Раскрывая предназначение

Венец творения

Величественно положение человека! Недавно из сокровищницы Нашего Пера Славы сошло сие

возвышенное Слово: Велик и благословен сей День - День, когда все дремлющее в человеке было

и будет явлено. Величественно положение человека, когда бы держался он праведности и истины

и пребывал твердым и неколебимым в Деле сем. В глазах Всемилостивого истинный человек

подобен небесному своду: солнце его и луна суть зрение и слух человека, а звезды суть его

сияющий и светлый нрав. Положение его - высочайшее, и его влиянием воспитывается мир

бытия.1

Бахаулла

     По разумению народа Бахa, человек славен своими знаниями, честным поведением,

похвальным нравом и мудростью, а не национальностью или положением.2

Бахаулла

     Величественно положение человека. Столь же великими должны быть и усилия его по

возрождению мира ради процветания народов.3

Бахаулла

     Когда бы человек постиг величие своего положения и свое высокое предназначение, он

являл бы лишь добрый нрав, чистые деяния и достойное и похвальное поведение. Если бы народ

направили ученые и мудрые люди доброй воли, всю землю стали бы считать единой страной.

Безусловно, сие - непреложная истина. Сей слуга призывает всякую усердную и деятельную душу

приложить величайшие усилия и восстать на то, чтобы улучшить положение во всех краях и

воскресить мертвых живыми водами мудрости и речения, черпая силы в любви, кою питает душа к

Богу, Единому, Несравненному, Всемогущему, Благодетельному.4

Бахаулла

     Превосходство человека над всем сотворенным миром проявляется и в том, что он обладает

душой, в которой пребывает Божественный дух; души низших созданий находятся ниже по своей

сути.

     Следовательно, нет сомнений в том, что из всего сотворенного человек по сути своей

ближе всех к Богу и посему получает бoльшие дары от Божией Благодати.

     Царство минералов обладает способностью к существованию. Растениям свойственны

способность к существованию и способность к росту. Животные, кроме существования и роста,

способны к свободному передвижению и к чувственному восприятию. Человек, наряду со

свойствами низших миров, обладает и многими другими. В человеке объединяется все, присущее

созданному до него, поскольку он вобрал в себя все это.5

Абдул-Баха

     Человек - высший вид, ибо он обладает совершенствами всех царств, то есть он обладает

телом, которое растет и наделено ощущениями. Помимо обладания совершенствами минерала,

растения и животного, он наделен еще и особым совершенством, которого лишены остальные

существа, а именно - интеллектуальными способностями. Потому человек и относится к самым

благородным из существ.6

Абдул-Баха

НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

     Напрягите все силы, дабы достичь внутреннего и внешнего совершенства, ибо плодом древа

человеческого всегда были и будут совершенства духовные и телесные. Не дoлжно человеку

оставаться без знаний или умений, ибо тогда он - лишь бесплодное древо. Посему, насколько

позволяют способности и умения, надлежит вам украсить древо бытия такими плодами, как

знание, мудрость, духовная проницательность и красноречие.7

Бахаулла

     Сколь велик, сколь благороден человек, восстающий на исполнение своего долга; сколь

жалок он и презрен, если закрывает глаза на благополучие общества и растрачивает свою

драгоценную жизнь, преследуя лишь корыстные интересы и личную выгоду. Лишь тогда достигнет

человек высшего счастья и узрит Божии знаки в мире и в душе человеческой, когда пришпорит

он коня возвышенных устремлений на поприще цивилизации и справедливости. "Мы, несомненно,

явим им Божественные знaмения в мире и в душах их".*

     И нет большего унижения для человека, чем жить бездеятельно, равнодушно и уныло,

увлекаясь лишь собственными низменными желаниями. Находясь в подобном состоянии, человек

становится глубоко невежественным и жестоким, опускаясь ниже дикого животного. "Они - как

скоты, даже более заблудшие... Ибо худшие из животных пред Господом - глухие, немые,

которые не разумеют".**8

Абдул-Баха

     Из вышесказанного с очевидностью следует, что величие и слава человека заключаются не

в кровожадности и звероподобии, не в том, чтобы разрушать города и бесчинствовать,

истреблять войска и мирных жителей. Прекрасное будущее ожидает человека, если он будет

известен справедливостью и добротой к людям всякого звания, благоустройством стран и

городов, деревень и провинций, своим вкладом в спокойную, мирную и счастливую жизнь

ближних, в утверждение основополагающих принципов прогресса и повышение уровня

благосостояния всего народа.9

Абдул-Баха

     Человек - высший Талисман. Но отсутствие должного воспитания лишает его того, чем он

обладает от рождения. По слову из уст Божиих был он вызван из небытия; другое слово

подвигло его признать Источник своего воспитания; следующее слово защитило его положение и

судьбу. Величайший речет: Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только

образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на

пользу.10

Бахаулла

Обретение Божественных добродетелей

     Скажи: Честность, добродетель, мудрость и святой нрав возвышают человека, тогда как

нечестивость, ложь, невежество и лицемерие ведут к его унижению. Жизнью Моей клянусь! Слава

человека - не в обилии украшений и не в богатстве, а в праведном поведении и истинном

разумении.11

Бахаулла

     Человека можно уподобить дереву. Если он украшен плодами, то всегда был и во веки

веков будет достоин хвалы и одобрения. Бесплодное же дерево пригодно лишь для огня. Плоды

древа человеческого изысканны, в высшей степени желанны и драгоценны. Среди них - честный

нрав, праведные деяния и добрые слова. Весенняя пора для деревьев на Земле приходит раз в

году, тогда как весна деревьев рода человеческого наступает во Дни Бога, да возвысится

слава Его. Когда бы в сию Божественную Весну украсились древа жизней человеческих

упомянутыми плодами, великолепие света Справедливости, несомненно, осияло бы всех

обитателей земли, и всякий человек насладился бы покоем и довольством под надежной сенью

Того, Кто есть Цель стремлений всего человечества. Орошаются сии древа живою Водой Святых

Слов, изреченных Возлюбленным мира. В одно время древа сии насаждаются, а затем ветви их,

чрез излияния дождей Божественной милости, достигают небес. Сухое дерево, однако, никогда

не было и не будет достойно никакого упоминания.12

Бахаулла

Первый Тараз

и первый луч, взошедший на небосклоне Матери-Книги,-познание самого себя и постижение того,

чтo ведет к величию, а чтo - к скудости, к славе или унижению, богатству или нищете. Когда

человек достигает стадии претворения и входит в пору зрелости, он ощущает потребность в

богатстве; и богатство, что обретается ремеслами или иными занятиями, достойно одобрения и

похвалы по разумению мудрецов, а особенно в глазах слуг, посвятивших себя воспитанию мира и

наставлению его народов. Они, воистину, суть податели животворящей воды знания и проводники

к совершенному пути. Они направляют народы мира на прямую стезю и просвещают их в том, что

способствует возвышению и процветанию людей. Прямая стезя -та стезя, что ведет человека к

рассвету восприятия и к заре истинного понимания и направляет его к тому, что прибавляет

славы, чести и величия.13

Бахаулла

     ...О понимающие! Творить произвол не подобает положению человека; напротив, надлежит

ему держаться беспристрастности и при всех обстоятельствах быть украшенным одеждами

справедливости. Молите Единого Бога истинного, дабы десницей милости и духовного

просвещения очистил Он и избавил некоторые души от скверны злых страстей и порочных

желаний, дабы восстали они и разомкнули свои уста во имя Бога, дабы свидетельства

несправедливости, может статься, исчезли и великолепие света справедливости озарило весь

мир. Люди невежественны и нуждаются в тех, кто разъяснит истину.14

Бахаулла

     Сотворив мир и все, что живет и движется в нем, пожелал Он Своей верховной

неограниченной Волей наделить человека единственным в своем роде отличием - способностью

познавать и любить Его, способностью, кою следует считать источником животворной силы и

главным замыслом Его творения... На сокровенную природу каждого из созданий излил Он свет

одного из Своих имен и наполнил ее славой одного из Своих качеств. Сущность же человека

сделал Он средоточием света всех имен и качеств Своих и отражением Самого Себя. Из всех

творений лишь человек был удостоен столь великой милости и столь непреходящего дара.15

Бахаулла

     Намерение, заложенное в основу откровения всякой Небесной Книги, нет, всякого

боговдохновенного слова,-даровать всем людям праведность и понимание, дабы утвердились меж

ними мир и спокойствие. Все, что придает уверенность сердцам человеческим, все, что

возвышает их положение или способствует их довольству, угодно Богу. Сколь величественно

будет положение человека, если только решится он исполнить свое высокое предназначение! И в

какую пучину унижения он может пасть - пучину, в кою не опускались и ничтожнейшие из

тварей! Воспользуйтесь, о друзья, возможностью, кою сей День открывает вам, и не лишайте

себя щедрого излияния благодати Его. Я молю Бога, дабы в сей благословенный День Он

милостиво сподобил всякого из вас украсить себя узором чистейших и праведных дел. Воистину,

Он вершит угодное Ему.16

Бахаулла

     Скажи: Не сейте, о люди, семян раздора среди человеков и не вступайте в спор с ближним

своим. При всех обстоятельствах будьте терпеливы, всецело положитесь на Бога и уповайте

лишь на Него. Помогите Господу вашему мечом мудрости и речения. Именно сие, воистину,

подобает положению человека.17

Бахаулла

     А теперь о твоем вопросе относительно сотворения человека. Знай, что все люди созданы

по образу, задуманному Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому была назначена

предопределенная мера, как сие указано в могучих и хранимых Скрижалях Божиих. Однако все

возможности, коими вы обладаете, могут проявиться лишь по вашей собственной воле. Истину

сию подтверждают ваши собственные поступки.18

Бахаулла

     Природа в своем развитии пассивна; человек же развивается активно. Природа не имеет

сознания; человек наделен им. Природа лишена волеизъявления, и действует она по

необходимости, в то время как человек обладает могучей волей. Природа не может проникать в

тайны или в суть вещей, в то время как человек способен на это. Природа не ощущает Царствия

Божиего, человек же настроен на свидетельства его. Природа не ведает Бога, а человек Его

осознает. Человек приобретает духовные добродетели, а природе в них отказано. Человек по

своей воле может справиться с пороками, но природа не в силах изменить что-либо в том, что

дано ей. Все свидетельствует о том, что человек благороднее и выше, что в нем есть

совершенная сила, превосходящая силы природы. Он обладает сознанием, волей, памятью,

интеллектом, божественными качествами и добродетелями, которых полностью лишена природа;

следовательно, человек выше и благороднее, ибо в нем заключена и проявляется совершенная и

небесная сила.19

Абдул-Баха

     Вседержитель не дал человеку когтей и зубов свирепого хищника, напротив - одарил

человеческое существо самыми благопристойными качествами и украсил наисовершеннейшими

добродетелями. Честь сего творения и достоинство сего облачения требуют от человека, чтобы

он являл любовь и приязнь к себе подобным, и даже более того - относился ко всем живым

существам справедливо и беспристрастно.

     Поразмыслите также о том, что благополучие, счастье, радость и довольство рода

человеческого проистекают из дружбы и союза, тогда как распри и разногласия легко приводят

к несчастьям, унижению, смуте и краху.20

Абдул-Баха

     Человек отличен от животного в нескольких отношениях. Прежде всего, он создан по

образу Божиему, по подобию Вышнего Света, как о том сказано в Торе: "Сотворим человека по

образу Нашему, по подобию Нашему".* Сей Божественный образ свидетельствует о всех качествах

совершенства, свет коих, рожденный от Солнца Истины, озаряет природу людей. Самые же

великие среди сих качеств совершенства - мудрость и знание. Потому дoлжно вам приложить все

силы и трудиться денно и нощно не покладая рук, дабы обрести щедрую долю от всех наук и

искусств, дабы Божественный Образ, воссиявший от Солнца Истины, озарил зеркало сердец

человеческих.21

Абдул-Баха

     Я желаю обрести вам отличительную особенность. Бахаи должны отличаться от других

представителей человечества. Но это отличие не должно определяться богатством - не

богатство должно выделять их среди людей. Я не желаю для вас отличия в финансовом

отношении. Отличие, что я желаю, необычное - не в науках, не в коммерции или на

производстве. Для вас я желаю духовного отличия - иными словами, каждый из вас должен

возвышаться и выделяться нравственными качествами. Вы должны отличаться от всех любовью к

Богу. Вас должны отличать любовь к человечеству, единение и согласие, любовь и

справедливость. Одним словом, вы должны отличаться всеми добродетелями человеческого мира -

верностью и искренностью, справедливостью и надежностью, твердостью и стойкостью,

благотворительными деяниями и служением миру людей, любовью к каждому человеческому

существу; единством и согласием со всеми людьми, отказом от предрассудков и участием в

укреплении всеобщего мира. Наконец, вы должны отличаться божественной просвещенностью и

обретением даров Божиих. Я желаю вам именно такого отличия. Таковы должны быть черты,

отличающие вас.22

Абдул-Баха

Божественный Свет должен озарять сердце

     Поэтому всякий человек, наделенный божественными качествами, отражающий небесные

добродетели и совершенства и проявляющий идеальные и похвальные черты, воистину, есть образ

и подобие Божие. Если человек наделен богатством, то можем ли мы назвать его образом и

подобием Божиим? Или критерием близости к Богу служат мирские почести и слава? Можем ли мы

принять за мерило цвет кожи и сказать, что человек с определенным ее цветом - белым,

черным, коричневым, желтым или красным - истинный образ своего Создателя? Мы должны

признать, что цвет кожи не мерило и не критерий для суждения, он не имеет никакого

значения, ибо цвет кожи случаен по своей природе. Значение имеют духовность и разум

человека, именно они суть проявления небесных добродетелей, милосердных даров Божиих,

вечной жизни и крещения Святым Духом. Посему да будет известно, что цвет кожи или

принадлежность к той или иной расе не имеют ни малейшего значения. Тот будет принят у

порога Божиего, кто есть образ и подобие Божие, кто являет дары Бога; и при этом неважно,

каков цвет его кожи - белый, черный или коричневый. Человек является человеком не просто

из-за особенностей своего телосложения. Божественное мерило и критерий определения - его

разум и дух.

     Так пусть же это будет единственным критерием и мерилом, ибо именно сие есть образ и

подобие Божие. Душа человека может быть чистой и светлой, хотя у него и черная кожа; или,

наоборот, сердце может быть темным и грешным, хотя человек и принадлежит к белой расе.

Единственное, что имеет значение - это характер и чистота сердца. Сердце, озаренное светом

Божиим, всего ближе и дороже Богу, и поскольку Бог одарил человека честью называться

образом Бога, то это - воистину высшее и самое совершенное достижение, божественное

положение, которое не следует приносить в жертву такой случайности, как цвет.23

Абдул-Баха

     Нет же, достоинство человека в том, что он может познавать идеалы Царствия и достичь

знания, которое недоступно животному в силу его ограниченного уровня развития. Человек

занимает положение, позволяющее ему достичь этих идеалов и таким образом отделить и

сознательно возвысить, бесконечно возвысить себя над низшими царствами бытия.

     Положение человека высокое, очень высокое. Бог сотворил человека по Своему образу и

подобию. Он наделил его могущественной силой, которая может раскрывать тайны явлений.

Благодаря ей человек способен к абстрактным умозаключениям, и его познание не

ограничивается только миром чувственных впечатлений. Поскольку он обладает теми же органами

чувств, что и животные, то очевидно, что он отличается от них именно способностью

сознательно проникать в абстрактные явления. Он обретает Божественную мудрость; он

исследует тайны мироздания; он прозревает свет всемогущества; он обретает второе рождение -

то есть рождается из материального мира, подобно тому, как он был рожден матерью; он

обретает вечную жизнь; он приближается к Богу; его сердце наполняется любовью к Богу.

Такова основа мира человеческого; таков образ и подобие Божие; такова подлинная сущность

человека, иначе он просто животное. Воистину, Бог сотворил животного по образу и подобию

человека, и хотя человек внешне отличается от животного, все же по природе ему присущи

свойства животного.

     Вы должны стремиться познать таинства Божии, достичь совершенного знания и обрести

видение, непосредственно воспринимая лучи Солнца Действительности и обретая уготованную вам

долю от предвечных даров Божиих.24

Абдул-Баха

6

Подкатегории

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Раскрывая предназначение

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook