Постскриптум, написанный рукой Шоги Эффенди, к письму от его имени Национальному Духовному Собранию

   ...первый Дом Поклонения на западе... (знаменует) первую попытку, пусть даже и в зачаточной форме, выразить ту красоту, которую искусство бахаи развернет, во всей полноте, перед глазами всего мира.

(1 марта 1951, приложение к письму, написанному от имени Национального Духовного Собрания Канады, опубликованному в сборнике Messages to Canada (Послания Канаде))

Выдержки из писем, написанных от имени Шоги Эффенди

   Он искренне надеется, что по мере того, как Дело будет развиваться и под его знамена придут талантливые личности, они начнут создавать произведения искусства, исполненные божественного духа, оживляющего их души. Каждая религия приносит с собой какие-то формы искусства — посмотрим же, какие чудеса принесет с собой это Откровение. Столь славный дух должен дать новое выражение и славному искусству. Этот Храм со всеми его красотами — лишь первый луч встающей зари; в будущем же будут достигнуты еще более чудесные высоты.

(11 декабря 1931) 

   Ясно, что с распространением духа Бахауллы взойдет заря новой эры в искусстве и литературе. В то время как раньше при совершенной форме ощущался недостаток духовности, теперь проявится славный дух, воплощенный в форму, многократно улучшенную пробудившимся гением человечества.

(3 апреля 1932)

   Шоги Эффенди было очень интересно узнать о проведенном вами “Параде Наций”. Он искренне надеется, что все присутствующие преисполнились того же высокого духа, который вдохновлял вас в процессе его подготовки.

   Именно благодаря таким представлениям мы можем пробудить интерес большого числа людей к Делу. Настанет день, когда Вера распространится подобно пламени пожара и когда дух ее и ее учения представлены будут на сцене или в литературе и искусстве как единое целое. Искусство способно гораздо лучше пробуждать благородные чувства, нежели бесстрастно-рассудочные рассуждения, особенно у широких масс.

   Совсем недолго нам ждать того часа, когда дух, принесенный в мир Бахауллой, найдет свое выражение в произведениях искусства. Те попытки, что предпринимаются вами и некоторыми другими бахаи, — лишь слабые лучи, что предваряют лучезарное сияние славного утра. Мы не можем пока оценить ту роль, что суждено сыграть Вере в жизни общества. Должно пройти время. Тот сырой материал, которому дух сей должен придать форму, слишком груб и неблагодатен, но в конце концов он поддастся, и Дело Бахауллы явит себя во всем великолепии.

(10 октября 1932)

   Хранитель был также рад узнать о вашем глубоком интересе к музыке и о вашем желании служить Вере в этом направлении. Хотя в наши дни искусство бахаи находится в самом начале своего зарождения, но друзьям, которые чувствуют в себе подобные дарования, следует стремиться взращивать и развивать в себе эти способности и в своих работах отражать, пусть даже и не вполне адекватно, Божественный Дух, который Бахаулла вдохнул в этот мир.

(4 ноября 1937)

   Также вы подняли вопрос о том, что будет источником вдохновения для музыкантов и композиторов бахаи: музыка прошлого или Слово? Совершенно невозможно предвидеть, находясь, как мы сейчас, на пороге возникновения культуры Бахаи, какие формы и черты приобретет искусство будущего, вдохновленное этим Мощным Новым Откровением. В чем мы можем быть уверены, так это в том, что они будут прекрасны; коль скоро каждая религия давала импульс развитию культуры, которая расцветала разнообразием форм, то можно ожидать того же и от нашей возлюбленной Веры. Пока же преждевременно пытаться представить себе, какими они будут.

(23 декабря 1942)

   Музыка, как один из видов искусства, представляет собой естественный процесс культурного развития, и Хранитель думает, что не следует как-то особенно культивировать понятие “музыка Бахаи” уделяя ей больше внимания, чем развитию школы живописи или литературы Бахаи. Верующие свободны писать, сочинять или рисовать так, как подсказывает им их талант. Если кем-то написана музыка, включающаяся в себя священные тексты, друзья вольны ею воспользоваться, но никогда не следует считать непременным требованием прослушивание такой музыки на встречах бахаи. Чем свободнее будут друзья от каких-либо раз и навсегда установленных форм, тем лучше, ибо они должны осознавать абсолютно универсальный характер Дела, когда та музыка, что может казаться прекрасным дополнением к их манере отмечать Праздники и т.д., возможно резала бы слух людям другой страны как весьма неприятный звук — и наоборот. Можно использовать музыку ради нее самой, но они не должны рассматривать ее как музыку бахаи.

(23 июля 1946 Национальному Духовному Собранию)

   Хранитель убежден, что, независимо от того, каково мнение новейшей архитектурной школы по этому вопросу, стили, представленные в наши дни в архитектуре всего мира, не только уродливы, но и абсолютно лишены достоинства и изящества, которые должны быть хотя бы частично отражены в Доме Поклонения Бахаи. Следует всегда иметь в виду, что подавляющее большинство людей не отличается ни ультрасовременными, ни чересчур авангардистскими вкусами, и то, что представители передовой школы могут считать великолепным, часто кажется совершенно безвкусным самым обыкновенным, простым людям.

(11 июля 1956 Национальному Духовному Собранию) 

   Относительно издания сборника песен бахаи, совершенно правильным является ваше понимание того, что в настоящее время нет такого явления в культуре, которое могло бы носить название “бахаи” (какой-то особенной музыки, литературы, искусства, архитектуры, и т.д., которые являются продуктами цивилизации и не возникают в начале нового Откровения). Это, однако, не означает, что не существует песен бахаи, другими словами, песен, написанных верующими бахаи на темы, имеющие отношение к Вере Бахаи.

(21 сентября 1957 Национальному Духовному Собранию)

Выдержки из писем Всемирного Дома Справедливости

   В Писаниях бахаи встречается много упоминаний о музыке и ей отводится весьма высокое место в образовании. Нет никакого сомнения в том, что по мере распространения Веры будут появляться новые чудесные композиции и их духовное воздействие на человечество будет конечно же не меньшим, чем оно было у великих произведений прошлого. Так что ваше желание и способности служить Вере посредством музыки приемлемо и мы надеемся, что вы найдете обширные возможности для такого применения ваших талантов.

(19 апреля 1973 верующему)

   ...нет никаких возражений против использования музыкальных инструментов для сопровождения молитв бахаи, за исключением, конечно, их использования внутри самого Дома Поклонения, и при условии соблюдения должной почтительности. Нет также никаких возражений против пения молитв большими группами в унисон, но друзьям рекомендуется не допускать превращения этого в постоянную практику.

(18 апреля 1984) 

   Возлюбленный Хранитель ясно объяснил, что расцвет искусств, являющийся результатом божественного откровения, наступит лишь спустя несколько столетий. Вера Бахаи предлагает миру полную перестройку человеческого сообщества — перестройку такого глубочайшего воздействия, которая была предсказана во всех откровениях прошлого и именовалась установлением Царства Божия на земле. Поэтому новая архитектура, которой дало рождение это откровение, придет к своему расцвету много поколений спустя. Сейчас же мы находимся в самом начале этого великого процесса.

   Нынешнее время — это период беспорядка и перемен. Архитектура, как и все искусства и науки, стремительно развивается; достаточно задуматься над переменами, произошедшими в течение нескольких последних десятилетий, чтобы представить себе, что может произойти в ближайшие годы. Некоторые современные здания обладают несомненно качествами величия и сохранятся надолго, но большая часть того, что сооружается сегодня, может стать отсталым и показаться уродливым всего лишь несколько поколений спустя. Другими словами, современную архитектуру можно считать новым шагом в развитии в его первобытной фазе. Классическая же греческая архитектура есть пример зрелого художественного стиля. Она также красива сегодня, как и каких-нибудь два тысячелетия назад.

   Здание, которое мы собираемся построить сейчас, предназаначено служить сотни лет, и является частью комплекса сооружений Арки на горе Кармель, которые должны быть гармоничны по стилю. Вот почему мы выбрали стиль состоявшийся и долговечный, а не какой-либо современный стиль, который вполне может оказаться эфемерным.

(18 июля 1974) 

Выдержки из писем написанных по поручению Всемирного Дома Справедливости

   Вы, как концертирующий пианист, одарены уникальной возможностью служения Богу и людям, ибо Учитель говорил, что “искусство музыканта принадлежит к тем искусствам, что заслуживают величайшей похвалы, оно трогает сердца всех, кто опечален”. Более того, стремление к совершенству в вашем искусстве является и выполнением заветов Веры Бахаи и актом богослужения посредством вашей профессии.

(13 мая 1980)

   В ответ на вашу просьбу о руководстве относительно того, как наилучшим образом подходить к распространению Веры среди деятелей искусства, можно сказать, что в дополнение к тем методам, которые привлекают людей вообще, люди искусства отзывчивы к явлениям искусства. Когда величественные учения Веры отражены в художественном произведении, они трогают сердца людей, в том числе и людей искусства. Цитата из Священных Писаний или описание художественного произведения в его взаимосвязи с Писаниями может раскрыть зрителю или слушателю понимание источника этой духовной притягательности и побудить его к дальнейшему изучению Веры.

(22 июня 1982) 

   С развитием общества бахаи, состоящего из людей многих культур и различных вкусов, каждый из которых имеет свое собственное представление о том, что эстетически приемлимо и приятно, те бахаи, которые обладают талантами в музыке, драме и изобразительных искусствах, свободны в проявлении своих способностей для служения Вере. Их не должна беспокоить недостаточно высокая оценка других верующих, различающихся своимим вкусами. Напротив, обладая знанием неоспоримых писаний Веры о музыкальном и художественном выражении, они должны продолжать свои усилия в области искусств с молитвенным пониманием того, что искусство является мощным инструментом служения Делу Бога, искусство, которое в свое время принесет плоды культуры бахаи.

   (9 августа 1983)

   Дом Справедливости хотел бы ободрить вас в написании вашей книги, но вместе с тем и напомнить о том, что совершенно четко сформулировал Хранитель, а именно, что на этой ранней стадии Откровения бахаи не существует таких понятий как искусство бахаи, музыка, архитектура или культура бахаи. Они несомненно появятся в будущем как естественный продукт цивилизации бахаи. Вкусовые же пристрастия самого Хранителя в этих вопросах никогда не следует рассматривать как основы для подобного развития... Вам следует потому внимательно проследить за тем, чтобы нигде не указывать прямо и не давать оснований для заключений о том, что Хранитель заложил основы разных видов искусства бахаи. Он создал прекрасные сады и здания, используя то, что уже имелось в наличии, и, как в случае с надстройкой Усыпальницы Баба, привлекая экспертов, которые могли разработать приличествующий дизайн под его руководством.

(23 июня 1985) 

   Что касается музыки и изящных искусств, вы, конечно, вольны включить их в качестве постоянных предметов в программы школ бахаи. Многие дружественные Национальные Собрания, хорошо осведомленные о том, что говорится в Писаниях бахаи относительно музыки и искусств, включают эти инструкции и материалы по мере возможности в свою работу на этой стадии развития общины бахаи. Преданным и талантливым учителям требуется проделать огромную работу, чтобы поощрять, собирать и обнародовать подходящие музыкальные произведения, возникающие сейчас в мире бахаи, и сделать возможным их систематическое использование в школах...

   В соответствие с нашим Учением музыка и искусство должны поощряться, ибо им принадлежит неизмеримый вклад в жизнеспособность и духовность общины.

(20 августа 1985 Национальному Духовному Собранию) 

   Дом Справедливости был рад узнать о планирующейся вами работе “Рассвет Искусства Бахаи”. Научные труды подобные этому играют весьма важную роль в изучении смысла и значения Учений бахаи, нахождении новых подходов применения этих учений к вопросам современности и демонстрации миру небахаи далеко идущих последствий Откровения Бахауллы.

(14 ноября 1989)

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook