Вопрос. - Что Вы можете сказать относительно теорий, развиваемых некоторыми европейскими философами относительно роста и развития существ?

        Ответ. - Мы недавно уже обсуждали этот предмет, но давайте поговорим о нем снова. Говоря кратко, этот вопрос можно рассудить, определив, являются ли виды оригинальными по происхождению или нет - то есть произошел ли человек как вид из своего корня или он вышел из числа животных?
        Некоторые европейские философы признают, что вид растет и развивается и что плавные изменения и переходы также возможны. Одним из доказательств, приводимых в подтверждение этой теории, является следующее. Тщательное изучение и проверка данных геологической науки показали, что существование растений предшествовало существованию животных, а существование животных предшествовало существованию человека. Ученые полагают, что как растительные, так и животные виды изменялись, так как в некоторых слоях Земли они обнаружили растения, существовавшие прежде и исчезнувшие ныне; растения эволюционировали, становились сильнее, их форма и внешний вид менялись, и таким образом шло изменение видов. Подобным же образом в древних слоях Земли обнаруживаются некоторые виды животных, которые по сравнению с теми временами изменились и преобразовались. Одно из таких животных - змея. Имеются признаки того, что когда-то змея имела ноги, но с течением времени эти органы у нее исчезли. Подобным же образом в позвоночном столбе человека имеются признаки того, что когда-то человек, как и прочие животные, имел хвост. Когда-то этот орган был полезен, но по мере развития человека он утратил свои функции; и вследствие этого хвост постепенно исчез. Так как змея искала укрытия под землей, она стала ползающим существом, и у нее отпала потребность в ногах, потому-то они и исчезли; но остаточные признаки их остались. Главный довод таков: наличие остатков органов доказывает, что они когда-то имелись, но поскольку в них отпала нужда, они постепенно исчезли. В соответствии с этим получается, что совершенные и необходимые органы остаются, а те органы, которые более не нужны, постепенно исчезают в процессе изменения видов, хотя следы этих органов сохраняются.
        Первым ответом на этот довод будет то, что сам факт появления животных раньше человека не является, с одной стороны, доказательством эволюции, преобразования и изменения видов, и, с другой стороны, того, что человек вышел из мира животных и поднялся в мир человеческий. Ибо, поскольку точно установлено, что разные существа появились в разное время, вполне допустимо, чтобы человек появился после животных. Также, если понаблюдать за растительным царством, мы увидим, что плоды различных деревьев созревают не в одно и то же время; напротив, какие-то созревают раньше, какие-то - позднее. Такая разница во времени созревания не дает повода считать, что более поздние плоды одного дерева произошли от более ранних плодов другого дерева.
        Кроме того, эти едва заметные следы и остатки органов, возможно, имеют какое-то важное значение, которое пока не ведомо нашему уму. Сколь много существует явлений, причина которых нам пока неясна! Так, в науке физиологии, изучающей строение органов, отмечается, что значение и причина различной окраски шкуры животных и волос людей, окрашенности губ в красный цвет, разнообразия раскрасок птиц пока неизвестны; сие пока в тайне, сокрыто. Но известно, что зрачок глаза черен для того, чтобы в него проникали лучи солнца, ибо, если бы зрачок имел другой цвет - например, совершенно белый - то он не притягивал бы лучи солнца. Таким образом, можно допустить, что подобно только что описанным фактам, смысл которых неведом, значение и смысл остатков органов, как у животного, так и у человека, остается пока загадкой. Несомненно, что смысл в этом имеется, хотя пока он и не раскрыт.
        В-третьих, давайте предположим, что были времена, когда некоторые животные, или пусть даже человек, имели органы, к настоящему времени утраченные; это не будет достаточным доказательством изменения и эволюции видов. Ибо человек от начала периода внутриутробного созревания до достижения зрелости проходит через различные формы и претерпевает изменения внешности. Его вид, форма, внешность и окраска волос меняются; он переходит от одной формы к другой, от одной внешности к другой. И тем не менее с самого момента зарождения он принадлежит к виду человека, то есть он представляет зародыш человека, а не животного; только сначала это не проступает явно, но со временем становится явным и очевидным. Например, давайте предположим, что когда-то человек напоминал животное, а потом он эволюционировал и изменился. Если допустить, что это было так, все же это не представляет доказательства изменения видов. Напротив, как уже ранее указывалось, это является подобием изменений и переходов из одного состояния в другое зародыша человека до достижения им стадии разумности и совершенства. Мы поясним это положение. Давайте предположим, что было время, когда человек передвигался на четвереньках или имел хвост; через стадии, подобные этим, проходит плод и в утробе матери. Хотя он во всем изменяется, растет и развивается, пока не достигнет совершенства формы, он с самого начала есть представитель особого вида. Мы также наблюдаем в растительном царстве, что самостоятельные виды рода не изменяются и не преобразуются, однако меняются и эволюционируют форма, цвет и размеры.
        Итак, подведем итог: как человек в утробе матери проходит одну форму за другой, переходит от одного внешнего вида к другому, изменяется и развивается и тем не менее остается представителем вида человека с момента зарождения - точно также человек с самого начала своего существования в мире являлся определенным видом, то есть человеком, и постепенно переходил от одной формы к другой. А значит, при всех изменениях внешнего вида, эволюции органов, развитии и росте, даже при допущении реальности роста и прогрессирования(3), вид не перестает быть самостоятельным. В человеке с самого начала были заложены сия совершенная форма и строение, способность и возможность достигнуть материального и духовного совершенства и всегда он являлся воплощением слов: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему"(4). Со временем он стал только лишь более приятным внешне, более красивым и изящным.
        Процесс цивилизации вывел его из дикого состояния, подобно тому, как дикие плоды, когда их начинает культивировать садовник, становятся приятнее, слаще и обретают свежий и изысканный вкус. Такими садовниками в человеческом мире являются Божии Пророки.

 


(3)    То есть, если мы допускаем, например, что прежде человек был четвероногим существом и когда-то имел хвост.
(4)    Книга Бытия 1:26

 

Мы уже неоднократно говорили о духе, но наши слова не были записаны.
        Знайте, что люди разделяются на две категории - можно сказать, они составляют две партии. Одна партия отрицает дух и утверждает, что человек как вид принадлежит к животным; они говорят: "Разве мы не видим, что животные и люди наделены одинаковыми способностями и ощущениями? Те простые, разрозненные элементы, что заполняют космос, сочетаются в бесконечных комбинациях и из каждой комбинации получается какое-нибудь существо. Среди этих существ есть и обладатель духа(2), наделенный способностями и чувствами. Чем совершеннее комбинация, тем благороднее существо. Сочетание элементов в теле человека более совершенно, нежели состав какого-либо другого существа; здесь смешение достигает абсолютного равновесия; поэтому он благороднее и совершеннее". "Он не обладает, - говорят они, - какими-то особыми способностями, или духом, которых нет у животных: животные наделены чувствительными телами, но человек в некоторых своих способностях более развит, хотя, что касается внешних чувств, таких как слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, и даже некоторых внутренних способностей, например, памяти, животные одарены более богато, чем человек". "Животные также, - говорят эти люди, - обладают умом и способностью постигать". Эти люди лишь допускают, что интеллект человека выше.
        Вот что утверждают современные философы; таковы их слова, таковы их предположения и так диктует их воображение. Так, используя мощные аргументы и доказательства, они выводят происхождение человека от животных и утверждают, что были такие времена, когда человек был животным, а затем постепенно вид изменялся и эволюционировал, пока не достиг нынешнего положения человека.
        Теологи же говорят: "Нет, это не так. Хотя человек наделен способностями и внешними чувствами так же, как и животные, в нем еще присутствует особенная сила, которой не обладают животные. Науки, искусства, изобретения, ремесла и проникновение в истинную сущность вещей являются результатом действия этой духовной силы. Это та сила, которая объемлет все вещи, постигает их истинную сущность, раскрывает все сокровенные тайны существ и при помощи этого знания управляет ими. Ей даже доступны вещи, которые не присутствуют во внешнем мире - то есть нематериальные сущности, неподвластные органам чувств и не имеющие внешнего проявления, поскольку они невидимы; так, эта сила заключает в себе ум, душу, качества, характеры, любовь и печаль человека, которые представляют собой нематериальные сущности. Более того, все ныне существующие науки, искусства, законы и бесчисленные изобретения человека были когда-то неведомыми, загадочными и сокрытыми тайнами; и только всеобъемлющая человеческая сила смогла открыть их и извлечь на белый свет из области невидимого. Так, телеграф, фотография, фонограф и тому подобные изобретения и дивные искусства были когда-то сокрытыми тайнами. Человеческая сущность открыла их и извлекла на белый свет из области невидимого. Ведь были даже времена, когда свойства железа, к которому все мы привыкли - да и свойства вообще всех минералов - были сокрытыми тайнами; люди открыли железную руду и путем обработки придали ей ту форму, которая используется в современной промышленности. То же самое можно сказать и обо всех остальных открытиях и изобретениях человека, которым нет числа".
        Это невозможно отрицать. Если мы скажем, что все это произошло благодаря способностям, которыми наделены и животные, а также благодаря телесным чувствам, то мы не можем не видеть, что животные в плане способностей превосходят человека. Например, зрение животных гораздо острее, чем у человека; то же самое - с обонянием и вкусовыми ощущениями. Короче говоря, в способностях, которыми равно наделены и животные, и люди, животные зачастую превосходят людей. Например, возьмем способности к запоминанию. Если голубя увезти в отдаленную страну и там отпустить, то он вернется назад, ибо он запомнил дорогу. Увезите собаку вглубь Азии, выпустите ее там на волю, и она вернется к вам и не собьется с пути. Так же обстоит дело и с другими способностями, такими как слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения и осязание.
        Итак, ясно, что если бы человек не был наделен некоей способностью, отличной от тех, коими наделены животные, то последние превосходили бы человека в изобретательности и в постижении истинной сущности вещей. Таким образом, очевидно, что человек наделен даром, которым животные не обладают. Далее, животные воспринимают то, что дано в ощущениях, но не воспринимают нематериальные сущности. Например, животное видит то, что находится в поле его зрения, но не способно постичь то, что находится за пределами его поля зрения, и не может этого представить. Так, животное не может осознать, что Земля имеет форму шара. Человек же при помощи известных ему вещей познает неизвестные и открывает ранее неведомые истины. Например, человек замечает кривизну горизонта, и из этого он делает вывод о том, что Земля круглая. Полярная Звезда на широте Акки, например, видна под углом 33*, то есть она на 33* возвышается над горизонтом. Когда человек движется в направлении к Северному Полюсу, то Полярная Звезда поднимается над горизонтом на один градус на каждый градус пути человека, то есть высота Полярной Звезды будет 34*, а затем 40*, 50*, 60*, затем 70*. Если человек дойдет до Северного Полюса, то высота Полярной Звезды для него будет равна 90*, иначе говоря, Звезда достигнет зенита, то есть будет прямо над головой. Полярная Звезда и изменение ее высоты - это вещи, воспринимаемые органами чувств. Чем ближе человек подходит к Полюсу, тем выше поднимается Полярная Звезда; на основании этих двух известных истин был открыт неизвестный факт - кривизна горизонта, что означает, что горизонт на каждом градусе земной поверхности отличается от горизонта на другом градусе. Человек замечает это и доказывает на основании этого неочевидную для глаза истину о том, что Земля круглая. Этого животное не может постичь. Также животное не может понять, что Солнце есть центр, а Земля вращается вокруг него. Животное находится в плену своих ощущений и ограничено ими; все, что выходит за пределы ощущений, не воспринимается органами чувств, животное понять не в состоянии, хотя остротой ощущений оно превосходит человека. Это доказывает и подтверждает, что в человеке есть способность к открытиям, отличающая его от животных, эта способность и есть дух человека.
        Славен будь Бог! Человек всегда смотрит ввысь, его устремления возвышенны; он всегда жаждет подняться над миром, в котором он обитает, достичь сферы более высокой, чем та, которой он принадлежит. Любовь к возвышенному - одно из отличительных свойств человека. Меня удивляет, что некоторые философы Америки и Европы ратуют за постепенное приближение к миру животных, то есть за возврат назад; ибо существование должно быть направлено к возвышению. Тем не менее, если кому-нибудь из этих людей сказать: "Ты - животное", - то он будет крайне обижен и рассержен.
        Велика разница между миром человека и миром животных, между возвышенностью человека и униженностью животного, между совершенством человека и невежеством животного, между просвещенностью человека и темнотой животного, между триумфом человека и зависимостью животного! Десятилетний ребенок-араб способен управляться с двумя-тремя сотнями верблюдов в пустыне, и звуком своего голоса может гнать их вперед или заворачивать назад. Тщедушный индус может так управлять громадным слоном, что тот обращается в самого послушного слугу. Все подвластно руке человека; он способен противостоять природе, тогда как все прочие создания у природы в плену: они не могут противиться ее требованиям. Только человек способен противостоять природе. В соответствии с законами природы тела притягиваются в направлении к центру Земли; человек же с помощью механических средств удаляется от Земли и взлетает в воздух. Природа не позволяет человеку переплывать моря; человек же строит корабли и, отправляясь в путешествие, переплывает огромный океан, и так далее; тема сия неисчерпаема. Например, человек на машинах пересекает горы и пустыни, и в любой точке он узнает все новости о событиях в обоих полушариях. И все это вопреки природе. Море при всем своем величии ни на атом не может отклониться от законов природы; Солнце при всем своем великолепии ни на волосок не может отойти от законов природы и никогда не сможет сравниться с возможностями, положением, способностями, качествами и природой человека.
         Так что же это за всеобъемлющая сила заключена в хрупком теле человека? Что же это за властная сила, с помощью которой он подчиняет себе все вещи?
        Остается рассмотреть еще один вопрос. Современные философы заявляют: "Мы никогда не видели дух человека, и хотя мы исследуем тело человека и раскрываем его секреты, мы не обнаружили никакой духовной силы. Как можно вообразить силу, которую нельзя ощутить?" Теологи на это отвечают: "Дух животного также неощутим, и его также нельзя обнаружить через физическое восприятие. Чем же вы докажете существование духа животного? Безусловно, благодаря его проявлениям вы устанавливаете, что в животном есть некая сила, отсутствующая в растении, и что сила эта есть способность ощущать - а именно, это зрение, слух, а также другие чувства; из всего этого вы делаете вывод о существовании духа животного. Таким же образом, принимая во внимание доказательства и признаки, о которых говорилось, мы заключаем, что дух человека существует. Поскольку животному присущи свойства, которых нет в растении, вы заявляете, что эта способность животного ощущать - есть проявление его духа; также и в человеке мы наблюдаем качества, способности и совершенства, коих нет в животном; посему мы делаем вывод о том, что в человеке есть сила, которой лишены животные".
        Если вы желаете отрицать все, что неощутимо, то тогда придется отрицать и реальности, которые, бесспорно, существуют. Например, материя эфира неощутима, но она, несомненно, существует. Сила тяготения неощутима, но она, конечно, существует. На основании чего мы делаем вывод о существовании этих вещей? На основании их признаков. Так свет есть колебание материи эфира, и на основании наличия этого колебания мы делаем вывод о существовании эфира.

 


(2)   Человек.

Происхождение Человека
        Знайте, что одна из самых сложных для постижения духовных истин есть то, что существующий мир - сия бесконечная вселенная - не имеет начала.
        Мы уже разъясняли, что имена и свойства Божества сами по себе требуют наличия существ. Хотя этот предмет уже был детально разъяснен, мы еще немного поговорим о нем. Ясно, что нельзя представить учителя без учеников; не может существовать монарх без подданных; не назначают наставника, если нет воспитанников; не бывает творца без творения; нельзя вообразить поставщика без потребителей; так и божественные имена и свойства требуют наличия существ. Если бы мы могли вообразить время, когда не было никаких существ, то такая игра воображения явилась бы отрицанием Божественности Бога. Более того, абсолютное отсутствие существования не может обратиться в существование. Если бы существа полностью отсутствовали, то существование не началось бы. А посему, так как Сущность Единства (то есть существование Бога) предвечна и бесконечна, - иначе говоря, она не имеет ни начала, ни конца, - то ясно, что существующий мир, сия бесконечная вселенная, не имеет ни начала, ни конца. Конечно, может получиться так, что одна из частей вселенной, например, одна из планет, может появиться или распасться, но при этом множество других планет будут продолжать существовать; вселенная не придет в беспорядок и не окажется разрушенной. Напротив, существование вечно и непрерывно. Поскольку каждая планета имеет начало, неизбежно у нее есть и конец, ибо каждое образование, групповое или единичное, неизбежно распадается. Различие лишь в том, что некоторые распадаются быстро, а другие - медленнее, но невозможно, чтобы составленное из частей в конечном итоге не распалось.
        А посему, нам необходимо знать, что представляла из себя каждая из наиболее значимых форм существования изначально - ибо нет сомнения в том, что изначально происхождение было единым: ведь исходное для всех чисел единица, а не два. Итак, очевидно, что вначале материя была едина и что эта единая материя проявилась по-разному в каждом элементе. Так было создано многообразие форм, а различные виды проявления материи, единожды возникнув, остались в качестве постоянных, и каждый элемент получил свое назначение. Но это постоянство стало окончательным и полностью и в совершенстве осуществилось лишь по прошествии долгого периода времени. И тогда элементы оказались составлены, организованы и упорядочены в бесконечном многообразии форм; или, лучше сказать, из соединения и упорядочения этих элементов явились бесчисленные существа.
        Сии сочетание и упорядоченность, посредством мудрости Бога и Его предсущей силы, возникли из одной естественной субстанции, которая была составлена и устроена с превеликой силой, в соответствии с мудростью и по всеобщему закону. Из сего очевидно, что все это есть творение Бога, а не случайное сочетание и комбинация. Вот почему из каждого естественного сочетания может явиться существо, а из случайного сочетания ни одно существо не может явиться. Например, если человек по своему разумению и пониманию возьмет какие-то элементы и соединит их, то живое существо не явится на свет, поскольку сия система не естественна. Вот в чем ответ на вопрос, почему, хотя существа создаются путем сочетания и упорядочения элементов, мы не можем собрать элементы вместе и упорядочить их так, чтобы создать живое существо. Это ложное допущение, ибо сочетание исходит от Бога; именно Он, Бог, осуществляет сочетание элементов, и, поскольку это делается в рамках естественной системы, из каждого сочетания получается живое существо, и таким образом обретается существование. Сочетание, образованное человеком, не создает ничего, ибо человеку не дано творить.
        Напомним вкратце, что мы говорили, как благодаря сочетанию и упорядочению элементов, их разложению, их соотношению и воздействию на них других существ получаются различные формы, бесконечные виды существования и бесчисленные существа. Ясно, что земной шар не явился сразу в его нынешнем виде и что вселенское существование постепенно прошло различные стадии, прежде чем обрело теперешнее совершенство. Формы вселенского масштаба сравнимы и сопоставимы с конкретными формами существования, ибо и те и другие включены в одну естественную систему, подчинены одному всеобщему закону и божественному устроению. Так, вы можете обнаружить, что мельчайшие атомы вселенской системы подобны величайшим объектам вселенной. Ясно, что они явились в мир из одной могущественной лаборатории, подчинены одной естественной системе и одному всеобщему закону; потому-то они и сравнимы друг с другом. Так, зародыш человека в утробе матери постепенно растет и развивается, принимает различные формы и меняет состояния, пока не достигнет состояния совершенной красоты и зрелости и не явится в совершенной форме во всей своей красе. Таким же образом семя вот этого цветка было вначале вещью совсем незначительной и крохотной, но оно росло и развивалось в утробе земли и, пройдя стадии различных форм, явилось в состоянии совершенной красоты и свежести. Очевидно, что подобным же образом земной шар, однажды обретя существование, рос и развивался в утробе вселенной, проходил стадии различных форм и состояний, пока постепенно не достиг нынешнего совершенства и не оказался населенным неисчислимыми существами, представ в виде сложившегося организма.
        Теперь ясно, что первичная материя, явившаяся в зачаточном состоянии, а также смешанные и соединенные элементы, представлявшие ее ранние формы, постепенно росли и развивались в течение многих веков и периодов, переходя из одной формы и вида в другие, пока не предстали, благодаря высшей мудрости Бога, в этом совершенном виде, в этой системе, в этой организации, в этом порядке.
        Вернемся к нашим рассуждениям о том, что человек в начале своего существования в утробе Земли, как зародыш в утробе матери, постепенно рос и развивался, переходил от одной формы к другой, от одного состояния к другому, пока не явился во всей красе и совершенстве, в полноте силы и возможностей. Определенно, что вначале он не был наделен нынешней приятной внешностью, изяществом и элегантностью и что только постепенно он обрел сей вид, сию форму, сию красоту и сие изящество. Нет сомнения в том, что человек не сразу явился в такой форме; и не сразу стал он олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов!"(1) Постепенно прошел он различные состояния и формы, и обрел, наконец, нынешний вид и красоту, совершенство, изящество и приятную внешность. Таким образом, становится очевидным и неопровержимым, что развитие и рост человека на Земле, до обретения нынешнего совершенства, напоминало рост и развитие зародыша в утробе матери; постепенно он переходил от одного состояния к другому, от одной формы к другой, от одного облика к другому, ибо таково требование всеобщей системы и божественного Закона.
        Иначе говоря, зародыш проходит через различные состояния и минует множество ступеней, пока не достигнет той формы, в которой олицетворяет слова: "Благословен Аллах, лучший из Творцов!" и пока не появятся признаки разумности и зрелости. Точно так же развитие человека на Земле от возникновения до обретения нынешнего состояния, формы и положения необходимым образом должно было занять продолжительный период времени и пройти многие стадии, прежде чем достигло нынешнего уровня. Но с самого момента возникновения человек представляет собой определенный вид. Так же и зародыш человека в утробе матери сначала выглядит иначе; затем он принимает одну форму за другой, проходит одно состояние за другим, переходит от одного облика к другому, пока не явится во всей красе и совершенстве. Но даже в утробе матери, когда он имеет столь необычную форму и внешность, разительно отличающуюся от его нынешней внешности, он есть зародыш высшего вида, а не животного; его видовое состояние и сущность не претерпевают изменения. И даже допустив, что действительно имеются следы утраченных органов, мы не получим доказательства непостоянства видов и непервичности их происхождения. Это доказывает лишь то, что форма, внешний вид и органы человека прошли эволюцию. Человек всегда был определенным видом, человеком, а не животным. Итак, если зародыш человека в утробе матери переходит из одной формы в другую так, что последующая форма не похожа на предыдущую, является ли это доказательством изменения вида? Что сначала он был животным и что его органы изменялись и развивались, пока он не превратился в человека? Поистине, это не так! Сколь незрела и необосновательна эта идея и такие мысли! Ибо доказательства оригинальности вида человека и постоянства природы человека ясны и очевидны.

 


(1)    Коран 23:14.

Мы подошли к вопросу об изменении видов и развитии органического мира - иначе говоря, к выяснению того, происходит ли человек от животного.
        Эта теория получила признание со стороны некоторых европейских философов, и в настоящее время очень трудно добиться понимания ее ошибочности, но в будущем это станет ясным и очевидным, и сами европейские философы осознают ее неправильность. Ибо, поистине, это очевидное заблуждение. Когда человек проницательным взором наблюдает за всем существующим и внимательно изучает состояние всех форм жизни и когда он видит устройство, организацию и совершенство мира, он убеждается в том, что в мире возможного нет ничего более удивительного, нежели уже существующее. Ибо все существа, земные и небесные, так же как и сей бескрайний космос и все, что в нем есть, были созданы и организованы, составлены, устроены и доведены до совершенства как должно им быть; во вселенной нет места несовершенству, так что если бы даже все существа обратились в сплошной мыслящий мозг и стали бы размышлять до бесконечности, то и тогда не смогли бы придумать ничего лучшего, чем то, что существует.
        Однако, если бы в прошлом мироздание не было наделено предельным совершенством, то существование было бы несовершенным и бессмысленным, и в таком случае мироздание было бы незавершенным. Этот вопрос надлежит обдумать с величайшим вниманием и тщательностью. Например, давайте представим, что мир возможного, иначе говоря, мир существующий в общем есть нечто подобное человеческому телу. Если бы состав, организация, совершенство, красота и завершенность, присущие ныне телу человека, были бы другими, то это было бы абсолютное несовершенство. Итак, если мы представим себе, что было время, когда человек принадлежал миру животных, или же просто был животным, то мы получим, что существование было несовершенным - то есть в то время не было человека, и этот важнейший элемент, который в организме мира играет роль, подобную мозгу и разуму в организме человека, оказался бы отсутствующим. Тогда мир был бы весьма несовершенным. Это доказывает, что если бы было время, когда человек являлся частью животного мира, то оказалось бы нарушенным совершенство существования; ибо человек есть величайший элемент мира сего, и если бы в целом недоставало этого важнейшего элемента, то, несомненно, это целое было бы несовершенно. Мы считаем человека важнейшим элементом потому, что среди всех созданий он является соединением всех сущих совершенств. Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду совершенного человека, выдающуюся личность, соединяющую в себе духовные и внешние совершенства человека, который подобен солнцу среди других созданий. Представьте теперь, что когда-то солнца не было, а оно было просто планетой; поистине, в таком случае отношения в существовании были бы нарушены. Можно ли представить подобное? Для человека, внимательно изучающего существующий мир, сказанного достаточно.
        Есть и другое, более тонкое, доказательство: все бесчисленные существа, населяющие мир, человек ли это, животное, растение, минерал - что бы то ни было - непременно, и все до одного, состоят из элементов. Нет сомнения в том, что это совершенство, проявляющееся во всех созданиях, создано Богом путем соответствующего смешения составляющих элементов и соединения их в пропорциональных количествах, организации их в определенной форме и включение их во взаимодействие с другими существами. Ибо все существа связаны между собой как бы в цепочку; а взаимная помощь, поддержка и взаимное воздействие друг на друга, свойственные вещам, являются двигателями существования, развития и роста всех тварей. Есть множество свидетельств и доказательств, что повсеместно каждое существо оказывает воздействие на другие существа, либо прямо, либо опосредованно. Наконец, совершенство каждого отдельного существа - то есть можно сказать, совершенство, которое мы видим в человеке или отдельно от него, в отношении составляющих атомов, частей или возможностей - обязано своим происхождением составу частей, их соединению и взаимному влиянию. Когда все это вместе осуществляется, человек обретает бытие.
        Итак, совершенство человека всецело обусловлено соотношением атомов в составе частей, их мерой, способом их соединения, а также влиянием со стороны других существ и взаимодействием с ними, - и поскольку человек был создан десять или сто тысяч лет назад из этих самых земных элементов, которым была присуща та же самая мера и соотношение, тот же способ соединения и смешения, и он находился под таким же самым воздействием со стороны других существ, постольку точно такой же человек существовал тогда, как и теперь. Это очевидно и не заслуживает обсуждения. И через тысячу миллионов лет, если эти элементы, составляющие человека, будут собраны вместе и организованы в этом единственном соотношении, и если эти элементы будут соединены по тому же самому способу, и если они будут подвергнуты такому же воздействию со стороны других существ, то возникнет точно такой же человек. Например, если через сто тысяч лет будет существовать керосин, огонь, фитиль и тот, кто зажигает лампу, - короче говоря, если будут в наличии все необходимые составляющие, имеющиеся в настоящее время, то мы получим точно такую же лампу.
        Это исчерпывающие и очевидные факты. А аргументы, используемые упоминавшимися европейскими философами, основываются на сомнительных доказательствах и не носят исчерпывающего характера.

В сем священном стихе сказано: "Нет равного Ему, Который суть Заря Откровения(18), в Его Наивеличайшей Непогрешимости. Он есть, поистине, в мире творения воплощение слов, Бог творит то, что Он пожелает". Воистину, Всемогущий предержал сие право лишь за Собой, и никому не дано разделить сие священное и возвышенное превыше всего состояние"(19).
        Да будет вам известно, что непогрешимость бывает двух видов: неотъемлемая непогрешимость и благоприобретенная непогрешимость. Подобно тому, как есть знание неотъемлемое и знание приобретенное; это же относится и к другим свойствам и качествам. Неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, сие есть Их сущностное качество, а сущностное качество не может быть отделено от самой вещи. Лучи есть необходимая сущность солнца, и они неотделимы от него. Знание есть необходимая сущность Бога, и оно неотделимо от Него. Если бы можно было отделить знание от Него, то он не был бы Богом. Если бы лучи можно было отделить от солнца, то оно не было бы солнцем. Посему, если вообразить, что Наивеликая Непогрешимость отделена от высочайшего Явителя, то Он не будет высочайшим Явителем, и Он окажется лишен сущностных совершенств.
        Благоприобретенная непогрешимость не есть естественно присущее кому-то качество; напротив, она есть луч от щедрот непогрешимости, луч, что исходит от Солнца Истинной Сущности, озаряет сердца и отдает душам частицу себя. Хотя души сии не наделены неотъемлемой непогрешимостью, они тем не менее пребывают под покровительством Бога - это значит, что Бог хранит их от заблуждения. Так многие святые существа, не являющиеся зарницами Наивеликой Непогрешимости, были хранимы и оберегаемы от заблуждения под сенью покровительства и водительства Божьего, ибо они были проводниками милости от Бога к людям. Если бы Бог не оберегал их от заблуждения, то их заблуждение привело бы к тому, что души верующих оказались бы заблудшими, и через это рухнули бы основы Религии Бога, что не подобает Богу и недостойно Его.
        Сделаем вывод: неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, а приобретенная непогрешимость дарована каждой святой душе. Например, Всемирный Дом Справедливости(20), если Он установлен при соблюдении необходимых условий, - с избранием членов, осуществляющих представительство всех людей, - такой Дом Справедливости окажется под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством. Если такой Дом Справедливости вынесет единодушно или большинством голосов решение по какому-либо вопросу, не упомянутому в Книге, то такое решение и распоряжение Бог убережет от ошибки. Конечно, членам Дома Справедливости как индивидуумам не присуща неотъемлемая непогрешимость; но как целое собрание Дом Справедливости пребывает под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством: это именуется дарованной свыше непогрешимостью.
        Итак, сказано, что "Заря Откровения" есть воплощение слов "Он творит то, что Он пожелает"; сие есть особое свойство этого Священного Существа, прочие же не наделены сим неотъемлемым совершенством. Другими словами, поскольку высочайшие Явители определенно обладают неотъемлемой непогрешимостью, то все исходящее от Них есть истина и отражает реальность. Они не пребывают под сенью прежних законов. Все, что Они говорят, есть слово Божие, и все, что Они творят, есть праведное деяние. Ни один верующий не имеет ни малейшего права оспаривать сказанное Ими; положение верующего есть положение полного подчинения, ибо Явитель предстает облеченный совершенной мудростью - и потому, что бы высочайший Явитель ни говорил и ни делал, есть высшая мудрость и отражение реальности.
        Если кто-то не разумеет сокровенного смысла какой-либо из Его заповедей, то не должен противиться ей, ибо высочайший Явитель творит, что Он пожелает. Сколь часто бывало, что, когда мудрый, совершенный, знающий человек совершал какое-то деяние, то люди, будучи не в состоянии понять мудрость сего, возражали и удивлялись, что столь мудрый человек может говорить или делать такие вещи. Такое несогласие происходит от невежества, а разум мудреца чист и свободен от заблуждения. Подобным образом искусный врач при лечении больного поступает по своему усмотрению, и больной не имеет права роптать; что врач говорит и делает, то правильно; следует видеть в нем проявление слов "Он творит то, что Он пожелает, и повелевает то, что Ему угодно". Определенно ясно, что врач прибегнет к каким-то лекарствам вразрез с представлениями других людей; но не допускается возражений со стороны тех, кто не наделен ученостью и познаниями в медицинском искусстве. Во имя Бога, нет! Напротив, всем следует слушаться и исполнять предписания искусного врача. И это значит, что искусный врач творит то, что пожелает, а больные не наделены сим правом. Прежде должно быть подтверждено умение врача; но после того, как его умение установлено, врач делает то, что считает нужным.
        Также и в случае, когда военачальник не имеет равных себе в военном искусстве, то, отдавая распоряжения и команды, он поступает, как пожелает. Если капитан судна сведущ в искусстве кораблевождения, то, отдавая какие бы то ни было распоряжения и команды, он поступает как пожелает. И поскольку истинный наставник есть Совершенный Человек, то, отдавая Свои распоряжения и команды, Он поступает, как пожелает.
        Коротко говоря, значение фразы "Он творит то, что Он пожелает" таково, что если Явитель утверждает что-либо или что-то повелевает, или совершает, а верующие не понимают мудрости сего, то они все равно не должны противиться этому ни единой своей мыслью, но должны стараться понять, почему Он это сказал или почему Он так поступил. Прочие души, пребывающие под сенью высочайших Явителей, должны подчиняться предписаниям Закона Божиего и не должны ни на волосок отходить от него; они должны сообразовывать свои дела и слова с Законом Божиим. Если они отклоняются от него, то они ответят перед Богом и будут судимы Им. Определенно ясно, что к ним не относится дозволение "Он творит то, что Он пожелает", ибо сие подобает только высочайшим Явителям.
        Так, Христос - да будет моя душа принята в жертву за Него! - был воплощением слов "Он творит то, что Он пожелает", но ученикам не подобало сие положение; ибо, поскольку они пребывали под сенью Христа, они не могли отступить от Его предписаний и воли.

 


(18)  Явитель Бога.
(19)  Китаб-и-Акдас: т.е. Самая Священная Книга. Главный труд Бахауллы, в котором содержится большинство заповедей. Это основа принципов Веры Бахаи.
(20)  Дом Справедливости (Baytu'l-Adl) есть учреждение, созданное Бахауллой. Здесь идет речь о двух  уровнях  сего учреждения: Местные Дома Справедливости, ответственные за дела в каждом городе или селении, и Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха в Своем Волеизъявлении и Завещании добавил учреждение промежуточного уровня, Промежуточные Дома Справедливости. Непогрешимостью наделен только Всемирный Дом Справедливости. В настоящее время, чтобы подчеркнуть чисто духовный характер их функций, Местные и Промежуточные Дома  Справедливости именуются  Местными и Национальными  Духовными Собраниями.

 

Вопрос. - В Священных Книгах имеются упреки и порицания в  отношении Пророков. К кому они обращены и кому они предназначены?
        Ответ. - Все божественные обращения, содержащие укоры, хотя как бы и относятся к Пророкам, в действительности предназначены людям, и в сем заключена мудрость, которая есть абсолютное милосердие, дабы люди не падали духом и не разочаровывались. Потому-то эти обращения как будто и адресованы Пророкам; но в действительности они предназначаются людям, а не Пророкам.
        Более того, могущественный и независимый царь есть представитель своей страны: то, что он говорит, есть глас всех жителей, договор, который он заключает, есть договор от лица всех жителей, ибо желание и устремления всех его подданных выражены в его желаниях и устремлениях. Подобным образом каждый Пророк есть представитель всех людей. И потому обещания и обращения Бога, адресованные Ему, адресованы всем. Обычно упреки и порицания слишком суровы для людей и могли бы повергнуть их сердца в уныние. Потому-то Совершенная Мудрость прибегает к сей форме обращения, что ясно видно в самой Библии, например, в том месте, где рассказывается, как дети Израиля взбунтовались и говорили Моисею: "Мы не можем воевать с Амалекитянами, ибо они сильны, могущественны и мужественны". Тогда Бог обратился с упреками к Моисею и Аарону, хотя Моисей проявлял совершенное послушание и не бунтовал. Воистину, столь великий Человек, Который явился проводником Божественных Щедрот и принес Закон, должен был непременно повиноваться велениям Бога. Такие Священные Души подобны листьям дерева, которые приводит в движение дуновение ветра, а не Их собственное желание; ибо Они повинуются ветру любви к Богу, и их воля полностью подчинена Ему. Их слово есть слово Божие; Их заповедь есть заповедь Божия; Их запрет есть запрет Божий. Они подобны стеклянному шару, получающему свет от заключенной в нем лампы. Хотя кажется, что свет исходит от этого стеклянного шара, на самом деле он исходит от лампы. Сходным же образом обстоит дело с Пророками Божьими, средоточиями Богоявления; Их движение и покой имеют истоком божественное вдохновение, а не человеческие страсти. Если бы это было не так, то как можно было бы доверять Пророку, и как бы мог Он быть Посланником Бога, возглашающим веления и запреты Божьи? Все недостатки, о которых упоминается в Священных Книгах в связи с Явителями, имеют то же объяснение, что и данный вопрос.
        Восхвалим Бога за то, что вы явились сюда и лицезрели слуг Божьих! Заметили ли вы в них что-либо кроме благоухания благости Божией? Воистину, нет. Вы собственными глазами видели, что денно и нощно они радеют и усердствуют, и что нет у них другой цели помимо возвышения слова Божьего, просвещения людей, образования масс народных, духовного прогресса, установления всеобщего мира, оказания помощи всему человечеству и проповеди добра для всех народов. Жертвуя собой во имя блага всех людей, они равнодушны к материальному благополучию и трудятся ради того, чтобы возродить в человечестве добродетели.
        Но вернемся к нашему вопросу. Например, в Ветхом Завете в Книге Пророка Исаии, глава 48, стих 12, сказано: "Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний". Очевидно, что имеется в виду не Иаков, получивший имя Израиль, но народ Израиля. Также в Книге Пророка Исаии, глава 43, стих 1, сказано: "Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты - Мой".
        Далее в Книге Чисел, глава 20, стих 23: "И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря:
        Пусть приложится Аарон к народу своему: ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы"(15), а в стихе 13: "Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою".
        Отметим: бунтовал народ Израиля, а порицание как бы было высказано Моисею и Аарону. Как сказано об этом в Книге Второзакония, глава 3, стих 26: "Господь гневался на меня за вас, и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом".
        Сие обращение и порицание в действительности направлено сынам Израиля, которые за непослушание Богу долгое время томились в бесплодной пустыне, на другом берегу реки Иордан, пока их оттуда не вывел в свое время Иисус Навин - слава ему. Сие обращение и порицание были как будто адресованы Моисею и Аарону, но в действительности - народу Израиля.
        В подобном же духе в Коране говорится Мухаммаду: "Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже"(16). Эти слова, как бы обращенные к Мухаммаду, в действительности предназначались народу. Такая форма обращения, как мы уже говорили прежде, по совершенной мудрости Бога использовалась с тем, чтобы не поселить в сердцах людей сомнений, тревог и мучительных переживаний.
        Сколь часто Пророки Бога и Его высочайшие Явители в Своих молитвах каются в грехах и проступках! Цель этого - воспитать людей, побудить и призвать их к смирению и покорности, привести их к покаянию в своих грехах и проступках. Ибо сами сии Святые Души свободны от всех грехов и чисты в Своих поступках. В Евангелии рассказывается, что некий человек пришел к Христу и назвал Его "Учитель Благий". Христос в ответ заявил: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог"(17). Это не означает, - Боже упаси! - что Христос был грешен; но сказано это с целью призвать к покорности и смирению, научить кротости и скромности человека, с которым Он говорил. Сии Священные Существа суть свет, а свет не смешивается с тьмой. Они суть жизнь, а жизнь и смерть несовместимы. Они наставляют истине, и сие наставничество не может уживаться с заблуждением. Они - сама суть повиновения, а повиновение не может сосуществовать с непокорностью.
        Итак, в заключение повторим, что обращения в виде порицаний, имеющиеся в Священных Книгах, хотя формально адресованы Пророкам - то есть Явителям Бога, - в действительности предназначены людям. Это станет ясным и очевидным для вас, если вы станете с прилежанием изучать Священные Книги.
Приветствую всех вас.

 


(15)  Числа 20:23-24.
(16)  См. Коран 48:1-2.
(17)  Ев. от Матфея 19:16-17.

 

Вопрос. - Сколько видов Пророков можно выделить?

        Ответ. - Вообще существует два вида Пророков. Есть независимые Пророки, за Которыми следуют другие; последние не являются независимыми, а выступают как последователи.
        Независимые Пророки являются законодателями и основателями новых циклов. С Их появлением мир одевается в новые одеяния, устанавливаются основы религии, и открывается новое писание. Без всякого посредника Они черпают от щедрот Сущности Божественного, и Их свечение есть свечение, присущее им по природе. Они подобны солнцу, которое излучает свет само по себе: свет есть присущее ему необходимое свойство; оно не отражает свет какой-либо другой звезды. Сии Зарницы восхода Единства суть источники щедрот и зеркала Сущности Сущностей.
        Прочие Пророки являются последователями и продолжателями, они подобны ветвям и не имеют статуса независимых; они получают от щедрот независимых Пророков, и их свет есть свет Наставничества вселенских Пророков. Их можно сравнить с луной, которая не сияет и не лучится сама по себе, а отражает свет солнца.
        В числе Явителей вселенского Пророчества, Которые имеют статус независимых, укажем Авраама, Моисея, Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Другие же были последователями и продолжателями, как, например, Соломон, Давид, Исаия, Иеремия и Иезекииль. Ибо независимые Пророки есть основатели; Они устанавливают новую религию и оказывают преобразующее воздействие на людей; Они изменяют мораль в целом, вводят новые обычаи и правила, обновляют цикл и Закон. Их появление подобно весне, которая облачает все земные существа в новые одеяния и дает им жизнь новую.
        Что же касается второго вида Пророков, которые суть последователи, то они распространяют Закон Божий, наставляют в Религии Бога и возглашают Его слово. Они не обладают иной силой и мощью кроме той, что они черпают от независимых Пророков.

        Вопрос. - К какой категории относятся Будда и Конфуций?

        Ответ. - Будда также установил новую религию, а Конфуций обновил нравы и древние добродетели, но их установления были полностью разрушены. Верования и обряды Буддистов и Конфуцианцев не перестали соответствовать основам первоначальных учений. Основатель Буддизма был наделен дивной душой. Он установил Единство Бога, но впоследствии исходные принципы Его учения постепенно были утрачены, а на смену пришли суеверные обычаи и обряды, которые в дальнейшем вылились в поклонение статуям и образам.
        А теперь заметьте: Христос часто повторял, что надо соблюдать Десять Заповедей Пятикнижия, и Он настаивал на том, что их нужно сохранить. Среди Десяти Заповедей есть одна, гласящая: "Не поклоняйся ни кумиру, ни изображению"(14). В настоящее время в некоторых Христианских церквах помещается множество скульптурных и живописных изображений. Из этого ясно и очевидно, что Религия Бога не сохранилась среди людей в своих первоначальных основах, но что она постепенно изменялась и искажалась, пока не оказалась полностью разрушена и утрачена. Именно поэтому и приходят новые Явители, и устанавливается новая религия. Если бы религии не искажались, то не было бы нужды в обновлении.
        Вначале дерево пребывало во всей своей красе, пышно цвело и обильно плодоносило, но затем состарилось и стало бесплодным, завяло и зачахло. Вот почему Истинный Садовник вновь сажает несравненное молодое дерево того же сорта и вида, которое растет и развивается день за днем, раскидывает свою густую тень в божественном саду и приносит дивные плоды. То же и с религией; с течением времени она отходит от первоначальных основ, истина Религии Бога совершенно утрачивается и не остается ее духа; появляются ереси, и она становится телом, лишенным души. Вот почему она подвергается обновлению.
        Буддисты и Конфуцианцы ныне поклоняются образам и статуям. Они совершенно забыли о Единстве Бога и веруют в воображаемых богов подобно древним грекам. Но вначале было не так; тогда соблюдались иные принципы и другие обряды.
        Подумайте также, до какой степени были преданы забвению принципы религии Христа и сколь много появилось ересей. Например, Христос запрещал месть и нападение; более того, Он завещал отвечать кротостью и прощением на зло и обиду. А теперь посмотрите: сколько кровопролитных войн происходило между самими Христианскими народами, сколь много угнетения, жестокости, захватничества и кровожадности имело места! Многие из этих войн велись по распоряжению Римских Пап. Таким образом, ясно и очевидно, что с течением времени религия совершенно искажается. Потому-то и происходит обновление.

 


(14)  Исход 20:4-5; Второзаконие 5:8-9.

  Вопрос. - Как велики возможности и совершенства Престолов Сущности, Явителей Бога, и каков предел Их влияния?

        Ответ. - Взгляните на мир существования, то есть на мир материальных вещей. Солнечная система заполнена тьмой и мраком, солнце здесь - центр, источающий свет, и все планеты системы обращаются в пределах его могущества и получают от его щедрот. Солнце есть источник жизни и света, оно способствует росту и развитию всех существ солнечной системы; ибо без щедрот солнца ни одно живое существо не могло бы жить: все оказалось бы во мраке и погибло. Таким образом, ясно и очевидно, что солнце есть средоточие света и источник жизни для существ солнечной системы.
        В подобном же духе Священные Явители Бога есть средоточие света сущности, источник таинств и щедрот любви. Они сияют в мире сердец и мыслей и изливают вечные милости на духовный мир; Они дают жизнь духовную и лучатся светом сущности и смысла. Просвещение в мир мыслей приходит из сих средоточий света и источников таинств. Без щедрот света и наставлений от сих Священных Существ мир душ и мыслей был бы тьмой кромешной. Без непреложных заповедей сих источников таинств мир человеческий обратился бы в пастбище, где правили бы животные инстинкты, существование всякой вещи было бы нереально, и истинная жизнь исчезла бы. Вот почему в Евангелии говорится: "Вначале было Слово", и это означает, что оно явилось источником жизни(13).
        Рассмотрим влияние солнца на земные существа, последствия удаленности от него и приближенности к нему и то, что происходит в результате его заходов и восходов. То наступает осень, то весна; их сменяют зима и лето. Когда солнце пересекает линию экватора, то животворная весна является во всем своем великолепии, а когда оно находится в точке летнего солнцестояния, то плоды достигают стадии совершенства, зерновые и прочие растения созревают, и земные существа вступают в период наиболее полного развития и роста.
        В подобном же духе, когда Священный Явитель Бога, Который есть солнце в мире Его творения, воссияет над мирами душ, мыслей и сердец, тогда приходят духовная весна и новая жизнь, взору открывается вся дивная мощь весны, и являются чудесные блага. Как вы могли бы заметить, с приходом каждого Явителя Бога необыкновенный прогресс отмечается в мире умов, мыслей и душ. Например, посмотрите, какое развитие мира умов и мыслей достигнуто в сей божественный век, а ведь это лишь его начало. Вскоре вы увидите, как новые щедроты божественного учения озарят сей мрачный мир и превратят эти горестные пределы в сад Эдемский.
        Если углубиться в разъяснения знамений и щедрот каждого из Священных Явителей, то это займет слишком много времени. Подумайте и поразмышляйте над этим сами, и тогда откроется вам истина по данному вопросу.

 


(13)   Евангелие от Иоанна 1:1.

 

Вопрос. - Каково истинное объяснение циклам, которые наблюдаются в существующем мире?
        Ответ. - Каждое из светил сего бескрайнего неба имеет свой цикл обращения, каждое обращается по своей особой орбите, у каждого цикла своя продолжительность, а по окончании одного цикла каждое тело начинает новый цикл обращения. Так, Земля каждые триста шестьдесят пять дней, четыре часа, сорок восемь минут и долю секунды завершает полный оборот; затем начинается новый цикл, то есть возобновляется прежний цикл. Сходным же образом во всей вселенной - и в мире небесных сфер, и в мире человеческом - имеют место циклы великих событий, значительных обстоятельств и происшествий. По окончании одного цикла начинается новый; и значительностью происходящих новых событий прежний цикл забывается совершенно, и от него не остается ни следа, ни воспоминания. Как видите, нам не осталось свидетельств о событиях двадцатитысячелетней давности, хотя доказано, что жизнь на земле есть явление весьма древнее. Она насчитывает не сто и не двести тысяч, не один и не два миллиона лет; она существует с очень древних времен, а воспоминания о событиях древности и их следы полностью утрачены.
        Подобным образом каждый из Божественных Явителей имеет свой цикл, в продолжение которого Его законы и заповеди распространяются и соблюдаются. Когда цикл завершается появлением нового Явителя, то начинается новый цикл. Таким образом, циклы начинаются, завершаются и обновляются, пока в мире не свершится вселенский цикл, когда произойдут такие важные события и великие дела, которые совершенно затмят все воспоминания о прошлом и сотрут его следы; затем в мире начнется новый вселенский цикл, ибо вселенная не имеет начала. Мы уже ранее приводили доказательства и свидетельствовали по этому вопросу; нет нужды повторяться.
        Говоря кратко, вселенский цикл в существующем мире охватывает длительный период времени, а также бесчисленное и неисчислимое количество периодов и эпох. В продолжение такого цикла великолепные Явители приходят в пределы мира зримого, пока величайший Явитель не обратит мир в средоточие Своего сияния. Его появление заставляет мир вступить в эпоху зрелости, и продолжительность Его цикла огромна. Впоследствии другие Явители взойдут под Его сенью; Они обновят какие-то из заповедей в соответствии с потребностями времени, но останутся при этом под Его сенью.
        Мы пребываем в цикле, начинающемся от Адама, а величайшим Явителем здесь является Бахаулла.

Вопрос. - Одна из способностей, которыми наделены Божественные Явители, есть знание. До какой степени оно ограничено?
        Ответ. - Знание бывает двух видов. Это субъективное знание и объективное - то есть интуитивное знание и знание, полученное путем восприятия.
        Знание вещей, которым, как правило, обладают люди, достигается путем размышлений или путем наблюдений, то есть либо силой интеллекта создается представление об объекте, либо из наблюдения объекта создается его образ в зеркале человеческого сердца. Круг этого знания очень ограничен, поскольку оно зависит от усилия и факта достижения.
        Знание же второго вида, которое есть знание своего бытия, - интуитивное; оно подобно тому сознанию и осознанию себя, которое имеет человек.
        К примеру, разум и дух человека осознают состояние и положение членов и составных частей тела, а также знают о всех физических ощущениях; точно так же разум и дух ведают о собственных возможностях, переживаниях, духовных состояниях. Сие есть знание своего бытия, которое человек осознает и воспринимает, ибо дух охватывает тело и ему ведомы все его ощущения и возможности. Сие знание не есть результат усилий и изучения. Это просто существующая вещь; это абсолютный дар.
        Поскольку Божественные Сущности, высочайшие Явители Бога, охватывают сущность и качества существ, превосходят и вмещают существующие реальности и понимают все вещи, то, следовательно, Их знание есть божественное знание, оно не приобретенное - то есть сие есть святой дар; сие есть божественное откровение.
        Приведем пример специально для того, чтобы облегчить понимание данного вопроса. Человек есть самое благородное существо на земле. Он вмещает в себе царства животных, растений и минералов - то есть состояния последних содержатся в нем в такой степени, что он является властителем сих состояний и уровней; ему известны их секреты и тайны их существования. Это просто пример, а не аналогия. Если говорить кратко, высочайшим Явителям Бога ведома сущность и тайная тайн живущих. И потому Они устанавливают законы, приемлемые и соответствующие состоянию мира человека, ибо религия есть глубинная связь, проистекающая из сущностей вещей. Явитель - то есть Священный Законодатель, - если Ему не ведомы сущности живущих, не сможет познать глубинную связь, проистекающую из сущности вещей, и Он определенно не сможет установить религию, соответствующую реальности и подходящую к данным условиям. Пророки Божии, высочайшие Явители, подобны искусным врачевателям, а зависимый мир подобен телу человека: божественные законы суть лекарство. Очевидно, что доктор должен знать обо всех частях и членах тела, а также разобраться в состоянии и особенностях конституции пациента с тем, чтобы прописать лекарство, которое поможет против отравляющего действия болезни. На самом деле, доктор по самой болезни заключает, какое лечение подходит пациенту, ибо сначала устанавливается диагноз, а затем выписывается лекарство против данной болезни. Пока не установлена болезнь, как можно прописывать лекарства и назначать лечение? Таким образом, доктор должен иметь основательные знания о конституции, членах, органах и состоянии пациента, должен быть осведомлен обо всех болезнях и лечебных средствах с тем, чтобы прописать нужное лекарство.
        Религия соответственно есть необходимая связь, проистекающая из сущности вещей; и поскольку Явителям Бога ведомы тайны существ, то Они осознают глубинную связь, и через сие знание устанавливают Закон Божий.

Подкатегории

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook