38.     Сочетайтесь законным браком, дабы другие могли восстать и последовать за Вами. Воистину, мы запрещаем Вам разврат, и предписываем то, что поможет сохранить верность.
            (Бахаулла. Epistle to the Son of the Wolf, p. 49)

39.     Сочетайтесь браком, о люди, дабы мог произойти от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих; это одна из Моих заповедей вам; блюдите ее, и да будет она в помощь вам.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 63)

40.     Посему, соедини в небесах милосердия Твоего двух птиц сих из гнезда благоволения Твоего, дабы исполниться им неизменной благодати: дабы волна доброты восстала из единения сих двух морей любви и вынесла на брег жизни жемчуга чистоты и благости.
            (Абдул-Баха. Baha'i Prayers (US 1982), p. 106)

41.     Бахаулла призывал всех людей вступать в брак, ибо такой образ жизни является естественным и правильным. Однако особо подчеркивал Он духовную суть брака, которая, ни в коей мере не противореча нормальным физическим проявлениям жизни, составляет самое главное в супружестве. Для людей гораздо важнее то, что они проживут свою жизнь в любви и согласии, а не то, что они будут сгорать от страсти друг к другу. Первое - это великая, мощная твердыня, в которой можно укрыться в час испытаний; второе преходяще и может в любой момент угаснуть.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 20 января 1943 года, написанного от его имени одному из верующих)

42.     Учение Бахаи не отрицает значимость полового влечения, но осуждает его предосудительные или выходящие за рамки закона проявления, такие, как свободная любовь, групповой брак и другие, утверждая, что все они приносят несомненный вред человеку и человеком обществу. Разумное следование половому инстинкту является естественным правом каждого человека, и именно с этой целью основан институт брака. Бахаи не за подавление полового влечения, а за то, чтобы человек умел управлять им и подчинять его себе.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 сентября 1938 года, написанного от его имени одному из верующих)

43.     В свете Учения не составляет труда определить отношение к поднимаемой Вами проблеме - какое место может занимать в жизни человека сильное любовное влечение, но не к мужу или жене, а к кому-то другому, встретившемуся нам в жизни. Целомудрие означает сдержанность и незапятнанность в половой жизни как до, так и после заключения брака - совершенную чистоту до брака, а в браке - неизменную верность выбранному спутнику жизни. Верность должна быть не только физической - она должна проявляться во всем: в мыслях, словах и делах.
        Сегодня в мире, вследствие утраты ценностей духовных, придается, помимо прочего, преувеличенное значение физической стороне любви. Верующим следует как можно глубже осознать это и подняться над уровнем окружающих людей, которые - это характерно для всех периодов упадка в истории - уделяют слишком большое внимание чисто физическим отношениям между полами. Ведя нормальную, законную супружескую жизнь, верующие должны строить свои отношения с другими людьми на основе товарищества и приязни, ибо эти основы непреходящи и в них заключается духовная, а не физическая суть жизни человека. Это одна из многих сфер жизни, где бахаи должны быть примером, показывая, как подобает жить по истине, когда душа человека возвышена, а тело - лишь опора для его просветленного духа. Это, безусловно, не мешает тому, чтобы иметь совершенно нормальную половую жизнь в законном браке.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 28 сентября 1941 года, написанного от его имени одному из верующих)

27.     Воистину, любезны Господу союз и согласие и ненавистны разобщение и развод.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 70)

28.     Таков должен быть теперь образ жизни и поведения друзей в Америке. Им следует всеми силами стремиться избегать развода, если только не встанет между ними нечто, что заставит их расстаться в силу отвращения друг к другу, и только в этом случае и с ведома Духовного Собрания они могут принять решение жить отдельно; но им придется набраться терпения и ждать целый год. Если в течение этого года не будет восстановлено согласие между ними, то может быть осуществлен развод. Недопустимо, чтобы из-за небольших трений между супругами или взаимного неудовольствия муж стал подумывать о союзе с другой женщиной, или, упаси Господи, у жены возникли мысли о новом муже. Это противоречит небесным установлениям и несовместимо с истинным целомудрием. Друзьям Господа следует жить и поступать так, чтобы это вызывало удивление окружающих. Любовь между мужем и женой не должна быть чисто физической, напротив - она должна быть духовной и неземной. В этих двух людях нужно видеть единое целое. Поистине трудно разделить на части душу человека! Но еще труднее разделить двоих.
        Одним словом, в основе построения Царствия Божия лежат согласие и любовь, единение, родство и союз, а не разлад, особенно между мужем и женой.  Того, кто станет причиной развода, постигнут суровые испытания, он познает тяжелые страдания и, в конце концов, придет к глубокому раскаянию.
            (Абдул-Баха. Цит. по сборнику от 18 января 1980 года, разосланному Всемирным Домом
            Справедливости Национальным Духовным Собраниям)

29.     Нужно признать, что ситуация, в которой Вы оказались, непроста и требует деликатного подхода, однако не менее серьезна и велика накладываемая этим ответственность, каковую Вы, как преданный и стойкий приверженец Веры, должны будете сознательно принять на себя в полной мере. Хранителю Веры известны во всех подробностях обстоятельства Вашего дела. Но как бы глубоко он Вам ни сочувствовал, понимая всю драматичность ситуации, в которой Вы, к сожалению, оказались, он не может дать согласия - в свете категорических предписаний, содержащихся в Учении - на Вашу просьбу заключить второй брак, когда Ваша первая жена жива и соединена с Вами священными узами супружества. Точно так же он не может и не возражать против Вашего развода с ней или поддерживать Вас в этом намерении, если единственным основанием для развода является Ваше желание получить разрешение на новый брак.
        Ибо в Учении Бахаи не только запрещается двоеженство, но и сам развод, хоть и допускается, рассматривается как предосудительное деяние и прибегать к нему разрешается лишь в исключительных случаях, когда речь идет о чем-то серьезном; при этом не принимаются в качестве веских такие доводы, как наличие или отсутствие физического влечения, сексуальной совместимости и гармонии. Институт брака, как он определен Бахауллой - хотя в нем и отдается должное физической стороне супружеского союза - предполагает приоритет моральных и духовных ценностей и основ, которыми его наделило мудрое и любящее Провидение. Лишь при наличии должной иерархии ценностей и только на основе подчинения физического - моральному и телесного - духовному можно избежать тех прискорбных излишеств и распущенности, свидетелем которых является наш развращенный век, восстановить изначальную чистоту семейной жизни ради того, чтобы исполнилось ее истинное предназначение, установленное Господом.
        Хранитель будет горячо молиться, дабы Вы, вдохновляясь и руководствуясь наставлением свыше и уповая на неизменную помощь и поддержку Бахауллы, смогли бы уладить, ко благу всех, ваши отношения с близкими и прийти таким образом к единственно правильному решению этой действительно непростой проблемы в Вашей жизни.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 8 мая 1939 года, написанного от его имени одному из верующих, который, женившись в первый раз из сострадания, затем захотел получить разрешение жениться на женщине, которую он полюбил; при этом он уверял, что его первая жена не возражает против его второго брака)

30.     Относительно развода Хранитель Веры утверждает, что он не поощряется, а, напротив, осуждается, ибо сие противоречит воле Божией. Собранию следует ознакомить друзей со всем, что написано по этому вопросу Пером Абдул-Баха, дабы они в полной мере осознали это. Условием развода является согласие и разрешение Духовного Собрания. В подобных вопросах члены Собрания должны независимо друг от друга тщательно изучить и проанализировать каждый случай. Если будут выявлены действительно веские основания для развода и сделан вывод о том, что примирение сторон не может быть достигнуто, ибо взаимная неприязнь чрезмерно сильна и преодолеть ее невозможно, только тогда Собрание может разрешить развод.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 7 июля 1938 года Национальному Духовному Собранию Ирана)

31.     В отношении Вашего вопроса Шоги Эффенди просил меня дать следующее разъяснение: он считает, что верующие не могут ни при каких обстоятельствах ссылаться на Дело или служение ему как на повод для расторжения брака; Бахаулла, как нам известно, строго осуждал развод: оправданием развода могут служить лишь чрезвычайно веские причины.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 7 апреля 1947 года, написанного от его имени одному из верующих)

32.     При любых обстоятельствах бахаи следует предпринимать все возможное для сохранения семьи, потому что в Учении развод строго осуждается, тогда как согласие, единение и любовь превозносятся как высочайший идеал человеческих взаимоотношений. К бахаи это требование предъявляется всегда - независимо от того, несут ли они служение в качестве пионеров или нет.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 9 ноября 1956 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Центральной Америки)

33.     Он просил меня передать Вам, как он безмерно скорбит о том, что печаль вошла в Вашу жизнь, и не имеет, в целом, возражений против изложенного Вами относительно развода.
        Представляется, что верующие в Америке, надеясь, вероятно, под неосознанным влиянием принятых в стране чрезвычайно свободных нравов, а также легкомысленного отношения к браку, которое, видимо, становится преобладающим, не воспринимают брак достаточно серьезно и, похоже, упускают из виду тот факт, что, хоть Бахаулла и разрешает развод, Он допускает его лишь как крайнюю меру и сурово осуждает его.
        При разводе нельзя не думать и о детях, ибо наличие детей, несомненно, налагает еще большую тяжесть моральной ответственности на мужа и жену, решившихся на подобный шаг. При таких обстоятельствах развод касается не только их самих, их отношений и чувств, но и определяет будущее детей, и то, как они сами будут относиться к браку.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 19 декабря 1947 года, написанного от его имени одному из верующих)

34.     Верующие должны всеми силами стремиться избежать развода и идти на него лишь при чрезвычайных и исключительных обстоятельствах. Распущенность современного общества и его отношение к священной сути брака являются преступными, и верующим надлежит всячески противостоять этой тенденции.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 января 1948 года, написанного от его имени одному из верующих)

35.     Он был неприятно удивлен, узнав о том, что Вы собираетесь расстаться с мужем. Вам, несомненно, известно, что узы брака названы Бахауллой священными; так что развод для бахаи может быть разрешен лишь в исключительных случаях, когда ситуация действительно невыносима.
        Хранитель Веры не утверждает, что Вы не можете развестись с мужем, однако он призывает Вас поразмышлять, с молитвой на устах, - и не только потому, что Вы человек верующий и стремитесь повиноваться законам Божиим, но и ради счастья Ваших детей, - о возможности подняться над тем, что до сих пор мешало Вам в браке, дабы Вы с мужем могли совместными усилиями преодолеть это.
        Нам часто кажется, что знаем путь к счастью, и все же, если приходится платить за него слишком дорогую цену, мы приходим к тому, что на самом деле не приобрели  свободу и счастье, а вновь потерпели крах и разочарование.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 апреля 1951 года, написанного от его имени одному из верующих)

36.     Он выразил глубокое сожаление, узнав о том, что Ваша жизнь с мужем по-прежнему так безрадостна. Когда у супругов не складываются отношения, это всегда привносит в нашу жизнь печаль, однако Хранитель считает, что если у Вас с мужем дело дошло до развода, Вам следует подумать о будущем Ваших детей, о том, как этот решительный шаг, предпринятый Вами, отразится на их будущем и на их счастье.
        Если Вы считаете, что Вам нужно посоветоваться, он предлагает Вам обратиться в Местное Духовное Собрание: Ваши собратья, несомненно, постараются сделать все возможное, чтобы помочь Вам и дать добрый совет во благо Ваших интересов и интересов Дела.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 16 ноября 1945 года, написанного от его имени одному из верующих)

37.     В книге «Акдас» отмечается, что брак - это самые священные и тесные узы, и бахаи должны понимать, что развод - это крайнее средство, которого, по возможности, следует избегать любой ценой и ни в коем случае не идти на него с легкостью.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 17 октября 1944 года, написанного от его имени одному из верующих)

22.     Высшее Существо речет: "О дети человеческие! Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между человеками".
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 134)

23.     Воистину вступают они в брак, повинуясь воле Твоей. Соделай же так, дабы свидетельствовали они о согласии и единстве до конца времен. Воистину, Ты Всесилен, Всеприсущ и Всемогущ!
            (Абдул-Баха. Baha'i Prayers (US 1982), p. 107)

24.     От разобщения проистекает всякий ущерб и печаль, но при союзе всего сущего в творении исход всегда самый благоприятный. Соединение в пары даже самых малых частиц в сем мире бытия есть проявление милости и щедрости Господа; и чем выше ступень развития, тем важнее этот союз. "Славен будь Тот, Кто сотворил все парами - и дары земные, и самих людей, и вещи, что не дано им познать". А превыше всех прочих союзов - союз людей, особенно, если осуществлен он в любви к Господу. Так явлено будет изначальное согласие; так закладывается основа духовной любви.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 87, с. 106-107)

25.     Для большинства людей супружество - это узы физические, и таковой союз может быть лишь временным, ибо физическое обречено на гибель на исходе дней.
        Однако для людей Баха супружество должно быть союзом как телесным, так и духовным, ибо оба супруга вкусили блаженства от одного вина, оба они очарованы одним несравненным Ликом, жизнь и побуждения обоих исполнены одного духа, оба озарены одной славой. Связь между ними есть связь духовная, а потому узы сии пребудут вечно. Суждено им также насладиться сильной и прочной взаимной привязанностью и в мире телесного, ибо, если в основе супружества лежат и дух, и плоть, таковой союз истинен и потому непреходящ. Если же привязанность только физическая и не более того, она, несомненно, будет лишь временной, и неумолимым концом такого союза будет отдаление.
        Поэтому, когда люди Баха решают сочетаться браком, этот союз должен стать истинным родством, их духовным и физическим единением, дабы он был нерасторжим на всех жизненных этапах и во всех мирах Божиих; сие подлинное единение есть отражение любви Господа.
        Точно так же, когда люди приходят к истинной вере, они обретают духовное родство и проявляют в отношении друг друга такую доброту и чуткость, которые от мира иного. Они окрыляются от глотка Божественной любви, и сей союз, сия связь пребудут вечно. Те души, что отрешатся от себя, освободятся от пороков человеческих и избавятся от бремени земных страстей, воистину, озарятся блеском Божественного единения и достигнут подлинного союза в том мире, где не властна смерть.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 84, с. 105-106)

26.     По поводу твоего вопроса о муже и жене, их привязанности друг к другу и о детях, что посланы им Богом. Знай же, истинный муж тот, кто всей душой устремлен к Господу, кого пробудил зов Красоты Всеславного и кто в многолюдных собраниях возглашает стихи Единства; жена - эта та душа, что преисполнена желанием обрести совершенства и имена Божии и взыскует их; и связь между ними есть не что иное, как Слово Божие. Воистину, собирает оно людей во множестве и объединяет тех, кто далек друг от друга. Так и муж и жена вступают в родственный союз и соединяются в согласии и гармонии, словно одно существо. Их единение, товарищество и любовь приносят добрые плоды, в мире материальном и духовном. Духовное проявление сего есть притяжение небесных даров. Материальное выражение - дети, рожденные в колыбели любви Божией, вскормленные у груди познания Бога, взращенные в лоне дара Божия и взлелеянные в учении Божием. О таких детях сказал Христос: "Воистину, их будет Царствие небесное!"
            (Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

11.     Обоим вступающим в брак следует произнести вслух особый стих, явленный для этой церемонии, дабы засвидетельствовать свое согласие с волей Божией.
            (Краткое и систематизированное изложение Законов и Предписаний Китаб-и-Акдас)

12.     Особый стих, явленный для этой церемонии, таков: "Мы будем все, воистину, следовать воле Божией".
            (Краткое и систематизированное изложение Законов и Предписаний Китаб-и-Акдас)

13.     Для проведения церемонии бракосочетания Бахаи следует обращаться к Духовным Собраниям.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 23 июня 1950 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Канады)

14.     Сама церемония должна быть очень простой.
            (Шоги Эффенди. Principles of Baha'i Administration, p. 59)

15.     В настоящее время не следует стремиться к тому, чтобы придавать церемонии бракосочетания Бахаи какую бы то ни было единообразную форму. Абсолютно необходимо соблюдать лишь то, что сформулировано Бахауллой в Китаб-и-Акдас; друзья вправе добавить что-то к положениям этих избранных писаний, однако чтение "Скрижали о браке" (открытой Абдул-Баха) не является обязательным во время каждой церемонии заключения брака между бахаи.
            (Шоги Эффенди. Principles of Baha'i Administration, p. 13)

16.     В тех случаях, когда эта церемония является не единственной, обряд Бахаи и другие религиозные и гражданские обряды следует проводить в один и тот же день.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 20 июня 1940 года Национальному Духовному Собранию Австралии и Новой Зеландии)

17.     Что касается проведения в один и тот же день обряда Бахаи и гражданского обряда, то они не должны быть разделены ночью ввиду того, что заключение брака считается совершенным лишь после проведения обеих церемоний.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 23 апреля 1973 года Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов)

18.     В присутствии двух свидетелей жених и невеста должны произнести: "Мы будем все, воистину, следовать воле Божией". Свидетели могут быть выбраны вступающими в брак или Духовным Собранием, однако и в первом случае выбор свидетелей должен быть одобрен Собранием.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 8 августа 1969 года Национальному Духовному
            Собранию Соединенных Штатов)

19.     Установление брачных отношений супружеской парой носит, как вы справедливо замечаете, интимный характер и касается только их двоих, а не кого бы то ни было еще. Под этим обычно подразумевается совершение полового акта, и закон Бахаи, согласно которому окончательное установление брачных отношений должно произойти в течение двадцати четырех часов после обряда бракосочетания, можно считать соблюденным в том случае, если супруги начинают совместную жизнь с целью создания семьи.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 28 июля 1978 года одному из верующих)

20.     Бахаи, желающие сочетаться браком, должны совершить обряд Бахаи; они не могут считаться мужем и женой, если не выполнили требований закона Бахаи.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 22 мая 1967 года Национальному Духовному
            Собранию Соединенных Штатов)

21.     По словам Хранителя Веры, "брак Бахаи - это то, что совершается вами, когда вы собираетесь заключить союз впервые, а не когда он уже давно заключен". Тем не менее, если супружеской паре захочется провести встречу с друзьями в связи с тем, что они стали бахаи, чтобы были произнесены молитвы Бахаи за их семью и прозвучали слова из Писаний, это не должно встречать возражений, хотя следует иметь в виду, что это не будет составлять обряд бракосочетания Бахаи.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 23 июня 1969 года Национальному Духовному
            Собранию Перу)

6.      Брак Бахаи есть обязательство обеих сторон друг перед другом и взаимная душевная и сердечная привязанность. Каждый из супругов, однако, должен делать все возможное,  чтобы в полной мере познать характер другого, дабы узы привязанности между ними стали вечными. Цель должна быть такова: стать любящими спутниками и товарищами и всегда и вовеки быть заодно...
        Настоящий брак Бахаи заключается в достижении физической и духовной гармонии между супругами, дабы они могли постоянно развивать духовное друг в друге и пребывали в радостном союзе во всех Божиих мирах. Вот что такое брак Бахаи.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 86, с. 106)

7.      О две души, исповедующие Господа! Бог - нет равного Ему - сотворил женщину и мужчину, дабы жили они в теснейшем дружестве, и были словно одна душа. Они суть два помощника друг другу, два близких товарища, каждый из которых должен заботиться о благополучии другого.
        Будь это так, пройдут они по жизни сей, исполненные совершенной радости и блаженства, с покоем в душе, и снискают Божественную милость и благословение в Царствии небесном. В противном же случае суждено им прожить свою жизнь в великой горечи, когда каждую минуту будут призывать они смерть, и устыдятся они на небесах.
        Стремитесь же, соединившись сердцем и душой, жить друг с другом, как голуби в гнезде, и да удостоитесь благословения в обоих мирах.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 92, с. 109-110)

8.      О возлюбленные дети мои! Весть о вашем союзе достигла меня, и я преисполнился бесконечной радости и возблагодарил Господа. Слава Богу, две верные птицы нашли приют в одном гнезде. Молю Бога, чтобы Он помог им взрастить достойное потомство, ибо назначение брака заключается в создании такой семьи, на которую снизойдут обильные благословения Божии, дабы все члены ее, пребывая в великой радости, словно свечи озаряли мир. Ибо мир озарен присутствием человека. Если бы не было человека, сей мир уподобился бы бесплодному древу. Храню надежду, что вы станете как одно древо и, орошаемые потоком из облака милосердия, обретете свежесть и очарование, расцветете и принесете плоды, дабы род ваш не прервался в веках.
        Пусть осенит вас Слава Достославного.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 88, с. 107-108)

9.    Не будь наставника, души пребывали бы в состоянии варварства, и не будь учителя, дети взрастали бы невеждами.
        И потому во времена сего нового завета воспитание и обучение детей упомянуто в Книге Божией среди деяний обязательных, а не добровольных. На отца и мать возложена обязанность не жалеть трудов, воспитывая чад своих, вскармливать их молоком знания, обучать наукам и искусствам. Родители, что пренебрегают этим, будут призваны к ответу и предстанут пред суровым ликом Господа, порицающим их.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 98, с. 113)

10.     В Священных Писаниях отдельно не рассматриваются вопросы контроля за рождаемостью, прерывания беременности или стерилизации, однако Бахаулла указывал, что главным назначением брака является рождение детей, и именно об этом говорит возлюбленный Хранитель Веры во множестве посланий, которые приводятся в данном сборнике. Это не значит, что у супружеской пары должно быть как можно больше детей; в ответе на вопрос об этом, написанном от имени Хранителя Веры, недвусмысленно сказано, что только мужу и жене решать, сколько у них будет детей. Главное назначение брака извращается, если супруги принимают решение совсем не иметь детей, за исключением случаев, когда причиной принятия подобного решения являются медицинские показания.
            (Всемирный Дом Справедливости, из письма от 28 января 1977 года к одному из верующих)

1.      И когда Он пожелал явить людям милость и оказать благодеяние, установив порядок в мире, Он открыл людям заповеди и сотворил законы; в том числе установил закон о браке, сделав его твердыней благополучия и спасения и ниспослав его нам из небесной чистоты в Своей Наисвятейшей Книге. Так говорит Он в величии славы Своей: "Сочетайтесь браком, о люди, дабы мог произойти от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих; это одна из Моих заповедей вам; блюдите ее, и да будет она в помощь вам".
            (Бахаулла, Baha'i Prayers (US), p. 105; см. Китаб-и-Агдас, а. 63)

2.      Благочестивые деяния монахов и священнослужителей из тех, что следуют Духу - да пребудет Он в мире с Господом - не забыты пред лицем Его. Теперь же да оставят они свою жизнь в уединении и направят стопы свои к мирянам и потрудятся во благо себе и ближнему. Мы даруем им право вступать в брак, дабы произвели они того, кто будет поминать Бога, Господа всего видимого и невидимого, Господа Горнего Престола.
            (Бахаулла, Tablets of Baha'u'llah revealed after the Kitab-i-Aqdas, p. 84)

3.     Что касается супружества: знай, что оно пребудет вовеки. Супружеству не дано узнать никаких изменений. Оно ниспослано свыше, и даже в самом малом изменить Божественное творение (супружество) невозможно.
            (Абдул-Баха, Tablets of `Abdu'l-Baha Abbas)

4.      При обычных обстоятельствах каждый, безусловно, должен считать вступление в брак своим моральным долгом. К этому призывал своих последователей и Бахаулла. Однако брак ни в коем случае не есть нечто обязательное. В конечном счете каждый решает сам, желает ли он иметь семью или предпочитает жить в безбрачии.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 3 мая 1936 года одному из верующих)

5.      Кроме того, следует иметь в виду, что супружество - не главная цель в жизни, хотя это в высшей степени желательно и на этом настаивал Бахаулла. Если же кому-то приходится ждать в течение долгого времени встречи с суженым или если он или она так и остаются одинокими, это не значит, что из-за этого они не сумели выполнить свое предназначение в жизни.
            (Всемирный Дом Справедливости,  Messages of the Universal House of Justice: 1968-1973, p. 110-111)

 

Из писем, написанных Шоги Эффенди или от его имени

36    Допуск делегатов на Съезд, т.е., право определять действительность предъявляемых делегатами верительных документов принадлежит старому составу Национального Духовного Собрания; точно так же право определять, кто пользуется правом голоса, принадлежит исключительно Национальному Духовному Собранию...
    (Написано Шоги Эффенди 29 января 1925 года к Национальному Духовному Собранию США и Канады;
    Baha'i Administration, с. 80)

37    Он считает, что Национальное Духовное Собрание имеет полное право исследовать избирательные бюллетени в случае, если есть какое-либо сомнение в том, что выборы были правильно проведены. Под "сохранением" бюллетеней подразумевается их хранение в делах Национального Духовного Собрания.
    (Написано 14 марта 1947 года от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию
    Австралии и Новой Зеландии; Letters from the Guardian to Australia and New Zealand,
    1923-1957, с. 66)

 

Литературные источники

Книги, на которые имеются ссылки в настоящей подборке Baha'u'llah, `Abdu'l-Baha, Shoghi Effendi, and the Universal House of Justice. Baha'i Institutions: A Compilation. New Dehli: Baha'i Publishing Trust, 1973.

Baha'u'llah, `Abdu'l-Baha, Shoghi Effendi, and the Universal House of Justice. Lights of Guidance: A Baha'i Reference File (revised edition). New Dehli: Baha'i Publishing Trust, 1988.

Baha'u'llah, `Abdu'l-Baha, and Shoghi Effendi. Local Spiritual Assemblies. London: Baha'i Publishing Trust, 1970. Also Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1970.

Shoghi Effendi, The Advent of Divine Justice. Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1984.

Shoghi Effendi, Baha'i Administration: Selected Messages 1922-1932 (revised edition). Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1974.

Shoghi Effendi, Dawn of a New Day: Messages to India 1923-1957. New Dehli: Baha'i Publishing Trust, 1970.

Shoghi Effendi, Directives of the Guardian. New Dehli: Baha'i Publishing Trust, 1973.

Shoghi Effendi, Letters from the Guardian to Australia and New Zealand, 1923-1957. Sydney: National Spiritual Assembly of the Baha'is of Australia, 1970.

Shoghi Effendi, The Light of Divine Guidance: Letters from the Guardian of the Baha'i Faith to Individual Believers, Groups and Baha'i Communities in Germany and Austria, volume 1. Hofheim-Langenhain: Baha'i Verlag, 1985.

Shoghi Effendi, Messages to America: Selected Letters and Cablegrams Addressed to the Baha'is of North America 1932-46. Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1947.

Shoghi Effendi, The Unfolding Destiny of the British Baha'i Community: The Messages from the Guardian of the Baha'i Faith to the Baha'is of the British Isles. London: Baha'i Publishing Trust, 1981.

Shoghi Effendi, The National Spiritual Assembly. London: Baha'i Publishing Trust, second edition, 1973. Also Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1972.

Baha'i News Letter, National Spiritual Assembly of the Baha'is of the United States and Canada.

Из писем, написанных Шоги Эффенди

30    Эти местные Духовные Собрания должны будут избираться друзьями на основе прямых выборов, и каждый сделавший декларацию бахаи в возрасте 21 года и старше, не держась в стороне и не занимая независимой или безразличной позиции, должен видеть свой священный долг в сознательном и усердном участии в выборах, а также в сплочении и эффективной работе своего собственного Местного Духовного Собрания.
    (12 марта 1923 года, к бахаи Запада, Японии и Австралии, Baha'i Administration, с. 39)

31    Мне кажется также неоспоримым, чтобы обеспечить и даже потребовать в качестве крайней меры, чтобы делегаты, которые, возможно, не смогут принять участие в Национальном Съезде, присылали свои бюллетени по почте... Однако, следует разъяснить каждому избранному делегату - об этом следует постоянно напоминать, - что личное присутствие на Съезде, в тех случаях, когда оно возможно, есть священная ответственность и, конечно, предпочтительнее присутствовать лично на заседаниях Съезда, принимать активное участие в его работе и,  возвратившись домой, ознакомить своих друзей на местах с результатами его работы, с решениями и устремлениями присутствовавших представителей бахаи Америки.
    (24 октября 1925 года, к Национальному Духовному Собранию США и Канады; Baha'i
    Administration, с. 91-92)

32    Чувствую, что должен снова подтвердить жизненную важность и необходимость избирательного права - священной обязанности, которой не должен быть лишен ни один декларировавший себя взрослый бахаи... Это выдающееся право, которым обладает бахаи, не влечет за собой и не предполагает обязанности отдавать свой голос, если он чувствует, что условия, в которых он живет, не позволяют ему воспользоваться своим правом разумно и сознательно. Здесь решение должно принадлежать самому бахаи, в соответствии с его пониманием.
    (Приписано рукой Шоги Эффенди к письму от 28 апреля 1935 года, написанному от его имени
    Национальному Духовному Собранию США и Канады; Messages to America, с. 3-4)

Из сообщений, написанных Всемирным Домом Справедливости или от его имени

33    Что касается присутствия делегатов на Национальных съездах, Национальное Духовное Собрание должно указать на желательность такого положения, при котором друзья сами несут свои расходы. Если делегат не в состоянии сам оплатить издержки, связанные с присутствием на Съезде, следует предложить Местному Духовному Собранию или всем бахаи избирательного округа, от которого посылается делегат, покрыть эти расходы, так что лишь в том случае, когда нельзя воспользоваться этими источниками, обращаются за финансовой помощью к Национальному Духовному Собранию.
    (Из письма от 9 февраля 1967 года, написанного Всемирным Домом Справедливости всем
    Национальным Духовным Собраниям; опубликовано в Lights of Guidance, с. 19)

34    Не существует минимального числа бюллетеней, необходимого для того, чтобы выборы считались действительными, как в случае избрания Местного Духовного Собрания, так и среди делегатов Национального Съезда. Тем не менее, желательно, чтобы участвовали все имеющие избирательное право, и ваше Собрание должно предложить сделать это всем друзьям...
    (Из письма от 10 июля 1980 года, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости одному
    из Национальных Духовных Собраний)

35    Вообще, если делегат Национального Съезда не в состоянии оплатить своих дорожных издержек, Национальному Духовному Собранию следует предложить, чтобы их покрыли бахаи избирательного участка, который представляет этот делегат. Если и из этого источника денег получить нельзя, можно обратиться к Национальному Духовному Собранию за финансовой поддержкой. Национальное Духовное Собрание не обязано ее предоставить. Оно может решить покрыть только часть дорожных издержек делегата - например, стоимость обратного пути...
    Советникам следует неуклонно привлекать внимание Национального Духовного Собрания к необходимости заботы о хорошей посещаемости делегатами Национального Съезда и давать советы относительно предоставления делегатам финансовой помощи. Кроме того, Советники должны напоминать членам общин в каждой местности, через Членов Вспомогательных Коллегий и их помощников, значение предоставления финансовой поддержки делегатам, которых они избрали для обсуждений на Национальном Съезде. Следует подчеркнуть для делегатов жизненную необходимость отсылки бюллетеней по почте, если кто-то из них не может присутствовать лично.
    (Из меморандума от 14 ноября 1988 года, от Всемирного Дома Справедливости Международному
    Центру по Распространению Веры)

Из писем, написанных рукой или от имени Шоги Эффенди

25    Я чувствую, что ссылки на личности перед выборами могут привести к недоразумениям и разногласиям. Что друзьям следует делать, так это хорошенько знакомиться друг с другом, обмениваться мнениями, свободно общаться и обсуждать в своей среде требования и качества, которые требуются от членов избираемого органа, без ссылок, сколь угодно косвенных, на отдельные личности. Мы должны избегать влиять на мнения других...
    (14 мая 1927 года, написано Шоги Эффенди Духовному Собранию Эйкрона, Огайо, опубликовано в Baha'i
    News Letters, США, Nо. 18 (июнь 1927 года), с. 9)

26    ...практика предварительного выдвижения кандидатур, столь разрушительная для атмосферы тихих и молитвенных выборов, рассматривается как не внушающая доверия, поскольку она дает право большинству, которое, само по себе, при имеющих место обстоятельствах, часто составляет меньшинство из всех избранных делегатов, отвергать то богоданное право каждого избирателя голосовать только за тех, кто, как он сознательно убежден, являются наиболее достойными...
    (27 мая 1927 года, написано Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию США и Канады,
    Baha'i Administration, с. 136)

27    Что касается практики предварительного выдвижения кандидатов, Хранитель твердо убежден, что оно находится в принципиальном противоречии с духом, который должен оживлять и направлять все выборы, проводимые бахаи, местного или национального характера и значения. Именно отсутствие подобной практики воистину составляет отличительную черту и знаменательное преимущество избирательных методов бахаи перед теми, что обычно приписываются политическим партиям и фракциям. Практика предварительного выдвижения кандидатур, столь противоположная духу администрации бахаи, должна быть полностью отвергнута всеми друзьями, ибо в противном случае свобода каждого избирателя выбирать членов любого Духовного Собрания была бы поставлена под серьезную угрозу, открывая путь к доминировали отдельных личностей. Не только это, но и сам факт предварительного выдвижения кандидатур привел бы к формированию партий, что полностью противоречит духу Дела.
    В дополнение к этим серьезным опасностям, практика выдвижения имеет еще и тот недостаток, что убивает в бахаи дух инициативы и самовыражения. Воистину, избирательная процедура бахаи имеет в качестве одной из существенных целей развитие в каждом из бахаи духа ответственности. Подчеркнутая необходимость изъявления своей полной свободы выбора ставит перед бахаи цель: стать активным и осведомленным членом общины, в которой он живет. Чтобы иметь возможность сделать при голосовании правильный выбор, ему необходимо находиться в тесном и продолжительном контакте со всеми единоверцами, стараться участвовать во всех видах их деятельности на местном уровне, то ли по распространению Веры, то ли в администрации или в иных делах, а также принимать полное и сердечное участие в работе местных и национальных комитетов и Духовных Собраний своей страны. Только таким образом бахаи может развить настоящую сознательную социальную активность во всем, что влияет на интересы Дела. Жизнь общины бахаи, таким образом, требует от каждого верного и преданного бахаи стать сознательным, осведомленным и ответственным избирателем и дает ему возможность подняться до такого состояния. Поскольку же практика предварительного выдвижения кандидатов мешает развитию таких качеств в бахаи и, кроме того, ведет к разложению и слепой приверженности, ее следует полностью исключить при всех выборах бахаи.
    (4 февраля 1935 года, написано от имени Шоги Эффенди одному бахаи, опубликовано в The Light of Divine
    Guidance, т. 1, с. 67-68)

28    Выборы, особенно ежегодные, дают общине хорошую возможность выправить всякий недостаток или несовершенство, от которого Собрание несло урон в результате действий его членов. Таким образом, устанавливается надежный метод, посредством которого могут постоянно испытываться и улучшаться качества членов Духовных Собраний бахаи. Но, как уже говорилось, само Духовное Собрание, как учреждение, ни при каких обстоятельствах не должно отождествляться с личными качествами его членов.
    (15 ноября 1935 года, написано от имени Шоги Эффенди одному бахаи; опубликовано в The Local Spiritual
    Assembly, с. 4; 9-10)

Из меморандума, составленного Всемирным Домом Справедливости

29    Фундаментальное различие между системой выдвижения кандидатур и системой выборов бахаи состоит в том, что по первой из них, отдельные личности либо те, кто их выдвигает, решают, что они должны быть поставлены в особое положение и выдвигают себя, чтобы за них голосовали. В системе бахаи именно массе избирателей принадлежит решение. Если отдельный человек нарочито демонстрирует себя на публике с очевидной целью собрать голоса за себя, избиратели общины рассматривают это как заносчивость и публичное оскорбление; они умеют различать между личностями, получивших известность в результате своей общественной деятельности, и тех, кто выставляет себя напоказ просто с целью собрать голоса.
    (16 ноября 1988 года, Международному Центру Распространения)

Из писем, написанных Шоги Эффенди или от его имени.

19    Берегитесь, берегитесь, чтобы дурная атмосфера партий и людей из стран Запада, их гибельные методы, такие, как интрига, партийная политика, практика пропаганды, которые отвратительны даже по названию, не достигли никогда общины бахаи, не оказали влияния на друзей и не свели таким образом духовность к нулю...
    (30 января 1923 года, Шоги Эффенди к одному из Духовных Собраний: перевод с персидского)

20    Голосовательные бюллетени следует сохранять в тайне. Не позволительно называть какие-либо имена. Друзьям следует избегать порочных методов и отвратительной практики политиков. Они должны обратиться к Богу полностью и, чистые в своих устремлениях, свободные духом и освященные в сердце, участвовать в выборах...
    (16 января 1932 года, написано от имени Шоги Эффенди одному из - Духовных Собраний; перевод с
    персидского)

21    Пусть они соблюдают предельную бдительность, чтобы выборы проводились свободно, полно и тайным голосованием. Всяческие интриги, обман, сговор и принуждение должны быть остановлены и запрещены.
    (8 марта 1932 года, написано от имени Шоги Эффенди одному из Местных Духовных Собраний;
    перевод с персидского)

22    Сила и развитие общин бахаи зависит от избрания чистых, преданных и активных людей... Избирательные кампании отвратительны...
    (9 апреля 1932 года, написано от имени Шоги Эффенди одному из Местных Духовных Собраний;
    перевод с персидского)

Из писем, написанных от имени Всемирного Дома Справедливости

23    Как вам очень хорошо известно, метод выборов бахаи совершенно отличен от методов и практики политических систем. Возлюбленный Хранитель указывал нам, что если мы станем следовать методам политиков в наших выборах бахаи, начнутся недоразумения и разногласия, последуют хаос и смятение, будет много бедствий и не будет поддержки от Бога этой общине бахаи. Ввиду этих серьезных предупреждений, всегда следует соблюдать предельную осторожность, чтобы поддерживались и оберегались чистота и духовный характер выборов бахаи. Когда кто-либо видит, как неопытные или незрелые бахаи предаются предвыборной кампании, открыто или тайно, следует, вовсе не стараясь быть им подобными, решительно настаивать по соответствующим административным каналам и процедурам на искоренении таких тенденций и очищении общины бахаи от подобных дурных влияний.
    (6 декабря 1971 года, одному бахаи)

24    ...Бахаи, в особенности, пользующиеся известностью, должны избегать всего, что могло бы создать ложное впечатление и дать дорогу обвинениям в предвыборной агитации со стороны неинформированных друзей.
    (15 апреля 1986 года, Национальному Духовному Собранию)

Подкатегории

Праздник Девятнадцатого Дня

Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Всемирного  Дома Справедливости


 

Живая кровь Веры

Подборка из писем Хранителя о Фондах Бахаи и пожертвованиях


 

Совет бахаи

Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости


 

Жемчужины истины

Цитаты для ежедневного чтения


 

ВАЖНОСТЬ УГЛУБЛЕНИЯ

The Importance of Deepening
Важность углубления нашего знания и понимания Веры
Отрывки из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди.


 

Воспитание детей

Прожить жизнь по Вере

Неучастие в политике

Широкий приток в Веру

Обучение Вере

Раскрывая предназначение

Женщины и мужчины

Институт Советников

Документ, подготовленный Всемирным Домом Справедливости


 

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook