24 мая 1912 Беседа в Свободном Религиозном Обществе

или в Собрании Унитариев
  Бостон, Массачуссетс.

 Стенографическая запись Все мироздание есть изъявление движения. Движение есть жизнь. Движущийся объект - живой объект, в то время как неподвижность и бездейственность означает смерть. Все сотворенные виды в разных царствах земных проходят назначенные им стадии развития, благодаря
побудительной силе или духу жизни. Существует всеобщая энергетическая сила - сила непрерывного развития. Ничто и никто в этом мире не пребывает в состоянии полного покоя, - как во внешнем явленном мире, так и во внутреннем мире интеллекта и сознания.
 Религиозное учение есть внешнее изъявление подлинной божественной сущности. Следовательно, оно должно жить, обновляться, находиться в постоянном движении и развитии. Если оно не изменяется и не совершенствуется, то сие означает, что оно лишено божественной жизни, означает, что оно мертво. Священные установления находятся в процессе постоянного обновления и совершенствования; таким образом поток небесных откровений должен быть последовательным и непрерывным. Вся сфера бытия подвергается преобразованиям. Нынешний век стал веком новой жизни, веком обновления. Произошли многочисленные изменения и открытия в науках, искусствах и промышленности. Были пересмотрены и преобразованы правовые и этические законы. Духовный мир возродился к новой жизни. Наш век выявил несостоятельность научных и философских воззрений прошлого. Замыслы современной жизни потребовали новых методов решения; современные мировые проблемы беспрецендентны. Прежние представления и образы мышления быстро устаревают. Древние законы и архаические этические школы не сообразуются с требованиями наших дней; ибо нет сомнений в том, что это век новой жизни, это столетие, эта эпоха раскрывает подлинные сущности, и следовательно, является величайшей из всех эпох. Обратите внимание на научные изыскания последних пятидесяти лет, - они превосходят и затмевают знания всех прошлых веков вместе взятых. Могли ли суждения и теории древних астрономов дать объяснения современным знаниям о солнечной и планетных системах? Может ли туманный покров неизвестности, окутывающий средние века, соответствовать ясному видению и пониманию, которыми характеризуется мир сегодняшний? Какой ответ могут дать деспотические режимы прежних веков на призывы свободы, зазвучавшие в сердцах людей, живущих в эту просвещенную эпоху? Очевидно, что традиции, установления и мировоззрения прошлых времен оказываются сегодня нежизнеспособными. И учитывая все сказанное, возможно ли, чтобы слепые подражания древним ритуалам и устарелые теологические толкования продолжали возглавлять религиозную жизнь и руководить духовным развитием современного человечества? Неужели человек, наделенный умом и здравым смыслом, так и будет бездумно следовать догматам, и твердо придерживаться ритуалов и традиционных верований, которые не поддаются разумным объяснениям в этот век, озаренный сияющим светом подлинной сущности? Такое положение, бесспорно, не может удовлетворить ученых, ибо когда они обнаружат необоснованные предпосылки или заключения, противоречащие современным, общепринятым научным знаниям, то отвергнув эти прежние критерии, они устранят все несоответствия и найдут новые подлинные основы.
 Божественные Посланники открыли и заложили основы религии. Они установили неизменные духовные законы и небесные заповеди, по которым должно жить человечество. Они являли и проповедовали Божественные знания, вводили нравственные идеалы, достойные одобрения, открывали миру высочайшие критерии человеческой добродетельности. Постепенно эти небесные заповеди и основы подлинной сущности омрачались человеческими толкованиями и догматическими подражаниями верованиям древности. Непреложные истины, которые Пророки, подвергаясь тяжелым ипытаниям, мучительным пыткам и преследованиям, с таким трудом старались вложить в души и умы людей, ныне почти стерлись из человеческой памяти. Всех Небесных Посланников, проповедовавших Божественные знания, мир встречал презерением и неверием, одних - отправляли на казнь, других - бросали в тюрьмы. Вскоре после Их ухода из этого мира, неизменная истина Их заветов обычно терялась из виду, скрываясь под покровом различных догматических подражаний.
 Вследствие существенных различий, свойственных человеческим толкованиям и бездумному соблюдению традиций, возникала вражда и разногласия между людьми, угасал в их душах свет истинной веры, и разрушалось единство человеческого рода. Посланники Господа призывали к духовному единению и согласию. Они были Явителями основ божественной сущности. И ежели народы мира отбросят все предрассудки и исследуют подлинную сущность, лежащую в основе явленного Слова Божия, то все они придут к согласию и примирению. Ибо существует только одна единая и неделимая подлинная сущность.
 Народы и религии блуждают в темноте, ослепленные фанатическими предрассудками. Человек считается Иудеем, если его отец исповедовал Иудаизм. Мусульманин слепо идет по пути верований и представлений его предков. Буддист предан наследию Буддизма. Иными словами, единство и согласие недостижимы, пока все люди, неуклонно следующие своим верованиям, не осознают необходимости познания основ религиозного учения. И очевидно, что такое положение может быть исправлено, только посредством реформации религиозного мировоззрения. А сие означает, что необходимо выявить, разъяснить и возвестить человечеству основополагающую подлинную сущность божественных религий.
 Из семени подлинной сущности религии вырастает ветвистое дерево, покрытое листвой, цветами и плодами. Со временем это дерево стареет и начинает засыхать. Листья и цветы вянут и опадают; пораженное болезнями дерево становится бесплодным. Разумный человек не будет ухаживать за этим старым деревом, продолжая утверждать, что его жизненные силы не иссякли, и его плоды по-прежнему несравненны. Семя истины должно быть вновь посеяно в человеческих сердцах, дабы могло вырасти новое дерево и новые божественные плоды оживили духовный мир. Благодаря этому страны и народы, исповедующие разные религиозные учения придут к единству и согласию, исчезнут предрассудки, и установится всеобщее истинное братство. Вражда и войны останутся в прошлом; все слуги Божии обретут мир. Ибо все мы найдем кров под сенью древа Его провидения и милосердия. Господь добр ко всем; Он ниспосылает щедроты на всех людей без исключения; именно об этом говорил Иисус Христос, утверждая, что Господь, " посылает дождь и на праведника и на грешника" - то есть, милосердие Господне озаряет всех. Весь род человеческий находится под защитой Его любви и благодати, и всем указывает Он путь истинного развития и совершенствования. Развитие бывает двух видов, - материальное и духовное. Первое достигается посредством познания явлений внешнего мира и закладывает основы материальной цивилизации. Духовное развитие порождается дыханием Святого Духа, оно пробуждает в человеческой душе способности к постижению явленной сущности Царствия Небесного. Материальное развитие обеспечивает счастье человека в земном мире. Духовное развитие обеспечивает счастье и вечную жизнь души. Посланники Господа заложили основы божественной цивилизации. Они были родоначальниками и главными источниками всех знаний. Они установили принципы человеческого братства, или общественных связей во всем многообразии видов, - будь то семейные, расовые, государственные или нравственные взаимоотношения. Но материальные узы братства являются лишь временными и преходящими взаимоотношениями. Они не обеспечивают полной гармонии и могут порождать рознь и разногласия. Они не предотвращают войны и вражду; напротив, они способствуют возникновению своекорыстных разделяющих интересов, насаждают чувства злобы и ненависти среди людей. Только свет духовного братства, возгоревшийся и установившийся благодаря дыханию Святого Духа, может объединить народы и устранить причины войны и розни. Оно превращает все человечество в одну большую семью и устанавливает основы человеческого единения. Оно проповедует духовное международное согласие и обеспечивает всеобщий мир. Посему, должны мы стремиться постичь основы этого небесного братства. Надо отбросить все предрассудки и содействовать раскрытию подлинной сущности божественных учений. Когда с помощью Духа Святого исполнятся эти священные заветы и наставления, то на земле установится и материальное и духовное благоденствие. Но пока все страны и народы не объединятся узами Святого Духа в подлинное духовное сообщество, пока национальные и государственные предрассудки будут противостоять подлинной сущности этого небесного братства, до тех пор человек не достигнет истинного просвещения, благополучия и прочного счастья. Наш век положил начало нового всеобщего международного единства. Блестящие научные достижения, высокоразвитая промышленность, новые политические теории; провозглашение свободы; становление правосудия. Это столетие движения, божественного пробуждения и духовного совершенствования, столетие человеческого содружества и беззаветного служения, век всеобщего мира и явления подлинной сущности Божественного Царствия.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook