Выдержки из Писаний Бахауллы

   Мы дали вам дозволение слушать музыку и пение. Остерегайтесь, однако, дабы сие слушание не вынудило вас преступить границы пристойности и благородства. Да будет ваша радость порождением Величайшего Имени, Имени, что приводит в восхищение сердца и наполняет восторгом умы всех, кто обратились к Богу. Мы, воистину, предназначили музыке быть лестницей для восхождения душ ваших, средством, что может вознести их в царство небесное. Не делайте же ее крыльями эгоизма и страстей. Истинно, не хотели бы Мы видеть вас причисленными к глупцам.

(Китаб-и-Агдас) 

 

Выдержка из Писаний Шоги Эффенди

   Такая целомудренная и святая жизнь, подразумевающая скромность, чистоту, воздержание, порядочность и незапятнанность помыслов, есть, в сущности, постоянное упражнение в умеренности во всем, что касается одежды, языка, развлечений и всех видов художественного и литературного досуга... Она требует отказа от легкомысленного поведения с его чрезмерным пристрастием к пустым и неверноориентированным удовольствиям... Она осуждает проституцию искусства и литературы... Она не терпит никаких компромиссов с теориями, стандартами, обычаями и излишествами декадентского века.

(The Advent of Divine Justice (“Приход Божественной Справедливости”) 

 

Выдержки из писем написанных от имени Шоги Эффенди

   В учениях не сказано ничего против танцев, но друзья должны помнить, что стандартами Бахауллы являются скромность и целомудрие. Атмосфера современных танцевальных залов, изобилующая неумеренным курением, выпивкой и неразборчивостью знакомств, очень нехороша, однако приличные танцы сами по себе совсем не вредны. Нет безусловно ничего плохого в классических танцах и танцевальных занятиях в школе. Нет никакого вреда и от участия в драматических постановках. То же касается и кино. Вредоносным на сегодняшний день является не само искусство как таковое, но та неприятная атмосфера продажности, которая зачастую его окружает. Мы не обязаны как бахаи избегать какого-либо вида искусств, но тех поступков и той атмосферы, которая иногда сопутствует этим профессиям, избегать следует.

(30 июня 1952 Национальному Духовному Собранию) 

   Относительно вашего вопроса о том, можно ли фигуры Баба и Бахауллы выводить в качестве персонажей драматических произведений, созданных верующими, Шоги Эффенди высказывает мнение, что подобные попытки театрализовать Явителей Божиих были бы в высшей степени непочтительны, а посему друзьям следует их избегать, даже и в случае с Учителем. Кроме того, было бы практически невозможно осуществить подобный план с полной преданностью, в достойной и приличествующей манере.

(27 января 1935 Национальному Духовному Собранию)

   Относительно вашего вопроса о том, насколько целесообразна сценическая постановка эпизодов из истории бахаи: Хранитель несомненно одобряет и даже поощряет друзей к участию в подобных литературных занятиях, которые, вне всякого сомнения, смогут иметь огромную обучающую ценность. Чего бы он пожелал верующим избегать, так это выведения в драме фигур Баба, Бахауллы и Абдул-Баха, т.е. обращения с ними как с героями драматического произведения, сценическими персонажами. Это, как уже раньше указывалось, было бы, по его мнению, весьма неуважительно. Сам факт их появления на сцене представлял бы собой некий акт непочтительности, что ни в коей мере не согласуется с их возвышенным положением. Их реплики или реальные высказывания предпочтительнее произносить их последователям, появляющимся на сцене.

(25 июля 1936)

   ...Вера, конечно же, может быть темой сценического произведения, но следует при этом помнить две вещи. Никаких появлений на сцене Баба, Бахауллы или Учителя —могут быть использованы только Их Слова, но никто не должен представлять Их лично; основной тональностью всей постановки должны быть величайшая почтительность и благородство.

(19 августа 1951) 

Выдержки из Писем Всемирного Дома Справедливости

   Мы не нашли в Писаниях никаких запретов на использование Величайшего Имени, Имен Явителей Божьих или Центральных Фигур Веры в поэзии или музыке. Однако, нам кажется, что, если они используются, то это должно быть сделано с благоговейной почтительностью и в манере их упоминания в лирике, и в манере ее исполнения.

(14 марта 1968 Национальному Духовному Собранию)

   Поскольку дух наших собраний в значительной мере определяется характером и качеством нашей молитвы, нашими чувствами и нашим пониманием Слова Божия для дней сегодняшних мы надеемся, что вы будете поощрять в ваших общинах самые прекрасные из возможных проявлений человеческого духа, учитывая среди прочих и музыку как один из способов эмоционального переживания.

(22 февраля 1971 Национальному Духовному Собранию)

   Мы не видим никаких возражений против использования явлений природы в качестве символов для иллюстрации значения Трех Центральных Фигур, Законов бахаи и Административного Порядка; мы также понимаем уместность использования визуальных символов для выражения абстрактных понятий.

(29 июля 1971) 

   Ваше понимание того, что портретное изображение Баба и Бахауллы в изобразительном искусстве запрещено, совершенно правильно. Хранитель ясно дал понять, что этот запрет относится ко всем Явителям Божиим; фотографии или репродукции портретов Учителя могут быть использованы в книгах, но не следует предпринимать никаких попыток Его изображения в драматических или других произведениях, где Он стал бы одним из персонажей пьесы. Однако, нет никаких возражений против символического представления таких Священных Фигур при условии, что оно не становится постоянным ритуалом, а используемые символы достаточно почтительны.

(3 декабря 1972)

   ...внимательное изучение писем Возлюбленного Хранителя дает абсолютно ясное понимание того, что непозволительно изображать на сцене личность Явителей Божиих, и даже Учителя...

   Всемирный Дом Справедливости считает неуместным выведение Хранителя Веры в качестве персонажа пьесы.

   Использование света, слишком сильной яркости или разных цветов, требует особого внимания. Если применение света каким-либо образом предполагает персонификацию Явителя, то им пользоваться не следует, но если это можно сделать , не создавая при этом впечатления изображения или персонификации Явителя, то тогда нет никаких возражений против его применения.

   Что касается изображения живущих личностей, есть некоторые случаи, когда это может быть сделано, такие как спонтанные выступления местного характера с целью распространения учений или описания событий, но в целом подобная практика не кажется целесообразной.

(12 августа 1975)

   Ссылаясь на вопрос относительно хлопанья в ладоши в тех песнях, где упоминается Величайшее Имя, Дом Справедливости не хотел бы устанавливать жестких и поспешных рекомендаций. Очевидно, что подобные вопросы второстепенны и зависят от культурных установок, традиций и социальных условностей, превалирующих в том или ином обществе. В некоторых культурах, например, хлопанье в ладоши как элемент религиозного выражения считается оскорбительным; в других, оно является средством сохранения ритма при песнопении, особенно в отсутствие музыкального инструмента, и неотъемлимой частью религиозной практики; для некоторых народов хлопанье в ладоши может означать способ проявления религиозного рвения. Более того, в любой отдельной стране могут быть региональные культурные различия.

   Таким образом, оставляем на усмотрение Национального Духовного Собрания оценку каждого случая в отдельности со вниманием и тактом в свете превалирующих в стране культурных обычаев и, в случае необходимости, выработку рекомендаций для друзей.

(Меморандум Международному Центру Обучения от 1 октября 1986) 

Выдержки из писем Всемирного Дома Справедливости

   Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 25 марта 1976, в котором вы спрашиваете разрешения включить рисованные изображения Явителей Бога в некоторые учебные материалы для детей, которые вы готовите, и просил нас ответить, что это не разрешается.

(16 мая 1976 Национальному Духовному Собранию)

   Запрет на изображение Явителей Бога в живописи и рисунках или в драматических постановках относится ко всем Явителям Бога. Существуют, конечно, великие и прекрасные произведения искусства прошлых Откровений, многие из которых изображают Явителей в духе почтения и любви. В этом Откровении, однако же, большая зрелость человечества и более глубокое понимание взаимоотношений между Высшим Явителем и Его слугами, позволяют нам осознать невозможность отображения, в любой человеческой форме, будь то живопись, скульптура или драматическое представление, Личность Явителя Божия. Говоря о запретах бахаи, Возлюбленный Хранитель указывает на эту невозможность.

(9 марта 1977) 

   Как вы несомненно знаете, не разрешается изображать Явителей Господа в драматических произведениях и следует понимать, что необходимо большое мастерство, чтобы создать хороший фильм об истории Веры, в котором не могут реально действовать ни Баб, ни Бахаулла. Учитывая ошеломляющую значимость Послания Бахаи и Откровения Бахаи, любой подобный фильм, созданный под эгидой общины бахаи, должен отличаться высочайшим во всех отношениях качеством.

(24 сентября 1978 Национальному Духовному Собранию) 

   ...было бы непозволительно для актера произносить текст роли одного из Трех Центральных Фигур Веры в радиопостановке.

(3 апреля 1979 Национальному Духовному Собранию)  

   Что касается вашей просьбы о наставлениях Всемирного Дома Справедливости относительно пьесы, которую вы пишете, нас просили ответить, что друзья свободны в выборе того, какие произведения создавать. Если же, однако, эти произведения о Вере и предназначены для публикации, они должны быть просмотрены и одобрены Национальным Духовным Собранием той страны, где планируется первое издание.

(5 марта 1981) 

   Литературное произведение, будь это пьеса или какая-то иная форма, должно быть представлено для просмотра Национальному Духовному Собранию той страны, в которой публикуется. Что касается постановки пьесы в любой стране, относительно этого должно быть принято решение Национального Собрания, которое может постановить, исходя из соображений безопасности, что та или иная пьеса (написанная бахаи или небахаи) не может быть поставлена верующими бахаи. Однако, это уже другой вопрос, не имеющий отношения к просмотру произведения.

(22 февраля 1982)

   Мы хотели бы обратить ваше внимание на указание Возлюбленного Хранителя о том, что, хотя и не разрешается представление на сцене Священных Фигур в любой изобразительной форме, между тем нет никаких возражений против декламации их текстов и высказываний.

(15 марта 1983 Национальному Духовному Собранию)

   Нет никаких возражений против изображения романистами-бахаи исторических событий или явлений природы, как описывается в вашем письме. Однако, учитывая абсолютную невозможность адекватного отображения Явителя Бога в качестве героя романа и отсутствие должного уважения, косвенно содержащееся в подобного рода попытках, не следует браться за такие описания, затрагивающие любую из Центральных Фигур Веры.

(10 июня 1986)

   Хотя Всемирный Дом Справедливости осознает тот факт, что в будущем будут написаны биографические труды о жизни Величайшего Святого Листа, он находит неподобающим изображать ее героиней пьесы или художественного произведения.

(22 сентября 1986)

   Иногда вы предлагаете подробные письменные описание тех символов, которые используются вами в вашей живописи; в качестве постоянной практики это может привести к излишнему и ненужному толкованию понятий бахаи, что в конечном итоге уводит в сторону от ваших произведений, вместо того. чтобы усиливать впечатление от них. Символизм — это явления искусства, но художники редко дают толкование используемых ими символов, предоставляя зрителям делать собственные выводы, подчас не имея никаких других пояснений, помимо названий самих художественных произведений.

   Дать название произведению искусства — прерогатива художника; единственным поводом для возражений может быть использование неуважительного названия для произведения, посвященного какой-нибудь теме, связанной с Верой.

   Что касается вашего вопроса о создании художником “картин, которые представляют собой современное освещение выдержек из Священных Писаний”, Дом Справедливости полагает, что институтам бахаи не следует запрещать художникам создавать разнообразные формы каллиграфического воплощения Священных Писаний и Величайшего Имени. Однако, подобные работы должны быть сделаны с большим вкусом и не содержать в себе ничего, что могло бы дать повод для насмешек. Что касается часто используемого симоволического изображения Величайшего Имени, Дом Справедливости советует относиться с величайшим вниманием к тщательному воспроизведению персидской каллиграфии, поскольку любое отклонение от общепринятого изображения может неприятно шокировать верующих иранского происхождения.

(23 февраля 1987)

   Высказанная Всемирным Домом Справедливости политика непоощрения широкого тиражирования репродукций портретов Учителя не несет в себе никакой оценки качества самого портрета. Существуют значительные различия в качестве художественной продукции, содержащей портрет Учителя. Дом Справедливости не хотел бы отдавать предпочтение одной картине перед другой; вместо этого он придерживается этой общей политики как средства обеспечения сохранения должного уважения при изображениях Абдул-Баха и избежания широкого распространения некачественных фоторепродукций этих изображений...

   Говоря обобщенно, Дом Справедливости считает, что одной из самых значительных и трудных задач, с которой повсеместно сталкиваются верующие-бахаи, является задача возрождения в народах мира осознания духовной действительности. Наш взгляд на мир весьма заметно отличается от взглядов широких масс человечества тем, что в понятие сотворенного мира мы включаем духовные сущности наряду с физическими, а назначение того мира, в котором мы пребываем сейчас, видим в том, чтобы являться средством нашего духовного прогресса.

   Такой взгляд подразумевает некоторые важные выводы относительно образа жизни бахаи и порождает практические действия, прямо противоположные распространенному в широком обществе стилю поведения. Одна из выдающихся добродетелей, выделяемая в Писаниях Бахаи, еть уважение к тому, что свято. Подобное поведение лишено всякого смысла для тех, чья жизненная концепция сугубо материалистична, а многие последователи утвердившихся религий низвели его до набора ритуальных действий, лишенных ощущения подлинной духовности.

   В некоторых случаях в Писаниях Бахаи содержится конкретное руководство, каким образом следует проявлять благоговейное отношение к священным предметам или местам, например, ограничения на изображение Величайшего Имени на различных предметах или на использование без особой нужды записи с голосом Учителя. В других случаях, верующие призываются к достижению более глубокого проникновения в суть понятия “священного” согласно Учениям Бахаи, на основании которого они смогут определить для себя собственные модели поведения, выражающего благоговение и уважение.

   Важность подобного поведения объясняется сформулированным в Писаниях Бахаи принципом о том, что наш внешний мир оказывает влияние на мир внутренний. Говоря о “людях Божиих” Бахаулла провозглашает: “Их внешнее поведение есть лишь отражение их внутренней жизни, а их внутренняя жизнь — зерцало их внешнего поведения”.

   Именно в этом контексте Всемирный Дом Справедливости хотел бы пожелать вам рассматривать те проблемы, которые высказывались в последние несколько лет. Бахаи, наделенные художественными талантами, находятся в уникальном положении, позволяющем им, когда дело касается тем, связанных с Верой Бахаи, использовать свои способности таким образом, чтобы раскрыть человечеству свидетельства духовного обновления, которые несет людям Вера Бахаи посредством возрождения к жизни понятия благоговейного отношения к святыням.

   Проблемы свободы творчества не имеют отношения к обсуждаемым здесь вопросам. Художники бахаи свободны в выборе интересующих их тем для приложения своих талантов. Однако, хотелось бы надеяться, что они будут играть ведущую роль в процессе восстановления в материалистическом обществе понимания необходимости уважения к святому как жизненноважного элемента достижения подлинной свободы и непреходящего счастья.

(24 сентября 1987)

   В книге “Приход Божественной Цивилизации”, стр. 25, Шоги Эффенди говорит о том, что Вера “осуждает продажность искусств” и “нудистские практики” и взамен призывает “проявлять умеренность во всем, что касается одежды, языка, развлечений и всех форм досуга, связанных с литературой и искусством”. Однако, Всемирному Дому Справедливости неизвестно о каком-либо тексте Писаний, запрещающем изображение человеческого тела в художественных произведениях. Не наготу, а практику нудизма осуждает Хранитель в “Приходе Божественной Цивилизации”. Есть много аспектов в вопросе об изображении обнаженной натуры в искусстве, в том числе и такой, как разница нравов и традиций местности. Намерения самого художника также представляют собой очень важный фактор. Обычно такой вопрос остается делом совести и хорошего вкуса каждого отдельного художника, кроме тех особых случаев, когда Духовное Собрание решает, что Делу Веры наносится реальный вред.

(25 февраля 1988 Национальному Духовному Собранию)

   Всемирный Дом Справедливости был рад узнать о тех успехах, которых вы достигли в своей профессии. Он хотел бы посоветовать вам рассматривать вашу профессиональную деятельность в контексте служения Вере и содействия работе по провозглашению и обучению. Ваши достижения в области музыки дадут вам возможность обращаться к широкому кругу людей и нести им Послание Бахауллы посредством выражения его ценностей в вашей музыке. Вы сможете также приобрести ценные для Веры знакомства с влиятельными людьми по мере того, как будет развиваться ваше дело... Деятели искусств-бахаи, которые достигли высокого положения и известности на избранном ими поприще, и которые сохранили преданность распространению Веры, могут оказать необыкновенно ценную помощь Делу в наши дни, когда общественный интерес к Учениям Бахаи неуклонно возрастает.

(30 июня 1988)

   В ответ на ваше письмо...в котором вы спрашиваете, могут ли повторяться строки молитв или выдержки из “Сокровенных Слов” при пении их под музыку хором или солистами, особенно в Доме Поклонения, мы получили инструкции Всемирного Дома Справедливости ответить, что нет никаких возражений против повторения этих стихов в вокальных произведениях в соответствие с требованиями музыкального размера.

(30 марта 1989 Национальному Духовному Собранию)

   Относительно вашего вопроса о существовании ограничений на переложение текстов Писаний на музыку, мы отвечаем. что разрешается использовать выдержки из Священных Писаний в качестве лирических стихов к музыкальной композиции и повторять отдельные строфы или слова. Композитор свободен в выборе музыкального стиля, но должен помнить о своей духовной обязанности обращаться со Священными Текстами с должной величественностью и благоговением.

(28 ноября 1990)

   ...традиционные танцы как выражение особенностей той или иной культуры позволительны в Центрах Бахаи. Однако, следует иметь в виду, что подобные народные танцы обычно посвящены какой-то теме или иллюстрируют какую-нибудь историю. Следует проявить внимательность к тому, чтобы сюжеты таких танцев гармонировали с высокими этическими стандартами Веры и не представляли собой изображений, пробуждающих низменные инстинкты и недостойные страсти...

   Что касается постановочных танцевальных номеров, чья задача заключается в провозглашении и укреплении принципов Бахаи, если они могут быть исполнены в такой манере, которая демонстрирует благородство этих принципов и вызывает соответствующие чувства уважения или благоговения, то нет никаких возражений против танцев, задуманных как интерпретация отрывков из Писаний; однако, предпочтительнее, чтобы движения танца не сопровождались чтением слов.

   Принцип, которым друзья должны руководствоваться в размышлениях над этими вопросами, заключается в соблюдении “умеренности во всем, что касается одежды, языка, развлечений, и всех форм досуга, связанных с литературой и искусством”.

(20 июня 1991 Национальному Духовному Собранию) 

   Нет, конечно, никаких возражений против использования словосочетания “деятель искусств бахаи”, но в настоящий момент развития Откровения Бахаи нам не следует употреблять термины “искусство бахаи”, “музыка бахаи” или “архитектура бахаи”.

(12 марта 1992)

   Относительно вашего вопроса о допустимости пения друзьями в унисон молитв бахаи, положенных на музыку, то это совершенно не возбраняется. Однако, музыка должна должным образом отражать священную природу Писаний, друзьям же не рекомендуется превращать эту практику в ритуальный обряд. Возлюбленный Учитель сказал по этому поводу ободряющие слова:

   “Посему... подбирайте музыку к стихам и словам божественным, дабы петь вам сии волнующие душу мелодии в Собраниях и на встречах, и дабы сердца слушающих вас пришли в волнение и воспарили в Царство Абха в преклонении и молитве”.

(20 апреля 1992 Национальному Духовному Собранию)

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook