Некоторые софисты полагают, что существование есть иллюзия, что каждая вещь абсолютно иллюзорна и не имеет существования, - иначе говоря, они считают, что бытие подобно миражу или отражению образа в воде или зеркале, что оно есть лишь видимость, не имеющая сути, основы или реальности.
        Сия теория ошибочна; ибо, хотя бытие существ относительно бытия Бога есть иллюзия, тем не менее в своем состоянии существо имеет действительное и определенное бытие. Бесполезно отрицать сие. Например, бытие минерала в сравнении с бытием человека есть несуществование, ибо когда человек исчезает из внешнего мира, то его тело обращается в минерал; но в мире минералов минерал наделен существованием. В соответствии с этим очевидно, что земля относительно существования человека не существует, и ее существование иллюзорно; но относительно минерала она существует.
        Аналогично этому бытие существ в сравнении с бытием Бога есть не что иное, как иллюзия и ничто; это есть лишь видимость, образ, отраженный в зеркале. Но хотя образ, который виден в зеркале, не более чем иллюзия, тем не менее источником и реальностью этого иллюзорного образа является человек, чье лицо отражается в зеркале. Короче говоря, отражение относительно отражаемого есть иллюзия.
        Итак, очевидно, что хотя творения относительно бытия Бога не существуют и подобны миражу или отражению в зеркале, но на своем собственном уровне они все же существуют.
        Вот почему тех, кто отвернулся от Бога и отрицает Его, Христос назвал мертвецами, хотя они и были живы; но относительно верующих людей они были мертвы, слепы, глухи и немы. Вот что имел в виду Христос, когда Он говорил: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"(3).


(3)   Евангелие от Матфея 8:22.

Вы спрашиваете меня о забастовках. Этот вопрос вызывает и еще долго будет вызывать большие затруднения. Забастовки возникают по двум причинам. Одна - крайняя жадность и ненасытность фабрикантов и предпринимателей; другая - невоздержанность, алчность и непримиримость рабочих и ремесленников. Необходимо, следовательно, заниматься устранением обеих причин.
        Но главная причина этих затруднений - это законы современной цивилизации; ибо они способствуют тому, чтобы отдельные люди накапливали огромные, ни с чем не сравнимые состояния, превышающие их потребности, а большинство людей терпело нужду, лишения и пребывало в бедности. Это противно справедливости, человечности, праву; это верх беззакония, прямая противоположность тому, что угодно Господу.
        Такой контраст свойственен только миру людей: среди прочих существ, то есть почти у всех животных, наблюдаются своего рода справедливость и равенство. Так и в отаре овец, что пасет пастух, и в стаде оленей, живущих на свободе, есть равенство. Так и среди птиц, где бы они ни обитали - в степях, на равнинах, холмах или в садах, и среди всех других тварей царит своего рода равенство. Среди них вы не обнаружите различий в средствах существования; и поэтому их мир - это мир совершенной гармонии и довольства.
        Иное дело - род человеческий, упорно следующий путем величайшего заблуждения и вопиющей несправедливости. Посмотрите на человека, скопившего сокровища за счет эксплуатации колоний: он заполучил громадное состояние и извлекает прибыли и доходы, которые рекой текут к нему, тогда как сотни тысяч несчастных людей, слабых и бессильных, не имеют даже куска хлеба. Здесь нет ни равенства, ни доброй воли. Здесь вы видите, как согласие и гармония разрушаются, а благосостояние человечества попирается в такой степени, что жизни многих людей становятся бесполезными. Ибо богатство и высокое положение становятся уделом небольшого числа промышленников, в чьих руках сосредоточены производство и торговля, тогда как на долю прочих людей выпадают лишь бесчисленные трудности и заботы: у них нет ни привилегий, ни доходов, ни благ, ни умиротворения.
        Значит, должны быть установлены правила и законы, которые будут ограничивать избыток средств у отдельных частных лиц и обеспечивать удовлетворение насущных нужд миллионов бедняков; таким образом может быть достигнута некоторая уравновешенность. Но при этом невозможно абсолютное равенство, ибо абсолютное равенство состояний и положений в области торговли, сельского хозяйства, промышленности привело бы к беспорядку, хаосу, дезорганизации в структуре средств существования и к всеобщему разочарованию: порядок в человеческом сообществе оказался бы совершенно разрушенным. То есть когда равенство неоправданным образом навязывается, это приводит к нежелательным последствиям. А значит, выход в том, чтобы обеспечить умеренность потребления путем законов и установлений, которые будут препятствовать накоплению избыточных богатств в руках отдельных индивидуумов и гарантировать удовлетворение насущных потребностей масс. К примеру, фабриканты и промышленники ежедневно умножают сокровища, а бедные мастеровые не зарабатывают даже на хлеб насущный: сие есть верх беззакония, и человек, который судит по справедливости, не может принять этого. Поэтому следовало бы установить законы и правила, которые позволили бы работникам получать от владельца фабрики заработную плату плюс долю от четвертой или пятой части прибыли предприятия, в зависимости от его величины; или же каким-нибудь другим способом работники и владельцы должны по справедливости делить прибыли и привилегии. Действительно, ведь капитал и управление исходят от владельца предприятия, а труд и производственная деятельность - от работников. Работники либо должны получать заработную плату, которая обеспечит потребности, а когда они перестают работать по старости или по болезни, им должно выделяться достаточное содержание из общих доходов промышленности; либо же заработная плата должна быть такой высокой, чтобы работники могли удовлетворять свои нужды и одновременно откладывать понемногу на черный день.
        И когда все будет таким образом устроено, владелец предприятия не будет ежедневно умножать абсолютно не нужные ему богатства (не говоря уже о том, что когда состояние слишком велико, его владелец сгибается под непосильной тяжестью и его одолевают постоянные заботы и тревоги; управление чрезмерно большим состоянием весьма обременительно и изнуряет силы человека). В то же время рабочие и мастеровые не станут более пребывать в величайшей бедности и нужде; им не будут более угрожать тяжелейшие лишения на старости лет.
        Итак, ясно и очевидно, что распределение избыточных богатств среди небольшого числа индивидуумов, в то время как большинство пребывает в нужде, есть неравенство и несправедливость. Но в то же время и абсолютное равенство явилось бы препятствием для порядка, мира, жизни и благосостояния человечества. В таких делах предпочтительнее всего умеренность. Она могла бы быть достигнута, если бы капиталисты приостановили погоню за прибылью для одних себя и позаботились бы о положении бедных и нуждающихся - иными словами, если бы рабочие и мастеровые получали установленную и стабильную поденную плату плюс часть прибыли предприятия.
        С точки зрения социальных прав промышленников, рабочих и мастеровых, было бы хорошо, если бы были установлены законы, обеспечивающие умеренные прибыли для промышленников, а для рабочих - необходимые средства существования и обеспеченность в будущем. Тогда в случае, если они прекратят работать из-за болезни, или когда они станут старыми и беспомощными, или оставят после себя несовершеннолетних детей, то им и их детям не будет угрожать нищенское существование или гибель. И получать это обеспечение на будущее они должны из прибылей самого предприятия, на небольшую долю от которых они имеют право.
        В то же время рабочим не следует требовать слишком многого и бунтовать, не следует также требовать того, что не положено им по праву; им не следует бастовать; они должны быть послушны и дисциплинированы и не требовать чрезмерной платы. Но при этом взаимные и умеренные права обеих сторон должны быть юридически определены и установлены справедливыми и беспристрастными законами. В случае, если одна из сторон нарушит порядок, суд должен осудить нарушителя, а исполнительная власть должна привести решение суда в исполнение; тогда порядок будет восстановлен и конфликт разрешен. Вмешательство судов и правительства при возникновении несогласия между промышленниками и рабочими является законным, ибо отношения между рабочими и промышленниками совсем иного рода, чем просто сделки между частными лицами, до которых обществу нет дела и в которые правительство не должно вмешиваться. Хотя на первый взгляд конфликты между работодателями и работниками кажутся частным делом, на самом деле они наносят ущерб обществу, ибо торговля, промышленность, сельское хозяйство и общее положение в стране тесно связаны между собой. Если в одной из этих сфер случается злоупотребление, то ущерб сказывается на всем. Так конфликты между рабочими и промышленниками становятся причиной осложнений в обществе.
        Вследствие этого суд и правительство имеют право на вмешательство. Когда между двумя лицами возникают трения, затрагивающие личные права, необходимо вмешательство третьего лица для разрешения вопроса. В качестве этого лица выступает правительство. Как же тогда проблема забастовок - а они вызывают беспорядки в стране и чреваты взрывами гнева со стороны рабочих и жестокими мерами со стороны промышленников - может оставаться без внимания?
        Боже милостивый! Возможно ли, чтобы человек, видящий, как голодают его собратья, лишенные самого насущного, наслаждался покоем и комфортом в своем роскошном особняке. Тот, кто встретит крайне нуждающегося, может ли блаженствовать в сытости? Вот почему Религией Бога предписано и установлено, чтобы состоятельные люди ежегодно отдавали определенную часть своего дохода на поддержание бедных и обездоленных. Это одна из основ Религии Бога, и это обязательство для всех.
И когда человек поступает так не по принуждению и не потому, что его обязывает к этому правительство, но по велению своего сердца, когда добровольно и с радостью оказывает благодеяния бедным, сие весьма похвально, приятно и достойно одобрения.
        В этом смысл благих дел, и так говорят об этом Священные Книги и Скрижали.

Вопрос. - Следует ли преступника наказывать, или же его следует простить и забыть его преступление?

        Ответ. - Существует два вида карательных мер. Одна мера - это отмщение, другая - наказание. Человеку не дано право мстить, но обществу дано право наказывать преступника; и это наказание направлено на предотвращение и предупреждение преступлений, дабы другие не осмеливались на подобное. Такое наказание совершается во имя защиты прав человека, но оно не есть отмщение; мщение служит утолению сердечного гнева и противопоставляет одно зло другому. Это недопустимо, ибо человек не имеет права мстить. Но если бы преступников совсем прощали, то в мире царил бы беспорядок. Так что наказание есть одна из жизненно важных мер, обеспечивающая безопасность людей в человеческих сообществах, но тот, кому обидчик причинил зло, не имеет права на мщение. Напротив, он должен простить обидчика и не держать на него зла, ибо сие достойно человека.
        Человеческие сообщества должны наказывать угнетателя, убийцу, злодея с тем, чтобы предупредить и удержать других от подобных преступлений. Но самое важное - людей следует воспитывать так, чтобы они никогда не совершали преступлений; ибо можно так хорошо воспитать любого человека, что он будет сторониться и избегать совершения преступлений, и в самом преступлении будет для него величайшее наказание, ужасная кара и мука. Тогда-то и не будет в мире преступлений, подлежащих наказанию.
        Давайте говорить о вещах, которые реальны для этого мира. Существует много теорий и возвышенных идей касательно данного вопроса, но они не имеют практического применения; поэтому нам следует говорить о том, что осуществимо.
        Например, если кто-либо притесняет другого человека, наносит ему обиды и вред, и обиженный совершает ответный удар, сие есть отмщение и заслуживает порицания. Если сын Амра убьет сына Зайда, то Зайд не имеет права убивать сына Амра; если же он это сделает, сие будет месть. Если Амр обесчестит Зайда, то последний не в праве бесчестить Амра; если же он это сделает, то сие будет месть, и сие предосудительно. Нет, он, напротив, должен воздать добром за зло и не только простить своего притеснителя, но и по возможности постараться услужить ему. Такое поведение достойно человека: ибо чего он добьется через месть? Оба деяния равнозначны; если одно заслуживает порицания, то и другое его заслуживает в равной мере. Единственное различие в том, что одно совершено раньше, а другое позже.
        Но общество имеет право обеспечить себе самозащиту и безопасность; более того, общество действует не из ненависти или враждебности по отношению к убийце: оно карает его или заключает в тюрьму только в целях обеспечения защиты и безопасности людей. Это делается не ради отмщения убийце, но ради совершения правосудия, которое служило бы защите общества. Если бы общество и семья убитого простили бы все и воздали добром за зло, то люди жестокие постоянно причиняли бы вред другим, и убийства не прекращались бы. Дурные люди, подобно волкам, губили бы овец Божьего стада. Общество не питает злобы и не мстит при наложении наказания, оно не желает утолить гнев сердечный; его цель - установлением наказания защитить других людей, чтобы не совершалось злодеяний.
        Так, когда Христос говорил: "Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"(1), - Он хотел научить людей отказаться от личной мести. Он не имел в виду, что если волк напал на стадо овец и собирается их перерезать, то следует попустить ему. Нет, если бы Христос узнал, что волк забрался в овчарню и собирается перерезать овец, совершенно определенно, что Он предотвратил бы это.
        Как присуще Всемилостивому Господу всепрощение, также присуща Ему и справедливость. Шатер существования мира держится на столпе справедливости, а не всепрощения. Продолжение жизни человечества зависит от справедливости, а не от всепрощения. Так, если бы в настоящее время законы о прощении преступников стали бы применяться во всех странах, то за короткий промежуток времени в мире воцарился бы беспорядок и основы жизни людей были бы разрушены. Например, если бы правители Европы не противостояли печально известному Атилле, то он не оставил бы в живых ни одного человека.
        Некоторые люди подобны кровожадным волкам: если им не угрожает наказание, они станут убивать людей ради собственного развлечения и удовольствия. Один из персидских владык убил своего воспитателя ради собственного увеселения, в качестве развлечения и спорта. Известный Мутаваккил из Аббасидов, созвав министров, советников и чиновников в свое присутствие, открыл коробку со скорпионами посреди собрания и приказал всем не двигаться. Когда скорпионы жалили этих людей, он заливался радостным смехом.
        Итак, сделаем заключение: человеческие сообщества строятся на основе справедливости, а не на всепрощении. И Христос, уча всепрощению и прощению, подразумевал не то, что если на вашу страну напали враги, жгут ваши дома, грабят ваше имущество, чинят насилие над вашими женами, детьми и родичами, попирают вашу честь, то вам следует проявлять смирение перед лицом злодеев и попускать жестокости и насилию. Нет, слова Христа касаются поведения двух людей относительно друг друга: если один оскорбит другого, то оскорбленный должен простить. Но общество должно защищать достоинство человека. Так, если кто-нибудь станет оскорблять и притеснять меня, вредить мне, чинить зло и насилие в отношении меня, я не окажу сопротивления, и я прощу его. Но если кто-либо захочет оскорбить Сейида Маншади(2), я, конечно же, не позволю ему этого. Хотя злодей оценил бы невмешательство как услугу, в отношении Маншади это было бы несправедливостью. Если бы сейчас, в этот самый момент, какой-нибудь дикий араб с мечом наголо ворвался к нам сюда, желая учинить насилие, ранить или убить вас, то я, несомненно, не позволил бы ему этого сделать. Если бы я бросил вас на произвол араба, не справедливость бы сие была, а попрание ее. Но если бы он причинил вред персонально мне, я бы простил его.
        Следует сказать еще о следующем: человеческие сообщества денно и нощно заняты тем, что составляют кодексы уголовных законов, придумывают и разрабатывают новые способы и средства наказания. Строятся тюрьмы, изготавливаются цепи и оковы, выбираются места для изгнания и ссылки, изобретаются различные пытки и мучения, при этом общество полагает, что этими средствами можно исправить преступников, тогда как на самом деле вследствие этого происходит лишь разрушение морали и извращение характеров. Обществу следовало бы, напротив, денно и нощно радеть и с величайшим рвением трудиться над улучшением воспитания людей, чтобы день ото дня росли знания и образованность, чтобы люди обретали добродетели, соблюдали моральные устои и сторонились бы греха, чтобы не совершали преступлений. В настоящее же время преобладает противоположная тенденция; общество постоянно занято ужесточением уголовных законов, усовершенствованием способов наказания, разработкой инструментов для смертных казней и физических воздействий, устроением мест лишения свободы и ссылки; общество живет в ожидании новых преступлений. Это имеет деморализующее воздействие на людей.
        Но если бы общество взялось за воспитание масс, то день ото дня образованность и ученость возрастали бы, расширялся бы кругозор и углублялось понимание, обострялась бы восприимчивость, улучшились бы обычаи и моральные устои восстанавливались; одним словом, все эти совершенства развивались бы, и преступлений становилось бы меньше.
        Установлено, что у цивилизованных народов преступность ниже, нежели у нецивилизованных, то есть у тех народов, которые развили истинную цивилизацию, цивилизацию Бога (имеется в виду цивилизация, соединяющая в себе все духовные и материальные совершенства). Поскольку невежество есть одна из причин преступности, то с возрастанием знания и образованности снижается и преступность. Посмотрите, как часты убийства среди варварских народов Африки; они ведь убивают друг друга даже затем, чтобы поедать плоть и пить кровь противника! Почему такого варварства нет в Швейцарии? Причина очевидна: потому, что воспитание и добродетельность препятствуют этому.
        А посему общества должны стремиться к предотвращению преступлений, нежели к безжалостным карательным мерам.


(1)   Евангелие от Матфея 5:39.
(2)   Бахаи, присутствовавший при этой беседе.

   Да будет вам известно, что поступать справедливо значит воздавать каждому по заслугам. Например, если рабочий трудится с утра до вечера, справедливость требует, чтобы его труд был оплачен; но если он ничего не делал и не утруждался, тогда то, что ему дается - это подарок, и сие есть проявление щедрости. Если вы даете подаяние и дарите подарки бедняку, хотя он ничего для вас не сделал и ничем не заслужил, то сие есть проявление щедрости. Так Христос молился о прощении своих палачей: сие именуется щедростью.
        Вопрос о том, что есть добро, а что - зло, решается либо разумом, либо по закону. Некоторые считают, что сие устанавливается законом; таковы Иудеи, которые верят, что все заповеди Пятикнижия подлежат обязательному исполнению, и почитают их за статьи закона, а не за доводы разума. Так, они говорят, что одной из заповедей Пятикнижия устанавливается, что противно закону употреблять мясо и масло вместе, ибо сие есть треф, словом же треф в иврите называется все нечистое, а словом кошер - чистое. В данном случае, говорят они, это имеет отношение к закону, а не к разуму.
        Однако богословы полагают, что добро и зло, заключенное в вещах, определяется как разумом, так и законом. Основой запрещения убийства, кражи, вероломства, лжи, лицемерия и жестокости является разум. Всякий разумный человек понимает, что убийство, кража, вероломство, ложь, лицемерие и жестокость суть зло и заслуживают порицания; ибо если человека уколоть колючкой, то он вскрикнет, возропщет и застонет; и, без сомнения, человек поймет, что, с точки зрения разума, убийство есть зло и предосудительно. Если он совершит убийство, то он будет призван к ответу независимо от того, знаком он с мудрыми заповедями Пророков или нет; ибо именно разум определяет, предосудителен ли характер деяния. Если человек совершит такой дурной поступок, он, несомненно, будет за него отвечать.
        Но если люди незнакомы с заповедями Пророков и потому не следуют божественным наставлениям, например заповеди Христа воздавать добром за зло, но действуют, как им подсказывает природа, то есть если они мучают тех, кто мучает их самих, то, с точки зрения религии, они могут быть прощены, поскольку божественные наставления не были донесены до них. Хотя они не заслуживают милосердия и благодеяний, Бог тем не менее являет им Свою милость и прощает их.
        Отмщение, с точки зрения разума, также предосудительно, ибо отмщением мститель не достигает ничего хорошего. Так, если один человек ударил другого, и тот, которого ударили, бьет в ответ, то что в этом хорошего? Будет ли это бальзамом для его раны и излечит ли это его боль? Нет, Боже упаси! По сути оба действия одинаковы: оба являются причинением вреда; единственное различие лишь в том, что одно произошло раньше, а другое - позже. Поэтому, если тот, которого ударили, прощает, нет, если он поступает противоположно тому, как поступили с ним, сие похвально. Законы общества наказывают преступника, но не направлены на отмщение. Такое наказание служит предупреждением, и его целью являются защита людей от жестокости и отпор правонарушениям с тем, чтобы не поощрять злонамеренность.
Если же тот, которого ударили, прощает и не держит зла, то он проявляет величайшее милосердие. Это заслуживает восхищения.

  Да будет вам известно, что существует два вида мук: неявные и явные. Например, невежественность - сама по себе мука, но это мука неявная; неверие в Бога - мука; так и лживость, и жестокость, и вероломство. Все несовершенства суть муки, но это муки неявные. Определенно, что для человека, наделенного пониманием, смерть предпочтительнее греха, и для него лучше лишиться языка, нежели лгать или клеветать.
        Другой вид - это муки явные; такие, как наказания, тюрьма, избиение, изгнание и ссылка. Но для праведных людей самая большая мука - отдаление от Бога.

  Очень трудно правильно разъяснить данный вопрос. Да будет вам известно, что все существующее делится на две группы: материальное и духовное, то, что воспринимается чувствами, и то, что относится к интеллектуальной сфере.
        Вещи материального мира воспринимаются пятью внешними чувствами; так, видимые глазом внешние формы существования есть ощутимое. Вещи интеллектуальной сферы не имеют внешнего существования, это продукты мыслительной деятельности. Например, сам человеческий ум есть вещь, относящаяся к интеллектуальной сфере, не имеющая внешнего существования. Все свойства и качества человека существуют как понятия интеллектуальной сферы и не доступны чувственному восприятию.
        Говоря кратко, сущности интеллектуальной сферы, например, все качества и совершенства человека, есть абсолютное благо, и они реально существуют. Зло же заключается в их отсутствии. Так, невежество есть недостаток знания; заблуждение проистекает из отсутствия наставления, забывчивость - из недостатка памяти, глупость - из недостатка разумности. Все упомянутое не имеет реального существования.
        Аналогично этому, и в реальностях ощутимого мира заключено абсолютное благо, а зло проистекает из их отсутствия - иными словами, слепота - это отсутствие способности видеть, глухота - отсутствие способности слышать, бедность - отсутствие богатства, болезнь - недостаток здоровья, смерть - отсутствие жизни, а слабость - недостаток силы.
        Но тут закрадывается сомнение - а как же ядовитые скорпионы и змеи? Заключено ли в них благо или зло, ибо очевидно, что это вещи существующие? Да, скорпион есть зло относительно человека; змея есть зло относительно человека; но относительно самих себя они не есть зло, ибо их яды - это их оружие, и своими укусами они защищают себя. Но поскольку элементы их ядов не совместимы с элементами нашего тела, то есть поскольку эти элементы антагонистичны, то из их антагонизма проистекает зло; но в действительности сами по себе они - благо.
        Суть данного рассуждения в том, что одна вещь по отношению к другой может быть злом, и в то же время в пределах своего собственного существования не является злом. Тогда очевидно, что в существующем не заключено зло; все, что Бог создал, он создал благим. Зло же есть ничто; так смерть есть отсутствие жизни. Когда человек более не приемлет жизнь, он умирает. Тьма есть отсутствие света: где нет света, там темнота. Свет есть существующая вещь, а тьма не существует. Богатство есть существующая вещь, а нищета не существует.
        Итак, очевидно, что всякое зло сводится к несуществованию. Бог существует; зло же не существует.

  Вчера в застольной беседе мы говорили о способах лечения и о духовном излечении, которое заключается в воздействии на болезнь при помощи духовных сил.
        Теперь давайте поговорим о лечении материальными средствами. Медицинская наука пока пребывает во младенчестве; она еще не достигла зрелости. Но когда она достигнет зрелости, тогда лечение будет осуществляться тем, что не противно вкусу и обонянию человека, то есть пищевыми продуктами, фруктами и овощами, которые приятны на вкус и не имеют резкого запаха. Ибо причина, вызывающая заболевание, то есть причина проникновения болезни в тело человека, имеет либо физическую природу, либо представляет собой результат возбуждения нервной системы.
        Но в основном болезни вызываются физическими причинами, ибо тело человека есть сочетание множества элементов, и все они соразмерены и уравновешены особым образом. Пока поддерживается нужное равновесие, человек не подвержен заболеваниям; но если это жизненно важное соотношение, которое лежит в основе склада человека, нарушено, в организме происходит расстройство, а за этим следует болезнь.
        Предположим, уменьшается содержание одного из элементов, составляющих тело человека, содержание же другого становится больше; таким образом нарушается соотношение, необходимое для уравновешенного состояния, и возникает заболевание. Например (для того, чтобы сохранялось состояние уравновешенности), один элемент должен иметь массу в тысячу граммов, а другой - в пять граммов. Та составляющая, масса которой должна быть тысяча граммов, уменьшается до семисот граммов, а та, что должна составлять пять граммов, увеличивается, и таким образом соразмерность уравновешенного состояния нарушается; за этим следует болезнь. Когда при помощи различных средств и лечения равновесие восстанавливается, то исчезает и болезнь. Так, если возрастает содержание сахара в организме, здоровье нарушается; тогда доктор запрещает сладости и продукты, содержащие крахмал, как следствие уменьшается содержание сахара, равновесие в организме восстанавливается, и человек избавляется от болезни. Восстановление же состава веществ в теле человека достигается двумя способами - либо лекарствами, либо питанием; и когда достигается равновесие в организме, болезнь устраняется. Все элементы, из которых состоит тело человека, имеются также и в растительных продуктах; поэтому, когда уменьшается содержание одного из элементов, составляющих тело человека, а человек начинает употреблять в пищу продукты, богатые этим элементом, равновесие восстанавливается, и наступает выздоровление. Если целью лечения является восстановление состава тела, то оно может быть достигнуто либо лекарствами, либо питанием.
        Большинство болезней, поражающих человека, бывает также и у животных, но животные не лечатся лекарствами. Как в горах, так и на равнинах животному помогают его вкусовые и обонятельные ощущения. Заболевшее животное обнюхивает дикие растения, оно съедает те из них, которые приятны его обонянию и вкусу, и излечивается. Причина излечения заключается в следующем: если понижается содержание сахара в организме животного, то ему хочется сладкого; тогда оно поедает растение, обладающее сладким вкусом, ибо того требует и к тому побуждает его природа; запах и вкус этого растения приятны животному, и оно поедает его. В организме животного возрастает содержание сахара, и здоровье восстанавливается.
        Поэтому очевидно, что излечение  от болезни  возможно благодаря употреблению определенных продуктов питания, плодов; но, поскольку медицинская наука пока несовершенна, этот факт еще не полностью осознан. Когда же медицинская наука достигнет совершенства, тогда лечение будет основано на диете, лекарствами будут служить ароматные фрукты и овощи, различные воды, холодные или подогретые.
        Сие объяснение кратко; но если будет на то воля Божия, то как-нибудь, при подходящем случае, мы более полно разъясним этот вопрос.

 

Вопрос. - Некоторые люди излечивают больных духовными средствами, то есть без помощи лекарств. Как это происходит?

        Ответ. - Да будет вам известно, что имеются четыре способа лечения и исцеления без помощи лекарств. Два достигаются материальными средствами, а два - духовными.
       Из двух способов лечения материальными средствами один основан на том факте, что в человеке и здоровье, и немощь заразительны. Передача болезни происходит резко и быстро, тогда как передача здоровья происходит неявно и медленно. Если два тела входят в контакт между собой, то можно с определенностью сказать, что микроорганизмы переходят от одного к другому. Подобно тому, как болезнь передается от одного тела другому, причем происходит это резко и быстро, может случиться, что крепкое здоровье здорового человека облегчит течение легкой болезни у заболевшего. То есть можно сказать, что заражение болезнью происходит быстро и имеет ярко выраженный эффект, тогда как передача здоровья идет очень медленно и эффект здесь не очень сильный, и даже этот небольшой эффект имеет место лишь в случае не слишком серьезных заболеваний. Здоровая сила крепкого тела может повлиять на не слишком серьезное недомогание слабого тела, при этом достигается состояние здоровья. Таков один из способов лечения.
        Другой способ лечения без помощи лекарств осуществляется посредством магнетической силы, которая, исходя из одного тела, воздействует на другое и служит причиной выздоровления. Эта сила также имеет не слишком большой эффект. Иногда можно помочь больному человеку, положив руку ему на голову или против сердца. Почему это так? Потому, что воздействие магнетизма и психологической силы на больного человека заставляет болезнь отступить. Но такое воздействие также не очень велико.
        Существует еще два способа лечения, которые являются духовными по своей природе, при которых причиной выздоровления является духовная сила. Один из них осуществляется путем полной концентрации мыслей сильного человека на больном, при этом последний с величайшей верой ожидает, что под воздействием духовной энергии сильного человека наступит излечение, и эта уверенность столь велика, что между сильным человеком и больным устанавливается доверительная связь. Сильный человек сосредоточивает все усилия на том, чтобы излечить больного, и больной искренне верит в то, что наступит выздоровление. В результате такого психологического состояния возникает возбуждение нервной системы, и это состояние и возбуждение нервной системы служат причиной выздоровления больного. Так, когда больной сильно уповает на что-либо и вдруг узнает о том, что это осуществилось, в человеке возникает нервное возбуждение, которое полностью изгоняет болезнь. Подобным образом при неожиданном сильном испуге у здорового человека может возникнуть нервное возбуждение, которое вызывает внезапное заболевание. В таком случае причиной заболевания будет не что-либо материальное, ведь человек ничего не съел и ничто вредное его не касалось; в этом случае причиной болезни оказывается лишь нервное возбуждение. Точно так же неожиданное исполнение заветного желания приносит столь много радости, что от этого происходит возбуждение нервной системы, в результате чего может наступить выздоровление от недуга.
        Итак, полная и совершенная связь между духовным лекарем и больным человеком, то есть такая связь, когда духовный лекарь полностью сосредоточивается на больном, а все мысли больного устремлены к духовному лекарю, от которого он ожидает исцеления, вызывает возбуждение нервной системы, в результате чего наступает выздоровление. Но все это действует только до определенной степени, и то не всегда. Ибо если человека поразил тяжелый недуг или человек ранен, то этими средствами недуг не будет устранен и рана не будет излечена - иначе говоря, эти средства не действенны в случае серьезных заболеваний, если только сам склад организма не будет способствовать выздоровлению, ибо крепкий организм часто преодолевает любую болезнь. Таков третий способ лечения.
        Четвертый способ лечения осуществлятся посредством силы Святого Духа. Он не требует ни контактов, ни видения, ни присутствия; он не зависит ни от каких условий. Будь то тяжелый или легкий недуг, имеется ли контакт тел или нет, устанавливается ли личная связь между больным и лекарем или нет, излечение здесь достигается благодаря силе Святого Духа.

 


 

Вопрос. - Некоторые люди уверены, что они обрели откровения духа, то есть что они общаются с духами. Какова природа такого общения?

        Ответ. - Откровения духа бывают двух видов: одни являются игрой воображения и это лишь притязания некоторых людей; другие  происходят по наитию свыше, и они реальны - как откровения Исаии, Иеремии и Св. Иоанна.
       Знайте, что сила человеческого мышления проявляется двумя способами. Первый путь - правильный, когда мысль человеческая адекватна установленной истине. Представления такого рода находят воплощение во внешнем мире; таковыми являются справедливые мнения, верные теории, научные открытия и изобретения.
        Другой путь представления действительности - это пустые измышления и бесполезные идеи, которые не приносят ни плодов, ни результатов и далеки от реальности. Они - как вздымающиеся волны моря воображения, и они недолговечны, как всякие пустые мечтания.
        Точно так же различают и два вида откровения духа. Первый есть откровения Пророков и духовные откровения избранных. Видения Пророков - не из области фантазии; нет, они суть духовные откровения и в них явлена реальность. К примеру, они говорят: "Я видел человека в таком-то виде, и я сказал то-то, а он дал такой-то ответ". Такое видение принадлежит миру яви, а не миру сновидений. Нет, сие есть духовное откровение, которое находит выражение в форме видения.
        Другой вид откровений духа представляет собой всего-навсего выдумки, но эти выдумки подаются таким образом, что многие простодушные люди верят в их реальность. Очевидным подтверждением их несостоятельности служит то, что подобное общение с духами не приносит никаких результатов и плодов. Нет, это все россказни и выдумки.
        Знайте, что внутренняя сущность человека объемлет сущность вещей, открывает истины, постигает свойства и тайны сущего. Так все искусства, диковины, науки и знания были явлены через сущность человека. Когда-то эти науки, знания, диковины и искусства были сокрытыми и неведомыми тайнами; затем постепенно через человеческую сущность они были открыты, извлечены из области невидимого и перенесены в область видимого. Из этого следует, что сущность человека объемлет мир. Так, пребывая в Европе, она открывает Америку; обретаясь на земле, она совершает открытия в небесных высях. Она есть явитель тайн, и она есть открыватель сущности того, что существует. Эти открытия, адекватно представляющие реальность, схожи с откровением, которое несет в себе духовное познание, божественное вдохновение и единение человеческих душ. К примеру, Пророк говорит: "Я видел, я сказал, я слышал то-то". Таким образом, очевидно, что душа обладает огромными возможностями восприятия без посредства какого-либо из пяти чувств, таких, как зрение или слух. Между возвышенными душами существует духовное понимание, взаимопроникновение, такое общение, которое свободно от фантазии и тщеты воображения, такая связь, которая не подвластна времени и пространству. Так, писано в Евангелии, что на Горе Табор Моисей с Илией явились Христу и очевидно, что встреча эта не была физической реальностью. Это было духовное состояние, которое представлено как физическая реальность.
        Прочие же виды общения, сношения с духами и вызывания духов есть не что иное, как фантазия и игра воображения, и они только кажутся реальными.
        Ум и мысль человека подчас открывают истины, и такого рода мысли и открытия получают подтверждения и приносят плоды. Такая мысль имеет под собой основание. Но на ум человеку приходит также множество мыслей, подобных волнам моря фантазий; они не приносят плодов и не дают никакого результата. Сравните - иногда человеку является в мире снов видение, которое в точности исполняется; в остальных же случаях он видит сны, которые не имеют никаких последствий.
        Я хочу сказать, что такое состояние, которое мы именуем общением и разговором с духами, бывает двух видов: с одной стороны, это просто игра воображения, а другой стороны - это видения, о которых говорится в Священной Книге, такие, как откровения Св. Иоанна и Исаии и как встреча Христа с Моисеем и Илией. Последние реальны, они имеют магическое воздействие на умы и мысли и затрагивают их сердца.

 


 

Вопрос. - Свободен ли человек во всех своих действиях или же он принуждаем поступать так или иначе и ограничен в выборе?

        Ответ. - Этот вопрос один из самых важных и трудных для понимания проблем божественного. Если будет на то воля Божья, на днях мы соберемся перед обедом и займемся подробным разъяснением этого вопроса; сейчас же мы коротко, в нескольких словах поясним его. Некоторые вещи подвластны свободной воле человека, такие, как справедливость и беспристрастность, злоупотребление властью и несправедливость, то есть деяния добрые и деяния злые; очевидно и ясно, что эти деяния в большинстве своем совершаются по воле человека. Но есть определенные вещи, которые совершаются помимо воли человека - это сон, смерть, болезни, дряхлость, увечья и несчастья; они не подвластны воле человека, и он не несет за них ответственности, ибо он вынужден смиряться с ними. Но в выборе между хорошими и дурными поступками он свободен, и он их совершает по своей собственной воле.
        Например, он может по своему собственному усмотрению проводить свое время, вознося хвалы Господу, а может предаваться мыслям о совершенно ином. Он может воспламениться от огня любви к Богу и быть филантропом, любящим весь мир, а может быть человеконенавистником, поглощенным заботой о суетном. Он может поступать справедливо или жестоко. Эти деяния и эти поступки подвластны воле самого человека; следовательно, он ответственен за них.
        И тут возникает другой вопрос. Человек абсолютно беспомощен и полностью зависим, поскольку сила и власть по сути принадлежат Богу. И возвышение, и унижение зависят от благоволения и воли Всевышнего.
        В Новом Завете сказано, что Бог подобен горшечнику, который изготовляет "один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого"(22). Но ведь сосуд, изготовленный для низкого употребления, не имеет права укорять горшечника, говоря: "Зачем ты не сделал меня драгоценной чашей, которую бережно передают из рук в руки?" Значение сего стиха в том, что состояния существ и вещей различны. То, что пребывает в низшем состоянии существования, например минерал, не имеет права роптать, говоря: "О Боже, почему Ты не пожаловал меня совершенствами растения?" Сходным же образом растение не имеет права роптать, что ему не дано совершенств, присущих животному миру. Также не подобает животному роптать, что оно лишено совершенств человека. Отнюдь, все эти творения совершенны для своей ступени, и они должны стремиться к совершенствам своей ступени. Низшие существа, как мы уже говорили, не имеют ни права, ни возможности для достижения совершенств более высокой ступени. Нет, их продвижение должно осуществляться в пределах их собственного состояния.
        Также и бездействие или действие человека зависит от Божьей помощи. Если нет этой помощи, то он не в состоянии творить ни добро, ни зло. Но когда Господь в щедрости Его дает человеку помощь в его существовании, тогда человек способен действовать - и во благо, и во зло; если же такой помощи он лишен, то остается совершенно беспомощным. Вот почему в Священных Книгах говорится о Божьей помощи и поддержке. Это можно сравнить с положением корабля, который движим силой ветра или пара; если этой силы нет, то корабль вовсе не может двигаться. Тем не менее руль корабля поворачивает его в любую сторону, но именно сила пара движет его в требуемом направлении. Если корабль направлен к востоку, он движется на восток; если он направлен к западу, то он движется на запад. Сие движение не исходит от корабля; нет, оно исходит от ветра или от пара.
        Сходным образом во всяком действии или бездействии человек движим силой Божьей помощи; но самому человеку принадлежит выбор между добром и злом. Так, если царь назначит кого-либо градоправителем, и облечет его силой власти, и укажет ему пути справедливости и несправедливости в соответствии с законом и если правитель сей учинит несправедливость, то, хотя он и будет действовать от имени царя и силой его власти, последнему не будет вменена в вину сия несправедливость. Но если градоправитель будет действовать справедливо, то и это он будет делать властью царя, который будет тогда доволен и удовлетворен.
        Иными словами, хотя выбор между добром и злом остается за человеком, при любых обстоятельствах человек зависит от питающей его силы жизни, которая исходит от Всемогущего. Велико Царствие Божие, и на всех распространяется власть Могущества Его. Слуга не может ничего сделать по своей воле; Бог есть Сильный, Всемогущий и Помогающий всем созданиям.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего.

 


(22)  К Римлянам 9:21.

 

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook