Вопрос. - Оказывают ли звезды небесные какое-либо влияние на человеческую душу или нет?

        Ответ. - Некоторые из небесных звезд оказывают столь явное и очевидное физическое воздействие на земной шар и земные существа, что это не нуждается в разъяснении. Взгляните на солнце, которое по воле и промыслу Бога способствует развитию Земли и всех земных существ. Без света и тепла солнца ни одно из земных существ не имело бы жизни.
        Что касается духовного влияния звезд, то, хотя это влияние звезд на мир людей может показаться странным, если глубоко поразмышлять над этим предметом, оно не покажется вам слишком удивительным. Однако я не хочу представить дело так, что предсказания, которые астрологи прежних времен выводили из движения звезд, соответствовали действительности; ибо предсказания тех астрологов прежних времен являлись игрой воображения, и традиция эта шла от египетских, ассирийских и халдейских жрецов; скорее даже, предсказания эти исходили из фантастических представлений индийцев, из мифологии греков, римлян и других народов, поклонявшихся звездам. Но я хотел бы сказать, что сия беспредельная вселенная подобна телу человека, все члены которого соединены и связаны между собой крепчайшими узами. Сколь велика зависимость и сколь тесна связь между органами, членами и частями тела, что необходимы для их общего блага и взаимной поддержки, и сколь велико их влияние друг на друга! Сходным же образом части бесконечной вселенной в виде различных ее членов и элементов связаны друг с другом, и они влияют друг на друга и в духовном, и материальном плане.
        Например, глаз видит, и все тело на это реагирует; ухо слышит, и все члены тела приходят в движение. Это не вызывает сомнения; вселенная же подобна живому организму. Более того, связь, имеющаяся между различными членами тела, должна непременно проявляться, и ее проявление может быть или материальным, или духовным.
        Для тех, кто отрицает духовное влияние на материальные вещи, мы приведем небольшой пример: прекрасные звуки и тоны, мелодии и чарующие голоса - это колебания, оказывающие воздействие на воздух (ибо звук есть термин для обозначения колебаний воздуха), и эти колебания воздействуют на нервы среднего уха, в результате чего мы слышим. Задумайтесь над тем, как эти колебания воздуха, которые суть случайные явления, не имеющие особой важности, привлекают и волнуют душу человека и имеют столь большое влияние на него: они заставляют его плакать или смеяться; они могут даже так сильно поразить человека, что он бросится навстречу опасности. Вы видите теперь ту связь, которая имеется между душой человека и колебаниями атмосферы, ведь эти движения воздуха изменяют настроение человека, иногда он оказывается полностью в их власти; они лишают покоя. Подумайте, сколь странно сие, ибо от певца не исходит ничего, что входило бы в слушателя; и тем не менее сильнейшее духовное воздействие налицо. И значит, несомненно, что сильная взаимосвязь между существами должна иметь духовное проявление и влияние.
        Уже говорилось о том, что члены и части тела человека воздействуют и влияют друг на друга. Например, глаз видит; и это имеет влияние на сердце. Ухо слышит; а отзывается душа. Сердце бьется ровно; мысли безмятежны, и все члены тела человека охватывает приятный покой. Какая связь между всем и какая гармония во всем! Поскольку такая связь, такое духовное воздействие и взаимовлияние частей имеют место в теле человека, - а он лишь одно из многих смертных существ, то уж, конечно, между объектами вселенского масштаба также должна существовать духовная и материальная связь. Хотя известными нам способами и на данном уровне науки эти связи нельзя обнаружить, тем не менее наличие их между всеми формами существования определенно и не подлежит сомнению.
        И в заключение: создания, большие и малые, связаны между собой благодаря совершенной мудрости Бога, и они воздействуют и влияют друг на друга. Если бы это было не так, в универсальной системе и общем устройстве мироздания был бы беспорядок и абсолютное несовершенство. Но поскольку все формы существа связаны между собой прочными узами, они своим расположением являют порядок и совершенство.
Этот вопрос заслуживает дальнейшего изучения.

Вопрос. - Является ли предопределение, о котором упоминается в Священных Книгах, жестко установленным? Если это так, то не будут ли бесплодными усилия избежать судьбы?

        Ответ. - Есть два вида судьбы: одна предопределена, а другая - обусловлена обстоятельствами (и ее можно назвать угрозой). Предопределенная судьба - та, которую нельзя изменить и от которой нельзя отклониться, а обусловленная обстоятельствами судьба - та, которая вероятна. Так, для этой лампы предопределенная судьба заключается в том, что масло горит и выгорает; таким образом, ее неизбежное угасание есть предопределение, которого невозможно избегнуть и которое нельзя изменить, ибо это предопределенная судьба. Сходным же образом, в теле человека заложена жизненная сила, и как только эта сила иссякнет и придет к концу, тело человека непременно подвергнется распаду, точно так же, когда масло в лампе выгорит и кончится, то лампа, несомненно, погаснет.
        Обусловленная же обстоятельствами судьба может быть растолкована с помощью следующей аналогии: в лампе масло еще не кончилось, но резкий порыв ветра задувает пламя лампы и гасит ее. Это обусловленная обстоятельствами судьба. Было бы благоразумным не испытывать ее, стараться беречь себя, быть осторожным и осмотрительным. Но предопределенная судьба, которая подобна выгоранию масла в лампе, не подлежит изменению, ее нельзя избежать или отсрочить. Это то, что должно случиться; ведь неизбежно то, что лампа погаснет.

  Вы спрашиваете о жизни вечной и вхождении в Царствие Божие. Царствие Божие также называют небесами; но это образ и аллегория, а не действительный факт, ибо Царствие Божие не есть материальное место; оно вне времени и пространства. Это мир духа, божественный мир, и он есть средоточие Владычества Бога; он независим от тела и от всего, что с телом связано, он свят и возвышен, и он превыше всех мыслимых представлений из мира людей. Ограниченность в пространстве есть свойство тел, но не духа. Пространство и время властны над телом, но не властны над разумом и духом. Посмотри - тело человека обретается в небольшом пространстве; оно занимает лишь две пяди земной поверхности. Но дух и разум человека путешествуют по всем странам и частям света, они проносятся сквозь беспредельные пространства небес, объемлют все сущее и делают открытия в возвышенных сферах и бесконечных просторах. Все потому, что дух не ограничен местом; он не пребывает в определенном месте; для духа земля и небо едины, ибо он способен делать открытия в обеих этих сферах. Тело же ограничено местом своего пребывания, не знает того, что вне пределов его досягаемости.
        Ибо есть два вида жизни: жизнь тела и жизнь духа. Жизнь тела есть материальная жизнь, а в жизни духа выражено существование Царствия Божиего, и жизнь сия заключается в приобщении Духа Божиего и получении животворной силы от веяния Духа Святого. Хотя материальная жизнь имеет свое существование, она есть несуществование и абсолютная смерть для праведных святых. Так, человек существует, и сей камень также существует, но какова разница между существованием человека и существованием камня! Хотя камень и существует, но относительно существования человека он не существует.
        Жизнь вечная есть дар Духа Святого, это подобно тому, как цветок получает дары с приходом теплого времени года - дары воздуха и дуновений весны. Взгляните: этот цветок вначале имел жизнь сходную с жизнью камня; но с наступлением весны, от щедрот весенних облаков и от тепла яркого солнца, он приобрел иную жизнь, ибо расцвел во всей своей свежести, нежности и благоухании. И первая жизнь этого цветка, в сравнении с его второй жизнью, есть смерть.
        Смысл в том, что жизнь в Царствии Божием есть жизнь духа, жизнь вечная, и она не ограничена местом, так же как не ограничен местом дух человека. И если вы будете исследовать тело человека, то не обнаружите особого уголка или вместилища для духа, ибо дух не связан с местом; он нематериален. Он связан с телом наподобие того, как связано солнце с этим зеркалом. Солнце не заключено в зеркале, но между ними есть связь.
        И таким же образом мир Царствия Божиего превыше всего, что может быть познано с помощью зрения или других способов чувственного восприятия - слуха, обоняния, вкуса или осязания. Ум человеческий, существование которого признано, - где он помещается в человеке? Если вы будете исследовать тело при помощи зрения, слуха или посредством других органов чувств, вы не обнаружите его; тем не менее он существует. Таким образом, ум человека не имеет вместилища, но он связан с мозгом. Царствие Божие есть нечто подобное. Сравните - любовь не имеет вместилища, но она связана с сердцем; так же и Царствие Божие не имеет вместилища, но оно связано с человеком.
        Доступ в Царствие Божие - через любовь к Богу, через отрешенность от земного, через святость и добродетельность, через правдивость, безгрешность, верность, неколебимость веры и самопожертвования.
        Их этих объяснений видно, что человек бессмертен и живет вечно. Для тех, кто исповедует Бога, кто имеет любовь к Богу и веру, жизнь возвышенна - и она вечна; но для тех душ, что отлучены от Бога, жизнь, хотя они и наделены ею, есть мрак, и в сравнении с жизнью верующих сие есть небытие.
        Например, и глаз, и ноготь имеют жизнь; но жизнь ногтя в сравнении с жизнью глаза есть небытие. И камень, и человек существуют; но камень в сравнении с человеком не существует; он не имеет бытия; и когда человек умирает, а его тело разрушается и уничтожается, оно уподобляется камню и земле. Итак, ясно, что, хотя минерал и существует, в сравнении с человеком он пребывает в небытии.
        Так и души, отлученные от Бога, хотя и обретаются в этом мире и в мире загробном, но в сравнении с исполненными праведности чадами Царствия Божиего они пребывают в небытии и отдалении от Бога.

Вопрос. - После того, как телесная оболочка отброшена и дух получил свободу, каково существование наделенной разумом души? Можно предположить, что те души, которые приобщились щедрот Духа Святого, обретают истинное существование и жизнь вечную. Но что же происходит с другими душами - теми, которые, так сказать, отдалены от Бога?(21).

        Ответ. - Некоторые думают, что тело есть субстанция и что оно существует само по себе, а душа случайна и зависит от тела как субстанции, тогда как, наоборот, наделенная разумом душа есть субстанция, а тело зависит от нее. Если случайное, то есть тело,  оказывается разрушенным, то субстанция, то есть душа, остается.
        Во-вторых, наделенная разумом душа, я имею в виду человеческую душу, не нисходит в тело, то есть иными словами, она не входит в тело, ибо нисхождение и вхождение суть характеристики физических тел, и к душе они неприменимы. Душа никогда не входила в сие тело, и когда она его покинет, ей понадобится какое-либо местопребывание: нет, душа связана с телом наподобие того, как свет связан вот с этим зеркалом. Если зеркало чисто и его поверхность безупречна, свет лампы будет сиять в нем, а если зеркало покрыто пылью или потрескалось, то свет перестанет в нем отражаться.
        Наделенная разумом душа, то есть человеческая душа, не входила в сие тело и в своем существовании не зависит от него; а посему, после распада элементов тела, как может она нуждаться в субстанции, через которую могло бы проявиться ее существование? Напротив, душа есть та субстанция, через которую проявляется существование тела. Неповторимость души присуща ей с самого начала; она не обязана телу своим существованием, но при этом положение и индивидуальные свойства души могут укрепиться в этом мире; душа может развиваться и достигнуть новых степеней совершенства или может пасть в пучины невежества, отдалиться от Бога и лишиться возможности лицезреть Его знамения.

        Вопрос. - Благодаря чему будет осуществляться продвижение человеческого духа, то есть наделенной разумом души, после его ухода из сего бренного мира?

        Ответ. - Продвижение человеческой души в небесном мире, после разрыва ее связи с бренным телом, происходит благодаря щедрости и милости самого Господа, или же благодаря заступничеству и искренним молитвам других человеческих душ, или же благодаря милосердным и добрым делам, которые совершаются во имя этой души.

Бессмертие детских душ

        Вопрос. - Каково положение детей, которые умерли прежде, чем достигли возраста ответственности, или до того, как им выпал срок родиться?

        Ответ. - Эти дети пребывают под сенью благосклонности Бога, а поскольку они не совершали ничего греховного и не запятнаны несовершенствами сего мира природы, то на них щедро изливается милость Господня, - и Сострадательное Око обращено к ним.

 


(21) Души, отделенные от Бога (Veiled  Spirits), - подразумеваются разумные души, которые не обладают духом веры. См. "Душа, дух и разум" - Вопрос 55.

 

Вопрос. - В Китаб-и-Акдас сказано [абз. 1]: "...он из заблудших, хотя и вершит праведные дела". Каково значение сего стиха?

        Ответ. - Сей благословенный стих означает, что основа преуспеяния и спасение зиждется на знании Бога и что все добрые дела исходят от знания Бога, и они суть плоды веры. Если человек лишен такого знания, он оказывается отлученным от Бога, и когда происходит это отлучение, добрые дела не всегда приносят добрые плоды. Сей стих не означает, что все души отлученных от Бога одинаковы, хороши ли, плохи ли их деяния. Здесь говорится только, что основа всего есть знание Бога и хорошие дела исходят от этого знания. Однако совершенно ясно, что между добродетельными людьми, грешниками и злодеями, из числа отлученных от Бога, имеются различия. Ибо человек, пребывающий в отдалении от Бога, но следующий хорошим принципам и добрый по характеру, заслуживает прощение от Бога, тогда как человек греховный, проявляющий дурные качества и дурной характер, лишается щедрот и благ от Бога. В этом-то и различие.
        Таким образом, сей благословенный стих означает, что одни добрые дела, без знания Бога, не смогут послужить вечному спасению, постоянному преуспеянию и процветанию и вхождению в Царствие Божие.

Если мы внимательным оком всматриваемся в вещи, мы отмечаем, что они сводятся к трем группам, то есть как целое они относятся либо к минералам, либо к растениям, либо к животным, причем эти три класса существ подразделяются на виды. Человек есть высший вид, ибо он владеет совершенствами всех трех классов, то есть он обладает телом, которое растет и наделено ощущениями. Помимо того, что он наделен совершенствами минерала, растения и животного, он наделен еще и особым совершенством, которого лишены остальные существа, а именно - интеллектуальными способностями. Потому человек и является самым благородным из существ.
        Человек пребывает на высшей ступени материального и на начальной стадии духовного - иначе говоря, он пребывает в конце несовершенства и в начале совершенства. Он стоит на исходе тьмы и в начале света; потому-то и говорится, что место человека - в конце ночи и в начале дня, и это означает, что он заключает в себе все степени несовершенства и одновременно обладает некоторыми степенями совершенства. В нем есть животное начало, но есть и начало ангельское, и учитель должен так развивать души человеческие, чтобы ангельское начало могло одолеть животное начало. И если божественная сила, которая есть главное совершенство, возобладает в человеке над сатанинской силой, которая есть абсолютное несовершенство, то он становится прекраснейшим из существ; если же сатанинская сила возобладает над божественной силой, то он становится самым низменным из существ. Вот почему человек - это конечная ступень несовершенства и начальная ступень совершенства. Ни в каком другом из всех видов, существующих в мире, нет такого различия, контраста, противоречия и противостояния, как в виде, именуемом человек. Так, человек может быть отражением Божественного Света, каковым был Христос, и вы видите сколь любим и почитаем Он! И в то же время мы видим людей, поклоняющихся камню, глыбе глины или дереву. Сколь недостойно человека поклоняться тому, что принадлежит самому низкому уровню существования - тому, что не наделено душой, например, камню или глине, горе, лесу или дереву. Что может быть более позорным для человека, нежели поклонение вещам низшего уровня? Сравните: человеку присуще знание, но также и невежество; человеку присущи правдивость, но также и лживость; верность и предательство, справедливость и несправедливость и так далее. Все это присуще человеку. Короче, все совершенства и добродетели, а также все пороки - суть качества человека.
        Сопоставьте также различия между отдельными людьми. Христос был в образе человеческом, и Каиафа был в образе человеческом; Моисей и Фараон, Авель и Каин, Бахаулла и Яхья(20) - все они были людьми.
        Говорят, что человек есть величайший представитель Бога, что он есть Книга Мироздания, потому как в нем явлены все таинства сущего. Если он приходит под сень Истинного Просветителя и получает должное наставление, он становится сущностью сущностей, светом света, духом духа; он становится средоточием божественных проявлений, источником духовных качеств, зарницей небесных огней и проводником божественных вдохновений. Если же он лишен такого наставления, он становится проявлением сатанинских качеств, вместилищем животных инстинктов и пороков, источником всего темного.
        Смысл миссии Пророков заключается в просвещении людей - чтобы сей кусок угля мог обратиться в алмаз и чтобы сие бесплодное дерево было привито и приносило бы сладчайшие, нежнейшего вкуса плоды. Когда человек достигает наиблагороднейшего положения в мире людей, он может подниматься все выше и выше по ступенькам совершенства, но при этом он не меняет своего положения; ибо положения человека ограничены, а божественные совершенства бесконечны.
        Как до, так и после освобождения от сей материальной оболочки происходят развитие и совершенствование, но не происходит изменения положения. Так все созданное находит свое законченное выражение в совершенном человеке. Нет существа более возвышенного, чем совершенный человек. Но человек, когда он достигает этого положения, может далее развивать в себе совершенства, однако не может перейти в другое состояние, ибо для человека нет уровня выше, чем уровень совершенного человека. Его совершенствование осуществляется на человеческом уровне, и процесс совершенствования человека не знает пределов. Так, сколь образованным ни был бы человек, мы можем представить себе человека еще более образованного.
        И поскольку человеческому совершенству нет предела, человек может духовно расти и тогда, когда он оставит сей мир.

 


(20) Мирза Яхья Сабх-и-Азал, единокровный брат Бахауллы и Его непримиримый враг.

 

Да будет вам известно, что ничто из существующего не пребывает в покое - иначе говоря, все вещи находятся в движении. Все либо растет, либо увядает; все вещи находятся либо в состоянии перехода из небытия в бытие, либо в состоянии перехода из бытия в небытие. Вот этот цветок, этот гиацинт, в продолжение некоторого времени находился в состоянии перехода из мира небытия в мир бытия, а теперь он пребывает в состоянии ухода из бытия в небытие. Это состояние движения считается существенным свойством, то есть оно естественно; оно не может быть отделено от существ, потому что это их внутренняя необходимость, как горение для огня является внутренней необходимостью.
        Таким образом, установлено, что движение необходимо для существования, которое есть либо рост, либо увядание. Итак, поскольку дух продолжает существовать после смерти, он неизбежным образом либо развивается, либо увядает; а в мире ином не развиваться означает увядать; при этом дух не переходит из своего состояния в иное, и в его пределах он непрестанно развивается. Например, дух Петра, как бы далеко ни продвинулся в своем развитии, по сущности своей не достигает состояния Сущности Христа; он развивается только в собственных пределах.
        Взгляните на этот камень. Как бы он ни развивался, его эволюция осуществляется только в пределах его состояния; вы не сможете привести кристалл в такое состояние, что он обретет способность видеть. Это невозможно. Так луна, пребывающая в небесах, что бы с ней ни происходило, никогда не станет сияющим солнцем, но в своем собственном состоянии она проходит и апогей, и перигей. Какого бы совершенства ни достигли апостолы, они никогда не смогут стать самим Христом. Верно то, что уголь может обратиться в алмаз, но ведь оба они пребывают в состоянии минералов и состоят из одних и тех же элементов.

Да будет вам известно, что состояния существования сводятся к состояниям служения, пророчествования и Божественности, но совершенства божественные и совершенства, исходящие от них, беспредельны. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что и внешние совершенства существования также беспредельны, ибо вы не сможете указать существо настолько совершенное, чтобы невозможно было вообразить более совершенное существо. Например, вы не сможете найти такой рубин в царстве минералов, такую розу в растительном царстве или такого соловья в царстве животных, чтобы нельзя было представить, что существуют образцы лучше этих. Как бесконечны божественные щедроты, так же бесконечны и человеческие совершенства. Если можно было бы достичь предела совершенства, тогда отдельные реально существующие вещи достигали бы состояния независимости от Бога, иначе говоря, зависимое достигало бы состояния абсолюта. Но для каждого существа имеется предел, за который оно не может перейти - это значит, что тот, кто пребывает в состоянии служения, как бы далеко он ни продвинулся на беспредельном пути совершенствования, никогда не достигнет состояния Божества. Таким же образом дело обстоит и с прочими созданиями. Минерал, какого бы развития он не достиг в царстве минералов, не может обрести возможности растения. Так и цветок, - как бы он ни развивался в растительном царстве, в нем не явится способность чувствовать. Вот этот металл, серебро, не может обрести способности слышать или видеть; для него возможно лишь совершенствование в пределах своего состояния и в качестве минерала, но ему не дано обрести способности к чувственному восприятию или же приобщения к жизни; развитие для него возможно лишь в пределах его собственного состояния.
        Например, Петр не может стать Христом. Все, что он может сделать, в пределах своего состояния служения - это развить в себе бесконечные совершенства; ибо каждое существующее создание наделено способностью к совершенствованию. Как дух человека после разрушения материальной оболочки имеет жизнь вечную, так же определенно, что всякое создание наделено способностью к развитию; потому-то и позволительно просить о совершенствовании, прощении, помиловании, милосердии и блаженстве для умершего человека, ибо в существовании заложена способность к развитию. Вот почему в молитвах Бахауллы содержатся просьбы о прощении и отпущении грехов для умерших. Более того, как в этом мире люди нуждаются в Боге, так же они будут нуждаться в Нем и в мире ином. Создания постоянно пребывают в нужде, а Бог - абсолютно независим, в этом ли мире или в мире ином.
        Блаженства мира иного - в близости к Богу. И тем, кто близок к Божественному Двору, дозволено быть заступниками, и сие заступничество одобряется Богом. Но заступничество в мире ином не такое, как в этом мире. Это нечто отличное, и сущность его отличная и не может быть выражена словами.
        Если состоятельный человек перед смертью оставляет завещание в пользу бедных и обездоленных и отдает часть своего состояния на их нужды, это деяние, возможно, послужит его прощению и отпущению грехов и его развитию в Царствии Божием.
        Так, отец и мать переживают величайшие волнения и испытывают множество трудностей при воспитании детей; и зачастую, когда дети достигают возраста зрелости, их родители уходят в мир иной. Редко бывает, чтобы отец и мать были вознаграждены за их заботы и труды, которые они претерпели из-за своих детей в этом мире. Потому дети, в благодарность за сии заботы и труды, должны проявлять сострадание и милосердие и молить о прощении и отпущении грехов для своих родителей. Так вы должны, в благодарность за любовь и доброту, проявленную к вам вашим отцом, подавать бедным за него, с величайшим смирением и скромностью молить о прощении и отпущении грехов и просить о милости свыше.
        Возможно даже, что положение тех, кто умер в грехе и неверии, может измениться, то есть им может быть даровано прощение по милости Божией, а не по справедливости Его, ибо милость есть незаслуженный дар, а справедливость - воздаяние по заслугам. Нам дана возможность молиться на земле за эти души, и точно так же мы будем иметь эту возможность в мире ином, который есть Царствие Божие. Разве люди в мире ином перестают быть творениями Бога? Потому и в мире ином они также сохраняют способность к развитию. Как здесь можно достигнуть просветления через молитву, так и там можно умолить о прощении и получать просветление в ответ на мольбы и страстные просьбы. Таким образом, как в этом мире через мольбы, просьбы и молитвы, возносимые праведными, души могут обрести развитие, так же обстоит дело и после смерти. Они могут духовно расти благодаря собственным молитвам и мольбам и особенно благодаря заступничеству Святых Явителей.

Вчера мы рассуждали о бессмертии духа. Да будет вам известно, что человеческий дух обладает двумя разными способностями и возможностями постижения - это два разных способа и два пути восприятия. Один способ постижения происходит путем использования инструментов и органов: так при помощи глаза человек видит; при помощи уха он слышит; при помощи языка он говорит. В этом проявляется действие духа и сие есть способ постижения сущности человека посредством органов - иначе говоря, дух есть видящий глазами; дух есть слышащий ухом; дух есть говорящий языком.
        Другой вид проявления способностей и деятельности духа происходит без помощи инструментов и органов. Например, в состоянии сна человек видит без помощи глаз; без помощи уха он слышит; без помощи языка он говорит; без помощи ног он бежит. Короче говоря, все эти действия осуществляются без помощи инструментов и органов. Сколь часто случается, что во сне является видение, смысл которого становится ясным через несколько лет после этого в соответствующих обстоятельствах. А сколь часто случается, что на вопрос, который человек не в состоянии разрешить наяву, дается ответ в царстве сновидений. Когда человек бодрствует, глаз видит лишь на определенном расстоянии, в состоянии же сна можно, находясь в одной части света, увидеть другую. Бодрствуя, человек зрит настоящее; во сне он провидит будущее. Наяву человек может преодолевать самое большее двадцать фарсахов(18) в час, при этом пользуясь средствами скоростного передвижения; во сне в одно мгновение ока он облетает весь мир. Ибо дух путешествует двумя различными способами: без помощи каких-либо средств - сие есть духовное путешествие; и прибегая к различным средствам, и сие есть путешествие материальное: так, крылатые летают, бескрылых перевозят.
        Во время сна тело как бы мертво; оно утрачивает зрение и слух; оно не ощущает; в нем нет сознания, нет восприятия - иначе говоря, способности человека пребывают в бездействии, но дух живет и действует. Более того, его проницательность становится острее, его полет - выше, его сознание - глубже. Полагать, что после смерти тела дух гибнет - это то же, что воображать, будто сидящая в клетке птица погибнет, если сломать клетку, тогда как птице нечего бояться разрушения клетки. Наше тело подобно клетке, а дух - птице. Мы видим, что и без клетки птица сия не гибнет, живет и парит в царстве сна; если клетка сломана, птица не гибнет, а продолжает существовать. При этом ее ощущения становятся более сильными, восприятие - более острым, а сама она - более счастливой. Воистину, из ада она воспаряет в райские кущи наслаждений, ибо для благодарных птиц нет большего рая, нежели освобождение из клетки. Вот почему с величайшей радостью и восторгом мученики жертвуют собой.
        В состоянии бодрствования глаз человека видит не дальше, чем на расстояние одного часа пути(19), ибо здесь сила духа ограничена возможностями тела; но при помощи внутреннего видения и духовного ока можно узреть Америку и понять, что происходит там, можно увидеть истинное состояние вещей, можно влиять на события. Однако, если бы дух и тело были одинаковы, то внутреннее видение неизбежно было бы ограничено так же, как и внешнее. Поэтому, очевидно, что дух отличается от тела, так же как птица отличается от клетки, и что возможности и проницательность духа больше, когда тело не мешает. Ведь даже когда инструмент отложен, хозяин инструмента продолжает действовать. Возьмите, к примеру: перо отложено или сломано, но тот, кто им писал, живет и здравствует; дом разрушен, но его хозяин жив и существует. Вот одно из логических доказательств бессмертия души.
        Но есть и другое: тело может ослабеть или отяжелеть, оно может болеть или выздоравливать; оно устает и восстанавливает силы; бывает, что рука или нога ампутированы или физические силы подорваны; тело может ослепнуть, оглохнуть, онеметь; его члены могут оказаться парализованными; короче говоря, тело может стать несовершенным во всех отношениях. Тем не менее дух в своем естественном состоянии, в своей изначальной духовной способности постигать остается вечным и неизменным; он не теряет совершенства, не становится ущербным. Однако когда все тело оказывается под бременем болезни и несчастий, оно лишается щедрот духа, как зеркало, будучи разбитым, грязным или пыльным, не отражает более лучи солнца и не являет его щедроты.
        Мы уже объясняли, что дух человека не находится в теле, ибо он ни с чем не связан и свободен, он не входит и не выходит, ибо вход и выход суть характеристики телесного мира. Связь духа с телом подобна связи солнца с зеркалом. Иначе говоря, дух человека пребывает в одном состоянии. Он не становится больным от телесных недугов и не излечивается телесным здоровьем; он не заболевает, не ослабевает, он не становится жалким, убогим, невзрачным, маленьким, то есть дух не ущемляется несовершенствами тела, и на нем не сказывается то, что тело становится слабым, или то, что руки, ноги,  язык оказываются отрезанными, и даже то, что тело теряет способность слышать или видеть. Посему, очевидно и несомненно, что дух отличен от тела и что его существование не зависит от продолжительности существования тела; напротив, дух во всем своем величии царит над телесным миром; и его сила и влияние, подобно щедротам солнца в зеркале, очевидны и явны. Но если зеркало покроется пылью или разобьется, оно перестанет отражать лучи солнца.

 


(18)  Один фарсах равняется приблизительно четырем милям.
(19)  В Персии в обычае измерять расстояние через время.

 

  Показав, что дух человеческий существует (14), нам теперь надлежит доказать его бессмертие.
        О бессмертии духа говорится в Священных Книгах; это есть основа основ божественных религий. Известно, что наказания и вознаграждения бывают двух видов: первое - вознаграждение и наказание в этой жизни; второе - воздаяния в мире ином. Существование рая и ада обнаруживается во всех мирах Бога, и в мире этом, и в высших духовных мирах. Заслужить сии вознаграждения значит заслужить жизнь вечную. Вот почему Христос говорил: "Поступайте так, чтобы заслужить жизнь вечную, чтобы вы могли родиться от воды и Духа, чтобы вы могли войти в Царствие Божие"(15).
        Вознаграждения в этой жизни есть добродетели и совершенства, которые украшают сущность человека. Например, человек был темен, а стал просвещен; он был невежествен, а стал мудр; он был нерадив, а стал усерден; он пребывал во сне, а теперь бодрствует; он был мертв и обрел жизнь; он был слеп, и прозрел; он был глух, и услышал; он был привязан к земле, и устремился к небу; он был материален, и стал духовен. Через сии вознаграждения человек обретает духовное рождение и становится новым созданием. Он становится олицетворением евангельской строки об учениках, в которой говорится, что они "не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились"(16) - иными словами, что они очистились от низменных качеств и свойств, присущих человеческой натуре, и украсились божественными качествами, что от щедрот Бога. Вот в чем заключается второе рождение. Для таких людей нет большей муки, чем отдаление от Бога, нет более сурового наказания, чем плен плотского греха, темных страстей, низости натуры, животного вожделения. Когда свет веры разгоняет тьму пороков, когда луч Солнца Истинной Сущности озаряет их и украшает сиянием добродетелей, то они почитают это сие за величайшую награду и прозревают, в этом истинный рай. В то же время они считают духовным наказанием зависимость от мира природы, отдаление от Бога, грубость и невежество, плотские страсти, слабости, низводящие человека до уровня животного, пороки, подобные лживости, властолюбию, жестокости, суетности, сатанинские устремления - в этом заключена для них кара и мука земная. Нет для них худшего наказания и пытки, чем это.
        Воздаяние же в мире ином - это жизнь вечная, о которой говорится во всех Священных Книгах, это божественные совершенства, бесконечные щедроты и непреходящее блаженство. Воздаяние в мире ином - это совершенства и покой, обретаемые в духовных мирах после ухода из этого мира, а награда земной жизни - это истинные сияющие совершенства, которые достигаются на земле и приводят к жизни вечной, ибо они и составляют восхождение существования. Сие подобно тому, как человек развивается и переходит от состояния зародыша к состоянию зрелости и становится олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов"(17). Воздаяние в мире ином есть покой, духовная благодать, духовные дары Царствия Божия, исполнение желаний сердца и души и встреча с Богом в мире вечности. А наказание в мире ином - иначе говоря, муки иного мира - в лишении особой божественной благодати и небесных милостей и падении на низшие ступени существования. Тот, кто лишен сих божественных благ, хотя и продолжает существовать после смерти, почитается за мертвого людьми истины.
        Логическим доказательством бессмертия души является то, что несуществующая вещь не может иметь признаков - иначе говоря, невозможно, чтобы из абсолютного несуществования явились какие-либо знаки, ибо знаки являются вследствие существования, и следствие находится в зависимости от существования причины. Так от несуществующего солнца не может исходить свет; из несуществующего моря не вздымаются волны; из несуществующего облака не падает дождь; несуществующее дерево не приносит плодов; несуществующий человек ничего не являет и не создает. Значит, когда имеются признаки существования, они есть доказательства того, что то, чему принадлежат признаки, существует.
        Подумайте, ведь и ныне Царствие Христово существует. А как могло бы явиться столь великое царство от несуществующего царя? Как из несуществующего моря могли бы вздыматься столь высоко волны? Как из несуществующего сада могли бы разноситься столь благоуханные ветры? Подумайте, ведь ни проявления, ни следа, ни воздействия не остается ни от одного существа после того, как его члены распались и элементы рассеялись, будь то минерал, растение или животное. И только человеческая сущность и дух человека после распада членов, рассеяния частей и разрушения состава не исчезает, но продолжает действовать и сохраняет силу.
        Это чрезвычайно тонкий вопрос: вдумайтесь в него. То, что мы высказали, есть рациональное доказательство, и мудрый может взвесить сие на весах разума и справедливости. Но если человеческий дух возрадуется и устремится к Царствию Божию, если откроется внутреннее зрение, укрепится духовный слух и возобладают духовные чувства, то человек узрит бессмертие духа столь же ясно, как видит солнце, и добрые вести и знамения Бога откроются ему.
        Завтра мы добавим к сказанному иные доказательства.

 


(14)  Вопрос 48 - "Различия между человеком и животным"
(15)  Евангелие от Иоанна 3:5.
(16)  Евангелие от Иоанна 1:13.
(17)  Коран 23:14.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook