Следующий принцип, который имеет важнейшее значение для успешной деятельности Духовного Собрания, - это принцип единства его членов. Единство не означает единообразия и не предполагает, что все должны придерживаться во время совета одних и тех же взглядов и мнений. Напротив, по словам Абдул-Баха, "искра истины сверкнет лишь при столкновении разнящихся мнений".


     Под единством разумеются духовные узы, сплачивающие членов Собрания, источник которых - Бахаулла. Ключ к достижению единства - это любовь, любовь друг к другу во имя Господа, а не во имя самих людей, это способность видеть в других не недостатки, а достоинства. Ставить свое мнение выше мнения остальных и умалять мнение другого - пусть даже ошибочное или неуместное - противно духу наставлений Бахауллы и свидетельствует лишь о духовной незрелости и чрезмерном самолюбии того, кто поступает подобным образом.

     Зачастую именно привязанность к мирскому затмевает взор человека, порождая в нем гордыню, заносчивость и себялюбие. Послушание Бахаулле, смирение и подчинение институтам Веры - вот путь, идя которым, душа получает бесценное благословение.
     Привязанность к миру сему нередко отождествляют с обладанием земными благами. Но Бахаулла так наставлял Своих последователей: если человек возжелает украсить себя сокровищами земными, надеть драгоценные облачения и вкусить всех благ мирских, не будет ему от этого вреда, если ничто не встанет преградой между ним и Богом, ибо Сам Господь и промыслил всякое благо, создав Его на небе и на земле для тех слуг Своих, что искренне уверовали в Него.


     У персов есть притча, проливающая свет на природу и смысл отрешения от мирского. Это притча о царе и дервише. Царь обладал многими добродетелями, но в душе он завидовал дервишу, которого считал свободным от всякой земной привязанности. Все добро дервиша составляла корзинка с припасами. Все время он проводил, бродя по городу, восславляя Господа, вступая в таинственное общение с Ним. Не было у него ни дома, ни имущества, но он считал себя богачом, словно владел целым миром. Царя это очень привлекало, и вот однажды он велел привести к нему дервиша, чтобы тот научил его отрешенности от мирского. Какое-то время дервиш жил во дворце, общаясь с царем. И в конце концов царь решил оставить трон, чтобы жить жизнью дервиша. Он переоделся в старое бедное платье и вместе со своим гостем покинул дворец.


     Они отошли уже довольно далеко, когда дервиш вспомнил, что забыл во дворце свою корзинку. Он сказал царю, что не может уйти без корзинки и им придется вернуться, чтобы забрать ее. Вот так и выяснилось, что дервиш отнюдь не был свободен от привязанности к мирскому. Царь оставил дворец и отказался от всех сокровищ, вступив на путь отрешения, а дервиш, который всю жизнь проповедовал эту добродетель, пожалел о маленькой корзинке.


     Привязанность к мирскому - это образ мышления, и он не обязательно связан с богатством. Гордыня, которую порождают в человеке его знания и ученость, его успехи или положение в обществе, слава и признание, его любовь к себе и к тому, чем он обладает - все это может стать препятствием между его душой и Богом.

 Хранитель писал об обязанностях и ответственности членов Духовного Собрания следующее: "Их дело не диктовать, а советоваться, причем советоваться не только между собой, но и по мере возможности с друзьями, которых они представляют. Они должны считать себя не иначе, как орудиями, выбранными для того, чтобы еще более действенно и достойно вершить Дело Божие. Ничто не должно привести их к мысли о том, что они - главное украшение среди тех, кто посвятил себя этому Делу, и на самом деле превосходят остальных по способностям и заслугам и являются единственными, кто воплощает в жизнь учение и принципы Дела. Им следует подойти к своей задаче с величайшей смиренностью и тщанием, чтобы своей открытостью, высоким чувством справедливости и долга, своей искренностью, скромностью, полной самоотдачей во имя интересов друзей, Дела и всего человечества, заслужить не только доверие, искреннюю поддержку, но также почет и истинную любовь тех, кому они служат. Они должны всегда избегать проявлений замкнутости, атмосферы секретности, должны избавляться от претензий на главенствующее положение и исключить из своих помыслов проявления предвзятости и страстей. Им следует, по здравому усмотрению, облекать друзей доверием, посвящать их в свои планы, делиться своими проблемами и заботами, испрашивать их мнения и совета. И когда от них потребуется принять определенное решение, им следует после беспристрастного, целеустремленного и дружеского обмена мнениями обратиться с молитвой к Господу и со всем усердием, убежденностью и мужеством проголосовать и твердо подчиниться голосу большинства, который, как говорит нам Учитель, и есть глас истины, и который не следует оспаривать, но всегда искренне следовать ему. На этот глас друзья должны всей душой откликнуться, считая его единственным средством, способным обеспечить защиту и успех Дела".


     Решение, с которым согласен, легко принять и ему легко подчиниться, но решение, которое считаешь неправильным, очень нелегко признать руководством к действию, особенно если ты лично должен участвовать в его выполнении. Таково одно из испытаний, уготованных верующим в эту эпоху, та духовная битва, которую приходится вести многим, дабы обрести высокую духовность, приблизиться к Бахаулле и отрешиться от привязанности к земному.

     Еще один принцип управления Бахаи - беспрекословное подчинение решениям Духовного Собрания, причем даже в тех случаях, когда принятое решение неверно. Духовное Собрание не является непогрешимой инстанцией, но если все члены его искренне поддерживают принятое большинством решение, несмотря на то, что оно расходится с их личным мнением, истина непременно проявится и подведет Собрание к необходимости пересмотреть неудачное решение, поскольку Административный Порядок предусматривает внесение исправлений. Ибо Местные Собрания связаны с Национальным, а Национальное, в свою очередь, - со Всемирным Домом Справедливости. Национальное Собрание, обладая правами и полномочиями более широкими, чем Местные Собрания, вправе указывать последним на те решения, которые оно считает неверными, и просить об их изменении. В случае необходимости вопрос может быть передан на рассмотрение Всемирного Дома Справедливости, который, являясь непогрешимой инстанцией, выносит окончательное постановление.


     Авторитет, которым Бахаулла, Абдул-Баха и Шоги Эффенди облекли Местные и Национальные Собрания, непреложен. Верующим вменяется в обязанность подчиняться всем решениям своего Собрания. Неподчинение не может быть оправдано тем, что принятое решение, возможно, не является правильным - это недопустимо.


    Шоги Эффенди четко определил полномочия Национального Собрания: "Мне хотелось бы еще раз ясно и однозначно сформулировать принцип, устанавливающий верховный авторитет Национального Собрания во всех вопросах, касающихся интересов Веры. Ни при каких обстоятельствах недопустимо, чтобы в рамках юрисдикции возникла неопределенность или споры относительно авторитета Собрания на местном, национальном или международном уровне. Национальному Собранию дается нераздельное право толкования "Декларации прав и полномочий институтов Веры", и оно же несет ответственность - не только непосредственную, но и нравственную - за деятельность организаций и институтов Веры, находящихся в его юрисдикции - за превышение ими своих полномочий или их невыполнение. Национальное Собрание - главная движущая сила разносторонней деятельности бахаи и доверенный защитник интересов каждой национальной общины. Оно - главное связующее звено между общиной и Всемирным Домом Справедливости, высшим органом управления в Возглашении Бахауллы".


     Хотя Духовному Собранию дано право самостоятельно решать все вопросы, подпадающие под его юрисдикцию, и по своему усмотрению проводить решения в жизнь, когда того требуют обстоятельства, хотя члены его в своих действиях не подотчетны избирателям, Собрание не является органом диктаторской власти. Напротив, каждый вопрос, который выносится на обсуждение Собрания, должен решаться в атмосфере дружеского совета, заботы об интересах дела и справедливости.

     Начнем перечень принципов управления с выборов Духовного Собрания. Выборы Собрания, будучи административной процедурой, имеют огромный духовный смысл и проводятся в атмосфере поклонения Богу, сопровождаясь чтением Писаний и молитв. Хранитель Веры определил те качества, которыми должны обладать члены Собрания. Избиратель же, голосуя, должен... "принимать решения без тени малейшего пристрастия или предубежденности, независимо от любых соображений материального свойства и остановить свой выбор на кандидатурах тех, в ком наилучшим образом сочетаются необходимые качества - беззаветная преданность, самоотверженность, развитый ум, признанные способности и зрелый опыт".


     Выборам Бахаи не предшествуют ни предвыборная кампания, ни предварительный сбор голосов, ни выдвижение кандидатов. Все это противоречит духу Дела Бахауллы и категорически запрещено. Верующие свободны в своем выборе; избрание кандидатов проводится тайным голосованием. Недопустимо, чтобы верующие - даже супружеская пара - советовались друг с другом, поскольку это может оказать влияние на свободный выбор каждого из них. Принципы управления являются для бахаи священными, и нарушение их приравнивается к нарушению духовных заповедей.

     Одной из отличительных особенностей Учения Бахаи является тот новый круг заветов, подобных которым не было в прежних Возглашениях - заветов, относящихся к деятельности институтов управления Бахаи. В течение всего Пророческого Цикла, который начинался с Адама и закончился Мухаммадом, даже во времена Возглашения Баба, круг и сфера приложения духовных заветов оставались примерно одинаковыми. Нагорная Проповедь, где изложен весь духовный и нравственный завет Христианства, можно рассматривать как образец и суть духовных учений всех религий. Духовные заповеди лежали в основе всей жизни и деятельности человека. Ни смена эпох, ни даже осознание того, что древние религии не способны указать путь к решению проблем, вставших перед человечеством в нашем веке, не исторгли из людских сердец вечный духовный завет, на котором были воспитаны многие поколения и который так глубоко вошел в умы и души, что стал второй сущностью человека. Столь велико его влияние, что нередко даже многие из тех, кто разочаровался в вере и пополнил ряды агностиков или атеистов, сознательно следуют в жизни этому истинно человечному нравственному завету.


     Никогда прежде - до Возглашения Бахаи - Пророк Божий и Его Преемник - Исполнитель Его воли и завета - не оставляли столь широкого круга духовных заповедей, который включал бы помимо прочего и принципы управления, положенные в основу деятельности институтов Нового Миропорядка. Бахаулла отводит равное место и придает равную степень значимости заповедям духовного совершенствования и духовным принципам управления. В эту новую эпоху каждый верующий должен не только следовать духовному завету, требующему от него любви, честности, всепрощения и исполнения всех остальных священных заповедей, которые в первую очередь определяют отношения людей на личном уровне, - он также обязан подчиняться правилам, определяющим отношения между ним и институтами общины Бахаи, а также его место в жизни сообщества.


     Сила и плодотворность деятельности институтов новорожденного Миропорядка обусловлены не только тем, что они Божественны по происхождению и несут в себе дух Веры; они еще и результат того, что бахаи видят в принципах управления их духовную суть, всем сердцем принимают эти предписания, считая их священными, свято чтут налагаемые на них Административным Порядком обязанности и неусыпно стоят на страже его, охраняя его от проникновения тех вредоносных примесей, что могли бы повредить его росту, ослабить его силу или уронить престиж его институтов.

     Иногда, стремясь разрешить ту или иную проблему ко всеобщему удовлетворению или же боясь обидеть кого-то, задеть чувства некоторых верующих или всей общины в целом, члены Духовных Собраний - невольно, может быть, даже инстинктивно - пытаются принять решение, основанное на компромиссе. В этом в очередной раз проявляется пагубное влияние Старого Порядка на деятельность Духовных Собраний. Для организаций, не принадлежащих к миру Бахаи - политических, социальных, религиозных - компромисс, как правило, является действенным средством в решении возникающих проблем, тогда как новорожденные институты Нового Миропорядка черпают силу и мощь в Истине Слова Божиего, открытого Бахауллой.


     Законы, правила и заветы, которые в течение сорока лет ниспосылались людям, будут составлять основу деятельности новых институтов на продолжении тысячелетия. Они всеобъемлющи, четки и не могут быть ни дополнены, ни изменены. В течение двадцати девяти лет Абдул-Баха раскрывал людям истинный дух и глубинный смысл этих законов. Шоги Эффенди, который тридцать шесть лет был Хранителем Веры, не только разъяснял формулировки законов, данные Абдул-Баха, но и учил применять эти законы на практике. И хотя члены Собрания вправе свободно высказываться и во время совещания могут беспрепятственно выражать свою точку зрения, хотя существуют различные способы ведения совета и различные пути поиска решений, для Духовных Собраний существует один незыблемый закон - они обязаны во всем следовать указаниям Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости и применять данные свыше установления при любых обстоятельствах и безо всяких компромиссов. Безбрежный Океан Божественного руководства послужит опорой для каждого совета Бахаи и позволит членам Собрания, избежав ловушек, найти правильное решение, согласующееся с принципами духом Веры.

     Собрание, которое твердо следует духовным принципам, "поистине, от Бога". "О, преданные Завету, - обращается Учитель к членам Духовного Собрания, - Абдул-Баха никогда не прекращает духовного общения с каждым Духовным Собранием, созданным Божией милостью, члены которой обратились душой к Божественному Царству и тверды в Завете. Он устремлен к ним всем сердцем и связан с ними неразрывными узами".


    Совещания Бахаи, опирающиеся на принципы Административного Порядка представляют собой творческий поиск, в процессе которого обсуждение различных точек зрения и мнений приводит к принятию взвешенных, зрелых решений. Члены Собраний должны сначала ознакомиться с выносимым на обсуждение вопросом, а потом, вознося молитвы, дружелюбно и откровенно изложить свою точку зрения.


     "В нашем Деле, - говорит Абдул-Баха, - совет имеет жизненно важное значение, причем это должен быть не просто обмен мнениями, а духовное общение. Цель его - подчеркнуть, что главное для совета - это поиск истины... Каждый должен взвесить свое суждение, честно, спокойно и беспристрастно. Он должен учесть уже высказанные мнения, прежде чем сообщит свое. Если же он видит, что высказанные мнения правильнее и достойнее, чем его собственное, ему следует принять их сразу, а не настаивать на своем... Потому-то истинный совет - это духовное общение, проходящее в духе любви и согласия. Члены совета должны искренне, по-братски любить друг друга, и только тогда совет принесет добрые плоды. Любовь и товарищество - основа совета".


     Нередко мысль, высказанная одним участником совета, наводит остальных на размышления, идеи перетекают от одного к другому, пока не оформятся в единодушное решение, которое и есть плод совета Бахаи. Если решение принимается не единогласно, а большинством голосов, оно не становится от этого менее действенным - все члены Собрания поддерживают его от всего сердца, ибо такова заповедь Абдул-Баха. Таков один из духовных принципов, лежащих в основе Административного Порядка. Если член Собрания не поддерживает решение института со всей искренностью, то это противоречит самому духу Веры.


    Тому, кто верен принципам Учения и обладает достаточной зрелостью, и в голову не придет мысль о том, что высказанные им идеи и предложения, какими бы достойными они ни были, свидетельствуют о его превосходстве. Настаивать на своем, упорствовать, спорить во время совета Бахаи означает восставать против самого духа Веры. Практика навязывания мнений, убеждений, какого бы то ни было давления, столь часто применяемая в институтах Старого Порядка, противна учению Бахауллы.

    Не исключено, что во время совета Бахаи кому-то из его участников не удастся подняться до высоты нравственного идеала. Даже самые искренние и преданные во время обсуждения могут отступить от духовных принципов. Но в Собрании присутствует могучая сила, способная обращать человеческие слабости и заблуждения в благородные устремления и достойнейшие деяния. Она может разрядить атмосферу напряженности и противостояния и привнести в Собрание дух любви и единения, дабы оно, освобожденное от тенет споров, стало совершенным каналом, по которому Дух Дела устремится ко всему человечеству. Эта скрытая сила есть присутствие в Собрании Бахауллы. В Китаб-и-Акдас сказано - когда член Собрания входит в комнату совещаний, он должен помнить, что находится в присутствии Бахауллы, иначе говоря, в присутствии Самого Бога. И присутствие это не вымышленное; члены Собрания, говорит Бахаулла, должны не только ощущать Его присутствие, но и "видеть Того, Кого увидеть нельзя".


     В нашем мире не все сущее можно увидеть человеческим зрением. Наш мир, мир доступных глазу условностей, всего лишь тень. Подлинная реальность - реальность духовная, но для ее восприятия человеку необходимы определенные духовные свойства. Для Духовных Собраний нет ничего более реального, чем присутствие Бахауллы: собираясь на совет, говорит Бахаулла, члены Собрания рассаживаются перед лицем Его. Когда они начинают это осознавать, внутренним оком прозревая в кругу своем Бахауллу, души их омываются океаном смирения и самоотречения, и обновляется дух их, осиянный лучезарным светом. От присутствия Бахауллы все девять членов Собрания становятся единым целым и обретают способность прощать друг другу ошибки и заблуждения. С каждым высказанным вслух предложением, мнением, с каждым произнесенным словом член Собрания обращается в первую очередь к Бахаулле, и сердце его исполняется смирения и готовности служить Делу. В подобной атмосфере совет Бахаи становится поистине плодотворным, ибо каждый участник Собрания высказывается искренне и доброжелательно. Исчезает страх, возникающий в силу разных причин - например, из-за боязни потерять авторитет или обидеть кого-то, - который мешает человеку иной раз откровенно высказать свое мнение; приходят мудрость и мужество. Ведь когда человек обращается к Бахаулле и помыслы его чисты, разве слушателей могут оскорбить его слова?


     Сознание того, что в Собрании присутствует Бахаулла, создает атмосферу духовности, побуждает души к смирению, гасит всякую мысль о превосходстве, заставляет эго отступить. Ибо кто посмеет считать себя выше других в присутствии Самого Бахауллы? Кто посмеет пренебречь мнением другого вслух или же в сердце своем? Кто посмеет разгневаться, повысить голос, перебить своего товарища по Собранию или затеять с ним спор, кто позволит себе речи или поступки, способные оскорбить чужую душу?

     Огромная ответственность ложится на плечи всех, кто призван служить в Духовном Собрании, ибо они в своей деятельности должны неизменно опираться на принципы управления, начертанные пером Бахауллы, разработанные Абдул-Баха и подробно растолкованные Шоги Эффенди.


    Соблюдение этих принципов чрезвычайно важно в совещательной работе Духовного Собрания. Бахаулла и Абдул-Баха предъявляют очень высокие нравственные требования к тем, кто участвует в совете Духовного Собрания. "От тех, кто пришел держать совет, - пишет Абдул-Баха, - в первую очередь требуется чистота помыслов, ясность духа, отречение от всего, кроме Бога, тяга к Его Божественным ароматам, смирение и уничижение пред возлюбленными Его, безропотность и долготерпение в трудных обстоятельствах, готовность служить возвышенному Порогу... Первое условие - совершенное согласие и любовь между членами Собрания. Они должны полностью избавиться от чувства отчужденности и воплощать собой Единство Божие, ибо все они суть волны одного моря, капли влаги одной реки, звезды одного неба, лучи одного солнца, деревья одного сада, цветы одного цветника".


     Именно эти духовные требования превращают совет Бахаи в испытание для каждого из его участников. За столом совета духовные качества человека, его вера, мужество, верность Завету проходят суровую проверку. Здесь начинается битва между человеком и его собственным эго, не прекращающаяся до тех пор, пока эго не смиряется. Для некоторых эта битва продолжается всю жизнь. Наша душа - поле брани, где встречаются силы света и тьмы. По одну сторону в этой битве стоят духовность, душа верующего, по другую - наш злейший враг, имя которому себялюбие или эго.


     Высота духовных мерок установлена Учителем. Долг же верующего - устремиться сердцем к Царству Славы, и тогда во время встреч Собрания внутренний слух его непременно уловит взывающий к нему живой голос Учителя, говорящий о чистоте помыслов
•    ясности духа
•    отречении
•    тяге к Божественным Ароматам
•    смирении пред возлюбленными Его
•    безропотности и долготерпении в трудных обстоятельствах
•    служении
•    согласии
•    любви
•    преданности
•    учтивости
•    умеренности
•    достоинстве
•    заботливости
•    преодолении отчужденности.


     Таковы требования, которые предъявляются к тем, кто участвует в совете Бахаи. Когда душа прислушивается к призыву Учителя и стремится к идеалу, оценивая себя согласно тем меркам, что установлены Самим Бахауллой, тогда эго, поверженное, отступает. Душа выходит из битвы победительницей, наполняясь светом веры и самоотречения. И самое важное условие здесь - искренность. Любовь, отрешенность, стремление к единению и согласию - все это должно идти от сердца. Только через искренность душа обретает истинное смирение и готовность к служению, ясность духа и преданность, учтивость и долготерпение, и все прочие добродетели, обязательные для бахаи. Они суть свойства духа, и недопустимо делать из них словесную игру. Если нет искренности, значит, эго выиграло битву.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook