Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия не устранит коренные причины войны. Разумеется, эти практические меры чрезвычайно важны как элементы процесса достижения мира, но сами по себе они слишком поверхностны и не могут оказать решающего воздействия. Люди достаточно изобретательны для того, чтобы создать новые виды вооружения и использовать продовольствие, сырье, финансы, индустриальную мощь, идеологию и терроризм как средства нескончаемой борьбы за власть и превосходство. Равным образом, невозможно навести порядок между нациями в нынешнем хаосе дел человеческих простым улаживанием отдельных разногласий и конфликтов. Необходим подлинно всемирный план.

Безусловно, руководители отдельных стран признают всемирный характер проблемы, с которой они ежедневно сталкиваются. К тому же имеются многочисленные исследования и предложения озабоченных состоянием дел и хорошо осведомленных групп, а также учреждений ООН, исключающие элемент неведения относительно настоятельных нужд и потребностей человечества. Наблюдается, однако, паралич воли. Именно это требует внимательного изучения и решительных действий. Как мы уже указывали выше, этот паралич проистекает из глубоко укоренившейся убежденности в неизбывной конфликтности человечества, что приводит к нежеланию рассматривать возможности подчинения своекорыстных национальных интересов требованиям мирового порядка и мужественно встречать все далеко идущие последствия установления объединенного всемирного полномочного органа. Он связан также с неспособностью угнетенных и необразованных масс выразить свое стремление к новому порядку, при котором они могли бы жить в мире, гармонии и благоденствии вместе со всем человечеством.

Некоторую надежду вселяют предварительные шаги в направлении мирового порядка, особенно те из них, которые были предприняты после II мировой войны. Группы отдельных стран официально оформляют свои взаимоотношения, что позволяет им налаживать сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это неизменно усиливающаяся тенденция свидетельствует о том, что в конечном счете все страны сумеют преодолеть сковывающий их паралич. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Сообщество и Общий Рынок Стран Карибского Бассейна, Общий Рынок Стран Центральной Америки, Совет Экономической Взаимопомощи, Европейское Сообщество, Лига Арабских Стран, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств, Форум Стран Южной Части Тихого Океана -- все эти организации представляют совместные усилия, прокладывающие путь к мировому порядку.

Обнадеживает также усиливающееся внимание к некоторым из самых закоренелых проблем планеты. Несмотря на очевидные несовершенства ООН, более сорока принятых ею деклараций и конвенций вселяют новые надежды в сердца простых людей даже в тех случаях, когда правительства встречали их без особого энтузиазма. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по предотвращению и наказанию преступлений геноцида, а также другие меры, направленные на устранение всех форм дискриминации по расовым, половым и религиозным признакам, защиту прав ребенка, всеобщее запрещение пыток, борьбу с голодом и недоеданием, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на пользу всему человечеству, если все эти меры будут осуществлены и расширены с необходимой для этого решимостью и отвагой, приблизят тот день, когда призрак войны перестанет вершить международные дела. Нет нужды особо останавливаться на важности вопросов, затронутых в этих декларациях и конвенциях. Однако некоторые из них требуют пояснения в связи с их непосредственным значением для достижения мира во всем мире.

Расизм, одно из самых ядовитых и отвратительных зол, является серьезнейшей преградой на пути к миру. Расизм и его проявления, столь оскорбительные для человеческого достоинства, не могут быть оправданны ни под каким предлогом. Расизм тормозит развитие безграничных возможностей своих жертв, морально разлагает самих расистов и сдерживает прогресс человечества. Чтобы покончить с этим злом, необходимо глобально признать и поддержать единство человечества и осуществить его при помощи соответствующих законодательных мер.

Колоссальный разрыв между богатыми и бедными причиняет людям жестокие страдания и держит мир в состоянии крайней неустойчивости, фактически на грани войны. Немногие общества сумели справиться с этой ситуацией. Чтобы решить эту проблему, требуется комбинированный подход, учитывающий духовные, моральные и практические ее аспекты. Необходим свежий взгляд на проблему, предусматривающий консультации с широким кругом специалистов без экономической или идеологической полемики и участие людей, непосредственно заинтересованных в срочном решении ряда назревших вопросов. Речь идет не только о необходимости устранения крайностей богатства и нищеты, но и о духовных истинах, понимание которых способствовало бы новому универсальному подходу к делам планеты. Поощрение такого подхода само по себе составило бы существенную часть решения.

Необузданный национализм, не имеющий ничего общего со здоровым и вполне закономерным патриотизмом, должен уступить дорогу чувству принадлежности и любви ко всему человечеству. Бахаулла утверждает: Земля -- единая страна, а все люди -- ее граждане. Концепция мирового гражданства непосредственно вытекает из слияния мира в единое сообщество вследствие научных достижений и неоспоримой взаимозависимости стран. Любовь ко всем народам мира вовсе не исключает любви к собственной стране. Благо каждой части мирового сообщества обеспечивается наилучшим образом благом целого. Необходимо существенно активизировать международные мероприятия в самых различных областях, которые будут воспитывать в людях чувства взаимного уважения, привязанности и солидарности.

На всем протяжении истории человечества религиозные распри служили причиной бесчисленных войн и конфликтов, сдерживали прогресс и теперь все больше вызывают отвращение как среди людей различных вероисповеданий, так и среди неверующих. Приверженцы всех религий должны поставить перед собой основные вопросы, возникающие в связи с такими распрями, и найти на них четкие ответы. Как в теории и на практике разрешить разногласия между различными религиозными учениями? Задача, стоящая перед религиозными лидерами, состоит в том, чтобы, преисполнив свои сердца чувством милосердия и желанием найти истину, поразмыслить над состоянием человечества и, смирив гордыню перед Всемогущим Творцом, спросить себя: нельзя ли поступиться теологическими разногласиями во имя великого духа взаимной терпимости, которая позволила бы им вместе трудиться на благо мира и взаимопонимания между людьми?

Эмансипация женщины, уравнение ее во всех отношениях с мужчиной, является одним из важнейших, хотя и не общепризнанных, условий достижения мира. Отрицание такого равенства ведет к несправедливости, совершаемой по отношению к половине населения мира, и развивает в мужчинах вредные отношения и привычки, которые переносятся из семьи в сферу профессиональной деятельности, политическую жизнь и, наконец, в международные отношения. Такое отрицание равенства не имеет под собой никаких моральных, практических или биологических оснований, чтобы быть оправданным. Только полноправное участие женщин во всех сферах человеческой деятельности создаст моральный и психологический климат, благоприятный для воцарения мира во всем мире.

Всеобщее образование, которому уже служит целая армия преданных делу людей всех вероисповеданий и национальностей, заслуживает максимально возможной поддержки со стороны правительств мира, ибо невежество, вне всякого сомнения, является главной причиной упадка и падения народов и увековечивания предрассудков. Ни одна страна не может добиться успехов, не предоставив благ просвещения всем своим гражданам. Отсутствие ресурсов ограничивает возможности многих стран достичь этой цели и вынуждает их определять первоочередность. Органам, принимающим решения по очередности, следовало бы начать с предоставления образования женщинам и девочкам, ибо блага знаний наиболее эффективно и быстро распространяются в обществе через просвещенных матерей. В соответствии с велением времени в программу общего образования каждого ребенка следует включить преподавание учения о всемирном гражданстве.

Отсутствие универсальных средств общения людей существенно ослабляет действенность усилий, направленных на достижение мира во всем мире. Принятие вспомогательного международного языка в значительной степени способствовало бы решению этой проблемы, и это дело требует неотложного внимания.

Подводя итог вышесказанному, следует особо подчеркнуть два момента. Во-первых, невозможно покончить с войной простым подписанием договоров и протоколов. Это -- сложная задача, требующая нового уровня посвященности разрешению проблем, которые обычно не ассоциируются с делом мира. Идея коллективной безопасности, основанной только на политических соглашениях, является химерой. Во-вторых, дело мира следует перевести из сферы чистого прагматизма в разряд принципов, ибо, по существу, мир рождается из внутреннего состояния, поддерживаемого духовной или моральной позицией. В выработке такой позиции находится возможность прочного решения вопросов, связанных с достижением мира во всем мире.

Существуют духовные принципы (некоторые называют их общечеловеческими ценностями), при помощи которых можно найти решение любой социальной проблемы. Руководствуясь добрыми намерениями, любая группа может разработать общую схему решений стоящих перед нею проблем, но обычно добрых намерений и практических знаний для этого недостаточно. Важное достоинство духовного принципа состоит в том, что он не только дает перспективу, гармонирующую с существом человеческой природы, но и создает отношение, динамику, волю, устремления, помогающие разработать и осуществить практические меры. Главам правительств и всем административным властям, прежде чем предпринимать что-либо для решения той или иной проблемы, следовало бы выявить связанные с нею принципы и затем руководствоваться ими.

Дарования, отличающие род человеческий от всех других форм жизни, складываются в нечто, известное под названием человеческого духа, существенной частью которого является разум. Эти дарования позволили человечеству построить цивилизации и добиться материального процветания. Однако сами по себе такие достижения никогда не удовлетворяли человеческий дух, таинственная природа которого склоняется к возвышенному, устремляется к невидимому миру, к высшей действительности, к тому непознаваемому существу сути, которое мы называем Богом. Религии, подаренные человечеству плеядой духовных светил, установили первичную связь между людьми и высшей реальностью, вызвали к жизни и усовершенствовали способность человечества добиваться -- наряду с социальным прогрессом -- духовных побед.

Никакая серьезная попытка поправить дела человеческие, достигнуть мира во всем мире не может игнорировать роль религии. Восприятие и исповедование религии человеком составляет суть истории человечества. Один выдающийся историк определил религию как дарование человеческой природы. Трудно отрицать, что извращение этого дарования в значительной степени способствовало смятению в обществе и конфликтам между людьми и в них самих. Но объективный наблюдатель не может сбрасывать со счетов и доминирующее влияние религии на жизненно важные проявления цивилизации. Больше того, незаменимость религии как фактора социального порядка многократно продемонстрирована ее прямым воздействием на право и мораль.

Размышляя о религии как о социальной силе, Бахаулла говорил: Религия является величайшим из всех средств установления порядка в мире и мирного удовлетворения всех его обитателей. В отношении упадка и искажения религии он писал: Если погаснет светильник религии, настанут хаос и смятение, перестанет сиять свет честности, справедливости, покоя и мира. Перечисляя такого рода последствия, писания Бахаи подчеркивают, что извращение человеческой природы, падение норм человеческого поведения, искажение и развал человеческих институтов проявляются в этих условиях с наихудших и отвратительнейших сторон. Человеческий характер портится, доверие подрывается, тетива дисциплины слабеет, голос человеческой совести умолкает, чувства приличия и стыда притупляются, понятия долга, солидарности, взаимопомощи и верности искажаются и самое ощущение покоя, радости и надежды постепенно угасает.

Раз уж человечество докатилось до парализующего конфликта, оно должно оглянуться на себя, на собственную нерадивость, на голоса сирен, к которым оно прислушивалось, на источник смятения и ошибок, совершенных во имя религии. Те, кто слепо и эгоистично придерживался своих ортодоксальных догм, навязывал следовавшим за ними противоречивые и неверные толкования слов пророков Господа, несут тяжкую ответственность за это смятение, созданное искусственными барьерами, воздвигнутыми между верой и разумом, между наукой и религией. Ибо объективное изучение подлинных высказываний основателей великих религий и социальных сред, в которых они вынуждены были выполнять свою миссию, не дает никаких оснований для предрассудков и раздоров, раздирающих религиозные общины человечества и, следовательно, причиняющих ущерб делам человеческим.

Учение о том, что мы должны относиться к людям так, как нам хотелось бы, чтобы они относились к нам, в разных вариантах повторяется во всех великих религиях. Этот закон этики подтверждает вышесказанное в двух отношениях. Во-первых, он обобщает моральные и миролюбивые принципы этих религий независимо от места и времени их зарождения. Во-вторых, он олицетворяет единство религий -- достоинство, которое человечество с его разобщенными взглядами на историю не сумело оценить. Если бы человечество распознало подлинную сущность воспитателей своего коллективного детства как деятелей цивилизирующего процесса, оно несомненно извлекло бы гораздо больше пользы из суммарных итогов их последовательных миссий. Этого, увы, человечество не сумело сделать.

Возрождение во многих странах фанатического религиозного рвения нельзя рассматривать иначе как предсмертные конвульсии. Сама природа насильственных и разрушительных явлений, связанных с таким рвением, свидетельствует о представляемом им духовном банкротстве. Действительно, одна из наиболее странных и печальных особенностей нынешней вспышки религиозного фанатизма заключается в том, что она существенно подрывает не только духовные ценности, способствующие объединению человечества, но и неповторимые моральные победы той религии, которой якобы служат фанатики.

Несмотря на жизненно важную роль религии в истории человечества и драматизм нынешнего возрождения воинствующего религиозного фанатизма, возрастающее количество людей на протяжении ряда десятилетий считало, что религия и ее институты не имеют прямого отношения к главным проблемам современного мира. Вместо религии они обратились к гедонистической погоне за материальными благами или надуманным идеологиям, созданным для спасения общества от мучащих его очевидных зол. К сожалению, большинство таких идеологий вместо того, чтобы воспринять принцип единства человечества и способствовать согласию между народами, стремилось обожествить государство, подчинить одной нации, расе или классу остальное человечество, подавить свободную дискуссию и обмен идеями или предоставить миллионы голодающих на произвол рыночной системы, которая усугубляет плачевное состояние большинства человечества, позволяя небольшой его части жить в роскоши, о которой едва ли могли мечтать наши предки.

Сколь трагичны плоды суррогатов веры, сотворенных "мудрецами" нашего века! В массовом разочаровании целых народов, приученных молиться у их алтарей, можно прочесть бесповоротный приговор истории проповедуемым ими ценностям. Эти доктрины после десятилетий неограниченной власти тех, кто был обязан им своим восхождением на вершины дел человеческих, породили социальные и экономические недуги, которые в завершающие годы XX века поразили все регионы нашего мира. В основе всех этих внешних бедствий лежит духовный ущерб, который нашел отражение в апатии, охватившей массы людей во всех странах, и в угасании надежды в сердцах миллионов обездоленных и страждущих.

Настало время, когда проповедники догм материализма и на Востоке, и на Западе, в странах и капитализма, и социализма должны дать отчет о моральном руководстве, которое они якобы осуществляют. Где новый мир, обещанный их идеологиями? Где международный мир, в верности идеалам которого они клялись? Где прорывы к новым культурным свершениям, обусловленным возвышением той или иной расы, того или иного народа, того или иного класса? Почему подавляющее большинство человечества все глубже погружается в пучину голода и нищеты, в то время как нынешние вершители дел человеческих владеют богатствами, которые и не снились фараонам, римским императорам и даже империалистическим магнатам XIX века?

Именно в прославлении погони за материальными благами, являющимися одновременно источником и общей чертой всех таких идеологий, мы находим корни, питающие ложное утверждение о том, что человеческие существа неисправимо своекорыстны и агрессивны. Именно здесь необходимо расчистить место для строительства нового мира, достойного наших потомков.

Опыт показал, что материалистические идеалы не удовлетворяют потребностям человечества. В свете этого следует признать необходимость новой попытки найти ответы на мучительные вопросы, стоящие перед людьми планеты. Невыносимые условия жизни, сложившиеся в обществе, красноречиво свидетельствуют о всеобщем поражении. Тем не менее, каждая из противостоящих сторон укрепляется в своем мировоззрении вместо того, чтобы отказаться от него. Совершенно очевидно, что должна быть предпринята попытка найти универсальное лекарство. Это, прежде всего, вопрос позиции. Будет ли человечество, упорствуя в своих заблуждениях, придерживаться изживших себя принципов и недееспособных гипотез? Или его лидеры, независимо от идеологии, решатся, наконец, объединить свои усилия в совместном поиске приемлемых решений?

Тем, кому дорого будущее рода человеческого, стоит поразмыслить над этим советом: Если почитаемые с давних пор идеалы и освященные временем институты, некоторые социальные гипотезы и религиозные формулы перестали содействовать благоденствию всего населения планеты, если они больше не служат потребностям непрерывно развивающегося человечества, то пусть они будут сметены и выброшены на свалку устаревших и забытых доктрин. Почему в мире, подчиненном непреложному закону изменения и разложения, не подлежат они износу, которому неизбежно подвергаются все человеческие институты? Ибо правовые нормы, политические и экономические теории предназначены лишь для охраны интересов всего человечества, и не следует приносить его в жертву ради сохранения неприкосновенности тех или иных законов или доктрин.

Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира

Октябрь 1985

Великий Мир, к которому на протяжении столетий склоняют свои сердца люди доброй воли, образ которого создают бесчисленные поколения пророков и поэтов и который испокон веков постоянно предвещают священные писания человечества, наконец-то находится в пределах досягаемости народов. Впервые в истории каждый из нас получил возможность обозреть в единой перспективе всю планету с миллиардами населяющих ее, столь отличающихся друг от друга, людей. Мир во всем мире не только возможен, но и неизбежен. Это -- следующая стадия эволюции планеты, названная одним из великих мыслителей планетизацией человечества.

Перед всеми обитателями Земли стоит выбор: будет ли мир достигнут лишь после немыслимых ужасов, низвергнутых на человечество из-за его упрямой приверженности старым стереотипам поведения, или он воцарится сегодня как следствие акта взаимного согласия. В этот критический момент, когда трудноразрешимые проблемы, стоящие перед человечеством, сливаются в общую заботу о судьбах мира, было бы безответственным не остановить волну конфликтов и беспорядков.

К благоприятным факторам следует отнести непрерывно нарастающую мощь движения к мировому порядку, начатого на заре нашего века созданием Лиги Наций и продолженного более всеобъемлющей Организацией Объединенных Наций; свидетельствующее о завершении процесса государственного строительства достижение независимости большинства народов на Земле после II мировой войны и участие этих молодых государств наряду со старшими их собратьями в решении вопросов, представляющих взаимный интерес; последовавшее за этим резкое увеличение масштабов сотрудничества ранее изолированных и антагонистических народов и групп в международных начинаниях, направленных на развитие науки, образования, права, экономики и культуры; появление за последние десятилетия беспрецедентного количества международных гуманитарных организаций; расцвет женских и молодежных движений, участники которых призывают покончить с войной; и все более распространяющаяся стихийная сеть простых людей, добивающихся взаимопонимания посредством личных контактов.

Научно-технический прогресс, происходящий в этот необычайно благословенный век, предвещает крупный скачок в социальной эволюции планеты и указывает пути возможного решения практических проблем, стоящих перед человечеством. По существу, он предоставляет средства для управления сложной жизнью объединенного мира. И все же барьеры продолжают существовать. Сомнения, неверные представления, предрассудки, подозрительность и заскорузлое своекорыстие мешают установлению нормальных взаимоотношений между народами и государствами.

Глубокое чувство духовного и морального долга побуждает нас в этот подходящий момент привлечь Ваше внимание к проницательным мыслям, которые более столетия назад впервые высказал правителям мира Бахаулла, основатель Веры Бахаи, доверенными лицами которой мы являемся.

Бахаулла писал: Увы, ветер отчаяния дует отовсюду и раздоры, разделяющие и поражающие род человеческий, усиливаются с каждым днем. Уже можно различить признаки надвигающейся катастрофы, ибо существующий порядок из рук вон плох. Опыт человечества в полной мере подтвердил это пророческое суждение. Несовершенство господствующего в мире порядка проявляется в неспособности суверенных государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, изгнать призрак войны, предотвратить угрозу крушения мировой экономики, распространение анархии и терроризма, жестокие страдания, причиняемые этими и другими бедами миллионам и миллионам людей. Воистину, агрессия и конфликты стали настолько характерны для наших социальных, экономических и религиозных систем, что многие считают такое поведение присущим человеческой природе и, следовательно, неискоренимым.

Укоренение этой точки зрения приводит к противоречию, парализующему человеческие отношения. С одной стороны, люди всех стран мира провозглашают не только готовность, но и стремление к миру гармонии, стремление покончить со страхами, терзающими их в повседневной жизни. С другой стороны, они, не подумав, соглашаются с мнением, что человеческие существа неисправимо эгоистичны и агрессивны и, следовательно, неспособны создать социальную систему, которая одновременно была бы прогрессивной и миролюбивой, динамичной и гармоничной, систему, которая предоставляла бы полную свободу для индивидуального творчества и инициативы, но была бы основана на сотрудничестве и взаимопомощи.

По мере того, как потребность в мире становится все более настоятельной, это коренное противоречие, мешающее достижению мира, делает все более необходимой переоценку предпосылок, лежащих в основе широко распространенных представлений о трудной исторической судьбе человечества. Беспристрастный анализ фактов показывает, что такое поведение вовсе не отражает подлинную сущность человека, а является следствием извращения человеческого духа. Приняв это положение, все люди смогут привести в действие конструктивные социальные силы, которые, находясь в полном согласии с человеческой природой, будут способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и конфликтам.

Выбор такого пути означает не отрицание, а осознание истории человечества. Вера Бахаи рассматривает смятение в современном мире и бедственное положение дел человеческих как естественную стадию органичного процесса, который в конечном счете ведет к неотвратимому объединению человеческого рода в социальную систему, границами которой станут границы планеты. Род человеческий, как организм особого склада, прошел через эволюционные стадии, подобные младенчеству и детству в жизни человека, и находится сейчас в кульминационной стадии мятежной юности, приближаясь к долгожданной поре зрелости.

Искреннее признание того факта, что предрассудки, война и эксплуатация отражают незрелые стадии обширного исторического процесса и что человеческий род испытывает ныне неизбежное смятение, отражающее его коллективное возмужание, является не поводом для отчаяния, а необходимым условием начала колоссальной работы, направленной на построение миролюбивого мира. Основные мотивы темы, которую мы предлагаем Вашему вниманию, состоят в том, что такая работа возможна, что необходимые для этого конструктивные силы существуют, что объединяющие человечество социальные структуры могут быть построены.

Несмотря на то, что грядущие годы могут принести новые страдания и беспорядок, а ближайшие перспективы неблагоприятны, община бахаи убеждена, что человечество встретит это высшее испытание с верой в благополучный исход. Конвульсивные перемены, к которым все быстрее и быстрее движется человечество, отнюдь не знаменуют конец цивилизации. Напротив, они послужат высвобождению скрытых возможностей человека, выявлению полной меры его назначения на Земле, внутренней красоты его сущности.

 В течение первых пятнадцати лет Хранительства было создано восемь Национальных Духовных Собраний, и влияние Веры распространилось еще в тридцати суверенных государствах. В этот же период времени произошли следующие важные события:

  • уход из жизни в 1932 году Величайшего Священного Листа, сестры Абдул-Баха;
  • признание независимого статуса Веры в Египте;
  • конфискация багдадскими властями дома Бахауллы, за которой последовало принятие Лигой Наций резолюции, поддержавшей требования общины Бахаи возвратить ей этот дом;
  • четыре кругосветных путешествия Марты Рут, целью которых было распространение Учения, а высшим достижением явилось обращение в Веру Бахаи первой коронованной особы, королевы Румынии Марии;
  • создание в 1925 году Международного Бюро Бахаи в Женеве;
  • исполнение Завета Бахауллы по установлению Праздника Девятнадцатого Дня;
  • расширение деятельности молодежных организаций Бахаи;
  • увеличение пожертвований и приобретение бахаи земельных участков и собственности в Святой земле, в США и в Персии;
  • приобретение в собственность бахаи зданий, имеющих историческое значение для Веры (в Персии);
  • создание Международного Архива Бахаи.

 В те годы в стране, явившейся Колыбелью Веры, последователи Величайшего Имени неоднократно подвергались гонениям и преследованиям со стороны властей; многие принимали мученическую смерть. И именно в этот период Шоги Эффенди сосредоточил усилия на укреплении институтов Веры, которые уже действовали по всей стране. Он возложил на них особую миссию, имеющую огромное значение для всего Дела, - внедрение некоторых законов Китаб-и-Акдас, "основы основ" Миропорядка Бахауллы. Он поручил Местным Духовным Собраниям Персии постепенно вводить в общинах Бахаи законы, которые были известны бахаи Персии, но до того времени не соблюдались. За время своего служения Шоги Эффенди разработал множество правил по применению этих законов; он разъяснял тонкости, сложные места, настаивал на том, чтобы, внедряя закон, Духовные Собрания никогда не шли на компромиссы и всегда придерживались принципа справедливости и беспристрастности. Благодаря его было создано огромное хранилище знаний и опыта по применению законов Бахаи, имеющее величайшее значение для будущего.

     Первая половина Века Созидания - Века, ставшего свидетелем зарождения Административного Порядка Бахаи - это время поистине грандиозных событий. Достаточно даже самого беглого взгляда на историю Веры, чтобы понять ее драматизм. Гонимая с момента своего появления на свет, она приняла на себя яростный удар, когда был предан мучительной смерти ее Провозвестник; видела тяжкие страдания, обрушившиеся на ее Основоположника; простилась с двадцатью тысячами своих приверженцев, Замученных за преданность ей; и вот та самая Вера, чье имя шах Насир ад-Дин повелел вычеркнуть из истории, за первые пятьдесят лет Века Созидания обрела такую жизненную силу, добилась столь поразительных успехов, что повергла в изумление не только врагов, но своих верных сторонников.


     За эти пятьдесят лет верующие распространили свет Веры, что возгорелся в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, чей отблеск осиял потом Адрианополь, чьи лучи в годы пастырства Учителя озарили Европу, Америку и Австралию, по всему земному шару, в 50 000 городах и селах. В ее "Армию Света" призваны пионеры, странствующие учителя, члены ее институтов - выходцы из всех классов, наций и рас; распространяясь по всему миру, она возвещает приход Господа Сил. Вера Бахаи объединяет представителей всех слоев человеческого общества. Ее духовные ценности, ее история, учение, ее обновляющая сила, ее задачи и цели все более притягивают страдающих под гнетом старого мира людей. Возникают новые институты Веры, осененные руководством свыше, а во Всемирном Центре, неподалеку от Святых Гробниц, гордо возвышается Венец Порядка - Всемирный Дом Справедливости, предназначенный явить в грядущем славу и Державную Власть Бахауллы всему человечеству.


     Эти знаменательные достижения во имя Дела Божиего, предвещающие еще более славные победы в будущем, стали возможными в первую очередь благодаря установлению Административного Порядка, о значении которого Шоги Эффенди писал: "Пока Дело Веры не вышло из поры младенчества, да не истолкует никто неверно суть и цели его и не преуменьшит его значения. Краеугольный камень, на котором зиждется Административный Порядок, есть непреложное повеление Господа всему человечеству. Источник, одухотворяющий этот Порядок, есть некто иной, как сам Бахаулла. Щит и хранитель его - грозное войско Царствия Абха. Семена его, которым суждено дать пышные всходы, - капли крови двадцати тысяч мучеников. Драгоценные Писания и завещание Абдул-Баха - ось, на которой держатся все его институты. Его главные положения суть истины, которые возгласил в Своих обращениях к людям Запада Тот, Кто есть Непогрешимый Толкователь Веры. Законы, регулирующие его деятельность и устанавливающие пределы полномочий, записаны в Китаб-и-Акдас. Место, откуда исходит вся духовная, гуманитарная и организационная деятельность - Машрик уль-Азкар с его установлениями. Столпы, поддерживающие его авторитет и составляющие опору здания, суть два института-близнеца - Хранительство и Всемирный Дом Справедливости. Духовная миссия, возложенная на него - установление Нового Миропорядка, предначертанного Бахауллой. Методы и принципы его деятельности далеки от того, что принято на Востоке и на Западе, у иудеев и у язычников, у бедных и у богатых. Девиз его - служение единому человечеству; идеал - "Величайший Мир", и предназначение его исполнится с приходом золотого века, в День, когда все царства этого мира станут единым Царствием Божиим, Царствием Бахауллы".

     Сейчас Старый Порядок можно сравнить со старым домом, под кровом которого в течение столетий люди находили приют и где хватало места, чтобы каждый народ жил сам по себе. Но вот с приходом Бахауллы все сотворение овеял дух новой жизни и занялась заря новой эры в истории человечества. В своих Скрижалях Бахаулла провозгласил: "Скоро нынешний Порядок исчерпает себя, и на его место придет Новый". Он предостерег человечество, возвестив, что старое убежище перестало быть безопасным и скоро рухнет. Он призвал народы покинуть старый дом и последовать за Ним, чтобы созидать новый мир. Но Пророк взывал к глухим. Поначалу лишь горстка соотечественников признала в нем Искупителя грехов человечества и Зодчего Будущего Здания Нового Миропорядка. Эти люди вняли Его зову и оставили старый дом, они начали готовить площадку для строительства нового.


     Первый и самый ответственный шаг в возведении всякого здания - это закладка фундамента, которая начинается с рытья котлована. На этой стадии сносится все, что мешает возведению будущей конструкции, и работа похожа более на разрушение, чем на строительство. Потому-то, когда горстка учеников Бахауллы начала свою деятельность, люди, наблюдавшие за ней извне, не сумели понять смысла героических усилий этих чистых душ, на долю которым выпало расчищать место для возведения нового здания - Нового Миропорядка. То были годы гонений и мученичества, век, который - продолжая наше сравнение, - можно уподобить пыльному вихрю, поднявшемуся при рытье котлована. Тех, кто рыл котлован, встречали насмешками, труды их считали бесполезным занятием. Когда рассказы о мучениках и героях достигали слуха людей на востоке и западе, большинство обитателей старого дома продолжало заниматься своими делами; лишенные духовного зрения люди не прозревали славы и величия Героического Века, в котором был подготовлен котлован для закладки фундамента Нового Миропорядка Бахауллы.


     В 1921 году начался Век Созидания - наступила пора возведения Нового здания. Все бахаи под руководством Шоги Эффенди, своего возлюбленного Хранителя, приступили к выполнению работ по закладке его основания. Пятьдесят лет преданного служения и напряженного труда строителей принесли свои плоды: на обломках Старого Порядка постепенно выросли очертания нового здания, которому в будущем суждено укрыть в своих стенах весь род человеческий; и уже сейчас все больше людей на планете разочаровываются в Старом Доме и устремляют свой взгляд к Новому.


     Остальным же, которые - увы! - составляют большую часть человечества, не дано, по словам Бахауллы "распознать Бога собственными очами и услыхать Его Напевы собственными ушами". Скованные вековыми традициями, связанные путами обреченного на гибель Порядка, обитатели старого дома смотрят на мир сквозь завесы, затмевающие взор. Завесы эти - будь то материализм или старые предрассудки, гордыня или тщеславие, - не позволяют им увидеть торжественную красоту Нового Здания, величаво возвышающегося над хаосом разобщенного мира.


     В наши дни силы разрушения надвигаются на землю, сметая все на своем пути, сотрясая до основания стены Старого Дома. Находящееся в его стенах человечество, страдающее и смятенное, пытается - не питая при этом никакой надежды - подлатать стремительно разрушающееся и не подлежащее никакому ремонту здание. "Мир сотрясают родовые схватки, - более ста лет назад написал Бахаулла, - и сила их нарастает день ото дня. Мир погряз в своенравии и неверии. Его ждет плачевная участь, и предотвратить ее нельзя. Страдания его продлятся. А когда грянет час назначенный, тогда и только тогда откроется вдруг нечто, от чего дрожь охватит чад человеческих. Тогда и только тогда предстанет Божественный Образ, и Соловей Райского сада возвестит Его напев".


     Последователи Бахауллы, понимая, что спасти Старый Дом невозможно и что в скором времени он рухнет, с истинным рвением, с осознанием жизненной важности своей деятельности, трудятся над возведением стен Нового Здания. И хотя бахаи пытаются помочь страждущим братьям своим, оставшимся в Старом Доме, стремясь облегчить их муки и горе, они, как никто другой, осознают, что Старый Порядок обречен и подобная помощь имеет весьма ограниченную ценность, так как не устраняет причину страданий человечества. Они ясно осознают, что в наш век, когда мир охвачен многочисленными недугами, их труды должны быть всецело направлены на обновление жизни всех его народов, привнесение в общество новых ценностей и ориентиров.


     Подобно тому, как люди трудятся с утра до вечера на своих рабочих местах, бахаи посвящают все свое время и силы строительству Нового Дома. Старый Дом для них - это место, где они только спят, и потому они не тратят время впустую, пытаясь вместе с его обитателями спасти обреченное здание. Бахаи сохраняют лояльность в отношении любого правительства, но не участвуют в политической жизни государств и наций. Лишь таким образом они смогут выполнить миссию, возложенную на них Бахауллой, миссию, которая в Век Созидания заключается в закладке основ Нового Миропорядка - надежного прибежища для всего человечества.

     В 1964 году Всемирный Дом Справедливости приступил к выполнению широкомасштабного Девятилетнего Плана, предвестника целой серии ему подобных, которые будут осуществляться на протяжении двух эпох - Века Созидания и "Золотого Века Веры". Этот План знаменовал начало второй эпохи, обозначенной в Скрижалях Божественного Предначертания, и призывал к распространению Веры и учреждению ее институтов в масштабах, намного превосходящих прежние. Среди прочих задач Плана было названо и увеличение к 1973 году числа местностей, где будут проживать бахаи, до 54000, числа Местных Духовных Собраний - до 14000, Национальных Духовных Собраний - до 114.


     Исполненные вдохновения и желания действовать, с решимостью не меньшей, чем во времена первых лет Века Созидания, тысячи верующих во всем мире поднялись на выполнение задач этого грандиозного Плана. Благодаря самоотверженным усилиям пионеров, работе учителей-бахаи были достигнуты славные победы на стезе Дела Божиего. Задачи этого Плана, ныне приближающегося к своему завершению, в основном уже выполнены, а в чем-то и перевыполнены. В некоторых регионах продолжается предсказанный Абдул-Баха процесс "приобщения людей к Делу Божиему целыми группами"; более того - он нарастает. Величественное Послание Бахауллы, с которым Он некогда обратился к королям и правителям земли, донесено ныне до большинства глав государств. Все быстрее распространяется Его весть среди широких слоев населения всего земного шара, открывая путь от мрака безверия к свету веры, освобождая людей от оков ортодоксальных религий, ведя их к признанию новой независимой мировой религии - Веры Бахаи.


     С момента возникновения Всемирного Дома Справедливости ведется неустанная работа по решению насущных задач, стоящих перед сообществом Бахаи. Это составление краткого свода законов Китаб-и-Акдас и разработка Конституции Всемирного Дома Справедливости, поддержка деятельности Десниц Дела по защите и распространению Веры путем создания Континентальных Коллегий Советников и изучение и классификация трудов Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди, расширение земельных владений в Святой Земле и украшение садов вокруг Святых Гробниц. Некоторые из этих задач уже выполнены к настоящему времени, другие будут выполнены до окончания срока Девятилетнего Плана.


     Цель этого и всех последующих Планов в том - распространить повсюду свет Веры Бахауллы и заложить основы Нового Миропорядка. В наши дни зерно его прорастает сквозь хаос и смятение, охватившие Старый Порядок, который неуклонно движется к своему закату - во тьму разрушения.

     Успешное выполнение Десятилетнего Похода и завершение временного опекунского служения Десниц Дела Божиего означали, с одной стороны, окончание первого этапа Века Созидания, а с другой - начало новой эпохи, ознаменованной рождением Всемирного Дома Справедливости. Институт Веры, осененный непогрешимым руководством Баба и Бахауллы, который был пророчески описан Предвечной Красотой в "Скрижали Кармель" в образе отчалившего от берега "Ковчега Господнего" и полномочия которого были определены в ряде других Его Скрижалей, был позднее назван Учителем источником всякого блага, свободным от заблуждений. А Хранитель видел в нем "венец" Административного Порядка, "верховный орган содружества Бахаи и последнее прибежище обреченной цивилизации".


     Абдул-Баха в возвышенных и ясных словах так определил полномочия Всемирного Дома Справедливости: "Всякий должен обращаться к Наисвятейшей Книге, и если не найдет там ясного ответа, должен просить объяснения у Всемирного Дома Справедливости. Ибо устами членов его - всех ли, или большинства, - глаголет Мысль и Истина Самого Господа. Отвернувшийся же от него, поистине, из тех, кто стремится посеять раздор, выказывает злонамеренность и отвергает Владыку Завета". А потом: "Каждый может найти покровительство и обратиться к Средоточию Дела и к Дому Справедливости. А тот, кто обратится к другому, совершит худшую из ошибок".


     С учреждением Всемирного Дома Справедливости, венчающего Административный Порядок Бахауллы, был восстановлен канал излияний Божественной благодати. Если внимательно посмотреть на историю Веры в период между уходом из жизни Шоги Эффенди и избранием Всемирного Дома Справедливости - период, полный опасностей и неопределенности, - то станет ясно, что община Бахаи сохранила единство и сплоченность лишь благодаря силе Завета Бахауллы. Разбросанные по всему свету, разноязыкие, непохожие друг на друга воспитанием и обычаями, верующие оставались верны Завету, ибо их взгляды и сердца были обращены к Средоточию Дела - Всемирному Дому Справедливости. То, что завещали нам в Своих Писаниях Бахаулла и Абдул-Баха, может быть выражено одним "ключевым словом", в котором сокрыта духовная жизнь и спасение не только отдельного человека, но и всей общины Бахаи. Это слово "обратиться". Бахаулла повелел Своим последователям "обратиться" после Его вознесения к Абдул-Баха, Абдул-Баха призвал верующих "обратиться" к Шоги Эффенди и Всемирному Дому Справедливости.


     С тою же верностью и преданностью, с какой в начале пастырства Шоги Эффенди верующие всего мира "обратились" к нему, теперь они обращаются ко Всемирному Дому Справедливости. Послания Дома Справедливости к верующим - источник вдохновения для каждого бахаи, они пробуждают чувство радости и благодарности в сердцах тех, кто стал свидетелем могущества, авторитета и непогрешимости Верховного Руководящего Органа Веры.

     Создание Всемирного Центра Веры на Святой Земле, начавшееся со времени открытия Бахауллой "Скрижали Кармели" и продолженное Абдул-Баха, который предпринял строительство Мавзолея Баба, приобрело во времена пастырства Шоги Эффенди такой размах, что еще до окончания его земного пути воссияла во всем своем блеске слава горы Кармель, предреченная пророками прошлого. Высоко к небу поднялась Усыпальница Баба "Царица Кармели". Увенчанная "сверкающим золотым куполом", одетая "сияющей белизной", окруженная "изумрудной зеленью", она ласкает взор всякого, "кто ни взглянул бы на нее с неба, моря, с гор или из долины". Неподалеку от нее стоят беседки, отметившие места упокоения Величайшего Святого Листа, Чистейшей Ветви, Матери и Жены Абдул-Баха, вокруг которых по периметру "Ковчега" возводится ряд зданий Международного Административного Центра Веры Бахаи. И первым в этом ряду выстроено здание Международного Архива, в стенах которого хранятся бесценные реликвии, связанные с жизнью Основателей Веры. Уже закончены девять террас, соединивших Святилище с городом Хайфой, пышно цветут разбитые вокруг Мавзолея и прилегающих зданий сады. Международный Центр Веры приобрел в собственность общины земли, протянувшиеся от подошвы до вершины горы Кармель, площадью чуть больше 350000 квадратных метров. После длительных и трудных переговоров был также куплен участок земли площадью примерно 36000 квадратных метров, предназначенный для строительства Машрик уль-Азкара на горе Кармель, "вблизи того Места, что освящено стопой Бахауллы, неподалеку от овеянной древней славой пещеры Илии, с именем которой связаны откровения Скрижали Кармель и Хартии Всемирного Духовного и Административного Центров Веры Бахаи".


     В Бахджи, святейшем из мест мира Бахаи, на территории примерно в 160000 квадратных метров выше Усыпальницы Бахауллы раскинулись прекрасные сады, а в будущем над местом упокоения Бахауллы встанет величественный Мавзолей; сейчас здесь создано святилище (называемое Харам-и-Акдас), которое окружает это столь почитаемое бахаи место.


     Возведение всех этих величественных построек в Святой Земле на заре Века Созидания наряду с тщательной разработкой проекта создания Всемирного Центра Веры - проекта, который стал основой всего дальнейшего строительства на горе Кармель - это величайшее достижение, которое навсегда связано с именем Шоги Эффенди.

     Шоги Эффенди ушел из жизни, не оставив - по мудрости своей - никакого завещания, но после его ухода Завет Бахауллы не был нарушен. Верующие сплотились вокруг Десниц Дела Божиего. Именно к ним, "главным защитникам Первых Ростков Всемирного содружества Бахаи", как их назвал Шоги Эффенди, перешло руководство миром Бахаи. Им удалось справиться со своей задачей благодаря той строгости, с какой они следовали наказам и наставлениям Шоги Эффенди, содержавшимся в Плане его Десятилетнего Похода. Пять лет, прошедшие со дня ухода Шоги Эффенди в 1957 году до избрания Всемирного Дома Справедливости в 1963, можно назвать самым сложным периодом Века Созидания. За эти пять лет Завет Бахауллы подвергся суровейшим испытаниям и доказал свою несокрушимость. В отличие от Всемирного Дома Справедливости Десницы Дела Божиего не являли собой непогрешимые орудия Бахауллы. Но они были непоколебимо преданы Завету и повели верующих по тому пути, который наметил в своих трудах Шоги Эффенди, ни на пядь не отклонившись от намеченного им плана. В отличие от духовных пастырей прошлого, привнесших в учения своих Пророков множество измышлений - плодов человеческой фантазии, Десницы Дела Божиего за все время своего служения не внесли ни крупицы от себя во вверенное им Учение и не ввели ни малейших новшеств в деятельность институтов Веры. Они не только направляли и наставляли верующих во время осуществления Похода, который и привели к победному завершению в 1963 году - когда мировое сообщество Бахаи, по-прежнему единое и сплоченное, праздновало юбилей Провозглашения Бахауллы - но и передали Дело Божие, не замутненное никакими примесями, избранному в том же году органу - Всемирному Дому Справедливости, названному Бахауллой непогрешимым и совершенным орудием Божественного водительства.


     Если в 1952 году существовало всего несколько национальных общин, то ко времени избрания Всемирного Дома Справедливости Дело расширилось до рамок мощной международной общины, охватившей весь мир, - общины, в рядах которой плечом к плечу трудились люди, откликнувшиеся на зов Бахауллы, признавшие Его Пророком и поднявшиеся во имя Его Дела. Количество стран, островов, территорий, где признали Веру, в 1952 году составляло 128, а в 1963 году оно достигло 259. В 1952 году в мире существовало чуть больше 600 Местных Духовных Собраний, в 1963 году число их превысило 3400. Национальных Духовных Собраний в 1953 году было 12, в 1962 существовало уже 56 Национальных и Региональных Собраний, члены которых стали избирателями основанного тогда Всемирного Дома Справедливости. Число местностей, где жили бахаи, увеличилось с 2400 до 11000, а количество языков, на которые были переведены книги Бахаи, возросло с 89 до 300. То, что было достигнуто, превзошло намеченное в Плане. За тот же период времени было построено три Машрик уль-Азкара (Дома Поклонения) - Африканский, Австралийский и Европейский, - и были приобретены участки земли в разных уголках мира для постройки в будущем еще 46 Домов Поклонения и 49 Хазират уль-Кудс.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook