Бахаулла поясняет, что во Вселенной существует лишь одна сила, а именно, сила благословения Всемогущего Бога, чья любовь и доброта безграничны. Отсюда следует, что Зло, во всех своих проявлениях, не есть позитивная сущность, но лишь отсутствие Добра или его недостаточность. Зло есть отсутствие Добра в той же степени, в какой отсутствие света есть тьма.

Если человек поступает дурно, это значит, что его низшая, животная натура развита в большей степени, чем высшая, духовная. Такому человеку следует с помощью окружающих развивать свою высшую натуру.

Все люди имеют желания. Они есть даже у самых маленьких детей. Желание похвально, если оно направлено к добру для данной личности или для всего человечества в целом. Желание — это стремление получить больше, это импульс, даваемый Богом человеку для того, чтобы он мог стремиться к новым знаниям, совершенствовать характер, двигаться к Богу.

Добро — в следовании указаниям Бога; зло — когда человек, зная их, от Него отворачивается. Бахаулла дает человеку силу, отвагу и цель в жизни, подчеркивает снисходительность и милостивую природу Бога, но Он также ясно дает ему понять, что человек не может избежать индивидуальной ответственности за использование своих сил и способностей или злоупотребление ими.

«Знай, что все люди были созданы в природе, сотворенной Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому предопределена была своя мера, как объявлено в могущественных и хранимых Скрижалях Бога. Все, чем можете владеть, проявится не иначе, как в результате собственного вашего желания. Об этой истине свидетельствуют сами дела ваши... Тем не менее люди ухитрились нарушить этот закон. Отнести ли такое поведение за счет Бога или за их собственный счет? Будьте честны в суждении своем. Все доброе от Бога, все дурное — от вас самих». Бахаулла

В дополнение к запретам, о которых говорилось выше, а именно, на аскетизм, профессиональное отправление культа, употребление алкоголя и наркотиков, Бахаулла запретил также: азартные игры, внебрачные связи, воровство, гомосексуализм, жестокое обращение с животными, злословие, исповедание грехов, клевету, кремацию, поджоги, попрошайничество, профессиональное безбрачие, работорговлю, убийство и целование рук. Этим Он не только принес с собою законы Новой Эры, но и отменил некоторые законы и правила других религий, которые уже стали помехой единству человечества и развитию цивилизации. В 1931 г. Шоги Эффенди писал:

«Призыв Бахауллы направлен в первую очередь против всех форм провинциализма, замкнутости, предрассудков. Если взлелеянные в прошлом идеалы, освященные временем институты, некоторые социальные допущения и религиозные установления больше не способствуют благосостоянию большей части человечества, если они больше не служат потребностям постоянно развивающегося человечества, их следует смести и отправить на свалку отживших и забытых учений. Почему в мире, подчиненном всеобщему закону изменения и разрушения, они должны стать исключением из общего правила? Ведь правовые стандарты, экономические и политические теории предназначены единственно для соблюдения интересов человечества в целом, но не человечеству должно быть мучимым во имя сохранения целостности отдельных законов или доктрин».

Учение Веры бахаи объясняет, что в физическом мире нет ничего постоянного; все находится в процессе взаимосоединения или распада. Этот принцип верен не только по отношению к неодушевленным предметам, но также ко всем формам жизни. Так, биологические виды, составляющие растительное и животное царства, претерпевают развитие от простых форм к сложным. То же и человек. Бахаи признают, что физическое тело человека развивалось и обретало свои формы и качества в течение миллионов лет. Тем не менее, бахаи верят, что важнейшая сторона человеческого существа, отличающая его от представителей животного царства — его дух, или душа, — предмет особого творения Бога.

Человеческое общество развивается в направлении всемирного единства. Низшие формы этого единства, такие, как семья, племя, город-государство, нация, уже нашли свое развитие. Каждый его шаг был необходим для человечества и проходился им. Следующий шаг — мирное объединение человечества в единое сообщество. Основа такого содружества может быть только духовной, однако можно указать и на некоторые конкретные шаги, которые народам мира следует предпринять на пути их общего мирного развития. Это:

а) устранение чрезмерных богатства и бедности как внутри наций, так и между ними;

б) установление международного вспомогательного языка, которому, наряду с родным, будут учить в школах;

в) развитие мирового сообщества и всемирного парламента на основе справедливого представительства всех народов;

г) образование мирового федеративного правительства или Всемирного Сверхгосударства, Верховного Трибунала и Международного Исполнительного органа для обеспечения выполнения решений любой сопротивляющейся страной, для обеспечения общих прав народов и оказания отпора агрессии;

д) избрание единой системы мирового письма, всеобщей денежной системы, системы мер и весов, единого свода мировой литературы для облегчения связи и общения между собой всех рас и народов Земли.

Хранитель Веры в 1936 году писал:

«В подобном всемирном сообществе наука и религия, две самые мощные силы в жизни людей, примирятся и станут сотрудничать между собой в гармоничном развитии. В таком обществе пресса будет свободна от произвола заинтересованных сторон, от правительственных и национальных ограничений и станет отражать полную картину всевозможных взглядов и убеждений. Будет организован учет экономических ресурсов, будут разведаны и рационально эксплуатируемы источники сырья; их рынки, а также распределение продукции будут контролироваться и справедливо регулироваться. Прекратятся национальное соперничество, всяческие проявления ненависти и интриги, расовая борьба и предрассудки уступят место расовому миру, взаимопониманию и сотрудничеству. Станут постепенно стираться причины религиозных трений, будут постепенно убраны экономические барьеры и ограничения, ликвидированы чрезмерные различия между классами. Исчезнут как нищета, так и огромные накопления собственности. Колоссальная энергия, экономическая и политическая, расходуемая на войны, будет направлен на задачи, которые расширят горизонт человеческого разумения и технического развития, повысят производительность труда, искоренят болезни, расширят рамки научного поиска, повысят стандарт физического здоровья, а также будут способствовать совершенствованию человеческого разума, эксплуатации неиспользуемых и неисследованных ресурсов планеты, продлению человеческой жизни и осуществлению всех других видов деятельности, направленных на стимуляцию интеллектуальной, моральной и духовной жизни всей человеческой расы».

Душа, будучи сущностью не физической, а духовной, не разрушается, когда умирает человеческое тело. В течение земной жизни человека его душа связана с телом тем же образом, каким свет связан с отражающим его зеркалом. Зеркало разрушается, но свет продолжает сиять.

Душа зарождается в момент зачатия и представляет собой уникальное творение. Физическое существование на Земле — опыт, необходимый почти для каждой души. На этой стадии человек имеет возможность развить такие свои духовные способности, как честность, сострадание, любовь, щедрость. Эти качества необходимы после того, как наше физическое существование оканчивается, поэтому они развиваются здесь, на Земле, подобно тому, как у плода во чреве матери развиваются глаза, уши, нос, руки и ноги. В утробе ребенку эти органы не нужны, но впоследствии без них человек был бы весьма ущербен.

Существование души после смерти настолько же отличается от той жизни, которую мы знаем, насколько жизнь в утробе матери отличается от жизни после рождения. Душа, освобожденная от тела, подобна птице, освобожденной из клетки, и она продолжает свое развитие и продвижение к Богу. Наше развитие в следующем мире будет зависеть от усилий, которые мы затратили здесь.

«Рай» и «ад» — не места, но состояния. «Рай» есть близость к Богу, «ад» — отдаление от Него. Эти состояния существуют и в этой жизни, и в той, что последует за нею. Точно так же, жизнь и смерть в том смысле, в каком о них говорится в священных Писаниях, относятся к духовной жизни человека или ее отсутствию.

Смерти тела следует не страшиться, но приветствовать как рождение в новую, более полную жизнь.

«О сын высшего! Я сделал смерть вестницей радости тебе. Отчего же печалишься? Я заставил свет тебе воссиять. Отчего от него отгораживаешься?»

«Знай, что душа, после отделения своего от тела, продолжит свой путь, доколе не достигнет присутствия Божиего, в образе и подобии, которых не изменить ни веренице веков и эпох, ни переменам и случайностям сего мира. Она просуществует столько, сколько продлятся Царство Божие, могущество Его, власть Его и сила. Она воплотит знаки Бога, присущности Его и отразит добро Его любви и щедрые дары... Благословенна душа, что в час отделения своего от тела очищена от тщеты представлений людских. Подобная душа живет согласно Воле Творца и входит в высочайший Рай... Если скажут кому, что предопределено такой душе в мирах Бога... все существо его станет охвачено великим порывом достичь наивозвышенного, пречистого и великолепного состояния». Бахаулла

Другое важнейшее установление Бахауллы — необходимость всеобщего начального образования: все мужчины и женщины должны быть грамотными.

Знание — величайший дар Бога человеку, и те, кто лишает себя возможности приобретать знания, живут более ограниченной жизнью, чем их товарищи. Имеет смысл приобретать знания тех искусств, наук, ремесел и навыков, которые могут принести людям пользу и улучшить качество жизни на земле.

На незнании часто основаны предрассудки, и распространение образования может помочь их устранению из людской среды.

Люди различаются по способностям и талантам. Образование, даваемое детям, должно преследовать цель полного развития их природных данных и поощрения творческого сотрудничества среди них.

«Бахаулла провозгласил, что, поскольку неграмотность и отсутствие знаний — преграды, разъединяющие человечество, общее и профессиональное образование должны получать все. С помощью этого средства будет преодолено взаимонепонимание и объединению человечества будет придан новый импульс. Всеобщее образование — универсальный закон.

Образование обязательно для всех детей... В дополнение к общему образованию каждый ребенок должен получить профессию, ремесло, навыки, так, чтобы все члены общины могли зарабатывать себе на жизнь. Работа, выполняемая в духе служения, есть наивысшая форма вероисповедания». Абдул-Баха

Человечество — более высокая форма жизни, чем минералы, растения и животные. Бог дал человеку разум, рассудок. Он дал ему также душу, способную знать и любить Бога.

«О сын человеческий! Я возлюбил творить тебя, оттого сотворил. Возлюби же Меня, да назову твое имя и наполню душу твою духом жизни». Бахаулла

«Изо всего, что создал Он, особой милостью Своею Бог выделил чистую, подобную драгоценности, душу человека и наделил ее уникальной способностью признать Его и отразить величие Его славы». Бахаулла

Обращаясь к Явителям Бога, человек способен достигать качеств и свойств, которые от Него происходят: любви, истины, милосердия, справедливости.

Каждый волен решать для себя, обращаться ли ему к учению Бога. В Его глазах равны все, но каждая душа — индивидуальное творение, наделенное уникальными способностями и свойствами. Всего, чего человек может потенциально достичь, он добивается с помощью собственных усилий.

Каждому человеку присуща высшая духовная природа, которую следует развивать, чтобы познать Бога и любить Его. Но каждый человек обладает и другой природой — физической, животной. Бахаулла учит, что тело человека должно быть преданным слугой души. Великое счастье человека — в духовном, а не в физическом удовлетворении.

Истинный брак бахаи возможен лишь в случае, когда соблюдается еще один важный принцип Веры бахаи, а именно, принцип равенства мужчин и женщин.

Равенство женщин и мужчин у бахаи — моральный и духовный принцип, необходимый для построения нового Мирового Порядка. Без полного использования талантов и качеств мужчин и женщин невозможно совершенствование экономического и социального развития человечества.

«Мир Людей имеет два крыла; одно из них — женщины, другое — мужчины. Птица не может летать, если одно из крыльев недоразвито».

«До тех пор, пока женщинам не дадут развить свои способности в наивысшей степени, мужчины также не смогут достичь того величия, которым могли бы обладать». Абдул-Баха

Бахаулла установил, что образование женщин должно основываться на тех же стандартах, что и образование мужчин; женщины и мужчины должны обладать в обществе равными правами. Если семья не имеет денег для образования сына и дочери, родителям рекомендуется потратить деньги на образование дочери, так как она — потенциальная мать и воспитатель будущего поколения.

Установлению равноправия женщин помешать нельзя, учил Бахаулла, и невозможно задержать его развитие. Бахаулла также говорил, что когда женщины станут принимать полное и равноправное участие в делах мира, войны прекратятся.

Сами по себе эти изменения не произойдут — для полного развития своего потенциала женщинам придется самим сделать усилие. Для того, «чтобы достичь большей степени совершенства, стать равными мужчинам во всех отношениях, продвинуться во всех областях, где отставание женщин традиционно, чтобы мужчинам пришлось признать их равенство по способностям и навыкам, женщинам предстоит борьба» (Абдул-Баха).

В следующем отрывке Абдул-Баха поясняет, что может произойти, когда женщины займут в обществе свое истинное место:

«В прошлом мир был управляем силою, и мужчина доминировал над женщиной за счет своих более сильных и агрессивных качеств — как физических, так и умственных. Но этот баланс уже нарушается: сила теряет свое преобладание, в то время как живость ума, интуиция, духовные качества любви и служения, в которых сильнее женщины, приобретают главенствующее значение. Поэтому новая эпоха будет в меньшей степени мужской и в большей степени пропитанной женскими идеями; говоря точнее, это будет эпоха, в которой будут ровнее сбалансированы мужское и женское начала цивилизации».

Ограниченный разум человека никогда не постигнет Бога, учит Бахаулла, конечное не может понять бесконечного. Это все равно, что ожидать от стола, чтобы тот имел разумение о столяре, который его сделал. Абдул-Баха писал:

«...человек не может понять Существо Божественного, но может, с помощью своей способности к рассуждению, наблюдению, с помощью интуиции и силы распознания, даваемой Верою, верить в Бога, открывать дары Его благодати».

Хоть люди и не могут познать существа природы Бога, они могут верить в существование Божественной Реальности:

«Знай, что единый истинный Бог есть Тот, Кто отделен ото всех сотворенных существ и неизмеримо вознесен над ними. Вся Вселенная — отражение Его славы, Он же не зависим от своих созданий и превосходит их. В этом истинный смысл Божественнного единства. Он, Кто есть Вечная Истина, есть Единая Сила, распространяющая неоспоримое главенство над миром бытия, образ которого отражен в зеркале творения. Все сущее зависит от Него, и от Него происходит источник существования всего на свете». Бахаулла

Бог — кроитель Вселенной, но в то же время Он и любящий отец каждого отдельного человека, всякого, когда-либо жившего и когда-либо будущего жить. Сочетание этих двух ипостасей выходит за рамки человеческого понимания, но в этом сходятся основатели всех религий. Во всех мировых религиях превозносится величие Бога, и в то же время утверждается, что Бог полон великой любви к людям, что Он определил цель существования для каждого человека. Основатели этих религий, Воплощения Откровения, — связь между Богом и человеком. Бахаулла говорит о них так:

«...светлые бриллианты святости, что являются из Царства Духа в благородном виде храмины человека, приходят ко всем людям, дабы наделить мир тайнами неизменного Бытия и поведать о тонких тайнах Его нетленной Сущности».

Обращаясь к этим Явителям, человек способен узнать о Боге больше и приблизиться к Нему. Бахаулла писал:

«Настолько совершенно и всеобъемлюще Его творение, что ни один разум, ни одно сердце, как бы чисты и проницательны они ни были, не могут постичь природы даже самого незначительного из Его созданий, и в еще меньшей степени — измерить Тайну Того, Кто есть Дневная Звезда Истины, Кто есть Сущность невидимая и непознаваемая. Мысли самого набожного из мистиков, достижения совершеннейшего из людей, высочайшая хвала, какую могут передать человеческий язык или перо, — все это продукт ограниченного человеческого разума и все это определено его границами... С незапамятных времен окутан Он невыразимой святостью Своей возвышенной Сущности, и будет вечно погружен в непроницаемую тайну Своей непознаваемости. Любая попытка постичь Его недостижимую реальность кончается неизбежным заблуждением, и каждое усилие приблизиться к Его возвышенному Естеству, представить себе Его Сущность ведет к безнадежности и провалу».

Счастливые, крепкие семьи — краеугольный камень гармоничного, устойчивого общества. В Вере бахаи запрещено монашеское безбрачие, создание же семей, хотя и не обязательно, всячески приветствуется. Брак в Вере бахаи занимает высокое моральное положение и рассматривается как исполнение Божиего замысла. «Когда же пожелал Он изъявить благодать и милосердие к людям, Он открыл им установления и законы; среди них установил Он закон бракосочетания, сделал его подобным крепости благоденствия и спасения...» (Бахаулла).

Брак предоставляет наилучшие мыслимые условия для духовного и физического существования мужчин и женщин. В брачных отношениях они могут оптимальным образом помогать друг другу развить свой человеческий потенциал, вырасти духовно и получить возможность самопожертвования ради другого человека.

Первичная цель брака — воспитание детей. «Он говорит, Великий во Славе Своей: Женитесь, о люди, дабы от вас мог произойти тот, кто упомянет Меня среди слуг Моих; сие есть одна из заповедей Моих вам; следуйте ей как помощи для вас» (Бахаулла).

Родительские обязанности — первая и главная обязанность мужа и жены; поэтому именно этот аспект брака теснее всего связан с исполнением определений Бога для человека. Наилучший способ передать детям понимание Божиего установления для людей - собственный пример, и эта цель ясна родителям бахаи.

Признавая, что любовь Бога — истинный источник любви среди людей, партнеры в браке ищут опору своей любви друг к другу в любви к Богу; от этого зависит счастье в браке. «Истинная любовь невозможна, если не обратить лица своего к Богу и привлеченными не быть Красотою Его» (Абдул-Баха).

Основные качества, связывающие душу с Богом, - верность и преданность — должны стать фундаментом уз супружеской любви. Самое драгоценное выражение этих качеств — добродетельность.

«Концепция Веры бахаи в проблеме взаимоотношения полов состоит в том, что как мужчинами, так и женщинами должна строго соблюдаться добродетельность, причем не только по причине высшей ее этичности, но также потому, что это единственный путь к счастливой и полноценной жизни в браке. Поэтому половые взаимоотношения любого другого вида, помимо брака, в Вере бахаи не разрешаются; тот, кто нарушает это правило, не только несет ответственность перед Богом, но и достоин справедливого наказания от общества.

Вера Бахаи признает значение сексуального импульса, но осуждает такие его незаконные и неуместные проявления, как свободная любовь, групповой брак и тому подобные формы, так как все они содержат в себе потенциальную опасность для человека и общества, в котором он живет. Правильное употребление полового инстинкта — естественное право каждого человека, и именно с этой целью был установлен институт брака. В подавление полового инстинкта бахаи не верят, но верят в его регулирование и направление».

Шоги Эффенди, через секретаря

Брак — основа доброй семьи; в свою очередь хорошие семьи — основа устойчивой цивилизации.«Знай, что требование о браке вечно. Никогда не будет оно ни отменено, ни заменено. Это — божественное творение, и нет ни малейшей возможности изменения... или поправок к этому божественному творению» (Абдул-Баха).

Верность и преданность жизненно важны для брака. Поскольку внебрачные сексуальные отношения всякого вида воспрещены, бахаи настоятельно рекомендуется вступать в брак в молодом возрасте. Развод у бахаи возможен, но сурово осуждается, и к нему прибегают лишь в случаях, когда все попытки примирения не увенчиваются успехом.

Родителям запрещается устраивать браки своих детей. Бахаи должны сами находить своих брачных партнеров. Однако, когда таковые найдены, необходимо получить одобрение родителей. Брак между бахаи не может состояться до тех пор, пока не будет получено согласие обоих родных отцов и обеих матерей (разумеется, если они живы). Если обе семьи едины в своем одобрении предстоящего брака, он имеет больше шансов на успех.

Бахаи могут выбирать себе брачных партнеров в любой религиозной, национальной или расовой среде. Поскольку считается, что все человечество — один народ, весьма обычны браки между лицами, очень разнящимися по расовой или культурной принадлежности. Эти браки связуют семьи в более широкие круги общества и тем способствуют единству человечества.

Бахаи не разрешается иметь более одного супруга или одной супруги, но, если человек приходит к Вере бахаи, находясь в полигамном браке, он должен продолжать заботиться обо всех своих женах, но новые браки для него запрещены.

Обряд заключения брака чрезвычайно прост. Мужчина и женщина в присутствии свидетелей говорят друг другу: «Мы будем оба, воистину, следовать воле Бога». По желанию сочетающихся браком в обряд также могут быть включены музыка, молитвы, декламация.

Если законы страны не признают брака бахаи, чета должна в тот же день совершить обряд гражданского бракосочетания. Если только один из сочетающихся браком — бахаи, то при условии, что это не повлечет за собой формального принятия другой религии, бахаи могут принять участие в религиозной церемонии. В некоторых странах совершение обряда бракосочетания в общине бахаи признается официально, например, в Шотландии (с 1978 года).

Следует уважать права всех членов семьи и поддерживать ее единство в целом. Дети имеют определенные обязанности по отношению к родителям, а родители — по отношению к детям. Например, долг родителей — учить детей любви к Богу и к другим людям. Бахаулла указывает также, что на родителях лежит ответственность за обучение и воспитание детей. Если этих забот не берет на себя государство, а родители оказываются неспособными, такой семье должны совместно помогать друзья и община.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook