряд. Однако впоследствии Он говорил, что истинное крещение не просто от воды, но от духа и воды. В данном случае под водой разумеется не материальная вода, ибо в других местах недвусмысленно говорится, что крещение осуществляется духом и огнем, из чего ясно, что разумеются не материальный огонь и не материальная вода, ибо крещение огнем немыслимо.
        Таким образом, дух есть милость Бога, вода есть знание и жизнь, а огонь есть любовь к Богу. Ибо материальная вода не очищает сердце человека; нет, она лишь омывает его тело. Но божественные вода и дух, которые суть знание и жизнь, делают сердце человека добрым и чистым; сердце, познавшее от щедрот Духа, становится возвышенным, добрым и чистым - то есть можно сказать, сущность человеческая становится очищенной и свободной от нечистот окружающего мира природы. Сии природные нечистоты суть дурные качества: гнев, похоть, суетность, гордыня, ложь, лицемерие, мошенничество, эгоизм и т. д.
        Человек не в состоянии освободиться от неистовства плотских страстей иначе, как с помощью Духа Святого. Вот почему Христос говорит, что требуется крещение духом, водой и огнем, и что оно насущно необходимо - то есть нужны дух божественных щедрот, вода знания и жизни и огонь любви к Богу. Человеку следует принять крещение от сего духа, сей воды и сего огня с тем, чтобы причаститься вечной милости. В противном случае, что пользы в крещении водой материальной? Итак, сей обряд крещения водой есть символ покаяния и мольбы о прощении грехов.
        Но во времена цикла Бахауллы в сем символе нет нужды более; ибо истинная сущность его, которая заключается в крещении духом и любовью к Богу, понята и установлена.

 


(8)   Евангелие от Матфея 3:12-15.

Великий человек есть великий человек, независимо от того, рожден ли он от отца из числа людей или нет. Если бы появление на свет без помощи отца само по себе являлось достоинством, то Адам считался бы более великим и совершенным, нежели все Пророки и Посланники, ибо у Него не было тогда ни отца, ни матери. Но ведь почтение и уважение внушаются величием и щедротами божественных совершенств. Солнце имеет своими источниками материю и форму, которых можно уподобить отцу и матери, и оно являет собой абсолютное совершенство; мрак же не состоит из материи и не имеет формы, то есть у него ни отца, ни матери, и он являет собой абсолютное несовершенство. Физически материалом, из которого был сделан Адам, явился прах земли, а субстанцией, из которой появился Авраам, была чистая сперма; определенно ясно, что чистая и благородная сперма превыше праха земного.
        Пойдем далее, в первой главе Евангелия от Иоанна, стихи 12 и 13, сказано: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились"(6).
        Из сих стихов очевидно, что положение ученика также не достигается при помощи физической силы, но при помощи духовной реальности. Величие и слава Христа обусловлены не тем фактом, что Он не имел отца из числа людей, а Его совершенствами, щедротами и божественным сиянием. Если бы величие Христа было обусловлено тем, что Он не имел отца, то выше Христа был бы Адам, ибо Он не имел ни отца, ни матери. В Ветхом Завете сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунули в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою"(7). Обратите внимание на указание того, что Адам обрел существование от Духа жизни. Более того, выражение, употребленное Иоанном в отношении учеников Христа, также показывает их происхождение от Отца Небесного. Таким образом, очевидно, что святость, составляющая истинное существо каждого великого человека, исходит от Бога и обязана своим существованием дыханию Духа Святого.
        Суть в том, что если бы величайшим достоинством для человека было рождение без помощи отца, то Адам был бы величайшим из всех, ибо Он не имел ни отца, ни матери. Что лучше для человека - быть созданным из живой субстанции или же из праха земного? Конечно же, лучше быть созданным из живой субстанции. Но Христос был рожден и явился к жизни от Духа Святого.
        В заключение скажем: величие и достоинство святых душ и Явителей Бога исходит от Их божественных совершенств, щедрот и сияния, и ни от чего иного.

 


(6)   Евангелие от Иоанна 1:12-13.
(7)   Бытие 2:7.

Вопрос. - Каким образом Христос был рожден от Духа Святого?

        Ответ.- В отношении этого вопроса отмечается расхождение между богословами и материалистами. Богословы верят, что Христос был рожден от Духа Святого, материалисты же считают это невозможным и неприемлемым и полагают, что, несомненно, у Него был отец из числа людей.
        В Коране сказано: "Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял Он пред ней обличие совершенного человека"(3), что означает, что Дух Святой внешне принял человеческую форму, как образ отражается в зеркале, и что к Марии он обращался в таком виде.
        Материалисты полагают, что событие является необходимым, и они говорят, что живое не может быть произведено от неживого, и что без мужского и женского начал не может осуществиться оплодотворение. И они считают это невозможным не только для человека, но также и для животных и растений. Такая парность вещей отражена даже в Коране: "Хвала Тому, Кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают"(4) (то есть все парно - люди, животные и растения). "И все, что Мы сотворили, двух родов" (то есть Мы создали все существа посредством спаривания).
        Иначе говоря, они утверждают, что нельзя представить себе человека, у которого не было бы отца из числа людей. В ответ на это богословы заявляют: "Сие не есть невозможное и недостижимое, но это просто невидано; а ведь существует великая разница между вещью невозможной и вещью неизвестной. К примеру, в прежние времена телеграф, соединяющий разные концы света, был неизвестен, но он не был невозможен; фотография и фонограмма были неизвестны, но не были невозможны".
        Материалисты упорствуют в своем убеждении, а богословы в ответ вопрошают: "Вечен ли земной шар, или же он вещь преходящая?" Материалисты отвечают, что важнейшие открытия и данные науки свидетельствуют, что земной шар есть изменяющееся явление; вначале он представлял собой огненный шар, который постепенно охладился; затем на его поверхности образовалась земная кора, и на ней появились растения, затем животные, и, наконец, человек.
        Богословы же говорят: "Тогда из вашего утверждения с ясностью и очевидностью следует, что человечество на земном шаре есть явление преходящее, оно не существовало вечно и, значит, первый человек не имел ни отца, ни матери, поскольку его существование не вечно. Разве же сотворение человека без отца и без матери, пусть постепенное, не более трудная вещь, нежели появление человека без помощи одного только отца? А раз вы допускаете, что первый человек явился на свет без отца и без матери - постепенно ли, или сразу - не может оставаться никакого сомнения в том, что появление человека без помощи отца из числа людей также возможно и допустимо; вы не можете счесть это невозможным; в противном случае ваши рассуждения нелогичны. К примеру, если вы скажете, что сия лампа однажды была засвечена без фитиля и горючего, а затем станете утверждать, что невозможно засветить ее без фитиля, то это будет нелогично". У Христа была мать; первый же человек, по убеждению материалистов, не имел ни отца, ни матери(5).

 


(3)  Коран 19:17.
(4)  Коран 36:36.
(5)  Данная беседа показывает бесполезность дискуссий по  поводу таких вопросов; разъяснения Абдул-Баха относительно рождения Христа представлены в следующей главе.

 

Существенно важным предметом(1)  для понимания вопросов, которые мы упомянули, и прочих, о которых мы будем говорить с тем, чтобы уяснить саму суть проблем, является следующее: человеческое знание бывает двух видов. Первый вид - это знание вещей, доступных чувственному восприятию, то есть вещей, которые можно воспринять посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых ощущений или осязания и которые именуются объективными или ощутимыми. Так солнце, поскольку его можно видеть, относится к объективным реалиям; также и звуки являются ощутимыми, поскольку ухо слышит их; и запахи ощутимы, поскольку их можно вдыхать и обоняние различает их; пища есть вещь ощутимая, поскольку вкус различает ее сладость, кислоту или соленость; тепло и холод тоже ощутимы, поскольку чувства различают их. Все это относится к области чувственной реальности.
        Второй вид человеческого знания есть знание интеллектуальное - то есть можно сказать, это реальности интеллекта: сие не имеет внешней формы и места и недоступно чувственному восприятию. К примеру, интеллект не есть нечто ощутимое; ни одно из внутренних качеств человека не является ощутимым; напротив, все это реальности интеллектуальные. Так любовь есть реальность умственная, а не чувственная, ибо сию реальность не услышать ухом, не увидеть глазом, не распознать по запаху, не ощутить на вкус, не пощупать. Даже бесплотная эфирная материя, проявления которой в физике именуются  теплом, светом, электричеством и магнетизмом, есть реальность интеллектуальная, а не чувственная. Сходным же образом природа также в своей сущности есть интеллектуальная реальность, а не чувственная; человеческий дух есть интеллектуальная, а не чувственная реальность. При объяснении, описании таких интеллектуальных реальностей приходится выражать их через чувственно воспринимаемые образы, ибо во внешнем мире нет ничего, что было бы нематериальным. В связи с этим для того, чтобы описать реалии духа - его состояние, его положение - приходится давать объяснения, прибегая к аналогиям чувственного мира, поскольку во внешнем мире все существующее воспринимается чувствами. Например, скорбь и счастье относятся к сфере интеллектуального; когда вы хотите выразить эти состояния духа, вы говорите: "Мое сердце стеснено; мое сердце распахнуто", хотя при этом сердце человека не сжимается и не расширяется. Это есть интеллектуальное или духовное состояние, для объяснения которого вы принуждены обратиться к чувственным образам. Вот другой пример. Вы говорите: "Такой-то далеко продвинулся", - хотя он пребывает в том же месте; или еще: "Такой-то занимает высокое положение", - хотя, как и все прочие, он ходит по земле. Сие возвышение и сие продвижение есть состояние духа и суть интеллектуальные реальности, но для описания их вы принуждены обращаться к зримым образам, поскольку во внешнем мире нет ничего, что не может быть воспринято с помощью чувств.
        Так свет считается символом знания, а мрак - символом невежества; но подумайте, разве знание есть видимый свет, или невежество - видимый мрак? Нет, это только символы. Сие есть интеллектуальные состояния, но если вы хотите выразить их через нечто внешнее, вы называете знание светом, а невежество - мраком. Вы говорите: "У меня на сердце было мрачно, а теперь просветлело". Итак, сей свет знания и сей мрак невежества есть интеллектуальные, а не чувственные реальности; но когда мы пытаемся объяснить что-то через реалии внешнего мира, нам приходится облекать их в чувственно воспринимаемые формы.
        Таким образом, очевидно, что голубь, опустившийся с неба на Христа, не был голубем материальным, но сие было духовное состояние, которое, для облегчения понимания, было выражено через этот зрительный образ. Так в Ветхом Завете сказано, что Бог явился в виде огненного столпа; но это не описание материальной формы; сие есть интеллектуальная реальность, выраженная через чувственно воспринимаемый образ.
        Христос говорит: "Отец в Сыне, и Сын в Отце". Разве Христос пребывал внутри Бога, или же Бог - внутри Христа? Во имя Бога, конечно же, нет! Напротив, сие есть интеллектуальное состояние, которое выражено в виде конкретного образа.
        Мы подошли к объяснению слов Бахауллы, когда Он заявляет: "О Царь! Я был всего лишь человек, как и прочие, пребывая во сне на Моем ложе, когда внезапно на Меня повеяло дыханием Всеславного, и Мне было дано знание всего прошедшего. Сие не от Меня, но от Того, Кто есть Всемогущий и Всеведущий"(2). Таково есть состояние Богоявления: оно не доступно восприятию; сие есть интеллектуальная реальность, пребывающая вне времени, независящая от прошлого, настоящего и будущего; сей образ есть объяснение, сравнение, метафора, и его не следует воспринимать буквально; это не есть такое состояние, которое человек способен охватить разумом. Сон и пробуждение есть переход из одного состояния в другое. Сон есть состояние покоя, а бодрствование есть состояние движения. Сон есть состояние молчания; бодрствование есть состояние изъяснения. Сон есть состояние пребывания втайне; бодрствование есть состояние явления.
(2)  Отрывок из письма к Шаху Насриддину.
        К примеру, у персов и арабов принято говорить, что земля спала, но пришла весна и земля проснулась; или, что земля была мертва, но пришла весна и земля ожила. Сии выражения есть метафоры, аллегории, объяснения мистического в мире значений.
        Говоря коротко, Священные Явители всегда были и вечно пребудут Сияющими Реальностями; в их сущности не имеют места ни изменения, ни вариации. До обнародования Своего явления Они пребывают в молчании и покое, подобно спящему, а после Своего явления Они вещают и светятся подобно очнувшемуся от сна.

 


(1)  Буквально - основным пунктом.
(2)  Отрывок из письма к Шаху Насриддину.

 

В сем священном стихе сказано: "Нет равного Ему, Который суть Заря Откровения(18), в Его Наивеличайшей Непогрешимости. Он есть, поистине, в мире творения воплощение слов, Бог творит то, что Он пожелает". Воистину, Всемогущий предержал сие право лишь за Собой, и никому не дано разделить сие священное и возвышенное превыше всего состояние"(19).
        Да будет вам известно, что непогрешимость бывает двух видов: неотъемлемая непогрешимость и благоприобретенная непогрешимость. Подобно тому, как есть знание неотъемлемое и знание приобретенное; это же относится и к другим свойствам и качествам. Неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, сие есть Их сущностное качество, а сущностное качество не может быть отделено от самой вещи. Лучи есть необходимая сущность солнца, и они неотделимы от него. Знание есть необходимая сущность Бога, и оно неотделимо от Него. Если бы можно было отделить знание от Него, то он не был бы Богом. Если бы лучи можно было отделить от солнца, то оно не было бы солнцем. Посему, если вообразить, что Наивеликая Непогрешимость отделена от высочайшего Явителя, то Он не будет высочайшим Явителем, и Он окажется лишен сущностных совершенств.
        Благоприобретенная непогрешимость не есть естественно присущее кому-то качество; напротив, она есть луч от щедрот непогрешимости, луч, что исходит от Солнца Истинной Сущности, озаряет сердца и отдает душам частицу себя. Хотя души сии не наделены неотъемлемой непогрешимостью, они тем не менее пребывают под покровительством Бога - это значит, что Бог хранит их от заблуждения. Так многие святые существа, не являющиеся зарницами Наивеликой Непогрешимости, были хранимы и оберегаемы от заблуждения под сенью покровительства и водительства Божьего, ибо они были проводниками милости от Бога к людям. Если бы Бог не оберегал их от заблуждения, то их заблуждение привело бы к тому, что души верующих оказались бы заблудшими, и через это рухнули бы основы Религии Бога, что не подобает Богу и недостойно Его.
        Сделаем вывод: неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, а приобретенная непогрешимость дарована каждой святой душе. Например, Всемирный Дом Справедливости(20), если Он установлен при соблюдении необходимых условий, - с избранием членов, осуществляющих представительство всех людей, - такой Дом Справедливости окажется под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством. Если такой Дом Справедливости вынесет единодушно или большинством голосов решение по какому-либо вопросу, не упомянутому в Книге, то такое решение и распоряжение Бог убережет от ошибки. Конечно, членам Дома Справедливости как индивидуумам не присуща неотъемлемая непогрешимость; но как целое собрание Дом Справедливости пребывает под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством: это именуется дарованной свыше непогрешимостью.
        Итак, сказано, что "Заря Откровения" есть воплощение слов "Он творит то, что Он пожелает"; сие есть особое свойство этого Священного Существа, прочие же не наделены сим неотъемлемым совершенством. Другими словами, поскольку высочайшие Явители определенно обладают неотъемлемой непогрешимостью, то все исходящее от Них есть истина и отражает реальность. Они не пребывают под сенью прежних законов. Все, что Они говорят, есть слово Божие, и все, что Они творят, есть праведное деяние. Ни один верующий не имеет ни малейшего права оспаривать сказанное Ими; положение верующего есть положение полного подчинения, ибо Явитель предстает облеченный совершенной мудростью - и потому, что бы высочайший Явитель ни говорил и ни делал, есть высшая мудрость и отражение реальности.
        Если кто-то не разумеет сокровенного смысла какой-либо из Его заповедей, то не должен противиться ей, ибо высочайший Явитель творит, что Он пожелает. Сколь часто бывало, что, когда мудрый, совершенный, знающий человек совершал какое-то деяние, то люди, будучи не в состоянии понять мудрость сего, возражали и удивлялись, что столь мудрый человек может говорить или делать такие вещи. Такое несогласие происходит от невежества, а разум мудреца чист и свободен от заблуждения. Подобным образом искусный врач при лечении больного поступает по своему усмотрению, и больной не имеет права роптать; что врач говорит и делает, то правильно; следует видеть в нем проявление слов "Он творит то, что Он пожелает, и повелевает то, что Ему угодно". Определенно ясно, что врач прибегнет к каким-то лекарствам вразрез с представлениями других людей; но не допускается возражений со стороны тех, кто не наделен ученостью и познаниями в медицинском искусстве. Во имя Бога, нет! Напротив, всем следует слушаться и исполнять предписания искусного врача. И это значит, что искусный врач творит то, что пожелает, а больные не наделены сим правом. Прежде должно быть подтверждено умение врача; но после того, как его умение установлено, врач делает то, что считает нужным.
        Также и в случае, когда военачальник не имеет равных себе в военном искусстве, то, отдавая распоряжения и команды, он поступает, как пожелает. Если капитан судна сведущ в искусстве кораблевождения, то, отдавая какие бы то ни было распоряжения и команды, он поступает как пожелает. И поскольку истинный наставник есть Совершенный Человек, то, отдавая Свои распоряжения и команды, Он поступает, как пожелает.
        Коротко говоря, значение фразы "Он творит то, что Он пожелает" таково, что если Явитель утверждает что-либо или что-то повелевает, или совершает, а верующие не понимают мудрости сего, то они все равно не должны противиться этому ни единой своей мыслью, но должны стараться понять, почему Он это сказал или почему Он так поступил. Прочие души, пребывающие под сенью высочайших Явителей, должны подчиняться предписаниям Закона Божиего и не должны ни на волосок отходить от него; они должны сообразовывать свои дела и слова с Законом Божиим. Если они отклоняются от него, то они ответят перед Богом и будут судимы Им. Определенно ясно, что к ним не относится дозволение "Он творит то, что Он пожелает", ибо сие подобает только высочайшим Явителям.
        Так, Христос - да будет моя душа принята в жертву за Него! - был воплощением слов "Он творит то, что Он пожелает", но ученикам не подобало сие положение; ибо, поскольку они пребывали под сенью Христа, они не могли отступить от Его предписаний и воли.

 


(18)  Явитель Бога.
(19)  Китаб-и-Акдас: т.е. Самая Священная Книга. Главный труд Бахауллы, в котором содержится большинство заповедей. Это основа принципов Веры Бахаи.
(20)  Дом Справедливости (Baytu'l-Adl) есть учреждение, созданное Бахауллой. Здесь идет речь о двух  уровнях  сего учреждения: Местные Дома Справедливости, ответственные за дела в каждом городе или селении, и Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха в Своем Волеизъявлении и Завещании добавил учреждение промежуточного уровня, Промежуточные Дома Справедливости. Непогрешимостью наделен только Всемирный Дом Справедливости. В настоящее время, чтобы подчеркнуть чисто духовный характер их функций, Местные и Промежуточные Дома  Справедливости именуются  Местными и Национальными  Духовными Собраниями.

 

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook