Понятно, что человеческая сущность многообразна, что мнения не совпадают и убеждения отличаются друг от друга; и это несходство мнений и мыслей, способностей мыслить и убеждений различных людей неизбежно, ибо различия в ступенях бытия являются потребностью бытия, проявляющегося в бесконечно многих формах. Поэтому нам необходима всеобъемлющая сила, способная овладеть убеждениями, мнениями и мыслями всех; под воздействием которой эти разделения не будут больше иметь влияния; и каждая отдельная личность сможет оказаться под влиянием единства мира человечества. Понятно и очевидно, что эта величайшая сила в человеческом мире есть Божия любовь. Она приводит различные группы людей под сень шатра любви и ниспосылает враждующим и борющимся народам и семьям великую любовь и согласие.

Сравни мир бытия с храмом человеческим! Все члены и органы человека помогают друг другу, поэтому существует жизнь. Если же в этом дивном организме возникает разделение, жизнь превращается в смерть, и части тела распадаются. Так же и между составными частями бытия царят чудесная взаимосвязь и равновесие сил, которые обусловливают причину жизни в мире и продолжение ее бесчисленных проявлений... Из этого объяснения явствует, что основа жизни заключена в этой взаимной поддержке и помощи, и что прерывание этой взаимной поддержки ведет к разрушению и небытию. Чем больше мир стремится к цивилизации, тем насущнее становится этот крайне важный вопрос сотрудничества. Таким образом, мы наблюдаем в мире человеческом сей факт взаимной полезности, который достиг такой высокой степени действенности, что дальнейшее существование человечества целиком и полностью становится зависимым от этих взаимных связей.

Так обстоит дело со вселенной и ее разрушением, с ее существованием и несуществованием. Любой предмет состоит из многочисленных и различных элементов, и бытие каждого из них есть результат их соединения. Это значит, что если между простыми элементами происходит соединение, то из этого возникает новое существо. Так происходит сотворение вещей. Если соединение приходит в разлад, то за этим следует разъединение связей: элементы распадаются, и бытие этого существа прекращается. Это значит, что прекращение бытия каждого отдельного предмета есть разъединение связей и разделение элементов. А посему любое сочетание, любая окраска листьев, цветов и плодов вносит свой вклад в красоту и очарование других, образуя дивный сад и открываясь в своей высшей прелести, свежести и сладости. Таково влияние единства на элементы, когда различие и многообразие мыслей, форм, мнений, характеров и обычаев в человечестве подчиняются господству высшей власти, которая есть причина жизни, в то время как распад и разъединение ведут к смерти. Короче, притяжение и гармония вещей суть причина созревания плодов и полезных достижений, в то время как отталкивание и дисгармония вещей являются причиной смятения и прекращения существования. Из гармонии и притяжения происходят всевозможные живые предметы - растения, животные, люди, а через дисгармонию и отталкивание пробивается распад и проступает гибель. Поэтому все, что создает гармонию, притяжение и единство среди людей, означает жизнь человечества, в то время как ссора, обособление и разделение являются причиной смерти человечества.

Сегодня миру должно уделяться максимальное внимание; для длительной безопасности его основ весьма важно единство сознания.


                    Чтобы найти истину, надо отказаться от предрассудков, от личных мелочных и обыденных представлений. Нужен открытый, восприимчивый разум. И если наш сосуд заполнен собственным Я, то в нем уже не останется места для влаги жизни. Тот факт, что мы считаем себя правыми, а каждого другого неправым, является величайшим из всех препятствий на пути к единству, а единство необходимо, если мы хотим прийти к истине, ибо истина существует лишь одна.

 

Столь же порочны и политические предрассудки. Это одна из величайших причин горьких конфликтов между людьми. Существуют люди, которым разжигание страстей приносит радость и которые постоянно натравливают свою страну против других наций. А почему? Они мнят, что могут создать для своей страны преимущества, ущемив все остальные страны. Они посылают войска, чтобы покорить и разрушить другую страну и прославиться в мире, чтобы в радости разрушения можно было сказать: "Эта страна уничтожила другую, подчинив ее своей более мощной, превосходящей силе". Эта победа, достигнутая ценой большого кровопролития, не будет, однако, продолжительной. В один прекрасный день победитель окажется побежденным, а побежденный - победителем. Вспомните историю: разве Франция не одерживала побед над Германией, и разве немецкая нация не одерживала затем побед над Францией? Мы знаем также, что Франция побеждала Англию, а английская нация позже побеждала Францию. Все эти блестящие победы так недолговечны. Почему же им и их славе придается такое большое значение, что ради этого можно проливать кровь народа? Стоит ли хоть одна победа той неизбежной цепи горя, которое следует за убийством человека, тех печалей, страданий и катастроф, которые обрушиваются на многие очаги обоих народов? Ибо не бывает так, чтобы страдала лишь одна страна.

Все политические суеверия основываются на нехватке мудрости и понимания, на недостаточной наблюдательности и отсутствии анализа. Ведь на самом деле большинство реакционеров и колеблющихся за плотинами тщеславных слов скрывают лишь свои корыстные интересы; они морочат головы беспомощным людям официальными заявлениями, не имеющими ничего общего с их хорошо замаскированными подлинными целями.

Что касается патриотического предрассудка, то и он происходит от полного незнания, ибо земля есть единое отечество. Каждый может жить в любом месте земного шара, поэтому весь мир - дом человека. Границы и территории суверенных государств изобретены человеком, и в момент творения они не подразумевались. Европа является одной частью света, Азия является одной частью света, Африка является одной частью света и Австралия является одной частью света, но люди по личным побудительным мотивам и преследуя собственные интересы разделили каждую из этих частей на более мелкие части и стали рассматривать их как свои собственные страны. Господь не воздвигал границ между Францией и Германией, эти страны переходили одна в другую. Истинно, что в первые столетия корыстные души, исходя из собственной выгоды, установили границы, определили территории и стали придавать этому с каждым днем все больше и больше значения, пока это не привело в последующие столетия к жестокой вражде, кровопролитию и жажде разбоя. И так будет продолжаться вечно, и если понятие любви к отечеству будет по-прежнему ограничиваться определенным кругом, то это станет основной причиной разрушения мира. Ни один разумный и справедливый человек не признает мнимых различий. Ограниченное пространство, которое мы называем отечеством, мы считаем своей родиной, хотя весь земной шар является родиной всех, а не только узко ограниченная территория.

С любой объективной точки зрения мир между всеми народами есть необходимость, есть заповедь. Бог создал землю и человечество, чтобы заселить ее. У человека нет никакого другого места обитания, но он возвеличил себя и провозгласил придуманные им границы и территории, которые назвал Германией, Францией, Россией и т. д. И в безумии фанатического, узко понимаемого патриотизма проливаются реки драгоценной крови во имя защиты этих выдуманных разделений нашей единой человеческой родины. В конце концов, любое притязание на владение какой-нибудь частью или родиной, как и исключительное право на них, не более чем привязанность к праху земному, претензия на него. Мы живем на этой земле несколько коротких дней, а потом навсегда ложимся под ее кров. Она -наше кладбище на все времена. Так стоит ли человеку бороться за могилу, которая поглотит его, за место своего вечного погребения?

Я узнал, что здесь в стране произошло страшное несчастье. Поезд упал в реку, при этом минимум двадцать человек погибли. По этому поводу сейчас во французском парламенте идут дебаты, и директор Управления государственными железными дорогами будет привлечен к ответу. Он будет подвергнут перекрестному допросу о состоянии дорог и о причинах катастрофы, и все это будет активно обсуждаться. Я удивлен и потрясен тем, какое внимание и волнение вызвала в стране гибель двадцати человек, в то время как убийство тысяч итальянцев, турок и арабов в Триполи оставляет всех безучастными и равнодушными. Ужас этой массовой бойни никак не взволновал правительство. А ведь и эти страдальцы - человеческие существа. Почему же именно двадцати погибшим уделяется столько внимания и сострадания, а не пяти тысячам других? Все они люди, все они принадлежат единой семье человеческой, правда, разным странам и расам. Однако странам, не принимающим участия в войне, нет никакого дела до гибели этих людей. Эта человеческая бойня их не касается. Как это несправедливо, как жестоко, как далеко от добрых и подлинных чувств. Ведь у людей из тех других стран тоже дети и жены, матери и дочери и маленькие сыновья. А там сегодня нет дома, в котором не слышен горький плач, и вряд ли найдется кров, который не затронула бы жестокая рука войны.

Так разделение народов и проистекающие отсюда кровопролития и разрушение здания человечества берут свои начала в людском невежестве и своекорыстных инстинктах.

Подумайте о религиозных предрассудках: всмотритесь в нации так называемых богобоязненных народов. Если бы они действительно чтили Его, то они бы следовали Его закону, который запрещает им убивать друг друга. Если бы священнослужители действительно почитали Бога любви и служили бы божественному свету, то они бы учили своих сторонников следовать основной заповеди, которая призывает "относиться ко всем людям с любовью и милосердием". Но мы встречаемся с обратным, ибо часто именно священнослужители вдохновляют нации на борьбу. Религиозная ненависть -воистину самая ужасная.

Основная причина тому - превратное толкование религии религиозными деятелями и проповедниками. Они учат своих последователей, что лишь та форма религии, которую исповедуют они, является богоугодной и что Всемилостивый Отец проклинает последователей всех других направлений и лишает их Своей милости и покровительства. Так возникают между народами взаимное неприятие, неуважение, споры и ненависть. И если бы удалось отмести в сторону эти религиозные предрассудки, то очень скоро все Народы возрадовались бы миру и согласию.

С первых дней истории мира до нашего времени человечество не имело ни дня покоя и отдыха от битв и споров. Основной причиной войн были религиозные предрассудки, фанатизм и сектантская ненависть. Одна группа ревнителей проклинала другую; каждый был убежден, что другие, обойденные милостью Господней, и есть темные силы, отродья сатаны. Так, например, христиане и мусульмане считали иудеев злейшими врагами Господа; их проклинали и подвергали гонениям. Евреев массами убивали, их дома грабили и сжигали, их детей угоняли в рабство. Евреи же в свою очередь считали христиан язычниками, а мусульман врагами, разрушителями закона Моисея. Поэтому они призывали кару Божию на их головы, и эти проклятия не прекращаются и поныне. Подумайте, сколько оскорблений, несчастий и бед выпало на долю человечества. Каждый город, каждая страна, каждая нация, каждый народ стал жертвой военного уничтожения и разрушения. Каждая божественная религия считает себя истинным, благословенным древом, древом Всемилосердного; все прочие религиозные системы рассматриваются как древо зла, древо сатаны. И по этой причине на головы другого посылались проклятия и несчастия.

Сегодня между религиями нет единства; меж ними царят вражда, раздоры и взаимные обвинения; они не хотят соединиться - напротив, если они сочтут нужным, они и кровь прольют. В книгах по истории и хрониках вы прочтете о том, какие страшные вещи творились во имя религии... Слепое подражание разрушает основу религии, оно душит духовность человеческого мира, превращает небесное просветление во тьму и лишает человечество знания Господа.  Многие недоразумения и разногласия в мире вызваны противоречиями, искусственно созданными людьми. Если бы религия была созвучна науке, и если бы они находились в согласии друг с другом, то многого из той ненависти и отчаяния, ввергающих сейчас человеческую расу в нужду, удалось бы избежать.

В царстве природы борьба за сосуществование играет преобладающую роль, в результате выживают наиболее ловкие. Закон выживания наиболее ловкого есть источник всех трудностей. Он - причина войн, ссор, ненависти и вражды между человеческими существами... И пока низменные инстинкты играют главную роль среди детей человеческих - успех и благополучие невозможны.

В древние времена в борьбе с дикими зверями вырабатывался инстинкт воинственности. Теперь он уже не нужен, более того, становится ясно, что сотрудничество и взаимопонимание принесут человечеству наибольшее благо. Вражда сегодня есть лишь продукт предубеждений.

И пока царят эти предубеждения, человечество не найдет покоя. История ведет свой рассказ о человечестве, которое насчитывает 6000 лет. И на протяжении этих 6000 лет людской мир не знал пощады от войн, ссор, убийств, жажды крови. Все это время в этой ли, в другой ли стране велась война, возникавшая из-за религиозных, расовых, политических или патриотических предубеждений. Поэтому установлено и доказано, что все предрассудки разрушительно сказываются на здании человечества. И пока они существуют, будет происходить борьба за выживание, не исчезнет жажда крови и наживы. И посему, как уже было сказано ранее, человечество не спасется от тьмы на земле и не достигнет просветления, пока не откажется от этих предубеждений.

Основной причиной всего этого являются расовые, национальные, религиозные и политические предрассудки, и корень этих предрассудков лежит в отживших, глубоко засевших в нас традициях - религиозных, расовых, национальных или политических. И пока эти традиции будут сохраняться, фундамент дома человеческого будет не надежен, а само человечество будет подвергаться постоянной опасности.

Взвесьте в сердцах своих, сколько страданий приносят распри, в которые погружен мир; народы мира обагрены кровью, да и сама земля превратилась в сочащуюся кровь. Пламя войны стало причиной такого дикого пожара, какого мир не знал ни в древности, ни в средневековье, ни в новые времена. Жернова войны раздробили и размолотили не одну человеческую голову; еще тяжелей была судьба этих жертв. Цветущие страны постигло запустение, города были сметены с лица земли, а благополучные деревни лежали в руинах. Отцы потеряли своих сыновей, а сыновья остались сиротами. Матери пролили много кровавых слез, скорбя по своим детям; дети же остались сиротами, а женщины - бездомными странницами. Одним словом, все человечество претерпело страшные унижения. Слышатся крик и стенания сирот и горькие жалобы матерей, поднимающиеся до небес.  (написано в январе 1920 года)

Я всегда говорил, что мирные предложения после большой войны - это только рассвет, но еще не восход солнца.  (из беседы ноябре 1919 года)

Хотя представители различных правительств и собрались в Париже, * чтобы заложить основы мира во всем


* Мирная конференция, положившая конец Первой мировой воине; заключенный на ней Версальский договор повсеместно рассматривается как одна из причин, приведших ко Второй мировой войне. Каждое упомянутое здесь предсказание сбылось с поразительной точностью: балканские государства все больше раздирались изнутри крайне правыми и левыми силами. Высказывание о "побежденных властях" означает развитие событий в Германии после Версаля вплоть до захвата Гитлером власти. "Возникшие недавно движения", прежде всего фашизм, набирали силу во всем мире и во многих странах пришли к власти. Коммунистические партии также усилили свое влияние во многих странах. В самой населенной стране мира в конце концов воцарился Мао Цзэ-дун.


мире и даровать таким образом человечеству покой и утешение, между многими еще царит раздор и доминируют личные интересы. В подобной атмосфере мир во всем мире неосуществим, напротив, назреют новые конфликты, ибо интересы разнятся и цели не совпадают друг с другом. (из письма от 10 января 1919 года)

Болезни, которыми страдает сегодня мир, будут все более умножаться; тьма, нависшая над миром, усилится. Балканы останутся недовольными. Беспокойство там будет возрастать. Побежденные власти будут свирепствовать и дальше. Они прибегнут к любой мере, чтобы вновь разжечь пламя войны. Возникшие недавно движения, имеющие международное значение, соберут все силы для дальнейшего продвижения своих планов. Движения левых будут иметь большое значение. Их влияние распространится."  (написано в январе 1920 года)

Без сомнения разразится вторая война, более жестокая, чем последняя.

(написано вскоре после окончания Первой мировой войны)

Перелистывая страницы прошлой и нынешней истории, мы увидим темную землю, покрасневшую от людской крови. Люди убивают друг друга, как дикие волки, забывая закон любви и терпимости... Война развивается от плохого к еще худшему. Европа превратилась в огромный гарнизон, полный взрывчатки, и если Господь не убережет ее от пламени, оно охватит весь мир. (из выступления 21 ноября 1911 года в Париже)

Бессмысленно надеяться, что народы сами остановятся в нынешней гонке вооружений. Большая война в Европе неминуема... Европа - уникальный склад оружия... Вооружение само по себе ведет к войне.  (из интервью газете "Монреаль дейли стар", начало августа 1912 года)

Самая неотложная и значительная проблема на сегодняшний день - мир во всем мире. Европейский

континент напоминает арсенал, склад боеприпасов, которые только и ждут, чтобы их подожгли; достаточно одной единственной искры, чтобы вся Европа запылала в огне, особенно сейчас, когда так остро стоит Балканский вопрос.

(из выступления в октябре 1912 года в Сакраменто, Калифорния)

Мы находимся на пороге Армагеддона, о котором говорится в 16 главе Откровения. Через два года будет достаточно одной единственной искры, чтобы Европа запылала в огне. Социальные беспорядки во всех государствах доведут ее до огня, как это и было предсказано в Книге Даниила и в Книге Иоанна. В 1917 году падут царства, и перемены потрясут землю."  (из речи в Калифорнии в октябре 1912 года) *

Грядет всеобщая бойня цивилизованных народов. Предстоит ужасная борьба. Мир находится на пороге весьма трагических столкновений... Происходит мобилизация неисчислимых армий, миллионы людей сосредотачиваются на границах. Их вооружают для ужасного спора. Малейшее движение ввергнет их в кошмарную катастрофу, и тогда вспыхнет пожар, которого не видела еще история человеческого рода.  (написано в Хайфе 3 августа 1914 года, в день ввода германских, войск в Бельгию)


* В это время пали три крупнейшие монархии - Россия, Германия и Австро-Венгрия. В России победила социалистическая революция.

 

 

Известен случай с неким властителем, который, стремясь сеять мир и спокойствие вокруг себя, гораздо больше, чем поджигатели войны, прилагал сил к тому, чтобы наращивать вооружение и увеличивать армию, оправдывая это тем, что мир и согласие можно установить лишь силой. Под предлогом мира денно и нощно все силы отдаются на то, чтобы наращивать военную мощь, а несчастный народ должен жертвовать для этого львиной долей того, что создается им в поте лица своего. Скольким же пришлось оставить свою работу, полезное свое ремесло, чтобы денно и нощно создавать все новые, все более смертоносные виды оружия, чтобы кровь человеческая проливалась еще обильнее. Каждый день приносит нам новые бомбы и взрывчатые вещества, и правительства вынуждены выбрасывать устаревшее оружие и производить новое, ибо старые виды оружия не могут противостоять новым. И все эти неслыханные расходы оплачиваются за счет несчастных масс. Правомерен вопрос: может ли эта цивилизация по своему определению принести мир и процветание народу и снискать расположение Господа, если она не сопровождается подлинной цивилизованностью? Не разрушает ли она благосостояние человека, не уничтожает ли она основы счастья и мира?

Если военные приготовления будут продолжаться в том же объеме, что и сейчас, то вооружение вскоре достигнет предела, который станет для человечества невыносимым.

Война разрушает основы человечности. Между тем как мир обеспечивает благоденствие человечества.


О мои возлюбленные друзья! В мире властвует война, а человеческий род страдает, пребывая в смертельной схватке. Мрачная ночь ненависти возобладала, и светильник доверия угас. Народы и племена земли кровожадно сцепились в яростной схватке. Разрушается основание человечества. Тысячи семей, насильственно лишенные своего имущества, скитаются по свету, и каждый год на пыльных полях сражений все новые тысячи людей проливают кровь. Рушится шатер жизни и радости. Генералы упражняются в полководческом искусстве, похваляясь пролитой ими кровью, и соревнуются в подстрекательстве к насилию.  Ныне на земле разыгрывается печальный спектакль жестокой войны. Человек убивает брата своего - человека, и делает это он ради своекорыстия и расширения своей территории. Во имя этого недостойного тщеславия сердце его отдается во власть ненависти, и кровопролитие продолжается. Происходят новые сражения, растут армии, в бой посылается все больше всяких орудий, оружия, взрывчатки. Так с каждым днем разрастается горечь и ненависть.

Если бы эти люди возлюбили друг друга и помогли бы друг другу вместо того, чтобы стремиться уничтожить один другого саблями и пушками, насколько это было бы благороднее... Почему человек так жестокосерден?... Если бы человек овладел хотя бы началами справедливости, то обстоятельства складывались бы совсем иначе.

Ведь война ведется для того, чтобы удовлетворить человеческое честолюбие. Во имя мирской выгоды немногих страшная нужда обрушивается на множество домашних очагов, разбивая сердца сотен мужчин и женщин!

Посмотрите, как троны иных королей возводились на завоеваниях. Среди них были Чингиз Хан и Тамерлан, покорившие большую часть Азии, Александр Македонский и Наполеон I, простершие свои жадные руки над тремя из пяти континентов. Но что же дали все эти их могущественные победы? Привели ли они хоть одну страну к расцвету? Стало ли больше счастья? Сохранился ли хоть один из этих престолов? И не утратили ли все эти династии вскоре свою власть? Несмотря на то, что Азия испепелялась в пламени бесчисленных сражений, полководцу Чингиз Хану все его завоевания ничего не принесли. Тамерлан собрал на полях своих побед лишь урожай насилия над народами, развеянными по всему миру, жатву всеобщего разорения. Александр от всех своих могучих побед не получил ничего, кроме того, что его сын потерял престол, а всю власть над странами, которыми он правил, захватила династия Диадохов. А чего достиг Наполеон I, подчинив королей Европы? Только лишь разрушения процветающих стран, упадка их народонаселения,, распространения нужды и ужаса по всей Европе; и кончил тем, что был сослан сам. Вот что остается от завоевателей и памятников, которые они себе воздвигают.

Не справедливо ли то, что народы, среди которых свершаются эти ужасные события, прямо противоположные представлениям о разумном человеческом поведении, заявляют о стремлении к подлинной культуре? Тем более, если от всего этого нельзя ожидать иного результата, чем временная победа?... Вновь и вновь на протяжении минувших веков немецкое государство покоряло французов, вновь и вновь французское королевство завоевывало немецкие земли. Неужели мы согласимся с тем, что в наши дни шестьсот тысяч беспомощных существ приносятся в жертву этим внешним, преходящим задачам и целям? Нет, во имя всего Святого, нет! Даже маленький ребенок легко поймет, что это зло. Но туман инстинктивных страстей и желаний тысячекратно застилает глаза, поднимаясь от сердец и замутняя внутренний и внешний взор.

Как удручающе видеть, что человек использует дар, ниспосланный ему Богом, в корыстных целях, нарушая заповедь "не убей" и попирая завет Христа о "любви к ближнему". Господь дал человеку эту власть, чтобы он направил ее на прогресс цивилизации, на излечение человечества, на поощрение любви, согласия и мира. Человек же предпочитает использовать этот дар не для созидания, а для разрушения, творя несправедливость и угнетая, порождая ненависть и дисгармонию, разоряя и уничтожая своего ближнего, которого Христос призывал возлюбить, как самого себя.

Христос призывал все народы к согласию и миру. Он повелел Петру вложить меч в ножны. Таковы были Его воля и Его завет, и все же те, кто носит сегодня Его имя, обнажили свои мечи. Как велика пропасть между их деяниями и Словом Евангельским!

Сегодня мы отвращаем взор свой от каждого праведного дела; непреходящее благоденствие общества мы приносим в жертву своей личной преходящей выгоде. Мы думаем, что фанатизм и ослепляющее честолюбие делают наши деяния полезными и благородными, и, не удовлетворяясь этим, на виду у всех унижаем друг друга, плетя козни друг против друга. И даже желая продемонстрировать собственную мудрость, ученость, добропорядочность и святость, начинаем с того, что выставляем другого на посмешище и позор.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook