Да будет вам известно, что состояния существования сводятся к состояниям служения, пророчествования и Божественности, но совершенства божественные и совершенства, исходящие от них, беспредельны. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что и внешние совершенства существования также беспредельны, ибо вы не сможете указать существо настолько совершенное, чтобы невозможно было вообразить более совершенное существо. Например, вы не сможете найти такой рубин в царстве минералов, такую розу в растительном царстве или такого соловья в царстве животных, чтобы нельзя было представить, что существуют образцы лучше этих. Как бесконечны божественные щедроты, так же бесконечны и человеческие совершенства. Если можно было бы достичь предела совершенства, тогда отдельные реально существующие вещи достигали бы состояния независимости от Бога, иначе говоря, зависимое достигало бы состояния абсолюта. Но для каждого существа имеется предел, за который оно не может перейти - это значит, что тот, кто пребывает в состоянии служения, как бы далеко он ни продвинулся на беспредельном пути совершенствования, никогда не достигнет состояния Божества. Таким же образом дело обстоит и с прочими созданиями. Минерал, какого бы развития он не достиг в царстве минералов, не может обрести возможности растения. Так и цветок, - как бы он ни развивался в растительном царстве, в нем не явится способность чувствовать. Вот этот металл, серебро, не может обрести способности слышать или видеть; для него возможно лишь совершенствование в пределах своего состояния и в качестве минерала, но ему не дано обрести способности к чувственному восприятию или же приобщения к жизни; развитие для него возможно лишь в пределах его собственного состояния.
        Например, Петр не может стать Христом. Все, что он может сделать, в пределах своего состояния служения - это развить в себе бесконечные совершенства; ибо каждое существующее создание наделено способностью к совершенствованию. Как дух человека после разрушения материальной оболочки имеет жизнь вечную, так же определенно, что всякое создание наделено способностью к развитию; потому-то и позволительно просить о совершенствовании, прощении, помиловании, милосердии и блаженстве для умершего человека, ибо в существовании заложена способность к развитию. Вот почему в молитвах Бахауллы содержатся просьбы о прощении и отпущении грехов для умерших. Более того, как в этом мире люди нуждаются в Боге, так же они будут нуждаться в Нем и в мире ином. Создания постоянно пребывают в нужде, а Бог - абсолютно независим, в этом ли мире или в мире ином.
        Блаженства мира иного - в близости к Богу. И тем, кто близок к Божественному Двору, дозволено быть заступниками, и сие заступничество одобряется Богом. Но заступничество в мире ином не такое, как в этом мире. Это нечто отличное, и сущность его отличная и не может быть выражена словами.
        Если состоятельный человек перед смертью оставляет завещание в пользу бедных и обездоленных и отдает часть своего состояния на их нужды, это деяние, возможно, послужит его прощению и отпущению грехов и его развитию в Царствии Божием.
        Так, отец и мать переживают величайшие волнения и испытывают множество трудностей при воспитании детей; и зачастую, когда дети достигают возраста зрелости, их родители уходят в мир иной. Редко бывает, чтобы отец и мать были вознаграждены за их заботы и труды, которые они претерпели из-за своих детей в этом мире. Потому дети, в благодарность за сии заботы и труды, должны проявлять сострадание и милосердие и молить о прощении и отпущении грехов для своих родителей. Так вы должны, в благодарность за любовь и доброту, проявленную к вам вашим отцом, подавать бедным за него, с величайшим смирением и скромностью молить о прощении и отпущении грехов и просить о милости свыше.
        Возможно даже, что положение тех, кто умер в грехе и неверии, может измениться, то есть им может быть даровано прощение по милости Божией, а не по справедливости Его, ибо милость есть незаслуженный дар, а справедливость - воздаяние по заслугам. Нам дана возможность молиться на земле за эти души, и точно так же мы будем иметь эту возможность в мире ином, который есть Царствие Божие. Разве люди в мире ином перестают быть творениями Бога? Потому и в мире ином они также сохраняют способность к развитию. Как здесь можно достигнуть просветления через молитву, так и там можно умолить о прощении и получать просветление в ответ на мольбы и страстные просьбы. Таким образом, как в этом мире через мольбы, просьбы и молитвы, возносимые праведными, души могут обрести развитие, так же обстоит дело и после смерти. Они могут духовно расти благодаря собственным молитвам и мольбам и особенно благодаря заступничеству Святых Явителей.

Вчера мы рассуждали о бессмертии духа. Да будет вам известно, что человеческий дух обладает двумя разными способностями и возможностями постижения - это два разных способа и два пути восприятия. Один способ постижения происходит путем использования инструментов и органов: так при помощи глаза человек видит; при помощи уха он слышит; при помощи языка он говорит. В этом проявляется действие духа и сие есть способ постижения сущности человека посредством органов - иначе говоря, дух есть видящий глазами; дух есть слышащий ухом; дух есть говорящий языком.
        Другой вид проявления способностей и деятельности духа происходит без помощи инструментов и органов. Например, в состоянии сна человек видит без помощи глаз; без помощи уха он слышит; без помощи языка он говорит; без помощи ног он бежит. Короче говоря, все эти действия осуществляются без помощи инструментов и органов. Сколь часто случается, что во сне является видение, смысл которого становится ясным через несколько лет после этого в соответствующих обстоятельствах. А сколь часто случается, что на вопрос, который человек не в состоянии разрешить наяву, дается ответ в царстве сновидений. Когда человек бодрствует, глаз видит лишь на определенном расстоянии, в состоянии же сна можно, находясь в одной части света, увидеть другую. Бодрствуя, человек зрит настоящее; во сне он провидит будущее. Наяву человек может преодолевать самое большее двадцать фарсахов(18) в час, при этом пользуясь средствами скоростного передвижения; во сне в одно мгновение ока он облетает весь мир. Ибо дух путешествует двумя различными способами: без помощи каких-либо средств - сие есть духовное путешествие; и прибегая к различным средствам, и сие есть путешествие материальное: так, крылатые летают, бескрылых перевозят.
        Во время сна тело как бы мертво; оно утрачивает зрение и слух; оно не ощущает; в нем нет сознания, нет восприятия - иначе говоря, способности человека пребывают в бездействии, но дух живет и действует. Более того, его проницательность становится острее, его полет - выше, его сознание - глубже. Полагать, что после смерти тела дух гибнет - это то же, что воображать, будто сидящая в клетке птица погибнет, если сломать клетку, тогда как птице нечего бояться разрушения клетки. Наше тело подобно клетке, а дух - птице. Мы видим, что и без клетки птица сия не гибнет, живет и парит в царстве сна; если клетка сломана, птица не гибнет, а продолжает существовать. При этом ее ощущения становятся более сильными, восприятие - более острым, а сама она - более счастливой. Воистину, из ада она воспаряет в райские кущи наслаждений, ибо для благодарных птиц нет большего рая, нежели освобождение из клетки. Вот почему с величайшей радостью и восторгом мученики жертвуют собой.
        В состоянии бодрствования глаз человека видит не дальше, чем на расстояние одного часа пути(19), ибо здесь сила духа ограничена возможностями тела; но при помощи внутреннего видения и духовного ока можно узреть Америку и понять, что происходит там, можно увидеть истинное состояние вещей, можно влиять на события. Однако, если бы дух и тело были одинаковы, то внутреннее видение неизбежно было бы ограничено так же, как и внешнее. Поэтому, очевидно, что дух отличается от тела, так же как птица отличается от клетки, и что возможности и проницательность духа больше, когда тело не мешает. Ведь даже когда инструмент отложен, хозяин инструмента продолжает действовать. Возьмите, к примеру: перо отложено или сломано, но тот, кто им писал, живет и здравствует; дом разрушен, но его хозяин жив и существует. Вот одно из логических доказательств бессмертия души.
        Но есть и другое: тело может ослабеть или отяжелеть, оно может болеть или выздоравливать; оно устает и восстанавливает силы; бывает, что рука или нога ампутированы или физические силы подорваны; тело может ослепнуть, оглохнуть, онеметь; его члены могут оказаться парализованными; короче говоря, тело может стать несовершенным во всех отношениях. Тем не менее дух в своем естественном состоянии, в своей изначальной духовной способности постигать остается вечным и неизменным; он не теряет совершенства, не становится ущербным. Однако когда все тело оказывается под бременем болезни и несчастий, оно лишается щедрот духа, как зеркало, будучи разбитым, грязным или пыльным, не отражает более лучи солнца и не являет его щедроты.
        Мы уже объясняли, что дух человека не находится в теле, ибо он ни с чем не связан и свободен, он не входит и не выходит, ибо вход и выход суть характеристики телесного мира. Связь духа с телом подобна связи солнца с зеркалом. Иначе говоря, дух человека пребывает в одном состоянии. Он не становится больным от телесных недугов и не излечивается телесным здоровьем; он не заболевает, не ослабевает, он не становится жалким, убогим, невзрачным, маленьким, то есть дух не ущемляется несовершенствами тела, и на нем не сказывается то, что тело становится слабым, или то, что руки, ноги,  язык оказываются отрезанными, и даже то, что тело теряет способность слышать или видеть. Посему, очевидно и несомненно, что дух отличен от тела и что его существование не зависит от продолжительности существования тела; напротив, дух во всем своем величии царит над телесным миром; и его сила и влияние, подобно щедротам солнца в зеркале, очевидны и явны. Но если зеркало покроется пылью или разобьется, оно перестанет отражать лучи солнца.

 


(18)  Один фарсах равняется приблизительно четырем милям.
(19)  В Персии в обычае измерять расстояние через время.

 

  Показав, что дух человеческий существует (14), нам теперь надлежит доказать его бессмертие.
        О бессмертии духа говорится в Священных Книгах; это есть основа основ божественных религий. Известно, что наказания и вознаграждения бывают двух видов: первое - вознаграждение и наказание в этой жизни; второе - воздаяния в мире ином. Существование рая и ада обнаруживается во всех мирах Бога, и в мире этом, и в высших духовных мирах. Заслужить сии вознаграждения значит заслужить жизнь вечную. Вот почему Христос говорил: "Поступайте так, чтобы заслужить жизнь вечную, чтобы вы могли родиться от воды и Духа, чтобы вы могли войти в Царствие Божие"(15).
        Вознаграждения в этой жизни есть добродетели и совершенства, которые украшают сущность человека. Например, человек был темен, а стал просвещен; он был невежествен, а стал мудр; он был нерадив, а стал усерден; он пребывал во сне, а теперь бодрствует; он был мертв и обрел жизнь; он был слеп, и прозрел; он был глух, и услышал; он был привязан к земле, и устремился к небу; он был материален, и стал духовен. Через сии вознаграждения человек обретает духовное рождение и становится новым созданием. Он становится олицетворением евангельской строки об учениках, в которой говорится, что они "не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились"(16) - иными словами, что они очистились от низменных качеств и свойств, присущих человеческой натуре, и украсились божественными качествами, что от щедрот Бога. Вот в чем заключается второе рождение. Для таких людей нет большей муки, чем отдаление от Бога, нет более сурового наказания, чем плен плотского греха, темных страстей, низости натуры, животного вожделения. Когда свет веры разгоняет тьму пороков, когда луч Солнца Истинной Сущности озаряет их и украшает сиянием добродетелей, то они почитают это сие за величайшую награду и прозревают, в этом истинный рай. В то же время они считают духовным наказанием зависимость от мира природы, отдаление от Бога, грубость и невежество, плотские страсти, слабости, низводящие человека до уровня животного, пороки, подобные лживости, властолюбию, жестокости, суетности, сатанинские устремления - в этом заключена для них кара и мука земная. Нет для них худшего наказания и пытки, чем это.
        Воздаяние же в мире ином - это жизнь вечная, о которой говорится во всех Священных Книгах, это божественные совершенства, бесконечные щедроты и непреходящее блаженство. Воздаяние в мире ином - это совершенства и покой, обретаемые в духовных мирах после ухода из этого мира, а награда земной жизни - это истинные сияющие совершенства, которые достигаются на земле и приводят к жизни вечной, ибо они и составляют восхождение существования. Сие подобно тому, как человек развивается и переходит от состояния зародыша к состоянию зрелости и становится олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов"(17). Воздаяние в мире ином есть покой, духовная благодать, духовные дары Царствия Божия, исполнение желаний сердца и души и встреча с Богом в мире вечности. А наказание в мире ином - иначе говоря, муки иного мира - в лишении особой божественной благодати и небесных милостей и падении на низшие ступени существования. Тот, кто лишен сих божественных благ, хотя и продолжает существовать после смерти, почитается за мертвого людьми истины.
        Логическим доказательством бессмертия души является то, что несуществующая вещь не может иметь признаков - иначе говоря, невозможно, чтобы из абсолютного несуществования явились какие-либо знаки, ибо знаки являются вследствие существования, и следствие находится в зависимости от существования причины. Так от несуществующего солнца не может исходить свет; из несуществующего моря не вздымаются волны; из несуществующего облака не падает дождь; несуществующее дерево не приносит плодов; несуществующий человек ничего не являет и не создает. Значит, когда имеются признаки существования, они есть доказательства того, что то, чему принадлежат признаки, существует.
        Подумайте, ведь и ныне Царствие Христово существует. А как могло бы явиться столь великое царство от несуществующего царя? Как из несуществующего моря могли бы вздыматься столь высоко волны? Как из несуществующего сада могли бы разноситься столь благоуханные ветры? Подумайте, ведь ни проявления, ни следа, ни воздействия не остается ни от одного существа после того, как его члены распались и элементы рассеялись, будь то минерал, растение или животное. И только человеческая сущность и дух человека после распада членов, рассеяния частей и разрушения состава не исчезает, но продолжает действовать и сохраняет силу.
        Это чрезвычайно тонкий вопрос: вдумайтесь в него. То, что мы высказали, есть рациональное доказательство, и мудрый может взвесить сие на весах разума и справедливости. Но если человеческий дух возрадуется и устремится к Царствию Божию, если откроется внутреннее зрение, укрепится духовный слух и возобладают духовные чувства, то человек узрит бессмертие духа столь же ясно, как видит солнце, и добрые вести и знамения Бога откроются ему.
        Завтра мы добавим к сказанному иные доказательства.

 


(14)  Вопрос 48 - "Различия между человеком и животным"
(15)  Евангелие от Иоанна 3:5.
(16)  Евангелие от Иоанна 1:13.
(17)  Коран 23:14.

Вопрос. - До какой степени способно разумение человека постигнуть Бога?

        Ответ. - Сей вопрос требует времени и заниматься его разъяснением вот так, за столом, нелегко; тем не менее мы коротко обсудим это.
        Да будет вам известно, что существует два вида знания: знание основной сущности вещи и знание ее качеств. Основная сущность вещи познается через ее качества; в противном случае сущность остается непонятой и сокрытой.
        Поскольку наше знание вещей, даже бренных вещей мира творения, есть знание их качеств, а не их сущности, то как можно постичь природу Божественной Сущности, которая беспредельна? Ибо постигается не внутренняя основная сущность любой вещи, но только ее свойства. Например, внутренняя сущность солнца не известна, но его познают по его свойствам, которые есть тепло и свет. Внутренняя сущность человека не известна и не видна явно, но по ее свойствам о ней судят и ее познают. Так всякая вещь известна по ее свойствам, а не по внутренней сущности. Хотя разум и охватывает все вещи, и существа внешнего мира постигаются им, тем не менее эти существа остаются непознанными в их внутренней сущности; они познаются только в отношении их свойств.
        Таким же образом вечный и бессмертный Господь, Который в святости Его остается вне разумения и понимания, может быть понят в Своей сокровенной сущности? Иначе говоря, как вещи могут быть поняты только по их свойствам, а не в их сущности, то определенно, что Божественная Реальность не познаваема в Его сущности, а постигаема только в части ее свойств. К тому же, как преходящая реальность может охватить Предсущую Реальность? Ибо постижение есть результат охватывания - для того, чтобы постичь, следует прежде объять, - а ведь Сущность Единства всеобъемлюща, но сама необъятна.
        Кроме того, в самой принадлежности к различным уровням существования заключено препятствие для постижения. Например, вот этот камень принадлежит к царству минералов; какой бы ступени не достигло его развитие, способность к росту останется для него недоступной. Растениям, деревьям, как бы они ни развивались, не дано обрести способность видеть или воспринимать с помощью других чувств; а животное не может представить состояние человека, то есть его духовные возможности. Различие состояний составляет препятствие для познания; низшая ступень не может постичь высшую ступень. Каким же образом то, что преходяще, может постичь Предсущее Существование? Посему познание Бога означает постижение и познание Его качеств, а не Его Сущности. Такое познание качеств к тому же зависит от возможностей и способностей человека; оно не абсолютно. Философия заключается в том, чтобы постичь сущность вещей в их существовании настолько, насколько это позволяют возможности и способности человека. И значит то, что преходяще, может познать свойства Предсущего только в той степени, насколько это в силах и возможностях человека. Таинство Божественного освящено и поднято над разумением существ, ибо все, что является в воображении, доступно пониманию человека, а человеческая способность к познанию не поднимается до понимания Божественной Сущности. Единственное, что человек может осознать - это свойства Божественного, отблеск которого зримо проявляется во внешнем мире и внутри душ человеческих.
        Когда мы взираем на мир и всматриваемся в души человеческие, мы зрим дивные знаки божественных совершенств, явные и очевидные; ибо в сущности вещей проступает Вселенская Сущность. Сущность Божественного можно уподобить солнцу, которое с высот своего великолепия сияет надо всеми горизонтами; и на каждый горизонт, и на каждую душу ложится отблеск этого сияния. Если бы не было этого света и этих лучей, не было бы ничего; все сущее отражает высшее нечто, все питается от этих лучей и от этого света. Блеск совершенств, щедрот и свойств Бога ярко сияет и отражается в сущности Совершенного Человека - Несравненного, высочайшего Явителя Бога. На прочие существа падает лишь один лучик, а высочайший Явитель предстает как зеркало, отражающее Солнце во всей полноте его совершенств, свойств, проявлений и чудес.
        Познание Сущности Божественного невозможно и недостижимо, но познание Явителей Бога равносильно познанию Бога, ибо щедроты, величие и божественные свойства открыты в Них. И посему, если человек познает Явителей Бога, он познает и Бога; а если человек пренебрежет познанием Святых Явителей, то будет лишен знания Бога. Итак, установлено и доказано, что Святые Явители есть средоточие щедрот, знамений и совершенств Бога. Блаженны те, на кого изливается из сияющих Зарниц свет божественных щедрот!
        Мы надеемся, что Друзья Бога, исполнившись магнетической силы, будут притягивать щедроты сии из самого источника и что они восстанут в блеске такого сияния и таких знамений, что станут очевидными свидетельствами Солнца Сущего.

Вопрос. - Какова степень человеческой способности к восприятию и чем она ограничена?

        Ответ. - Да будет вам известно, что есть разные виды способности восприятия. Низшая степень способности восприятия - у животных, - иначе говоря, это естественное чувство, которое проявляется в возможностях ощущений и которое именуется чувственным восприятием. Это свойство общее для людей и животных; более того, некоторые животные по части ощущений одарены богаче человека. Но в роде человеческом способности к восприятию отличаются и зависят от положения человека.
        Первый уровень восприятия в мире природы - это восприятие через наделенную разумом душу. Эта способность восприятия - общая для всех людей, независимо от того, нерадивы они или прилежны, верующие или скептики. Сия наделенная разумом человеческая душа есть творение Бога; она объемлет все прочие творения и возвышается над ними; будучи более возвышенной и благородной, она способна охватить мир. Наделенная разумом душа способна проникать в истинную сущность вещей, постигать особенности всех существ и открывать тайны бытия. Все науки, знания, искусства, дивные достижения, учреждения, открытия и предприятия есть результат использования интеллектуальной способности наделенной разумом души. Было время, когда все это было неведомо и сокрыто, пребывало втайне; наделенная разумом душа постепенно открывала все это и перемещала из области неведомого и сокрытого в пределы видимого. Это величайшая в природе сила познания, которая на вершинах своего полета и парения постигает истинную сущность вещей, свойства и взаимосвязь существ зависимого мира.
        Всемирный же божественный разум, выходящий за пределы природы, есть милость Предсущей Силы. Сей всемирный разум божественен; он объемлет все сущности мира и озарен светом таинств Бога. Это сознающая сила, в отличие от силы исследования и изучения. Интеллектуальная сила в природном мире есть исследовательская способность, и благодаря ее исследованиям познаются сущность и свойства всех форм существования; божественная же интеллектуальная сила, стоящая над природой, объемлет все, все ведает, все знает, во все проникает, причастна таинствам, имеет доступ к сущности и божественным знамениям, она есть открыватель сокрытых истин Царствия Божия. Сия божественная сила знания есть особое свойство Явителей Божиих и Зарниц пророчества; лучи ее света падают на зеркала сердец праведных, доля и частица этой силы дается им через Явителей Бога.
        Явители Бога имеют три состояния: физическое состояние; состояние наделенной разумом души; состояние явления совершенства и божественного великолепия. Тело постигает вещи в соответствии со степенью своих возможностей в физическом мире; потому-то иногда оно отмечено признаками физической слабости. Например: "Я пребывал во сне и в забытьи; Божье дуновение снизошло на Меня и пробудило Меня и повелело Мне возгласить Слово"; или когда Христос на тридцатом году от рождения был крещен, и Святой Дух сошел на Него; до того Святой Дух не являл себя в Нем. Все приведенные примеры относятся к телесному состоянию Явителей; но божественное Их состояние объемлет все сущее, ведает все тайны, раскрывает смысл всех знамений и владычествует надо всем; и до и после Их миссии это неизменно. Вот почему Христос сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец"(13) - то есть иными словами, никогда не было и никогда не будет никакой перемены и никакого изменения во Мне.

 


(13)  Откровение Святого Иоанна Богослова 22:13.

 

Вопрос. - Сколько типов характеров насчитывается среди людей, и каковы причины различий и разнообразия среди людей?

        Ответ. - Человек наделен врожденным характером, унаследованным характером и приобретенным характером, который является результатом воспитания и образования.
        В отношении врожденного характера можно сказать, что, хотя божественное творение совершенно и благо, все же при этом вследствие различий в степени проявления происходит разнообразие естественных качеств в человеке; все совершенны, но при этом более или менее, в зависимости от степени. Так, всему человечеству присущи интеллект и способности, но уровень интеллекта, способности и достоинства людей различны.
        Например, возьмем нескольких детей из одной семьи, из одной местности, из одной школы, которых учит один учитель, которые одинаково питаются, живут в одних и тех же климатических условиях, одинаково одеты и изучают одни и те же науки - совершенно ясно, что среди этих детей одни окажутся одаренными, другие проявят средние способности, а третьи будут просто отстающими. Итак ясно, что в естественных условиях в природе существуют различия в степени проявления качеств и разнообразие достоинств и способностей. Такие различия не относятся к категории добра и зла, но отражают лишь разницу в степени. Один наделен высшей степенью проявления качеств, другой - средней, а третий - низшей степенью. Так в мире существует человек; животное, растение и минерал также существуют, но различны степени этих четырех существований. Сколь велика разница между существованием человека и животного! И все же и одно и другое есть существование. Очевидно, что в существовании имеются различия в степенях.
        Разнообразие унаследованных качеств исходит от силы или слабости конституции, то есть можно сказать, что когда оба родителя слабы, то их дети будут слабы; если родители крепки, то и дети будут крепышами. Подобным же образом большую роль играет чистота крови; ибо чистое происхождение подобно чистопородности у растений и животных. Например, мы наблюдаем, что дети, родившиеся от слабых и хилых родителей, обычно имеют слабую конституцию и плохие нервы; они болезненны, не наделены ни терпением, ни выдержкой, ни решительностью, ни сдержанностью, они вспыльчивы; ибо дети наследуют слабость и болезненность своих родителей.
        Кроме того, некоторым семьям и коленам даруется особое благословение. Так, особым благословением является то, что все Пророки из детей Израиля вышли из потомков Авраама. Таково благословение Бога этому колену: Моисей принадлежал ему по отцовской и по материнской линии, Христос - по материнской линии; Мухаммад и Баб также происходят из этого колена, как и все Пророки и Явители Святости в Израиле. Благословенная Краса(10)  также является прямым потомком Авраама, ибо у Авраама кроме Измаила и Исаака были и другие сыновья, которые во дни оны переселились в земли Персии и Афганистана, и Благословенная Краса - один из их потомков.
        Таким образом, очевидно, что наследование характера также имеет место, и притом до такой степени, что если характеры людей не соответствуют их происхождению, то, несмотря на кровное родство, духовно они не считаются членами семьи, как Ханаан(11), который не считается потомком Ноя.
        Различия же достоинств в плане культурного развития весьма велики, ибо образование и воспитание оказывают огромное влияние. Образование и воспитание обращают невежественного человека в образованного; трусливый становится храбрецом. В результате культивирования кривая ветвь выпрямляется; кислые и терпкие горные и лесные плоды становятся сладкими и приятными на вкус; а пятилепестковый цветок превращается в столепестковый. Образование делает дикие народы цивилизованными, ведь даже животные одомашниваются. Образование и воспитание следует рассматривать как наиважнейшие факторы, ибо как в мире телесном болезни весьма заразительны, так и достоинства духа и сердца человеческого также способны передаваться. Влияние образования и воспитания всеобъемлюще, порождаемые ими различия велики.
        Возможно кто-то скажет, что, поскольку способности и достоинства людей различаются, то эти различия в способностях определенно приводят к различию характеров(12).
        Но это не так, ибо способности бывают двух видов: естественные и приобретенные. Первые, дарованные Богом, заключают в себе только благо - в творении Бога нет зла; а вот приобретенные способности являются причиной появления зла. Например, Бог создал всех людей таким образом и дал им такое строение и такие свойства, что сахар и мед им полезны, а яд вреден и разрушителен. Таковы врожденная природа и врожденное строение, и они даны Богом и равно присущи всем людям. Но вот человек начинает понемногу приучать себя к яду, принимая его ежедневно в небольших количествах и постепенно увеличивая дозу, и вот он достигнет такого состояния, когда уже не может жить, не принимая ежедневно по грамму опиума. Таким образом естественные способности оказываются полностью извращены. Видите, как сильно можно воздействовать на естественные способности и строение, которые под влиянием различных привычек и упражнений оказываются совершенно извращены. В порочных людях следует порицать не их врожденные способности и их природу, а их приобретенные способности и природу.
        В творении нет зла; все благо. Определенные качества и наклонности, присущие некоторым от рождения и явно заслуживающие осуждения, в действительности таковыми не являются. Например, с самого начала жизни младенца мы можем увидеть в нем признаки жадности, гнева и вспыльчивости. Казалось бы, можно сказать, что доброе и злое изначально присутствуют в человеческой сущности, но это противоречит полной благости природы и творения. Ответ на это таков - жадность, то есть стремление добиваться все большего и большего, есть похвальное качество, если оно правильно используется. Так, если человек жаден до знаний и наук или жаждет проявить сочувствие, щедрость и добиться справедливости, то это весьма похвально. Если он направляет свою ярость и свой гнев против кровавых тиранов, подобных свирепым животным, это весьма похвально; но если человек использует эти качества неправильно, то они достойны порицания.
        Итак очевидно, что в творении и в природе зла вообще не существует; но если естественные качества человека используются в нарушение закона, то они достойны порицания. Так, если богатый и щедрый человек дает деньги бедняку на его нужды, а бедняк тратит их недостойным образом, то это заслуживает порицания. И так же обстоит дело со всеми естественными качествами человека, составляющими сокровище жизни; если они используются и проявляются в нарушение закона, то они заслуживают порицания. Отсюда ясно, что в творении заключено только благо. Подумайте о том, что худшим из качеств и наигнуснейшим из свойств, порождающим все зло, является ложь. Нельзя представить худшее или заслуживающее более сурового порицания качество, чем ложь; она - разрушитель всех человеческих совершенств и источник неисчислимых пороков. Хуже свойства не бывает; ложь есть основание всех зол. Тем не менее, если доктор успокаивает больного, говоря: "Слава Богу, вам уже лучше, есть надежда на ваше выздоровление", - хотя эти слова не соответствуют истине, они все же могут утешить пациента и оказаться переломным моментом в ходе болезни. В таком случае ложь не заслуживает порицания.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего!

 


(10)  Бахаулла.
(11)  Бытие 9:25.
(12)  Т. е. получается, что людям нельзя поставить в вину их характеры.

 

В человеке присутствуют пять внешних чувств, которые есть действующие силы восприятия, то есть можно сказать, посредством этих пяти чувств человек постигает материальный мир. Это зрение, которое воспринимает видимые формы; слух, который воспринимает слышимые звуки; обоняние, воспринимающее запахи; вкус для восприятия пищи; и осязание, действующее во всех частях тела и воспринимающее осязаемые вещи. Эти пять чувств служат для восприятия внешнего мира.
        Человек также наделен духовными способностями: воображением, которое придумывает вещи; мышлением, которое анализирует сущность вещей; разумением, которое проникает в истинную сущность вещей; памятью, которая хранит все, что человек воображает и постигает, все его размышления. Посредником между пятью внешними чувствами и внутренними способностями является разум, равно принадлежащий и тем, и другим, - иными словами разум, действующий как посредник между внешними и внутренними способностями, передает внутренним способностям то, что отметили внешние способности. Потому он называется общей способностью, ибо служит сообщению между внешними и внутренними способностями и, таким образом, является общим звеном для внешних и внутренних способностей.
        Например, зрение есть одно из внешних чувств; оно воспринимает сей цветок, затем передает это ощущение внутренней способности - общей способности, - которая передает это восприятие воображению, которое в свою очередь в процессе представления создает данный образ и передает его мышлению; мышление, проникнув в сущность, передает ее разумению; разумение, по завершении процесса постижения, передает образ воспринятого объекта памяти, которая удерживает его в своих хранилищах.
        Внешних чувств пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
        Внутренних способностей также пять: общая способность, а также воображение, мышление, разумение и память.

Вопрос. - Чем различаются разум, дух и душа?

        Ответ. - Ранее было разъяснено, что дух повсеместно подразделяется на пять категорий: дух растений, дух животных, дух человеческий, дух веры и Святой Дух.
        Дух растений есть способность расти, которая пробуждается в семени под воздействием других форм существования.
        Дух животных есть возможность всех способов чувственного восприятия, которые являются результатом сочетания и смешения элементов; когда данное сочетание перестает существовать, то сила эта также гибнет и уничтожается. Это можно сравнить с лампой: когда горючее, фитиль и огонь совмещены, то лампа горит; а когда это сочетание распалось, то есть когда элементы сочетания оказываются отделены друг от друга, то лампа гаснет.
        Человеческий дух, который отличает человека от животного, есть наделенная разумом душа, и эти два имени - человеческий дух и наделенная разумом душа - обозначают одно то же. Этот дух, а по терминологии философов - наделенная разумом душа, объемлет все существующее, и, насколько позволяют человеческие возможности, проникает в истинную сущность вещей и осознает их особенности и взаимосвязь, познает качества и свойства существ. Но человеческий дух, если он не питается духом веры, остается отторгнутым от божественных тайн и от божественной истинной сущности вещей. Он подобен зеркалу, которое, даже будучи чистым, отполированным и ясным, все же нуждается в том, чтобы свет озарил его. Пока луч солнца не озарит его, оно не сможет приобщиться божественных тайн.
        Разум же есть способность, сила человеческого духа. Дух есть светильник; разум есть свет, исходящий от светильника. Дух есть дерево, а разум есть плод. Разум есть совершенство духа и его существенно важное свойство, так же, как солнечные лучи есть существенно необходимое свойство солнца.
Сие объяснение, хотя и коротко, но исчерпывающе; посему, поразмышляйте над ним, и, если будет на то воля Бога, вы постигнете все тонкости.

Вопрос. - В Библии говорится, что Бог вдохнул душу в тело человека. Каков смысл этих слов?

        Ответ. - Да будет вам известно, что происхождение может быть двух видов: происхождение и возникновение путем эманации и происхождение и возникновение путем явления. Происхождение путем эманации подобно совершению действия действующим лицом, появлению написанного текста от руки пишущего. Так текст происходит от пишущего, и речь истекает от говорящего, и подобным же образом человеческий дух исходит от Бога. Он не являет собою Бога, то есть никакая часть не отделяется от Божественной Сущности и не входит в тело человека. Нет, как речь истекает от говорящего, так же и дух появляется в теле человека.
        Происхождение же путем явления есть явление сущности вещи в других формах, наподобие явления дерева из семени дерева или наподобие явления цветка из семени цветка, ибо само семя проявляется в форме ветвей, листьев и цветов. Это именуется происхождением путем явления. Дух людей относительно Бога находится в зависимости, ибо происходит через эманацию, так же как речь исходит от говорящего или как текст исходит от пишущего - ведь сам говорящий не обращается в речь и сам пишущий не обращается в текст; нет, речь и тест происходят через эманацию. Говорящий обладает совершенной способностью и возможностями, а речь истекает от него, так же как действие появляется от действующего лица. Истинный Говорящий, Суть Единства, всегда пребывал в одном состоянии, которое не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Он есть Вечный, Бессмертный. А посему человеческие души происходят от Бога путем эманации. И когда в Библии говорится, что Бог вдохнул Свою душу в человека, то дух сей, подобно тому как речь исходит от человека, исходит от Истинного Говорящего и воплощается в сущности человека.
        Происхождение же путем явления (если под этим подразумевается явление божественного, а не разделение на части), как мы уже говорили, есть происхождение и возникновение Святого Духа и Слова, исходящих от Бога. Как сказано в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога"(7) - в этом смысле Святой Дух и Слово суть явления Бога. Дух и Слово означают божественные совершенства, явившиеся в Сущности Христа, и эти совершенства были у Бога; так солнце являет свое великолепие в зеркале. Ибо Слово не обозначает физическое тело Христа, нет, оно обозначает божественные совершенства, явленные в Нем. Ибо Христос был как чистое зеркало, обращенное к Солнцу Истинной Сущности, то есть совершенства Солнца Истинной Сущности, его свет и тепло отражались и являлись в сем зеркале. Если мы смотрим в зеркало и видим солнце, то мы говорим: "Это солнце". Таким образом, Слово и Святой Дух, обозначающие совершенства Бога, есть божественные явления. Вот в чем смысл стиха из Евангелия от Иоанна, гласящий: "Слово было у Бога, и Слово было Бог"(8); ибо божественные совершенства не отличаются от Сущности Единого. Совершенства Христа именуются Словом потому, что все существа пребывают в состоянии букв, а одна буква не несет полного значения, тогда как совершенства Христа имеют силу слова, ибо в слове заключено полное значение. Поскольку Сущность Христа явилась проявлением божественных совершенств, постольку она была уподоблена слову. Почему? Потому, что Он есть собрание совершенных значений. Вот почему Он назван Словом.
        И знайте, что происхождение Слова и Святого Духа от Бога, которое есть происхождение и возникновение путем явления, не следует понимать в том смысле, что Божественная Сущность оказалась разделена на части или стала множественной или что она снизошла с высот святости и чистоты. Боже упаси! Будь чистое и гладкое зеркало обращено к солнцу, свет и тепло, форма и образ солнца явлены в зеркале в столь совершенном виде, что если смотрящий в зеркало скажет о сияющем и великолепно отраженном в нем солнце: "Это солнце", то он будет прав. Тем не менее зеркало есть зеркало, а солнце есть солнце. Само Единственное Солнце, даже если оно отражено во множестве зеркал, остается одним. Сие состояние не есть ни постоянство, ни вхождение, ни смешение, ни нисхождение; ибо вхождение, постоянство, нисхождение, выход и смешение есть проявления и характеристики телесного, а не духовного; тем более бесконечно далеки они от священной и чистой Сущности Бога. Бог свободен от всего, что не подобает Его чистоте и Его возвышенной и благородной святости.
        Солнце Истинной Сущности, как мы уже говорили, всегда пребывало в одном состоянии; оно не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Оно вечно и бессмертно. Священная же Сущность Слова Бога пребывает в состоянии чистого, ровного и сияющего зеркала; тепло, свет, образ и подобие, иными словами, совершенства Солнца Истинной Сущности явлены в нем. Вот почему Христос в Евангелии говорит: "Отец в Сыне" - это значит, что Солнце Истины явлено в зеркале(9). Да будет славен тот Единственный, Который воссиял в этой Священной Реальности, Который свят между существами!

 


(7)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(8)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(9)    Ев. от Иоанна 14:11, 17:21.

 

Вопрос. - Какова природа связи между Богом и созданием, то есть между Независимым, Наивысшим, и всеми прочими существами?

        Ответ. - Связь между Богом и созданием - это связь между творцом и творением; она подобна связи между Солнцем и темными телами освещаемых им существ, между создателем и созданными им вещами. Солнце в своей сущности независимо от тел, которые оно освещает, ибо его свет заключен в нем самом, и свет этот свободен и независим от земного шара; так, Земля испытывает на себе воздействие Солнца и принимает его свет, тогда как Солнце и его лучи совершенно независимы от Земли. Но если бы не было Солнца, то Земля со всеми ее обитателями не смогла бы существовать.
        Зависимость созданий от Бога есть зависимость эманации или порождения, то есть создания происходят от Бога; они не являют Его(5). Они соотносятся по принципу эманации порождения, а не явления. Солнечный свет исходит от Солнца, но он не являет собой Солнца. Возникновение через эманацию подобно появлению лучей светила из-за горизонта, то есть священная сущность Солнца Истины неделима и не переходит на состояния созданий. Сравните - ведь солнечный шар не делится на части и не нисходит на Землю.
        Нет, это лучи Солнца, что суть щедроты его, исходят от него и озаряют темные тела.
        В отличие от этого возникновение через явление есть явление из зерна ветвей, листьев, цветов и плодов; ибо зерно благодаря своей собственной сути становится ветвями и плодами, и его истинная сущность входит в ветви, листья и плоды. Такое возникновение через явление для Бога, Наивысшего, было бы просто несовершенством; а это никак невозможно, ибо тогда это означало бы, что Абсолютный Предсущий определяется через то, что преходяще. Но если бы это было так, то полная независимость обратилась бы просто в скудость, а истинное существование обратилось бы в несуществование, что невозможно.
        А посему, все существа исходят от Бога - иными словами, именно Богом все сущее созидается, и только от Него все существа обретают существование. Первое, что явилось от Бога - это та вселенская сущность, которую древние философы именовали "Первичный Разум" и которую Бахаи именуют "Первичная Воля". Эта эманация в том, что касается ее действия в Божием мире, не ограничена временем или местом; она не имеет ни начала, ни конца - начало и конец относительно Бога есть одно. Предсущность Бога есть предсущность сути, а также предсущность времени, а феноменальность возможности существенна и не преходяща, как мы уже разъясняли в одной из застольных бесед(6).
        Хотя "Первичный Разум" не имеет начала, он не разделяет с Богом Его предсущности, ибо существование вселенской сущности - ничто относительно существования Бога, и "Первичный Разум" не может достигнуть уровня Бога и сравняться с Ним в предсущности. Этот предмет мы уже разъясняли.
        Существование живых существ означает слияние элементов, а их смерть - распад. Но материя вселенной и элементы не подвергаются абсолютной аннигиляции и уничтожению. Нет, их несуществование есть лишь трансформация. Например, когда человек распадается, он обращается в прах; но он не исчезает абсолютно бесследно. Он продолжает существовать в виде праха, но произошла трансформация, в результате какой-то случайности происходит распад определенного создания. Распад других существ носит тот же характер, ибо существование не обращается в абсолютное несуществование, а абсолютное несуществование не обращается в существование.

 


(5)    Этот вопрос, касательно порождения (эманации) и явления, более полно разъясняется в следующей главе.
(6)    См. "Истинная Предсущность", стр. 280.

 

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook