Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ
ЭНЕРГИЯ

Летний подростково-молодежный лагерь “Смайлик” 2013 г.Радость переполняла сердца ребят, которые ехали в автобусе. Как быстро пролетело время! За год все повзрослели. Многих не узнать. Все шумно планируют свою жизнь в подростковом лагере, делятся новостями. Они так ждали этого лета! В автобусе шумно и весело.
Ребята знают, что в этом году программа в лагере будет необычной. Она будет посвящена теме экологии. Всем, кто приехал в лагерь, небезразлично как сохранить окружающую среду, поддержать гармонию в природе. Их интересует, чем они могут помочь своему родному городу, своей стране и всему миру.
Первая встреча подростков и вожатых состоялась сразу после приезда в лагерь. И сейчас мы познакомим вас с группой ребят от 11 до 15 лет. Их вожатые, Майкл и Анна, молодые люди, которые сами еще учатся в школе. После специальной подготовки они с радостью уделяют несколько часов в неделю подросткам и проводят подростковую группу в своем соседстве.


Все участники лагеря, отдохнувшие после обеда, собираются на занятие. Тема сегодняшнего занятия – “Энергия”. Эта тема интересует всех.
Ирина: Когда я прочитала в журнале о том, что запасы нефти вскоре исчерпаются, мне стало страшно. Представляете, что тогда может случиться на нашей планете.
Майкл: Слышал, что о нефти говорят так - человек ест нефть, человек спит на нефти, живет в нефти, передвигается за счет нее. Если бы не было нефти, как бы мы смогли приехать в лагерь? Как бы нам приготовили обед?
Ваня: Наш корпус тоже не смогли бы построить без нефти.
Анна: Все, что делает человек, сопровождается потреблением энергии. Именно это стимулирует развитие нашей цивилизации и улучшает качество нашей жизни. Правда, потребление энергии ухудшило окружающую среду. Сегодня мы так сильно зависим от потребления энергии. Трудно представить наше существование без бензина, электричества.
Майкл: Кто может помочь мне перечислить источники энергии, которые используются человеком.
Ребята радостно поднимают руки.
Катя: Нефть, природный газ, каменный уголь.
Анна: Замечательно! Ты только что назвала такие источники энергии, для восстановление которых понадобятся тысячелетия. Они называются невозобновляемыми.
Ник: Значит существуют возобновляемые источники энергии?
Майкл: Да, конечно! Гидроэнергетика, геотермальная энергия, энергия биомассы, ветровая и солнечная энергия. Мы же потребляем электроэнергию, топлива - бензин, керосин, водород, а также тепловую энергию.
Маша: Здорово, что энергия ветра, приливов и отливов, а также солнца не приносит вреда окружающей среде. К сожалению, этого не скажешь об источниках энергии, таких как каменный уголь и нефть.
Анна: Добыча, транспортировка и переработка каменного угля и нефти, а также их использование негативно влияют на окружающую среду.
Майкл: Когда каменный уголь сжигают, это сопровождается выделением кислотных газов, пыли, копоти и других загрязняющих веществ, таких как оксид ванадия, тория и других тяжелых металлов, а также углекислого газа (СО2). Углекислый газ - основной компонент парниковых газов. Есть среди загрязняющих веществ оксиды серы и азота, которые формируют кислотные дожди. Все они ухудшают качество воздуха.
Анна: При сжигании угля мы наносим вред окружающей среде вдвое больше, чем при сжигании природного газа.
Катя: У нас есть выбор? Мы можем не загрязнять воздух, сжигая каменный уголь? В этом лесу воздух очень чистый. Как мне хотелось бы, чтобы такой чистый воздух был на всей планете!
Майкл: Конечно! Например, мы можем использовать альтернативные источники энергии! Энергию ветра человечество использует уже тысячи лет. Ветряки и парусные суда служат лучшим доказательством. Современные ветряные турбины превращают энергию ветра в электрическую энергию. Таким же образом используется солнечная энергия. Излучение Солнца является мощным источником энергии.
Ваня: А еще можно использовать тепло термальных вод, превращая его в электроэнергию.
Ольга: Человечество может использовать энергию приливов и отливов.
Майкл: И энергию сжигания растительной биомассы.
Катя: А ГЭС? В ГЭС используется энергия падающей воды.
Майкл: Гидроэлектростанции загрязняют окружающую среду. Они безвозвратно меняют облик нашей планеты. Все водохранилища, которые сопутствуют ГЭС, приводят к затоплению больших площадей лесов и плодородных земель. Вода в водохранилищах «цветет», а рыба гибнет.
Анна: Это правда! А мы забываем об экономии электроэнергии, не выключаем эклектрические лампы, уходя из дома!
Майкл: Мы научились потреблять. У каждого из нас есть много основных потребностей. Это чистый воздух, вода, пища, жилье и одежда. Чаще, мы потребляем гораздо больше, чем нам необходимо. Объемы потребления постоянно растут. Надо помнить, что увеличение объемов потребления увеличивает наше негативное влияние на окружающую среду.
Ник: Мне хочется, чтобы мы организовали проект и помогли нашей планете. Как мы можем уменьшить загрязнение окружающей среды?
Катя: Скоро нашей планете будет сложно справляться с нашими желаниями. Ведь мы хотим потреблять все больше и больше!
Анна: Уровень нашего потребления достиг потенциальной возможности Земли. Это означает, что уровень загрязнения выше, чем способность Земли справиться с этим загрязнением. Вся наша деятельность приводит к загрязнению воздуха и воды, к дефициту водных и продовольственных ресурсов, а также к изменению климата.
Ольга: Нам надо научиться благодарить нашу планету! Мы должны возвращать нашей планете то, что мы у нее берем. Предлагаю посадить деревья и назвать эту аллею “Аллея благодарности Земле”.
Майкл: Мы обязательно организуем этот проект в нашем городе. Это замечательная идея!
Анна: Если бы люди задумались о своих потребностях, и разумно подходили к ним, они не допустили бы экологического кризиса на нашей планете. Мир улучшить реально! Улучшение мира может быть достигнуто нашими чистыми и добрыми делами, а также похвальным и достойным поведением.
Ваня: Значит, от каждого из нас зависит улучшение мира. Каждый из нас может внести в улучшение мира свой вклад.


Задание 1
Ответьте на вопросы полными предложениями:
1. Перечислите невозобновляемые источники энергии
________________________________________________________________________________
2. Перечислите возобновляемые источники энергии
________________________________________________________________________________
3. Как загрязняет атмосферу сжигание каменного угля?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что принесет больше вреда экологии вашего города – сжигание каменного угля или природного газа?
________________________________________________________________________________
5. Почему ГЭС (гидроэлектростанции) оказывают негативное влияние на окружающую среду?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Человек потребляет больше, чем ему необходимо для нормальной жизни. Почему? Приведи несколько примеров.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каким образом можно улучшить мир? Приведи несколько примеров.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2
Поразмышляйте над следующими словами:

Улучшение мира может быть достигнуто при помощи чистых и благих дел, посредством похвального и достойного поведения.

Задание 3
Отметьте душевные качества, которые помогут улучшить мир:
1. Жадность ___
2. Щедрость ___
3. Доброта ___
4. Зависть ___
5. Любовь ___
6. Ненависть ___
7. Злоба ___
8. Черствость ___
9. Честность ___
10. Правдивость ___

Задание 4
Вы хотите улучшить мир. Вы знаете об энергетическом кризисе. Электроэнергия – энергия высокого качества. Что вы сделаете?
1. Вы выключаете электрические лампочки, когда уходите из комнаты ____
2. Вы оставляете включенным электрический обогреватель, когда выходите из дома ____
3. Вы используете энергоэкономные лампы накаливания. ____
4. Вы заходите в квартиру и включаете во всей квартире свет ____
5. Вы выходите из дома, но компьютер оставляете включенным ____
6. Зимой вы не утепляете окна, а включаете электрический обогреватель на полную мощность ___

Задание 5
Улучшение мира достижимо. Выберете из следующих предложений, какие действия требуют вашего личного участия, а какие, требуют помощи ваших друзей (коллективные проекты):
1. Уборка в лесу Л К
2. Посадка деревьев Л К
3. Уборка комнаты Л К
4. Мытье посуды Л К
5. Проведение занятий по экологии с детьми Л К
6. Проведения эко-праздника во дворе Л К
7. Посадка цветов на клумбе Л К
8. Очистка реки Л К
9. Полив комнатных цветов Л К
10. Закрыть плотно кран в ванной Л К

Задание 6
Интересные факты. Поразмышляйте над ними:
1. При нынешнем положении дел в ближайшие пять лет пожары в тропических лесах станут причиной выброса количества СО2 равняющегося объему, выброшенному авиацией со времени изобретения первого самолета.

2. Для приготовления стандартного обеда в фастфуде (гамбургер, картошка фри, напиток) используется больше 5600 л воды, включая полив картофеля и пшеницы и содержание животных.

3. Для организации крупного концерта необходимо столько энергии, сколько потребляет 700 семей в течении года.

5. На каждый литр бензина, который мы покупаем, понадобилось около 26 т. растений, разложившихся в земле со времен палеозойской эры.


Рисуем логотип Эко-лагеря “Смайлик”

Творческая работа “Мой вклад в улучшение мира”

УРОК 2
УТРЕННЯЯ СЕССИЯ
ВОДА

Летний подростково-молодежный лагерь “Смайлик” 2013 г.Погода была прекрасная. Утро солнечное и безветренное. Ребята и вожатые пошли к реке. После прогулки всем захотелось немного искупаться и вскоре, получив разрешение, все веселой гурьбой оказались в воде. После плаванья решили начать занятие.
Анна: В последнее время актуальной стала проблема чистоты воды. И сегодня мы поговорим об этом. Литр нефти, который попадает в водоем после мытья машины, загрязняет несколько миллионов литров воды в реке.
Катя: Как можно мыть машину в реке? Это необдуманно и безответственно!
Ник: Почему люди не хотят подумать о других, о чистоте воды, о красоте природы?
Майкл: Посмотрите на эту реку. Вода в ней непрозрачная. В ее воде много водорослей, а вдоль берега растут камыши и аир. Присмотритесь и вы заметите белые кувшинки. Они растут там, где течение слабое, а вода не очень чистая.
Ваня: Ой, кажется я вижу стайку маленьких рыб. Это пескари. Они могут обитать только в чистой воде. Как же они страдают, бедняжки!
Анна: Там, где вода загрязняется, могут обитать только личинки пиявок, и то не всегда. В таких водоемах дно илистое, вода не прозрачная, и имеет резкий противный запах.
Набрав немного воды для исследования, группа направилась к лагерю. Тема загрязнения воды интересовала всех. Вопросов было много.
Майкл: Вода уникальна. Ее роль в формировании среды обитания на Земле, трудно переоценить. В древние времена люди поселялись у рек, воевали друг с другом за выход к реке или к морю.
Ник: А что в воде необыкновенного?
Майкл: Вода может существовать в трех состояниях - газообразном, жидком и твердом. Она – универсальный растворитель. Жизнь живых организмов возникла в воде. Человеческое тело на 75% состоит из воды. Человек может прожить без пищи какое-то время, но без питьевой воды он не сможет существовать. Каждый человек должен выпивать около 2 л воды в день.
Анна: Постоянное движение воды между гидросферой, поверхностью Земли и атмосферой называется круговоротом воды. Круговорот воды в природе - это непрерывный процесс. Солнце и ветер испаряют воду с поверхности рек, озер и океанов, почвы и растений. Вода превращается в водяной пар. Водяной пар поднимается в холодную зону тропосферы, конденсируется и выпадает на землю в виде дождя или снега. Дождевая вода попадает в реки и ручьи, смывая из почвы другие вещества. Реки впадают в моря и океаны. Часть осадков проникает в почву и пополняет подземные воды.

Ребята проходили мимо колодца. Было жарко и всем захотелось пить.

Ваня: А вода в колодце бывает грязной?
Майкл: - Сейчас, ты коснулся темы загрязнения питьевой воды. Есть страны, в которых питьевой воды нет, и ее туда привозят. Нам тяжело понять, что такое жажда. То, что в этом колодце есть вода, говорит о том, что в этой местности есть грунтовые воды. Помните, что качество воды оказывает огромное влияние на здоровье каждого из нас.
Маша: А сколько воды на нашей планете?
Анна: - Общие запасы воды на земном шаре составляют около 1390 млн.км3, из них более 90 % - морская вода. Считают, что пресная вода, пригодная для потребления, существует в количестве около 2,6% от всех вод Мирового океана. Причем, 80% этих запасов недоступны, потому что они сосредоточены в ледниках и снежных шапках. Остальные составляет вода, находящаяся в озерах, болотах, реках и ручьях. Нам доступно всего 0,001% пресной воды от общего запаса вод планеты.
Эта цифра вызвала недоумение у подростков. Было видно, что эта информация не оставила их равнодушными.
Ирина: Теперь я понимаю, почему важно сохранять чистую воду. Пресной воды так мало. А промышленность так сильно развивается, и предприятия строят прямо у рек. Если они выливают отходы в эти реки, что тогда будет с питьевой водой? Это нечестно и несправедливо по отношению ко всем. Что мы можем сделать, что бы остановить загрязнение воды?
Майкл: Мне нравится, что вы не безразличны к тому, что происходит вокруг вас. Это замечательно, что вы хотите защитить водоемы от загрязнения!
Катя: Мы учили, что воду загрязняют микробы и паразиты. Поэтому, воду лучше кипятить. Когда-то люди не использовали химикаты, которые ухудшают качество воды. Воду пили прямо из ручья.
Анна: Если в воде реки или озера не было бы химикатов, вода очищалась бы природным путем. Есть такие микробы, которые питаются органическими остатками. Но эти микроорганизмы не могут переработать химикаты. В состав шампуней, стиральных порошков, моющих средств входят нитраты и фосфаты. Эти химикаты сливаются с отходами канализации в водоемы. Вода в таких водоемах загрязняется. В ней мало кислорода. В таких водоемах гибнет рыба, появляется много водорослей. Эти водоемы зарастают. Они становятся не пригодными для жизни. А все обитатели их – гибнут.
Ваня: Очень жаль! Эти водоемы - чей-то дом. Бедные лягушки и рыбы. Они остаются без жилья. Вода - среда их обитания.
Анна: Кто может назвать источники загрязнения воды?
Ник: Загрязнет воду строительство на берегу водоемов. Особенно, когда песок добывают прямо из реки. Это приводит к разрушению ее берегов.
Ольга: Промышленные предприятия сбрасывают сточные воды без соответствующей очистки. Эти отходы опасны для животного и растительного мира водоемов, а также для здоровья людей.
Ваня: Фермеры, которые держат домашний скот и птицу, сбрасывают их отходы в водоемы.
Катя: Когда случаются аварии и происходит разлив нефтепродуктов и других химических веществ. Это приносит вред морям и рекам.
Маша: Жители городов загрязняют реки бытовыми сточными водами. Города растут и отходов в них становиться все больше.
Ирина: Кто-то экономит деньги и не устанавливает фильтры. Такие сточные воды - яд для растений и животных. Жадность людей приводит к загрязнению воды.
Анна: Безответственное использование пестицидов, минеральных удобрений и других химикатов при сельскохозяйственных работах приводит к значительному загрязнению воды.
Ваня; Это очень грустный список. Мне хочется начать обсуждение, чем мы можем защитить воду от загрязнения. Давайте поговорим о бережном отношении к питьевой воде!
Майкл: То, что ты сказал очень важно. Мы должны помнить, что чистота воды, чистота воздуха, чистота нашего окружения зависят от чистоты нашей души. Если сердца наши наполнены любовью. Если наши мысли свободны и лишены всего, кроме заботы об улучшении мира, мы сможем вернуть нашему миру чистоту! Размышляйте, действуйте, анализируйте! Спешите любить, спешите верить в улучшение мира, спешите возвращать миру свои добрые дела!

Задание 1
Ответьте на следующие вопросы полными предложениями.
1. Какую тему изучали подростки на этом занятии?

2. Можно ли по наличию белой кувшинки в водоеме узнать о чистоте воды?

3. В каких состояниях может существовать вода?

4. Что такое круговорот воды в природе?

5. Сколько питьевой воды на нашей планете?

6. Перечислите источники загрязнения воды?

7. Как вы понимаете выражение “чистая душа”?


Задание 2
Поразмышляйте над следующими словами:

«Так будьте теми, кто трудится на благо мира человеческого, стараясь хоть частично восполнить его потери».

Задание 3
Выберете из списка то, что загрязняет воду в реке:

Рыбы
Водоросли
Пластиковые бутылки
Пестициды
Лягушки
Водные растения
Фосфаты
Кислород
Отходы промышленности
Тяжелые металлы
Пищевые отходы
Строительный мусор


Задание 4
Как вы поступите в следующих ситуациях:
1. Вы моете посуду порошком, в котором есть фосфаты. Фосфаты загрязняют воду. Вы можете отказаться от мытья посуды этим порошком и мыть посуду содой.
Что вы сделаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. У вас не работает кран в ванной и за день вытекает много воды. Вы знаете, что на нашей планете ограниченное количество питьевой воды. Вы знаете, что есть страны, где нет питьевой воды.
Что вы сделаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вы умываетесь. Вы открыли кран, вода бежит. Вы чистите зубы. Вы знаете, что питьевая вода ресурс, который может исчерпаться.
Что вы сделаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вы любите принимать ванну и на это тратиться каждый день много воды. На прием душа тратиться воды в половину меньше. Вы знаете об этом.
Что вы сделаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. У вас есть клумба, на которой осуществляется постоянный полив. Вы используете для этого артезианскую воду. Вы знаете, что в жаркое время дня вода быстро испаряется.
Что вы сделаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование свойств и качества воды (практическое занятие)

Анализ водя из реки; из колодца; из крана; из заболоченного водоема:

цвет

прозрачность

мутность

рН

осадок

жесткость

биоиндикация

изучение воды на присутствие микрофлоры

запах

Каждая группа подростков должна набрать воду из реки, колодца, заболоченного водоема, крана (можно исследовать воду из пластиковой бутылки)

Задание для размышления
Напишите маленький рассказ по теме, которую сегодня изучили, используя следующие слова:
река, загрязнения, водные обитатели, очистить, заботиться, задуматься

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт:

Как собрать воду, если ты в походе, а воды нет?
Необходимо:
Стакан
Большая пластиковая бутылка
Полиэтилен
Камешек или какой-нибудь грузик
Для проведения опыта нужны две пластиковые бутылки объемом 1 и 5 литров, пищевая пленка, монетка или небольшая гайка

1. Отрезаем дно большой бутылки;
2. Разрезаем маленькую бутылку таким образом, чтобы образовался небольшой сосуд;
3. С помощью скотча закрепляем сосуд к большой бутылке;
4. Пространство вокруг маленького сосуда заполняем зелеными листьями или травой. Внимание! Делать это следует очень осторожно, потому что некоторые растения могут оказаться ядовитыми;
5. Накрываем большую бутылку пищевой пленкой и закрепляем последнюю;
6. Сверху на пленку кладем монету или гайку.

Сборщик воды готов к работе!

Принцип действия
Листья (или трава) содержат определенное количество воды. Если расположить сборщик в теплом месте, вода начнет испаряться и одновременно конденсироваться на поверхности пленки. Капли воды накапливаться и стекают в маленькую емкость. Таким образом за несколько часов можно получить несколько глотков чистой воды.

Опишите, что вы увидели:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 3
УТРЕННЯЯ СЕССИЯ
БИОРАЗНООБРАЗИЕ

Летний подростково-молодежный лагерь “Смайлик” 2013 г.Группа подростков и вожатый решили провести это занятие на лугу.
Майкл: Сегодня мы поговорим о биоразнообразии. Мы должны помнить, каждый вид имеет право на жизнь или как минимум на борьбу за жизнь, просто потому, что существует.
Анна: Мы учимся понимать природу. Нам хочется стать другом и защитником каждого вида.
Ник: А что такое вид?
Анна: Вид - это группа организмов, которые одинаковы по внешнему виду, физиологическим особенностям и генетической структуре. Организмы одного вида могут давать плодовитое потомство.
Катя: Но в природе один вид кушает другой. Как же их друг от друга защитить?
Майкл: Да, действительно! Сейчас мы поговорим о пищевых и энергетических пирамидах. Именно они демонстрируют взаимосвязь между растениями и животными в экосистеме. В пирамиде есть несколько пищевых уровней.
Анна: Кто находится на самом нижнем уровне такой пирамиды?
Ник: Мне кажется, растения. Они изготовляют свою пищу из углекислого газа, воды и солнечного света.
Майкл: Это первый пищевой или трофический уровень.
Ольга: Есть животные, которые питаются растениями. Например, корова. Это второй пищевой уровень.
Ник: Есть животные, которые охотятся и поедают травоядных животных. Мы их называем хищниками.
Майкл: Есть еще и такие живые организмы, которые питаются останками умерших организмов. Они превращают их в минеральные вещества. Эти вещества возвращаются в почву и могут служить строительным материалом для растений.
Анна: Такой цикл минеральных соединений называют круговоротом.
Майкл: Питательные вещества (биомасса) - это источник энергии. Эта энергия передается в пирамиде от нижних к верхним уровням. Каждый уровень пищевой пирамиды производят очень мало энергии.
Ольга: Что произойдет в пищевой пирамиде, если в лесу или в степи случится пожар?
Анна: Любое влияние, затрагивающее нижний уровень пирамиды, передается по всем звеньям системы и поражает верхний уровень. Это показывает, как все организмы взаимосвязаны.
Майкл: Например, растения пострадали вследствие природных катастроф (пожаров, наводнений, заморозков) или опустошительной деятельности человека (рубка лесов, загрязнение химикатами, токсичными отходами). Численность растений уменьшилась, следовательно, эта растительность уменьшила свою производительность. Что это означает?
Ваня: Это означает сокращение количества пищи для травоядных животных. Чем меньше травоядных животных, тем сложнее прокормиться хищникам. Поскольку человек находится на верхнем уровне пирамиды, изменения в пищевых и энергетических звеньях влияют на него больше всего.
Майкл: Ни один из организмов не существует отдельно от других. Все живут в тесной взаимосвязи с другими видами, образуя множество сообществ. Мы их можем видеть вокруг себя. В лесу растут деревья, кустарники, травы, дерн, папоротники, мхи, грибы, обитают крупные животные, птицы, ящерицы, змеи, дождевые черви и другие организмы. Многие из этих видов не могли бы существовать отдельно, сами по себе. Их взаимосвязь образует лес. Лес – сложная структура. Все обитатели леса образуют экосистему.
Анна: Экосистема включает в себя не только организмы, но и те процессы и круговороты, которые связывают их воедино в сложную цепь взаимосвязанных элементов. Она объединена круговоротами воды и питательных веществ, а также связями, которые существуют между видами.
Майкл: По разным оценкам биологов, сейчас на Земле существует от 15 до 40 миллионов биологических видов.
Ник: Как хотелось бы сохранить все эти виды!
Анна: Давайте подумаем, что мы можем сделать для сохранения видов и сохранения природы.
Ваня: Природа радует нас своей красотой. Мы должны сохранить эту красоту!
Анна: Замечательно!
Ольга: На природе надо вести себя тихо, незаметно. Надо любоваться красотой цветов, слушать пение птиц. И не шуметь!
Майкл: Отлично!
Катя: Пользоваться любым случаем, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное. Например, кормушки для птиц, которые зимуют в лесу.
Анна: Прекрасно!
Ирина: Стать другом всем живым организмам! Следить за чистотой природной среды. Не оставлять на природе после себя мусор.
Майкл: Все что вы сказали, это прекрасные идеи для проектов. Мы можем начать прямо сейчас. Предлагаю убрать этот луг. Кто хочет помочь?
Все дружно подняли руки и радостно начали уборку.

Задание 1
Ответьте на вопросы полными предложениями:
1. Что такое вид?

2. Что такое пищевая пирамида?

3. Кто из живых организмов находится на нижнем уровне этой пирамиды?

4. Кто такие травоядные организмы?

5. Как виды, проживающие на одной территории взаимосвязаны?

6. Почему в лесу нежелательно шуметь?

7. Что мы можем сделать для охраны природы?


Задание 2
Выберите из списка то, что негативно влияет на окружающую среду:
1. Лесные пожары
2. Наводнения
3. Пестициды
4. Кислород
5. Гусеницы
6. Цветы
7. Шумные пикники
8. Брошенный мусор
9. Пластиковые пакеты
10. Не вывезенный мусор

Задание 3
Выберете из списка тех, что не являются птицами:
Синица, муравей, пчела, пингвин, белка, жаворонок, карась

Выберите из списка тех, что не являются насекомыми:
Стрекоза, мышь, воробей, комнатная муха, моль, шмель, грач

Задание 4
Придумайте предложения со следующими выражениями:
Пение птиц; чистая река; сорванный цветок; красивая поляна.

Задание 5
Что из этих выражений верно, а что – нет.


Лисице нужна вода
Лисица должна охотится для того, чтобы жить
Подсолнуху нужна почва
Для того, чтобы жить тигру нужны растения
Всем растениям нужна почва, а всем животным нужны растения
Кукурузе для того, чтобы жить, нужен дождевой червь

Задание 6
Нарисуйте череп напротив каждого из описанных действий, которые негативно влияют на здоровье и гармонию природы. Нарисуйте солнышко возле каждого действия, которое помогает сохранять природу здоровой и гармоничной.

____ Сжигание больших площадей леса
____ Загрязнение водных ресурсов химическими элементами
____ Охота на птиц ради развлечения
____ Сострадательное отношение к животным
____ Стремление перерабатывать отходы, используя компостные кучи
____ Сбор всего мусора, чтобы потом спрятать его там, где его никто не будет видеть
____ Выбрасывание пластиковых бутылок и жестяных банок из окна машины или автобуса
____ Обучение других, особенно детей, уважению и бережному отношению к деревьям и цветам
____ Использование минимального количества воды и электроэнергии у себя дома
____ Использование минимального количества упаковочных материалов в магазине
____ Посадка деревьев вдоль берегов рек и дорог



ЗАНЯТИЕ 4
УТРЕННЯЯ СЕССИЯ
ВОЗДУХ


Летний подростково-молодежный лагерь “Смайлик” 2013 г.Лагерь проходит в прекрасном лесу. Здесь воздух свежий, а запах сосновой смолы и трав делает его душистым. Поэтому, когда после знакомства, обсуждения правил в лагере, вожатые представили ребятам тему первого занятия, они были рады поразмышлять о чистом воздухе и о том, что его загрязняет.
Анна: Сегодня мы поговорим о воздухе. Воздух является средой обитания многих живых организмов.
Ирина (подняв руку, дополнила): Воздухом мы дышим. И не только мы. Воздух нужен птицам, животным, даже микробам.
Анна: Да. Вам, конечно, интересно узнать, что входит в состав воздуха? Может, кто-нибудь хочет рассказать об этом друзьям?
Маша: В состав воздуха входят такие вещества: азота около 70%, кислорода около 20%, других газов, среди которых углекислый газ и пары воды составляют 1%. Воздух содержит также частички различных веществ, как бактерии, пыльцу, космическую пыль.
Майкл: Молодец! В атмосфере Земли воздух распределен неравномерно. Выше пяти километров воздух значительно разрежен, то есть его меньше. Кто может ответить на вопрос, почему альпинистам трудно дышать, если они поднялись высоко в горы?
Ольга: Потому что высоко в горах воздуха меньше.
Анна (продолжая рассказ): Воздушная оболочка, которая окружает планету и вращается вместе с ней, называется атмосферой. Кто назовет, из каких слоев состоит атмосфера Земли?
Ребята радостно поднимали руки. Но Майкл попросил ребят, чтобы они уступили самому младшему подростку в отряде, Ивану.
Иван, немного подумав, сказал, что атмосфера состоит из нескольких слоев – тропосферы, стратосферы, мезосферы и термосферы.
Анна (поблагодарив Ивана, продолжила): Нижний слой это тропосфера. Его толщина меняется от 10 км в полярных областях и до 15 км вблизи экватора. Именно в тропосфере образуются циклоны и анитициклоны, появляются облака и выпадают осадки. Они определяют погоду и климат на планете.
Ольга: Я читала, что над тропосферой находится стратосфера. Именно здесь находится озоновый слой. И хотя озона мало, но его роль очень важна. Озон поглощает губительные, для всего живого, ультрафиолетовые лучи солнца.
Анна: Замечательно, что вы вспомнили об этом. Мы поговорим об этом чуть позже на сегодняшнем занятии. Выше стратосферы, на высоте около 80 км находится мезосфера. Здесь образуются серебристые облака, состоящие из ледяных кристаллов. Последний слой – термосфера, в ней наблюдаются полярные сияния.
Окончив рисовать, Ольга сказала: Какие мы счастливые! Мы живем на Земле и дышим кислородом. На Марсе нам было бы сложнее, мы не смогли бы дышать.
Анна: Все, что ты сказала, очень важно, так как сейчас воздух на нашей планете настолько загрязнен, что может наступить момент, когда человек на Земле не сможет дышать. Для воздуха нет границ. Он повсюду, и проблема загрязнения воздуха не может касаться одной отдельной страны. Это проблема всего мира.
Ирина (выслушав вожатую, спросила): А зачем живому организму кислород? И почему мы не можем дышать углекислым газом? Тогда мы могли бы на Марсе жить.
Ребята засмеялись, а самый младший Иван сказал: А как же тогда растения? Нам в школе рассказывали, что для жизни растениям нужен углекислый газ (СО2). Если бы человек дышал углекислым газом, растениям бы его не хватало.
Майкл: Да, верно. Это бы привело к нарушению равновесия в природе.
Иван: А так всем всего хватает – и человеку, и животному, и растению! Здорово!
Майкл: То, о чем сказал Иван, называется круговоротом, то есть поддержанием равновесия в атмосфере. Это очень важно понимать, если нас беспокоит чистота воздуха.
Анна: Человек вдыхает кислород (О2), а выдыхает углекислый газ (СО2). Этот процесс называется дыханием. Помните, живой организм состоит из клеток. Каждая клетка организма похожа на активное производство, где происходит огромное количество реакций превращения. Для этого процесса необходима энергия.
Ник (задумавшись): Когда мы много двигаемся, нам хочется больше кушать. Это похоже на то, что происходит в клетке.
Анна: Да, когда мы едим, мы потребляем с пищей разные питательный вещества. Они состоят из углеводов, жиров и белков. В клетках эти вещества окисляются под воздействие кислорода. В организме есть универсальный источник энергии - глюкоза. В результате окисления глюкозы высвобождается энергия. Вот для этого окисления как раз и нужен кислород.
Иван спросил: А откуда этот кислород берется? Откуда он появляется?
Анна: Мы переходим к следующему интересному процессу поддержания равновесия в природе – фотосинтезу. Кто может рассказать, что это такое?
Ребята начали поднимать руки, и вожатые попросили ответить Катю, так как она была самая молчаливая.
Катя: Мне очень нравится изучать что-то новое и давно хотелось узнать, как происходит фотосинтез. Можно я попрошу друзей, чтобы они объяснили мне это явление?
Майкл: Да, конечно. Друзья, кто хочет помочь Кате?
Поднял руку Ник, и начал рассказывать: Знаете, этот процесс очень сложный. Но я попробую его объяснить. Сначала растение берет воду из грунта или влажного тропического воздуха. Затем с помощью специального вещества – хлорофилла, которое находится в листьях, СО2 и солнечного света происходит сам процесс. Продукт фотосинтеза - это нужная растениям пища. Растения не могут добыть пищу извне, а производят её сами.
Катя (радостно): Кажется, я поняла, почему мы говорим о круговороте. Кислород является побочным продуктом для растений, но используется другими организмами для дыхания. Как замечательно все создано! Мне очень хочется нарисовать эту схему, чтобы запомнить ее еще лучше.

Задание 1
Ответьте на следующие вопросы полными предложениями:

1. Назовите тему подросткового лагеря, в который приехали ребята.

2. Перечислите, что входит в состав воздуха.

3. Перечислите слои атмосферы. В каком из слоев атмосферы находится
озоновый слой?

3. Объясните, что такое круговорот веществ в природе.

4. Зачем живому организму кислород?

5. Что образуется в результате фотосинтеза?


Задание 2
В состав воздуха входят:
Кислород
Углекислый газ
Каменный уголь
Водяной пар
Птицы
Азот
Сера
Хлор
Самолеты


Задание 3
Выберите, какие выражения являются верными, а какие – нет:
1. Атмосфера не состоит из слоев
2. В состав воздуха входит железо, медь и фосфор
3. В состав воздуха нашей планеты входит в основном углекислый газ В состав воздуха нашей планеты входит в основном кислород Да Нет
4. Атмосфера делится на четыре слоя
5. Для процесса фотосинтеза необходимы - кислород, вода, животное, солнце
6. Для процесса фотосинтеза необходимы – растение, вода, углекислый газ, солнце
7. Человек дышит углекислым газом 8. Человек дышит кислородом

Задание 4
Придумайте предложения со следующими словами:
Растение, атмосфера, дыхание, воздух, кислород, углекислый газ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ
ВОЗДУХ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

Летний подростково-молодежный лагерь “Смайлик” 2013 г.Анна: Теперь мы знаем, как происходит круговорот в природе. И так было всегда. Но с развитием технического прогресса человек начал использовать много техники, заработали различные производства. Часто в погоне за прибылью, не думая о следующих поколениях, человек загрязняет воздух так, что тот становится непригодным для жизни. Мы живем в мире, где чадят заводы и фабрики, выделяя огромное количество углекислого газа. Автомобили, грузовики, автобусы тоже загрязняют воздух. Тем самым нарушается процесс, поддерживающий гармонию и баланс всех живых организмов.
Майкл: И хотя атмосфера достаточно устойчива, мы знаем, что озоновый слой, о котором уже говорилось, разрушается.
Иван: Мне бы очень хотелось услышать об озоновом слое. А кто может сказать, что такое озон?
Анна: Озон (О3) – это молекулярное соединение кислорода, которое образуется в верхних слоях атмосферы. Озон похож на щит, который препятствует опасному для живых организмов ультрафиолетовому излучению солнца достигнуть земной поверхности.
Ольга: А что такое ультрафиолетовое излучение? И почему мы должны от него защищаться?
Майкл: Ультрафиолетовое излучение — это невидимое солнечное излучение, которое разрушает молекулы. Поэтому в больших дозах оно смертельно для жизни, а в малых количествах дает нам возможность загорать. Но при этом оно может вызывать серьезные заболевания, такие как рак кожи, генетические мутации и т.д.
Катя: А что же разрушает озоновый слой? И как мы можем помочь его сохранить?
Майкл: Озоновый слой разрушает углекислый газ и фреоны. Фреоны – это такие газы, которые тяжелее воздуха. Они применяются в кондиционерах, холодильниках, дезодорантах и освежителях воздуха. Выбросы фабрик, заводов, ТЭЦ, сжигание каменного угля, выхлопные газы автотранспорта, использование гербицидов и пестицидов, лесные пожары, – это серьезные причины разрушения слоя. Ведь озоновый слой создан как защита всего живого от губительного ультрафиолетового излучения.
Иван: Разрушение озонового слоя – это общая беда. Одна страна не может справиться с такой задачей. Почему же человечество не объединится для решения этой проблемы?
Анна: В одной из международных конвенций много государств подписали совместную декларацию о запрещении использования фреонов, а также о запрете на сжигание каменного угля с высоким содержанием серы.
Ольга: Загрязнение воздуха это такая проблема для планеты! Ведь кислород необходим для живого. А кто знает, что такое кислотные дожди и парниковый эффект?
Ник (поднимая руку): Парниковый эффект это явление, которое напоминает парник. В атмосфере собираются загрязняющее газы – двуокись серы, двуокись азота, СО2, метан. Земля нагревается солнечными лучами, но они не могут отразиться от поверхности и вернуться в космос, потому что удерживаются молекулами этих газов.
Анна: Парниковый эффект приводит к потеплению климата, что может привести к необратимым последствиям на нашей планете. Еще мы упомянули кислотные дожди, которые тоже являются следствием загрязнения воздуха. Дым, образующийся при сжигании угля, нефти и бензина, содержит газы — двуокись серы и двуокись азота. Эти газы попадают в атмосферу, где растворяются в капельках воды, образуя слабые растворы кислот, которые потом выпадают на землю с дождем. Кислотные дожди вызывают гибель рыбы и вредят растениям. Они также портят воду, которую мы пьем.
Ник: Растениям, животным и зданиям кислотные дожди наносят непоправимый вред. Воздействие их особенно ощутимо вблизи городов и промышленных зон. Для кислотных дождей также нет границ, и если промышленность одного государства может быть причиной кислотных дождей, пострадать от них могут и соседние страны, и более отдаленные. Все потому, что ветер переносит облака с капельками воды, в которых растворены кислоты, на большие расстояния. Поэтому кислотные дожди могут выпадать за тысячи километров от того места, где первоначально зародились.
Анна: Сегодняшнее занятие подходит к концу. Мы многое узнали сегодня. Мы задумались над тем, что мы можем сделать для того, чтобы предотвратить загрязнение воздуха.

Задания 1
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы полными предложениями!
1. Почему важно сохранение озонового слоя?
2. Чем разрушается озоновый слой?
3. Опишите кратко, что такое парниковый эффект и кислотные дожди?
4. Что такое фреоны?
5. Что загрязняет воздух?

Задание 2
Поразмышляйте над следующими словами:

«Он (Творец) создал всех из одного и того же вещества; все люди принадлежат к единому роду и живут на общей планете. Он сотворил их, дабы жили они под сводами одного неба».

Задание 3
Выберете, какие из следующих выражений верны, а какие – нет:

Воздух на нашей планете неизменен
Воздух нашей планеты загрязняется в результате фотосинтеза углекислым газом
Воздух нашей планеты загрязняется автомобилями и промышленными предприятиями
Загрязнение воздуха не вредит живому
Кислотный дождь улучшает почву
Озоновый слой постоянный и неизменный
Озоновый слой вреден для живого
Человек дышит углекислым газом
Человек дышит кислородом
Растения разрушают озоновый слой


Задание 4
Выберите, какие из следующих предложений говорят об ответственном отношении к защите окружающей среды, а какие – нет. Как вы поступите в каждой ситуации?
1. Автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух городов.
а) Я живу близко от школы, каждый день меня подвозит в школу отец;
б) Я живу близко от школы, каждый день меня и моих друзей подвозит в школу отец;
в) Я живу близко от школы, каждый день хожу в школу пешком;

2. В состав некоторых дезодорантов и освежителей воздуха все еще входят фреоны, которые разрушают озоновый слой.
а) Покупая в магазине дезодорант, я никогда не смотрю состав;
б) Покупая в магазине дезодорант, и покупаю тот, что мне больше нравится;
в) Покупая в магазине дезодорант, я не смотрю состав, так как у меня нет на это времени;
г) Покупая в магазине дезодорант, я внимательно смотрю, чтобы туда не входили фреоны;

3. Деревья обогащают воздух кислородом. Сажая деревья, мы улучшаем воздух наших городов.
а) Сажать деревья это бесполезная работа;
б) Сажать деревья могут те, кто занимается озеленением города;
в) Сажать деревья очень трудно, от них только мусор в городе;
г) Сажать деревья очень трудно, но у меня есть друзья, которые мне помогут;
д) Сажать деревья очень трудно, но это украшает наш город и улучшает воздух;

4. Брошенный костер может привести к пожару в лесу.
а) Увидев в лесу брошенный костер, вы проходите мимо;
б) Увидев в лесу брошенный костер, вы рассказываете об этом дома;
в) Увидев в лесу брошенный костер, вы решаете его потушить, засыпав землей;

Задание 5
Обсудите в своей группе, какие проекты добрых дел вы можете организовать и провести, когда вы вернетесь домой:
1. Собирать всю бумагу и сдавать в макулатуру. Тогда уменьшиться количество деревьев, которые используются для производства бумаги;
2. Посадим вместе деревья;
3. ____________________________________________
4. ____________________________________________
5. ____________________________________________

Проекты добрых дел:
ДЕЛАЕМ ЭКО-ОСВЕЖИТЕЛЬ ВОЗДУХА:


Необходимо:
Бутылочки с распылителем;
кипяченная вода, остуженная до комнатной температуры;
лимоны;
ножик;
эфирные масла (лимон, апельсин);
мерная пробирка;
спирт;

Накипятить воду (на 5 бутылочек 250 мл 1 200 мл воды)
Лимон вымыть, шкурку порезать на маленькие кусочки и положить на дно бутылочки (можно использовать апельсин). Можно вырезать различные формы, например, звездочки.
Готовим раствор эфирного масла.
В мерной пробирке отмеряем 10 мл спирта.
Добавляем в спирт 5 капель эфирных масел лимона и апельсина.
Очень хорошо перемешиваем.
Добавляем сок лимона (из половины лимона). Стараться, чтобы не попали в раствор косточки и шкурки, иначе освежитель быстро испортиться.
Добавляем воды до объема 200 мл.
Освежитель готов!


ОПЫТ “ЛЕГКИЕ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА”
Необходимо:
Две пластиковые бутылки
Вата
Сигарета

Взять две пустые пластиковые бутылки, в них положить ватные тампоны. В одну бутылку вставить сигарету. Создать имитацию тяги курильщика, и на вате осядет смола. Вата станет желтая. Очень наглядно показать, чем отличаются легкие курящего человека от легких не курящего.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook