- Информация о материале
- Просмотров: 916
Венец творения
Величественно положение человека! Недавно из сокровищницы Нашего Пера Славы сошло сие
возвышенное Слово: Велик и благословен сей День - День, когда все дремлющее в человеке было
и будет явлено. Величественно положение человека, когда бы держался он праведности и истины
и пребывал твердым и неколебимым в Деле сем. В глазах Всемилостивого истинный человек
подобен небесному своду: солнце его и луна суть зрение и слух человека, а звезды суть его
сияющий и светлый нрав. Положение его - высочайшее, и его влиянием воспитывается мир
бытия.1
Бахаулла
По разумению народа Бахa, человек славен своими знаниями, честным поведением,
похвальным нравом и мудростью, а не национальностью или положением.2
Бахаулла
Величественно положение человека. Столь же великими должны быть и усилия его по
возрождению мира ради процветания народов.3
Бахаулла
Когда бы человек постиг величие своего положения и свое высокое предназначение, он
являл бы лишь добрый нрав, чистые деяния и достойное и похвальное поведение. Если бы народ
направили ученые и мудрые люди доброй воли, всю землю стали бы считать единой страной.
Безусловно, сие - непреложная истина. Сей слуга призывает всякую усердную и деятельную душу
приложить величайшие усилия и восстать на то, чтобы улучшить положение во всех краях и
воскресить мертвых живыми водами мудрости и речения, черпая силы в любви, кою питает душа к
Богу, Единому, Несравненному, Всемогущему, Благодетельному.4
Бахаулла
Превосходство человека над всем сотворенным миром проявляется и в том, что он обладает
душой, в которой пребывает Божественный дух; души низших созданий находятся ниже по своей
сути.
Следовательно, нет сомнений в том, что из всего сотворенного человек по сути своей
ближе всех к Богу и посему получает бoльшие дары от Божией Благодати.
Царство минералов обладает способностью к существованию. Растениям свойственны
способность к существованию и способность к росту. Животные, кроме существования и роста,
способны к свободному передвижению и к чувственному восприятию. Человек, наряду со
свойствами низших миров, обладает и многими другими. В человеке объединяется все, присущее
созданному до него, поскольку он вобрал в себя все это.5
Абдул-Баха
Человек - высший вид, ибо он обладает совершенствами всех царств, то есть он обладает
телом, которое растет и наделено ощущениями. Помимо обладания совершенствами минерала,
растения и животного, он наделен еще и особым совершенством, которого лишены остальные
существа, а именно - интеллектуальными способностями. Потому человек и относится к самым
благородным из существ.6
Абдул-Баха
НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Напрягите все силы, дабы достичь внутреннего и внешнего совершенства, ибо плодом древа
человеческого всегда были и будут совершенства духовные и телесные. Не дoлжно человеку
оставаться без знаний или умений, ибо тогда он - лишь бесплодное древо. Посему, насколько
позволяют способности и умения, надлежит вам украсить древо бытия такими плодами, как
знание, мудрость, духовная проницательность и красноречие.7
Бахаулла
Сколь велик, сколь благороден человек, восстающий на исполнение своего долга; сколь
жалок он и презрен, если закрывает глаза на благополучие общества и растрачивает свою
драгоценную жизнь, преследуя лишь корыстные интересы и личную выгоду. Лишь тогда достигнет
человек высшего счастья и узрит Божии знаки в мире и в душе человеческой, когда пришпорит
он коня возвышенных устремлений на поприще цивилизации и справедливости. "Мы, несомненно,
явим им Божественные знaмения в мире и в душах их".*
И нет большего унижения для человека, чем жить бездеятельно, равнодушно и уныло,
увлекаясь лишь собственными низменными желаниями. Находясь в подобном состоянии, человек
становится глубоко невежественным и жестоким, опускаясь ниже дикого животного. "Они - как
скоты, даже более заблудшие... Ибо худшие из животных пред Господом - глухие, немые,
которые не разумеют".**8
Абдул-Баха
Из вышесказанного с очевидностью следует, что величие и слава человека заключаются не
в кровожадности и звероподобии, не в том, чтобы разрушать города и бесчинствовать,
истреблять войска и мирных жителей. Прекрасное будущее ожидает человека, если он будет
известен справедливостью и добротой к людям всякого звания, благоустройством стран и
городов, деревень и провинций, своим вкладом в спокойную, мирную и счастливую жизнь
ближних, в утверждение основополагающих принципов прогресса и повышение уровня
благосостояния всего народа.9
Абдул-Баха
Человек - высший Талисман. Но отсутствие должного воспитания лишает его того, чем он
обладает от рождения. По слову из уст Божиих был он вызван из небытия; другое слово
подвигло его признать Источник своего воспитания; следующее слово защитило его положение и
судьбу. Величайший речет: Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только
образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на
пользу.10
Бахаулла
Обретение Божественных добродетелей
Скажи: Честность, добродетель, мудрость и святой нрав возвышают человека, тогда как
нечестивость, ложь, невежество и лицемерие ведут к его унижению. Жизнью Моей клянусь! Слава
человека - не в обилии украшений и не в богатстве, а в праведном поведении и истинном
разумении.11
Бахаулла
Человека можно уподобить дереву. Если он украшен плодами, то всегда был и во веки
веков будет достоин хвалы и одобрения. Бесплодное же дерево пригодно лишь для огня. Плоды
древа человеческого изысканны, в высшей степени желанны и драгоценны. Среди них - честный
нрав, праведные деяния и добрые слова. Весенняя пора для деревьев на Земле приходит раз в
году, тогда как весна деревьев рода человеческого наступает во Дни Бога, да возвысится
слава Его. Когда бы в сию Божественную Весну украсились древа жизней человеческих
упомянутыми плодами, великолепие света Справедливости, несомненно, осияло бы всех
обитателей земли, и всякий человек насладился бы покоем и довольством под надежной сенью
Того, Кто есть Цель стремлений всего человечества. Орошаются сии древа живою Водой Святых
Слов, изреченных Возлюбленным мира. В одно время древа сии насаждаются, а затем ветви их,
чрез излияния дождей Божественной милости, достигают небес. Сухое дерево, однако, никогда
не было и не будет достойно никакого упоминания.12
Бахаулла
Первый Тараз
и первый луч, взошедший на небосклоне Матери-Книги,-познание самого себя и постижение того,
чтo ведет к величию, а чтo - к скудости, к славе или унижению, богатству или нищете. Когда
человек достигает стадии претворения и входит в пору зрелости, он ощущает потребность в
богатстве; и богатство, что обретается ремеслами или иными занятиями, достойно одобрения и
похвалы по разумению мудрецов, а особенно в глазах слуг, посвятивших себя воспитанию мира и
наставлению его народов. Они, воистину, суть податели животворящей воды знания и проводники
к совершенному пути. Они направляют народы мира на прямую стезю и просвещают их в том, что
способствует возвышению и процветанию людей. Прямая стезя -та стезя, что ведет человека к
рассвету восприятия и к заре истинного понимания и направляет его к тому, что прибавляет
славы, чести и величия.13
Бахаулла
...О понимающие! Творить произвол не подобает положению человека; напротив, надлежит
ему держаться беспристрастности и при всех обстоятельствах быть украшенным одеждами
справедливости. Молите Единого Бога истинного, дабы десницей милости и духовного
просвещения очистил Он и избавил некоторые души от скверны злых страстей и порочных
желаний, дабы восстали они и разомкнули свои уста во имя Бога, дабы свидетельства
несправедливости, может статься, исчезли и великолепие света справедливости озарило весь
мир. Люди невежественны и нуждаются в тех, кто разъяснит истину.14
Бахаулла
Сотворив мир и все, что живет и движется в нем, пожелал Он Своей верховной
неограниченной Волей наделить человека единственным в своем роде отличием - способностью
познавать и любить Его, способностью, кою следует считать источником животворной силы и
главным замыслом Его творения... На сокровенную природу каждого из созданий излил Он свет
одного из Своих имен и наполнил ее славой одного из Своих качеств. Сущность же человека
сделал Он средоточием света всех имен и качеств Своих и отражением Самого Себя. Из всех
творений лишь человек был удостоен столь великой милости и столь непреходящего дара.15
Бахаулла
Намерение, заложенное в основу откровения всякой Небесной Книги, нет, всякого
боговдохновенного слова,-даровать всем людям праведность и понимание, дабы утвердились меж
ними мир и спокойствие. Все, что придает уверенность сердцам человеческим, все, что
возвышает их положение или способствует их довольству, угодно Богу. Сколь величественно
будет положение человека, если только решится он исполнить свое высокое предназначение! И в
какую пучину унижения он может пасть - пучину, в кою не опускались и ничтожнейшие из
тварей! Воспользуйтесь, о друзья, возможностью, кою сей День открывает вам, и не лишайте
себя щедрого излияния благодати Его. Я молю Бога, дабы в сей благословенный День Он
милостиво сподобил всякого из вас украсить себя узором чистейших и праведных дел. Воистину,
Он вершит угодное Ему.16
Бахаулла
Скажи: Не сейте, о люди, семян раздора среди человеков и не вступайте в спор с ближним
своим. При всех обстоятельствах будьте терпеливы, всецело положитесь на Бога и уповайте
лишь на Него. Помогите Господу вашему мечом мудрости и речения. Именно сие, воистину,
подобает положению человека.17
Бахаулла
А теперь о твоем вопросе относительно сотворения человека. Знай, что все люди созданы
по образу, задуманному Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому была назначена
предопределенная мера, как сие указано в могучих и хранимых Скрижалях Божиих. Однако все
возможности, коими вы обладаете, могут проявиться лишь по вашей собственной воле. Истину
сию подтверждают ваши собственные поступки.18
Бахаулла
Природа в своем развитии пассивна; человек же развивается активно. Природа не имеет
сознания; человек наделен им. Природа лишена волеизъявления, и действует она по
необходимости, в то время как человек обладает могучей волей. Природа не может проникать в
тайны или в суть вещей, в то время как человек способен на это. Природа не ощущает Царствия
Божиего, человек же настроен на свидетельства его. Природа не ведает Бога, а человек Его
осознает. Человек приобретает духовные добродетели, а природе в них отказано. Человек по
своей воле может справиться с пороками, но природа не в силах изменить что-либо в том, что
дано ей. Все свидетельствует о том, что человек благороднее и выше, что в нем есть
совершенная сила, превосходящая силы природы. Он обладает сознанием, волей, памятью,
интеллектом, божественными качествами и добродетелями, которых полностью лишена природа;
следовательно, человек выше и благороднее, ибо в нем заключена и проявляется совершенная и
небесная сила.19
Абдул-Баха
Вседержитель не дал человеку когтей и зубов свирепого хищника, напротив - одарил
человеческое существо самыми благопристойными качествами и украсил наисовершеннейшими
добродетелями. Честь сего творения и достоинство сего облачения требуют от человека, чтобы
он являл любовь и приязнь к себе подобным, и даже более того - относился ко всем живым
существам справедливо и беспристрастно.
Поразмыслите также о том, что благополучие, счастье, радость и довольство рода
человеческого проистекают из дружбы и союза, тогда как распри и разногласия легко приводят
к несчастьям, унижению, смуте и краху.20
Абдул-Баха
Человек отличен от животного в нескольких отношениях. Прежде всего, он создан по
образу Божиему, по подобию Вышнего Света, как о том сказано в Торе: "Сотворим человека по
образу Нашему, по подобию Нашему".* Сей Божественный образ свидетельствует о всех качествах
совершенства, свет коих, рожденный от Солнца Истины, озаряет природу людей. Самые же
великие среди сих качеств совершенства - мудрость и знание. Потому дoлжно вам приложить все
силы и трудиться денно и нощно не покладая рук, дабы обрести щедрую долю от всех наук и
искусств, дабы Божественный Образ, воссиявший от Солнца Истины, озарил зеркало сердец
человеческих.21
Абдул-Баха
Я желаю обрести вам отличительную особенность. Бахаи должны отличаться от других
представителей человечества. Но это отличие не должно определяться богатством - не
богатство должно выделять их среди людей. Я не желаю для вас отличия в финансовом
отношении. Отличие, что я желаю, необычное - не в науках, не в коммерции или на
производстве. Для вас я желаю духовного отличия - иными словами, каждый из вас должен
возвышаться и выделяться нравственными качествами. Вы должны отличаться от всех любовью к
Богу. Вас должны отличать любовь к человечеству, единение и согласие, любовь и
справедливость. Одним словом, вы должны отличаться всеми добродетелями человеческого мира -
верностью и искренностью, справедливостью и надежностью, твердостью и стойкостью,
благотворительными деяниями и служением миру людей, любовью к каждому человеческому
существу; единством и согласием со всеми людьми, отказом от предрассудков и участием в
укреплении всеобщего мира. Наконец, вы должны отличаться божественной просвещенностью и
обретением даров Божиих. Я желаю вам именно такого отличия. Таковы должны быть черты,
отличающие вас.22
Абдул-Баха
Божественный Свет должен озарять сердце
Поэтому всякий человек, наделенный божественными качествами, отражающий небесные
добродетели и совершенства и проявляющий идеальные и похвальные черты, воистину, есть образ
и подобие Божие. Если человек наделен богатством, то можем ли мы назвать его образом и
подобием Божиим? Или критерием близости к Богу служат мирские почести и слава? Можем ли мы
принять за мерило цвет кожи и сказать, что человек с определенным ее цветом - белым,
черным, коричневым, желтым или красным - истинный образ своего Создателя? Мы должны
признать, что цвет кожи не мерило и не критерий для суждения, он не имеет никакого
значения, ибо цвет кожи случаен по своей природе. Значение имеют духовность и разум
человека, именно они суть проявления небесных добродетелей, милосердных даров Божиих,
вечной жизни и крещения Святым Духом. Посему да будет известно, что цвет кожи или
принадлежность к той или иной расе не имеют ни малейшего значения. Тот будет принят у
порога Божиего, кто есть образ и подобие Божие, кто являет дары Бога; и при этом неважно,
каков цвет его кожи - белый, черный или коричневый. Человек является человеком не просто
из-за особенностей своего телосложения. Божественное мерило и критерий определения - его
разум и дух.
Так пусть же это будет единственным критерием и мерилом, ибо именно сие есть образ и
подобие Божие. Душа человека может быть чистой и светлой, хотя у него и черная кожа; или,
наоборот, сердце может быть темным и грешным, хотя человек и принадлежит к белой расе.
Единственное, что имеет значение - это характер и чистота сердца. Сердце, озаренное светом
Божиим, всего ближе и дороже Богу, и поскольку Бог одарил человека честью называться
образом Бога, то это - воистину высшее и самое совершенное достижение, божественное
положение, которое не следует приносить в жертву такой случайности, как цвет.23
Абдул-Баха
Нет же, достоинство человека в том, что он может познавать идеалы Царствия и достичь
знания, которое недоступно животному в силу его ограниченного уровня развития. Человек
занимает положение, позволяющее ему достичь этих идеалов и таким образом отделить и
сознательно возвысить, бесконечно возвысить себя над низшими царствами бытия.
Положение человека высокое, очень высокое. Бог сотворил человека по Своему образу и
подобию. Он наделил его могущественной силой, которая может раскрывать тайны явлений.
Благодаря ей человек способен к абстрактным умозаключениям, и его познание не
ограничивается только миром чувственных впечатлений. Поскольку он обладает теми же органами
чувств, что и животные, то очевидно, что он отличается от них именно способностью
сознательно проникать в абстрактные явления. Он обретает Божественную мудрость; он
исследует тайны мироздания; он прозревает свет всемогущества; он обретает второе рождение -
то есть рождается из материального мира, подобно тому, как он был рожден матерью; он
обретает вечную жизнь; он приближается к Богу; его сердце наполняется любовью к Богу.
Такова основа мира человеческого; таков образ и подобие Божие; такова подлинная сущность
человека, иначе он просто животное. Воистину, Бог сотворил животного по образу и подобию
человека, и хотя человек внешне отличается от животного, все же по природе ему присущи
свойства животного.
Вы должны стремиться познать таинства Божии, достичь совершенного знания и обрести
видение, непосредственно воспринимая лучи Солнца Действительности и обретая уготованную вам
долю от предвечных даров Божиих.24
Абдул-Баха
6
Подкатегории
Праздник 19 Дня
Праздник Девятнадцатого Дня
Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Всемирного Дома Справедливости
Живая кровь Веры
Живая кровь Веры
Подборка из писем Хранителя о Фондах Бахаи и пожертвованиях
Совет бахаи
Совет бахаи
Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости
Жемчужины истины - Цитаты для ежедневного чтения
Жемчужины истины
Цитаты для ежедневного чтения
Важность углубления
ВАЖНОСТЬ УГЛУБЛЕНИЯ
The Importance of Deepening
Важность углубления нашего знания и понимания Веры
Отрывки из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди.
Воспитание детей
Воспитание детей
Прожить жизнь по Вере
Прожить жизнь по Вере
Неучастие в политике
Неучастие в политике
Широкий приток в Веру
Широкий приток в Веру
Обучение Вере
Обучение Вере
Раскрывая предназначение
Раскрывая предназначение
Женщины и мужчины
Женщины и мужчины
Институт Советников
Институт Советников
Документ, подготовленный Всемирным Домом Справедливости