Рассматривая существование мира, мы видим, что и мир минералов, и мир растений, и мир животных, и мир человеческий нуждаются в наставнике.
        Если земля не возделывается, то она обращается в дикие заросли, где произрастают лишь бесполезные сорные растения; но когда является земледелец и возделывает землю, то она приносит плоды, которые питают живые существа. Таким образом, очевидно, что почва нуждается в облагораживающем воздействии со стороны земледельца. Взгляните на деревья: если за ними не будет ухаживать садовник, то они будут бесплодны, а без плодов они бесполезны; но если за ними будет уход, то те же, прежде бесплодные деревья, начнут приносить плоды, а после обработки, внесения удобрений и прививки деревья, что давали горькие плоды, начнут приносить плоды сладкие. Таковы рациональные доводы; в наш век народам мира нужны разумные аргументы.
        Это же верно и в отношении животных: известно, что если человек приручает животное, оно становится домашним, и в то же время, если человек не получает воспитания, он становится как животное, и, более того, если он остается во власти природы, он опускается ниже животного, тогда как получивши воспитание он уподобляется ангелу. Ибо большинство животных не поедают себе подобных, люди же в Судане, в Центральных областях Африки убивают и поедают друг друга.
        Мы видим, что именно благодаря просвещению человек правит миром; именно  просвещение  порождает  удивительные творения; именно просвещение распространяет науки и искусства; именно просвещение являет новые открытия и установления. Если бы не было просвещения, не было бы и таких вещей как современные удобства, цивилизация или гуманность. Если человека одного отправить в пустыню, где он не встретит себе подобных, он, несомненно, одичает; таким образом, ясно, что ему необходим просветитель, наставник.
        Просвещение же есть трех видов: материальное, гуманитарное и духовное. Материальное просвещение касается совершенствования и развития тела, оно осуществляется через питание, обеспечение материальных удобств и благ. Этот вид просвещения является общим для животных и человека.
        Гуманитарное просвещение означает цивилизацию и прогресс, другими словами, управление,  порядок,  благотворительные  учреждения, торговлю, искусства и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, общественные институты, то есть виды деятельности, присущие человеку и отличающие его от животного.
        Божественное просвещение  исходит  из  Царствия  Божия:  оно заключается в обретении божественных совершенств, и сие есть истинное просвещение; ибо в таком состоянии человек становится средоточием божественных милостей, воплощением слов "Сотворим человека по образу Нашему"(2). Сие есть цель для мира человеков.
       Итак, мы нуждаемся в просветителе, наставнике, который был бы равно просветителем в материальном, гуманитарном и духовном плане, и чей авторитет был бы непререкаем всегда и везде. Так что, если кто-либо заявляет: "Я обладаю полным пониманием и совершенным разумом, а потому мне не нужен такой просветитель," - то он отрицает явное и очевидное, как если бы ребенок сказал: "Мне не нужно образование; я стану действовать по своему соображению и разумению и так я достигну всех совершенств существования"; или как если бы слепой заявил: "Мне нет нужды в зрении, ибо множество других слепых людей существуют без особых трудностей".
        Итак, ясно и очевидно, что человеку требуется  просветитель, наставник, и такой наставник должен быть однозначно и несомненно совершенным во всех отношениях и превосходить всех людей. В противном случае, если бы он был подобен прочим человекам, он не мог бы быть их просветителем, потому что, если говорить более конкретно, он должен быть для людей одновременно просветителем и в материальном, и в гуманитарном, а также и в духовном плане - то есть он должен научить людей: организации и осуществлению всего, что связано с физическими потребностями; устройству общественного порядка для установления сотрудничества и взаимопомощи в жизни людей с тем, чтобы материальные ее стороны были организованы и не выходили из-под контроля в любых обстоятельствах. В то же время он должен осуществлять гуманитарное  просвещение,  -  то  есть направлять разум и мысль так, чтобы они могли достичь полного развития, чтобы осуществлялся прогресс знания и науки и чтобы истинная  сущность вещей, тайны, заключенные в существах, и свойства  миров  могли  быть  познаны;  чтобы  неуклонно совершенствовались  способы правления, общественные институты, изобретения; чтобы от мира зримых и ощущаемых вещей  через информацию, даваемую чувствами, шел путь к логическому построению.
        Он же должен осуществлять и духовное просвещение с тем, чтобы разум и познание смогли проникнуть в метафизический мир и обрести благо от очищающего дуновения Духа Святого, и приобщиться к Высшему Сонму. Он должен влиять на сущность человеческую, дабы она стала средоточием божественных проявлений в такой степени, что имена и свойства Бога смогут отразиться сияющим блеском в зерцале человеческой сущности и священный стих "Сотворим человека по образу Нашему и подобию"(3) найдет свое воплощение.
        Ясно, что одними человеческими силами не справиться со столь грандиозной задачей и что один лишь разум не может взять на себя ответственность за осуществление такой великой миссии. Как может один человек без помощи и поддержки заложить основание столь благородного сооружения? Он должен полагаться на духовную и божественную силу, чтобы справиться с этой миссией. Одна Святая Душа способна вдохнуть жизнь в мир человечества, изменить облик планеты, дать толчок познанию, оживить души, заложить основы новой жизни, установить новые учреждения, внести порядок в мир, привести нации и религии под сень одного знамени, освободить человека из-под власти мира несовершенств и пороков и вдохнуть в него неистребимое  стремление  к  совершенству - естественному и благоприобретенному. Несомненно, что ничто, кроме божественной силы, не в состоянии совершить столь грандиозную работу. Если судить непредвзято, то мы должны будем признать справедливость этого.
        Дело, которое все правительства и народы мира, со всей их мощью и армиями, не в состоянии осуществлять и распространять, одна Святая Душа может продвинуть без посторонней помощи и поддержки! В человеческих ли силах совершить сие? Именем Бога клянусь, нет! К примеру, Христос в одиночку воздвиг знамя мира и справедливости, свершил труд, что не под силу всем славным правителям со всеми их воинствами. Взгляните, какова судьба столь многих и различных империй и народов: Римской империи, Франции, Германии, России, Англии и других; все они оказались собраны под одной крышей - то есть появление в сем мире Христа привело к единению различных наций, некоторые из которых под влиянием Христианства вступили в столь тесный союз, что жертвовали жизнями и владениями ради друг друга.  После императора Константина, поборника Христианства, произошел раскол. Дело в том, что Христос объединил сии нации, но по прошествии некоторого времени по вине правителей начались разногласия. Я хочу сказать, что Христос воздвиг Дело, которое не по силам всем царям земным! Он объединил различные религии и улучшил древние обычаи. Подумайте, сколь велики были различия между римлянами, греками, сирийцами, египтянами, финикийцами, израильтянами, а также другими народами Европы. Христос устранил сии различия и стал источником любви между этими сообществами. Хотя по прошествии некоторого времени правители разрушили сей союз, Христос сделал свое дело.
        Таким образом,  Всеобщий  Наставник  должен быть одновременно просветителем в физическом, гуманитарном и духовном плане; и Он должен обладать сверхъестественной силой с тем, чтобы стать проводником божественного. Если в Нем не проявится святая сила, Он не сможет стать Наставником, ибо если Он не совершенен, то как сможет Он дать совершенное наставление? Если Он невежественен, то как сможет Он просветить других? Если Он несправедлив, то как сможет Он сделать праведными других? Если Он земной, то как сможет Он заставить других устремиться к небесам?
        Итак, судите справедливо: обладали ли всеми этими качествами те Явители Бога, что приходили прежде(4)? Если бы Они не обладали всеми этими качествами и совершенствами, Они бы не были истинными Наставниками.
       Таким образом, нам надлежит обосновать для думающих людей при помощи логических аргументов пророческую миссию Моисея, Христа и других  Явителей  Бога.  И приводимые нами доказательства и свидетельства основываются не на традиции, а на доводах разума.
        Мы уже  показали,  пользуясь  логическими  аргументами,  что существующий  мир  крайне  нуждается  в  наставнике и что преобразование мира должно достигаться при помощи божественной силы. Нет сомнения, что такая божественная сила есть откровение и что просвещение мира должно достигаться через эту силу, которая превыше сил человеческих.

 


(2)    Бытие 1:26.
(3)    Бытие 1:26.
(4)    Явители Бога - это основатели религии. См. Вопрос 43 - "Два вида пророков".

Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Абдул-Баха
Основы всемирного единения

Провозглашение всеобщего мира

Беседы Абдул-Баха, записанные с его слов в Нью-Йорке и Бруклине
(предварительный перевод)


 

Воля и Завещание Абдул-Баха

Абдул-Баха
Мысль мира

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook