Мы говорим, что Явители обладают тремя уровнями. Первый - физическая сущность, зависящая от тела; второй - индивидуальная сущность, то есть наделенная разумом душа; третий - проявление божественного, в котором заключены божественные совершенства, источник жизни в мире существования, инструмент воспитания душ, наставления людей и просвещения зависимого мира.
        Физическое состояние есть состояние человеческое, и оно преходяще, поскольку все физическое состоит из элементов, а составленное из элементов неизбежно подвергается разложению и распаду.
        Индивидуальная же сущность Явителей Бога есть Сущность Святая, а посему она возвышена и в том, что касается ее природы и качеств, отлична от всех прочих явлений. Она подобна солнцу, которое по самой своей природе является излучателем света и не может быть сравнимо с луной, точно так же, как и составляющие солнечный шар частицы не могут быть сравнимы с частицами, составляющими луну. Частицы и устройство первого предназначены для излучения света, а составляющие луну частицы не способны производить лучи, но отражают свет со стороны. Также и сущности прочих людей суть души, что, подобно луне, отражают свет солнца; но Святая Сущность Сама излучает свет.
        Третий уровень такого Существа(8) есть Божественная Щедрость, великолепие Предсущей Красы и сияние света Всемогущего. Индивидуальные сущности Божественных Явителей неотделимы от Щедрости Бога и Божественного Великолепия. Точно так же солнечный шар неотделим от света. А посему можно сказать, что вознесение Священного Явителя есть просто уход от сей элементарной формы. К примеру, вот лампа освещает нишу, и если свет лампы перестанет освещать нишу потому, что она разрушится, то щедрость лампы от этого не умаляется. Говоря коротко, в Священных Явителях Предсущая Щедрость как свет, индивидуальность - как стеклянная колба лампы, а бренное тело - как ниша: пусть ниша разрушена, но лампа продолжает гореть. Божественные Явители как зеркала различаются между собой, поскольку Они наделены различными индивидуальностями, но во всех зеркалах отражается одно солнце. Ясно, что сущность Христа отличается от сущности Моисея.
        Воистину, с самого начала Священная Сущность(9) осознает тайну существования, и с детского возраста признаки величия проявляются и зримы в Нем. А посему возможно ли, чтобы при всех сих щедротах и совершенствах Он не был наделен сим сознанием?
        Мы уже говорили, что Священные Явители обладают тремя уровнями. Физическое состояние, индивидуальная сущность и средоточие проявления совершенства: это как солнце, его тепло и свет. Прочие индивидуумы обладают физическим уровнем и уровнем наделенной разумом души - это дух и мысль(10). Так, высказывание "Я пребывал во сне, и божественным дыханием повеяло на Меня, и Я проснулся" подобно высказыванию Христа "Тело немощно, а дух бодр", а высказывания "Я болен", или "Я чувствую себя хорошо", или "Я обеспокоен" - относятся к физическому состоянию и не касаются ни индивидуальной сущности, ни явления Божественной Сущности. Посмотрите, сколь многие недуги могут овладеть телом человека, но они не поражают его дух; может даже случиться, что какие-то члены тела полностью изуродованы, но сущность разума сохраняется и остается вечной. С одеянием может случиться тысяча неприятностей, но для носящего одеяние это не опасно. Слова Бахауллы "Я пребывал во сне, и божественное дыхание повеяло на Меня, и пробудило Меня" относятся к телу.
        В мире Бога нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего; все едино. Посему, когда Христос говорил: "Вначале было Слово"(11), - то это означало, что оно было, есть и будет; ибо в мире Бога нет времени. Время имеет власть над существами, но не над Богом. К примеру, в молитве Он говорит: "Да святится имя Твое"; это значит, что имя Твое было, есть и будет свято(12). Утро, день и вечер связаны с землей, на солнце же нет ни утра, ни дня, ни вечера.

 


(8)    Явители Бога.
(9)    Явитель Бога.
(10)  См. Вопрос 55 - "Душа, Дух и Разум".
(11)  См. Ев. от Иоанна 1:1.
(12)  Ев. от Матфея 6:9; Ев. от Луки 11:2.

Да будет вам известно, что Священные Явители, хотя Они наделены бесконечной степенью совершенств, все же, вообще говоря, обретаются в трех состояниях. Первое состояние - физическое; второе состояние - человеческое, то есть состояние наделенной разумом души; третье - состояние божественного проявления и небесного сияния.
        Физическое состояние ограничено во времени; все физическое составлено из элементов, и с неизбежностью того, что составлено, подвергается разложению. Невозможно, чтобы соединяемое не было разъединено.
        Второе состояние есть состояние наделенной разумом души, которая есть сущность человеческая. Оно также ограничено во времени, и Священные Явители разделяют эту судьбу со всем человечеством.
        Да будет вам известно, что, хотя душа человека существовала на земле в течение долгих времен и веков, все же она ограничена во времени(4). Поскольку она есть божественное знамение, то, раз обретя существование, она становится вечной. Дух человека имеет начало, но не имеет конца; он пребывает вечно. Сходным же образом существующие на земле виды ограничены во времени, ибо установлено, что было время, когда сии виды не существовали на земной поверхности. Более того, земля существовала не всегда, но мир существующий был всегда, ибо вселенная не ограничена пределами сего земного шара. Это означает, что, хотя души человеческие ограничены во времени моментом своего возникновения, тем не менее они бессмертны, вечны и неучтожимы; ибо мир вещей есть мир несовершенства в сравнении с миром человеческим, а мир человеческий есть мир совершенства в сравнении с миром вещей. Когда несовершенное достигает состояния совершенства, то оно становится вечным(5). Это пример, смысл которого должно осознать.
        Третье состояние есть состояние божественного проявления и небесного сияния: сие есть Слово Божие, Вечная Щедрость, Дух Святой. Оно не имеет ни начала, ни конца, ибо эти понятия приложимы к миру зависимых вещей, а не к миру божественного. Для Бога конец есть то же, что и начало. Так, счет дней, недель, месяцев и годов, вчера и завтра связан с нашим земным шаром; на солнце же нет этого - там нет ни вчера, ни сегодня, ни завтра, нет ни месяцев, ни годов: все едино. Сходным же образом Слово Божие свободно от всех этих состояний и не укладывается в границы, законы и пределы мира зависимости. А посему сущность Мессии, который есть Слово Божие и совершенное состояние божественного явления, не имела начала и не будет иметь конца; ее восход отличается от всего прочего и подобен восходу солнца. К примеру, ее восход под знаком Христа был окружен величайшим блеском и сиянием, и сие пребудет во веки веков. Посмотрите, как много было царей, государственных деятелей и князей, могущественных вождей, и все они исчезли без следа, тогда как дыхание Христа по-прежнему веет; Его свет по-прежнему сияет; Его музыка по-прежнему раздается; Его хоругвь по-прежнему развевается; Его воинства по-прежнему сражаются; Его божественный голос по-прежнему звучит нежной мелодией; Его облака по-прежнему изливаются драгоценным дождем; Его молнии по-прежнему сверкают; Его отражение по-прежнему ясно блистает; Его великолепие все еще сияет и светится; и это справедливо для тех душ, которые обретаются под Его покровительством и лучатся Его светом.
        Итак, очевидно, что Явителям присущи три состояния: физическое состояние, состояние наделенной разумом души и состояние божественного проявления и небесного сияния. Физическое состояние неизбежно прекращается, но состояние наделенной разумом души, хотя имеет начало, не имеет конца: о нет, ему даровано бесконечное существование. Священная же Сущность, о которой Христос говорит: "Отец в Сыне"(6), не имеет ни начала, ни конца. Когда идет речь о начале, то оно относится к состоянию божественного явления; если выражаться образно, состояние молчания подобно сну. Возьмем, к примеру, спящего человека - когда он начинает говорить, это значит, что он уже бодрствует - но это один и тот же индивидуум, спит ли он или бодрствует; ведь не произошло никаких изменений в том, что касается его положения, его величия, его достоинства, его сущности или его натуры. Состояние молчания уподобляется сну, а состояние божественного явления - бодрствованию. Спящий человек и бодрствующий - это один и тот же человек; сон - это одна фаза, а бодрствование - другая. Молчание сравнимо со сном, а божественное явление и наставничество - с бодрствованием.
        В Евангелии сказано: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога"(7). Из сего ясно и очевидно, что Христос достиг состояния Мессии и его совершенств отнюдь не во время крещения, когда Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Нет, Слово Бога с глубин вечности было и пребудет в возвышении святости.

 


(4)   То есть при ее рождении.
(5)   То есть в царстве человеческого, где один только Дух являет бессмертие. См. Вопрос 36 - "Пять Видов Проявления Духа"; Вопрос 64 - "Состояние Человека и Его Продвижение После Смерти".
(6)   См. Ев. от Иоанна 14:11; 17:21.
(7)   Ев. от Иоанна 1:1.

  Вопрос. - Какова связь Сущности Божественного с Небесными Рассветами и Божественными Зарницами?

        Ответ. - Да будет вам известно, что Сущность Божественного, или субстанция Сущности Единства, есть чистая безгрешность и абсолютная святость - то есть она свободна от всего и выше всякого восхваления. Соотнесение с этим уровнем самых высших качеств всех ступеней существования есть лишь игра воображения. Божественная Сущность невидима, непостижима, недосягаема, это чистая сущность, которая не может быть описана, ибо она охватывает все вещи. Воистину, то, что охватывает, превосходит то, что охватываемо, и охватываемое не может содержать в себе то, что его охватывает, и не в состоянии познать его сущность. Сколь бы ни был велик прогресс разума, пусть он даже достигнет конечной степени знания, предела постижения, он зрит божественные знамения и качества в пределах мира творения, но не в пределах мира Бога. Ибо сущность и качества Господа Единого пребывают на вершинах святости, а ни мыслью, ни разумением нельзя достигнуть сего уровня. "Пути нет, и искать его запрещено".
        Очевидно, что человеческое разумение есть качество существования человека, человек же - знамение Бога. Но каким образом качество знамения может охватить создателя знамения? - то есть как может разумение, которое есть качество существования человека, познать Бога? Потому-то Сущность Божественного и сокрыта от всякого восприятия, и утаена от разума людей. Подняться до ее уровня абсолютно невозможно. Мы видим все, что находится на более низкой ступени, не в состоянии постичь сущность того, что стоит выше. Так камень, земля, дерево, как бы далеко они ни продвинулись в своей эволюции, не способны постичь сущность человека и не в состоянии представить, что такое зрение, слух, другие чувства, хотя и первые, и последний равно созданы Богом. А посему как может человек, будучи творением, понять существо чистой Сущности Творца? Сей уровень недостижим для разумения; для его понимания не годится ни одно объяснение, и никакими чувствами не воспринять его. Что общего может быть у частицы праха с миром чистоты, и как соотносятся ограниченный разум и бесконечный мир? Разум не способен постичь Бога, и души трепещут, пытаясь объяснить Его. "Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; Он - Проницательный, Сведущий!"(1).
        Из этого следует, что по отношению к данному уровню существования всякое утверждение и разъяснение ущербно, все хвалы и все описания недостойны, любое представление поверхностно и любое рассуждение тщетно. Но сия Сущность сущностей, сия Истина истин, сия Тайна тайн проявляется в виде отражений, озарений, явлений и отблесков в мире существования. Зарницами сего великолепия, носителями сих отражений и вместилищами сих явлений выступают Священные Зарницы, Вселенские Сущности и Божественные Существа, Которые суть чистые зеркала для беспорочной Сущности Бога. Все совершенства, щедроты, великолепие, исходящие от Бога, отражены и зримо присутствуют в Сущности Священных Явителей, подобно тому, как солнце блистает в незамутненном отполированном зеркале во всей полноте своих совершенств и щедрости. Если сказать, что зеркала являют солнце и отражают сияние восходящей звезды, то это не означает, что солнце спустилось с высот своей святости и стало частью зеркала, как не означает, что Беспредельная Истинная Сущность ограничивается пределами места своего проявления. Боже сохрани! Так считают лишь приверженцы антропоморфизма. Нет; все восхваления, описания и прославления относятся к Священным Явителям - то есть все определения, качества, имена и свойства, упоминаемые нами, обращены к Божественным Явителям; но как никто не может приблизиться к проникновению в Сущность Божественного, так никто и не в состоянии описать, объяснить, восхвалить или восславить ее. Посему все, что человеческая сущность знает, открывает и познает касательно имен, качеств и совершенств Бога, относится к сим Священным Явителям. К большему доступа нет: "Пути нет, и искать его запрещено".
        Тем не менее мы говорим об именах и свойствах Божественной Сущности, и мы восхваляем Божество, приписывая Ему зрение, слух, силу, жизнь и знание. Мы возглашаем сии имена и свойства не ради подтверждения совершенств Бога, а ради отрицания того, что Он способен иметь несовершенства. Наблюдая существующий мир, мы видим, что невежество есть несовершенство, а знание есть совершенство; и потому мы говорим, что священная Сущность Бога есть мудрость. Слабость есть несовершенство, а сила есть совершенство; и соответственно мы говорим, что священная Сущность Бога есть верх могущества. Это не означает, что мы можем понять Его знание, Его видение, Его силу и жизнь, ибо они за пределами нашего понимания; ведь сущностные имена, качества и свойства Бога идентичны Его сущности, а Его Сущность превыше всякого понимания. Если сии свойства не идентичны Сущности, то должно наличествовать множество предсуществований, и также должны наличествовать различия между свойствами и Сущностью; а поскольку Предсуществование необходимо, то получится бесконечная последовательность предсуществований, а сие очевидно ошибочно.
        Из сего следует, что все эти свойства, имена, хвалы и прославления относятся к Воплощениям Явления; а все, что мы воображаем и предполагаем за пределом сего, есть лишь фантазия, ибо нам не дано познать то, что невидимо и недосягаемо. Вот почему сказано: "Все, что ты сумел распознать при помощи иллюзорного своего воображения в ухищрениях мысленных представлений, есть лишь творение, подобное тебе, и оно сводится к тебе самому"(2). Ясно, что если мы пытаемся представить Сущность Божественного, то представление есть охватываемое, а мы - охватывающие; и совершенно ясно, что охватывающее больше того, что охватывается. Из сего с определенностью и очевидностью следует, что если мы вообразим Божественную Сущность вне Священных Явителей, то это будет чистая фантазия, ибо не существует другого способа приблизиться к Сущности Божественного, которая скроена не по нашим меркам, а все наши образы не более чем измышления.
        В связи с этим поразмыслите, как различные народы мира строят свою жизнь на основе выдумок и поклоняются идолам, созданным их воображением и фантазией. И они не ведают об этом; они полагают, что их фантазии есть та Сущность, которая на самом деле стоит вне всякого понимания и недоступна никакому объяснению. Они считают, что исповедуют Единого, а прочих причисляют к идолопоклонникам; но идолы, по крайней мере, принадлежат к миру минералов, тогда как идолы воображения и представления человека есть лишь призраки; они не существуют даже в виде минералов. "Назидайтесь, обладающие зрением"(3).
        Да будет вам известно, что атрибуты совершенства, великолепие божественных щедрот и свет вдохновения зримы и очевидны во всех Священных Явителях; но блистающее Слово Божие, Христос, и Величайшее Имя, Бахаулла, суть явления и свидетельства, выходящие за пределы воображения, ибо в Них воплотились все совершенства прежних Явителей; и более того, Они обладают такими совершенствами, которые ставят прочих Явителей в зависимость от Них. Так все Пророки Израиля были средоточиями вдохновения; Христос также учил по вдохновению, но какова разница между вдохновением Слова Божия и откровениями Исаии, Иеремии и Илии!
        Известно, что свет есть проявление колебаний эфирной материи: нервные окончания глаза воспринимают эти колебания, и в результате мы видим. Свет лампы есть проявление колебаний эфирной материи; такова же природа и солнечного света, но какова разница между светом солнца и светом звезд или лампы!
        Дух человека возникает и проявляется у зародыша, и он присутствует в ребенке и в зрелом человеке, и он сияет и торжествует, когда человек достигает состояния совершенства. Дух один и тот же, но у зародыша способность видеть и слышать отсутствует. В состоянии же зрелости и совершенства он проявляется в наивысшем великолепии и блеске. Подобным образом семя сначала обращается в листья и в них проявляется дух растительного мира; в состоянии плода проявляется тот же самый дух, то есть здесь сила роста достигает наивысшего совершенства; но какова разница между состоянием листьев и состоянием плода! Ибо из плода явятся сто тысяч листьев, хотя все они и будут расти и развиваться при посредстве того же духа растительного мира. Отметим разницу между добродетелями и совершенствами Христа, великолепием и блеском Бахауллы и добродетелями Пророков Израиля, таких как, Иезекииль или Самуил. Все они были проводниками вдохновения, но между ними величайшая разница. Приветствую вас!

 


(1)   См. Коран 6:103 (104).
(2)   Из хадисов.
(3)   Коран 59:2.

Знайте, что вообще известно пять разновидностей проявления духа. Первым идет дух растительного мира: сие есть сила, получающаяся в результате сочетания элементов и смешения субстанций по воле Бога Всевышнего, а также в результате влияния, воздействия и соединения других форм существования. Когда сии субстанции и элементы отделены друг от друга, то сила роста также перестает существовать. Так, если использовать другой образ, электричество получается в результате комбинации элементов, а когда эти элементы разделены, то электрическая сила рассеивается и теряется. Таков же и дух растительного мира.
        Далее следует дух животного мира, который также получается в результате смешения и сочетания элементов. Но сия комбинация более завершенная, и по воле Бога Всемогущего здесь достигается совершенное смешение элементов, что в результате создает дух животного мира - другими словами, способность чувственного восприятия. Он постигает сущность вещей из того, что видно, слышно, съедобно, осязаемо и что воспринимается через обоняние. После распада и разъединения сочетающихся элементов сей дух также естественным образом исчезает. Сие подобно вот этой лампе: когда горючее, фитиль и огонь сведены вместе, то в результате получается свет; но когда кончается горючее и прогорает фитиль, то свет также пропадает и его нет более.
        Дух человека может быть уподоблен щедротам солнца, освещающего зеркало. Тело человека, составленное из элементов, являет собой самое совершенное их сочетание и смешение; это наипрочнейшая конструкция, наиблагороднейшая комбинация, совершеннейшая форма существования. Тело растет и развивается при посредстве духа и животного мира. Сие совершенное тело можно сравнить с зеркалом, а дух человека - с солнцем. И все-таки, если разбить зеркало, щедроты солнца продолжают существовать; и если зеркало уничтожено или исчезло, то это не скажется на щедрости солнца, которое вечно. Дух сей обладает способностью познавать; он охватывает все вещи. Все удивительные свершения, научные открытия, великие предприятия и значительные исторические события, о которых вы знаете, есть результат проявления этого духа. Он извлек их посредством духовной мощи из пределов невидимого и сокрытого и перенес в область видимого. Так человек, пребывая на земле, совершает открытия в небесных сферах. Исходя из известных истин, то есть из вещей познанных и видимых, он открывает вещи неизвестные. К примеру, человек обретается в нашем полушарии; но, подобно Колумбу, посредством мощи своего разума он открывает другое полушарие, доселе неизвестное - Америку. Тело человека тяжело, но при помощи изобретенных им машин он обретает способность летать. Передвигается человек медленно, но благодаря изобретенным им машинам он путешествует по всему миру с величайшей быстротой. Иначе говоря, сила эта охватывает все.
        Но дух человеческий имеет две стороны: одна - божественная, а другая - сатанинская, - то есть он способен достичь высшего совершенства, но может дойти и до предельного несовершенства. Если дух сей обретает добродетели, то человек становится самым благородным из существ; если он приобретает пороки, то человек становится самым низменным существом.
        Четвертая ступень проявления духа есть дух божественный; сие есть дух веры и щедрость Бога; он является от дуновения Духа Святого, и посредством божественной силы он становится источником жизни вечной. Это та сила, что земного человека превращает в человека святого, а несовершенного человека - в совершенного. Она нечестивого человека обращает в безгрешного, неразговорчивого делает красноречивым; она очищает и облагораживает тех, кто пребывал в плену плотских вожделений; она невежду делает мудрым.
        Пятое проявление духа есть Дух Святой. Сей Дух Святой есть посредник между Богом и Его созданиями. Он подобен зеркалу, обращенному к солнцу. Как чистое зеркало, получая свет от солнца, передает его щедрость другим, так и Дух Святой есть проводник Священного Света от Солнца Истинной Сущности, который он передает освященным существам. Он наделен всеми божественными совершенствами. Каждый раз при его явлении мир обновляется, и закладывается основание нового цикла. Мир человеческий облачается в новые одеяния. Это можно сравнить с весной; когда она приходит, то мир переходит из одного состояния в другое. С приходом весны прежде голые земля, поля и равнины становятся зелеными и цветущими, появляются цветы всех форм и оттенков, и всходят благоуханные травы; деревья обретают новую жизнь, приносят новые плоды, - так начинается новый цикл. Явление Духа Святого подобно этому. При каждом своем явлении он обновляет мир человеческий и вносит новый дух в человеческую сущность: он облачает мир существования в прекрасные одеяния, рассеивает мрак невежества и делает видимым сияние света совершенств. При помощи сей силы Христос обновил цикл; божественная весна во всей своей свежести и красе раскинула свой шатер над миром человеческим, и животворящее дуновение овеяло ароматом людей просвещенных.
        Сходным образом появление Бахауллы было подобно новой весне, которая пришла со священными ветрами, с небесным воинством жизни вечной и с божественной силой. Оно установило Престол Царствия Божьего посреди мира и силою Духа Святого оживило души и основало новый цикл.

Вопрос. - Если Богу известно о деянии, которое будет совершено определенным человеком, и это записано в Скрижали Судьбы, возможно ли противостоять этому?
        Ответ. - Предвидение какой-либо вещи не есть причина ее свершения; ибо самосущее знание Бога одинаково охватывает сущность вещей как до, так и после их существования, и оно не является причиной их существования. В этом совершенство Бога. Но то, что было предречено по Божьему вдохновению через Библейских Пророков относительно появления Обетованного, не было причиной явления Христа.
        Сокровенные тайны будущего были открыты Пророкам, и таким образом Они получили знание о грядущих событиях, которые Они возвещали. Сие знание и сии пророчества не были причиной событий. К примеру, сегодня вечером всякому известно, что солнце взойдет через семь часов, но сие всеобщее предвидение не является причиной восхода и появления солнца.
        Таким образом, знание Божье в пределах зависимого мира не влияет на ход событий. Напротив, оно свободно от прошедшего, настоящего и будущего. Оно идентично сущности вещей; оно не является причиной того, что свершается.
        Сходным же образом запись и упоминание о чем-либо в Книге не становятся причиной свершения этого. Пророки по божественному вдохновению знали о том, что грядет. Например, благодаря божественному вдохновению Они знали, что Христос примет мучения, и Они возвещали об этом. Но разве Их знание и возвещение были причиной мученичества Христа? Нет, в знании заключается совершенство Пророков, и не оно порождает мученичество.
Математики из астрономических наблюдений и расчетов знают точное время затмения Луны и Солнца. Но ведь совершенно ясно, что сие знание не порождает само затмение. Конечно же, это лишь аналогия, а не точный образ.

  Вопрос. - В Евангелии от Матфея сказано: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"(42). Каков смысл сего стиха?

        Ответ. - Сие высказывание Христа есть подтверждение слов Петра, когда на вопрос Христа: "За кого вы почитаете Меня?", Петр ответил: "Я верую, что Ты - Сын Бога Живого". Тогда Христос ему сказал: "Ты - Петр"(43) - ибо Кифа по-арамейски означает камень - "... и на сем камне Я создам Церковь Мою". Ведь некоторые на вопрос Христа отвечали, что Он есть Илия, другие - что Иоанн Креститель, кто-то - что Иеремия или один из Пророков(44).
        Путем этого высказывания или намека Христос хотел подтвердить слова Петра; и, используя значение этого имени - Петр, Он сказал: "И на сем камне Я создам Церковь Мою", подразумевая, что вера в Христа как Сына Бога Живого станет основой Религии Бога, и на сей вере будет воздвигнуто основание Церкви Бога, которая есть Закон Божий.
        Находящаяся в Риме гробница Петра вызывает сомнения; ее подлинность не установлена. Некоторые утверждают, что гробница Петра находится в Антиохии.
        Далее, давайте сопоставим жизненный путь некоторых из Пап с религией Христа. Христос, голодный и бездомный, питался в пустыне травой и не хотел никому причинять зло. Папа Римский разъезжает в золотой карете, он окружен полнейшим великолепием и проводит дни свои в роскоши и довольстве, среди такого богатства и почитания, каких цари никогда не знали.
        Христос никому не причинял зла, а некоторые из Пап убивали невинных людей: обратитесь к истории. Как много на совести у Пап крови, пролитой во имя удержания мирской власти! Они арестовывали, заключали в тюрьму и убивали тысячи служителей гуманизма только за то, что те придерживались других взглядов, а также ученых мужей, которые раскрывали тайны природы. До какой же степени Папы были противниками истины!
        Вспомните наставления Христовы и сравните их с привычками и обыкновениями Римских Пап. Рассудите: есть ли что-нибудь общее между наставлениями Христовыми и Папским правлением? Мы не склонны к критицизму, но история Ватикана весьма поучительна. Суть нашего рассуждения в том, что Христовы наставления - это одно, а Папское правление - совсем другое; они не согласуются между собой. Посмотрите, сколь многие из Протестантов были убиты по Папскому приказанию, сколь часто поощрялись тирания и угнетение, и как много людей подвергалось наказаниям и пыткам. Возможно ли обнаружить благоухание Христово во всех сих деяниях? Во имя Бога, нет! Люди сии не следовали Христу, а вот Святая Варвара, изображенная на этой картине, Христу повиновалась, и следовала Его стезей, и в жизни применяла Его заповеди. Среди Римских Пап также были благословенные души, следовавшие стезей Христовой, особенно в первые столетия Христианской эры, когда мирским вещам не уделяли внимания и суровы были испытания, посланные Богом. Но когда Папы обрели светскую власть, достигли мирской славы и преуспеяния, то Папство совершенно забыло Христа и всецело предалось погоне за мирской властью, блеском, земными благами и роскошью. Папство губило людей, противостояло распространению учености, преследовало ученых мужей, загораживало свет знания, подстрекало убивать и грабить. Тысячи людей, просвещенных и знающих, и совершенно безвинных, сгинули в темницах Рима. Взирая на все эти поступки и деяния, как можно верить в Наместничество Христово?
        Папский Престол постоянно противостоял знанию; в Европе даже считают, что религия есть противник науки, и что наука разрушает основы религии. А между тем Религия Бога есть поборник истины, основа науки и знания, для просвещенных людей она - источник добра; она двигает человеческую цивилизацию, открывает тайны природы и озаряет горизонты мира. А посему, как можно говорить, что она противостоит знанию? Боже сохрани! Для Бога знание есть самое прекрасное из того, что даровано человеку, и самое благородное из человеческих совершенств. Противостоять знанию может только невежество, и тот, кто презирает знание и науку, не человек, но скорее животное без разума. Ибо знание есть свет, жизнь, блаженство, красота, а также путь приближения к Преддверию Единства. Знание составляет честь и славу мира человеческого, и оно есть величайшая милость Божия. Знание равносильно водительству, а невежество поистине есть заблуждение.
        Счастливы те, кто проводит дни свои в обретении знаний, в раскрытии тайн природы и в проникновении в тонкости чистой истины! Горе, кто доволен в своей ограниченности, чьи сердца радуют бессмысленные подделки, кто пал на самое дно в невежестве и глупости и кто впустую тратит свои жизни!

 


(42)  Ев. от Матфея 16:18.
(43)  Общеизвестно, что настоящее имя Петра было Симон, но Христос назвал его Кифа, что соответствует греческому слову Петрас, то есть камень.
(44)  Cм. Ев. от Матфея 16:14 - 18.

 

Вопрос. - Не разъясните ли Вы вопрос о Возвращении?

        Ответ. - Бахаулла разъяснил этот вопрос со всей полнотой и ясностью в книге Иган(38). Прочтите ее, и истина для вас прояснится. Но раз уж вы задали этот вопрос, я разъясню его вкратце. Начнем толкование с Евангелия, ибо там ясно сказано, что когда Иоанн, сын Захарии, явился и принес людям благую весть о Царствии Божием, они спрашивали его: "Кто ты? Не ты ли есть обетованный Мессия?" Но он отвечал: "Нет, я не Мессия". Тогда они вопрошали: "Не Илия ли ты?" И он отвечал: "Нет"(39). Эти ответы показывают и доказывают, что Иоанн, сын Захарии, не был обетованный Илия. Но в день Преображения на Горе Табор Христос ясно заявил, что Иоанн, сын Захарии, был обетованный Илия.
        В главе 9, стихи 11-13, Евангелия от Марка сказано: "И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
        Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем".
        В главе 17, стих 13, Евангелия от Матфея, сказано: "Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе".
        Иоанна Крестителя спрашивали: "Не Илия ли ты?" И он отвечал: "Нет", хотя в Евангелии сказано, что Иоанн был обетованный Илия, и так же ясно об этом говорил Христос(40). Тогда, если Иоанн был Илия, почему же он отрицал это? А если он не был Илия, то почему Христос утверждал обратное?
        Объяснение этому следующее: речь идет не о личности, а о сущности совершенств, то есть можно сказать, что те совершенства, что были явлены в Илии, присутствовали в Иоанне Крестителе и нашли в нем полное воплощение. В этом смысле Иоанн Креститель был обетованный Илия. В данном случае принимается во внимание не существо(41), а качества. К примеру, в прошлом году был цветок, в этом году цветок опять расцвел; и я говорю, что вернулся прошлогодний цветок. Но ведь я не имею в виду, что вернулся тот же прежний, конкретный, цветок; но поскольку цветок этот наделен теми же качествами, что и цветок прошлогодний - у него тот же запах, нежность, цвет и форма, - то я говорю, что вернулся прошлогодний цветок и что цветок этот - тот же, что и прежний. Когда приходит весна, мы говорим, что вернулась прошлогодняя весна - ведь в нынешнюю весну есть все, что было в прошлогоднюю. Вот почему Христос сказал: "Вы увидите все, что случилось во дни прежних Пророков".
        Приведем еще один пример. Семя в прошлом году было брошено в землю, вот вырастают ветви и листья, появляются цветы и плоды, и все опять возвращается к семени. Когда это второе семя будет посажено, то опять вырастет из него дерево, и опять те же ветви, листья, цветы и плоды возвратятся, и дерево явится в совершенстве. Поскольку в начале было семя и в конце получается семя, то мы говорим, что семя вернулось. Если рассматривать субстанцию этого дерева, то это субстанция новая, но когда мы рассматриваем цветы, листья и плоды, то ощущаем тот же запах, нежность и вкус. Таким образом, во второй раз возвращается совершенство этого дерева.
        Сходным же образом, если говорить о возвращении, имея в виду индивидуума, то это другой индивидуум; но если мы рассмотрим качества и совершенства, то возвратилось прежнее. Посему, когда Христос говорил: "Это Илия", Он имел в виду: сей человек есть проявление щедрот, совершенств, характера, качеств и добродетелей Илии. Иоанн Креститель говорил: "Я не Илия". Христос рассматривал качества, совершенства, характеры и добродетели обоих людей, а Иоанн говорил о своей субстанции и личности. Возьмите эту лампу: она была здесь вчера вечером, сегодня она опять светит, и завтра она тоже будет светить. Мы говорим, что сегодняшняя лампа дает тот же свет, что и вчера вечером, и что он вернулся. Это относится к свету, но не к горючему, фитилю или держателю.
        Этот вопрос со всей полнотой и ясностью разъяснен в книге Китаб-и-Икан.

 


(38)   См. ссылку 2 к Вопросу 26.
(39)   См. Ев. от Иоанна 1:19 - 21.
(40)   См. Ев. от Иоанна 1:19 - 21.
(41)   То есть индивидуальность.

Вопрос. - В Евангелии Христос говорит: "Много званых, а мало избранных"(35), а в Коране записано: "Он пожалует особыми милостями тех, кого Он пожелает". В чем смысл этого?

        Ответ. - Да будет вам известно, что порядок и совершенство всей вселенной требует того, чтобы существование проявлялось в бесчисленных формах. Ибо существующие твари не могут быть воплощены на одной только ступени, в одном состоянии, в одном роде, одном виде и одном классе; несомненно, что необходимы различия в степенях и разнообразие форм, а также множественность родов и видов - то есть ступени существования материи в минеральной, растительной и животной форме, а также в виде человека являются неизбежными; ибо мир не мог бы быть сформирован, устроен, организован и доведен до совершенства при наличии одного только человека. Сходным же образом, при наличии одних только животных, только растений или только минералов, мир не являл бы собой столь прекрасное зрелище, столь четкую структуру, столь изысканное убранство. Вне всякого сомнения, только благодаря разнообразию степеней, состояний, видов и классов существование предстало в блеске полного совершенства.
        К примеру, если бы дерево все состояло только из плодов, то не было бы достигнуто совершенство растительного мира; ибо листья, цветки и плоды равно необходимы для того, чтобы дерево могло явиться в полной красе и совершенстве.
        В подобном же духе рассмотрим тело человека. Необходимо, чтобы оно состояло из различных органов, частей и членов. Для красоты и совершенства человека требуется наличие ушей, глаз, мозга и даже ногтей и волос; если бы человек представлял собой лишь только мозг, глаза или уши, то это было равноценно несовершенству. Так, отсутствие волос, ресниц, зубов или ногтей было бы дефектом само по себе, хотя в сравнении с глазом они нечувствительны, в чем уподобляются минералу и растению; но их отсутствие в теле человека неизбежно ощущается как недостаток и причиняет неудобства.
        Поскольку ступени существования различны и множественны, то некоторые существа располагаются выше других по шкале. Таким образом, в соответствии с волей и желанием Бога некоторые создания избраны для нахождения на высшей ступени, как, например, человек, другие же помещены на средней ступени, как растения, а какие-то остались на низшей ступени, как минералы.
        Милостью Божией человек избран для пребывания на высшей ступени; и различия, существующие между людьми в отношении духовного развития и высших совершенств, также происходят по усмотрению Сострадательного. Ибо вера, в которой заключается жизнь вечная, есть знамение милости, а не результат справедливости. Пламя огня любви в сем мире воды и праха возгорается от силы притяжения, а не в результате усилий и борений. Тем не менее при помощи усилий и упорства можно достигнуть знания, учености и других совершенств; но только лишь свет Божественной Красоты может перемещать и направлять души через посредство силы притяжения. Потому-то и сказано: "Много званых, а мало избранных"(36).
        Материальные создания не должно презирать, осуждать или возлагать на них ответственность на основании их состояния и положения. К примеру, минерал, растение, животное приемлемы каждый в своем состоянии; но если в своем собственном состоянии они оказываются в чем-то несовершенными, то их можно за это порицать, но само по себе состояние полностью совершенно.
        Между людьми существуют различия двух видов; первый - это различие в положении, и таковое различие не подлежит порицанию. Ко второму виду относятся различия в силе веры и убежденности; потеря таких качеств заслуживает порицания, ибо тогда человек оказывается во власти своих желаний и страстей, что лишает его благословенных даров и не позволяет ощутить притягательную силу любви к Богу. Хотя бы такой человек был заслуживающим уважения и достойным своего положения, тем не менее, поскольку он лишен совершенств этой ступени, то он обратится в источник несовершенств, за которые с него спросится(37).

 


(35)  Ев. от Матфея 22:14.
(36)  Ев. от Матфея 22:14.
(37)  См. Вопрос 57 - Причины Различий Характеров Людей.

 

Вопрос. - "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам.
        Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". - (Евангелие от Матфея 12:31 - 32).

        Ответ. - Священные сущности Явителей Бога имеют два духовных состояния. Одно есть положение явления, которое можно сравнить с положением солнечного шара, а другое есть блеск явления, которое подобно свету и сиянию солнца; последние суть совершенства Бога - другими словами, это Дух Святой. Ибо Дух Святой есть божественные щедроты и небесные совершенства, и сии божественные совершенства подобны лучам и теплу солнца. Блистающие лучи солнца составляют его существо, и без них оно не было бы солнцем. Если бы явление и отражение божественных совершенств не были присущи Христу, то Иисус не был бы Мессией. Он есть Явитель, поскольку Он отражает в Себе божественные совершенства. Пророки Божии есть явление небесных совершенств - то есть Дух Святой явлен в Них.
        Если душа человека пребывает в отдалении от явленных щедрот, то она еще может пробудиться; ибо человек мог просто не распознать явление божественных совершенств. Но если он ненавидит сами божественные совершенства - иными словами, Дух Святой - то очевидно, что он подобен летучей мыши, ненавидящей свет.
        Такая ненависть к свету неизлечима и не подлежит прощению - это значит, такому человеку невозможно приблизиться к Богу. Лампа есть лампа потому, что она светит; если бы она не давала света, она не была бы лампой. Так, если человеку отвратителен свет лампы, то он скорее всего слеп и не может воспринимать свет; так слепота оказывается причиной вечного отлучения от Бога.
        Очевидно, что люди получают милости от щедрот Духа Святого, присутствующего в Явителях Бога, а не от самих личностей Явителей. Таким образом, если человек не получает милостей от щедрот Духа Святого, то он оказывается лишенным божественного дара, и само отлучение делает прощение недосягаемым.
        Вот почему многие из врагов Явителей, не признавшие Их, обращались в Их друзей после знакомства с Ними. Посему враждебность по отношению к Явителю не оказывается причиной вечного отлучения, ибо враги Явителей выступали против тех, кто излучал свет, не зная, что излучаемый Ими свет - свет Бога. Люди эти не были противниками света, и стоило им понять, что светильник сей есть то, через что явлен свет, как они становились Его искренними друзьями.
        Смысл сказанного в следующем: пребывание в отдалении от светильника не влечет за собой вечного отлучения, ибо человек может пробудиться и прозреть; но враждебность по отношению к свету есть причина вечного отлучения, и это непоправимо.

  Вопрос. - Что истинно в истории об Адаме и о том, как Он отведал плодов древа познания?

        Ответ. - В Библии записано, что Бог поселил Адама в саду Эдемском, чтобы тот возделывал его и заботился о нем, и сказал Ему: "От всякого древа в саду ешь, кроме как от древа познания добра и зла, ибо если ты вкусишь от него, то ты умрешь"(27). Далее говорится, что Бог погрузил Адама в сон, взял одно из Его ребер и создал женщину, и дал ее Адаму в спутницы. Далее говорится, что змей соблазнил женщину отведать от этого древа, говоря: "Бог запретил вам есть от этого древа, чтобы не открылись глаза ваши и чтобы вы не знали добро и зло"(28). Тогда Ева вкусила от этого древа и дала Адаму, который тоже поел; глаза их открылись, и узнали они, что наги, и прикрыли тела свои листьями. Этим они прогневили Бога. Бог сказал Адаму: "Не ел ли ты от древа запретного?" Адам ответил: "Ева обольстила меня, и я ел". Бог стал укорять Еву; Ева же сказала: "Змей обольстил меня, и я ела". За это змей был проклят, вражда была положена между змеем и Евой и между их потомками. И сказал Бог: "Человек стал как один из Нас, зная добро и зло, как бы он не вкусил от древа жизни и не стал жить вечно"(29). И поставил Бог охрану у древа жизни.
        Если понимать эту историю буквально, как это делают большинство верующих, то это действительно нечто из ряда вон выходящее. Разумом нельзя принять сие, поверить в сие или вообразить сие; ибо изложенные события и их перипетии, а также слова и упреки действующих лиц этой истории совершенно не соответствуют представлениям разумного человека и еще менее соответствуют тому, что подобает Божеству - тому Божеству, что создало сию бесконечную вселенную в ее предельно совершенной форме и населило ее бесчисленными обитателями, наделенными безупречным устройством, силой и совершенством.
        Давайте немного поразмышляем: если бы авторство этой истории в буквальном ее значении приписывали мудрому человеку, то определенно любой мог бы усомниться не только в этом, но даже в том, что замысел и построение рассказа исходят от интеллектуально развитого человека. А посему сей рассказ об Адаме и Еве, вкусивших от древа познания, и об их изгнании из Рая следует рассматривать лишь в символическом плане. В нем заключены божественные тайны и непреходящие истины, и сей рассказ можно истолковать самым чудесным образом. Только посвященным в таинства и приближенным ко Двору Всесильного ведомо о сих тайнах. Таким образом, сии Библейские строки имеют множество значений.
        Мы разъясним одно из них, и при этом скажем: Адам обозначает божественный дух человека, а Ева - его человеческую душу. Ибо в некоторых местах Священного Писания, где упоминаются женщины, о них говорится как о душе человека. Древо познания добра и зла обозначает мир людей; ибо мир духовного и божественного есть мир совершенного добра и абсолютного света, а в мире людей есть свет и мрак, и добро и зло, которые противостоят друг другу.
        Змей означает приверженность к миру людей. Сия приверженность духа к миру людей привела душу и дух Адама из мира свободы в мир зависимости и заставила его променять Царство Единства на мир человеческий. Когда душа и дух Адама вступили в мир людей, то он покинул рай свободы и оказался в мире зависимости. С высот безгрешия и абсолютного добра он опустился в мир добра и зла.
        Древо жизни есть высшая ступень существующего мира: это уровень, на котором открывается Слово Божие, это высший Явитель. Потому-то этот уровень и был оберегаем; при появлении благороднейшего высочайшего Явителя сие стало ясно и очевидно. Ибо уровень Адама в отношении явления и отражения божественных совершенств можно сравнить с зачаточным состоянием; уровень Христа - с состоянием зрелости и разумного возраста; а восход Величайшего Светила(30) - с состоянием совершенства самой сущности и качеств. Вот почему в высшем Раю древо жизни служит обозначением средоточия абсолютной чистой святости, то есть высочайшего Явителя Бога. Со времен Адама до времен Христа Явители мало говорили о жизни вечной и о божественных совершенствах. Сие древо жизни соответствовало уровню Сущности Христа; при посредстве Его явления оно было посажено и увенчано плодами вечными.
        Задумайтесь над тем, сколь полно все это соответствует действительности. Ибо дух и душа Адама, оказавшись привязанными к миру людей, покинули мир свободы и вступили в мир зависимости, и Его потомки продолжали пребывать в состоянии зависимости. Сия греховная привязанность души и духа к миру человеческому была унаследована потомками Адама, она-то и есть змей, всегда обретающийся среди душ и потомков Адама и пребывающий во вражде с ними. Сия вражда длится непрестанно. Ибо привязанность к мирскому явилась причиной несвободы духа, и сия несвобода и есть тот грех, который перешел от Адама к Его потомству. Именно из-за этой привязанности люди оказались лишены духовной сущности и возвышенного положения.
        Когда же божественное дыхание Христово и священный свет Величайшего Светила(31) распространились по всему миру, то сущность человеков - то есть тех, кто обратился к Слову Бога и получил в изобилии от Его щедрот - была избавлена от сей привязанности и греха, обрела жизнь вечную, освободилась от цепей зависимости и приобщилась к миру свободы. Сущность человеков очистилась от пороков мира человеческого и украсилась добродетелями Царствия Божиего. Вот каков смысл слов Христа "Я отдал кровь Свою за жизнь мира"(32) - то есть Я принял на Себя все эти испытания, страдания, скорби и даже величайшее мученичество, дабы достичь сей цели, отпущения грехов (что означает отвращение душ от мира человеческого и их привлечение к миру божественного), чтобы могли возвыситься души, которые станут самой солью земли и поведут человечество, и явят совершенства Царствия Всевышнего.
        Заметьте, что если, следуя традиции Людей Книги (Библии)(33), толковать значение сего только на уровне внешнего, эзотерического смысла, то получается абсолютная несправедливость и полная предопределенность. Если Адам согрешил, приблизившись к запретному древу, то каков был грех славного Авраама, и в чем состояло прегрешение Моисея, Собеседника Бога? Какое преступление совершил Пророк Ной? В чем Иосиф Справедливый? В чем повинны Пророки Божии, и каков был проступок Иоанна Беспорочного? Разве Божия справедливость могла допустить, чтобы сии просвещенные Явители из-за свершенного Адамом греха претерпевали муки в аду до тех пор, пока не пришел Христос и Своей жертвой не спас их от чудовищных пыток? Такое предположение противоречит всякому закону и установлению и не может быть принято ни одним разумным человеком.
        Нет; смысл сей истории, как уже говорилось, следующий: Адам есть дух Адама, а Ева - Его душа; древо есть мир человеческий, а змей - та привязанность к человеческому миру, в которой заключен грех и которая опутала потомков Адама. Христос Своим божественным дуновением спас людей от сей привязанности и тем избавил их от сего греха. Грех Адама соответствует Его уровню. Хотя сия привязанность дала и благие результаты, тем не менее приверженность к миру земному в сравнении с приверженностью к миру духовному рассматривается как грех. То, что является добрым делом для праведных, есть грех для Приближенных. Сие установлено. Так, сила телесная не только неполноценна в сравнении с силой духа; она есть слабость относительно последней. Сходным же образом физическая жизнь в сравнении с жизнью вечной в царствии Божьем рассматривается как смерть. Так Христос назвал физическую жизнь смертью, сказав: "Представь мертвым погребать своих мертвецов"(34). Хотя те люди и были наделены физической жизнью, но в Его глазах та жизнь была как смерть.
        Таково одно из значений библейской истории об Адаме. Поразмыслите и вы отыщете другие.
Приветствую вас всех.

 


(27)  См. Бытие 2:16-17.
(28)  См. Бытие 3:5.
(29)  См. Бытие 3:11-15, 22.
(30)  Бахаулла.
(31)  Бахаулла.
(32)  См. Ев. от Иоанна 6:51.
(33)  Иудеи и Христиане.
(34)  Ев. от Матфея 8:22.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook