Перейдем к Мухаммаду. Жителям Америки и Европы известно множество историй о Пророке, которые они считают правдивыми, хотя авторы этих  историй  были  либо  невежественными,  либо  враждебно настроенными людьми - в большинстве своем это были представители духовенства; другим источником сведений о Пророке  послужили невежественные люди из числа мусульман, пересказывающие легенды о Мухаммаде, которые они по своему невежеству считали средством восхваления Его.
        Так некоторые отсталые Мусульмане восхваляют Его за многоженство, считая это удивительным и чудесным явлением; и  большинство историков Европы доверяют россказням этих невежественных людей.
        Например, какой-то глупец сказал священнику, что истинное величие проявляется в храбрости и в кровопролитии, и сообщил, что в одном из сражений сторонник Мухаммада снес головы сотне противников! Это позволило священнику сделать вывод о том, что верность Мухаммаду доказывается посредством убийств, хотя это не более чем пустые фантазии. Напротив, военные походы Мухаммада  носили  только оборонительный характер: подтверждением сему служит то, что все тринадцать лет проживания в Мекке Он и  Его  последователи подвергались жесточайшим преследованиям. В тот период они служили мишенью, на которую были направлены стрелы ненависти: некоторые из Его товарищей были убиты, а их имущество конфисковано; другие вынуждены были бежать в чужие края. Сам Мухаммад из-за крайних притеснений  со  стороны Курейшитов, которые в конце концов вознамерились убить Его, в одну из ночей бежал в Медину. Но и тогда  Его  враги не прекратили своих гонений и продолжали преследовать Его в Медине, а Его сторонников даже в Абиссинии.
        В те времена арабские племена находились на низшей ступени дикости и варварства, и в сравнении с ними дикари Африки и дикие индейские племена Америки обладали мудростью Платона. Дикари Америки не погребали заживо своих детей, как поступали со своими дочерьми арабы, считая сие благородным делом(7). Многие мужчины запугивали своих жен, говоря: "Если ты родишь дочь, то я убью тебя". Даже и в наши дни арабы не радуются рождению дочерей. Далее, мужчина мог иметь хоть тысячу женщин, и большинство имели в доме больше десяти жен. Когда арабские племена воевали между собой, то победители захватывали женщин и детей побежденных в плен и обращали их в рабство.
        Случалось, что когда умирал человек, имевший десяток жен, то сыновья этих женщин бросались захватывать матерей друг друга в собственность; если один из сыновей набрасывал свое покрывало на голову любой из жен своего отца и выкрикивал: "Эта женщина моя законная  собственность",  - то несчастная женщина сразу же становилась его пленницей и рабыней. Он мог сделать с ней все, что ему было угодно. Он мог убить ее, посадить ее в яму или избивать, терзать и мучить ее до тех пор, пока смерть не приносила ей освобождение. В соответствии с устоями и обычаями арабов он считался ее хозяином. Понятно, что между женами и детьми в таких семействах царили недоброжелательность, ревность, ненависть и вражда, и нет нужды распространяться на эту тему. Но, подумайте, каковы были положение и жизнь этих угнетенных женщин! Более того, средства к жизни арабы добывали грабежом и разбоем, так что они постоянно враждовали и воевали, убивая друг друга, разграбляя и расхищая имущество друг друга, уводя в плен женщин и детей, которых продавали в рабство. Сколь часто бывало, что дочери и сыновья князя, взращенные в роскоши и неге, за одну  ночь оказывались ввергнутыми в унижение, нищету и рабство. Вчера еще они были принцами, сегодня они пленники; вчера они были женщинами высокого звания, сегодня они рабыни.
        Мухаммад получил Божественное Откровение, когда жил среди сих диких племен, и, после тринадцати лет не прекращающихся гонений, Он был вынужден бежать(8). Но эти люди не прекратили преследований; они объединились, чтобы уничтожить Его и Его последователей.  Вот  при таких обстоятельствах Мухаммад был вынужден взяться за оружие. Такова истина: мы не фанатики и не имеем желания выгораживать Его, но мы судим по справедливости и говорим то, что есть правда. Давайте судить справедливо. Если бы Сам Христос оказался в таких условиях в окружении воинственных и варварских племен и если бы в течение тринадцати лет Он со Своими учениками терпеливо переносил все испытания и в конце концов был вынужден бежать из родной земли, а эти дикие, не знающие законов племена все равно продолжали бы преследовать Его, убивать мужчин, разграблять имущество, обращать в рабство жен и детей - что бы сделал Христос тогда? Если бы гонения обрушились только на Него, то Он простил бы своим гонителям, и такой акт прощения был бы наипохвальным; но если бы Он видел, что жестокие и кровожадные убийцы желают убивать, грабить и мучить всех угнетенных, обращать в рабство женщин и детей, то Он непременно оказал бы защиту последним и воспротивился бы угнетателям. В таком случае, что можно сказать против деяний Мухаммада? Вменять Ему в вину то, что Он и Его последователи, их жены и дети не покорились этим диким племенам? Избавить эти племена от кровожадности было великим благом, а обуздать и подчинить их было истинным милосердием. Сравните это с тем, когда человек подносит к губам яд, а его друг выбивает из рук у него чашу и спасает его жизнь. Если бы Христос оказался в подобных обстоятельствах, то определенно Он Своей всепобеждающей силой спас бы мужей, жен и детей от сих волков кровожадных.
        Мухаммад никогда не сражался с Христианами, напротив, Он хорошо к ним относился и предоставлял полную свободу. Община Христиан, проживавших  в  Найране, пользовалась Его покровительством и защитой. Мухаммад заявил: "Если кто-либо станет попирать их права, Я лично воспротивлюсь ему и пред лицом Бога Я обвиню его." В эдиктах, которые Он издавал, ясно указано, что жизнь, имущество и честь  Христиан  и Иудеев находятся под защитой Бога; если Магометанин женится на Христианке, то муж не должен препятствовать ей посещать церковь и заставлять закрывать лицо, а в случае ее смерти он должен предоставить погребальный обряд Христианским священникам. Если Христиане захотят построить церковь, Мусульмане должны помочь им. В случае войны между приверженцами и врагами Ислама Христиане не должны побуждаться к участию в сражениях, если только они сами по доброй воле не пожелают выступить в защиту Ислама,  в  благодарность  за  то,  что  пребывали под его покровительством.  В  качестве   компенсации   за   свою неприкосновенность они должны были выплачивать ежегодно небольшую сумму. Всего известно семь детально проработанных эдиктов по этим вопросам, несколько копий которых до сих пор сохранились в Иерусалиме. Это установленный факт, и он не нуждается в моем подтверждении. Эдикт второго Калифа(9) до сих пор хранится у православного Патриарха в Иерусалиме, и он не ставится под сомнение(10).
        Тем не менее по прошествии времени и по причине враждебных выпадов как со стороны Мусульман, так и Христиан, между ними возникли ненависть и рознь. Это факт, а все остальные россказни Мусульман, Христиан и прочих есть лишь измышления,  которые порождены фанатизмом или невежеством, или же проистекают из крайней недоброжелательности.
        Например, Мусульмане говорят, что Мухаммад расколол луну и что она упала на гору у Мекки: они полагают, что луна есть небольшое тело, которое Мухаммад разбил на две части и забросил одну часть на одну гору, а другую - на другую гору.
        Подобные истории есть чистой воды фанатизм. Также и традиции, на которые ссылаются представители духовенства, и поступки, которые они осуждают - все это оказывается весьма преувеличенным, если не абсолютно беспочвенным.
        Говоря кратко, Мухаммад явился в пустыне Ходжаз на Аравийском полуострове, которая представляла собой бесплодные унылые пески, практически безлюдные. В некоторых местах климат крайне жаркий, как в Мекке и Медине; тамошние люди были кочевниками с нравами и обычаями обитателей пустыни, далекие от какого-либо образования и научных знаний. Мухаммад и Сам был неграмотным, и первоначально Коран записывался на овечьих лопаточных костях или на пальмовых листьях. Эти детали красноречиво говорят об уровне людей, к которым был послан Мухаммад. Первым Его вопросом к ним было: "Почему вы не принимаете Пятикнижие и Евангелие и почему вы не веруете в Христа и Моисея?" Они были озадачены и возражали: "Наши предки не веровали в Пятикнижие и Евангелие; ответь нам, почему же?" - Он отвечал: "Они пребывали в заблуждении;  вы  должны отвергнуть тех, кто не верует в Пятикнижие и Евангелие, хотя бы это были ваши отцы и предки."
        Вот в такой стране и среди столь варварских племен неграмотный Человек создал книгу, в которой совершенным и выразительным слогом Он разъяснил божественные качества и совершенства, пророческую миссию Посланников Бога, Божьи законы, а также некоторые научные факты.
        Так известно, что до открытий нового времени - то есть в продолжение первых веков и до пятнадцатого столетия Христианской эры - все математики мира были согласны в том, что Земля есть центр вселенной и что Солнце движется. Но известный астроном, который был сторонником новой теории, открыл, что Земля движется, а Солнце неподвижно(11). До него все астрономы и философы мира придерживались Птолемеевой системы, а возражавшие против нее считались невеждами. Хотя Пифагор и Платон (в конце своей жизни) признавали теорию о том, что годовое движение Солнца по зодиаку происходит не от Солнца, а скорее от обращения Земли вокруг Солнца, эта теория была совершенно забыта, и все математики принимали  Птолемееву  систему. Но в Коране имеются строки, противоречащие этой системе. Одна из них - "Солнце движется на своем определенном месте", - указывает на неподвижность Солнца и его вращение вокруг оси(12). Далее, в другом стихе: "И каждая звезда движется в своем собственном небе"(13). Таким образом, описаны движение Солнца, Луны, Земли и прочих тел. Когда появился Коран, все математики насмехались над этими утверждениями и называли эту теорию  порождением  невежества.  Даже  доктора богословия Ислама, видя, что сии строки противоречат общепринятой Птолемеевой системе, были вынуждены находить им иное объяснение.
        И только после пятнадцатого столетия Христианской эры, почти девять столетий после Мухаммада, известный астроном при помощи телескопа, который он изобрел, осуществил новые наблюдения и сделал  важные открытия(14). Были открыты обращение Земли, неподвижность Солнца, а также его вращение вокруг оси. Стало очевидным, что строки Корана соответствуют истинным фактам и что Птолемеева система была ложной.
        Коротко говоря, многие народы Востока в  течение  тринадцати столетий взрастали под сенью религии Мухаммада. В средневековье, когда Европа оказалась погруженной в пучину варварства, арабские народы превосходили все прочие нации в учености, искусствах, цивилизованности, управлении,  математике  и  прочих  науках. Просветителем и Наставником сих арабских племен, Основателем цивилизации и совершенств гуманизма среди различных народов был неграмотный Человек, Мухаммад. Был ли сей выдающийся Человек совершенным Наставником или нет? Рассудите по справедливому.

 


(7)     Бану-Тамим, одно из самых варварских арабских племен, практиковало сей гнусный обычай.
(8)     В Медину.
(9)     Второй Калиф - Омар.
(10)   См. Юрий Зайдан, "Омайяды и Аббасиды", в переводе Д. С. Марголиут (на англ. языке).
(11)   Коперник.
(12)   Коран 36:37.
(13)   Коран 36:38 - данные цитаты переведены по тексту книги  (прим. пер.).
(14)   Галилей.

Затем явился Христос, который сказал: "Я родился от Духа Святого". Хотя в настоящее время Христианам легко верить этому утверждению, в те времена это было очень трудно. В Евангелии записано, что фарисеи говорили: "Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?"(6)
       Говоря кратко, этот Человек, Который в глазах всех занимал, казалось, низкое положение, восстал со столь великой силой, что упразднил религию, существовавшую уже пятнадцать столетий, и в такое  время,  когда  малейшее отклонение от ее предписаний подвергало нарушителя опасности наказания или смерти. Более того, во времена Христа во всем мире - и среди израильтян тоже - наблюдались смятение и падение нравов, а сам Израиль к тому времени  пришел  в  состояние  крайнего упадка, разорения и зависимости. Сначала израильтян покорили халдеи и персы; потом они были обращены в рабство ассирийцами; далее они стали подданными и вассалами Греции; и наконец они оказались под властью презиравших их римлян.
        Сей молодой Человек, Христос, с помощью сверхъестественной силы, осуществил  отмену  древнего  Закона  Моисеева,  преобразовал общественную мораль и вновь заложил основание для вечной славы израильтян. Более того, Он принес человечеству благую весть о всеобщем  мире  и  распространил  во  все  пределы  учение, предназначенное не только для Израиля, но сулящее счастье всему роду человеческому.
        Первыми восстали  на Него израильтяне, Его же народ. Внешне выглядело так, что они оказались сильнее Его и ввергли Его в величайшее унижение. В конце концов они увенчали Его терновым венцом и распяли Его. Но Христос, принимая величайшее страдание и муку, возглашал: "Солнце сие будет блистать, сей Свет воссияет, Моя благодать осенит мир, и все враги Мои будут посрамлены". И было по слову Его. Ибо все цари земные не смогли противостоять Ему. Их знамена  оказались  повержены,  тогда  как  хоругвь Страстотерпца оказалась поднята ввысь.
        Но все это противоречит нормальной человеческой логике. И тогда становится ясным и очевидным, что сей Славный Деятель был истинным Наставником, Просветителем в мире людей и что Ему помогала и Его укрепляла божественная сила.

 


(6)   Евангелие от Иоанна 6:42.

Моисей много лет провел в пустыне, будучи пастухом. Со стороны Он предстает как человек, который был взращен в условиях тирании, был известен меж людьми как Тот, Кто совершил убийство и стал пастухом. Правительство и люди Фараона ненавидели и отвергали его.
        И вот такой Человек освободил великий народ от цепей рабства, привел его к согласию, вывел из Египта и привел в Святую Землю.
        Этот народ из бездны унижения был поднят к вершине славы. Люди народа сего пребывали в рабстве - они стали свободны. Они были самым невежественным племенем - и стали мудрейшими. В результате установлений,  что дал им Моисей, они достигли почетнейшего положения среди всех других народов, их слава распространилась по всем странам, она была столь велика, что среди соседних народов высшей  похвалой  человеку  были  слова:  "Он  должно  быть израильтянин". Моисей установил законы и обряды; это вдохнуло жизнь в людей Израиля и привело их на высшую ступень цивилизации того времени.
        Они достигли такого развития, что философы из Греции приезжали, чтобы почерпнуть знаний от ученых Израиля. Одним из таких философов был Сократ, который бывал в Сирии и воспринял от детей Израиля учение о Боге Едином и о бессмертии души. По возвращении в Грецию он распространял это учение. Впоследствии жители Греции выступили против него, обвинили его в нечестивости, по их настоянию он был судим Ареопагом и приговорен к смерти через принятие яда.
        Так как же смог Человек, Который был заикой, Который воспитывался в доме Фараона, Который был известен меж людьми как убийца, Который из страха долго скрывался и Который стал пастухом, основать столь великое Дело, в то время как мудрейшие философы Земли не оказали и тысячной доли такого влияния на историю? Воистину сие есть чудо.
        Человек, язык Которого заплетался, Который даже не мог правильно говорить, преуспел в основании сего великого Дела! Если бы божественная сила не помогала Ему, то Он никогда не смог свершить сей великий труд. Эти факты неоспоримы. Философы-материалисты, греческие мыслители, великие сыны Рима прославились в мире, при этом каждый был знатоком в одной области знаний. Так, Гален и Гиппократ прославились как медики, Аристотель достиг вершин в логике и аргументации, а Платон - в этике и теологии. Как же мог простой пастух вместить все эти знания? Несомненно, что Его поддерживала всемогущая сила.
        Оцените также, сколь велики трудности и испытания, выпадающие на долю человека. Чтобы предотвратить акт жестокости, Моисей сразил египтянина и прослыл среди людей убийцей, в основном из-за того, что убитый Им человек принадлежал к правящей нации. Затем Он скрывался, и после всего этого Он оказался вознесен до положения Пророка!
        Хотя у Него  и  была  дурная  репутация,  Он,  направляемый сверхъестественной силой, совершил чудо и установил Свои великие заветы и законы!

Одним из тех, Кто был наделен этой силой и Кому она помогала, был Авраам. В подтверждение этого укажем, что Он родился в Месопотамии в семье людей, не исповедовавших Бога Единого. Он пошел против Своего народа и даже против Своей семьи, отрекшись от всех их богов. В одиночку и без поддержки Он противостоял могущественному племени, а это было не просто и не легко. Это как если бы в наши дни кто-либо явился к Христианам, почитающим Библию, и стал отрицать Христа; или если бы при Дворе Папы Римского - Боже упаси! - такой человек стал бы яростно поносить Христа и противоречить окружающим.
        Люди, окружавшие Авраама, верили не в одного Бога, а во многих богов, которым они приписывали чудеса; поэтому они восстали на Него, и никто не поддержал Его, кроме Лота, сына брата Его, да одного-двух  невлиятельных  людей.  В  конце  концов крайне притесняемый Своими врагами Он был вынужден покинуть Свою родину. По правде, Его изгнали в надежде, что Он будет разорен и уничтожен и что от Него и следа не останется.
        Тогда Авраам пришел в Святую Землю. Его враги полагали, что изгнание  приведет  к Его разорению и гибели, ибо казалось невозможным, чтобы человек, изгнанный из родной земли, лишенный прав, подвергающийся нападкам со всех сторон - будь Он даже царского рода - смог избежать краха. Но Авраам быстро оправился и проявил незаурядную стойкость - и Бог обратил это изгнание к Его вечной славе - и установил веру в Бога Единого среди народов, исповедовавших  многобожие.  Сие  изгнание  дало  начало многочисленному потомству Авраама, и им была отдана Святая Земля. В результате всего этого учение Авраама распространилось во все стороны, среди Его потомков явился Иаков, а затем и Иосиф, ставший правителем Египта. В результате изгнания Авраама в числе его потомков оказались Моисей и такая личность как Христос, и Агарь была обретена, и от нее родился Измаил, одним из потомков которого был Мухаммад. В результате Его изгнания среди Его потомков явился Баб (5), и множество Пророков Израиля были в числе потомков Авраама. И так будет продолжаться без конца. В конце концов в результате Его  изгнания вся Европа и большая часть Азии явились под спасительную сень Бога Израиля. Судите сами, какова же та сила, что помогла Человеку, изгнанному из Своей страны, создать такую семью, установить такую веру и распространить такие учения. Осмелится ли кто сказать, что все это произошло случайно? Ответьте по совести: был ли этот Человек Наставником или нет?
       Поскольку изгнание Авраама из Ура в Алеппо, в Сирию, привело к такому результату, следует подумать, каковы же будут последствия ссылки Бахауллы, во время которой Ему приходилось перемещаться из Тегерана в Багдад, оттуда в Константинополь, далее в Румелию, а затем в Святую Землю.
        Сколь же совершенным Наставником был Авраам!

 


(5)    Баб вел свое происхождение от Мухаммада.

Рассматривая существование мира, мы видим, что и мир минералов, и мир растений, и мир животных, и мир человеческий нуждаются в наставнике.
        Если земля не возделывается, то она обращается в дикие заросли, где произрастают лишь бесполезные сорные растения; но когда является земледелец и возделывает землю, то она приносит плоды, которые питают живые существа. Таким образом, очевидно, что почва нуждается в облагораживающем воздействии со стороны земледельца. Взгляните на деревья: если за ними не будет ухаживать садовник, то они будут бесплодны, а без плодов они бесполезны; но если за ними будет уход, то те же, прежде бесплодные деревья, начнут приносить плоды, а после обработки, внесения удобрений и прививки деревья, что давали горькие плоды, начнут приносить плоды сладкие. Таковы рациональные доводы; в наш век народам мира нужны разумные аргументы.
        Это же верно и в отношении животных: известно, что если человек приручает животное, оно становится домашним, и в то же время, если человек не получает воспитания, он становится как животное, и, более того, если он остается во власти природы, он опускается ниже животного, тогда как получивши воспитание он уподобляется ангелу. Ибо большинство животных не поедают себе подобных, люди же в Судане, в Центральных областях Африки убивают и поедают друг друга.
        Мы видим, что именно благодаря просвещению человек правит миром; именно  просвещение  порождает  удивительные творения; именно просвещение распространяет науки и искусства; именно просвещение являет новые открытия и установления. Если бы не было просвещения, не было бы и таких вещей как современные удобства, цивилизация или гуманность. Если человека одного отправить в пустыню, где он не встретит себе подобных, он, несомненно, одичает; таким образом, ясно, что ему необходим просветитель, наставник.
        Просвещение же есть трех видов: материальное, гуманитарное и духовное. Материальное просвещение касается совершенствования и развития тела, оно осуществляется через питание, обеспечение материальных удобств и благ. Этот вид просвещения является общим для животных и человека.
        Гуманитарное просвещение означает цивилизацию и прогресс, другими словами, управление,  порядок,  благотворительные  учреждения, торговлю, искусства и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, общественные институты, то есть виды деятельности, присущие человеку и отличающие его от животного.
        Божественное просвещение  исходит  из  Царствия  Божия:  оно заключается в обретении божественных совершенств, и сие есть истинное просвещение; ибо в таком состоянии человек становится средоточием божественных милостей, воплощением слов "Сотворим человека по образу Нашему"(2). Сие есть цель для мира человеков.
       Итак, мы нуждаемся в просветителе, наставнике, который был бы равно просветителем в материальном, гуманитарном и духовном плане, и чей авторитет был бы непререкаем всегда и везде. Так что, если кто-либо заявляет: "Я обладаю полным пониманием и совершенным разумом, а потому мне не нужен такой просветитель," - то он отрицает явное и очевидное, как если бы ребенок сказал: "Мне не нужно образование; я стану действовать по своему соображению и разумению и так я достигну всех совершенств существования"; или как если бы слепой заявил: "Мне нет нужды в зрении, ибо множество других слепых людей существуют без особых трудностей".
        Итак, ясно и очевидно, что человеку требуется  просветитель, наставник, и такой наставник должен быть однозначно и несомненно совершенным во всех отношениях и превосходить всех людей. В противном случае, если бы он был подобен прочим человекам, он не мог бы быть их просветителем, потому что, если говорить более конкретно, он должен быть для людей одновременно просветителем и в материальном, и в гуманитарном, а также и в духовном плане - то есть он должен научить людей: организации и осуществлению всего, что связано с физическими потребностями; устройству общественного порядка для установления сотрудничества и взаимопомощи в жизни людей с тем, чтобы материальные ее стороны были организованы и не выходили из-под контроля в любых обстоятельствах. В то же время он должен осуществлять гуманитарное  просвещение,  -  то  есть направлять разум и мысль так, чтобы они могли достичь полного развития, чтобы осуществлялся прогресс знания и науки и чтобы истинная  сущность вещей, тайны, заключенные в существах, и свойства  миров  могли  быть  познаны;  чтобы  неуклонно совершенствовались  способы правления, общественные институты, изобретения; чтобы от мира зримых и ощущаемых вещей  через информацию, даваемую чувствами, шел путь к логическому построению.
        Он же должен осуществлять и духовное просвещение с тем, чтобы разум и познание смогли проникнуть в метафизический мир и обрести благо от очищающего дуновения Духа Святого, и приобщиться к Высшему Сонму. Он должен влиять на сущность человеческую, дабы она стала средоточием божественных проявлений в такой степени, что имена и свойства Бога смогут отразиться сияющим блеском в зерцале человеческой сущности и священный стих "Сотворим человека по образу Нашему и подобию"(3) найдет свое воплощение.
        Ясно, что одними человеческими силами не справиться со столь грандиозной задачей и что один лишь разум не может взять на себя ответственность за осуществление такой великой миссии. Как может один человек без помощи и поддержки заложить основание столь благородного сооружения? Он должен полагаться на духовную и божественную силу, чтобы справиться с этой миссией. Одна Святая Душа способна вдохнуть жизнь в мир человечества, изменить облик планеты, дать толчок познанию, оживить души, заложить основы новой жизни, установить новые учреждения, внести порядок в мир, привести нации и религии под сень одного знамени, освободить человека из-под власти мира несовершенств и пороков и вдохнуть в него неистребимое  стремление  к  совершенству - естественному и благоприобретенному. Несомненно, что ничто, кроме божественной силы, не в состоянии совершить столь грандиозную работу. Если судить непредвзято, то мы должны будем признать справедливость этого.
        Дело, которое все правительства и народы мира, со всей их мощью и армиями, не в состоянии осуществлять и распространять, одна Святая Душа может продвинуть без посторонней помощи и поддержки! В человеческих ли силах совершить сие? Именем Бога клянусь, нет! К примеру, Христос в одиночку воздвиг знамя мира и справедливости, свершил труд, что не под силу всем славным правителям со всеми их воинствами. Взгляните, какова судьба столь многих и различных империй и народов: Римской империи, Франции, Германии, России, Англии и других; все они оказались собраны под одной крышей - то есть появление в сем мире Христа привело к единению различных наций, некоторые из которых под влиянием Христианства вступили в столь тесный союз, что жертвовали жизнями и владениями ради друг друга.  После императора Константина, поборника Христианства, произошел раскол. Дело в том, что Христос объединил сии нации, но по прошествии некоторого времени по вине правителей начались разногласия. Я хочу сказать, что Христос воздвиг Дело, которое не по силам всем царям земным! Он объединил различные религии и улучшил древние обычаи. Подумайте, сколь велики были различия между римлянами, греками, сирийцами, египтянами, финикийцами, израильтянами, а также другими народами Европы. Христос устранил сии различия и стал источником любви между этими сообществами. Хотя по прошествии некоторого времени правители разрушили сей союз, Христос сделал свое дело.
        Таким образом,  Всеобщий  Наставник  должен быть одновременно просветителем в физическом, гуманитарном и духовном плане; и Он должен обладать сверхъестественной силой с тем, чтобы стать проводником божественного. Если в Нем не проявится святая сила, Он не сможет стать Наставником, ибо если Он не совершенен, то как сможет Он дать совершенное наставление? Если Он невежественен, то как сможет Он просветить других? Если Он несправедлив, то как сможет Он сделать праведными других? Если Он земной, то как сможет Он заставить других устремиться к небесам?
        Итак, судите справедливо: обладали ли всеми этими качествами те Явители Бога, что приходили прежде(4)? Если бы Они не обладали всеми этими качествами и совершенствами, Они бы не были истинными Наставниками.
       Таким образом, нам надлежит обосновать для думающих людей при помощи логических аргументов пророческую миссию Моисея, Христа и других  Явителей  Бога.  И приводимые нами доказательства и свидетельства основываются не на традиции, а на доводах разума.
        Мы уже  показали,  пользуясь  логическими  аргументами,  что существующий  мир  крайне  нуждается  в  наставнике и что преобразование мира должно достигаться при помощи божественной силы. Нет сомнения, что такая божественная сила есть откровение и что просвещение мира должно достигаться через эту силу, которая превыше сил человеческих.

 


(2)    Бытие 1:26.
(3)    Бытие 1:26.
(4)    Явители Бога - это основатели религии. См. Вопрос 43 - "Два вида пророков".

Одно из доказательств и наглядных свидетельств существования Бога есть тот факт, что человек не создал себя сам: его творец и создатель есть некто вне него.
        Определенно и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо не наделенное мощью существо не может создать другое существо. Творец, создатель должен обладать всеми совершенствами для того, чтобы творить.
        Может ли творение быть совершенным, а творец - несовершенным? Может ли картина оказаться шедевром, тогда как художник не достиг совершенства в своем искусстве? Ибо это его искусство и его творение. Более того, картина не может быть подобна художнику; в противном случае картина создала бы самое себя. Сколь совершенной бы картина ни была, в сравнении с художником она пребывает в крайнем несовершенстве.
        Пребывающий в  состоянии  зависимости  мир  есть  источник несовершенства: Бог же есть начало совершенства. Несовершенства зависимого мира сами уже есть доказательство совершенств Бога.
        К примеру, глядя на человека, вы видите, что он слаб. Сама слабость сего  создания  есть  доказательство  силы  Вечного Всемогущего, ибо, если бы не было силы, то невозможно было бы представить себе слабость. Таким образом, слабость создания есть доказательство силы Бога; ибо не будь силы, не было бы слабости; так из сей слабости становится очевидным, что в мире есть сила. Далее, в зависимом мире существует нищета; значит, необходимым образом существует и богатство, поскольку нищета явлена в мире. В зависимом мире существует невежество; необходимым образом и знание существует, поскольку обнаруживается невежество; ибо, если бы не было  знания, то не было бы и невежества. Невежество есть несуществование знания, а если бы не было существования, то не было бы и несуществования.
        Несомненно, что весь зависимый мир подчинен закону и правилам, которым он не может не подчиняться; даже человек принужден уступать неизбежности смерти, необходимости сна и других состояний - то есть можно сказать, что человек в определенных отношениях оказывается направляемым, и необходимым образом это состояние направляемости предполагает существование направляющего. Поскольку характерной  чертой  зависимых  существ  является  состояние зависимости, и сия зависимость есть существенная необходимость, постольку должно быть независимое существо, независимость которого есть его суть.
        Подобным же образом, глядя на больного человека, можно заключить, что должен быть где-то и некто в добром здравии; ибо если бы не было состояния здоровья, то невозможно было  бы  установить состояние нездоровья.
        Таким образом, становится очевидным, что есть Вечный Всемогущий, Который обладает всеми совершенствами, ибо, если бы Он не обладал всеми совершенствами, то Он был бы подобен Своим творениям.
       И так повсюду в существующем мире; наименьшая из сотворенных вещей доказывает существование творца. К примеру, сей кусок хлеба показывает, что есть человек, его выпекший.
        Хвала Господу! Малейшее изменение малейшей из вещей доказывает существование творца: так возможно ли, чтобы  сия  огромная вселенная, которая бесконечна, сотворила сама себя и явилась результатом развития материи и элементов? Сколь очевидно ошибочно такое предположение!
        Сии очевидные аргументы предназначены для слабых душ; но если откроется внутреннее зрение, то явятся  сотни  тысяч  ясных доказательств. Так, когда человек ощущает в себе дух, ему не требуется доказательств его существования; для тех же, кто обойден щедротами  духа,  необходимо  представить  аргументы внешнего характера.

Природа есть то состояние, та реальная действительность, которая внешне выражается в жизни и смерти, или, другими словами, в созидании и разложении всех вещей.
        Сия Природа подчиняется определенным законам, совершенному порядку и законченному замыслу, от которого она никогда не отойдет - и до такой степени, поистине, что если вы вглядитесь внимательным и пытливым оком во все сущее, от мельчайшего, невидимого глазу атома до таких больших тел существующего мира, как солнечный шар и другие огромные звезды и светящиеся сферы, то вы обнаружите, что в любом проявлении - будь то их устройство, состав, форма или движение - сущности эти предстают как в высшей упорядоченности и подчиненные единому закону, от которого они никогда не отступят.
        Но наблюдая саму Природу, вы видите, что она не наделена ни разумом, ни волей. Так, например, природа огня есть горение; он горит не по своей воле или разумению. Природа воды есть текучесть; она течет не по своей воле или разумению. Природа солнца есть свечение; оно светит не по своей воле или разумению. Природа пара есть испарение; он испаряется не по своей воле или разумению. Таким образом, ясно, что естественные движения всякой  вещи непреложным образом определены; произвольное движение присуще только животным и, в первую очередь, человеку. Человек способен сопротивляться и противостоять Природе, ибо он познает состав вещей, и благодаря этому использует силы Природы; все сделанные им изобретения проистекают из познания строения вещей. К примеру, он изобрел телеграф, который есть средство связи между разными частями мира. Таким образом очевидно, что человек главенствует над Природой.
        Итак, если вы наблюдаете существование такой упорядоченности, устройства и законов, можете ли вы утверждать, что все это есть творение Природы, тогда как Природа не наделена ни разумом, ни способностью к восприятию? Если нет, то становится очевидным, что сия Природа, которая не обладает ни способностью к восприятию, ни разумом, находится во власти Бога Всемогущего, Который есть Властелин мира Природы; что бы Он не пожелал, Он заставляет Природу явить это.
        Одна из вещей, которая явилась в существующем мире, и которая есть одно из необходимых условий Природы, - это человеческая жизнь. С этой точки зрения человека можно рассматривать как ветвь; корень есть природа. Как же тогда воля, разум и совершенства, которыми наделена ветвь, могут отсутствовать в корне?
        На это отвечают, что Природа в сути своей находится во власти Бога, Который есть Единый Вечный Всемогущий: Он удерживает Природу в рамках установлений и законов и царствует над ней(1).


(1)     О понятии Бога см. "Божественное может быть воспринято только при посредстве Явителей Бога" - вопрос 37; "Познание человеком Бога" - вопрос 59. Читателю станет ясно, что в Вере Бахаи нет антропоморфной концепции Бога, и что если используется традиционная терминология, то непременно разъясняется ее символическое значение.

"Я уделил вам время, когда Меня одолевала усталость", - с такими словами однажды Абдул-Баха встал из-за стола после того, как ответил на один из моих вопросов.
        Также было и в другие дни, устав от многочасовых трудов, Он находил разрядку в другой работе; иногда Он мог беседовать в течение продолжительного времени; но часто, даже когда разъяснение вопроса можно было бы продолжить, Ему приходилось покидать меня; и вновь проходили дни и даже недели, в течение которых Он был лишен возможности давать мне разъяснения. Но я набралась терпения, ибо всегда передо мной был великий пример - пример Его жизни.
        В продолжение нескольких моих поездок в Акку эти ответы были записаны на персидском языке со слов Абдул-Баха, и не для опубликования, а просто для моего последующего изучения. Первоначально свои ответы Абдул-Баха приспосабливал к возможностям устного перевода; а впоследствии, когда я приобрела некоторые познания в персидском языке, Он учитывал мой ограниченный словарный запас. Этим объясняется повторяемость образов и фраз, хотя я не встречала человека, в большей степени владеющего легкостью и изяществом стиля, нежели Абдул-Баха. В преподанных Им уроках Он предстает в качестве учителя, учитывающего возможности ученика, а не в качестве оратора или поэта.
        В данной книге освещены только некоторые аспекты Веры Бахаи, Веры, которая обращена ко всем и в учении которой каждый вопрошающий, каков бы ни был уровень его развития и индивидуальные потребности, найдет ответ.
        В случае со мной разъяснения носили упрощенный характер, что соответствовало зачаточному уровню моего знания, а потому их ни в коей мере нельзя назвать полными и исчерпывающими, как можно предположить при взгляде на оглавление книги, - оглавление добавлено лишь в целях указания вопросов, рассматриваемых в ней. Но мне кажется, что оказавшееся столь полезным для меня может принести пользу и другим, поскольку все люди, несмотря на различия, едины в своем поиске истины; и потому я испросила у Абдул-Баха дозволения опубликовать эти беседы.
        В действительности они не проводились в каком-либо определенном тематическом порядке, но теперь слегка систематизированы для удобства читателя. Книга близко повторяет текст на персидском языке, временами даже в ущерб английскому языку; были допущены лишь небольшие изменения при переводе, и только тогда, когда буквальная передача текста оказывалась слишком сложной и туманной; при этом добавленные слова, понадобившиеся для того, чтобы сделать смысл текста более ясным, никоим образом не выделены во избежание слишком частого нарушения мысли техническими или пояснительными знаками. Многие персидские и арабские имена записаны в их простейшей форме без строгого соблюдения принятой в науке системы, чтобы не сбивать с толку неискушенного читателя.

Лаура Клиффорд Барни

В связи с вопросами, иногда возникающими в отношении "Ответов на некоторые вопросы" и того, как они были написаны, Лаура Клиффорд Барни, тот самый собеседник, который получил эти ответы от Абдул-Баха, сообщила издателям следующие сведения.
        Беседы между Абдул-Баха и Лаурой Клиффорд Барни проходили в трудные времена, в 1904 - 1906 гг., когда по распоряжению правительства Турции Он содержался в городе Акке и к Нему допускалось ограниченное количество посетителей. В то время Ему постоянно угрожало перемещение в какое-нибудь отдаленное безлюдное место заключения.
        В качестве интервьюера мисс Барни позаботилась о том, чтобы один из зятьев Абдул-Баха или один из трех видных персов из числа Его секретарей присутствовал при этих беседах с тем, чтобы обеспечить точность записи Его ответов на задаваемые Ему вопросы. Затем Абдул-Баха прочитывал записи, иногда внося изменения в виде отдельного слова или строки Своим тростниковым пером. Впоследствии мисс Барни перевела записи на английский язык. Оригинальные тексты на персидском языке в настоящее время составляют часть архива Бахаи в Хайфе. Дополнительный комментарий к сему труду содержится в высказываниях Шоги Эффенди в его книге "God Passes by" ("Бог проходит среди нас") на страницах 107, 260, 268, 305 и 385.
        Абдул-Баха был окончательно освобожден в 1908 г., после революции в Османской Империи и свержения султана. Спустя несколько лет Он совершил путешествия в Египет, Европу и Северную Америку, общаясь с людьми всех религиозных убеждений и классов, встречаясь с выдающимися деятелями и выступая перед собраниями людей в храмах, университетах, религиозных центрах и миссиях, а также и в дружественной домашней обстановке.

Можем ли мы познать Бога? Может ли религиозное учение быть примирено с научным знанием? Что значит быть человеком? Вот вопросы, которые прежде относились исключительно к области философии и богословия. Ныне не так. В наше время эти вопросы интересуют широкие массы людей. Наша бедствующая и зашедшая в тупик цивилизация, оторвавшись от верований и ценностей, составлявших ее опору на протяжении столетий, стоит на краю пропасти, имя которой саморазрушение. Мы, люди этой цивилизации, утратили цель и смысл жизни, то, что для наших предков было естественным. Сегодня вопросы о жизненных ценностях настоятельно требуют ответов.
        В книге "Ответы на некоторые вопросы" трактуются непринужденно, сжато и логично не только вопросы о Боге и отношениях между наукой и религией, но широкий круг других вопросов, представляющих несомненный интерес не только для души, взыскующей религиозной истины, но и для пытливого научного ума. Ответы исходят от Абдул-Баха, сына Пророка - Основателя Веры Бахаи, - новой и независимой мировой религии, имеющей последователей практически в каждой стране. Ответы были собраны в ходе многих застольных бесед, которые Абдул-Баха вел в течение 1904, 1905 и 1906 годов. В каждом из пяти разделов книги Абдул-Баха разъясняет вопросы разного характера, от метафизических до самых обыденных. С одной стороны, Он углубляется в дебри философии при обсуждении таких предметов как бессмертие, предопределение, свобода воли, ошибочная доктрина перевоплощения - сочетая при этом интуицию  мистика со здравым смыслом практика. С другой стороны, Он высказывается по таким вопросам, которые касаются устройства человеческого общества, например, проблема забастовок, обращение с преступниками, правильность отношений между капиталом и трудом - и в его изложении эти совершенно мирские вопросы приобретают духовную значимость.
        В начальном разделе книги "Ответы на некоторые вопросы" Абдул-Баха использует как логические, так и традиционные доказательства для подтверждения существования Бога и необходимости Божественных Наставников, или Явителей Бога. Он посвящает несколько бесед жизнеописаниям и свершениям некоторых из этих Божественных Явителей, включая Авраама, Моисея, Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу, рассматривая каждого из Них как последовательное звено осуществляемого Богом плана воспитания человечества. Таким образом, Он освещает по-новому историю религии и саму природу религии. Абдул-Баха возвращается к теме Явителей Бога в третьем разделе книги, где Он более детально разъясняет характер, положение и способности исключительных Существ, избранных служить Божьими глашатаями.
        Во втором разделе "Ответов на некоторые вопросы" Абдул-Баха высказывается с точки зрения учения Бахаи по поводу ряда запутанных вопросов Христианства. Он уделяет особое внимание теме "возвращения", или Второго Пришествия Христа. Он также рассуждает о рождении Христа, о Воскресении, крещении, значении причастия, чудесах Христа и Троице, давая толкования, которые для читателей, воспитанных в духе традиционной Христианской доктрины, без сомнения, окажутся поразительно свежими и поучительными.
        В четвертом разделе книги Абдул-Баха рассматривает происхождение, возможности и положение человека. Утверждение Бахаи о том, что в своих основах наука и религия полностью и гармонично согласуются, живо явлено в Его объяснении происхождения и развития человека как вида. Пятый, последний, раздел посвящен вопросам разного характера, включая вопросы об основах человеческого знания и о пантеизме.
        Книга "Ответы на некоторые вопросы" по своему стилю и по форме не похожа на другие труды Абдул-Баха. В Его книге "Волеизъявление и Завещание", состоящей из трех разделов, устанавливаются полномочия административных институтов Веры Бахаи и обеспечиваются целостность и единство системы административного устройства Бахаи. "Секрет Божественной Цивилизации" представляет собой трактат по вопросам общего состояния современной цивилизации. "Повествование Странника" дает хронологическое изложение событий ранней истории Веры Баби и Бахаи. "Летопись Правоверного" содержит воспоминания Абдул-Баха о семидесяти девяти Бахаи из числа первых объединенных любовью к Бахаулле. И лишь в книге "Ответы на некоторые вопросы", получившейся в результате застольных бесед, в которых Он участвовал, читателю предлагаются эссе на различные темы, каждое из которых может быть прочитано и отдельно в качестве самостоятельной темы для изучения и размышления, и как часть целого, сложившегося в результате серии бесед. В большинстве своем беседы непродолжительны. Во всех присутствуют характерные черты разговора. Во всех использованы ясные, конкретные примеры для пояснения сложных вопросов. Серьезность бесед смягчается юмором. При каждом новом повороте темы с "блестящей простотой", "убедительностью" и "силой" проясняются как основные постулаты, так и тонкости учения Бахаи.
        Вера Бахаи была основана Мирзой Хусейном Али (1817-1892), известным как Бахаулла, "Слава Божия". Происхождение Веры Бахаи тесно связано с Верой Баби, основанной в Персии (Иран) в 1844 г. Мирзой Али-Мохаммедом (1819-1850), известным как Баб, или "Врата". Баб объявил, что Он является не только основателем независимой религии, но и предвестником нового и гораздо более великого пророка, или посланника Божия, Который откроет эру мира для всего человечества. В 1863 г. Бахаулла возгласил, что Он есть Тот, о Ком пророчествовал Баб.
        Учение Бахауллы вскоре привело Его к конфликту с правительством Персии и Мусульманским духовенством, в результате Он был изгнан из Ирана и отбывал ссылку в разных местах Османской Империи. В 1868 г.  Он был отправлен в качестве узника в крепость Акка, что в Святой Земле, вблизи которой Он и почил в 1892 г. В Своем Завещании Он определил Абдул-Баха (1844-1921), Своего старшего сына, Своим преемником в руководстве сообществом Бахаи и толковании писаний Бахаи. Абдул-Баха в свою очередь определил Своего старшего внука, Шоги Эффенди (1897-1957), Своим преемником в качестве Хранителя Дела и полномочного толкователя учения Бахаи. В настоящее время делами мирового сообщества Бахаи управляет Всемирный Дом Справедливости, высший выборный совет Веры Бахаи.
        Основными постулатами Веры Бахаи являются единство Бога, единство религии и единство человечества. Основные положения, провозглашенные Бахауллой, утверждают, что религиозная истина не абсолютна, а относительна; что Божественное Откровение есть процесс непрерывный и развивающийся; что все великие религии мира божественны по своему происхождению; и что их учения представляют собой последовательные стадии духовной эволюции человеческого общества. Поскольку Бахаулла учит, что назначение религии - приводить людей к согласию и единению и что религия есть основной фактор для достижения мира и упорядоченного развития общества, то в писаниях Бахаи представлена схема учреждений, необходимых для установления мира и мирового порядка. В их число входят: всемирное объединение, или содружество, с исполнительными, законодательными и юридическими органами; международный вспомогательный язык; всемирная экономика; механизм всеобщей связи и путей сообщения; единая система валют, весов и мер.
        Писания Бахаи также дают наставления, помогающие Бахаи (последователям Бахауллы) исполнять то, что составляет главный смысл человеческой жизни, - познавать Бога и поклоняться Ему, а также "продвигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию" - всеми силами служа единству человечества, миру и порядку на всей планете. К примеру, писания Бахаи призывают к воспитанию хорошего характера и развитию таких душевных качеств, как честность, надежность, сострадательность и справедливость. Эти качества развиваются посредством молитв, медитаций и трудов в духе служения человечеству - все это для Бахаи способы поклонения Богу. Провозглашая принцип органического единства человечества, писания Бахаи призывают к устранению предрассудков, связанных с расовыми, религиозными, классовыми, национальными и половыми различиями. Они побуждают к последовательному уничтожению всех форм суеверия, мешающего прогрессу человечества и достижению гармонии между материальными и духовными аспектами жизни, которые в равной степени основываются на понимании принципов неустанного стремления к истине и содружества науки и религии как двух граней истины. В них поощряется развитие индивидуальных талантов и способностей каждой личности через овладение знаниями и мастерством, ибо профессиональная деятельность нужна не только для личного удовлетворения, но и для процветания всего общества. В них призывается к полноценному участию как мужчин, так и женщин во всех сторонах жизни общества, включая выборы и управление, а также принятие решений, что соответствует провозглашенному в учении Бахаи принципу равных возможностей, прав и привилегий для обоих полов. В них утверждается необходимость установления всеобщего обязательного образования.
        "Ответы на некоторые вопросы" выходили в нескольких изданиях после того, как впервые были изданы в Лондоне в 1908 г. Они остаются одной из самых популярных и пользующихся спросом книг в постоянно увеличивающемся потоке литературы Бахаи. Что еще более важно, книга занимает значительное место в ряду священных трудов Веры Бахаи, ибо является одной из немногочисленных высказываний Абдул-Баха, истинность которых засвидетельствовал Он Сам. Настоящее новое издание еще раз предоставляет этот бесценный источник к услугам изучающих доктрину Бахаи и тех, кто наделен пытливой душой.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook