76. Справедливость и Милосердие Бога

   Да будет вам известно, что поступать справедливо значит воздавать каждому по заслугам. Например, если рабочий трудится с утра до вечера, справедливость требует, чтобы его труд был оплачен; но если он ничего не делал и не утруждался, тогда то, что ему дается - это подарок, и сие есть проявление щедрости. Если вы даете подаяние и дарите подарки бедняку, хотя он ничего для вас не сделал и ничем не заслужил, то сие есть проявление щедрости. Так Христос молился о прощении своих палачей: сие именуется щедростью.
        Вопрос о том, что есть добро, а что - зло, решается либо разумом, либо по закону. Некоторые считают, что сие устанавливается законом; таковы Иудеи, которые верят, что все заповеди Пятикнижия подлежат обязательному исполнению, и почитают их за статьи закона, а не за доводы разума. Так, они говорят, что одной из заповедей Пятикнижия устанавливается, что противно закону употреблять мясо и масло вместе, ибо сие есть треф, словом же треф в иврите называется все нечистое, а словом кошер - чистое. В данном случае, говорят они, это имеет отношение к закону, а не к разуму.
        Однако богословы полагают, что добро и зло, заключенное в вещах, определяется как разумом, так и законом. Основой запрещения убийства, кражи, вероломства, лжи, лицемерия и жестокости является разум. Всякий разумный человек понимает, что убийство, кража, вероломство, ложь, лицемерие и жестокость суть зло и заслуживают порицания; ибо если человека уколоть колючкой, то он вскрикнет, возропщет и застонет; и, без сомнения, человек поймет, что, с точки зрения разума, убийство есть зло и предосудительно. Если он совершит убийство, то он будет призван к ответу независимо от того, знаком он с мудрыми заповедями Пророков или нет; ибо именно разум определяет, предосудителен ли характер деяния. Если человек совершит такой дурной поступок, он, несомненно, будет за него отвечать.
        Но если люди незнакомы с заповедями Пророков и потому не следуют божественным наставлениям, например заповеди Христа воздавать добром за зло, но действуют, как им подсказывает природа, то есть если они мучают тех, кто мучает их самих, то, с точки зрения религии, они могут быть прощены, поскольку божественные наставления не были донесены до них. Хотя они не заслуживают милосердия и благодеяний, Бог тем не менее являет им Свою милость и прощает их.
        Отмщение, с точки зрения разума, также предосудительно, ибо отмщением мститель не достигает ничего хорошего. Так, если один человек ударил другого, и тот, которого ударили, бьет в ответ, то что в этом хорошего? Будет ли это бальзамом для его раны и излечит ли это его боль? Нет, Боже упаси! По сути оба действия одинаковы: оба являются причинением вреда; единственное различие лишь в том, что одно произошло раньше, а другое - позже. Поэтому, если тот, которого ударили, прощает, нет, если он поступает противоположно тому, как поступили с ним, сие похвально. Законы общества наказывают преступника, но не направлены на отмщение. Такое наказание служит предупреждением, и его целью являются защита людей от жестокости и отпор правонарушениям с тем, чтобы не поощрять злонамеренность.
Если же тот, которого ударили, прощает и не держит зла, то он проявляет величайшее милосердие. Это заслуживает восхищения.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook