Видимые нами на бескрайнем небосклоне светила вращаются по своим орбитам, каждое - со свойственной лишь ему скоростью.
Так же и период вращения нашей земли вокруг солнца равен определенному количеству времени, а именно: трестам шестидесяти пяти дням, пяти часам, сорока восьми минутам и нескольким долям секунды. Завершив свое обычное странствие по орбите, земля снова начинает движение по той же стезе.
Точно так же и мироздание, причем под этим понятием мы разумеем и небеса, и человечество, подчиняется определенным циклам, каковые представляют собой последовательность происшествий и событий величайшей важности и лишь по видимости случайных.
Заканчивается один цикл и начинается другой, а тот, прежний, стирается из памяти человечества, и даже если за период его протекания имели место события грандиознейшие, не остается от них ни следа. Вам известно, что наука не располагает какими-либо письменными свидетельствами о событиях, происходивших двадцать тысяч лет тому назад, хотя и установлено, что жизнь на земле существует с незапамятных времен, не сто и не двести тысяч лет, и не миллион или два миллиона. Нет, она возникла гораздо раньше, но письменных или каких-либо иных следов о том времени не сохранилось.
Для каждого Явителя Господа также предопределен свой цикл, в течение коего его законы и заповеди преобладают в сознании людей, и люди им внимают и подчиняются. Но когда время одного Явителя кончается, на смену ему приходит другой, и начинается время этого новопришедшего.
Таким образом циклы сии сменяют друг друга, но сами они суть периоды некоего вселенского цикла развития мироздания. И вот когда заканчивается сей вселенский цикл, когда все великие события, случившиеся за период его протекания, стираются из памяти человечества и письменных свидетельств о них не остается, сие означает, что начинается новый великий цикл, ибо нет у мироздания ни конца, ни начала. Мы об этом уже говорили, и нет надобности повторять доказательства этого утверждения еще раз.
Короче говоря, вселенским циклом развития жизни мы называем весьма длительный промежуток времени, вмещающий в себя неисчислимое количество периодов и эпох. В каждый из периодов каждого такого цикла приходят Явители Господа в сей сияющий великолепием мир. А уж после них приходит Величайший Явитель, каковой преображает вселенную в средоточие сияния своего.
С его появлением мир достигает зрелости, и протяженность этого цикла весьма велика. Впоследствии иные Явители, каковые суть лишь тени этого Величайшего, придут к людям, дабы вновь и вновь напоминать им заповеди, облегчающие земную жизнь, и все же сии Явители так и останутся в тени Явителя Величайшего.
Мы с вами сейчас находимся внутри цикла, который начался рождением Адама, и вселенским Явителем цикла сего есть Бахаулла.

Философы утверждают, что разница в степени умственного развития людей зависит от образования. В качестве доказательства этого утверждения они приводят следующие примеры: Европа и Америка продемонстрировали миру впечатляющие результаты просвещения, тогда как полудикий образ жизни народов Африки является наилучшим доказательством, сколь многих благ и преимуществ лишены сии несчастные в силу своего невежества.
Образование делает невежественного мудрым, тирана справедливым, оно способствует счастливой жизни, развивает ум и волю, побуждает бесплодное древо человечества вновь плодоносить.
Благодаря образованию отдельные представители человечества добиваются в жизни очень многого, тогда как невежественные блуждают наощупь во мраке отчаяния. Тем не менее каждый человек может развить свои умственные способности, каждый, по утверждению философов, может в конце концов стать даже пророком.
Пророки Господа суть главные воспитателя человечества. Они дарят людям знание, побуждают людей стремиться из низин невежества к горным вершинам духовного совершенства. Философы тоже могли бы выполнять вышеуказанные задачи, но подавляющее их большинство занимаются самообразованием, и совсем немногие - нравственным самосовершенствованием, то есть, иначе говоря, цивилизуют они лишь самих себя, а быть учителями и наставниками ближних им не под силу. Еще ни одному философу не удавалось вывести свой народ из состояния варварства и дикости.
Несмотря на то, что просвещение способно улучшить нрав каждого члена общества и каждому в равной мере ниспосылает преимущества цивилизованной жизни, дабы вознесся он на более высокую ступень духовного развития, между отдельными людьми всегда останется разница в умственных способностях, каковая зависит от их врожденных качеств и свойств.
Десять детей одного и того же возраста, рожденные в одинаковых условиях, обучаются в одной и той же школе, получают пищу в равном количестве и одинакового качества, короче, находятся в равных со всех точек зрения условиях, и тем не менее они в разной степени восприимчивы к знаниям. Они проявляют чрезвычайную живость ума и способность развивать и совершенствовать его, способности других весьма посредственны, третьи вовсе не выказывают каких бы то ни было дарований. Кто-то из этих десятерых станет впоследствии мудрым профессором, тогда как другой не извлечет из обучения никакой пользы. Условия у всех этих детей были равными, а вот результаты варьируются от самых низких до самых высоких. Очевидно, что люди отличаются друг от друга прирожденными талантами и силой интеллекта, и все же, несмотря на сии различия, каждый человек способен к самосовершенствованию и поддается обучению и воспитанию.
Святой Иисус Христос был воспитателем человечества. Заповеди Его были проникнуты любовью к людям, щедрость Его распространялась на весь род людской. И учил Он при посредничестве Духа Святого, а отнюдь не ограниченными человеческими средствами, нет, использовал Он Божественную Свою мощь, нескончаемую и неизмеримую.
Во втором веке нашей эры греческий философ и врач Гален написал трактат о том, как, по его мнению, возможно цивилизовать человечество. Он не был христианином, но утверждал, что религиозная вера помогает разрешить самые сложные проблемы цивилизации. Суть его рассуждений сводилась к следующему: "Среди нас есть люди, исповедующие учение Иисуса из Назарета, распятого в Иерусалиме. Сии люди придерживаются столь строгих нравственных принципов, что им могли бы позавидовать философы. Они веруют в Бога и боятся гнева Его. Они веруют в благосклонность Его и поэтому избегают совершать неправедные поступки, они добродетельны и отличаются достохвальным поведением. Днем и ночью прилагают они величайшие усилия, дабы поступки их были достойны одобрения Господа и приносили пользу человечеству. Любой из них по праву может считаться философом, ибо сии люди постигли сущность философии и главную ее задачу. Даже не будучи обучены грамоте".
Цель нынешней лекции заключается в том, чтобы показать вам, что Святые Явители Господа, Божественные пророки, суть первые и главные воспитатели человечества. Их просветительская деятельность имеет всемирное значение, и основополагающие принципы, исповедуемые ими, суть первопричина и необходимое условие, благодаря коим возможен и осуществим прогресс человечества.

Первоэлементы или, иначе говоря, атомы пребывают в вечном движении, переходя с одной ступени развития сущего на другую.
Давайте на примере минерала рассмотрим, как сие происходит. Атом минерала поднимается в царство растений благодаря тому, что вступает в различные сочетания органических волокон дерева или растения. Из царства растений он перемещается в царство животных и, наконец, в соответствии с законами, управляющими его движением, становится частью человеческого тела. Иначе говоря, он проходит множество промежуточных фаз и состояний сущего, в течение коих вступает в различные сочетания с другими атомами на пути своем. Сие движение первоэлементов имеет постепенный, но всегда поступательный характер, и оно вечно, ибо когда, например, тело человеческое после смерти подвергается процессу разложения, атомы вновь возвращаются в мир минералов, откуда некогда вознеслись на сию возвышенную ступень эволюции. Однако возвращаются они на низшую ступень лишь затем, чтобы начать свое странствие снова.
Сей пример показывает, что частицы сущего постоянно совершают поступательное движение в материальном мире.
В своих неустанных странствиях атом наделяется качествами и свойствами, необходимыми на каждой ступени развития сущего, через которые пролегает его путь. Он обогащает собою царство минералов, соединяющих с родственными ему частицами, в царстве растительном помогает росту органической ткани, в организме животного проявляет первые проблески интеллекта, а в царстве человеческом наделяется уже наивысшими совершенствами, каковые присущи людям.
Формы жизни в мире материальном, в каждом из ее царств, бесчисленны и многообразны. В царстве растений мы находим бесчисленные вариации типов и структур растительной жизни, каждая из коих отличается от другой, и нет между ними двух похожих друг на друга по строению и составу, ибо природа не знает повторений, и способность расти невозможно ограничить какой-то одной формой или сочетанием форм. Например, каждый лист имеет свое, если можно так выразиться, выражение лица, свою собственную индивидуальность. Таким образом можно утверждать, что каждый первоэлемент из бесчисленного множества себе подобных не просто странствует через вышеупомянутые царства и является не только частицей материала, из которого составлены минералы, растения и животные, не только наделяется качествами и свойствами, необходимыми для существования в каждом из этих царств, но также содержит в себе формирующую способность, способность организовывать формы, присущие минералам, растениям и животным. А так как любая из этих форм имеет свою неповторимые достоинства и совершенства, то сии первоэлементы, частицы сущего, выражают возможность бесконечного множества вариаций этих индивидуальных достоинств и совершенств. Ни один атом не обделен этой возможностью, ни об одном из них нельзя сказать, что не дана ему наравне с другими сия возможность. Все они воплощают в себе достоинства и совершенства сущего в царствах его и отражают, как бесчисленные зеркала, свойства и качества форм и организмов. Перемещаясь из царства и царство, атомы проявляют лишь те достоинства и совершенства, каковые необходимы на той ступени развития сущего, на которой царства сии находятся. Так, в царстве минералов они отнюдь не проявляют свойства растительного царства, а в царстве растительном не проявляют свойства минерала, и так далее. Но очевидно же, что каждый из них содержит в себе абсолютно все достоинства и совершенства мироздания. Это весьма сложная и глубокая мысль. Постарайтесь ее понять, ибо в ней заключается истинное объяснение философии пантеизма. Ведь если верить чувственным ощущениям, на которых основывают свои взгляды приверженцы этой философии, пантеизм истинен, ибо каждый атом вселенной, благодаря преобразованиям, в коих он принимает участие, являет в себе все достоинства и совершенства сущего. Поэтому очевидно, что причина и следствие всякого явления - Господь, ибо Он присутствует везде всюду, и по Его Воле существует все, что есть. Сущее возможно и обретает существование лишь благодаря щедрости Его, так же, как луч света, испускаемый светильником, возможен и существует от преизбытка пламени внутри светильника. Иначе говоря, все явления осуществляются благодаря щедрости Господа, и объяснение пантеистического мировоззрения заключается в следующем: сущее получает возможность существовать при посредничестве единой силы, каковая оживляет все, чего не коснется и повелевает всеми вещами и явлениями, - они суть выражения ее энергии и щедрости. Достоинства и совершенства сущего обязаны своим происхождением лишь ей одной.
Поэтому в наставлениях Бахауллы основополагающая заповедь гласит, что мир человеческий един...
Бахаулла учит, что как бы далеко ни продвинулось человечество на пути материального своего развития, оно все еще нуждается в духовных добродетелях и щедрых дарах Господа. Душу человеческую не оживить и не просветить материальными средствами. Никакие открытия в мире материальном не помогут воскрешению души, если она мертва. Только Дух Святой способен оживить душу человеческую и уберечь ее от погибели. Человек поднимается по ступеням эволюции от примитивного физического бытия царств интеллекта, и точно так же душа его совершает восхождение, ибо, развиваясь, обретает она достохвальные нравственные совершенства. И пока человек стремится обрести совершенства сии, до тех пор он нуждается в щедрых дарах Духа Святого. Материальный прогресс можно уподобить ламповому стеклу, тогда как нравственное совершенство и духовная восприимчивость суть лучи пламени внутри этого него погасло. Также и человек, осуществляя материальное свое бытие, нуждается в животворном сиянии Божественных щедрот. Человек мертв, если не касается его веяния Духа Святого. Тело и разум его по видимости живы, но духовно он мертв. Святой Иисус Христос провозгласил: "Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от духа есть дух"*, и сие означает, что нам, дабы заслужить право называться человеком, надобно родиться вторично, но уже духовно. Подобно тому, как младенец входит в сияющий чертог материального мира, так и зрелый, умудренный жизненным опытом муж рождается второй раз в мире духовном. В лоне матери младенец еще лишен истинных радостей физического бытия и даже не подозревает о них, но, родившись, он созерцает чудесную красоту нового для него мира. В лоне материнском он пребывал в неведении и не мог представить себе возможность какой бы то ни было иной формы существования, но вот он переходит из одного мира в другой и открывает для себя и сияние солнца, и цветы, и деревья, и все бесконечное множество даров и благодеяний, уготованных ему Господом. Человек - пленник природы, и пока не коснется его веяние Духа Святого, не ведает он о мире Божественного и пребывает в мире материальном, в мире конечном и несовершенном. Но едва коснется его веяние Духа Святого, как тотчас прозревает он и видит истинное царство духовного, и тесны тогда пределы материального существования, ибо начинает он сознавать бесконечную и нескончаемую щедрость Царства Божия. Поэтому в независимости от того, насколько развит человек физически или интеллектуально, он всегда нуждается и будет нуждаться в совершенствах Божественного мира, в защите и поддержку Духа Святого пред лицем Господа.
*Иоанн,3,6

У человечества много достоинств и достохвальные совершенств, но наука благороднейшее из них. Именно благодаря научному знанию человек неизмеримо превосходит животных. Наука - дар Господа, она имеет Божественное, а не материальное происхождение. Наука - сияние Солнца Истины научное знание, как никакое другое, помогает постигать истинную сущность любого явления. Благодаря науке человек находит путь к Богу. Все наши дарования и таланты передаются нам по наследству, они суть результаты тех или иных природных процессов, происходящих в нашем организме, и только разум имеет сверхприродное, Божественное происхождение. Благодаря способности интеллектуального постижения человек соединяет прошлое с настоящим, восстанавливает историю исчезнувших и лица земли народов. Издавна и до наших дней наука дарит человеку бесчисленные открытия и изобретения во всех сферах его жизнедеятельности, ибо таковы следствия мыслительных процессов и логических умозаключений. Сия не имеющая себе равных сила помогает человеку проникать в тайны будущего и предупреждать грядущие события, дабы не быть застигнутым ими врасплох. Наука - это дар Господа людям. Все сущее стремится к совершенству, но способность мыслить в наивысшей степени выражает сие стремление, и только люди наделены ею.
Другие творения Господа лишены ее. Господь вдохнул в человека любовь к истине. Развитие и процветание государства находятся в прямой зависимости от того, сколь развиты в этом государстве науки. При посредничестве наук величие государства постоянно возрастает, а сие является залогом благоденствия его граждан.
Жизненные блага ниспосылаются нам небесами, но ни одно из них несравнимо со способностью интеллектуального постижения, каковое является вечным даром наподобие вечно плодоносящего древа. Человек постоянно вкушает от плодов этого древа. Все прочие блага временны и преходящи, но сей дар, дар разума, ниспослан человечеству в постоянное пользование. Даже царская власть имеет свои пределы, но лишить человечество дара разума никому не под силу.
Короче говоря, это высший дар Господа человеку, вечное благо и щедрость небес выражаются в нем. Посему прилагайте величайшие усилия, дабы преуспеть в науках и искусствах. Чем значительнее ваши успехи, тем ближе вы к осуществлению Воли Божией. Просвещенный человек проницателен, ибо наделен зрением, тогда как невежественный и пренебрегающий знаниями просто слепец. Просвещенный человек пытлив и деятелен, а невежественный не любознателен и равнодушен ко всему в мире и в сущности подобен мертвецу. Просвещенный человек есть истинный представитель человечества, ибо благодаря способности логически мыслить и на основании тщательнейших исследований он делает правильные заключения об окружающей его действительности и сведущ во всех вопросах, касающихся жизни людей, их положения во вселенной, их прошлого и будущего.
Он способен понять нужды государства и решить любую социальную задачу, словом, это именно он ткет ткань цивилизации.
В сущности, науку можно уподобить зеркалу, в коем отражаются бесчисленные формы и сочетания форм сущего. Наука - самое надежное средство самосовершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. Без научного знания прогресс невозможен. Посему стремитесь неустанно к знаниям и старайтесь почерпнуть как можно больше из этого чудесного источника.
Мы уже говорили, что способность мыслить ниспослана нам небесами и что все прочие блага Господа обусловлены развитие этой способности. Как же доказать сие утверждение? Дело в том, что сущее, за исключением человека, пребывает в плену материи. Звезды и солнца в беспредельном пространстве, все земные формы жизни на земле подчиняются законам природы, но лишь человек посредством научного знания властен использовать их в своих собственных целях. Когда человек явился в сей мир, возможности его были ограничены суждено ему было пресмыкаться во прахе земном. Однако благодаря познанию законов, управляющих материей, воспаряет он в небеса, бороздит океаны и опускается на дно морское. Плоды иных научных открытий столь привычны нам в повседневной жизни, что не всякий из нас в состоянии поверить, что некогда сии плоды были недоступны человечеству. Например, электричество, - сие природное явление человек научился использовать сообразно своим нуждам и потребностям. Примеров может быть приведено множество, но и без того очевидно, что человек вырвал меч из рук природы и ныне, во всем великолепии власти своей, стал повелителем ее. Именно благодаря способности мыслить человек стал царем природы. Ведь природа лишена этой способности, сие утверждение разделяется всеми мудрецами и философами. Человек наделен волей и памятью, у природы нет ни того, ни другого. Человек неустанно открывает тайны, сокрытые в недрах природы, тогда как природа даже не сознает, что у нее есть тайны сии. Человек развивается, природа стоит на месте. Человек наделен небесными совершенствами, в частности, разумом, волей, а также способностью верить в Бога и постигать Его, доверяться Ему, природа же лишена всех этих достоинств. Возвышенные свойства человека, например, стремление к научным поискам и открытиям, отсутствуют у природы. Благодаря этим достоинствам человек выделяется среди всех прочих творений Господа и превосходит их. Разум - это Божественный дар, это сверхприродные милости, дарованные человечеству небесами и тем не менее философы-материалисты, сколь ни странно слышать сие, продолжают утверждать, что мы, люди, суть рабы природы и скованы цепями ее. Но ведь очевидно же, что Господь наделил человека достохвальными совершенствами и достоинствами, коих природа лишена напрочь и благодаря коим возвышается на нею и во всем ее превосходит. Воздадим же хвалу и благодарность Господу за щедрость Его, за силу, которую Он вдохнул в наши души, за царский венец, коим увенчал Он головы наши. Но как же мы распорядимся мы этим Божественным даром и на что употребим сие сокровище, ниспосланное нам Господом? Прежде всего давайте используем свой разум в целях объединения человечества в одну семью, посвятим сей Божественный дар упрочению дружбы между всеми членами семьи человеческой, и в частности для того, чтобы крепли узы дружбы между людьми с белой и черной кожей. А уже когда под сенью Промысла Божия Восток и Запад, подобно двум возлюбленным, заключат друг друга в объятия, и тогда человечество станет одним народом, одной расой, подобно волнам океанским. Волны различаются по форме и высоте, но все же это волны одного и того же океана. Цветы могут отличаться друг от друга, они могут быть красными, синими, желтыми, фиолетовыми, но все же они произрастают в одном и том же саду. И деревья в этом саду, несмотря на то, что вспоены влагою одного для всех для них дождя, согреты лучами одного для всех для них солнца и освежены дуновением одного для всех для них ветра, приносят разные плоды, и в этом проявляется созидательная мудрость Божия, ибо если бы сии деревья приносили одинаковые плоды, то не испытывали бы мы наслаждения, вкушая их. Из нескончаемого разнообразия форм сущего черпает человек радость и веселие души своей, а единообразие претит ему.
И вот, глядя на ваши лица, я вспоминаю сии фруктовые деревья, они отличны друг от друга вышиною, формой листьев, но обременен сочными и сладостными плодами, каковые благоуханием своим радуют обоняние и душу. Духовный свет, проистекающий от нашей встречи, есть тоже милость Божия. Да возблагодарят Господа сердца наши! Хвала Господу! Ибо вы живете в этом великом континенте и наслаждаетесь свободой, безопасностью и справедливостью, каковую обеспечивает вам ваше мудрое правительство. В этой стране нет у вас причин горевать и печалиться, поэтому счастием преисполнена ваша жизнь, ибо наивысшее благо для человека - это свобода. По молодости своей вы это еще не вполне сознаете, зато я, проведя сорок лет в заключении, понимаю сию истину очень хорошо. Я знаю цену свободы, я испытал блаженство, которое доставляет она человеку. Вы родились и живете свободными, и страх ее потерять вам неведом. Величайшее блаженство - жить в сей стране. О драгоценнейшие дары Господа: Свобода! Независимость! Безопасность! Воздадим же Ему хвалу за щедрость Его!

Поднимаясь по лестнице эволюции, мы, прежде чем достигнем царства человека, обретаем на каждой ступени достоинства и совершенства, необходимые для того, чтобы преодолеть следующую ступень. В мире минералов нам они даются для того, чтобы мы переместились в мир растений. Из мира растений мы совершаем восхождение в мир животных, дабы вознестись уже непосредственно в царство человека. Но сколько бы времени ни длилось наше восхождение, достоинства и совершенства заложены в нас изначально. Ибо, пребывая еще в лоне материнском, уже мы наделены способностями, необходимыми для существования в мире физическом. Например, здесь, в этом мире, мы нуждаемся в способности видеть, и вот поэтому обладаем ею еще на низшей ступени его эволюции. Или, например, необходимым для жизни человека является слух - сию способность он тоже получает еще в лоне материнском, дабы, вступая в сей мир, ни в чем не испытывал нужды и все блага земные были ему доступны.
Но уже в этом мире должен человек готовить себя к будущей жизни. И то, в чем будет он нуждаться в Царстве Божием, нужно обрести ему здесь, на земле. Подобно тому, как, пребывая еще в лоне материнском, человек набирает силы для существования в мире физическом, точно так же следует ему заранее обрести необходимое для жизни в Царстве Божием. Что же понадобиться человеку по ту сторону земной юдоли, в Царстве Горнем? Мир Горний есть мир святости и сияния, поэтому необходимо человеку стать совершенным уже в этом мире, где столь нужны духовность, вера, убежденность, понимание, что такое сущность Бога и что такое любовь к Нему. Вот что должен человек обрести здесь, дабы впоследствии, когда вознесется он из Царства земного в Царство Небесное, убедился он, что все это необходимо ему там.
Божественный мир явно и очевидно есть мир света, поэтому еще на земле человек нуждается в просвещении. Божественный мир есть мир любви - поэтому любовь к Богу - вот в чем состоит насущная надобность человека. Мир Горний есть мир совершенства, поэтому уже здесь, на земле, должен совершенствами и добродетелями украситься человек. Горний мир оживотворяется Духом Святым, поэтому уже здесь, на земле, мы взыскуем Его. В Царстве Божием будет человек жить вечно, но заслужить сей милостивый дар он должен здесь, на земле.
Но каким образом это возможно? Как заслужить человеку сей милостивый дар? Во-первых, стремлением познать мудрость Божию. Во-вторых, любовью к Нему. В-третьих, верою в Него. В-четвертых, деятельным служением ближним. В-пятых, самопожертвованием. В-шестых, тем, что отринет человек все мирское. В-седьмых, святостью своей и чистотой. И пока не обретет он в себе достаточно силы, дабы земная его жизнь удовлетворяла перечисленным требованиям, до тех пор недоступна ему будет жизнь вечная.
Но если познал он Бога и воспламенен огнем любви к Нему, и способен различать величавые, исполненные мощи знамения Царства Горнего, и сам становится источником любви среди ближних своих и являет жизнью своей образец совершеннейшей чистоты и святости, то несомненно сей сподобится второго рождения и родится вновь, и получит крещением Духом Святым. и жизнью вечною насладится.
Не удивительно ли: человек, созданный, дабы познать Господа и полюбить Его, украситься добродетелями, просветлить разум свой ниспосланным свыше знание, и приобщиться жизни вечной, так вот, человек пренебрегает сими благими возможностями и предпочитает оставаться невежественным. Задумайтесь, ведь ищет он какие угодно знания, но только не знание о Боге.
Например, самое страстное его желание - это проникнуть в тайны глубочайших земных пластов. Изо дня в день пытается он разведать, что сокрыто от его взоров под земной поверхностью, прикидывает, какую пользу возможно извлечь из свойств того или иного минерала, или же надеется в результате археологических раскопок получить знание о своем прошлом. Он неутомим в попытках разгадать тайны земли, но нимало не стремится получить представление о чудесах Царства, не желает пересечь его беспредельные пространства, дабы обогатить себя пониманием Божественных истин, приблизиться к познанию тайн Господа и узреть великолепие Солнца Истины, и осознать славу жизни вечной.
Сколь невнимателен человек и сколь беспечен! Страстно влечется он к тайнам материи, не подозревая о существовании тайн Божественных. Нет, он вовсе пренебрегает ими, он слишком рассеян, чтобы заметить их! Сколь велико его невежество! Сколь близок он к тому, чтобы покрыть себя бесчестием! Это как если бы добрый и любящий отец собрал для сына своего чудесную библиотеку, дабы тот мог получить сведения о тайнах мироздания, и окружил его, вдобавок, всеми возможными удобствами и развлечениями, доставляющими радость, а сын забавлялся игрой в камешки, не умея по неразумию своему оценить ни заботы отеческой, ни даров его.
Сколь безрассуден и пренебрежителен человек! Отец соблаговолил осенить его вечной славой, а он предпочитает пребывать во мраке невежества и нищете! Отец построил для него царский дворец, а он возится в уличной пыли. Отец приготовил для него одежды из шелка, а он предпочитает оставаться нагим. Отец предлагает ему изысканные яства и отборные плоды, а он ищет себе пропитания среди трав полевых.
Хвала Господу, вы-то слышите зов Царства! Ваши глаза отверсты, и лица ваши обращены к Богу. Поставив перед собою задачу познать тайны сердца и смысл всего существующего, вы тем самым радуете Господа. Денно и нощно стремитесь же постичь величие Царства, старайтесь различать Божественные знамения, дабы обрести уверенность в том, что у мира сего есть Создатель, Жизнедатель, Зиждитель, Податель всех благ. Не удовлетворяйтесь догадками, и да постигнете вы сие на основании подтверждений и свидетельств, непосредственно от Господа исходящих, а также благодаря собственным безошибочным умозаключениям вкупе с ясным видением, то есть, иначе говоря, видеть сие вы должны столь же отчетливо, как видите солнце.
Только тогда сможете вы узреть присутствие Божие и обрести понимание святых Откровений Его.

Что есть истинное единение? Если мы приглядимся к тому, как живут люди, то заметит, что между ними существуют самые различные формы единения. Прежде всего люди отделяют себя от животных, что соответствует положению человека среди сотворенных Господом существ. Сие сознательное отделение от мира животных свойственно всему потомству Адамову, каковое представляет собой одно огромное сообщество или, вернее, семью и является основой единения людей в материальном мире. Но эта огромная семья делится в свою очередь на менее крупные сообщества, в каждом из коих единение людей осуществляется по признакам принадлежности к одной расе, и каждое такое сообщество стремится отделиться от других, подобных ему, уже на основе кровного родства. Единение возникает также благодаря общности языка, на котором изъясняются члены одного и того же сообщества, возникает оно и тогда, когда люди решают жить в соответствии с той или иной формой государственного устройства, как, например, французы, немцы, англичане и т. д..; единение возникает и на почве политических интересов, оно помогает различным партиям и фракциям в парламенте отстаивать свои гражданские права. Но все сии виды единения призрачны и ненадежны и ничто действительно прочное невозможно создать на их основе, тогда как подлинное единение способно принести реальные результаты, ибо вдохновляется свыше. Вышеперечисленные методы единения кратковременны, - следовательно, и результаты их будут невелики. Например, на основе принадлежности к одной расе или государству возможно, разумеется, единение, но будет оно крайне непродолжительным. Объединившиеся на основе этих принципов подобны семье, которая решила жить, отгородившись от всего мира. Такое сообщество не способно создать ничего, что могло бы иметь непреходящее всемирное значение.

Если же объединятся люди во всем мире, осознав, наконец, что все они хранимы всезащищающей славой Господа, что все они - слуги Его и дышат одним для всех воздухом, живут на одной для всех земле под одним для всех небом, греются в лучах одного для всех солнца и опекаемы Единым Господом, - вот это будет действительно плодотворное и долговечное единение.
Но, увы, человечество и доныне уклоняется с верного пути, оно создает секты и прочие временные по своим целям объединения, основанные на общности патриотических, расовых или просто своекорыстных чувств и интересов. И тем не менее очевидно, что мы окружены сиянием и милостью Господа, ибо разум наш совершенствуется, чувства утончаются, ширится повсеместно влияние науки и искусства. Следовательно, существует возможность установления подлинного и окончательного единения всех стран и народов, а это в свою очередь приведет к небывалым доселе последствиям: все религии придут, наконец, к взаимопониманию, народы, ранее враждовавшие, возлюбят друг друга, сильные мира сего прекратят усобицы и заключат между собою дружественные союзы, Запад и Восток, позабыв навсегда причины прежних войн, воссоединятся во имя Величайшего Мира в этом мире. Не очевидно ли, что и вышеупомянутые непрочные сообщества тоже выражают, пусть в зачаточном виде, идею того великого и сознательного единения, в результате которого все народы станут одним народом, одной семьей.
Но есть еще один вид единения - единение духовное, каковое осуществляется при посредничестве Духа Святого. Сей вид единения - самый подлинный и даже более величествен, чем воссоединение стран и народов, каковое можно уподобить телу, тогда как духовное единение - это как бы душа, обитающая в теле. При достижении духовного единения каждый человек готов пожертвовать последним ради ближнего своего, а высшее его желание - это пожертвовать жизнью на благо всего человечества. В древности именно такое единение возникало между пророками и святыми, последователями учения Иисуса Христа. Такое же единение, основанное на духовной близости и любви, существует между приверженцами религии бахаи, поэтому каждый из них готов пожертвовать ради ближних жизнь. Дабы стало такое единение возможным, отдали некогда свои жизни двадцать тысяч людей в Персии. Противники этой идеи расстреляли Баба и Бахауллу сначала изгнали из страны, а затем заключили в темницу, где томился он сорок долгих лет. Сие единение есть дух, животворящий тело общества. Невозможна жизнь в этом теле, если не оживит его дух единения. Святой Иисус Христос - жизнью своей готов я пожертвовать ради Него! - пытался объединить человечество. Каждый, кто внимал заповедям Его и верил им, воскресал духовно и преисполнялся желанием единения с ближними, воспарял душою в зенит вечной славы и приобщался жизни вечной, рождался вторично и наслаждался совершеннейшим счастием.
Но Слово Божие есть залог и другого единения, залог единства устремлений Явителей Господа, Святых Авраама, Моисея, Иисуса Христа, Магомета, Баба и Бахауллы. Сие единение, сияющее щедростью к людям, имеет небесное, Божественное происхождение. Сущность их заповедей одна и та же, одну и ту же истину несли они людям. Их появление в истории человечества можно уподобить перемещению солнца на небосклоне. Зимой солнце сияет в северном полушарии, а летом - в южном. Каждый месяц оно перемещается по эклиптике в новое зодиакальное созвездие. Но хотя место, в котором мы зрим его появление на горизонте, всякий раз иное, это все то же солнце, что светило нам вчера и тысячу лет назад. Так вот истинный смысл деятельности Явителей - это солнце, а сами они - как бы зодиакальные созвездия.
Но есть еще один вид единения, это - Божественное Единство, сущность коего непостижима для разума человеческого, не способного по своей ограниченности вместить сие понятие. Божественное Единство бесконечно и конечным быть не может, а все наши представления и идеи конечны, ибо они суть порождения нашего же разума, возможности коего ограничены лишь самопознанием. Истину же Божественного существования способен познать только Бог. Человеку не под силу обрести совершенное знание о Боге. Например, мы наделяем Его следующими атрибутами: Живой, Всемогущий, Самосущный, Вечный, но во все сии понятия вкладываем наши конечные идеи и представления о Нем. Истинное знание о Боге превосходит наше разумение.
Сущность Бога сокрыта от наших взоров, ибо заключена в святость и чистоту, меру коих нам не постигнуть. Тем не менее, хотя сущность сия и превышает нашу познающую способность, сияние ее, дары ее, знамения и совершенства ее явлены нам в заповедях пророков и в их личностях, подобно солнечному сиянию, отражающемуся во множестве зеркал. Сии Святые отражают сияние Бога, ибо сущность Его подобна Солнцу. Однако следует помнить, что сущность сия пребывает в Царстве Небесном, а в зеркалах мы зрим лишь отражение ее.

Благодеяния и щедроты, от каждого пророка исходящие, заключают в себе один и тот же дар Господа, ниспосланный всем людям. Сущность Божественного Единства Господа везде и всегда проявляется равномерно, она превышает наши представления о воплощении Господа в того или иного пророка, она превыше нашего понимания о сущности Бога.
Божественное Единство, зеркалами коего являются пророки, отражается в их достоинствах и совершенствах, подобно Солнцу, однако Солнце сие никогда не снисходит с наивысшей точки своей на духовном небосклоне. Вот что такое истинное единение, вот что такое Единство и святость. Вот за что мы возносим хвалу Господу и поклоняемся Ему.

Со времен Адамовых до наших дней перед человечеством простираются два пути, один из которых ведут в мир материи, а другой - в Царство Небесное.
По первому пути идут животные, ибо они сообразуются в своих действиях лишь со своими же инстинктами и желаниями. Какие бы наклонности ни руководили поступками их, животные всегда остаются рабами природы, и не способны уклониться с пути, который она им предопределила. Они пребывают в полном неведении относительно Царства Небесного. Истина Божественной религии невнятна им. Животные лишены способности мыслить, лишены сознания. Все, что находится за пределами чувственного восприятия, недоступно их пониманию. Восприятие животного ограничено тем, что видит его глаз, слышит его ухо, обоняют его ноздри, ощущает небо и кожный покров, и этого ему вполне достаточно. Но мир сверхчувственного, через который пролегает путь в Царство Божие, мир Божественной религии, для восприятия которой надобна духовная восприимчивость, - сие недоступно животным, ибо даже самые совершенные в своем роде, они суть пленники природы и не способны осознать возможность иного пути, кроме того, по которому идут.
И сколь же странно слышать в наши дни заявления философов материалистического толка, что не утратили они свои животные инстинкты, то есть в сущности гордятся тем, что остаются рабами природы. Они утверждают, что верить можно только свидетельствам органов чувств, а все прочее - недостоверно. Воистину из их же собственных слов явствует, что они во власти природы и не в состоянии постигнуть существование духовного мира, что им ничего не известно о Царстве Божием и щедрости Господа. Но уж если таковое мировоззрение возводится в добродетель, то тогда животные неизмеримо добродетельнее этих философов, ибо абсолютно невежественны и не имеют понятия о существовании Царства духа и том внутреннем мире, каковой открывается человеку в процессе самопознания. Животные согласились бы с материалистами, что не существует ничего, кроме чувственных ощущений. Но если допустить, что смысл существования сводится к чувственным ощущениям и что таковое существование есть благо, тогда животные несомненно совершеннее человека, ибо они погружены в материальный мир и не ведают о пути в Царство Божие, тогда как человеку ниспослан Господом дар постигать знамения мира духовного и безграничной силы посредством разума своего способен он повелевать природой.
Задумайтесь, ведь все сущее пребывает в плену природы. Солнце и планеты, из коих состоит солнечная система, гигантские звезды и планеты, возвышенные горы на нашей земле и неисчислимые формы жизни, что возникли на ее поверхности - все сие пребывает в плену природы. Ничто в материальном мире не может ослушаться ее воли. Величие и слава Солнца распространяются на миллионы миль, но и оно - всего лишь раб, обреченный покорно вращаться по одной и той же орбите, не в силах будучи нарушить законы материального мира. И только человек свободен, ибо он - царь природы.
В соответствии с ее законами суждено ему было пресмыкаться во прахе земном, но поглядите: вон он воспарил на аэроплане превыше самых высоких горных вершин, на корабле бороздит океан, а в субмарине опускается в океанские глубины. Он принуждает природу служить своим нуждам: например, могучую энергию электричества заключил в крохотные стеклянные лампочки, и вот сия энергия приносит ему пользу и обеспечивает удобствами. Благодаря изобретению телеграфа люди на Востоке теперь имеют возможность сообщаться со своими друзьями на Западе. Благодаря изобретению фонографа они записывают и таким образом сохраняют для потомков свои голоса. Не покидая земной поверхности, человек проникает в тайны звездных миров, расположенных на немыслимом расстоянии от земли, открывает сокровища, сокрытые в природных недрах, постигает истинный смысл вещей и явлений, словом, извлекает на свет Божий все, что ревнивая природа предпочла бы утаить от него. Именно благодаря духовной, то есть внутренней силе, человек способен постигать непостижимое и делать незримое зримым, и поступает он так вопреки ее воле. Воистину человек - царь природы, ибо во всем ее превосходит. В природе нет развития, а человек развивается. Природа лишена сознания, а человек наделен им. Все, что происходит в природе, происходит из необходимости, тогда как человек волен поступать по собственному желанию. Природа не способна к самораскрытию, а человек познает самого себя. Природа внеположна Царству Божию, а человеку зримы приметы Его. Человек обретает Божественные достоинства и совершенства, природе сие не дано. Природа не знает Бога, а человеку ведомо присутствие Его. Человек способен по собственной воле искоренять пороки свои, тогда как природа вся во власти слепых инстинктов. Итак, не очевидно ли, что человек по благородству и значимости выше природы, ибо беспримерная мощь в нем, ибо наделен сознанием, свободой воли, памятью, интеллектом, Божественными достоинствами и совершенствами, природа же лишена их безнадежно. Человек превосходит природу как своими собственными совершенствами, так и Божественной мощью, которая сокрыта в нем до времени и проявляется в деяниях его.
И не странно ли, что, обладая всеми вышеперечисленными достоинствами и совершенствами, он по своей воле спускается ступенью ниже и провозглашает, что ничуть не более велик, чем животные? Господь вложил в него дух самопознания, благодаря коему он представляет собой самое чудесное из всех творений Божиих. Увы, не сознавая в себе сие совершенство, человек погружается в мир материи, признает ее власть над собой, отрицая все, что свыше. Разве в этом заключается совершенство человека? Придерживаясь материалистических взглядов, он в самом прямом смысле опускается до уровня животных, ибо именно животным не дано познать ничего, кроме чувственных ощущений. Ведь животные даже превосходят этих горе-философов своим абсолютным неведением о существовании Царства Небесного, ибо не обладают духовной восприимчивостью, тогда как людям ниспослана сия способность. Одним словом, материалисты идут по пути природы.
Второй путь - это путь религии, стезя, ведущая в Царство Небесное. Идти по этой стезе означает стремиться обрести достохвальные добродетели и духовное просвещение, совершать праведные поступки по отношению к ближним. Сей путь - путь прогресса, он возвышает человечество. На этом пути получает человек духовное просвещение и воспитание, совершенствуется нравственно и, постигая значение щедрости Господа, притягивает к себе, как магнит, любовь Его. Это путь Святых Явителей Господа, ибо они суть основатели Божественной религии Единства. Прям и неизменен сей путь. Се - стезя самосовершенствования нашего и просвещения духовного, обретения добродетелей, ниспосылаемых нам небесами.
Но - увы! Люди погружены в пучину суеверий и лживых домыслов, хотя истина Божественной религии всегда неизменна и столь очевидна! Суеверия омрачают сияние ее, и свет религии неразличим во мраке этом. Сей мрак способствует разделению и рассеянию общества, множится число враждующих друг с другом догматических сект, каждая из коих совершает свои собственные обряды, отличные от тех, каковые совершает другая, и сие вызывает раскол в религиозной жизни общества, тогда как истинная религия способствует объединению людей, но отнюдь не разделению. Истинная религия - это источник любви и согласия между людьми, она способствует развитию в человеке достохвальных добродетелей, но люди, увы, предпочитают ее сиянию ложный блеск суеверий, пренебрегают истиной и не желают объединиться друг с другом, посему свет истинной религии не достигает их взоров. Они охвачены суевериями, каковые достались им в наследство от отцов и предков. И вот до такой степени овладели ими сии ложные воззрения, что, пребывая во мраке, слышать они даже не хотят о небесном сиянии Божественной истины. Иными словами, религия, сущность которой животворна, становится для них причиной смерти, и вместо того, чтобы даровать им знание о Господе, напротив, затмевает их разум и отнюдь не возвышает над природой, а низвергает во тьму, на низшие ступени развития сущего. Поэтому темен и тесен мир, в коем живут сии отступники, материалистические воззрения преобладают в умах их, ибо сии люди предпочитают неподлинное и нечестивое всему святому и священному, что содержится в истинной религии. Когда солнце садится за горизонт, на охоту вылетают летучие мыши, ибо твари сии суть порождения ночи. Когда меркнет свет религии, появляются материалисты, каковые суть тоже дети ночи. Когда мир пребывает во тьме, когда тучи омрачают небеса и религия приходит в упадок, тогда наступает время их активности.

Всему сотворенному свойственно переживать период зрелости. У дерева это период плодоношения, растение в это время украшается цветами, у животного завершается рост и обретает оно полноту и совершенство форм, а у человека в период зрелости способности его разума достигают наивысшей силы и активности. От начала жизни и до самого ее конца человек приходит через определенные фазы или стадии развития, каждая из которых отмечена только ей присущими особенностями и отличительными чертами. Например, в детстве наши нужды и притязания соразмерны умственным и физически возможностям именно этого возраста. Спустя некоторое время мы вступаем в период юности, и прежние потребности и интересы сменяются новыми, соответствующими более высокому уровню нашего развития. В юности человек начинает мыслить шире и глубже, разум его крепнет, чувства утончаются, прежние условия существования стесняют его возросшую энергию и активность. Но вот и юность позади, человек достигает зрелости, каковая влечет за собой преобразования в человеческом организме, наделяет его преимуществами, необходимыми для жизни в изменившихся условиях. Новыми силами и способностями преисполняется человек, новыми знаниями и соразмерным нынешнему его развитию опытом обогащается его разум, обретает он дары и милости, ниспосланные ему сообразно с возросшими его способностями воспринять их. Прежние условия существования не удовлетворяют зрелый, сформировавшийся ум. Так же и человеческое общество проходило через периоды детства, затем - юности, а ныне достигло долгожданной зрелости, и сему свидетельства повсеместно зримы и очевидны. Ибо нужды, свойственные людям на прежних этапах развития, изменились или оттеснены более насущными, характерными для нынешнего состояния общества. То, что было пригодно человечеству в период его детства и юности, не удовлетворяет требованиям нынешнего времени, времени новых и на сей раз окончательных решений. Человечество преодолело свою ограниченность, вышло из периода ученичества. Дабы соответствовать духу двадцатого столетия, каждый из нас должен преисполниться новыми добродетелями, проникнуться новой моралью, овладеть новыми знаниями. Новые щедроты, блага и совершенства уготованы человеку и уже ниспосылаются ему. Дары и милости, полученные в юности, не в состоянии обеспечить потребности и притязания, присущие периоду зрелости. Детские игрушки не интересны взрослому человеку.
Со всех точек зрения очевидно, что в человеческом обществе происходит переустройство. Законы былых правительств и цивилизаций пересматриваются, научные теории совершенствуются, ибо благодаря изысканиям и изобретениям человечеству открываются все новые и новые тайны Вселенной, промышленность и производства достигли невиданного размаха, повсеместно ощущается мучительное, но неизбежное рождение новой жизненной активности, и вот это и есть несомненное свидетельство того, что наступает эпоха всемирного переустройства. Старые деревья не плодоносят, старые идеи и методы выходят из употребления, старые этические нормы, ветхая мораль и прежний образ жизни непригодны в сей век просвещения и прогресса.
Одновременно заметны и преобразования в сфере религии. Бездумное подражание верованиям предков уходит в прошлое. Когда-то религиозный фанатизм, может быть, и служил средством объединения людей, но теперь от него мало проку. Слепое следование обычаям и религиозная нетерпимость издревле являлись главными препятствиями на пути человечества к прогрессу. Пока не отрешимся мы от сих пороков, не будет между нами мира и согласия, не достигнуть нам благополучия. Посмотрите, что творится сейчас на Балканах*: вследствие разрушительных войн общественные устои там разрушены, города лежат в руинах некогда плодородные земли запущены, отцы, матери и их чада проливают слезы, и все это произошло потому, что народы, придерживающиеся вероисповедания, каковое лишь внешне напоминает религию, а на деле искажает дух и сущность Боговдохновенных учений, не могли не проникнуться враждою и ненавистью друг к другу.
*В 1912 году

И тем не менее очевидно, что в этом столетии, когда человечество достигло зрелости и полноты своих возможностей, Господь продолжает одаривать нас нескончаемыми милостями. Вздымается волнами океан Милосердия Его, весенними дождями щедро орошается земля, сияет Солнце Истины во славе своей.
Боговдохновенные учения, соответствующие нашим возросшим способностям восприятия, открылись нам именно в этом, осененном милостью Божией столетии. Сие обращение к основам истинной религии вдохновляется созидательным духом времени и благодаря сиянию Слова Божия сулит нам всеобщее просвещение, исцеление от всех недугов и дар Жизни Вечной.

В нашей солнечной системе источником света является солнце. По воле Божией сие светило дает жизнь сотворенным вещам и способствует их развитию. Понаблюдайте за существами материального мира, и вы заметите, что их рост и формирование находятся в прямой зависимости от солнечного света и тепла. Без животворного воздействия солнечных лучей невозможно произрастание деревьев и прочей растительности, немыслимо существование животных и человека. Ни одно из сотворенных Господом существ не смогло бы выжить без солнечного тепла и света. Но при более глубоком размышлении мы понимаем, что величайший Даритель и Податель жизненных благ - это Господь, а солнце лишь посредник, ибо оно исполняет Его волю и Его замысел. Солнце - это милость Божия. Свет в нашей солнечной системе проистекает из этого ослепительно сияющего центра. Без солнца в материальном мире воцарился бы мрак. А в духовном мире, в мире разума и идеальных сущностей, вечным источником света является Слово Божие. Свет сей - это свет истины, и озаряет он душу человека, мысли его и поступки. Это милость Божия, каждому из нас равно ниспосылаемая. Сей свет побуждает душу стремиться к знаниям, просвещает сердце. Сие лучезарное сияние - это благая весть о Царстве Божием. Иными словами, мораль, нравственность обязаны своим происхождением религии. Просвещенные ее светом, человечество возрождается духовно, проявляет присущие ему добродетели и обретает вечную славу. Для людей Солнце Истины - это пророк, Явитель Господа. От пророка исходит духовный свет. Ведь подобно тому, как материальной солнце в материальном мире способствует росту и развитию сотворенных существ, так же и Солнце Истины просветляет разум. Пока не взойдет оно на небосклоне человеческого духовного бытия, обречены люди блуждать во тьме кромешной. Солнце Истины одно, хотя является сие светило в разных местах духовного небосклона, так же, как материальное солнце, будучи единственным источником света в материальной вселенной, занимает в разное время года при восхождении разные точки на тверди небесной. Далеко к северу от точки равноденствия поднимается солнечный диск весной, летом место восхождения солнца приходится на середину его пути, а зимой мы видим, как восходит оно уже в самой южной точке своего зодиакального равноденствия. Итак, восход материального солнца мы наблюдаем в разных точках тверди небесной в зависимости от времени года, но при всем при том светоносная сущность его неизменна. О Солнце Истины можно сказать тоже самое. Желающие узреть Солнце Истины узрят свет его независимо от того, в какой точке духовного небосклона оно взойдет; те же, чьи взоры прикованы исключительно к месту, где оно восходило прежде, не увидят его более никогда, ибо восходит сие светило всякий раз в новой точке духовного небосклона. Кроме того, перемещение Солнца Истины в мире духовном, подобное перемещению солнца материального в мире материальном, представляет собой цикл, состоящий из четырех времен года. И вот когда в мире духовном весна, Солнце Истины сиянием своих лучей воскрешает человека, изобилие щедрот ниспосылается ему из милосердных небес. Тогда мир сверхчувственного приходит в движение, ибо даруется ему счастие новой жизни, разум человеческий крепнет, надежды людей возрождаются и желания одухотворяются, человек снова выказывает присущие ему стремление к добродетели и являет собой образ и подобие Божии. Таковы приметы весны в душе человеческой. А затем наступает лето во всем изобилии духовных плодов своих, а вслед за ним - осень, сопровождаемая губительными, леденящими душу ветрами, и вот уже мнится нам, что Солнце Истины закатилось навсегда, и лишь слабое его сияние брезжит над бескрайним снежным покровом. В мире материальном зимой темно и страшно: где красота и свежесть его? Земля бесплодна, деревья наги и неприглядны. Так и в мире духовном зима - это свидетельство, что из души человеческой исчезло Божественное животворное начало, лишилась она света и милости Божией и обречена на смерть. Но вот начинается новый цикл, и опять приходит весна, и мир, осиянный солнечными лучами, вновь оживает и одухотворяется, и религиозная жизнь подвергается благотворным преобразованиям, и сердца людей вновь обращены к Богу, и заповеди Его внятны им, ибо новое бытие даруется человечеству. Долгое время религии клонились к упадку, а материализм праздновал победу, духовные силы человечества таяли, нравственность ухудшалась, сатанинские страсти овладевали сердцами людей, враждою и ненавистью дышал мир человеческий, насилие и жестокость преобладали в нем. Люди забыли Бога и тем самым отвергли дары Его, затмилось Солнце Истины и, казалось, вечная зима наступила в жизни человечества. Но вот по милости Божией мы вновь видим свет весны - это сияние Господа, ослепительное сияние Солнца Истины возвращается к нам, и разум, и сердца наши ликуют, и дух новой жизни вселяется в тело материального мира, и снова прогресс человечества очевиден. Я надеюсь, что Солнце Истины озарит сей мир, и вражда и ненависть исчезнут из жизни человеческой вкупе с религиозной нетерпимостью и фанатизмом. Человечество соединится узами братства, между людьми воцарится совершенное согласие, народы земли встретятся под стягом Истины, и тогда все религии войдут в священный храм Единения, ибо основа всех Боговдохновенных религий одна, и основа сия - истина. Истина неделима и не допускает множественности. Все Явители Господа, сколько их ни было, проповедовали и распространяли одну и ту же истину, они учили человечество, что истина всегда одна. Узколобый догматизм и предубеждения, как тучи или туман, долго затмевали ее сияние. Мы должны отрешиться от сих заблуждений, и тогда тьма рассеется, и Солнце Истины воссияет еще ослепительнее, чем прежде. Люди всей земли объединятся, секты и конфессии перестанут враждовать, ибо сущность всех религий одна и та же, все национальности сольются в одну, осознав общее отцовство, все слои общества найдут пристанище и убежище в одном шатре, под сенью одного и того же стяга. И пока не будет основана духовная цивилизация, не наступит прогресс и в цивилизации материальной, что подтверждается событиями нашего времени. Поглядите, какие катастрофы потрясают сей мир! Войны доныне раздирают человечество! Сколько еще в людях вражды и ненависти! И это означает, что духовная цивилизация в мире сем еще не завершена, ведь если бы дело обстояло иначе, то развеялись бы облака пыли, что разделяют всех нас, рассеялась бы тьма, и Солнце Истины воссияло бы пред нашими взорами во всей ослепительной славе своей!

Отеческая забота Господа, Его любящая кротость и доброта очевидны. Милосердный, одаривает Он каждое Свое творение сполна и с избытком, и если кто-нибудь из нас согрешит, не лишает его господь милости Своей. Все сотворенные существа суть проявления Его отеческой ласки и щедрости, и наделены дарами Его. Все люди - братья, и сия истина столь же очевидна, как сияние солнца в полдень, ибо все мы слуги единого Господа, все мы - представители рода человеческого, и живем на одной земле под куполом всеобъемлющих небес, и окружены океаном Божественного Милосердия. Человеческое братство, зависимость людей друг от друга потому и возможны, что взаимопомощь и сотрудничество - суть краеугольные камни, на коих зиждется благоденствие рода человеческого в мире материальном.
Но существует еще и братство по духу, братство несравненно более возвышенное, преисполненное святости и, следовательно, превосходящее все иные виды братства. Братство сие имеет небесное происхождение, ибо вдохновляется веянием Духа Святого и озарено лучами Божественных совершенств, и осуществимо оно благодаря нашей способности воспринимать духовные дары. Братство сие осуществляется Явителями Господа. Явители сии со времен Адама стремились объединить человечество, уподобить его единой душе. Ведь задача пастуха заключается в том, чтобы стадо его пребывало в целости. Пророки Господа были пастухами, пастырями человечества. Они крепили узы любви и братства между людьми, собирали рассеянные племена в один народ, а народы - в одно могущественное государство. Они заложили основы понимания Единосущности Господа и призывали человечество к миру во всем мире. Сии Святые Явители Господа суть один человек. Они служили одному и тому же Богу, проповедовали одну и ту же истину. Сущность обрядов и таинств, кои они устанавливали, была одна и та же, и отражали они душами один и тот же свет. Они являлись каждый в свое время, но между ними существовала духовная связь. Каждый провозглашал, что за ним придет другой, и восхвалял его, и таким образом сообща они закладывали основы истинного вероучения. Это Явители увещевали нас любить ближних и сделали мир человека зерцалом Слова Божия. Посему все Боговдохновенные религии, ими основанные, имеют один источник. Смысл их ученой, доказательств и свидетельств, различаясь в частностях и способе изложения, по сути один и тот же у всех. Деяния Явителей в духовном мире можно уподобить пришествию весны в мире материальном. Весна в духовном мире - это подъем творческой активности человека. Новые дары и способности, новые жизненные силы ниспосылаются ему в это время, каковое, между прочим, не обязательно совпадает с временем весны в мире материальном. Сейчас у нас 1912 года, вчера был 1911 и так далее вспять, но по сути все временные разграничения условны. Солнце одно, хотя и занимает сие светило, перемещаясь по небосклону бесконечное количество точек. Океан один, но в разных частях света его называют то Атлантическим, то Тихим, то Ледовитым, то есть названия у океана разные, но вода в нем одна и та же. Подобным же образом Боговдохновенные религии Явителей, как бы ни различались они по названиям и сколь бы ни было велико их число, суть одна и та же религия. Ведь если человеку темно, то ему неважно, в какой точке небосклона возникнет свет. И если человек наслаждается красотой и благоуханием розы, то ему безразлично, что собою представляет почва, сию розу взрастившая. И если человек ищет истину, то ему все равно, откуда она является. Но если тебе нравится форма светильника, это еще не означает, что ты стремишься к свету. Ведь когда мы наслаждаемся красотой и благоуханием розы, нам неважно, в каком месте роза сия выросла. Наслаждение сладостью плодов - вот что приносит радость, а с какого дерева снял ты сии плоды и в каком месте сие дерево произрастает - несущественно. Важно постигнуть вечные истины - и не имеет значения, в каких книгах записаны они. Важно утвердить слово истины - и не имеет значения, на каком языке оно высказано. Попустительствуя суевериям, мы тем самым умножаем невежество, а, стало быть, и беды, из невежества проистекающие, ибо вражда между религиями, расами и народами возникает по причине взаимного непонимания. Если мы исследуем основные принципы различных религий, то нам откроется, что принципы сии согласуются друг с другом и что сущность их одна и так же, единая и неделимая. Именно поэтому можно надеяться, что человечество когда-нибудь объединится, ибо оно поймет, что истинные цель и задача любой религии состоит в том, чтобы выявлять в людях достохвальные добродетели, побуждать их к моральному совершенствованию и духовному развитию, дабы жили они праведно и обретали милость Божию. Все пророки стремились претворить сии принципы в жизнь, никто из них не способствовал возникновению пороков и зла. Они желали людям только добра, увещевали из проникнуться любовью к Богу, ибо лишь сия любовь способна объединить человечество, убеждали их жить в мире и согласии.
Вспомним Авраама и Моисея. Вспомним сии имена ради тех достохвальных качеств, коих воплощением каждый из этих пророков являлся. Когда, например, мы произносим имя "Авраам" то имеем в виду: это Явитель Боговдохновенного Учения, сосредоточивший в себе человеческие добродетели. Однако имя сие символизирует также и утреннюю зарю Божественного вдохновения, и милость Божию, и совершенства Его, а сие множество значений нельзя приписать какому-то одному человеку, жившему в конкретном времени и месте. При встрече с праведником мы видим, что личность его излучает сияние той же истины, что сияла в добродетелях Авраама, но ведь и Моисей проповедовал ту же самую истину, поэтому мы преклоняемся также и пред величием духовной красоты Моисея. Если мы будем чтить личность Авраама, а не добродетели его, то уподобимся тем, кого прельщает форма светильника, а не свет, сим светильником излучаемый, - когда видят они новый светильник, то мнится им, что он хуже старого, и не понимают, что пламя и в новом, и в старом одно и то же. Посему те, что чтил личность Авраама, а не добродетели его, оказались обделенными, когда добродетели сии явлены были в Моисее. Вспомним, как евреи, веруя в святость этого пророка, ожидали пришествия Мессии. Добродетели и совершенства Моисеевы еще ослепительнее просияли в Святости Иисуса Христа, но евреи упорно продолжали поклоняться личности Моисея. Если бы чтили они его добродетели и совершенства, то уверовали бы несомненно и в Святость Иисуса, ибо то же самое сияние от Него исходило. Тому, кто стремится к свету, безразлична форма светильника, а тому, кого прельщает лишь форма, безразлично, способен сей светильник служить источником света или нет. Итак, мы должны чтить добродетели, явленные в Аврааме, Моисее, Иисусе и других провозвестниках Господа, отнюдь не обожествляя провозвестников этих. Блуждающему во мраке нужен свет, а форма светильника ему безразлична. Мы стремимся узреть солнце, и нам неважно, в какой точке духовного небосклона оно явится. Нам все равно, от кого исходит свет, от Авраама или Моисея, ибо когда мы блуждаем во мраке, нам нужен свет, и нас не заботит форма светильника, сей свет излучающего. И когда мы утоляем жажду, нам неважно, из какой скалы бьет источник. И точно так же нам все равно, в каком саду созрели плоды, коими мы утоляем голод. И точно так же в засуху нам безразлично, с какой стороны небосклона движется туча, напитанная влагой. Не следует ограничивать себя частностями, если мы хотим найти истину. Частности суть оковы. Если мы отрешимся от сих оков, то согласие воцарится между нами, ибо все мы ищем одну и ту же истину. Бездумное следование заповедям даже истинной религии ослабляет веру и затемняет свет истины. Разногласия в способах подражания истинной религии всегда приводили к противостоянию, вражде, ненависти и кровопролитию. Но вот наступило сияющее славой двадцатое столетие, и щедрость Господа очевидна во всех сферах жизни человеческой. Сколь ослепительно сияние Солнца Истины! Воистину настало время отрешиться от лжеучений, изгнать из нашей жизни предрассудки и суеверия и чтить Единого для всех Господа. Следует обратиться к истинным учениям пророков, дабы достигнуть всеобщего мира и согласия. Хвала Господу! Ибо весна Его близится! Воистину двадцатое столетие - это время весны. Обретая ее дары, разум и душа человеческие расцветают. Весна воскрешает мир сущего. Сияние Истины и облака Божественного Милосердия изливают в сей мир всю полноту милости Божией. Очевидны чудеса материального прогресса, но еще удивительнее открытия в мире духовном. Воистину сие столетие можно назвать столетием чудес. Близко время, когда народы мира осознают, что отечество у всех у них общее, когда все религии станут одной религией, а расовые и религиозные разногласия исчезнут из жизни человеческой. Близок день, когда люди всей земли сойдутся под стягом воссоединения, осиянные утренней зарею Величайшего мира в этом мире. Посему обратимся с мольбою к Господу, дабы разогнал Он мрачные тучи лжеучений, очистил наши души от плевел предубеждений, дабы преисполнились Восток и Запад обоюдным сиянием любви и доброжелательства, дабы народы мира обняли друг друга, дабы совершенное духовное братство озарило сей мир как солнце в полдень.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook