Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.

Тема лагеря:
ГАРМОНИЯ МЕЖДУ МАТЕРИАЛЬНЫМ И ДУХОВНЫМ МИРАМИ.

Цель лагеря:
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА С ДРУЗЬМИ.

 

 


Занятие №1

МУРАВЬИ И ИХ КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.«Основа жизни заключена во взаимной поддержке и помощи, и прерывание этой взаимной поддержки ведет к разрушению и небытию».

Вопросы для размышления:
1. Что является основой жизни?
2. Как вы понимаете фразу “прерывание взаимной поддержки”?

«Все члены и органы человека помогают друг другу, поэтому существует жизнь».

Вопросы для размышления:
1. Каким образом органы человека помогают друг другу?
2. Что произошло бы с человеком, если бы у него перестали работать кровеносная система, головной мозг, дыхательная система?

«То, что людям необходимо более всего - это сотрудничество и взаимная помощь. Чем крепче узы общности и солидарности между людьми, тем мощнее сила созидания и свершения на всех уровнях человеческой деятельности».

Вопросы для размышления:
1. Могут ли люди добиться прогресса, когда они враждуют?
2. Перечислите несколько свершений человечества, которых они добились сообща?

«Те из вас, кто работает раздельно - словно муравьи, работая же вместе, вы будете подобны орлам; работая раздельно, вы будете, словно капли или маленькие ручейки воды, но работая в союзе, вы станете могучей рекой, несущей Воду жизни в бесплодные пустынные места мира сего; и Он добавляет: "даже опасно быть изолированной каплей; вы можете расщепиться или быть унесенными прочь».

Вопросы для размышления:
1. Если люди работают раздельно, они похожи на ____________________________________________________________
2. Если люди работают вместе, они похожи на ____________________________________________________________

Теоретическая часть:
Есть насекомые коллективные или общественные. Это значит, что они живут сообща. К таким насекомым относятся муравьи и пчелы. Муравьи распространены повсюду, кроме Антарктиды. Они живут большими семьями. В каждой семье больше нескольких тысяч муравьев.
В лесах часто встречается рыжий лесной муравей. Свои гнезда — «муравьиные кучи» или муравейники он строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Муравейник не просто дом, это целый город. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме насыпной, надземной, части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. Там внизу есть камера царицы, хранилище куколок, есть кладовки, и даже кладбище.
Каждый муравей выполняет свою роль в муравейнике. В таком муравейнике есть одна или несколько цариц, главная задача которых заключается в откладывании яиц, то есть пополнение населения муравейника. Молодые самки крылаты. После размножения они сбрасывают крылья. Самки муравьев отличаются от других очень крупными размерами.
Нет ни одного вида муравьев, который бы вел одиночный образ жизни.
Большую часть населения муравейника составляют рабочие муравьи.
Одни из них тащат строительный материал: комочки почвы, хвоинки, чешуйки почек; другие — добычу: жучка, муху, гусеницу. Это и есть рабочие муравьи. Они строят и чинят гнездо, ухаживают за личинками и куколками, запасают пищу, защищают муравейник от врагов, проветривают и обогревают его. В большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч рабочих муравьев.
Муравьи-солдаты защищают муравейник от врагов и их может быть не одна тысяча.
У муравьев очень плохое зрение, но прекрасно развито обоняние и осязание. Эти органы находятся на усиках и ними они ощупывают все предметы. Узнают своих и чужих. Также они находят дорогу в свой муравейник.
Муравьи имеют домашних животных. Дойные коровы муравьев – тли. Тля сосет сок растений и перерабатывает его в сладкий сироп. Вот этот сироп и любят муравьи. Подойдя к тле, муравьи щекочут ей брюшко усиками и медленно выдаивают капли сиропа. Своих коров (тлей) муравьи не оставляют без присмотра. Они защищают их от врагов, выгуливают, если светит солнышко, сооружают для них укрытия и прячут там.
Многие виды муравьев утратили жало. Но у таких муравьев есть ядовитая железа. Кусая, рабочий муравей одновременно подгибает брюшко вперед, ближе к голове, и выбрызгивает из его заднего конца едкую жидкость — муравьиную кислоту. Эту кислоту человек использует для лечения некоторых заболеваний. Попадая в ранку, муравьиная кислота вызывает жжение. Если потревожить муравейник, по нему забегают сотни муравьев. При этом они раскрывают челюсти и изгибают брюшко. Выбрызгивая из брюшка муравьиную кислоту, насекомые создают над гнездом своего рода «химическую завесу».
Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, оцепеневают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейники снова оживают.
Большинство видов муравьев постоянно обитают в муравейниках, но есть виды, которые ведут кочевую жизнь, например южноафриканские муравьи дорилины и южноамериканские эситоны. Густыми колоннами переходят они с места на место, пожирая на своем пути все живое. Они опустошают огромные пространства, наступая с шумом, напоминающим гул пожара. Похожие на бескрылых ос с красной головой и тонким тельцем, они повергают в ужас своим количеством и своей прожорливостью. В каждую нору, в каждую щель, в каждое дупло, в листву, в гнезда и ульи просачивается густая смердящая волна, пожирая голубей, крыс, пресмыкающихся, обращая в бегство людей и животных...»
У обитающих в Европе муравьев-амазонок все рабочие особи — «солдаты». Их длинные кривые челюсти хорошо развиты, но приспособлены лишь кусать. Большими колоннами нападают муравьи-амазонки на чужие муравейники, убивают живущих там насекомых, захватывают куколок и утаскивают их в свой муравейник. Здесь вышедшие из этих куколок рабочие особи становятся «рабами» и обслуживают своих «хозяев».
Есть фараоновы муравьи. Они впервые были найдены в гробнице Фараона. Теперь они расселились по миру и доставляют много хлопот, поедая продукты людей.
Из всех насекомых муравьи самые долгоживущие. Рабочие особи живут до 5 лет, а царицы до 20. Муравейник может простоять на одном месте не одну сотню лет.
Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают почву своими ходами и тем самым способствуют образованию структурной почвы. Но есть виды муравьев, которые наносят ущерб хозяйству человека. Особенно вредны домовые муравьи. Поселившись вблизи жилья, эти крохотные насекомые проникают всюду, где есть запасы пищи. Обитающий в тропической Америке муравей-листорез — опасный вредитель культурных растений. Но в общем муравьи очень полезны.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Занятие №2
СВЕТ. ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА.

Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.«Темнота есть отсутствие света. В момент отсутствия света царит тьма. Свет есть нечто, что действительно существует, а темноты не существует...»

Вопросы для размышления:
1. Что такое темнота?
2. Может ли темнота реально существовать?

«Воздействие солнечного света на любой объект определяется свойствами каждого объекта. Разные предметы ведут себя по-разному под лучами света. Одни сильно блестят и отражают (зеркало, брильянт, вода), а другие – нет (песок, камень, не полированное дерево). Все дело в том, что поверхность зеркала отражает свет. Луч света отскакивает от нее, также как резиновый мячик отскакивает от пола. А поверхность камня, наоборот, рассеивает свет, также как разлетаются в разные стороны, рассыпанные на пол песчинки. Такое свойство предметов называется отражением света. Оно зависит от чистоты, ровности и структуры поверхности. Чем отражение больше, тем сильнее отражает и блестит предмет. Камень может отразить лишь малую толику света; но другой объект, например, зеркало, полностью отразит солнечные лучи; однако солнце равно освещает оба эти объекта».

Вопросы для размышления:
1. От чего зависит отражение и поглощение света разными объектами?
2. Может камень отражать свет?
3. Может чистое зеркало отражать свет?

Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.«Необычайно важно, чтобы поверхность зеркала души была чистой и отполированной, чтобы могла она полностью воспринять и отразить сияние божественного света. Свойства прекрасного зеркала могут быть присущи одной душе, а другая - скрыта под слоем пыли и грязи мирских страстей. И пусть им светит одно и то же Солнце, но в чистом и отполированном зеркале вы можете созерцать Солнце во всей его полноте, сиянии и лучезарности, открывая для себя его великолепный и несравненный образ; а потемневшее и мутное зеркало не обладает такой отражательной способностью, хотя конечно, само Солнце светит все с той же силой, и его сверкание не может ослабеть или померкнуть».

Вопросы для размышления:
1. Что мешает отражению в зеркале души?
2. Как можно очистить зеркало души?

«Зеркало, повернутое тыльной стороной к Солнцу не способно отразить сияние солнечных лучей».
Вопросы для размышления:
1. Может ли зеркало отразить солнце повернутой стороной?

«Почему солнечные лучи непременно должны отражаться в зеркале?" Так как взаимосвязь, пронизывающая сущность вещей, будь то вещи духовного или материального порядка, такова, что если зеркало чисто и обращено к солнцу, солнечные лучи непременно отразятся в нем».

Вопросы для размышления:
1. В каком случае солнечные лучи не отразятся в зеркале?


Теоретическая часть:

ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА.
Известно, что в солнечный день при помощи зеркала можно получить световой «зайчик» на стене, на полу или потолке.
Объясняется это тем, что пучок света, падая на зеркало, отражается от него, то есть «отскакивает». Световой «зайчик» — это и есть отражённый пучок света. Опыт показывает, что свет всегда отражается от границы, разделяющей две среды. Допустим, в среде воздуха и среде воды их граница находится на поверхности воды.
Таким образом, отражение света происходит по следующим законам:
1. Луч падающего света, луч отражения этого света и условная перпендикулярная линия, проведенная к границе раздела двух сред, поставленная в точку падения луча, лежат в одной плоскости.
2. Угол падения равен углу отражения.
3. Падающий и отражённый лучи могут меняться местами, т.е. обратимы.

ОПЫТ №1
Направьте зеркало в сторону солнца. Что вы увидите?

«Чем чище и лучше по качеству зеркало, тем ярче и полнее отражается в нем свет Солнца Истины».

Вопросы для размышления:
1. Может ли отражать свет грязное зеркало?

ОПЫТ №2
Давайте проведем маленький эксперимент. Вам надо опустить в стакан с водой карандаш, и он покажется поломанным.
Теоретическая часть:
Объяснение:
Лучи света, отраженные от карандаша, имеют в воде другое направление, чем в воздухе, т. е. происходит преломление света на границе воздуха с водой. Когда свет переходит из одной среды в другую, на границе раздела происходит отражение части падающего на неё света. Остальная часть света проникает в новую среду. Если свет падает не под прямым углом к поверхности раздела, то на границе во второй среде световой луч изменяет своё направление. Это и называется преломлением света. Явление преломления света наблюдается на границе двух прозрачных, но разных по плотности сред и объясняется разной скоростью распространения света в различных средах. В вакууме скорость света составляет приблизительно 300000 км/с, во всех других средах она меньше.

«Отражения предметов в зеркале суть мнимости и не имеют материального существования. Однако никогда прежде зеркала не видевший будет убежден, что отражения сии существуют материально».

Вопросы для размышления:
1. Что такое мнимое изображение?

Теоретическая часть:
Пусть из светящейся точки S падают на зеркало MN расходящиеся лучи SО1 и SО2. Отражённые зеркалом, они останутся расходящимися. В глаз, расположенный как показано на рисунке, попадает расходящийся пучок света, исходящий как будто бы из точки S1. Эта точка является точкой пересечения отражённых лучей, продолженных за зеркало. Точка S1 называется мнимым изображением точки S потому, что из точки S1 свет не исходит
Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, то есть там, где предмета на самом деле нет. Как это получается?
Вследствие закона отражения света мнимое изображение предмета располагается симметрично относительно зеркальной поверхности. Размер изображения равен размеру самого предмета. Только лево и право меняются местами. Если мы подымем правую руку, то в отражении она будет находиться слева.
В действительности световые лучи не проходят сквозь зеркало. Нам только кажется, будто свет исходит от изображения, поскольку наш мозг воспринимает попадающий к нам в глаза свет как свет от источника, находящегося перед нами.
Так как лучи в действительности не сходятся в изображении, поместив лист белой бумаги или фотоплёнку в то место, где находится изображение, мы не получим никакого изображения. Поэтому такое изображение называют мнимым. Его следует отличать от действительного изображения, через которое свет проходит и которое можно получить, поместив там, где оно находится, лист бумаги или фотоплёнку.

Интересный опыт: если зеркало поставить напротив другого зеркала, а между ними поставить фигурку, мы получим бесконечную галерею зеркал, в каждом из которых будет бесчисленное количество раз отражаться фигурка, все уменьшаясь и уменьшаясь.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Занятие №3
МАГНИТ. ЕГО СВОЙСТВА.

 

Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.«Доброжелательная речь притягивает сердца людей. Она — хлеб духовный, она придает словам смысл, она — источник света мудрости и понимания...»

Вопросы для размышления:
1. Почему доброжелательная речь действует как магнит?
2. Что она притягивает?
3. Что значит доброжелательная?

«Пусть каждый из вас уподобится свече, излучающей яркий свет, станет магнитом притягивающим к себе людей».

Вопросы для размышления:
1. Может ли злой и неправдивый человек быть магнитом для людских сердец?

«Если бы атомы, на которых построено царство минералов, не обладали силой притяжения, то земля никогда бы не образовалась, и наша вселенная не была бы создана».

Вопросы для размышления:
1. Какой силой обладают атомы?
2. Если бы этой силы не существовало, что было бы с нашей землей, вселенной?

«Любовь есть единый закон, устанавливающий порядок между существующими атомами и властвующий над ними! Любовь есть всеобщая магнетическая сила, которая царит между планетами и звездами, сверкающими на высоком небосводе!»

Вопросы для размышления:
1. Что устанавливает порядок над всеми атомами?

ДЛЯ ЗАМЕТОК


Сегодня мы поговорим о магните, об истории открытия магнита, а также, о его свойствах.

Опыт 1:
Необходимо: Бумага, ткань, пластмасса, скрепки, хвоя, гвозди, магнит.
Положите на столе разные предметы. Прикладывая к ним магнит, изучите какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет. Запишите свои наблюдения в блокнот.
Немного истории:
Древние греки называли магнит «особым камнем». А древнее китайское название магнита «чу-ши» или «нитши-чи», что означает «любящий камень». На французском «аймант» – и есть «любящий».
Надо сказать, что весь Древний Восток наделял магнит свойством любить железо. Раз притягивает – значит, любит. И поэтому почти все восточные названия магнита берут начало от этого свойства.
Древнегреческий философ Платон сообщает, что согласно легенде, описанной античным историком Плинием, пастух с острова Крит по имени Магнис или Магнесс заметил, что его сандалии, подкованные железом, а также палка с железным наконечником, липнут к черным камням, в изобилии валявшимся под ногами. Пастух перевернул палку «неподкованным» концом и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, которые не признают никаких других материалов, кроме железа. Видимо, пастух захватил несколько таких камней с горы Идо, где он пас овец, домой и поразил воображение соседей. От имени пастуха и пошло название «магнит».

1. Почему магнит назвали магнит?
2. Может ли магнит притягивать дерево, ткань, бумагу?

Первый компас:
В караванах, которые в древности шли по пустыне Гоби на запад, был особый, белый верблюд. Этот верблюд нес на себе необычный груз – глиняный сосуд с водой, помещенный в деревянную защитную клетку. На воде плавал плотик из коры пробкового дерева, на котором был закреплен продолговатый кусочек камня чу-ши или стальная игла, натертая этим камнем. Края сосуда были выкрашены в цвета, символически обозначавшие части света: красный – юг, черный – север, зеленый – восток, белый – запад. (И сейчас часто окрашивают южный полюс магнита в красный цвет, а северный – в черный или синий. Не потому ли, что красный цвет – теплый, а синий – холодный?) Магнит на пробке, легко поворачиваясь на воде, всегда указывал направление «юг – север». Сосуд с водой и магнитом был, пожалуй, самым первым компасом, по которому караван ориентировался в пустыне.

Опыт 2:
Необходимо: компас, иголка, паралон, емкость с водой,
Отрываем кусочек поролона размером 3х3 мм. С размером поролона определиться легко: главное, чтобы он держал иголку, не давая ей утонуть, и не оказывал сильного сопротивления при вращении иголки…Протыкаем иголкой поролон по центру тела (для лучшей балансировки), помещаем полученную конструкцию в кружку с водой. Иголка должна повернуться в сторону “Север-Юг”. Если ничего не произошло, нужно будет намагнитить один конец иголки, а второй – розмагнитить. Как розмагнитить стальную иглу? Поднесите один (Только один!!!) конец иглы к пламени газовой плиты и подержите 20-30 сек. При температуре свыше 70 градусов С магнетизм исчезнет. Таким образом мы получим иглу с одним концом намагниченным (Север), и другим – размагниченным (Юг).
Если этот опыт трудно сделать в лагере, можно перенести его на занятие в городе, но научить подростков находить стороны света с помощью компаса.

Загадка:
Как можно достать из стакана с водой скрепки не разлив не капли воды?
Можно проделать этот опыт.

Магнит и его свойства:
Каждый магнит потенциально имеет свойство притягивать железо. Это свойство называется собственное магнитное поле. Но если метал не имеет этих свойств, он не может притягивать метал. Для этого к нему надо приложить внешнее магнитное поле. Тогда метал сможет притягивать другие металлические предметы.

Могут ли притягивать неметаллы:
Опыт 3:
Необходимо: пластмассовая расческа, маленькие кусочки бумаги, шерстяная ткань.
Расческу потрите о лоскуток ткани. Поднесите ее к измельченным листочкам бумаги. Листочки будут прилипать к палочке, причем начнут «реагировать» еще до соприкосновения с ней.

Объяснение:
Заряд, создавая вокруг себя электрическое поле, действует на расстоянии на эти листочки бумаги и электризует их. Если размер кусочков бумаги значителен и сила тяжести оказывается соизмеримой с электрической силой, листочки будут только приподниматься, могут даже вставать на ребро, но не будут отрываться от стола. Наэлектризованной о волосы расческой можно поставить вертикально листочек размером 8x8 см. Поэкспериментируйте с обрезками ниток, кусочками тканей, полиэтилена. Эти материалы называются диэлектриками, так как они плохо проводят электрический ток.

Опыт 4:
Необходимо: Металлическая крошка, магнит, стеклянная емкость, вода.
В стакан поместить металлическую крошку и залить водой. Приложить ко дну стакана магнит. Теперь вы можете порисовать магнитом. Металлическая крошка превратиться на ваших глазах в прекрасные цветы.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Занятие №4
ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ - СТАВИМ ОПЫТЫ ВМЕСТЕ

Теоретическая часть:
«Материальные тела состоят из атомов. Атомы пребывают в вечном движении, переходя с одной ступени развития на другую. Они проходят множество промежуточных фаз и состояний сущего, в течение которых вступает в различные сочетания с другими атомами на своем пути».

Вопросы для размышления:
1. Из чего состоят все материальные тела?
2. Атомы неподвижны? Они все время находятся на месте?

«Все сотворенные предметы являются результатом соединения. Элементы материи сошлись воедино в бесконечном многообразии и нескончаемых формах. Каждый организм есть взаимосвязь элементов, каждый предмет есть выражение притяжения элементов. Мы видим, что комплексный человеческий организм есть всего лишь упорядоченное скопление клеток, дерево состоит из растительных клеток, животное - из мельчайших клеточных частей и единиц и так далее».

Вопросы для размышления:
1. Благодаря каким взаимодействиям атомов существуют растения, животные и человек?
2. Что такое притяжение атомов?

«Существование, есть соединение, несуществование - распад, разделение, прекращение жизни.»


Вопросы для размышления:
1. Приведите, пример соединения атомов или других элементов.
2. Приведите пример распада каких-либо элементов.

«Атом обогащает собою царство минералов, соединяющих с родственными ему частицами, в царстве растительном помогает росту органической ткани, в организме животного проявляет первые проблески интеллекта, а в царстве человеческом наделяется уже наивысшими совершенствами, каковые присущи людям.
Перемещаясь из царства в царство, атомы проявляют лишь те достоинства и совершенства, какие необходимы на той ступени развития существующего, на которой находятся эти царства. Но очевидно, что каждый из них (атомов) содержит в себе абсолютно все достоинства и совершенства мироздания».

Вопросы для размышления:
1. Что такое Царства?
2. Какие вы знаете Царства?

Теоретическая часть:
Ученые разделяют все живое на Царство растений, Царство Животных, Царство Бактерий, Царство Грибов.
А мы поговорим о Царстве Минералов. В царстве минералов есть движение, есть взаимодействие между атомами. Это движение происходит всегда, оно постепенно, оно поступательно. В своих неустанных взаимодействиях атом наделяется качествами и свойствами. Для каждого из Царств необходимы свои качества и свойства.

Благодаря силам химического притяжения определенные частицы связываются и объединяются друг с другом. Дерево, человек, рыба, - все они подчиняются закону притяжения и сочетания, который объединяет элементарные частицы (атомы). В итоге возникает некая структура или сложное существо. Но исчезновение сил притяжения ведет к распаду и разложению; от зеркала, стола и часов не останется и следа, как будто их и не существовало. Таким образом атомные соединения порождают некую реальность, в то время как отталкивание и рассеивание равносильно несуществованию.

Вопросы для размышления:
1. Что возникает при соединении атомов?
2. Что возникает при соединении молекул?

Теоретическая часть:
Атомы, соединяясь образуют более сложные соединения – молекулы. Молекулы, соединяясь, образуют клетки растений или животных. Клетки образуют ткани. Из отдельных тканей образуются органы. Органы составляют организм. Это может быть растение, может быть животное, а может быть и человек.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Опыт 1:
1. рН
Любая жидкость обладает определенным уровнем кислотности. Этот уровень кислотности по научному называется кислотно-щелочной баланс или рН. Он показывает насколько кислой или насколько щелочной есть жидкость. Шкала рН имеет значения от 0 до 14. Вещества, рН которых равна 7 являются нейтральными – не кислыми и не щелочными. рН меньше 7 говорит про то, что раствор кислый, и чем меньше рН, тем он кислее. рН больше 7 характерно щелочным веществам, и чем оно больше, тем более щелочной раствор.

Ниже приводятся значения рH для некоторых жидкостей:
1. Желудочный сок - 1.0-2.0 ph
2. Лимонный сок - 2.0 ph
3. Пищевой уксус - 2.4 ph
4. Кока-кола - 3.0 ph
5. Яблочный сок - 3.0 ph
6. Пиво - 4.5 ph
7. Кофе - 5.0 ph
8. Шампунь - 5.5 ph
9. Чай - 5.5 ph
10. Слюна - 6.35-6.85 ph
11. Молоко - 6.6-6.9 ph
12. Чистая вода - 7.0 ph
13. Кровь - 7.36-7.44 ph
14. Морская вода - 8.0 ph
15. Раствор пищевой соды - 8.5 ph
16. Мыло (жировое) для рук - 9.0-10.00 ph
17. Нашатырнай спирт - 11.5 ph
18. Отбеливатель (хлорная известь) - 12.5 ph
19. Каустическая сода или натриевая щелочь > 13 ph

рН имеет большое значение для живых организмов. Так, одни растения предпочитают расти на кислой почве (малина, земляника, морковь, бобы, картофель, хвощ полевой). Другие – на нейтральной (капуста, лук, перец, свекла, сельдерей, розы, хризантемы, вишни, сливы). А некоторые и на щелочной (душистый горошек, гортензии, цикорий, петрушка, спаржа, одуванчики). В нашем организме разные жидкости имеют разные рН: слюна слабо кислая (6,5), желудочный сок очень кислый (1), чтоб расщеплять пищу, а кровь слабо щелочная (7,5). Есть определенные вещества, которые позволяют нам узнать рН – индикаторы рН. Самые известные это лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Если добавить такой индикатор в жидкость, рН которой мы хотим узнать, она поменяет цвет в зависимости от того, кислота у нас, щелочь или нейтральная среда. Итак, давайте проведем эксперимент с лакмусом и фенолфталеином.

Необходимо: Несколько воронок, бумажные фильтры, стеклянные банки, индикаторная бумага.
Взять грунт из разных мест (луг, река (с дна), лес). Сделать раствор с водой. Тщательно отфильтровать с помощью бумажного фильтра. И определить рН раствора. Наблюдение записать в виде таблички.
Придумать свой эксперимент.

Опыт 2
Подростковый лагерь “Почемучка" 2012 г.2. Взаимодействие щелочи и кислоты
На Земле существует очень большое разнообразие химических веществ, как природных, так и искусственно созданных человеком. Химики разделяют все эти вещества на классы, в зависимости от их свойств. Это простые вещества, кислоты, щелочи, соли и оксиды. Эти вещества могут взамодействовать друг с другом образуя при этом одно или несколько других веществ. Взаимодействие химических веществ между собой называется химической реакцией. Сегодня вы поставите свой собственный химический эксперимент с участием щелочи (соды) и кислоты (уксуса). Щелочь при взаимодействии с кислотой всегда образует соль и побочные вещества (вода, газ), и это называется реакцией нейтрализации. Сода при взаимодействии с уксусом образует соль, воду и углекислый газ. Углекислый газ бурно с шипением выделяется в виде маленьких пузырьков. И сейчас вы сами сможете убедиться в этом, сделав один красивый эксперимент.

Реакция между содой и уксусом: NaHCO3 + CH3COOH = ?

NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2

Эксперимент «вулкан»
Необходимо: Ложка, сода, уксус, пластилин, тарелка.
Вылепите из пластилина небольшой полый конус с отверстием сверху – вулкан. На блюдце насыпьте около 2 столовых ложек соды. Прилепите сверху над горкой соды пластилиновый вулкан. И начинайте лить в отверстие вулкана уксус. Пойдет бурная реакция и шипучая пенная жидкость начнет выливаться из вулкана.


Эксперимент с шариком
Есть еще один забавный эксперимент с участием соды и кислоты.
Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Опыт 3
3. Качественная реакция на крахмал
Растения, чтобы кормится в бедное на питательные вещества время, запасают в себе сложные химические вещества. Потом эти вещества растения используют, чтобы получать энергию и разные питательные элементы. Одним из лучших запасов энергии является крахмал. Это один из разновидностей сахаров. Большое количество крахмала находится в зернах злаковых, в клубнях картофеля. Во фруктах и других плодах его меньше. Сегодня вы сами сможете проверить наличие крахмала в разных растениях и сравнить, где его больше. Обычный йод, которым смазывают ранки, вступает с крахмалом в реакцию и образует синий цвет. Такие реакции называются качественными, потому что они помогают определить, находится ли в данном продукте, растворе нужное нам вещество или нет. В конце любой качественной реакции обязательно должен или образоваться осадок, или изменится цвет.

Картофель и яблоко
Необходимо: аптечный йод, картофель, яблоко.
Возьмем картофелину (лучше старую) и разрежем пополам. Также возьмем яблоко и тоже разрежем пополам. Берем одну половинку картофелины и половинку яблока, кладем срезом вверх. Открываем баночку йода (чтобы не запачкаться, можно работать в резиновых перчатках) и капаем по капельке на срез картофеля и яблока. Что мы увидели? Где крахмала больше?

Крахмал также накапливается в листьях растений, где он образуется под действием солнечного света. Снова с помощью йода мы сможем посмотреть, как в листьях накапливается крахмал и как на это влияет солнечный свет.


Опыт 4
4. Таинственное письмо

Сегодня вы почувствуете себя настоящими шифровальщиками и напишите два тайных письма!

Молочное письмо
Необходимо: лист белой бумаги, кисточка, мисочка, молоко, пар или утюг.
Возьмите листочек бумаги. Налейте в мисочку молока. Возьмите кисточку и напишите молоком письмо (старайтесь писать аккуратно, чтоб молоко не давало подтеков). Дайте вашему письму полностью высохнуть. Теперь на листе ничего не видно. Поднесите ваш листок над горячим паром или прогладьте его утюгом. Ну что?
Текст, написанный молоком, потемнел, потому что в молоко входит такое химическое вещество как белок. А любой белок при высокой температуре «сворачивается» и темнеет.

Крахмальное письмо
Необходимо: лист белой бумаги, кисточка, 2 мисочки, чайная ложка крахмала, холодная вода, кипяток, йод, поролоновая губка.
А это письмо будет написано уже известным вам крахмалом. Сначала приготовим клейстер – густой крахмальный раствор. Возьмем одну чайную ложку крахмала, разведем ее небольшим количеством воды. Интенсивно помешивая смесь, зальем ее кипятком. Должна получится густая прозрачная смесь.
Возьмем листик бумаги и напишем клейстером наше секретное письмо. Оставим сушиться на время. В другой мисочке разведем половину чайной ложки йода с 5 чайными ложками воды. Смочим губку в йодном растворе и аккуратно проведем губкой по листу. Появился текст?

Опыт 5
5. Разбегающиеся зубочистки
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? На поверхности жидкостей образуется тонкая эластичная пленка из молекул этой жидкости. Это называется поверхностным натяжением. Одни вещества могут увеличивать поверхностное натяжение этой пленки, а другие наоборот, уменьшать. Так, сахар увеличивает поверхностное натяжение, вода начинает двигаться к нему, перемещая зубочистки к центру. Мыло наоборот увеличивает поверхностное натяжение, создает ток воды от центра к краям и заставляет зубочистки разбегаться.

Опыт 6
6. Окисление
Нам понадобится: ножик, яблоко, сок лимона.
Разрежем яблоко на две половинки. Срез одной половинки польем соком лимона. Оставим обе половинки яблока на некоторое время.
Что мы видим? Половинка, которую не кропили лимоном, потемнела, а политая лимонным соком – более светлая. С чем же это связано? На самом деле в яблоке содержится много железа. А железо способно окислятся на воздухе, вступая в реакцию с кислородом. В результате образуется коричневая окись железа или ржавчина. Конечно же, вы встречались с ней, найдя старый винтик или другой железный предмет, покрытый коричневой коркой. Почему же не потемнела половинка яблока, окропленная лимоном? Потому что лимонная кислота, которая содержится в лимонах, является природным антиоксидантом – веществом, которое мешает окислению. Теперь вы знаете что яблоки и лимоны полезны для организма. Яблоки – источник важного микроэлемента железа, а лимоны – природный антиоксидант.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

«Юности свойственны сила и энергия, и она является лучшей порой в жизни человека…»

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook