«Равенство мужчины и женщины»

«Равенство мужчины и женщины»

«...вы двое должны жить такой жизнью, чтобы ваш дом стал образом рая Абха; дабы всякий входящий в него прикоснулся к самой сути чистоты и непорочности, и воскликнул из самой глубины сердца: «Здесь — дом любви, дворец любви, сад любви, здесь любовь свила себе гнездо»; и вы вдвоём, словно сладкоголосые птицы, должны обитать на высочайших ветвях древа жизни, наполняя воздух песнями любви и счастья.

Всеми силами пытайтесь заложить основание вашей любви в самом средоточии вашего духовного существа, в самом сердце вашего сознания, и не позволяйте, чтобы это основание любви было поколеблено даже в малейшей степени...»

Абдул-Баха

ПЛАН ВСТРЕЧИ:

19.10 – 19.20 - молитва;
19.20 – 19.30 – вводная часть. Постановка вопросов для изучения;
19.30 – 20.30 – изучение материалов веры бахаи по вопросу равенства мужчины и женщины;
20.15 – 20.45 – обсуждение;
20.45 – 21.00 – подведение итогов, молитва.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«РАВЕНСТВО МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ»:

1. РАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН СОГЛАСНО УЧЕНИЮ БАХАУЛЛЫ:
1. Мы видим великий раскол в мире людей; к женщинам относятся, как к существам низшего порядка, они не обладают равными с мужчинами правами и возможностями. Такое положение не проистекает из природы, оно обусловлено системой образования. В Божественном творении нет подобных различий. И тот, и другой пол одинаково значимы пред Господом. Почему же тогда люди одного пола должны настаивать на неполноценности людей другого, отказывая последним в законных правах и оправдывая свои действия волей Божией? Будь у женщин одинаковые с мужчинами возможности для получения образования, выявились бы их равные способности к обучению.
(Абдул-Баха. Парижские беседы, c 14 ноября 1911 г.)

2. Я надеюсь, что знамена равенства будут подняты на всех пяти континентах, повсюду, где оно еще полностью не признано и не установлено. В сем просвещенном мире Запада женщины продвинулись неизмеримо дальше, чем женщины на Востоке. И я вновь скажу: да будет всем известно, что социальный и политический прогресс здесь или в любом другом месте будет невозможен до тех пор, пока мужчина и женщина не признают и не осуществят свое равенство. Ибо мир человеческий состоит из двух частей: одна часть — женщина, другая — мужчина. Счастье и благоденствие человечества, единство человеческого рода может быть достигнуто только тогда, когда эти две части обретут равные силы. И с Божией помощью это должно свершиться.
«The Promulgation of Universal Peace», 1982 U. S. edition, pp. 74–77

3. У женщин в мире такие же права, как и у мужчин; они - полноправные участники религиозной и общественной жизни. До тех пор, пока женщины не смогут проявить в полной мере свои способности, мужчинам не обрести величия, которое им суждено.
(Абдул-Баха. Парижские беседы)

4. Его Святость Бахаулла в значительной степени упрочил положение женщин, а защита их прав и возможностей была одним из важнейших направлений деятельности Абдул-Баха. Знайте - скоро наступит время, когда мужчины скажут женщинам: "Благословенные! Воистину, вы достойны всех даров. Воистину, вы заслуживаете того, чтобы головы ваши украсил венец непреходящей славы, ибо в науках и искусствах, в добродетелях и совершенствах суждено вам сравняться с мужчинами, а в доброте сердечной, в безмерном милосердии и сострадании –превзойти их".
(Абдул-Баха. Парижские беседы, скрижаль 28 августа 1913 г.)

ЖЕНЩИНЫ ОБЛАДАЮТ РАВНЫМИ С МУЖЧИНАМИ СПОСОБНОСТЯМИ И ПОТЕНЦИАЛОМ:
1. Скромные успехи и недостаточный профессионализм женщин обусловлены тем, что они были лишены равного с мужчинами образования и равных возможностей. Обладай женщина этим равенством, она, безусловно, могла бы соперничать с мужчиной во всем, что касается умений и способностей. Мечта человечества о счастье осуществится, когда женщины и мужчины станут действовать и продвигаться вперед вместе и на равных, ибо они созданы, чтобы взаимно дополнять друг друга и помогать друг другу.
(Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 182)

2. Некоторые люди утверждают, что женские способности не равны мужским и что она сотворена неполноценной. Все это чистый вымысел. Единственной причиной различий в способностях между мужчинами и женщинами являются предоставленные им возможности и разница в образовании. До настоящего времени женщина была лишена прав и привилегий равного развития. Если же равные возможности будут ей предоставлены, она, несомненно, сравняется с мужчиной. История засвидетельствует это. В прошлые века выдающиеся женщины занимались государственными делами, и их достижения превосходили успехи мужчин. ...
Цель же вкратце такова: если женщине предоставить все права и дать образование, то она сможет добиться удивительных результатов и докажет, что равна мужчине. Она является соратником мужчины, его дополнением и поддержкой во всех делах. Оба они — представители человеческого рода; оба наделены силой разума и воплощают человеческие добродетели. Во всех людских дарованиях и качествах они являются равными участниками и партнерами…
«The Promulgation of Universal Peace», 1982 U. S. edition, pp. 133–137

2.СОЮЗ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В БРАКЕ:
ОСНОВА БРАКА – ЛЮБОВЬ:
1. Мужчине и женщине следует изучить характер друг друга и подождать некоторое время, дабы составить представление друг о друге до принятия решения о браке; мотивом же вступления в брак должно быть взаимное желание соединиться вечными узами.
(Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 2 ноября 1982 года одному из верующих)

2. Что касается заключения брака по Закону Божию: сначала ты должен выбрать того, кто тебе по сердцу, а затем испросить согласия отца и матери. До того, как выбор сделан, родители не имеют права вмешиваться.
(Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 85, с. 106)

3. Любовь, связующая сердца верующих, вызвана к жизни возвышенным стремлением к духовному единению. К такой любви приходят через познание Бога, благодаря которому люди находят в их сердцах отражение Божественной Любви. Каждый видит в душе ближнего отблеск Красоты Господа, и, прозревая в этом сходство свое друг с другом, люди испытывают притяжение взаимной любви. Такая любовь делает всех людей подобными волнам одного моря, звездам одних небес и плодам одного древа. Такая любовь приносит совершенное согласие, становится основой истинного единения.
Иногда же друзей связывает любовь, которая не есть любовь истинная, ибо она подвержена переменам; сие не более чем плод воображения. Взгляни на тонкие деревца, гнущиеся под порывами ветра. Если ветер дует с востока, деревце клонится к западу, стоит ему подуть с запада, оно склонится к востоку. Такого рода любовь вызвана случайными жизненными обстоятельствами. Это не любовь, а просто влечение, и она непостоянна.
Сегодня вы думаете, что эти двое связаны тесной дружбой, завтра же все может измениться. Вчера они были готовы отдать жизнь за другого, а сегодня избегают друг друга! Это не любовь; это случается, когда сердца поддаются влиянию жизненных обстоятельств. Когда исчезает то, что вызвало эту "любовь", проходит и сама любовь; в действительности же все это не есть любовь.
(Абдул-Баха. Парижские беседы, с 4 января 1913 г.)

ВАЖНОСТЬ СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ В БРАКЕ:
4. Учение Бахаи не отрицает значимость полового влечения, но осуждает его предосудительные или выходящие за рамки закона проявления, такие, как свободная любовь, групповой брак и другие, утверждая, что все они приносят несомненный вред человеку и человеком обществу. Разумное следование половому инстинкту является естественным правом каждого человека, и именно с этой целью основан институт брака. Бахаи не за подавление полового влечения, а за то, чтобы человек умел управлять им и подчинять его себе.
(Шоги Эффенди. Из письма от 5 сентября 1938 года, написанного от его имени одному из верующих)

ЦЕЛЬ БРАКА – ЕДИНЕНИЕ НА ДУХОВНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
5. Брак Бахаи есть обязательство обеих сторон друг перед другом и взаимная душевная и сердечная привязанность. Каждый из супругов, однако, должен делать все возможное, чтобы в полной мере познать характер другого, дабы узы привязанности между ними стали вечными. Цель должна быть такова: стать любящими спутниками и товарищами и всегда и вовеки быть заодно...
Настоящий брак Бахаи заключается в достижении физической и духовной гармонии между супругами, дабы они могли постоянно развивать духовное друг в друге и пребывали в радостном союзе во всех Божиих мирах. Вот что такое брак Бахаи.
(Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 86, с. 106)

3. СУЩНОСТЬ ЕДИНСТВА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ:
1. Величайшее и основополагающее в учении Бахауллы - это единая сущность Бога и единство рода человеческого. Сие есть узы, объединяющие бахаи во всем мире. Они объединяются сами и объединяют ближних. Нельзя объединять, если не объединиться самим.
(Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 156)

ОСНОВА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ – СОВЕТ:
2. Бахаулла также отмечал значение совета. Нам не следует считать, что такой плодотворный путь поиска решений предписан только институтам управления делами Веры. Семейный совет, в ходе которого происходит откровенное обсуждение проблем во всей их полноте, украшенное пониманием, что здесь необходимы сдержанность и уравновешенность, может стать панацеей для семейных конфликтов.
(Всемирный Дом Справедливости. Из письма 1 августа 1978 года одному верующему)

ИСПЫТАНИЯ И ТРУДНОСТИ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПУТЕМ ПРОЩЕНИЯ И МОЛИТВЫ:
3. Дом Справедливости отмечает, что способность не замечать недостатки других является, по-видимому, одним из тех качеств, развить которое очень трудно; люди часто терпят здесь неудачу, и это дает почву для жарких дискуссий как среди бахаи, так и в обществе в целом. В "Звезде Запада" (том 8, с. 138) приводится запись одного из высказываний Абдул-Баха из частного интервью, которое он дал в Париже в 1913 году. Когда его спросили: "Как мне превозмочь то, что я замечаю чужие недостатки - признать, что другие живут не по истине?", он ответил: "Вот что я скажу Вам: заметив чужой недостаток, задумайтесь - а в чем несовершенен я сам? И направьте усилия на преодоление своих собственных недостатков. Поступайте так в каждом случае, когда Вам не дают покоя слова и дела других. Таким образом будет осуществляться Ваш духовный рост, Вы будете совершенствоваться. И тогда Вы сможете превозмочь себя, и у Вас не будет ни времени, ни желания размышлять о чужих недостатках".
(Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 5 апреля 1981 года, написанного от его имени одному из верующих)

5. На любом собрании, в какой бы дружеской обстановке не происходило обсуждение, люди, тем не менее, сталкиваются с вопросами, по которым не достигается согласия. В Духовном Собрании эта проблема разрешима, поскольку решение принимается большинством голосов. В иных ситуациях большинства голосов может не быть, например, когда совещаются лишь две стороны, как это бывает в семье. Поэтому иной раз жене следует уступить мужу, а иной раз - мужу уступить жене, однако ни один из них не должен стремиться к позиции неоправданного превосходства над другим. Одним словом, отношения между мужем и женой должны быть такими, как об этом сказано в молитве Абдул-Баха, которая часто звучит на церемониях бракосочетания Бахаи: "Воистину, вступают они в брак, повинуясь воле Твоей. Соделай же так, дабы свидетельствовать им о согласии и единстве до конца времен".
(Всемирный Дом Справедливости. Из письма 28 декабря 1980 года Национальному Духовному Собранию Новой Зеландии)

6. По поводу твоего вопроса о муже и жене, их привязанности друг к другу и о детях, что посланы им Богом. Знай же, истинный муж тот, кто всей душой устремлен к Господу, кого пробудил зов Красоты Всеславного и кто в многолюдных собраниях возглашает стихи Единства; жена - эта та душа, что преисполнена желанием обрести совершенства и имена Божии и взыскует их; и связь между ними есть не что иное, как Слово Божие. Воистину, собирает оно людей во множестве и объединяет тех, кто далек друг от друга. Так и муж и жена вступают в родственный союз и соединяются в согласии и гармонии, словно одно существо. Их единение, товарищество и любовь приносят добрые плоды, в мире материальном и духовном. Духовное проявление сего есть притяжение небесных даров. Материальное выражение - дети, рожденные в колыбели любви Божией, вскормленные у груди познания Бога, взращенные в лоне дара Божия и взлелеянные в учении Божием. О таких детях сказал Христос: "Воистину, их будет Царствие небесное!"
(Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

4. РАВЕНСТВО НЕ ОЗНАЧАЕТ УНИФИКАЦИИ. ПРИНЦИП «ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ» ПРИМЕНИМ И К ОТНОШЕНИЯМ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ:
1. Отношения между мужем и женой должны рассматриваться в свете учения Бахаи о семейной жизни. Бахаулла явился, чтобы принести миру единение, а основа единения - единство семьи. Поэтому необходимо осознать, что цель Веры - укрепление, а не ослабление семьи, а самый верный путь к достижению настоящего единства - это совет в духе любви. Атмосфера, царящая в семье бахаи, как во всей общине в целом, должна отражать "основной принцип Дела Божия", который, по выражению возлюбленного Хранителя Веры, "есть не диктаторская власть, но смиренное товарищество, не сила произвола, а дух откровенного и дружеского совета".
Семья, тем не менее, является "сообществом" особого рода. Сотрудникам отдела исследований не удалось разыскать в текстах прямых утверждений о том, что отец является ответственным за "безопасность, развитие и единство семьи", однако, судя по многообразию возлагаемых на него обязанностей, отца можно считать "главой" семьи. У каждого члена семьи есть свой долг, и все несут ответственность по отношению друг к другу и к семье в целом, и этот долг и ответственность неодинаковы и зависят от естественного распределения ролей в семье. Непреложный долг родителей - воспитывать своих детей, но не наоборот; долг детей - повиноваться родителям, родители же не должны повиноваться детям; мать - а не отец - рожает детей, ухаживает за ними в младенчестве и является, таким образом, их первым воспитателем, отсюда у дочерей должно быть предпочтительное перед сыновьями право получить образование; как писал от имени Хранителя Веры его секретарь, у бахаи "основную ответственность за воспитание ребенка - и это неоднократно подчеркивается в Писаниях - несет мать, единственной привилегией которой является создание в доме такой обстановки, которая способствовала бы как физическому, так и духовному благосостоянию и развитию детей". Эти обязанности матери дают ей право жить на иждивении мужа, но у мужа нет четко определенного права жить на иждивении жены. Отражение данного принципа - ответственности отца за содержание и защиту семьи - можно усмотреть в законе о праве наследования в случае отсутствия завещания, согласно которому жилище семьи после смерти отца переходит не вдове, а старшему сыну; одновременно на сына возлагается ответственность заботиться о матери.
Именно исходя из принципов взаимной ответственности и взаимодополняющих обязанностей членов семьи, следует подходить к тому, что начертано в Скрижали Абдул-Баха, где он дает следующее наставление:
"О Служительницы Господа Самосущного! Приложите все силы, дабы украситься почестями и привилегиями, что определены женщинам. Воистину, высочайшая слава женщины - в служении у Его Порога и смирении пред вратами Его; в обладании чутким сердцем и в восхвалении несравненного Господа; в искренней любви к другим служанкам Его и незапятнанном целомудрии; в повиновении и уважении к мужу; в воспитании и заботе о детях, в спокойствии и достоинстве; в непрестанном поминании Господа, в душевном горении и очаровании"…
(Абдул-Баха. Парижские беседы, скрижаль 28 августа 1913 г.)

2. …Бывают, однако, некоторые действия, принимать участие в которых недостойно женщин. Например, во время, когда общество предпринимает решительные меры защиты от нападения врагов, женщины исключаются из военных приготовлений. Может случиться так, что однажды воинственные и жестокие племена в ярости нападут на некоторое сообщество людей с намерением истребить его членов; в таких условиях защита обязательна, но задача организовать и осуществить необходимые меры лежит на мужчинах, а не на женщинах — ибо сердца их нежны, они не могут вынести ужасающего зрелища резни, хотя бы даже и ради защиты. От таких и подобных действий женщины освобождаются… (Абдул-Баха. Парижские беседы, сс. 159–160)
3. Относительно Ваших вопросов о равенстве мужчин и женщин: это равенство, как часто объяснял Абдул-Баха, является фундаментальным принципом Бахауллы, который должен учитываться при изучении Законов Агдас. Равенство между мужчинами и женщинами не означает, и даже физиологически не может означать тождественности функций. В некоторых вещах женщины превосходят мужчин, для других дел больше подходят мужчины, и в очень многих случаях особенности пола не имеют вообще никакого значения. Различие их функций более всего очевидно в семейной жизни. Материнская функция женщины имеет множество важных следствий, признанных в Законе Бахаи. Так, если у семьи нет возможности дать образование всем детям, предпочтение должно быть отдано дочерям, поскольку матери являются первыми наставниками нового поколения. И, опять же, по физиологическим причинам женщины в определенных условиях освобождаются от поста, что неприменимо к мужчинам.
(Шоги Эффенди, 24 июля 1975 г., одному из верующих)

4. Вы в значительной мере правы, заявляя, что мужчины и женщины обладают различными качествами, которые заложены в самой их природе. Решение, данное в Учении Бахауллы, как Вы правильно заметили, состоит не в том, чтобы мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами. Ключ к решению проблемы дается Абдул-Баха в Его учении о том, что качества и функции мужчин и женщин «дополняют» друг друга. Разъясняя эту точку зрения, Он говорит, что «новый век» станет веком, «в котором мужские и женские аспекты цивилизации будут лучшим образом уравновешены».
(Шоги Эффенди, 22 апреля 1981 г., одному из верующих)

5. Человечество подобно птице о двух крылах: одно из них - мужчина, другое - женщина. Пока оба крыла не станут сильны и движимы одной общей силой, птице не воспарить к небесам. В соответствии с духом эпохи женщины должны идти вперед и исполнять свое предназначение во всех сферах жизни, ни в чем не уступая мужчинам. Они должны встать на одну ступень с мужчинами и пользоваться равными правами. Я пламенно молюсь за это, ибо сие – одно из основных положений Учения Бахауллы.
(Абдул-Баха. Цит. по: Бахаулла и Новая Эра)

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook