Он есть Свидетель Единственный и Вседостаточный

45.    О мой Боже,  Возлюбленный мной, Стремление сердца моего! Ты ведаешь, Ты видишь, что выпало сему слуге Твоему, смиренно припавшему к Вратам Твоим, и знаешь о преступлениях, совершенных против него злонамеренными, теми, что нарушили Завет Твой и отвернулись от Завещания Твоего. Днем метали в меня копья ненависти, а ночью замышляли, как погубить меня. На заре совершали они то, о чем скорбели Сонмы Небесные, а вечером вынимали из ножен меч тирании и в присутствии неверных осыпали меня градом стрел клеветы. Несмотря на их злодеяния, сей скромный слуга Твой проявлял терпение и сносил все тяготы и лишения, причиненные ими, хотя Силой Твоей и мощью он мог бы свести на нет их слова, загасить учиненный ими пожар и унять пламя их бунтарства.

46.    Ты видишь, о мой Боже, как мое страдание, мое долготерпение и молчание привели к тому, что возросли их жестокость, их высокомерие и гордыня. Клянусь Славой Твоей, о Возлюбленный! Они перестали верить в Тебя и взбунтовались против Тебя, и не было мне ни минуты покоя или отдыха, и не мог я подняться, как подобает мне, дабы возвеличивать Слово Твое среди людей и с сердцем, исполненным радости, что присуща жителям царства Абха, служить Твоему Порогу Святости.

47.    Господи! Чаша горя моего переполнена, и со всех сторон обрушиваются на меня жестокие удары. Копья страданий кольцом окружили меня, а стрелы бедствий дождем обрушились на меня. Несчастья захлестнули меня, и под натиском моих врагов сила внутри меня обратилась в слабость, когда остался я один, брошенный в пучину горестей. Господи! Смилуйся надо мной, вознеси меня к Себе и дай мне испить из Чаши Мученичества, ибо весь огромный мир в его бескрайности стал тесен для меня.

48.    Ты воистину Милосердный, Сострадательный, Милостивый, Всещедрый!

49.    О настоящие, искренние и верные друзья сего обездоленного! Всем доподлинно известно, какие горести и беды выпали на долю сего гонимого, сего узника, от рук тех, кто нарушил Завет; это было когда закатилась Утренняя Заря мира и сердце его было охвачено пламенем утраты.

50.    Во всех концах света враги Господа, радуясь тому, что зашло Солнце Истины, начали внезапное и мощное наступление, и именно в этот момент, в час великого бедствия,  взбунтовались с величайшей жестокостью нарушители Завета, вознамерившись учинить зло и разжечь дух вражды. Ежеминутно совершали они злодеяния, пытаясь посеять семена страшного раскола и разрушить светлое здание Завета. Но сей обездоленный, сей узник, делал все, дабы обелить их и сокрыть их преступления в надежде, что они раскаются и будут сожалеть о содеянном. Однако его долготерпение и смирение привели лишь к тому, что мятежники стали еще более надменными и дерзкими, и дело кончилось тем, что они стали с помощью написанных ими листовок сеять семена сомнения, а затем стали печатать эти листовки и распространять их по свету, полагая, что эти их неразумные деяния разрушат Завет и сведут на нет Завещание.

51.    После этого возлюбленные Господа, воодушевляемые величайшей верой полагаясь на помощь Царства, на Божественную Силу и небесную Милость, уповая на неизменную поддержку и Щедрость Небес, поднялись и дали отпор врагам Завета, опровергнув их еретические скрижали и злонамеренные листовки своими трактатами, числом почти в семьдесят, в которых приводились убедительные доказательства, безошибочные свидетельства и ясные тексты из Священного Писания. Средоточие Смуты был таким образом изобличен в его лукавстве, на него пал гнев Божий, после чего уделом его стали унижение и позор, которые продлятся до Дня Страшного Суда. Убога и жалка участь людей, творящих зло, они из тех, кто несет горькую утрату!

52.    И когда они потерпели поражение в своем деле, осознали безнадежность своих попыток одолеть возлюбленных Господа, увидели, что стяг Его Завета реет повсюду, стали свидетелями силы Завета Милостивого, пламя зависти так воспылало в них, что сие не поддается описанию. С величайшим упорством и решимостью, движимые злобой и ненавистью, пошли они иным путем, двинулись в ином направлении, разработали иной план: разжечь пламя мятежа внутри самого правительства, дабы представить сего страдальца, сего узника источником недовольства, врагом правительства, противником трона, ненавидящим монархию. Возможно, Абдул-Баха был бы предан смерти, а имя его проклято, и тогда врагам Завета открылся бы простор, где они пришпорили бы и пустили вскачь своего боевого коня, нанося безжалостные удары и подрывая сами устои здания Дела Божьего. Ибо столь прискорбным было заблуждение этих вероломных людей, что уподобились они топору, разящему самый корень Благословенного Древа. Если бы они продолжили начатое, они бы всего за несколько дней уничтожили Дело Божье, Его Слово и самих себя.

53.    Поэтому возлюбленные Господа, все как один, должны полностью отмежеваться от них, избегать их, противостоять их козням и не поддаваться их злобным нашептываниям, защищать Божий Закон и Его религию, посвятить себя распространению Божьего благоухания и изо всех сил ратовать за Его Учение.

54.    Если же на пути встретится некто или нечто, что станет мешать распространению Света Веры, пусть возлюбленные Господа выскажут такой совет: <Величайший из всех даров Божиих есть дар Учить. Сие притягивает к нам Милость Божью и сие есть наш наиважнейший долг. Как можем мы лишать себя этого дара? Нет! Свою жизнь, имущество, удобство и покой - все это приносим мы в жертву Красоте Абха и проповедуем Дело Божье>. Однако нужно проявлять осторожность и благоразумие, как об этом сказано в Книге. Ни в коем случае не следует резко разрывать завесу. Да увенчает вас Слава из Слав. О возлюбленные Бахауллы! Вам надлежит проявлять величайшую заботу о Шоги Эффенди, ибо он есть веточка и плод двух освященных и Божественных Древ, стараться, никакая тень уныния и печали не омрачила его лучезарное естество, чтобы день ото дня рос он в счастии, радости и духовности и чтобы, подрастая, становился бы подобен дереву, приносящему обильные плоды.

55.    Ибо есть он, после Абдул-Баха, хранитель Дела Божьего, и посему Афнаны, Десницы (столпы) Дела и возлюбленные Господа, должны подчиняться и повиноваться ему. Тот, кто не повинуется ему, не повинуется Богу; тот, кто отвернется от Него, отвернется от Бога, и тот, кто отвергнет его, отвергнет Бога Истинного. Остерегайтесь, дабы кто-то не истолковал неверно эти слова и не уподоблялся бы тем, кто после Вознесения (Бахаулла) нарушил Завет, подняв флаг мятежа, упрямо настаивая на своем и широко распахивая дверь для превратного толкования. Никому не дано права выдвигать собственное мнение или выражать свои личные убеждения. За советом и руководством все должны обращаться к Средоточию Завета или к Дому Справедливости. А тот, кто обратится в любое иное место, совершит прискорбную ошибку.

56.    Да увенчает вас Слава из Слав!

"Любой ясно мыслящий человек подтвердит, что сейчас на земле нет ничего более важного, чем поддержание мира". Пожалуй, каждый согласится с этими словами, произнесенными Абдул-Баха в 1912 году. Однако ясной мы могли бы назвать эту мысль лишь в отношении необходимости мира, разоружения и согласия. Вряд ли сегодня нужно кого-то убеждать в том, что этот мир должен наступить, если только какая-нибудь искра или всполох огня от одного из многочисленных очагов кризисов и войн, внутренних и внешних напряженностей, разногласий между Востоком и Западом, Севером и Югом не попадет на огромные пороховые бочки.

Но как согласовать интересы сильных и слабых, как преодолеть страхи сильных перед возможной слабостью, ужасы малых, порожденные их унылой зависимостью, как остановить почти автоматическое появление все новых и новых витков вооружения? Кто может выступить с идеями, которые имели бы обязательную силу, что и кому предстоит сделать? Переложить ли эту проблему на политиков? Или сделать что-то самим, хотя и цель, и даже путь к ней нам пока неясны и требуют таких усилий, которые кажутся выше возможностей человека?

Но не красивые слова нам нужны, хотя многие ответственные лица и овладели в совершенстве ремеслом столь же циничным, сколь и высокомерным "скрывать свои собственные интересы за плотиной сплошных слов" (Абдул-Баха).

Нужно же нам убедительное и исполненное силы творчество, каким когда-то для многих была, а для некоторых остается и поныне Нагорная проповедь, и какими когда-то были идеалы Просвещения для обновления общества. Иной похожей духовидческой силы, отвечавшей бы на потрясения и смятения современного человечества, кажется, не существует. Или, быть может, мы не достаточно широко раскрыли свои глаза?

Заголовки газет 1911-1913 годов оповестили о появлении в Европе и Америке "великого борца за мир нового века", "Учителя", "Апостола", "Посланника мира". Такие заголовки сопровождали Абдул-Баха на протяжении всей Его трехлетней поездки по Западу.

Речи, с которыми Он обращался к людям самых разных слоев общества и умонастроений, действовали на слушателей, как Нагорная проповедь, и были обращены к самым сокровенным уголкам души. Ли Мак-Кланг, в то время министр финансов США, описал свои впечатления от этой необыкновенной встречи с помощью такого необычного сравнения: "Мне казалось, что я нахожусь рядом с одним из великих пророков древности - Исайей, Илией, Моисеем; нет - Он показался мне самим божественным Отцом". *

Но Абдул-Баха видел не только нужду, чаяния и возможности отдельного человека. К общности всех людей - прекрасному многообразию их бытия, которое, будучи основой солидарности всего человечества в экзистенциальных вопросах, нуждается в справедливости и мире - к общей ответственности, пожалуй, призывало еще более важное послание Абдул-Баха. Далеко выходя за рамки того, что сегодня считается "реальностью" в вопросах единства человечества, Абдул-Баха предложил ориентир, с помощью которого каждый, желающий мира, памятуя об опыте нынешнего столетия, должен критически пересмотреть свои мысли и действия.

Мир останется лишь фарсом до тех пор, пока не возникнет серьезного стремления к справедливости в мировом масштабе; и справедливость останется фарсом до тех пор, пока единство людей не станет исходным моментом любых политических решений. "Если приходит мысль о войне, противопоставьте ей более сильную мысль мира". Так станем же отдавать свои силы миру, пока эта цель не будет достигнута.

Петер Шпигель


* Цит. по книге "Кармелитская корона". Вена, 1983 г., с. 80. Абдул-Баха никогда не принимал в Свой адрес слово "пророк", часто употреблявшееся в печати при упоминании о Нем, о чем однажды и сообщила некая газета, давшая следующую поправку: "Пророк заявил, что он не Пророк". - Здесь и далее прим. сост.

Я призываю вас всех и каждого в отдельности настроить ваши мысли и чувства на любовь и единство. Если приходит мысль о войне, противопоставьте ей более сильную мысль мира. Да будет побеждена мысль ненависти более могущественной мыслью любви.

 


"Абдул-Баха несет послание мира"
("Сан-Франциско экземинер", 7 октября 1912 г.)
"Апостол мира"
("Нью-Йорк ивнинг стар", 11 апреля 1912 г.)
"Явлен Учитель мира"
("Нью-Йорк у уорлд", 12 апреля 1912г.)
"Один из величайших поборников мира этого столетия"
("Монреаль дейли стар", 11 сентября 1912 г.)

Такие и подобные им заголовки сопровождали Абдул-Баха во время Его трехлетней поездки на Запад. В это время он использовал каждую возможность для того, чтобы говорить Своим слушателям в Европе, Соединенных Штатах Америки и Канаде о необходимости мира. Абдул-Баха выступал в церквях и синагогах, в объединениях по защите мира, в университетах и перед самыми разными группами: антропософами и теософами, атеистами и приверженцами различных религий, учеными, представителями искусства и высокопоставленными государственными деятелями, а также перед отверженными. Проповедь его была неизменной:

"Сейчас не существует большей славы для человека, чем служение делу "Величайшего мира". Мир есть свет, в то время как война есть тьма. Мир есть жизнь, а война есть смерть... Мир приносит просветление в мир людей, война же есть разрушитель созданного человеком".

Но Абдул-Баха не только проповедовал мир как идеал. Всей Своей жизнью Он являл пример мира, любви и единства.

Абдул-Баха, старший сын Бахауллы, основателя веры Бахаи, родился вечером 23 мая 1844 года в Тегеране. В тот же самый час в южном персидском городе Ширазе молодой купец, известный позднее под именем Баб, возвестил о новом религиозном откровении, которое должно было подготовить путь для скорого пришествия пророка всех времен и религий.

Провозвестие Баба с быстротой молнии распространилось по всей Персии, найдя восторженный отклик среди всех слоев населения. Оно буквально взорвало столетние напластования, отягощавшие изначальное учение Ислама. Его социальные постулаты, такие, как равноправие мужчины и женщины, забрезжили как рассвет новой эры и застигли врасплох его современников. Все это не могло не вызвать сопротивления высокопоставленных светских и духовных властителей. Не прошло и шести лет, как Баб был публично казнен в Тебризе в 1850 году. 20 000 его приверженцев после все новых и новых преследований также погибли мученической смертью.

Бахаулла был одним из первых последователей Баба и после Его мученической смерти очень скоро стал наиболее видным представителем общины бабистов. В ходе возобновившихся в 1852 году преследований по приказу Насир ад-Дин Шаха Сиях-Чалья Бахаулла был схвачен и посажен в Тегеране в "Черную дыру" - сырое подземелье, кишащее крысами и насекомыми.

В начале 1953 года Бахауллу сослали в Багдад, куда с Ним отправился Его восьмилетний сын Абдул-Баха, увидевший свободу лишь 55 лет спустя.

В Багдаде в 1863 году, накануне последующей ссылки в Константинополь, Бахаулла открыто объявил Себя Тем, пришествие Которого было предсказано Бабом. Он пришел для осуществления идеи единства человечества, для установления мира во всем мире и для создания долгожданного "Царствия Небесного на земле".

В Своем учении Бахаулла провозгласил единство Бога и. всех религий. Он возвестил, что хотя это откровение в своих социальных и общественных постулатах все в большей мере будет соответствовать потребностям людей и времени, основополагающие духовные истины останутся неизменными и едиными для всех религий. Бахаулла дал подробное толкование предыдущих духовных откровений, которые оставались доселе сокрытыми, а также принципов и критериев, необходимых современному человечеству для преодоления мировых проблем.

В конце концов в 1868 году путь ссылок привел Бахауллу через Адрианополь в Акку, тогдашнее место заключения в Турецкой империи, где он скончался в 1892 году. На протяжении этого времени все больше и больше во всепобеждающей, закаленной страданиями одухотворенности проявлялись те свойства и силы Бахауллы, благодаря которым он заложил основу будущего Своей мировой религиозной общины, провозгласив Своего старшего сына в Своем завещании светлым примером религиозной жизни, толкователем Своего слова и преемником в деле руководства Своими последователями, назвавшими себя общиной бахаи. После смерти Своего отца и принятия на Себя руководства общиной Абдул-Баха по Своему собственному желанию стал именоваться этим выбранным для Себя титулом, означающим "слуга Баха".

Между 1892 и 1908 годами Абдул-Баха вновь подвергся особенно жестоким гонениям за Свою веру, от которых Его освободила Младо-турецкая революция. Очень скоро Абдул-Баха воспользовался обретенной свободой и совершил длительную поездку на Запад. Он посетил новые общины бахаи в Европе и Северной Америке, убедительно провозглашая на основе личного примера принципы новой культуры мира.

В 1913 году Абдул-Баха снова вернулся в Священную страну, где принимал потоки посетителей со всего мира. Окруженный многочисленными почестями, Он покинул сей мир в 1921 году. Необозримое траурное шествие, какого еще не видела досель Священная страна, было не только проявлением почтения, но и знаком любви и согласия между различными религиозными группами и слоями общества. Это было уже доказательством того, что смерть не в силах прервать воздействия Его учения на людей.

Основные принципы гармонического человеческого сосуществования, которым учил Бахаулла, с подкупающей простотой и ясностью раскрыл для Запада Абдул-Баха, в том числе и примером Своей жизни. Предлагаемый вам сборник речей и наставлений о мире позволяет увидеть, к каким огромным пространствам жизни Он обращался. У Абдул-Баха не было намерения исчерпывающе рассматривать затрагиваемые Им темы. Он лишь хотел донести до Своих слушателей в немногих словах всю целостность этих разных сторон жизни, изобразить и восстановить их единство.

В первой части сборника содержится анализ положения дел в мире, а также причин войн, сделанный Абдул-Баха. Вместо того, чтобы направить дар человеческого интеллекта на создание общего блага, "прочное счастье общества... приносится в жертву собственной преходящей наживе." Еще в 1875 году Он говорил о том, что рост вооружений станет непосильным для человечества бременем. В 1911 году Он сравнил Европу с наполненным взрывчаткой арсеналом, взрыв которого охватил бы весь мир. Вскоре после Первой мировой войны Он предсказал Вторую, еще более "жестокую, чем Первая", ибо все еще никто не занимался причинами, порождающими войны. На Парижской мирной конференции в 1919 году большинство присутствующих ограничилось лишь словесными заверениями в пользу мира, предпочитая на деле более узкие собственные интересы своей нации, своего класса или группы, а отнюдь не интересы всего человечества.

Основные причины, порождающие войны, Абдул-Баха видел в "расовых, национальных, религиозных и политических предрассудках; а коренятся же все эти предрассудки в затасканных, глубоко засевших традициях". Современные войны все больше становятся "тотальными" войнами. Чтобы воспрепятствовать этому, нам необходим соответствующий "тотальный" мир, которого мы достигнем лишь в том случае, если будем бороться с причинами войн, исходя из их корней.

"До тех пор пока среди людей не исчезнут предрассудки, будь то религиозные, расовые, патриотические, политические или конфессиональные, мир не станет реальностью"

Первым шагом к миру во всем мире для Абдул-Баха было исследование основополагающих истин различных религий, ведь всякий честный исследователь не обнаружит в них расхождений, ибо "основой всех божественных религий является истина... Истина едина и неделима". Различия между религиями носят более поздний характер, они возникли путем "догматических подделок, подражаний". И если вглядеться в них, то станет ясно, что все религии по своей сути проистекают из одного и того же божественного источника.

Если внимательно подходить к национальным и расовым предрассудкам, то вывод будет таким:

"Весь мир должен рассматриваться как одна страна, все народы - как один народ, все люди - как представители одной расы. Религии, расы и нации - это все лишь преграды, созданные самим человеком..."

Эти принципы, как писал Абдул-Баха в Своем послании к Центральной организации по установлению долгосрочного мира в Гааге, совершенно необходимы для достижения мира:

"Мир во всем мире сегодня важен, но существенным является единство сознания - чтобы сделать прочной основу мира, обеспечить его достижение и укрепить его здание".

"Если бы единство мира человеческого получило прочное обоснование, исчезли бы все конфликты, разделяющие людей. Прекратились бы борьба и войны, и человечество обрело бы покой... Население мира стало бы жить в согласии, и его благоденствие было бы обеспечено".

Наиболее мощной движущей силой на пути к этому единству Абдул-Баха считает несущую обновление этику, а также культуру и социальное развитие, указывающие путь в будущее:

"Ничто в мире нельзя исполнить и даже придумать без единства и согласия, и совершенным средством достижения мира и единства является истинная религия".

"Однако под религией следует понимать то, что ведет через самостоятельное исследование к познанию, а не то, что покоится лишь на подражании "

Абдул-Баха сравнивает осуществление этого единства с получением сплава металлов:

"Единственный способ сделать из этих различных металлов сплав - это поместить их в тигель и, применив высокие температуры, довести до плавления. В нашем тигеле мы применяем огонь Божественной любви".

Длительный мир не может быть достигнут без соответствующего учета внутренних и внешних обстоятельств и условий, существующих в мире. Разнообразные принципы, "которые составляют широчайшую основу для счастья человечества и являются доказательством милосердия Создателя, должны быть приобщены к делу мира и связаны с ним, дабы обеспечить его успех. Иначе трудно достичь мира на земле".  Эти разнообразные принципы и наставления веры Бахаи, на которые Абдул-Баха ссылается в данной цитате, кратко рассмотрены в четвертой и пятой частях этого сборника. Кроме прочего они охватывают:

- уменьшение экономических ограничений с тем, чтобы свободный обмен товарами способствовал всеобщему благоденствию;

- установление универсального вспомогательного языка, который каждый сможет учить наряду со своим родным, чтобы сделать возможным взаимопонимание между всеми людьми;

- равноправие мужчины и женщины, чтобы в грядущих веках уравновесить мужское и женское начало в культуре;

- поощрение воспитания и образования, чтобы все слои общества могли внести свой вклад в процесс его улучшения;

- согласие между религией и наукой, ибо наука без религии ведет к материализму, а религия без науки - к суевериям;

а также:

- создание всемирного третейского суда, куда должны направляться для рассмотрения все спорные вопросы международного характера и решения которого были бы обязательны для всех сторон.

По словам Абдул-Баха, длительный и универсальный мир на нашей планете будет введен в два этапа. Первый шаг - "малый мир" - подразумевает политическое единение человечества. На этот этап приходится всеобщее разоружение - "все правительства мира должны одновременно разоружиться путем всеобщего соглашения", а также создание наднациональных органов, таких, как всемирный третейский суд и международный исполнительный комитет, который бы приводил в исполнение его постановления.

"Если бы наступили такие отрадные обстоятельства, то ни одно правительство не стало бы постоянно накапливать вооружения или производить все новые и новине орудия войны... Тогда каждой нацией на земле управляли бы по чести, и каждый народ чувствовал бы себя в безопасности, жил бы в покое и довольстве".

Малый мир будет достигнут, когда война как средство решения конфликтов между нациями будет исключена. Этот первый шаг означал бы предотвращение угрозы самоуничтожения человечества. Абдул-Баха не умалчивает и об опасностях подобного процесса:

"Вообще говоря, каждая общественная структура, будь она даже инструментом для достижения высшего блага человечества, способна на злоупотребления; ее правильное или неправильное употребление зависит от изменяющихся степеней просвещенности, способностей, верности, честности, самоотверженности и силы воображения тех, кто руководит общественным мнением".

Это приводит непосредственно ко второму шагу осознанному миру. Этот шаг предполагает изменения в отдельном человеке:

"Если достигнута любовь, и сердца людей связаны совершенными духовными узами, то это возвеличивает весь человеческий род, мир становится все более духовным и сияющим, а счастье и покой человечества возвышаются сверх всяких мер".

Здесь мы находим самые прекрасные слова, сказанные Абдул-Баха, своего рода сплав прекраснейших традиций, идущих из всех религий, и, одновременно, новый взгляд на нужды сегодняшнего дня.

"Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя - человечество - до поры его зрелости"

Достижение этой ступени равнозначно созданию "Царства Божиего на земле".

Согласно толкованию Абдул-Баха, в "общественной жизни человечества существуют периоды и ступени.

Некогда оно прожило свое детство, затем - пору юности, а сейчас вступило в долгожданную пору зрелости, доказательства чего открываются нам повсюду. Прежде всего мы наблюдаем развитие материальной цивилизации: спутники связи, компьютеры, а также атомные бомбы, которые могут одним ударом уничтожить целые города и земли.

"Если бы материальная цивилизация была связана с божественной, то это ужасное оружие никогда бы не было изобретено. Напротив, человеческая сила действия могла бы целиком и полностью обратиться на полезные изобретения, сосредоточившись на достойных открытиях"

Абдул-Баха сравнивает материальную цивилизацию с лампадой, тогда как божественную культуру Он называет светом, идущим от этой лампады. Кому нужна лампада, лишенная света? Человеческая цивилизация есть организм, который должен быть пронизан и ведом духом, чтобы исполнить свое предназначение,

Абдул-Баха не удовлетворился, однако, подобными принципиальными соображениями; Им были даны практические наставления, как изменить жизнь в соответствии с этим. Абдул-Баха непрестанно являл Своей собственной жизнью доказательства тому, что эти практические наставления вполне осуществимы: Он прожил жизнь в мире, исполнив завещание Своего отца Бахауллы быть для нас совершенным примером. И жизнь Абдул-Баха дает нам уверенность и убежденность в нашем стремлении изменить к лучшему судьбу человечества, в конечном итоге изменив себя и своим личным примером превратив ее в сияющее будущее. Он Своим примером показал нам очертания жизни, которую в состоянии вести человечество.

"Все явления бытия, следуя присущему им закону, достигают своей наивысшей точки и степени завершенности. После этого наступает новое состояние. Поскольку технология производства вооружения и военная наука достигли весьма высокой степени развития, можно надеяться, что теперь наступит коренное изменение в человеческом мире, и в грядущих столетиях все энергии и изобретения будут использоваться человеком в интересах мира и братства".

Построение общества, где не будет войн, где "волк и овца пьют из одного источника, а лев и теленок пасутся на одном лугу", т. е. объединение различных религиозных направлений и жизнь в согласии, справедливости и благополучии всех рас и наций, может кому-то показаться невозможным. Однако "достижение любой цели обусловлено знанием, волей и действием".

"Отдельные люди, в своих человеческих устремлениях не знающие успокаивающей силы, сочтут эти мысли совершенно невыполнимыми, находящимися по ту сторону того, что может быть достигнуто крайними усилиями человека; однако это не так.

Напротив, благодаря неиссякаемой милости Божией, сердечной доброте тех, кто пользуется Его покровительством, беспримерным стараниям мудрых и способных душ, мыслям несравненных проводников этого века ничто не может рассматриваться как недостижимое. Нужно старание, неустанное старание".

Кент Д. Беверидж

                                     источников цитирования

                                 произведений Абдул-Баха

1 Foundations of World Unity, S. 20

2 The Promulgation of Universal Peace. S. 373

3 Ansprachen in Paris, S. 103

4 An die Zentralorganisation fuer einen dauerhaften Frieden in Den Haag, S. 4

5 Baha'i-Briefe. Heft 29, S. 722

6 Das Geheimnis gottlicher Kultur, S. 70

7 An die Zentralorg., S. 11

8 Zit. in Allan L. Ward, 239

 Days, 'Abdu'l-Baha's Journey in America, S. 69

9 An die Zentralorg., S. 13

10 Geheimnis gottl. Kultur, S. 63

11 Ebenda, S. 25

12 Foundations of World Unity, S. 19

13 Kleine Auswahl aus Seinen Schriften, S. 10

14 Zit. in Weltordnung Baha'u'llahs, S. 235

15 An die Zentralorg., S. 12

16 Balyuzi. 'Abdu'l-Baha, S. 271

17 Geheimnis gottl. Kultur, S. 64

18 Baha'i-Briefe, Heft 46, S. 1376

19 Kleine Auswahl, S. 6

20 Ansprachen in Paris, S. 78

21 Ebenda. S.90

22 Ebenda, S. 18

23 Geheimnis gottl. Kultur, S. 65f

24 Ebenda, S.62

25 Ansprachen in Paris, S. 29

26 Zit. bei J. Е. Esslemont, Baha'u'llah und das neue Zeitalter, S.276

27 Geheimnis gottl. Kultur, S.56

28 Ebenda, S.60f

29 Ebenda, S.65

3O Ansprachen in Paris. S. 82f

31 Balyuzi. Abdu'l-Baha. S. 357f

32 Ebenda, S. 421

33 Esslemont, S. 274

34 Ebenda. S.274

35 Ebenda, S.275

36 Ebenda, S.278

37 Balyuzi, S.609f

38 Weltordnung Baha'u'llah, S.51

39 Ebenda. S.75

40 Esslemont, S. 18 If

41 Balyuzi, S. 207

42 An die Zentralorg.. S. 6f

 

113

 

43 Esslemont, S. 275

44 Ansprachen in Paris, S. 117

45 Ebenda, S. 32

46 Baha'i-Briefe, Heft 29, S. 723

47 Balyuzi, S. 288

48 Ansprachen in Paris, S. 114

49 An die Zentralorg., S. 7f

50 Balyuzi. S. 400f

51 Ansprachen in Paris, S. 89f

52 An die Zentralorg., S. 7

53 Ansprachen in Paris, S. П9

54 Geheimnis gottl. Kultur, S. 103

55 Abrustung und Weltfrieden, S. 17

56 Ansprachen in Paris, S. !08

57 Beantwortete Fragen, S. 288

58 Gottliche Lebenskunst, S. 118

59 An die Zentralorg., S. 20f

60 Ansprachen in Paris, S. 110

61 Balyuzi, S. 255f

62 Ebenda. S.395f

63 Baha'i-Briefe, Heft 43. S. 1224

64 Balyuzi, S. 385f

65 Baha'i-Versammlungen, S. 29

66 Balyuzi. S. 291

67 Liebe und Ehe.S 6ff

68 Ebenda. S f

69 Baha'i-Briefe, Heft 29. S. 725f

70 Ansprachen in Paris, S. 82

71 Balyuzi, S. 320

72 Ebenda. S. 413f

73 Ansprachen in Paris, S. 94

74 Ebenda.S. 107

75 Balyuzi, S. 511

76 Baha'i-Briefe, Heft 20, S. 486

77 Balyuzi, S. 386

78 Ebenda, S.361f

79 Baha'i-Briefe, Heft 15, S " It

80 Balyuzi. S 304ff

81 Ebenda. S.414

82 Esslemont. S. 142

83 Ansprachen in Paris, S. 101

84 Ebenda.S l

85 Baha'i-Briefe. Heft 16, S. 382

86 Ansprachen in Paris, S 100

87 Esslemont, S. 95f

88 Balyuzi, S. 283

89 Baha'i-Briefe. Heft 20.. S. 48Sf

90 Geheimnis gottl. Kultur; S 74f

91 Ansprachen in Paris, S 102

92 Ebenda, S.95

93 Ebenda, S 34

94 Geheimnis gottl. Kultur, S 68f

95 Baha'i-Briefe. Heft 16. S. 383

96 Balyuzi, S 207

97 Ansprachen in Paris, S 84

98 Esslemont, S. 280

99 Balyuzi, S. 301

100 Ansprachen in Paris,. S. 241

101 Balyuzi, S. 369f

102 Ebenda. S, 301

103 Ansprachen in Paris, S 37f

104 Balyuzi. S. 238

105 An die Zentralorg, S. 22f

106 Aprachen in Paris, S. 103

107 Geheimnis gottl. Kultur, S. 69f

108 Gottliche Lebenskunst, S. 124

109 Baha'i-Briefe, Heft 29. S 726

110 Balyuzi.S. 256

111 Ebenda, S. 253

112 Aлsprachen in Paris. is 25

113 Ebenda,S.7

114 Baha'i-Versammlungen S. 8

114 Balyuzi. S. 208

Baha'i-Briefe, Heft 29, S. 722

Ansprachen in Paris, S. 19

117 Beantwortete Fragen, S. 255f

Baha'i-Briefe, Heft 29, S. 723f

Kleine Auswahl, S. 28

Balyuzi, S. 266

Ebenda, S. 433

Ebenda, S. 289

Ebenda, S. 321 f

Ansprachen in Paris, S. 95

Baha'i-Briefe, Heft 29, S. 727

Balyuzi, S. 253

Kleine Auswahl. S. 22

Baha'i-Briefe, Heft 41, S. 1135f

Balyuzi, S. 277

Ansprachen in Paris, S. 51

Geheimnis gottl. Kultur, S- 15

130

131 132,

Ebenda. S. 14

Ansprachen in Paris, S. 19

Ebenda, S. 18

Kleine Auswahl, S. 10

Ebenda. S. 7

Uber das Lehren.S. 9f

139 Ansprachen in Paris, S. 92

140

141

142 Balyuzi. S. 392

143 Liebe und Ehe. S ff

144 Baha'i-Briefe, Heft 46, S. 1326

145

146

147

Leben als Baha'i, S. 63

Geheimnis gottl. Kultur, S. 44

Ebenda.S. 5gf

Beantwortete Fragen. S. 85 1

Geheimnis gottl. Kultur. S. 65

Ebenda. S. 67

Ebenda, S. 43

Baly

uzi, S 453.f

Baha'i-Briefe. Heft 29, S. 724f

15 Kleine Auswahl. S. 5f

Baha'i-Briefe, Heft 29, S. 725

Geistiger Adel. S.M

Ansprachen in Paris, S. 117

Esslemont, S. 104

Baha'i-Briefe. Heft 46, S. 1377

Leben als Baha'i, S. 64

Balyuzi. S. 432 '

Uber das Lehren. S

Balyuzi, S. 325

163 Wille und Testament, S. 23

164 Ansprachen in Paris, S. 84

165 Beantwortete Fragen, S. 261

166 Ebenda, S. 259

167 Balyuzi, S. 263f

168 Beratung, S. 11

169 Baha'i-Religion, S. 21

170 Balyuzi. S. 357

171 Leben als Baha'i. S. 47

172 Esslemont, S. 198

173 Ansprachen in Paris, S. 116

174 Beantwortete Fragen, S. 71f

175 Esslemont, S. 194

176 Ansprachen in Paris, S. 124

177 An die Zentralorg., S. 16f

178 Geheimnis gottl. Kultur, S. 25

179 Esslemont, S. 195

180 Balyuzi, S. 357f

181 Ebenda, S. 271

182 An die Zentralorg. .S. 3f

183 Ebenda, S.271

184 Weltordnung Baha'u'llahs, S.64

185 An die Zentralorg., S. 9

186 Ansprachen in Paris, S. 124f

187 Esslemont. S. 173

 

115

 

188 Einheit der Familie, S. 51

189 Gottliche Lebenskunst. S. 124

190 Esslemont, S. 172

191 Gebete, S. 281ff

192 Ansprachen in Paris, S. 116

193 Ebenda, S, 250f

 

Все упомянутые произведения выпущены издательством "Баха-и-Ферлаг", Хофхайм-Лангенхайм.

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................    5

ВВЕДЕНИЕ......................................................................   8

1. БЕЗУМИЕ ВОЙНЫ И ЕЕ ПРИЧИНЫ...............................  22

Предупреждения года 1875: спираль вооружения..................26

Перед 1914 годом: предостережение о возможности большой

мировой войны....................................................................27

Пророчество Второй мировой войны....................................   29

Причины войны..................................................................31

Религиозная нетерпимость и фанатизм..........................-....      33

Ложные отечества..............................................................35

Политика войн....................................................................38

2. УРОВНИ МИРА.................................................................   40

2.1. Мир духа.....................................................................  40

Единство и многообразие ..............................................    40

Единство бытия............................................................43

Принцип любви.............................................................      47

2.2. Мир религий................................................................50

Внутреннее и внешнее..................................................       51

Истина неделима..........................................................52

То, что объединяет мысли людей..................................     55

Видеть солнце, где бы оно ни светило............................   57

Цель религии: мир........................................................       59

Человеческая ограниченность - не мерило истины..........61

2.3. Мир человечества.......................................................  63

Предпосылки даны........................................................      63

Любовь не знает границ................................................      64

О красоте сада.............................................................  66

Мир возможен через единство.......................................    70

117

 

3. ИСКУССТВО МИРА..........................................................   73

3.1. Добро и зло..................................................................73

Источник развития-.....................................................74

Мудрость воспитателя..................................................      76

3.2. Добродетели мира .......................................................       79

Притча о семени и ее толкование ..................................    79

Мысль мира сильнее.....................................................       81

"Станьте причиной любви между народами"...................83

Учитесь забывать слово "враги"....................................     89

Нападение и защита.....................................................91

3.3. Новый путь к решениям...............................................       94

4. ПОЛИТИКА МИРА...........................................................    96

Создание Суда по вопросам мира.........................................    96

Договор о разоружении.......................................................      102

5. "ИБО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧЕНА СВОБОДА НАРОДОВ"......       104

Письмо поддержки..............................................................       104

От политического мира - к культуре мира............................   106

6. МОЛИТВЫ О МИРЕ..........................................................   110

УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ ЦИТИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АБДУЛ-БАХА..........................................113

 

АБДУЛ-БАХА МЫСЛЬ МИРА

Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира

Перевод с немецкого

Редактор Г.В. Зенина Художник Б.И. Астафьев Художественный редактор И.Ю. Нестерова Технический редактор Г.И. Астахова Корректор Л.А. Агеева

Набор выполнен в издательстве на компьютерной технике

Подписано к печати 23.06.92 Формат 70 Х 100 1/32 Бумага офсетная № 1. Гарнитура Тайме Печать офсетная. Усл.печл. 4,9. Усл.кр.-огт. 5,2 Уч.-издл. 3,8. Тираж 13000 экз. Тип. зак. 2986

Ордена Трудового Красного Знамени ВО "Наука" 117864 ГСП-7, Москва B48S Профсоюзная ул"д 90

2-я типография ВО "Наука" 121099, Москва Г-99,Шувинский пер., б

 

Настоящее издание выпущено и распространяется совместно Российским академическим издательством "Наука" и немецким издательством "Хоризонте".

За информацией по вопросам сотрудничества с издательством "Хоризонте" просим обращаться по адресу:

Horizonte Verlag GmbH Bonameser Str. 13 D-6ooo Frankfurt/M 50 Deutschland Tel. (069) 513181 Fax (69) 513180 Телефон в Москве: 1312143

 

АБДУЛ-БАХА (1844-1921), проповедник веры Бахаи - самой молодой мировой религии. Это вероучение стремится объединить человечество, предлагает новый универсальный мировой порядок.

Научно-технический прогресс и духовность, доверие и согласие, гармоничное развитие и любовь, равенство и единство - основополагающие принципы этого учения.

Война разрушает основы человечности. Между тем как мир обеспечивает благоденствие человечества.


О мои возлюбленные друзья! В мире властвует война, а человеческий род страдает, пребывая в смертельной схватке. Мрачная ночь ненависти возобладала, и светильник доверия угас. Народы и племена земли кровожадно сцепились в яростной схватке. Разрушается основание человечества. Тысячи семей, насильственно лишенные своего имущества, скитаются по свету, и каждый год на пыльных полях сражений все новые тысячи людей проливают кровь. Рушится шатер жизни и радости. Генералы упражняются в полководческом искусстве, похваляясь пролитой ими кровью, и соревнуются в подстрекательстве к насилию.  Ныне на земле разыгрывается печальный спектакль жестокой войны. Человек убивает брата своего - человека, и делает это он ради своекорыстия и расширения своей территории. Во имя этого недостойного тщеславия сердце его отдается во власть ненависти, и кровопролитие продолжается. Происходят новые сражения, растут армии, в бой посылается все больше всяких орудий, оружия, взрывчатки. Так с каждым днем разрастается горечь и ненависть.

Если бы эти люди возлюбили друг друга и помогли бы друг другу вместо того, чтобы стремиться уничтожить один другого саблями и пушками, насколько это было бы благороднее... Почему человек так жестокосерден?... Если бы человек овладел хотя бы началами справедливости, то обстоятельства складывались бы совсем иначе.

Ведь война ведется для того, чтобы удовлетворить человеческое честолюбие. Во имя мирской выгоды немногих страшная нужда обрушивается на множество домашних очагов, разбивая сердца сотен мужчин и женщин!

Посмотрите, как троны иных королей возводились на завоеваниях. Среди них были Чингиз Хан и Тамерлан, покорившие большую часть Азии, Александр Македонский и Наполеон I, простершие свои жадные руки над тремя из пяти континентов. Но что же дали все эти их могущественные победы? Привели ли они хоть одну страну к расцвету? Стало ли больше счастья? Сохранился ли хоть один из этих престолов? И не утратили ли все эти династии вскоре свою власть? Несмотря на то, что Азия испепелялась в пламени бесчисленных сражений, полководцу Чингиз Хану все его завоевания ничего не принесли. Тамерлан собрал на полях своих побед лишь урожай насилия над народами, развеянными по всему миру, жатву всеобщего разорения. Александр от всех своих могучих побед не получил ничего, кроме того, что его сын потерял престол, а всю власть над странами, которыми он правил, захватила династия Диадохов. А чего достиг Наполеон I, подчинив королей Европы? Только лишь разрушения процветающих стран, упадка их народонаселения,, распространения нужды и ужаса по всей Европе; и кончил тем, что был сослан сам. Вот что остается от завоевателей и памятников, которые они себе воздвигают.

Не справедливо ли то, что народы, среди которых свершаются эти ужасные события, прямо противоположные представлениям о разумном человеческом поведении, заявляют о стремлении к подлинной культуре? Тем более, если от всего этого нельзя ожидать иного результата, чем временная победа?... Вновь и вновь на протяжении минувших веков немецкое государство покоряло французов, вновь и вновь французское королевство завоевывало немецкие земли. Неужели мы согласимся с тем, что в наши дни шестьсот тысяч беспомощных существ приносятся в жертву этим внешним, преходящим задачам и целям? Нет, во имя всего Святого, нет! Даже маленький ребенок легко поймет, что это зло. Но туман инстинктивных страстей и желаний тысячекратно застилает глаза, поднимаясь от сердец и замутняя внутренний и внешний взор.

Как удручающе видеть, что человек использует дар, ниспосланный ему Богом, в корыстных целях, нарушая заповедь "не убей" и попирая завет Христа о "любви к ближнему". Господь дал человеку эту власть, чтобы он направил ее на прогресс цивилизации, на излечение человечества, на поощрение любви, согласия и мира. Человек же предпочитает использовать этот дар не для созидания, а для разрушения, творя несправедливость и угнетая, порождая ненависть и дисгармонию, разоряя и уничтожая своего ближнего, которого Христос призывал возлюбить, как самого себя.

Христос призывал все народы к согласию и миру. Он повелел Петру вложить меч в ножны. Таковы были Его воля и Его завет, и все же те, кто носит сегодня Его имя, обнажили свои мечи. Как велика пропасть между их деяниями и Словом Евангельским!

Сегодня мы отвращаем взор свой от каждого праведного дела; непреходящее благоденствие общества мы приносим в жертву своей личной преходящей выгоде. Мы думаем, что фанатизм и ослепляющее честолюбие делают наши деяния полезными и благородными, и, не удовлетворяясь этим, на виду у всех унижаем друг друга, плетя козни друг против друга. И даже желая продемонстрировать собственную мудрость, ученость, добропорядочность и святость, начинаем с того, что выставляем другого на посмешище и позор.

Известен случай с неким властителем, который, стремясь сеять мир и спокойствие вокруг себя, гораздо больше, чем поджигатели войны, прилагал сил к тому, чтобы наращивать вооружение и увеличивать армию, оправдывая это тем, что мир и согласие можно установить лишь силой. Под предлогом мира денно и нощно все силы отдаются на то, чтобы наращивать военную мощь, а несчастный народ должен жертвовать для этого львиной долей того, что создается им в поте лица своего. Скольким же пришлось оставить свою работу, полезное свое ремесло, чтобы денно и нощно создавать все новые, все более смертоносные виды оружия, чтобы кровь человеческая проливалась еще обильнее. Каждый день приносит нам новые бомбы и взрывчатые вещества, и правительства вынуждены выбрасывать устаревшее оружие и производить новое, ибо старые виды оружия не могут противостоять новым. И все эти неслыханные расходы оплачиваются за счет несчастных масс. Правомерен вопрос: может ли эта цивилизация по своему определению принести мир и процветание народу и снискать расположение Господа, если она не сопровождается подлинной цивилизованностью? Не разрушает ли она благосостояние человека, не уничтожает ли она основы счастья и мира?

Если военные приготовления будут продолжаться в том же объеме, что и сейчас, то вооружение вскоре достигнет предела, который станет для человечества невыносимым.

Перелистывая страницы прошлой и нынешней истории, мы увидим темную землю, покрасневшую от людской крови. Люди убивают друг друга, как дикие волки, забывая закон любви и терпимости... Война развивается от плохого к еще худшему. Европа превратилась в огромный гарнизон, полный взрывчатки, и если Господь не убережет ее от пламени, оно охватит весь мир. (из выступления 21 ноября 1911 года в Париже)

Бессмысленно надеяться, что народы сами остановятся в нынешней гонке вооружений. Большая война в Европе неминуема... Европа - уникальный склад оружия... Вооружение само по себе ведет к войне.  (из интервью газете "Монреаль дейли стар", начало августа 1912 года)

Самая неотложная и значительная проблема на сегодняшний день - мир во всем мире. Европейский

континент напоминает арсенал, склад боеприпасов, которые только и ждут, чтобы их подожгли; достаточно одной единственной искры, чтобы вся Европа запылала в огне, особенно сейчас, когда так остро стоит Балканский вопрос.

(из выступления в октябре 1912 года в Сакраменто, Калифорния)

Мы находимся на пороге Армагеддона, о котором говорится в 16 главе Откровения. Через два года будет достаточно одной единственной искры, чтобы Европа запылала в огне. Социальные беспорядки во всех государствах доведут ее до огня, как это и было предсказано в Книге Даниила и в Книге Иоанна. В 1917 году падут царства, и перемены потрясут землю."  (из речи в Калифорнии в октябре 1912 года) *

Грядет всеобщая бойня цивилизованных народов. Предстоит ужасная борьба. Мир находится на пороге весьма трагических столкновений... Происходит мобилизация неисчислимых армий, миллионы людей сосредотачиваются на границах. Их вооружают для ужасного спора. Малейшее движение ввергнет их в кошмарную катастрофу, и тогда вспыхнет пожар, которого не видела еще история человеческого рода.  (написано в Хайфе 3 августа 1914 года, в день ввода германских, войск в Бельгию)


* В это время пали три крупнейшие монархии - Россия, Германия и Австро-Венгрия. В России победила социалистическая революция.

 

 

Взвесьте в сердцах своих, сколько страданий приносят распри, в которые погружен мир; народы мира обагрены кровью, да и сама земля превратилась в сочащуюся кровь. Пламя войны стало причиной такого дикого пожара, какого мир не знал ни в древности, ни в средневековье, ни в новые времена. Жернова войны раздробили и размолотили не одну человеческую голову; еще тяжелей была судьба этих жертв. Цветущие страны постигло запустение, города были сметены с лица земли, а благополучные деревни лежали в руинах. Отцы потеряли своих сыновей, а сыновья остались сиротами. Матери пролили много кровавых слез, скорбя по своим детям; дети же остались сиротами, а женщины - бездомными странницами. Одним словом, все человечество претерпело страшные унижения. Слышатся крик и стенания сирот и горькие жалобы матерей, поднимающиеся до небес.  (написано в январе 1920 года)

Я всегда говорил, что мирные предложения после большой войны - это только рассвет, но еще не восход солнца.  (из беседы ноябре 1919 года)

Хотя представители различных правительств и собрались в Париже, * чтобы заложить основы мира во всем


* Мирная конференция, положившая конец Первой мировой воине; заключенный на ней Версальский договор повсеместно рассматривается как одна из причин, приведших ко Второй мировой войне. Каждое упомянутое здесь предсказание сбылось с поразительной точностью: балканские государства все больше раздирались изнутри крайне правыми и левыми силами. Высказывание о "побежденных властях" означает развитие событий в Германии после Версаля вплоть до захвата Гитлером власти. "Возникшие недавно движения", прежде всего фашизм, набирали силу во всем мире и во многих странах пришли к власти. Коммунистические партии также усилили свое влияние во многих странах. В самой населенной стране мира в конце концов воцарился Мао Цзэ-дун.


мире и даровать таким образом человечеству покой и утешение, между многими еще царит раздор и доминируют личные интересы. В подобной атмосфере мир во всем мире неосуществим, напротив, назреют новые конфликты, ибо интересы разнятся и цели не совпадают друг с другом. (из письма от 10 января 1919 года)

Болезни, которыми страдает сегодня мир, будут все более умножаться; тьма, нависшая над миром, усилится. Балканы останутся недовольными. Беспокойство там будет возрастать. Побежденные власти будут свирепствовать и дальше. Они прибегнут к любой мере, чтобы вновь разжечь пламя войны. Возникшие недавно движения, имеющие международное значение, соберут все силы для дальнейшего продвижения своих планов. Движения левых будут иметь большое значение. Их влияние распространится."  (написано в январе 1920 года)

Без сомнения разразится вторая война, более жестокая, чем последняя.

(написано вскоре после окончания Первой мировой войны)

В царстве природы борьба за сосуществование играет преобладающую роль, в результате выживают наиболее ловкие. Закон выживания наиболее ловкого есть источник всех трудностей. Он - причина войн, ссор, ненависти и вражды между человеческими существами... И пока низменные инстинкты играют главную роль среди детей человеческих - успех и благополучие невозможны.

В древние времена в борьбе с дикими зверями вырабатывался инстинкт воинственности. Теперь он уже не нужен, более того, становится ясно, что сотрудничество и взаимопонимание принесут человечеству наибольшее благо. Вражда сегодня есть лишь продукт предубеждений.

И пока царят эти предубеждения, человечество не найдет покоя. История ведет свой рассказ о человечестве, которое насчитывает 6000 лет. И на протяжении этих 6000 лет людской мир не знал пощады от войн, ссор, убийств, жажды крови. Все это время в этой ли, в другой ли стране велась война, возникавшая из-за религиозных, расовых, политических или патриотических предубеждений. Поэтому установлено и доказано, что все предрассудки разрушительно сказываются на здании человечества. И пока они существуют, будет происходить борьба за выживание, не исчезнет жажда крови и наживы. И посему, как уже было сказано ранее, человечество не спасется от тьмы на земле и не достигнет просветления, пока не откажется от этих предубеждений.

Основной причиной всего этого являются расовые, национальные, религиозные и политические предрассудки, и корень этих предрассудков лежит в отживших, глубоко засевших в нас традициях - религиозных, расовых, национальных или политических. И пока эти традиции будут сохраняться, фундамент дома человеческого будет не надежен, а само человечество будет подвергаться постоянной опасности.

Подумайте о религиозных предрассудках: всмотритесь в нации так называемых богобоязненных народов. Если бы они действительно чтили Его, то они бы следовали Его закону, который запрещает им убивать друг друга. Если бы священнослужители действительно почитали Бога любви и служили бы божественному свету, то они бы учили своих сторонников следовать основной заповеди, которая призывает "относиться ко всем людям с любовью и милосердием". Но мы встречаемся с обратным, ибо часто именно священнослужители вдохновляют нации на борьбу. Религиозная ненависть -воистину самая ужасная.

Основная причина тому - превратное толкование религии религиозными деятелями и проповедниками. Они учат своих последователей, что лишь та форма религии, которую исповедуют они, является богоугодной и что Всемилостивый Отец проклинает последователей всех других направлений и лишает их Своей милости и покровительства. Так возникают между народами взаимное неприятие, неуважение, споры и ненависть. И если бы удалось отмести в сторону эти религиозные предрассудки, то очень скоро все Народы возрадовались бы миру и согласию.

С первых дней истории мира до нашего времени человечество не имело ни дня покоя и отдыха от битв и споров. Основной причиной войн были религиозные предрассудки, фанатизм и сектантская ненависть. Одна группа ревнителей проклинала другую; каждый был убежден, что другие, обойденные милостью Господней, и есть темные силы, отродья сатаны. Так, например, христиане и мусульмане считали иудеев злейшими врагами Господа; их проклинали и подвергали гонениям. Евреев массами убивали, их дома грабили и сжигали, их детей угоняли в рабство. Евреи же в свою очередь считали христиан язычниками, а мусульман врагами, разрушителями закона Моисея. Поэтому они призывали кару Божию на их головы, и эти проклятия не прекращаются и поныне. Подумайте, сколько оскорблений, несчастий и бед выпало на долю человечества. Каждый город, каждая страна, каждая нация, каждый народ стал жертвой военного уничтожения и разрушения. Каждая божественная религия считает себя истинным, благословенным древом, древом Всемилосердного; все прочие религиозные системы рассматриваются как древо зла, древо сатаны. И по этой причине на головы другого посылались проклятия и несчастия.

Сегодня между религиями нет единства; меж ними царят вражда, раздоры и взаимные обвинения; они не хотят соединиться - напротив, если они сочтут нужным, они и кровь прольют. В книгах по истории и хрониках вы прочтете о том, какие страшные вещи творились во имя религии... Слепое подражание разрушает основу религии, оно душит духовность человеческого мира, превращает небесное просветление во тьму и лишает человечество знания Господа.  Многие недоразумения и разногласия в мире вызваны противоречиями, искусственно созданными людьми. Если бы религия была созвучна науке, и если бы они находились в согласии друг с другом, то многого из той ненависти и отчаяния, ввергающих сейчас человеческую расу в нужду, удалось бы избежать.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook