Вопрос. - До какой степени способно разумение человека постигнуть Бога?

        Ответ. - Сей вопрос требует времени и заниматься его разъяснением вот так, за столом, нелегко; тем не менее мы коротко обсудим это.
        Да будет вам известно, что существует два вида знания: знание основной сущности вещи и знание ее качеств. Основная сущность вещи познается через ее качества; в противном случае сущность остается непонятой и сокрытой.
        Поскольку наше знание вещей, даже бренных вещей мира творения, есть знание их качеств, а не их сущности, то как можно постичь природу Божественной Сущности, которая беспредельна? Ибо постигается не внутренняя основная сущность любой вещи, но только ее свойства. Например, внутренняя сущность солнца не известна, но его познают по его свойствам, которые есть тепло и свет. Внутренняя сущность человека не известна и не видна явно, но по ее свойствам о ней судят и ее познают. Так всякая вещь известна по ее свойствам, а не по внутренней сущности. Хотя разум и охватывает все вещи, и существа внешнего мира постигаются им, тем не менее эти существа остаются непознанными в их внутренней сущности; они познаются только в отношении их свойств.
        Таким же образом вечный и бессмертный Господь, Который в святости Его остается вне разумения и понимания, может быть понят в Своей сокровенной сущности? Иначе говоря, как вещи могут быть поняты только по их свойствам, а не в их сущности, то определенно, что Божественная Реальность не познаваема в Его сущности, а постигаема только в части ее свойств. К тому же, как преходящая реальность может охватить Предсущую Реальность? Ибо постижение есть результат охватывания - для того, чтобы постичь, следует прежде объять, - а ведь Сущность Единства всеобъемлюща, но сама необъятна.
        Кроме того, в самой принадлежности к различным уровням существования заключено препятствие для постижения. Например, вот этот камень принадлежит к царству минералов; какой бы ступени не достигло его развитие, способность к росту останется для него недоступной. Растениям, деревьям, как бы они ни развивались, не дано обрести способность видеть или воспринимать с помощью других чувств; а животное не может представить состояние человека, то есть его духовные возможности. Различие состояний составляет препятствие для познания; низшая ступень не может постичь высшую ступень. Каким же образом то, что преходяще, может постичь Предсущее Существование? Посему познание Бога означает постижение и познание Его качеств, а не Его Сущности. Такое познание качеств к тому же зависит от возможностей и способностей человека; оно не абсолютно. Философия заключается в том, чтобы постичь сущность вещей в их существовании настолько, насколько это позволяют возможности и способности человека. И значит то, что преходяще, может познать свойства Предсущего только в той степени, насколько это в силах и возможностях человека. Таинство Божественного освящено и поднято над разумением существ, ибо все, что является в воображении, доступно пониманию человека, а человеческая способность к познанию не поднимается до понимания Божественной Сущности. Единственное, что человек может осознать - это свойства Божественного, отблеск которого зримо проявляется во внешнем мире и внутри душ человеческих.
        Когда мы взираем на мир и всматриваемся в души человеческие, мы зрим дивные знаки божественных совершенств, явные и очевидные; ибо в сущности вещей проступает Вселенская Сущность. Сущность Божественного можно уподобить солнцу, которое с высот своего великолепия сияет надо всеми горизонтами; и на каждый горизонт, и на каждую душу ложится отблеск этого сияния. Если бы не было этого света и этих лучей, не было бы ничего; все сущее отражает высшее нечто, все питается от этих лучей и от этого света. Блеск совершенств, щедрот и свойств Бога ярко сияет и отражается в сущности Совершенного Человека - Несравненного, высочайшего Явителя Бога. На прочие существа падает лишь один лучик, а высочайший Явитель предстает как зеркало, отражающее Солнце во всей полноте его совершенств, свойств, проявлений и чудес.
        Познание Сущности Божественного невозможно и недостижимо, но познание Явителей Бога равносильно познанию Бога, ибо щедроты, величие и божественные свойства открыты в Них. И посему, если человек познает Явителей Бога, он познает и Бога; а если человек пренебрежет познанием Святых Явителей, то будет лишен знания Бога. Итак, установлено и доказано, что Святые Явители есть средоточие щедрот, знамений и совершенств Бога. Блаженны те, на кого изливается из сияющих Зарниц свет божественных щедрот!
        Мы надеемся, что Друзья Бога, исполнившись магнетической силы, будут притягивать щедроты сии из самого источника и что они восстанут в блеске такого сияния и таких знамений, что станут очевидными свидетельствами Солнца Сущего.

Вопрос. - Какова степень человеческой способности к восприятию и чем она ограничена?

        Ответ. - Да будет вам известно, что есть разные виды способности восприятия. Низшая степень способности восприятия - у животных, - иначе говоря, это естественное чувство, которое проявляется в возможностях ощущений и которое именуется чувственным восприятием. Это свойство общее для людей и животных; более того, некоторые животные по части ощущений одарены богаче человека. Но в роде человеческом способности к восприятию отличаются и зависят от положения человека.
        Первый уровень восприятия в мире природы - это восприятие через наделенную разумом душу. Эта способность восприятия - общая для всех людей, независимо от того, нерадивы они или прилежны, верующие или скептики. Сия наделенная разумом человеческая душа есть творение Бога; она объемлет все прочие творения и возвышается над ними; будучи более возвышенной и благородной, она способна охватить мир. Наделенная разумом душа способна проникать в истинную сущность вещей, постигать особенности всех существ и открывать тайны бытия. Все науки, знания, искусства, дивные достижения, учреждения, открытия и предприятия есть результат использования интеллектуальной способности наделенной разумом души. Было время, когда все это было неведомо и сокрыто, пребывало втайне; наделенная разумом душа постепенно открывала все это и перемещала из области неведомого и сокрытого в пределы видимого. Это величайшая в природе сила познания, которая на вершинах своего полета и парения постигает истинную сущность вещей, свойства и взаимосвязь существ зависимого мира.
        Всемирный же божественный разум, выходящий за пределы природы, есть милость Предсущей Силы. Сей всемирный разум божественен; он объемлет все сущности мира и озарен светом таинств Бога. Это сознающая сила, в отличие от силы исследования и изучения. Интеллектуальная сила в природном мире есть исследовательская способность, и благодаря ее исследованиям познаются сущность и свойства всех форм существования; божественная же интеллектуальная сила, стоящая над природой, объемлет все, все ведает, все знает, во все проникает, причастна таинствам, имеет доступ к сущности и божественным знамениям, она есть открыватель сокрытых истин Царствия Божия. Сия божественная сила знания есть особое свойство Явителей Божиих и Зарниц пророчества; лучи ее света падают на зеркала сердец праведных, доля и частица этой силы дается им через Явителей Бога.
        Явители Бога имеют три состояния: физическое состояние; состояние наделенной разумом души; состояние явления совершенства и божественного великолепия. Тело постигает вещи в соответствии со степенью своих возможностей в физическом мире; потому-то иногда оно отмечено признаками физической слабости. Например: "Я пребывал во сне и в забытьи; Божье дуновение снизошло на Меня и пробудило Меня и повелело Мне возгласить Слово"; или когда Христос на тридцатом году от рождения был крещен, и Святой Дух сошел на Него; до того Святой Дух не являл себя в Нем. Все приведенные примеры относятся к телесному состоянию Явителей; но божественное Их состояние объемлет все сущее, ведает все тайны, раскрывает смысл всех знамений и владычествует надо всем; и до и после Их миссии это неизменно. Вот почему Христос сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец"(13) - то есть иными словами, никогда не было и никогда не будет никакой перемены и никакого изменения во Мне.

 


(13)  Откровение Святого Иоанна Богослова 22:13.

 

Вопрос. - Сколько типов характеров насчитывается среди людей, и каковы причины различий и разнообразия среди людей?

        Ответ. - Человек наделен врожденным характером, унаследованным характером и приобретенным характером, который является результатом воспитания и образования.
        В отношении врожденного характера можно сказать, что, хотя божественное творение совершенно и благо, все же при этом вследствие различий в степени проявления происходит разнообразие естественных качеств в человеке; все совершенны, но при этом более или менее, в зависимости от степени. Так, всему человечеству присущи интеллект и способности, но уровень интеллекта, способности и достоинства людей различны.
        Например, возьмем нескольких детей из одной семьи, из одной местности, из одной школы, которых учит один учитель, которые одинаково питаются, живут в одних и тех же климатических условиях, одинаково одеты и изучают одни и те же науки - совершенно ясно, что среди этих детей одни окажутся одаренными, другие проявят средние способности, а третьи будут просто отстающими. Итак ясно, что в естественных условиях в природе существуют различия в степени проявления качеств и разнообразие достоинств и способностей. Такие различия не относятся к категории добра и зла, но отражают лишь разницу в степени. Один наделен высшей степенью проявления качеств, другой - средней, а третий - низшей степенью. Так в мире существует человек; животное, растение и минерал также существуют, но различны степени этих четырех существований. Сколь велика разница между существованием человека и животного! И все же и одно и другое есть существование. Очевидно, что в существовании имеются различия в степенях.
        Разнообразие унаследованных качеств исходит от силы или слабости конституции, то есть можно сказать, что когда оба родителя слабы, то их дети будут слабы; если родители крепки, то и дети будут крепышами. Подобным же образом большую роль играет чистота крови; ибо чистое происхождение подобно чистопородности у растений и животных. Например, мы наблюдаем, что дети, родившиеся от слабых и хилых родителей, обычно имеют слабую конституцию и плохие нервы; они болезненны, не наделены ни терпением, ни выдержкой, ни решительностью, ни сдержанностью, они вспыльчивы; ибо дети наследуют слабость и болезненность своих родителей.
        Кроме того, некоторым семьям и коленам даруется особое благословение. Так, особым благословением является то, что все Пророки из детей Израиля вышли из потомков Авраама. Таково благословение Бога этому колену: Моисей принадлежал ему по отцовской и по материнской линии, Христос - по материнской линии; Мухаммад и Баб также происходят из этого колена, как и все Пророки и Явители Святости в Израиле. Благословенная Краса(10)  также является прямым потомком Авраама, ибо у Авраама кроме Измаила и Исаака были и другие сыновья, которые во дни оны переселились в земли Персии и Афганистана, и Благословенная Краса - один из их потомков.
        Таким образом, очевидно, что наследование характера также имеет место, и притом до такой степени, что если характеры людей не соответствуют их происхождению, то, несмотря на кровное родство, духовно они не считаются членами семьи, как Ханаан(11), который не считается потомком Ноя.
        Различия же достоинств в плане культурного развития весьма велики, ибо образование и воспитание оказывают огромное влияние. Образование и воспитание обращают невежественного человека в образованного; трусливый становится храбрецом. В результате культивирования кривая ветвь выпрямляется; кислые и терпкие горные и лесные плоды становятся сладкими и приятными на вкус; а пятилепестковый цветок превращается в столепестковый. Образование делает дикие народы цивилизованными, ведь даже животные одомашниваются. Образование и воспитание следует рассматривать как наиважнейшие факторы, ибо как в мире телесном болезни весьма заразительны, так и достоинства духа и сердца человеческого также способны передаваться. Влияние образования и воспитания всеобъемлюще, порождаемые ими различия велики.
        Возможно кто-то скажет, что, поскольку способности и достоинства людей различаются, то эти различия в способностях определенно приводят к различию характеров(12).
        Но это не так, ибо способности бывают двух видов: естественные и приобретенные. Первые, дарованные Богом, заключают в себе только благо - в творении Бога нет зла; а вот приобретенные способности являются причиной появления зла. Например, Бог создал всех людей таким образом и дал им такое строение и такие свойства, что сахар и мед им полезны, а яд вреден и разрушителен. Таковы врожденная природа и врожденное строение, и они даны Богом и равно присущи всем людям. Но вот человек начинает понемногу приучать себя к яду, принимая его ежедневно в небольших количествах и постепенно увеличивая дозу, и вот он достигнет такого состояния, когда уже не может жить, не принимая ежедневно по грамму опиума. Таким образом естественные способности оказываются полностью извращены. Видите, как сильно можно воздействовать на естественные способности и строение, которые под влиянием различных привычек и упражнений оказываются совершенно извращены. В порочных людях следует порицать не их врожденные способности и их природу, а их приобретенные способности и природу.
        В творении нет зла; все благо. Определенные качества и наклонности, присущие некоторым от рождения и явно заслуживающие осуждения, в действительности таковыми не являются. Например, с самого начала жизни младенца мы можем увидеть в нем признаки жадности, гнева и вспыльчивости. Казалось бы, можно сказать, что доброе и злое изначально присутствуют в человеческой сущности, но это противоречит полной благости природы и творения. Ответ на это таков - жадность, то есть стремление добиваться все большего и большего, есть похвальное качество, если оно правильно используется. Так, если человек жаден до знаний и наук или жаждет проявить сочувствие, щедрость и добиться справедливости, то это весьма похвально. Если он направляет свою ярость и свой гнев против кровавых тиранов, подобных свирепым животным, это весьма похвально; но если человек использует эти качества неправильно, то они достойны порицания.
        Итак очевидно, что в творении и в природе зла вообще не существует; но если естественные качества человека используются в нарушение закона, то они достойны порицания. Так, если богатый и щедрый человек дает деньги бедняку на его нужды, а бедняк тратит их недостойным образом, то это заслуживает порицания. И так же обстоит дело со всеми естественными качествами человека, составляющими сокровище жизни; если они используются и проявляются в нарушение закона, то они заслуживают порицания. Отсюда ясно, что в творении заключено только благо. Подумайте о том, что худшим из качеств и наигнуснейшим из свойств, порождающим все зло, является ложь. Нельзя представить худшее или заслуживающее более сурового порицания качество, чем ложь; она - разрушитель всех человеческих совершенств и источник неисчислимых пороков. Хуже свойства не бывает; ложь есть основание всех зол. Тем не менее, если доктор успокаивает больного, говоря: "Слава Богу, вам уже лучше, есть надежда на ваше выздоровление", - хотя эти слова не соответствуют истине, они все же могут утешить пациента и оказаться переломным моментом в ходе болезни. В таком случае ложь не заслуживает порицания.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего!

 


(10)  Бахаулла.
(11)  Бытие 9:25.
(12)  Т. е. получается, что людям нельзя поставить в вину их характеры.

 

В человеке присутствуют пять внешних чувств, которые есть действующие силы восприятия, то есть можно сказать, посредством этих пяти чувств человек постигает материальный мир. Это зрение, которое воспринимает видимые формы; слух, который воспринимает слышимые звуки; обоняние, воспринимающее запахи; вкус для восприятия пищи; и осязание, действующее во всех частях тела и воспринимающее осязаемые вещи. Эти пять чувств служат для восприятия внешнего мира.
        Человек также наделен духовными способностями: воображением, которое придумывает вещи; мышлением, которое анализирует сущность вещей; разумением, которое проникает в истинную сущность вещей; памятью, которая хранит все, что человек воображает и постигает, все его размышления. Посредником между пятью внешними чувствами и внутренними способностями является разум, равно принадлежащий и тем, и другим, - иными словами разум, действующий как посредник между внешними и внутренними способностями, передает внутренним способностям то, что отметили внешние способности. Потому он называется общей способностью, ибо служит сообщению между внешними и внутренними способностями и, таким образом, является общим звеном для внешних и внутренних способностей.
        Например, зрение есть одно из внешних чувств; оно воспринимает сей цветок, затем передает это ощущение внутренней способности - общей способности, - которая передает это восприятие воображению, которое в свою очередь в процессе представления создает данный образ и передает его мышлению; мышление, проникнув в сущность, передает ее разумению; разумение, по завершении процесса постижения, передает образ воспринятого объекта памяти, которая удерживает его в своих хранилищах.
        Внешних чувств пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
        Внутренних способностей также пять: общая способность, а также воображение, мышление, разумение и память.

Вопрос. - Чем различаются разум, дух и душа?

        Ответ. - Ранее было разъяснено, что дух повсеместно подразделяется на пять категорий: дух растений, дух животных, дух человеческий, дух веры и Святой Дух.
        Дух растений есть способность расти, которая пробуждается в семени под воздействием других форм существования.
        Дух животных есть возможность всех способов чувственного восприятия, которые являются результатом сочетания и смешения элементов; когда данное сочетание перестает существовать, то сила эта также гибнет и уничтожается. Это можно сравнить с лампой: когда горючее, фитиль и огонь совмещены, то лампа горит; а когда это сочетание распалось, то есть когда элементы сочетания оказываются отделены друг от друга, то лампа гаснет.
        Человеческий дух, который отличает человека от животного, есть наделенная разумом душа, и эти два имени - человеческий дух и наделенная разумом душа - обозначают одно то же. Этот дух, а по терминологии философов - наделенная разумом душа, объемлет все существующее, и, насколько позволяют человеческие возможности, проникает в истинную сущность вещей и осознает их особенности и взаимосвязь, познает качества и свойства существ. Но человеческий дух, если он не питается духом веры, остается отторгнутым от божественных тайн и от божественной истинной сущности вещей. Он подобен зеркалу, которое, даже будучи чистым, отполированным и ясным, все же нуждается в том, чтобы свет озарил его. Пока луч солнца не озарит его, оно не сможет приобщиться божественных тайн.
        Разум же есть способность, сила человеческого духа. Дух есть светильник; разум есть свет, исходящий от светильника. Дух есть дерево, а разум есть плод. Разум есть совершенство духа и его существенно важное свойство, так же, как солнечные лучи есть существенно необходимое свойство солнца.
Сие объяснение, хотя и коротко, но исчерпывающе; посему, поразмышляйте над ним, и, если будет на то воля Бога, вы постигнете все тонкости.

Вопрос. - В Библии говорится, что Бог вдохнул душу в тело человека. Каков смысл этих слов?

        Ответ. - Да будет вам известно, что происхождение может быть двух видов: происхождение и возникновение путем эманации и происхождение и возникновение путем явления. Происхождение путем эманации подобно совершению действия действующим лицом, появлению написанного текста от руки пишущего. Так текст происходит от пишущего, и речь истекает от говорящего, и подобным же образом человеческий дух исходит от Бога. Он не являет собою Бога, то есть никакая часть не отделяется от Божественной Сущности и не входит в тело человека. Нет, как речь истекает от говорящего, так же и дух появляется в теле человека.
        Происхождение же путем явления есть явление сущности вещи в других формах, наподобие явления дерева из семени дерева или наподобие явления цветка из семени цветка, ибо само семя проявляется в форме ветвей, листьев и цветов. Это именуется происхождением путем явления. Дух людей относительно Бога находится в зависимости, ибо происходит через эманацию, так же как речь исходит от говорящего или как текст исходит от пишущего - ведь сам говорящий не обращается в речь и сам пишущий не обращается в текст; нет, речь и тест происходят через эманацию. Говорящий обладает совершенной способностью и возможностями, а речь истекает от него, так же как действие появляется от действующего лица. Истинный Говорящий, Суть Единства, всегда пребывал в одном состоянии, которое не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Он есть Вечный, Бессмертный. А посему человеческие души происходят от Бога путем эманации. И когда в Библии говорится, что Бог вдохнул Свою душу в человека, то дух сей, подобно тому как речь исходит от человека, исходит от Истинного Говорящего и воплощается в сущности человека.
        Происхождение же путем явления (если под этим подразумевается явление божественного, а не разделение на части), как мы уже говорили, есть происхождение и возникновение Святого Духа и Слова, исходящих от Бога. Как сказано в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога"(7) - в этом смысле Святой Дух и Слово суть явления Бога. Дух и Слово означают божественные совершенства, явившиеся в Сущности Христа, и эти совершенства были у Бога; так солнце являет свое великолепие в зеркале. Ибо Слово не обозначает физическое тело Христа, нет, оно обозначает божественные совершенства, явленные в Нем. Ибо Христос был как чистое зеркало, обращенное к Солнцу Истинной Сущности, то есть совершенства Солнца Истинной Сущности, его свет и тепло отражались и являлись в сем зеркале. Если мы смотрим в зеркало и видим солнце, то мы говорим: "Это солнце". Таким образом, Слово и Святой Дух, обозначающие совершенства Бога, есть божественные явления. Вот в чем смысл стиха из Евангелия от Иоанна, гласящий: "Слово было у Бога, и Слово было Бог"(8); ибо божественные совершенства не отличаются от Сущности Единого. Совершенства Христа именуются Словом потому, что все существа пребывают в состоянии букв, а одна буква не несет полного значения, тогда как совершенства Христа имеют силу слова, ибо в слове заключено полное значение. Поскольку Сущность Христа явилась проявлением божественных совершенств, постольку она была уподоблена слову. Почему? Потому, что Он есть собрание совершенных значений. Вот почему Он назван Словом.
        И знайте, что происхождение Слова и Святого Духа от Бога, которое есть происхождение и возникновение путем явления, не следует понимать в том смысле, что Божественная Сущность оказалась разделена на части или стала множественной или что она снизошла с высот святости и чистоты. Боже упаси! Будь чистое и гладкое зеркало обращено к солнцу, свет и тепло, форма и образ солнца явлены в зеркале в столь совершенном виде, что если смотрящий в зеркало скажет о сияющем и великолепно отраженном в нем солнце: "Это солнце", то он будет прав. Тем не менее зеркало есть зеркало, а солнце есть солнце. Само Единственное Солнце, даже если оно отражено во множестве зеркал, остается одним. Сие состояние не есть ни постоянство, ни вхождение, ни смешение, ни нисхождение; ибо вхождение, постоянство, нисхождение, выход и смешение есть проявления и характеристики телесного, а не духовного; тем более бесконечно далеки они от священной и чистой Сущности Бога. Бог свободен от всего, что не подобает Его чистоте и Его возвышенной и благородной святости.
        Солнце Истинной Сущности, как мы уже говорили, всегда пребывало в одном состоянии; оно не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Оно вечно и бессмертно. Священная же Сущность Слова Бога пребывает в состоянии чистого, ровного и сияющего зеркала; тепло, свет, образ и подобие, иными словами, совершенства Солнца Истинной Сущности явлены в нем. Вот почему Христос в Евангелии говорит: "Отец в Сыне" - это значит, что Солнце Истины явлено в зеркале(9). Да будет славен тот Единственный, Который воссиял в этой Священной Реальности, Который свят между существами!

 


(7)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(8)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(9)    Ев. от Иоанна 14:11, 17:21.

 

Вопрос. - Какова природа связи между Богом и созданием, то есть между Независимым, Наивысшим, и всеми прочими существами?

        Ответ. - Связь между Богом и созданием - это связь между творцом и творением; она подобна связи между Солнцем и темными телами освещаемых им существ, между создателем и созданными им вещами. Солнце в своей сущности независимо от тел, которые оно освещает, ибо его свет заключен в нем самом, и свет этот свободен и независим от земного шара; так, Земля испытывает на себе воздействие Солнца и принимает его свет, тогда как Солнце и его лучи совершенно независимы от Земли. Но если бы не было Солнца, то Земля со всеми ее обитателями не смогла бы существовать.
        Зависимость созданий от Бога есть зависимость эманации или порождения, то есть создания происходят от Бога; они не являют Его(5). Они соотносятся по принципу эманации порождения, а не явления. Солнечный свет исходит от Солнца, но он не являет собой Солнца. Возникновение через эманацию подобно появлению лучей светила из-за горизонта, то есть священная сущность Солнца Истины неделима и не переходит на состояния созданий. Сравните - ведь солнечный шар не делится на части и не нисходит на Землю.
        Нет, это лучи Солнца, что суть щедроты его, исходят от него и озаряют темные тела.
        В отличие от этого возникновение через явление есть явление из зерна ветвей, листьев, цветов и плодов; ибо зерно благодаря своей собственной сути становится ветвями и плодами, и его истинная сущность входит в ветви, листья и плоды. Такое возникновение через явление для Бога, Наивысшего, было бы просто несовершенством; а это никак невозможно, ибо тогда это означало бы, что Абсолютный Предсущий определяется через то, что преходяще. Но если бы это было так, то полная независимость обратилась бы просто в скудость, а истинное существование обратилось бы в несуществование, что невозможно.
        А посему, все существа исходят от Бога - иными словами, именно Богом все сущее созидается, и только от Него все существа обретают существование. Первое, что явилось от Бога - это та вселенская сущность, которую древние философы именовали "Первичный Разум" и которую Бахаи именуют "Первичная Воля". Эта эманация в том, что касается ее действия в Божием мире, не ограничена временем или местом; она не имеет ни начала, ни конца - начало и конец относительно Бога есть одно. Предсущность Бога есть предсущность сути, а также предсущность времени, а феноменальность возможности существенна и не преходяща, как мы уже разъясняли в одной из застольных бесед(6).
        Хотя "Первичный Разум" не имеет начала, он не разделяет с Богом Его предсущности, ибо существование вселенской сущности - ничто относительно существования Бога, и "Первичный Разум" не может достигнуть уровня Бога и сравняться с Ним в предсущности. Этот предмет мы уже разъясняли.
        Существование живых существ означает слияние элементов, а их смерть - распад. Но материя вселенной и элементы не подвергаются абсолютной аннигиляции и уничтожению. Нет, их несуществование есть лишь трансформация. Например, когда человек распадается, он обращается в прах; но он не исчезает абсолютно бесследно. Он продолжает существовать в виде праха, но произошла трансформация, в результате какой-то случайности происходит распад определенного создания. Распад других существ носит тот же характер, ибо существование не обращается в абсолютное несуществование, а абсолютное несуществование не обращается в существование.

 


(5)    Этот вопрос, касательно порождения (эманации) и явления, более полно разъясняется в следующей главе.
(6)    См. "Истинная Предсущность", стр. 280.

 

Вопрос. - В чем мудрость того, что дух обретается в теле?

        Ответ. - Мудрость того, что дух обретается в теле, заключается в следующем: человеческий дух - это Божественное Доверие, и он должен пройти через все состояния, ибо его движение и прохождение через различные стадии существования есть способ достижения совершенств. Так, когда человек путешествует, пересекает различные местности, посещает разные страны, имея определенную цель и план, это с очевидностью послужит для его совершенствования, ибо он увидит множество мест, картин и стран, что поможет ему понять условия жизни и особенности других народов. Так он ознакомится с географией стран, их диковинами и искусствами; он узнает привычки, обычаи и нравы народов; он узрит ход цивилизации и прогресс века; он уразумеет деятельность правительств, равно как и могущество и возможности каждой страны. Подобное же происходит, когда дух человека проходит через различные стадии существования: он поднимается на новые уровни и ступени развития. Даже обретаясь в теле, он несомненно достигает совершенства.
        Кроме того, необходимо, чтобы в сем мире проявлялись знаки совершенства духа, дабы мир творения мог принести бесчисленные плоды и дабы телесное обретало жизнь и являло божественную мудрость. Так, например, лучи Солнца должны освещать Землю, ибо все земные существа развиваются под воздействием солнечного тепла; если бы солнечный свет и тепло не изливались на Землю, то Земля была бы необитаемой, в ее существовании не было бы смысла; ее развитие оказалось бы замедленным. И точно так же, если бы совершенства духа не были явлены в сем мире, то мир сей был бы миром тьмы и абсолютного варварства. Через явление духа в телесной оболочке в мир сей приносится просвещение. Дух человека есть источник жизни для тела; так и мир подобен телу, а человек - его духу. Если бы не было человека, то совершенства духа не проявились бы, и свет разума не сиял бы в мире. Мир сей уподобился бы телу без души.
        Мир можно также сравнить с плодовым деревом, а человека - с его плодами; а ведь если бы не было плодов, дерево было бы бесполезным.
        Более того, сами члены и элементы человеческого организма и их организация притягивают дух, являясь для него как бы магнитом; и посему неизбежно в человеке проявляется дух. Так чистое зеркало неизменно привлекает солнечные лучи. Оно вбирает в себя их свет и отражает прекрасные образы, иначе говоря, когда существующие элементы сливаются в соответствие с естественными законами в прочное единство, они становятся магнитом для духа, и дух проявится в них во всем совершенстве.
        Исходя из этого, нельзя сказать: "Почему солнечные лучи непременно должны отражаться в зеркале?" Ибо взаимосвязь, пронизывающая сущность вещей, будь то вещи духовного или материального порядка, такова, что если зеркало чисто и обращено к солнцу, солнечные лучи непременно отразятся в нем. Подобным же образом, когда элементы соединены и организованы самым совершенным образом в самую совершенную систему, дух человеческий явится и воссияет в них. Такова воля Всемогущего, Мудрейшего.

Вопрос. - Обладал ли человек разумом и духом с самого начала или же они явились в результате его эволюции?

        Ответ. - Начало существования человека на земном шаре напоминает его развитие во чреве матери. Во чреве матери зародыш постепенно растет и развивается, до момента рождения, после чего человек продолжает расти и развиваться до тех пор, пока не достигнет возраста ответственности и зрелости. Хотя в детском возрасте в человеке и проявляются признаки разума и духа, они далеки от совершенства; они остаются несовершенными. Только когда человек достигает зрелости, его разум и дух полностью проявляются, и становится очевидным их совершенство.
        Так и формирование человека в картине мира вначале походило на развитие зародыша, затем в нем постепенно совершенствовались его качества, он рос и развивался, пока не достиг стадии зрелости, когда его разум и дух стали видны во всей их мощи. На начальной стадии формирования человека разум и дух также были ему присущи, но они были скрыты; впоследствии они проявились. В утробе мира разум и дух также присутствовали в зародыше, но они были скрыты; впоследствии они проявились. Подобным же образом зерно включает в себя дерево, но оно в зерне сокрыто и невидимо; когда зерно прорастет и разовьется, то дерево явит целиком. Подобным же образом рост и развитие всех существ протекает постепенно; таков всеобщий божественный порядок, такова природа вещей. Зерно не сразу становится деревом; зародыш не сразу обращается в человека; в мире минералов камень не возникает разом. Нет, все растет и развивается постепенно и стремится к пределу совершенства.
        Все существа, как большие, так и малые, были с самого начала созданы законченными и совершенными, но их совершенства проявляются в них постепенно. Порядок, данный Богом, един; един путь эволюции существования; едина божественная система. Все существа, будь то малые или большие, подчиняются одному закону и одной системе. Каждое зерно заключает в себе с самого начала все совершенства растения. Действительно, в зерне содержатся с самого начала все совершенства растения, но они не видны; впоследствии они шаг за шагом начинают проявляться. Так сначала из зерна является росток, затем ветки, листья, цветы и плоды; но с самого начала существования зерна все эти вещи заключены в нем, потенциально, но неочевидно.
        Точно так же зародыш обладает с самого начала всеми совершенствами, такими как дух и разум, зрение, обоняние, вкусовые ощущения - одним словом, всеми возможностями, но они неочевидны и проявляются лишь постепенно.
        Подобным же образом земной шар с самого начала был создан со всеми своими элементами, веществами, минералами, частицами и организмами; но проявлялись они постепенно: сперва появились минералы, затем растения, после них животные, и, наконец, человек. Тем не менее все эти виды и формы существовали с самого начала, но они присутствовали на земном шаре потенциально, и лишь постепенно проявились впоследствии. Ибо высший порядок Бога и всеобщая естественная система объемлют все создания, и все подчинено одному закону. Если вы всмотритесь в эту всеобщую систему, то увидите, что ни одно существо не появляется на свет в полноте своего совершенства. Нет, все существа растут и развиваются постепенно, и только так достигают стадии совершенства.

Доказательства, которые мы прежде приводили по поводу происхождения человека как вида, были доказательствами логическими. Перейдем к доказательствам духовным, которые имеют первостепенную важность. Итак, после того как мы логически доказали существование Божественного начала и логически же доказали, что существование человека как такового имеет собственный корень и истоки и что человек как вид существовал всегда, представим теперь духовные доказательства того, что существование человека, то есть человека как вида, - есть необходимое существование, и что если бы не было человека, то совершенства Божества не были бы явлены. Но сии доказательства не логические, а духовные.
        Уже много раз мы показывали и доказывали, что человек есть благороднейшее существо, средоточие всех совершенств, и что все существа и все сущее являются точками, из которых отражается блеск славы Божией - иначе говоря, что знаки Божественности Господа проявляются в сущностях вещей и существ. Как земной шар есть тело, отражающее лучи солнца, - ибо свет, тепло и влияние солнца видны и проявляются в каждой частице Земли, - подобным же образом каждая частица всего существующего в сем бесконечном космосе утверждает и свидетельствует об одном из божественных совершенств. Нет ничего, что было бы лишено этого блага; это либо знак милости Бога, знак Его мощи, Его величия, Его справедливости, Его указующего путь провидения; либо это знак щедрости Бога, Его проницательности, Его внимания, Его знания, Его славы и тому подобного.
        Вне всякого сомнения, в каждом из существ явлен блеск славы Божией, то есть совершенства Бога отражаются и сияют в них. Сие как солнце, свет которого отражен и в пустыне, и в море, и в деревьях, и в плодах, и в цветах, и во всех вещах на Земле. В мире каждое отдельное существо возглашает нам одно из имен Бога, но истинная сущность человека есть вместилище сущностей, общая сущность - она есть средоточие, излучающая свет всех совершенств Бога, то есть можно сказать, что каждое имя, каждое качество, каждое совершенство, что мы находим в Боге, имеет свое проявление в человеке. Если бы это было не так, то человек не смог бы вообразить эти совершенства и не смог бы их осознать. Так мы говорим, что Бог всевидящ и глаз - это знак Его проницательности; если бы человек не был наделен зрением, то как бы мы смогли вообразить всевидение Бога? Ибо незрячий (тот, кто слеп от рождения) не может представить себе, что значит видеть; а глухой (тот, кто глух от рождения) не может представить себе, что значит слышать; а мертвые не могут постичь жизнь. И значит, Божественность Господа, которая есть собрание всех совершенств, находит свое отражение в сущности человека - иными словами, Суть Единственного есть собрание всех совершенств, и это собрание совершенств волею Бога отражается в человеческой сущности.
        Человека поэтому можно назвать совершенным зеркалом, обращенным к Солнцу истины, в котором, как в фокусе, сходятся лучи - Солнце Истины сияет в этом зеркале. Отражение божественных совершенств проявляется в сущности человека и потому он есть представитель Бога, посланник Бога. Если бы человек не существовал, то Вселенная не имела бы смысла, ибо смысл существования - это проявление совершенств Бога.
        И значит, неправильно говорить, что было время, когда человек не существовал. Мы лишь можем сказать, что сей земной шар когда-то не существовал и что когда он появился, человек на нем оказался не сразу. Но от начала, которому нет начала, до конца, которому не будет конца, всегда есть Совершенный Явитель. Человек, о котором мы говорим, не есть любой человек - мы имеем в виду совершенного человека. Ведь самая благородная часть дерева - его плод, в котором заключен смысл существования дерева. Если бы дерево не приносило плоды, в нем не было бы смысла. И посему, невозможно представить, что мир существования, будь то далекие звезды или наша Земля, были когда-то населены (ослами, коровами, мышами, кошками), но с ними не было человека! Такое предположение ложно и бессмысленно. Слово же Божие ясно как солнце. Таково духовное доказательство, которое прежде мы не могли представить для материалистов. Сперва мы должны представить логические доказательства, а затем уже - доказательства духовные.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook