Уилметт, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Воистину велика и чудесна та сила, которая собрала вас сегодня здесь, несмотря на холодную и ветренную погоду. Это сила Господня, и божественный дар Бахауллы помог всем нам объединиться. Возблагодарим Господа, ибо через Его всеообхемлющую любовь, человеческие души воссоединились и собрались на этом пути.
 Тысячи Машрик уль-Азкар, тысячи мест озаренных небесным светом, светом восхваления и поминания Господа, будут построены на Востоке и на Западе для всех верующих, но строительство этого здания имеет величайшее значение, поскольку оно будет первым на западном континенте. В будущем на земле появится множество подобных мест, - в Азии, Европе, даже в Африке, Новой Зеландии и Австралии, - но это здание в Чикаго имеет особую важность. Только еще одно здание, первый в России Машрик уль-Азкар, построенный на Кавказе в городе Ашхабаде, имеет столь же важное значение. В Персии их появилось уже много, некоторые, уже существующие, дома были переделаны для этих целей, построены новые дома всецело посвещенные Делу Божию, и в некоторых местах возведены временные сооружения. В каждом городе Персии есть Машрик уль-Азкар, но Ашхабад озарился первыми лучами нового рассвета. Там был заложен первый на земле Машрик уль-Азкар, и поэтому он имеет необычайно важное значение. Огромная поддержка и искреннее рвение всех друзей Бахаи помогли построить этот храм. Афнан отдал все свое состояние, пожертвовав все чем владел на это строительство. И благодаря этим великим и объединенным усилиям выросло прекрасное здание. Много сил и средств было вложено в то строительство, но тем не менее друзья Бахаи помогли и фонду строительства, основанному здесь в Чикаго. К настоящему моменту сооружение Машрик уль-Азкар в Ашхабаде почти завершено. К центральному зданию ведут девять аллей, проложенных в девяти садах с девятью фонтанами; девятикратные пропорции лежат в основе планировки всего комплекса. Этот ансамбль напоминает букет прекрасных цветов. Представьте себе очень высокое, величественное здание, со всех сторон окруженное садами с девятью фонтанами и прудами, сады изобилуют множеством красочных цветов и прорезаны лучами девяти аллей. Этот бесподобный ансамбль удивительно красив. Сейчас там строятся здания больницы, школы для сирот, дома престарелых и инвалидов и большая благотворительная амбулатория. Когда, с Божией помощью, строительство закончится, там будет райское место.
 Я надеюсь, что подобный Машрик уль-Азкар появится и здесь в Чикаго. Постарайтесь разбить землю на сектора, образующие окружность. По возможности желательно, перепланировать и изменить этот участок земли таким образом, чтобы добиться округлой формы на всей протяженности его границ. Нельзя использовать треугольную разбивку земли. В основе планировки ансамбля Машрик уль-Азкар должна быть заложена форма круга.

Хэндел Холл, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Как известно из Ветхого Завета, Господь сказал, " Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему." Эти слова означают, что человек является образом и подобием Господа, - то есть, Божественные совершенства и Небесные добродетели проявляются и отражаются в человеческой сущности. Свет и сияние солнца, озаряющие поверхность чистого отполированного зеркала, отражаются в нем во всем своем великолепии; и точно также, Божественные качества сверкают из глубины чистого и непорочного человеческого сердца. Это свидетельствует о том, что человек является венцом Божественного творения.
 Каждое царство Божественного мироздания наделено неотъемлемым набором качеств и способностей. Минералам присущи определенные свойства их мира, отмеченные на общей шкале бытия. Растениям присущи свойства минералов и дополнительная способность приумножения или роста. Животные наделены как свойствами минерального, так и растительного уровня, но при этом обладают еще определенными умственными способностями. Царство людей богато совершенствами всех низших миров, но помимо всего, ему дарованы способности, свойственные только человеку. Следовательно, человек превосходит все создания этого мира и является высочайшим и прекраснейшим творением Всевышнего. Человек представляет собой малый мир, микрокосм; а бесконечные просторы вселенной суть макрокосм. Тайны этого целого мира, макрокосма открыты или явлены в малом мире, микрокосме. Возьмем к примеру дерево, как представителя целого мира, и его семя, которое по отношению к дереву является малым миром. И все качества этого огромного дерева потенциально заложены и сокрыты в маленьком семени. Если семя посажено в плодородную почву, то благодаря соответствующему уходу, из него вырастает дерево. Точно также целый мир, макрокосм, скрыт и отображен в миниатюре в малом мире, микрокосме, в человеке. Это доказывает, что в человечестве заложены всеобъемлющие или совершенные качества и возможности. Вот что подразумевают слова о том, что человек был создан по образу и подобию Божию. Давайте теперь поразмышляем более обстоятельно о том, что человек является образом и подобием Божиим, и какие существуют мерила и критерии, позволяющие измерить и оценить человеческие достоинства. Таким критерием, конечно же, не может служить ничто иное, как только божественные добродетели, которые открываются в человеке. Поэтому любой человек, наделенный божественными качествами, человек, который проявляет небесные добродетели и совершенства и во всех отношениях может служить образцом, достойным подражания, - воистину, такой человек является образом и подобием Божиим. Если человек живет в довольстве и богатстве, то можем ли мы назвать его образом и подобием Господа? Что же является критерием близости к Богу, - человеческое благородство или дурная слава? Можем ли мы применить такой критерий к цвету кожи и сказать, что человек с определенным оттенком кожи, - белой, черной или коричневой, желтой или красной, - является истинным образом его Создателя? Мы должны признать, что цвет не является мерилом или критерием, по которому судят о достоинствах человека, он не имеет значения, ибо цвет - случаен по своей природе. Важнейшее значение имеют духовность и благородство человека, и именно они суть проявления небесных добродетелей, милосердных даров Господних, приобщения к вечной жизни и крещения Святым Духом. И да будет известно всем, что цвет кожи или принадлежность к той или иной расе не имеет ни малейшего значения. Только того человека можно назвать образом и подобием Божиим, который стал явителем даров Господних и приобщился к щедротам Царствия Небесного, и при этом совершенно не важно, каков цвет его кожи, - белый, черный или коричневый. Людей нельзя оценивать лишь по расовым или физическим качествам. Критерием божественного измерения и суждения является развитие его умственных и духовных сил.
 Так давайте же примем этот единственный истинный критерий, ибо он дает нам представление об образе и подобие Божием. Душа человека может быть светлой и непорочной, даже если он имеет темный цвет кожи; и точно также человек белой расы может иметь темную и грешную душу. Самые главные качества человеческого сердца - добронравие и целомудрие. И наиболее близкими к Царствию Божию и возлюбленными Господом являются души, озаренные Божественным светом; и если, благодаря неисчерпаемой милости Создателя, человека называют образом Бога, то не следует приносить в жертву случайным расовым признакам сие божественное положение, истинное приобщение к высшим совершенствам.

Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Если мы взглянем на сотворенный мир, то заметим, что в плане существования все живое может быть рассмотрено с двух точек зрения. С одной стороны все создания представляет собой материальную субстанцию, на основе которой строятся их тела и организмы, независимо от принадлежности к миру растений, животных или людей. В этом состоит их сходство или, как говорят философы, - точка соприкосновения. С другой стороны, все они разные и отличаются друг от друга уровнем развития и сферой функциональной деятельности, которые присущи каждому из этих миров. Это является точкой их различия или дифференциации. Например, растения и животные сходны в том смысле, что тела их построены из одних и тех же физических элементов, но сильно различаются жизненной деятельностью и способностями. Человек сходен с животным по своему физическому строению, но в тоже время между ними существуют глубочайшие различия, поскольку человеческие способности неизмеримо выше.
 И в самом человеческом мире тоже существуют точки соприкосновения, черты присущие всем людям; но существуют и точки различия, которые отличают расу от расы, и каждого человека, каждую индивидуальную личность, друг от друга. Если точки соприкосновения, которые представляют собой качества, общие для всего человечества, считаются определяющими и превалируют над особыми точками различия, то единство вполне достижимо. Однако, если точкам несовпадения придается главное значение по сравнению с точками совпадения, то это ведет к разобщенности и ослаблению человечества. Одним из важнейших вопросов, затрагивающих единство и согласие человечества является содружество и равенство между белой и цветной расами. Определенные моменты сходства и различия, существующие между этими двумя расами, заслуживают справедливого и беспристрастного рассмотрения с обеих сторон. Итак, рассмотрим многочисленные точки соприкосновения; в материальном или физическом плане бытия представители обеих рас схожи по сложению и живут по одним и тем же законам телесного роста и развития. Сверх того, обе расы воспринимают внешний мир при помощи органов чувств и наделены умственными способностями, присущими человеческим существам. Можно привести еще много объединяющих человеческих характеристик. Например, в этой стране, в Соединенных Штатах Америки, любовь к отечеству свойственна обеим расам; все имеют равные гражданские права, говорят на одном языке, пользуются благами общей цивилизации и следуют заветам одной веры. В реальной жизни существует великое множество поводов для взаимодействия и согласия; в то время как единственным поводом для различия является цвет кожи. Неужели же этому ничтожнейшему из всех различий суждено разделить нас на особые человеческие расы? Физическое сложение, законы роста, чувственное восприятие, умственные способности, любовь к отечеству, язык, гражданство, культура и религия, - все это объединяет вас. Существует единственное различие - цвет кожи. Неравенство человеческих рас, основанное на таком различии, никогда не заслужит Божественного одобрения, и любой здравомыслящий и разумный человек охотно согласится с этим.
 Но для преодоления человеческих предрассудков требуется некая высшая сила, сила, которой ничто в этом мире не может противостоять, и которая, по степени своего воздействия, превосходит все остальные силы, существующие на земле. Такой несокрушимой силой является любовь Господня. И в моих надеждах и молитвах, я уповаю на то, что , благодаря Небесной поддержке, будут уничтожены предрассудки, вызванные этой единственной точкой различия, и все вы навек объединитесь под благословеной защитой Господа. Бахаулла провозгласил единство человечества. Он способствовал объединению разобщенных народов и различных вероисповеданий. Он доказал, что разнообразие человеческих рас подобно разнообразию цветущего сада. Войдя в сад, вы замечаете богатство и красоту желтых и белых, голубых и красных цветов, - каждый из них прекрасен сам по себе, и именно это своеобразие придает очарование всему саду. Подобно этому, прекрасен человек любой расы. Если бы все цветы в саду были одного цвета, то вид их утомлял бы нас своим однообразием.

 Поэтому Бахаулла и говорил о том, что каждая человеческая раса добавляет частицу цветовой гармонии и красоты в общую картину человечества. Давайте же все соберемся в нашем великолепном человеческом саду и будем жить в мире и согласии, подобно чудесным цветам, растущим бок о бок в полной гармонии цвета.

Дрилл Холл, Массонская церковь, Чикаго, Иллинойс

 Запись Джозефа Х. Ханнена
 Одно из установлений Священных книг говорит о необходимости учреждения места поклонения. Сие означает, что должно быть воздвигнуто величественное здание или храм, дыбы люди могли собраться вместе, и такие собрания помогут установить единство и согласие между ними. Истинный храм есть само Слово Божие; и именно к нему должно устремить помыслы все человечество, именно оно есть средоточие единства для всего человечества. Это общий центр, порождающий согласие и приобщение сердец, знак единения человеческого рода, источник вечной жизни. Храм есть символ небесной объединяющей силы, чтобы люди, собравшись в Доме Бога, могли вспомнить о законе, явленном им, и закон сей устанавливает единство между ними. Им станет ясно, что поскольку храм был заложен для объединения человечества, то предшествующий и сотворивший его закон был явлен в Слове Божием. Иисус Христос, обращаясь к Петру, говорил, " Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою." Это высказывание относилось к вере Петра и подразумевало следующее: твоя вера, Петр, есть истинный источник и божественное откровение единства для народов; она будет связью, соединяющей души людские и основой единения мира человеческого. Коротко говоря, исходное , прямое назначение храмов и мест поклонения - объединение людей; это места встречи, где могут собраться вместе люди разных рас и народностей, люди, отличающиеся друг от друга умственными способностями и уровнем развития, дабы свет любви и согласия осветил их души. Именно поэтому в учении Бахауллы говорится о том, что место преклонения должно строится для всех верующих земли; чтобы религии всех направлений и течений могли воссоединиться под кровом общего храма; чтобы провозглашение единения человечества могло разлететься по всему миру с этих открытых святых встреч; такой храм служит напоминанием того, что все люди - слуги Господа, и все мы погружены в океан Его милосердия. Таким местом должен стать Машрик уль-Азкар. Мир сущий может быть уподоблен этому храму и месту поклонения. Ибо, поскольку, внешний мир является местом, где живут люди всех рас и народностей, и независимо от их убеждений, верований и жизненных условий, все они погружены в море небесной щедрости, - то подобно этому, все они могут встретиться под куполом Машрик уль-Азкар и, озаренные единым истинно духовным светом, поклоняться Единому Господу; ибо века тьмы канули в прошлое, и настало столетие света. Рассеялись облака невежества и суеверия, и воссиял свет единства. Различия, существующие между странами и народами вскоре исчезнут и мир осознает подлинную сущность Божественной религии, которая есть ничто иное, как содружество и объединение человеческого рода. Долгие тысячелетия войны сотрясали мир. Более чем достаточно. Пусть человечество поживет хоть немного в любви и согласии. Прошло время вражды и ненависти. Пусть сегодня любовь правит миром. Долгие тысячелетия народы отворачивались друг от друга, обвиняя друг друга в язычестве и невежестве. Но довольно взаимных обвинений. Ныне должно осознать, что все мы - слуги одного Господа, и все наши помыслы обращены к милосердию одного Создателя, все мы - дети Его, живущие по одному Божественному закону, все хотим постичь подлинную сущность, все стремимся к единой цели. И потому, мы можем жить в полнейшем согласии и любви, и тогда снизойдут на нас благодати и милости Господни; преобразится и расцветет мир людской; человечество возродится к новой жизни; вечный свет озарит небеса, и откроются на земле сокровищницы небесных добродетелей.
 В обновленном мире будет править политика божественной мудрости, ибо такая политика направлена на единение человечества. Господь справедлив и благорасположен ко всем. Он видит в каждом из нас слугу Своего. Он судит справедливо и беспристрастно о каждом из нас без исключения. Человеческая проницательность и предвидения могут быть весьма высокими, но все же они несовершеннны. Если мы не ищем совета у Господа, или если мы отказываемся следовать Его повелениям, то вероятно мы полагаем себя знающими и мудрыми, и считаем Бога невежественным; считаем, что Богу не достает присущей нам проницательности. Господи, прости нас! Мы взываем к Его милосердию, дабы Он простил нас за такое предположение! Каких бы высот не достигло умственное развитие человека, оно лишь капля в океане небесного всеведения. Неужели мы осмелимся утверждать, что капля наделена и одарена качествами, которых лишен океан? Неужели полагаем, что мудрые замыслы этой частицы, человеческой души, превосходят мудрость Всезнающего? Такие высказывания могут свидетельствовать лишь о крайнем невежестве. Коротко говоря, есть люди подобные малым детям; мы должны с величайшей заботой воспитывать их, дабы они могли достичь зрелости. Мы должны с нежной заботой относиться к больным и немощным, пока они не исцелятся. Если человек ведет себя недостойным образом, то надо воспитать его, дабы он смог открыть в себе подлинные добродетели. И помимо всего прочего, все мы - слуги Единого Господа и находимся под Божественным покровительством и провидением одного Создателя.
 Машрик уль-Азкар должен соответствовать этим Божественным установлениям и принципам создания храма Господня. Внешний облик здания является отражением внутреннего замысла. Он должен служить людям напоминанием.
 Я молю Господа о том, чтобы ваши сердца озарились светом небесной любви; чтобы ваши духовные силы увеличивались день ото дня; чтобы ярчайшее сияние Его благой вести воспламенило ваш дух, и этот радостный свет помог вам, наконец, установить небесные принципы во всем мире человеческом. Первый из таких принципов или установлений - единое человеческое сообщество, построенное на любви и согласии. Второй - Великий Нерушимый Мир. Восхвалим Господа! Американский демократический строй достиг прекрасных успехов и проявил готовность стать знаменосцем Великого Нерушимого Мира. Пусть же под его знамена соберется мирное воинство единства человечества. Пусть они ведут всех к Небесным Вратам, возвещая радостную Божественную весть.
 О, Ты, Милосердный Боже! Это собрание взывает к Тебе. Сердца этих людей пронизаны светом Твоей любви. Умы и души оживлены посланием Твоим, радостной вестью. О, Господи! Даруй американской республике величие духовной культуры, равное достижениям этой материальной цивилизации, и пусть восторжествует сей справедливый строй. Поддержи этот почитаемый всеми народ, дабы мог он поднять знамя единства человечества, установить на Западе Великий Нерушимый Мир, и стать, благодаря этому прославленным и достойнейшим среди всех народов мира. О, Господи! Американский народ достоин Твоей благосклонности и заслуживает Твоего милосердия. Возлюби его, приобщи к твоим щедротам и благодатям.

Кливленд, Огайо

 Запись Сайгела Т. Брукса.

 Какой прекрасный город; мягкий, приятный климат; богатая природа и очаровательные пейзажи. Кажется, что все города Америки должны быть большими и красивыми, и в них долны жить преуспевающие люди. Любую сферу материальной жизни этого Американского континента отличают признаки и свидетельства великолепных достижений; и его будущее видится в еще более прекрасном свете, ибо духовное влияние и просвещение Америки приобрело широкий размах, и она может открыть путь к духовной культуре всем народам. Именно здесь были подняты флаги свободы и знамена независимости, но преуспевание и благоденствие городов, счастье и величие страны должно быть основано на послушании и следовании заветам Господа. Свет истины должен воссиять здесь и, тогда будет основана божественная цивилизация; тогда откроются врата Царствия Божия, и вся земля будет озарена и залита Его небесным сиянием. Материальную цивилизацию можно сравнить с телом человеческим, в то время как духовная цивилизация это дух этого тела. Тело, лишенное духа - мертво; бесплодное дерево не принесет урожая. Иисус говорил, что некоторые люди обладают духовными способностями, ибо не все поглощены морем материализма. Они ищут спасения в храме Господнем, помыслы их обращены к Богу; они стремятся приблизиться к Царствию Небесному. И я надеюсь, что сегодня в вашей высокоразвитой стране все люди могут достичь как материального, так и духовного совершенства. Поскольку здесь уже достигнуты большие успехи в сфере материальной культуры, то подобно этому может развиваться и духовный мир, и тогда, наконец, благодаря богатству духовных возможностей и дарований, оживет это прекрасное и просвещенное тело.
 Возблагодарим Господа! Солнце Истины взошло, и его сияние освещает мировые горизонты. Знаки Божии явлены во всем их великолепии, и учения небесных Посланников проповедуются на земле. Пусть же сердца обратятся к Царствию Небесному и озарятся явленным Божественным Светом, дабы все создания Божии могли вдохнуть ароматы священных даров. Пусть благодаря небесному милосердию Всемогущего, пробудится дух жизни, и объединятся воедино страны Востока и Запада. Пусть свет единства и согласия озарит все земные пределы. Пусть люди мира станут одной семьей, и снизойдут на них вечные щедроты. И, да раскроются все врата Царствия Небесного, и по всей земле разнесется хвала и слава имени Абха.

Кливленд, Огайо

 Стенографическая запись

 Сегодня очень радостный вечер, и сама эта встреча уже подтверждает возможность объединения Востока и Запада, - ибо выходец из восточной страны беседует с почтенным собранием людей западного континента. Восток и Запад, страны Восходящего и Заходящего солнца должны объединиться. Если мы обратимся к историческим трудам, то нам не удастся обнаружить рассказа, повествующего о том, что человек из далекой восточной страны приехал на далекий Запад, дабы выступить на столь важном международном собрании. Только в двадцатом столетии случилось, наконец, такое чудо, и оно свидетельствует о том, что в царстве человеческом бывают времена, когда невозможное становится реальным и возможным. Возблагодарим Господа! Века тьмы канули в прошлое, и наступил, наконец, век света. Солнце Истины поднялось к зениту и засверкало во всем своем великолепии, в новом свете проявились подлинные сущности вещей, раскрылись неведомые доселе тайны; вехами великих изобретений и открытий отмечена эта эпоха, этот поистине прекрасный и удивительный век.
 Благодаря человеческой изобретательности и научным достижениям стали возможными океанские плаванья, воздушные перелеты и погружения в морские глубины. В любое время страны Востока и Запада могут связаться друг с другом. Поезда проносятся по континентам. Человеческий голос записан и воспроизведен, и теперь люди, разделенные огромными расстояниями, могут разговаривать друг с другом. И это лишь малая часть тех знаменательных открытий, которыми отмечено это поистине великое столетие. Все прекрасные вышеупомянутые достижения принадлежат к сфере материального мира. Замечательные свидетельства и приметы бесспорны. Раскрылись тайны и скрытые сущности явлений. Наконец настало время, когда человек должен устремить все свои силы на достижение духовных совершенств. Материальная цивилизация достигла высочайшего уровня, но теперь необходимо подумать о духовной цивилизации. Материальная культура не самодостаточна, она не может полностью удовлетворить требования и нужды нашего времени; ее успехи ограничены материальной сферой. Но не существует ограничений для духа человеческого, ибо дух самодостаточен, и божественная цивилизация установится на земле тогда, когда духовный мир человека достигнет совершенства. Развитие духовной восприимчивости поможет человеку плодотворно трудиться в любой сфере деятельности. Исследования окружающего мира станут еще более глубокими и успешными, и люди будут все больше и больше осознавать великое значение божественного учения. Такой путь ведет к божественному виду цивилизации. Именно о ней говорят строки Библии, предрекающие нисхождение с небес Нового Иерусалима. Святый Иерусалим есть ничто иное как божественная цивилизация, и путь к ней открыт. Она должна быть и будет установлена, и духовное единение человечества станет очевидной реальностью. Люди всей земли объединятся в единый род человеческий. Различные религиозные учения придут к одной истинной Вере, и сотрутся все различия между народами. Восток и Запад воссоединятся, и развернутся полотнища знамен всеобщего мира. Человечество обретет, наконец, мир и покой, и на земле установится равенство и справедливость Раскроются все человеческие способности, и тогда станет возможным достижение всеобщего равноправия.
 Потребности и заботы всех народов мира станут общими, бедный будет наделен жизненными благами. И если богатый окружен роскошью в своем дворце, то бедный, по меньшей мере, получит уютный и теплый кров; нуждающиеся получат все необходимое и не будут больше жить в нищете. Иными словами, будет реоганизована и приведена в порядок экономика общества, прекрасное наследие откроется в душах людских, Солнце Истины воссияет и озарит своими лучами все создания Божии.
 Давайте подумаем о том, к чему может привести современная материальная цивилизация? Разве не она создает смертоносное и разрушительное оружие? В давние времена военным оружием был меч; сегодня это бездымные ружья. Прошли те века, когда военные корабли ходили под парусами, ныне их сменили дредноуты. В нашу эпоху, эпоху взлета материальной цивилизации изобретение орудий и средств уничтожения достигло небывалого размаха. Но если, наряду с материальной культурой, будет развиваться и культура духовная, если нравственная чистота и острота ума будут сочетаться в человеке, и благодаря этому его духовные способности поднимутся на должную высоту, то счастье и процветание всех народов станет реальностью. Крепкие узы сотрудничества и взаимопомощи свяжут все страны мира, и все вероисповедания сольются в единую религию, ибо в их основе лежит единая божественная сущность. Авраам провозгласил эту истинную сущность; и Иисус нес миру ее свет; она лежит в основе учений всех Пророков, являвшихся на эту землю. Поскольку роду человеческому дана свыше одна истинная вера, с неизменными основами для мира и согласия,то войны, которые в течение тысячелетий бушевали на земле должны окончательно кануть в прошлое.
 Столетия и эпохи сменяли друг друга, а войны и вражда постоянно сопутствовали человечеству. В одних случаях причиной войны становилась религия, в других случаях - патриотизм, рассовые предрассудки, национальная политика, жажда новых территориальных и коммерческих владений; и в итоге, на всем обозримом историческом протяжении человечество не знало мира и покоя. Сколько крови было пролито! Сколько отцов скорбело о потерянных сыновьях, и сыновей - об отцах, какое множество матерей оплакало своих родных и близких! Человеческие создания служили пушечным мясом, мишенями на полях сражений; войны и вражда были знамением всех времен, бременем истории. Люди в своей жестокости превосходили даже диких животных. Львы, тигры, медведи и волки жестоки по природной необходимости. Если бы они не были жестокими, свирепыми и безжалостными, то просто умерли бы от голода. Лев не может жить на подножном корму, его зубы приспособлены только для мясной пищи. В той же степени это относится и к другим хищникам. Жестокий и кровожадный способ существования назначен им самой природой; но человеческая жестокость порождена жаждой власти, корыстолюбием и жадностью. Она не свойственна природе и потребностям людей. Человек без всякой нужды отправляет на смерть тысячи своих собратьев, становится героем, и героизм его прославляется в веках последующими поколениями. За один день прекрасный город может быть стерт с лица земли по приказу военачальника. Какое невежество! Сколь противоречив и несовершенен мир человеческий! Если человек убивает другого человека, то мы клеймим его как убийцу и требуем для него высшей меры наказания, но если он отправил на смерть сотни тысяч человек, то он - военный гений, великий победитель, и народ поклоняется ему как Наполеону. Если человек украл один доллар, то его объявляют вором и сажают в тюрьму; если же он в ходе военного вторжения грабит и обворовывает ни в чем неповинную страну, то его голову увенчивают лавровым венком. Сколь же невежественно еще человечество! Жестокость и убийства не свойственны царству людей. Человеку назначено давать жизнь, но ему не дано право отнимать ее. Ему надлежит быть источником человеческого благоденствия, но поскольку он гордится своим диким зверством, то это лишь подтверждает, что человеческое сообщество еще не достигло божественной цивилизации. Материальная цивилизация уверенно идет вперед, но духовная цивилизация слишком слаба по сравнению с ней, и поэтому пороки и злодеяния приносят обильные плоды. В далекой древности двенадцать месяцев войны между двумя странами уносили не более двадцати тысяч жизней; сейчас смертоносное оружие стало таким совершенным и мощным, что за один день может быть уничтожено сто тысяч. За три месяца Русско-Японской Войны был истреблен целый миллион. В прежние времена такое не могло даже присниться. Именно отсутствие духовной культуры ведет к столь ужасным последствиям.
 Благородные деяния американского народа свидетельствуют о его величии и достоинстве. Я надеюсь, что ваше справедливое правительство поднимется на борьбу за мир, дабы навсегда прекратились войны на нашей планете и взмыли в небеса знамена всеобщего единства и согласия. Это явится величайшим достижением рода человеческого. Сейчас американский народ наделен силой и способностью свершить великие дела, которые украсят страницы мировой истории, и Восток и Запад будут благословлять триумф американской демократии, и весь мир будет восхищаться этими победами. Я молю Господа о том, чтобы так и случилось, и прошу Его благословения для всех вас.

Питтсбург, Пенсильвания.

 Запись Сюзанны Битти

 Я приехал из далекой восточной страны, чтобы встретится с вами. Воистину, ваша страна заслуживает многочисленных похвал, и во всех областях жизни здесь видны признаки процветания. Народ ваш приобщился к наукам и искусствам, и плоды высокоразвитой цивилизации представлены в изобилии. Мне хочется познакомить вас с основными заветами учения Бахауллы, дабы вы могли получить представление об исходной сущности и важном значении движения Бахаи.
 Около шестидесяти лет тому назад разные народы и многочисленные религиозные учения Персии находились в состоянии крайней враждебности и неримиримой борьбы друг с другом. Вражда царила повсюду, весь мир был охвачен войнами. Именно в такое время в Персии явился Бахаулла, вся Его жизнь, была посвящена воспитанию и просвещению народа Он объединил разнообразные религиозные течения и секты, устранил религиозные расовые, патриотические и политические разногласия и предрассудки и установил крепкие связи единства и согласия между различными уровнями и социальными группами человеческого общества. Неприятие и злоба, царившие прежде в народе этой страны, были столь глубокими и сильными, что не могло быть и речи о нормальном мирном сосуществовании. Возможность мирных встреч и договоров полностостью исключалась. Но благодаря божественной силе учений Бахауллы, были достигнуты поистине прекрасные результаты. Он очистил души людские от ненависти и предрассудков и настолько преобразил их взаимоотношения, что самые фанатично настроенные религиозные течения, многочисленные секты и классовые группы Персии пришли к полнейшему согласию. Установление таких отношений было далеко не простым делом, ибо Бахаулла подвергался яростным преследованиям, претерпел огромные трудности и тяжелые испытания. Его заключали в тюрьмы, пытали, истязали, и в конце концов он был изгнан из родной страны. Он с радостью принимал любые пытки и мучения. Череда ссылок из страны в страну продолжалась до последних дней земной жизни Бахауллы, до его вознесения в мир иной, но велика была сила Его, даже из тюремного заключения Он неизменно продолжал проповедовать миру Божественное учение. Преследователи Бахауллы упорно старались изолировать Его, отсылая в самые отдаленные районы, но повсюду он продолжал крепко держать знамя мира и согласия и проповедовал заветы единства рода человеческого. Давайте рассмотрим некоторые из этих заветов. Во-первых, главная обязанность, возложенная на человечество состоит в познании истины. Если люди откроют для себя подлинную сущность, то мир придет к единству и согласию, ибо истина или подлинная сущность не делима и не множима. Различные вероучения исходят из одного общего истинного первоисточника, следовательно их подлинная сущность едина.
 Любое божественно учение включает в себя два вида установлений. Первый относится к духовной восприимчивости , развитию нравственных устоев и пробуждению самосознания и совести человека. Эти общие для всех религий установления являются сущностными или основополагающими, они неизменны и вечны, они суть истина, не подвластная никаким изменениям. Авраам возвестил миру эту истину, затем ее проповедовал Моисей, и Иисус Христос принес благую весть, озарив этим же истинным светом все человечество. Все Божественные Пророки и Посланники Господа были источниками и проводниками единой, вечной и основополагающей истины.
 Второй вид установлений божественных учений относится к материальной жизни человечества. Такие материальные или дополнительные законы зависят от конкретных условий эпохи, в которую они явлены и изменяются в соответствии с требованиями места и времени, в соответствии с уровнем развития человечества. Например в ветхозаветные времена десять преступлений карались смертью. Эти законы, явленные Моисеем находились в соответствии с требованиями того времени, той эпохи. И другие заповеди, назначающие суровые наказания также были введены Моисеем, - око за око, зуб за зуб. Человеку, совершившему кражу, в наказание отрубали руку. Эти законы и кары были потребны в тот период развития израильского народа, который обитал в суровых диких местах, в пустыне, и в тех условиях жестокость была необходима и оправдана. Но во времена Иисуса Христа такой свод законов был уже неуместен, поэтому, отменив заветы Моисея, Иисус дал новые заповеди.
 Из этих рассуждений следует, что все божественные вероучения содержат непреложные духовные установления, которые не подвластны изменениям, и материальные установления, которые обновляются в соответствии с требованиями времени. Но, пренебрегая божественными заветами, люди земли идут по пути слепого исполнения обрядов и ритуалов, подменяющих истинную сущность. Множество человеческих толкованиц и суеверий порождают вражду и фанатизм и влекут за собой непримиримые столкновения и войны. Если каждый человек познает истину или подлинную сущность, лежащую в основе как его собственной веры, так и других вероучений, то это позволит всем прийти к согласию и единству, ибо эта сущность едина - неделима и немножима.
 Второй принцип или Бахауллы - провозглашение единства человечества, ибо все мы являемся слугами Божиими и принадлежим к одному роду; Господь сотворил всех нас и, следовательно, дары Его всеобщи; Его провидение, забота и поддержка, Его неисчерпаемая доброта распространяется на весь род людской.
 В этом состоит суть небесной мудрости, и человек не в силах предложить более совершенного и благоразумного предначертания, чем то, которое установлено Господом. Поэтому мы должны признать это и содействовать претворению замысла Небесного Владыки. Любовь и доброта Господа нисходит на всех, так почему же мы должны быть злыми и жестокими? Ведь человеческий род принадлежит к одной семье, так почему члены ее должны проявлять враждебность и ненависть по отношению друг к другу? Поэтому всем нам надлежит понять, что к любому человеку следует относиться с равным уважением и любовью. Люди, отдающие себя служению человечеству поистине благородны; и ближе всех к престолу Господнему те слуги Его, которые занимают самое скромное положение. Слава и величие человека зиждется на смиренном служении собратьям своим, а не на разжигании ненависти и вражды.
 Третий принцип или завет Бахауллы - единство религии и науки Любое религиозное учение, которое не подтверждается научными доказательствами и открытиями есть чистое суеверие, ибо настоящая наука строится на разумных и подлинных началах, и религия суть порождение подлинной сущности и высшего разума; следовательно они должны согласовываться друг с другом. Религиозные учения расходящиеся с научными воззрениями и доводами здравого смысла, представляют собой лишь человеческие измышления и фантазии, которые не заслуживают одобрения, ибо антитеза и противоположность знаний есть невежество, порождающее эти религиозные предрассудки. Если мы говорим, что религия и наука несовместимы, то сие сие означает, что нам не достает знаний ни в одной из этих областей, ибо как наука, так и религия основаны на осмысленных предпосылках и умозаключениях, и должны соответствовать критериям разума.
 Четвертый принцип или завет Бахауллы - реорганизация и создание справедливых законов общественной экономики. Это проблемы человеческого жизнеобеспечения. Очевидно, что при нынешних методах и законах экономического управления бедные люди испытывают величайшую нужду и страдания, в то время как люди,более удачливые, живут в такой роскоши и комфорте, которые далеко превосходят их действительные нужды. Несправедливое распределение благ и привилегии порождают острейшие жизненные проблемы человеческого сообщества. Поэтому очевидно назрела необходимость выравнивания и пропорционального распределения жизненных благ, благодаря чему все смогут жить в достойных условиях и пользоваться всеми преимуществами жизни. Оздоровление или реорганизация экономики должна быть проведена на законодательном уровне. Необходимо, чтобы люди, обладающие излишним достатком, осознали нужды бедняков, и без принуждения, но по собственной воле, милосердию и состраданию стремились помочь им. Следуя этому принципу духовной жизни, человечество заложит надежные основы спокойствия и порядка.
 Пятый принцип или завет Бахауллы - отказ от религиозных, расовых, национальных и политических предрассудков, которые подрывают основы человеческого сообщества. Все люди являются созданиями и слугами единого Господа. Земля - наш общий дом; все человечество принадлежит к одной семье, одному отечеству. Различия и границы искусственны, они лишь плод человеческого воображения. Разве могут они быть поводом для розни и вражды между людьми? Все мы должны объединиться и сообща служить во благо рода человеческого.
 Шестой принцип или завет Бахауллы касается равенства мужчин и женщин. Он утверждал, что перед лицом Господа ни один из полов не имеет преимущества перед другим. Наиболее близок к Царствию Небесному чистосердечный человек, который известен своими благочестивыми деяниями и преданным служением Делу Божию, и при этом совершенно неважно каков его пол - мужской или женский. В растительном и животном мирах все сосуществуют в полнейшем равенстве, там нет особых признаков или отличий, возносящих один пол над другим. Животные, несмотря на то, что они не обладают высокими умственными способностями и разумом человека, все же признают равенство полов. Почему же человек, наделенный чувством справедливости и восприимчивым сознанием, упорно старается отвести второстепенную роль одному из членов человеческой семьи, расценивая его как низшее существо? Такое разделение нельзя назвать разумным, оно лишено здравого смысла; поэтому один из заветов божественного учения, явленного Бахауллой, говорит о том, что все привилегии и прерогативы, касающиеся вопросов образования и других сфер жизнедеятельности мужчин, должны в той же степени распространяться и на женщин. Иными словами, надо предоставить женщине равные возможности в получении образования, дабы женская половина человечества могла всецело раскрыть свои дарования, утвердить свой авторитет и положение и наравне с мужчинами участвовать в социальной и экономической жизни общества. Тогда мир достигнет единства и гармонии. В прошлые века человечество было слабым и неполноценным из-за одностороннего развития. Бесконечные войны порождали смерть и разрушения; образование женщин может стать огромным шагом вперед на пути прекращения войн и достижения мира, ибо они будут всеми силами бороться против войны. Женщина растит детей и воспитывает юные души, дабы они могли достичь зрелости. Она не позволит, чтобы ее сыновья пали жертвами на полях сражений. Воистину, она может стать величайшей силой в деле установления всеобщего мира и международных соглашений. Женщина, вне всякого сомнения, будет стремиться изгнать войны из человеческого общества. Поскольку род люской состоит из двух половинок, - мужской и женской, каждая из которых дополняет другую, то надежные основы счастья и порядка будут установлены только тогда, когда обе половинки достигнут совершенства. И посему, необходимо уравнять права и положение мужчины и женщины.
 В ходе изложения других принципов и заветов Божественного учения, Бахаулла разъясняет вопрос о необходимости образования всех членов общества. Ни единый человек не должен остаться в стороне, все должны получить духовное и материальное воспитание в соответствии со своими способностями. Никто не должен быть оставлен за гранью невежества, ибо невежество есть проявление слабости человеческого рода. Всем людям следует получить необходимый и достаточный уровень знаний, ознакомиться с достижениями науки и основами философии. Конечно не все могут стать учеными и философами, но каждому надо дать возможность приобрести знания, соответствующие его желаниям и способностям.
 В учении Бахауллы также говорится о том, что мир человеческий нуждается в дыхании Святого Духа, ибо только благодаря духовному оживлению и истинному всестороннему просвещению, человек сможет приблизиться к Господу. Великий Нерушимый Мир не может быть установлен силами государственных организаций; ревностное служение и жертвенность патриотических сил не в состоянии справиться с этой задачей; ибо слишком широки национальные различия и патриотизм каждой страны имеет определенные ограничения. Более того, очевидно, что политические силы и дипломатические способы не могут в полной мере содействовать достижению всеобщего согласия, ибо каждое правительство отстаивает в первую очередь интересы своей страны; трудно надеятся и на то, что что человечество самостоятельно придет к единому мнению и добьется всеобщей гармонии и согласия, ибо мнения и убеждения людей несовершенны и различны по природе своей. Всеобщего мира невозможно достичь человеческими или материальными средствами; путь к нему открывают духовные, божественные силы. Необходимо всеобщее побудительное воздействие, которое установит единство человечества и уничтожит основы войны и ненависти. И только божественная сила способна осуществить это; и ее оживляющее влияние нисходит на человека через дыхание Святого Духа.
 Сколь бы велики не были успехи материальной цивилизации, они не в состоянии обеспечить счастье людей. Только гармоническое и всестороннее развитие как материальной так и духовной культуры может дать счастье и покой миру. Именно тогда материальная цивилизация перестанет наращивать силы зла, подрывающие единство человечества, ибо материальная цивилизация порождает как добро, так и зло, и оба эти порождения накапливаются и совершенствуются в ходе ее развития. Рассмотрим, например, достижения материального мира за последние десять лет. Мы видим строительство новых школ и колледжей, благотворительных учреждений и больниц, научных академий и храмов, но рука об руку с этими благими начинаниями продолжается неуклонное совершенствование и все более широкое производство смертоносного оружия, несущего гибель человечеству. В прежние времена оружием войны был меч; сейчас это магазинная винтовка. Наши предки шли на войну с копьями и кинжалами, сейчас применяются снаряды и бомбы. Строятся дредноуты, изобретены торпеды, и с каждым днем появляются еще более совершенное военное оснащение.
 Все это - итоги материального развития; таким образом, с одной стороны материальное развитие способствует осуществлению благих и жизненно важных задач, но с другой стороны оно служит силам зла. Великое преимущество божественной цивилизации в том, что она воспитывает нравственные качества. Вспомните сколько усилий приложили Посланники Господа, дабы заложить основы человеческой нравственности. Проповедуя высшие духовные добродетели, Иисус Христос призывал людей к Великому Нерушимому Миру. Если нравственное совершенствование и духовная культура будут сочетаться с материальными успехами общества, то человечество несомненно достигнет прочного счастья, и тогда, наконец, по всей земле разнесется радостная весть всеобщего мира. Тогда человечество добьется поистине небывалых успехов и благоденствия; огромные просторы откроются для духовной и научной деятельности человека; появятся удивительные изобретения, и снизойдет на мир Дух Божий; все люди будут счастливы, все почувствуют дуновение божественных ароматов, и всем чадам Царствия Небесного будет дарована вечная жизнь. Тогда в полной мере проявятся божественные дарования, и дыхание Святого Духа откроет сущность всех явлений. Поэтому материальная и духовная цивилизации должны развиваться в полной гармонии, и в итоге осуществятся самые заветные мечты и желания человечества.   Мы вкраце рассмотрели несколько заветов и принципов Бахауллы, дабы вы, познакомившись с этими важными задачами и целями божественного учения, могли открыть в себе новые силы и приобщиться к духовным знаниям и деятельности. Я прошу Господа помочь этой высокоразвитой и процветающей стране и даровать благословения этому справедливому правительству и всему замечательному западному континенту.

Бостон, Массачусеттс

 Стенографическая запись

 Скоро мне предстоит покинуть ваш город, но сердце мое остается с вами, душа моя будет здесь, и я никогда не забуду вас. Я прошу поддержки для вас в Царствии Бахауллы. Я молюсь о том, чтобы вы могли достичь совершенства, чтобы вы день за днем становились все более просвещенными и все ближе подходили к Царствию Божию, и, в итоге, стали путеводными звездами на дороге человеческого просвещения. В этом состоит моя надежда и моя молитва.
 По оценкам историков этот великий век можно сравнить с сотней прошедших веков. Если взять общую сумму всевозможных человеческих свершений , то мы обнаружим, что научные открытия и изобретения, успехи материальной культуры нынешнего столетия равноценны и даже во многом превосходят достижения и итоги развития сотни предшествующих веков. Уже одно книгоиздание и выпуск многочисленных литературных сборников свидетельствуют о том, что направление человеческих помыслов в этом веке стало гораздо более возвышенным и духовным, чем во все прошлые эпохи вместе взятые. Поэтому, очевидно, этот век имеет особое первостепенное значение. Поразмышляйте над теми удивительными свершениями, которыми насыщено наше время: множество открытий сделано во всех сферах человеческой жизни. Новые научные знания и изобретения , преобразование нравственных законов и политическое переустройство общества, все это открывает путь к процветанию человечества; исследуются тайны природы, невидимые глазу явления и силы становятся видимыми и подчиняются человеческой воле, - воистину, открывается чудесный мир, мир новых явлений и положений, доселе неведомый и сокрытый от глаз человеческих, расширяются пределы возможностей и области дальнейших исследований. Восток и Запад могут непосредственно и мгновенно связываться друг с другом. Человеческие существа парят в небесах и бороздят океанские глубины. Сила пара соединила континенты. Поезда пересекают пустыни и проходят сквозь горную твердь; корабли безошибочно находят путь в бескрайних океанских просторах. Каждый день приносит новые и новые открытия. Это, поистине, чудесная эпоха. Это век всеобщих преобразований. Законы и статуты гражданских и общегосударственных ведомств находятся в процессе пересмотра и изменения. Появляются новые науки и искусства. Изменяется строй и образ мыслей. Преобразуются и укрепляются основы человеческого общества. Сегодня стала очевидной несостоятельность научных знаний прошлого. Птолемеева геоцентрическая система и множество других научных систем и теорий, а также и философских категорий оказались несоответствующими действительности и признаны ошибочными и бессмысленными. Былые этические преценденты и нормы не сообразуются с требованиями современного мира. Устарели идеи и теории прошлых веков. Сотрясаются и рушатся основы царств и правительств. Все устаревшие положения и требования, не соответствующие запросам настоящего времени, подвергаются радикальным изменениям. Таким образом, очевидно, что все фальшивые или ложные религиозные учения, отжившие обряды ритуалы и архаические верования, лишенные основ божественной сущности, должны также пройти по пути обновления и преобразования. Религиозные предрассудки должны остаться в прошлом, сегодня необходимо осознать новые истинные основы веры. Законы морали и нравственности также должны быть изменены. Нужно подобрать новые лекарства, средства и методы для решения человеческих проблем. Всеобщая реформация должна затронуть также и саму интеллектуальную сферу человеческой жизни. Мы понимаем бесплодность устаревших ныне идей и гипотез, и точно также существуют духовные принципы и религиозные убеждения, которые давно отжили свой век. Более того, очевидно, что именно они являются камнем преткновения, они способствуют разобщению человеческого мира; они порождают войны и кровопролития, и приверженность к этим традициям препятствует единению человечества. Посему наш просвещенный век призывает к необходимости исследования подлинных основ божественных религий, мы должны найти подлинную сущность, лежащую в основе единства рода человеческого, должны открыть этот источник содружества и согласия, который соединит все человечество узами небесной любви. Такой союз будет пронизан светом вечности, священной одухотворенности, божественным сиянием и дарами Царствия Всевышнего. Мы должны стремиться отыскать этот божественный источник сверкающих небесных даров и неуклонно следовать по пути, озаренному его сиянием. Ибо если различные толкования и догмы будут по-прежнему сковывать и разделять наши души, то постепенно это приведет к всеобщему упадку и застою, день ото дня будут нарастать вражда и злоба, и в итоге сатанинские силы уничтожат род людской.
 Если в простой человеческой семье царит мир и согласия, то такая семья встанет на путь духовного просвещения и будет жить полноценной жизнью; но если члены семьи питают друг к другу злобу и ненависть, то это неизбежно приведет к ее разрушению и распаду. Это справедливо и в отношении города. Если его жители проявляют дух согласия и содружества, то он будет прекрасно развиваться, и в нем создадутся все условия для человеческого счастья; в то время как рознь и вражда приведут к упадку и из такого города разбегутся все люди. Подобно этому народ любой страны может достичь высокой материальной и духовной культуры, благодаря любви и согласию, а война и ненависть могут уничтожить его. Наконец, все вышесказанное справедливо и для целого человеческого царства. Если царство это строится на основе любви, и сердца людей соединены высокими духовными узами, это приведет к величию всего человеческого рода, люди постепенно достигнут всех духовных и материальных совершенств, и счастье и благоденствие человечества будет надежным и вечным. Источники войн и розней исчезнут, разногласия и ссоры уйдут в прошлое, и всеобщий мир объединит страны и народы нашей земли. Все человечество будет жить в согласии как одна семья, подобно плещущим волнам одного моря, сверкающим звездам одного небосвода, прекрасным плодам одного дерева. В этом состоит истинное счастье и блаженство человечества. На этом основано духовное просвещение человека, вечная слава и вечная жизнь; сие есть божественный дар. Я желаю вам дожить до таких дней, я молю Господа о том, чтобы народ Америки смог достичь этой великой цели, дабы воплотились в жизнь все положительные черты этого демократического строя, и дабы его величие и слава навсегда были вписаны в мировую историю. Да ниспошлет Господь поддержку этому народу в любых благих начинаниях, и пусть они увенчаются успехом и обретут вечную память в сердцах людей всех восточных и западных стран. Пусть все люди этой страны станут слугами Всевышнего, и снизойдет на них одобрение и любовь Единого Владыки Царствия Небесного.
 Бахаулла в течении шестидесяти лет жизни подвергался тяжелым испытания и гонениям. На его долю выпали все возможные злоключения и превратности судьбы, тяжкие муки перенес он по жестокосердию врагов Его. Вся Его жизнь была чередой испытаний и страданий, - изгнания сменялись тюремными заключениями, а порой - цепями и кандалами. Он с радостью переносил все эти трудности во имя единства человечества и молился о том, чтобы людям открылся свет Божественного сияния, дабы стало возможным единение человеческого рода, прекратились вражда и войны, и на земле воцарился мир и покой. Находясь в тюрьме, Он неуклонно продолжал вести борьбу за содружество человечества, провозглашал всеобщий мир, отправлял послания царям и правителям стран и народов, призывая их к международному единению и обсуждению мировых соглашений. Его жизнь была водоворотом гонений и преследований; однако, никакие бедствия, тягчайшие испытания и злоключения не смогли помешать осуществлению Его дела, Его миссии. Более того, вопреки всему, Его сила нарастала и крепла, Его влияние и воздействие распространялось и ширилось, и, наконец, Его сверкающий свет воссиял на Востоке, любовь и единство были установлены, и различные религиозные учения пришли к согласию и примирению.
 Поэтому мы также должны встать на этот божественный путь любви и служения, жертвуя жизнью и состоянием, проводя дни в неустанной борьбе, и посвящая все силы Делу Божию, и тогда, буде на то Воля Господа, хоругви всеобщей религии вознесутся над миром людским, и единство человечества будет установлено.
 Я заметил, что ваши сердца озарены светом искренней и чудесной любви. Американский народ неизменно оказывал мне самый теплый и радушный прием, и я испытываю к нему чувство глубокой духовной любви. Меня очень порадовала восприимчивость ваших сердец. И на прощание я хочу помолиться Господу, дабы ниспослал Он вам небесную поддержку.
 О, мой Боже! О, мой Боже! Воистину, эти слуги Твои обратили свои помыслы к порогу Твоему и возносят мольбы свои к Царствию Твоего милосердия. Воистину, души их озарены светом Твоей святости и пылают огнем Твоей любви, ибо ищут они поддержки под сенью Твоей небесной обители, и надеются приобщиться к Твоим небесным сферам. Воистину, они жаждут приобщиться к Твоим небесным дарам, стремятся к лучезарному свету Солнца Подлинной Сущности. О, Владыка! Соделай их яркими светильниками, источниками милосердия, плодоносными деревьями и сияющими звездами. Помоги этим душам, жаждущим света Твоей благодати, идти по пути служения Тебе, ниспошли им знаки Твоей любви, воссоединяющей их с Царствием Твоим. О, Владыка! Соделай их источниками небесных знаний, знаменосцами Твоего бессмертного владычества, волнами в море Твоего милосердия, зеркалами, отражающими сияние Твоего величия.
 Воистину, Ты еси Щедрый. Воистину, Ты еси Милосердный Воистину, Ты еси Драгоценный и Возлюбленный.

или в Собрании Унитариев
  Бостон, Массачуссетс.

 Стенографическая запись Все мироздание есть изъявление движения. Движение есть жизнь. Движущийся объект - живой объект, в то время как неподвижность и бездейственность означает смерть. Все сотворенные виды в разных царствах земных проходят назначенные им стадии развития, благодаря
побудительной силе или духу жизни. Существует всеобщая энергетическая сила - сила непрерывного развития. Ничто и никто в этом мире не пребывает в состоянии полного покоя, - как во внешнем явленном мире, так и во внутреннем мире интеллекта и сознания.
 Религиозное учение есть внешнее изъявление подлинной божественной сущности. Следовательно, оно должно жить, обновляться, находиться в постоянном движении и развитии. Если оно не изменяется и не совершенствуется, то сие означает, что оно лишено божественной жизни, означает, что оно мертво. Священные установления находятся в процессе постоянного обновления и совершенствования; таким образом поток небесных откровений должен быть последовательным и непрерывным. Вся сфера бытия подвергается преобразованиям. Нынешний век стал веком новой жизни, веком обновления. Произошли многочисленные изменения и открытия в науках, искусствах и промышленности. Были пересмотрены и преобразованы правовые и этические законы. Духовный мир возродился к новой жизни. Наш век выявил несостоятельность научных и философских воззрений прошлого. Замыслы современной жизни потребовали новых методов решения; современные мировые проблемы беспрецендентны. Прежние представления и образы мышления быстро устаревают. Древние законы и архаические этические школы не сообразуются с требованиями наших дней; ибо нет сомнений в том, что это век новой жизни, это столетие, эта эпоха раскрывает подлинные сущности, и следовательно, является величайшей из всех эпох. Обратите внимание на научные изыскания последних пятидесяти лет, - они превосходят и затмевают знания всех прошлых веков вместе взятых. Могли ли суждения и теории древних астрономов дать объяснения современным знаниям о солнечной и планетных системах? Может ли туманный покров неизвестности, окутывающий средние века, соответствовать ясному видению и пониманию, которыми характеризуется мир сегодняшний? Какой ответ могут дать деспотические режимы прежних веков на призывы свободы, зазвучавшие в сердцах людей, живущих в эту просвещенную эпоху? Очевидно, что традиции, установления и мировоззрения прошлых времен оказываются сегодня нежизнеспособными. И учитывая все сказанное, возможно ли, чтобы слепые подражания древним ритуалам и устарелые теологические толкования продолжали возглавлять религиозную жизнь и руководить духовным развитием современного человечества? Неужели человек, наделенный умом и здравым смыслом, так и будет бездумно следовать догматам, и твердо придерживаться ритуалов и традиционных верований, которые не поддаются разумным объяснениям в этот век, озаренный сияющим светом подлинной сущности? Такое положение, бесспорно, не может удовлетворить ученых, ибо когда они обнаружат необоснованные предпосылки или заключения, противоречащие современным, общепринятым научным знаниям, то отвергнув эти прежние критерии, они устранят все несоответствия и найдут новые подлинные основы.
 Божественные Посланники открыли и заложили основы религии. Они установили неизменные духовные законы и небесные заповеди, по которым должно жить человечество. Они являли и проповедовали Божественные знания, вводили нравственные идеалы, достойные одобрения, открывали миру высочайшие критерии человеческой добродетельности. Постепенно эти небесные заповеди и основы подлинной сущности омрачались человеческими толкованиями и догматическими подражаниями верованиям древности. Непреложные истины, которые Пророки, подвергаясь тяжелым ипытаниям, мучительным пыткам и преследованиям, с таким трудом старались вложить в души и умы людей, ныне почти стерлись из человеческой памяти. Всех Небесных Посланников, проповедовавших Божественные знания, мир встречал презерением и неверием, одних - отправляли на казнь, других - бросали в тюрьмы. Вскоре после Их ухода из этого мира, неизменная истина Их заветов обычно терялась из виду, скрываясь под покровом различных догматических подражаний.
 Вследствие существенных различий, свойственных человеческим толкованиям и бездумному соблюдению традиций, возникала вражда и разногласия между людьми, угасал в их душах свет истинной веры, и разрушалось единство человеческого рода. Посланники Господа призывали к духовному единению и согласию. Они были Явителями основ божественной сущности. И ежели народы мира отбросят все предрассудки и исследуют подлинную сущность, лежащую в основе явленного Слова Божия, то все они придут к согласию и примирению. Ибо существует только одна единая и неделимая подлинная сущность.
 Народы и религии блуждают в темноте, ослепленные фанатическими предрассудками. Человек считается Иудеем, если его отец исповедовал Иудаизм. Мусульманин слепо идет по пути верований и представлений его предков. Буддист предан наследию Буддизма. Иными словами, единство и согласие недостижимы, пока все люди, неуклонно следующие своим верованиям, не осознают необходимости познания основ религиозного учения. И очевидно, что такое положение может быть исправлено, только посредством реформации религиозного мировоззрения. А сие означает, что необходимо выявить, разъяснить и возвестить человечеству основополагающую подлинную сущность божественных религий.
 Из семени подлинной сущности религии вырастает ветвистое дерево, покрытое листвой, цветами и плодами. Со временем это дерево стареет и начинает засыхать. Листья и цветы вянут и опадают; пораженное болезнями дерево становится бесплодным. Разумный человек не будет ухаживать за этим старым деревом, продолжая утверждать, что его жизненные силы не иссякли, и его плоды по-прежнему несравненны. Семя истины должно быть вновь посеяно в человеческих сердцах, дабы могло вырасти новое дерево и новые божественные плоды оживили духовный мир. Благодаря этому страны и народы, исповедующие разные религиозные учения придут к единству и согласию, исчезнут предрассудки, и установится всеобщее истинное братство. Вражда и войны останутся в прошлом; все слуги Божии обретут мир. Ибо все мы найдем кров под сенью древа Его провидения и милосердия. Господь добр ко всем; Он ниспосылает щедроты на всех людей без исключения; именно об этом говорил Иисус Христос, утверждая, что Господь, " посылает дождь и на праведника и на грешника" - то есть, милосердие Господне озаряет всех. Весь род человеческий находится под защитой Его любви и благодати, и всем указывает Он путь истинного развития и совершенствования. Развитие бывает двух видов, - материальное и духовное. Первое достигается посредством познания явлений внешнего мира и закладывает основы материальной цивилизации. Духовное развитие порождается дыханием Святого Духа, оно пробуждает в человеческой душе способности к постижению явленной сущности Царствия Небесного. Материальное развитие обеспечивает счастье человека в земном мире. Духовное развитие обеспечивает счастье и вечную жизнь души. Посланники Господа заложили основы божественной цивилизации. Они были родоначальниками и главными источниками всех знаний. Они установили принципы человеческого братства, или общественных связей во всем многообразии видов, - будь то семейные, расовые, государственные или нравственные взаимоотношения. Но материальные узы братства являются лишь временными и преходящими взаимоотношениями. Они не обеспечивают полной гармонии и могут порождать рознь и разногласия. Они не предотвращают войны и вражду; напротив, они способствуют возникновению своекорыстных разделяющих интересов, насаждают чувства злобы и ненависти среди людей. Только свет духовного братства, возгоревшийся и установившийся благодаря дыханию Святого Духа, может объединить народы и устранить причины войны и розни. Оно превращает все человечество в одну большую семью и устанавливает основы человеческого единения. Оно проповедует духовное международное согласие и обеспечивает всеобщий мир. Посему, должны мы стремиться постичь основы этого небесного братства. Надо отбросить все предрассудки и содействовать раскрытию подлинной сущности божественных учений. Когда с помощью Духа Святого исполнятся эти священные заветы и наставления, то на земле установится и материальное и духовное благоденствие. Но пока все страны и народы не объединятся узами Святого Духа в подлинное духовное сообщество, пока национальные и государственные предрассудки будут противостоять подлинной сущности этого небесного братства, до тех пор человек не достигнет истинного просвещения, благополучия и прочного счастья. Наш век положил начало нового всеобщего международного единства. Блестящие научные достижения, высокоразвитая промышленность, новые политические теории; провозглашение свободы; становление правосудия. Это столетие движения, божественного пробуждения и духовного совершенствования, столетие человеческого содружества и беззаветного служения, век всеобщего мира и явления подлинной сущности Божественного Царствия.

Гарвард Стрит, 367, Кембридж, Массачусеттс

 Стенографическая запись

 Научные знания - высочайшее достижение человеческого развития, ибо наука проникает в сущности вещей. Существует два вида научных изысканий, - материальные и духовные. Материальная наука занимается исследование естественным природных явлений; божественная наука познает и открывает духовные истины. И мир человеческий должен стремиться приобрести знания в двух этих сферах. Птица имеет два крыла; при отсутствии одного из крыльев она не сможет летать. Материальные и духовные науки подобны двум крыльям поднимающим человека к духовным и научным достижениям. И оба они одинаково необходимы: одно - естественное, другое - сверхестественное; одно - материальное, другое божественное. Говоря о божественном, мы имеем в виду открытие таинств Господних, постижение духовных сущностей, мудрости Господа, символического значения небесных учений и основ закона Божия.
 Сегодня, 23 мая, - годовщина явления и Декларации Баба. Это благословенный день и заря откровения, ибо явление Баба было первым лучом рассвета истины, в то время как откровение Благословенного Совершенства, Бахауллы, было подобно уже явлению самого солнца. Воистину, это благословенный день, начало нисхождения небесной щедрости, утро божественного сияния. В этот день 1844 года Бабу было назначено возвестить и провозгласить послание Царствия Божия, объявить радостную весть о грядущем приходе Бахауллы; вся Персия ополчилась против Баба, но он выдержал все испытания. Небольшая часть персиян стала последователями Его учения. За это их жестоко мучили и подвергали жесточайшим пыткам. С удивительной стойкостью и высоким героизмом противостояли они всем испытаниям. Тысячи людей бросали в тюрьмы, наказывали, преследовали, казнили. Их дома были разграблены и разрушены, их имения конфискованы. Они с радостью жертвовали своими жизнями, и до самого конца оставались преданными своей вере. Эти удивительные души стали светильниками Господа, святыми звездами, воссиявшими на вечном небосводе Божией Воли.
 В Ширазе, где Баб впервые провозгласил Его миссию и предсказание, он подвергся жесточайшим гонениям. Пора тяжких испытаний и лишений пришла в те края, и Баба отправился в Исфахан. Тамошние ученые мужи встретили Его с острой враждебностью. Он был арестован и выслан в Тебриз. Оттуда Его перевели в тюрьму города Ма-Ку, и в конце концов отправили в неприступную крепость города Чихрага. Позже Он был переведен в Тебриз, где состоялась его казнь.
 Это лишь краткий очерк жизни Баба. С непоколебимой силой противостоял Он всем гонениям и переносил тяжелейшие испытания. Чем упорнее его враги старались погасить свет Его учений, тем ярче он разгорался. День за днем росло и крепло Его Дело. Встречаясь с людьми, Он постоянно возвещал будущий приход Бахауллы. Во всех Его Книгах и Скрижалях Он упоминал Бахауллу и объявлял радостную весть о грядущем Посланнике, предрекая, что Ему назначено явиться через девять лет. Баб говорил, что через девять лет "вы приобщитесь к вечным радостям"; через девять лет "вам будет ниспослано счастье встретить Обетованного Посланника, о котором возвещаю я." Он называл Бахауллу, Благословенное Совершенство, титулом - "Тот, Кого откроет Бог." Воистину, сия Благословенная Душа посвятила всю жизнь распространению Божественного учения, Он подготовил мир к приходу Бахауллы, все Его слова записаны в исторических документах и посланиях. В Его первой Книге, Лучшие Истории, говорится, "О, Ниспосланный Господом! Я посвящаю свою жизнь Тебе; Я приму любые испытания во имя Твое; Мое самое горячее желание принять смерть во имя любви к Тебе; лишь Господь, Всевышний, может дать нам вечную защиту."
 Обратите внимание с какой стойкостью переносил Баб все трудности и бедствия; как Он отдал жизнь за Дело Божие, как велика была сила Его любви к Совершенной Красоте, к Бахаулле; и как Он возглашал радостную весть о грядущем явлении Божественного Посланника. Мы должны следовать священному примеру Его жизни; мы должны научиться жертвовать собой и стать яркими светильниками, озаренными огнем Божественной любви. Мы должны приобщиться к щедротам и добродетелям Царствия Всевышнего, ибо Баб призывал нас встать на высокий путь служения Делу Божию, призывал отрешиться от всех мирских соблазнов и, обратив взоры к Господу, внимать учению Благословенного Совершенства, Бахауллы; исполниться искренней любовью, познав величие заветов Бахауллы, возлюбить все человечество во имя Его, быть терпимыми и милосердными ко всем людям во имя Его, и стремиться к установлению единства мира человеческого. Вот почему сегодняшний день, 23 мая, является годовщиной благословенного события.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook