История веры бахаи в России и СССР

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дом поклонения в Ашхабаде

 

Россия — одна из стран, сыгравших в истории Веры Бахаи особую роль. К важнейшим фактам, определяющим эту роль, относятся следующие:

 

 

 

  • В 1852 году Россия в лице своего посла в Тегеране князя Д. И. Долгорукого осудила массовые убийства первых верующих, ходатайствовала об освобождении Бахауллы, когда Он, будучи невиновным, находился в заключении, и предложила Ему убежище.
  • Первая в мире организованная община бахаи за пределами Ирана появилась на территории Российской Империи в Ашхабаде в начале 1880-х гг.
  • В 1889 году российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры Бахаи и выступил в защиту ее последователей.
  • Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде в 1913-1918 годах.
  • Русский был первым европейским языком, на который были переведены Священные Писания бахаи, в том числе Китаб-и-Агдас ("Наисвятая книга", перевод осуществлен востоковедом А.Туманским и издан в 1899 году в Петербурге).
  • Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX — начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. Например, Л.Н. Толстой впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 году. Его высказывания о новой религии в переписке и дневниках на протяжении последних шестнадцати лет жизни писателя привлекли внимание историков, писателей и философов Европы. С 1904 г. на сценах петербургских театров и позже в Лондоне и Париже с большим успехом шла пьеса поэтессы Изабеллы Гриневской под названием "Баб" (о Предтече Бахауллы). Художественную ценность пьесы отмечал не только Толстой, но и множество критиков, писателей и журналистов того времени.

Выборы Всемирного Дома Справедливости 1993 годВ первые годы после октябрьской революции общины бахаи продолжали свое развитие. Возникли общины не только в Средней Азии и Закавказье, но и в Москве, Ленинграде и Казани. При общине Ашхабада, насчитывавшей около двух тысяч человек, были первый храм бахаи — самое крупное и впечатляющее тогда здание города, библиотека, лечебница, гостиница и школы (в том числе редкость для этих времен — школа для девочек), открытые для всех людей независимо от вероисповедания.

Однако с 1928 года Вера Бахаи оказалась под прицелом антирелигиозной политики государства. Все имущество было национализировано, и лишь после долгих переговоров ашхабадской общине удалось взять cвой храм в аренду у государства. Строго соблюдая принцип бахаи о законопослушании, бахаи Советского Союза отказались от административной деятельности. К 1938 году, после многочисленных арестов и ссылок, большинство бахаи были отправлены в тюрьмы и лагеря либо высланы за границу. Общины бахаи во всех 38 городах, где они к тому времени были созданы, прекратили свое существование. Храм был поврежден мощным землетрясением 1948 года (он был одним из двух уцелевших зданий в Ашхабаде) и окончательно снесен советским правительством в 1961 году.

Украинская община бахаи на Международной конференции в БрестеВера Бахаи начала свое возрождение в СССР в конце 80-х годов. Вскоре после принятия закона о свободе совести, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание Советского Союза. Члены Национального Собрания бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости в 1993 г. В январе 1999 г. община бахаи России была перерегистрирована в соответствии с новым Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Сегодня численность общин бахаи в странах СНГ превышает 10 тысяч человек, из них в Украине — около 1000 человек.

 

 

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook