II. Роль образования в развитии женщин

Выдержки  из  Писаний  Бахауллы

  Непреложный долг родителей - воспитывать своих детей в духе неколебимой веры, ибо ... каждое похвальное деяние рождается от света религии, и ребенок, лишенный сего высшего дара, не отвернется от зла и не приблизится к добру.36

Из Скрижали, явленной на персидском языке.
Приводится в подборке "Воспитание в духе Бахаи". Издательский Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1994, № 11, с. 6

Выдержки  из  Писаний и Речений Абдул-Баха

  Благодарение Богу, верующие женщины организовали собрания, кои дадут им возможность учиться делу утверждения Веры, распространять сладостные ароматы Учения и обсуждать вопросы обучения детей.
   ...участникам собрания надлежит уделять внимание всевозможным способам обучения и воспитания девочек; это и преподавание им различных наук, и поощрение безупречного поведения, и наставление в правильном образе жизни, и воспитание в них доброго нрава, целомудрия, верности, упорства, силы, решительности, целеустремленности; это и обучение их ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, то есть всему, что особенно важно для девушек, дабы когда эти барышни, воспитанные в твердыне совершенств и добродетелей, сами станут матерями, они смогли взрастить своих детей благонравными и послушными, безупречными в своем поведении.
    Следует также наставлять их в вопросах укрепления физического здоровья и поддержания бодрости, учить их, как уберечь детей от болезней.37


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 94, сс. 110-111


   Трудитесь на благо просвещения женщин сей страны, наставляйте девушек и детей, дабы матери с самых первых дней могли направлять чад своих, обучать их и давать всесторонние знания, воспитывать в них добрый нрав и совершенства, вести их по пути добродетелей, предотвращать порочные наклонности и наставлять детей в духе Бахаи. Тогда эти нежные младенцы будут вскормлены знанием Бога и Его любовью. И будут они взрастать и расцветать, наставляемые на пути праведности и достоинства, и обретут они решимость и мужество, и будут готовы к борьбе и преодолению трудностей. Так воспитают они в себе настойчивость - залог успеха во всяком деле, разовьют волю к действию, обретут цельность, целомудренность и чистоту, и помыслы свои устремят к возвышенному. Так научатся они доводить до успешного завершения любое свое начинание.
   Да осознают матери - что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направлять в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы воспитать в чадах своих веру и убежденность, страх Божий, любовь к Возлюбленному всех миров, а также все добродетели и совершенства. Видя, что дитя ее поступает хорошо, мать должна похвалить и поощрить его и тем порадовать его сердце; если же проявится в нем хоть малейшая дурная наклонность, мать должна остановить ребенка и наказать его, поступая при этом разумно и соблюдая умеренность, а в иных случаях высказать ему свое неодобрение. Недопустимо, однако, бить ребенка или унижать его бранью, ибо телесные наказания и унижения портят характер ребенка.38


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 95, с. 111-112


   ...родители должны воспитывать в своих детях как добрый нрав, так и стремление к знанию; образование следует поднять на такой уровень, чтобы не осталось ни одного неграмотного ребенка, будь то девочка или мальчик.39


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 101, с. 114


   Наивысшая радость для Абдул-Баха - видеть, что все больше и больше листьев* среди служанок Благословенной Красоты получают образование, что они становятся воплощениями отрешенности и хорошо осведомлены о таинствах бытия; что они так возвышают глас свой, воздавая славу и благодарение Величайшему Имени, что привлекают и радуют обитателей Храмов Царствия; и что они читают молитвы в стихах и прозе и мелодично воспевают Божественные стихи. Я лелею надежду, что ты станешь одной из них, что от тебя произойдут жемчуга и что ты будешь непрестанно воздавать хвалу Ему и петь небесные напевы, славя Его качества...40


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   ...Ты пишешь о школе для девочек. Что было сказано ранее, остается в силе. Положение не улучшится, пока девочки не начнут посещать школы и центры просвещения, если они не изучат науки и другие области знания, если они не познакомятся, по мере необходимости, с разнообразными искусствами и не будут воспитаны в Божественном духе. Ибо настанет день, когда эти девочки станут матерями. Матери - первые воспитатели детей, закладывающие в ребенка добродетели души. Они поощряют ребенка приобретать совершенства и хорошие манеры, предостерегают его от порочных наклонностей и вдохновляют его выказывать решительность, твердость и выдержку в испытаниях и двигаться по прямой стезе прогресса. Таким образом, необходима надлежащая забота об образовании девочек. Это очень важное дело, и оно должно быть организовано Духовным Собранием и проводиться под его эгидой.41


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   ...В эту славную эпоху девочкам надлежит быть глубоко сведущими в различных областях знания, науках и искусствах, и во всех чудесах этого выдающегося времени, чтобы потом они могли обучать своих детей и вести их с самых первых дней по стезе совершенства.42


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   Более того, образование женщины гораздо важнее образования мужского, ибо женщина воспитывает ребенка с самых первых его дней. Если она ущербна и несовершенна, то неизбежно появятся недостатки и у ребенка,- посему несовершенство женщины подразумевает несовершенство всего человечества, ибо именно мать вскармливает дитя, заботится о нем и направляет его рост. Это не входит в обязанности отца. Если воспитатель некомпетентен, соответственно и у воспитуемого будут недостатки. Сие очевидно и неопровержимо. Сможет ли ученик блистать глубокими знаниями, если учитель - безграмотный невежда? Матери - первые воспитатели человечества; если они будут далеки от совершенства, то, увы, останется лишь сожалеть о будущем рода человеческого. ...
   Некоторые люди утверждают, что женские способности не равны мужским и что она сотворена неполноценной. Все это чистый вымысел. Единственной причиной различий в способностях между мужчинами и женщинами являются предоставленные им возможности и разница в образовании. До настоящего времени женщина была лишена прав и привилегий равного развития. Если же равные возможности будут ей предоставлены, она, несомненно, сравняется с мужчиной. История засвидетельствует это. В прошлые века выдающиеся женщины занимались государственными делами, и их достижения превосходили успехи мужчин. ...
   Цель же вкратце такова: если женщине предоставить все права и дать образование, то она сможет добиться удивительных результатов и докажет, что равна мужчине. Она является соратником мужчины, его дополнением и поддержкой во всех делах. Оба они - представители человеческого рода; оба наделены силой разума и воплощают человеческие добродетели. Во всех людских дарованиях и качествах они являются равными участниками и партнерами. Сегодня, в силу отсутствия у женщины образования и необходимых условий, она не может полностью проявить свои природные силы во всех сферах человеческой деятельности. И образование, бесспорно, установит ее равенство с мужчиной.43


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, pp. 133-137


   Провозглашая единство человечества, Он [Бахаулла] учил, что мужчины и женщины равны в глазах Бога и что между ними не должно проводиться никакого различия. Единственная причина их сегодняшнего неравенства - недостаток образования и подготовки. Если женщине предоставить равные возможности для образования, то эти различия и чувство неполноценности исчезнут. ...
   Он провозгласил, что необходимо ввести единую программу образования для мужчин и женщин. Дочери и сыновья должны проходить через один и тот же набор курсов, что поможет установлению единства полов. Когда всем людям будут предоставлены одинаковые возможности для получения образования и установится равноправие между мужчинами и женщинами, тогда основания для войн будут полностью ликвидированы.44


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, pp. 174-175


   Зачем женщине оставаться неразвитой умственно? Наука достойна похвалы независимо от того, мужской или женский ум изучает ее. Поэтому понемногу женщина совершенствовалась, все более подтверждая свои равные с мужчиной способности,- в научных исследованиях, в политической активности и во всех прочих сферах человеческой деятельности. Вывод очевиден - былое отставание женщин связано только с недостатком образования и отсутствием благоприятных возможностей для интеллектуального развития. Организация общего курса обучения и предоставление женщине равных возможностей для образования позволят ей достичь равных с мужчиной успехов и достижений.45


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, pp. 280-281


   Бахаулла провозгласил, что невежество и недостаток образования суть преграды, разделяющие человечество, и поэтому все должны получить образование и наставление. Эти средства помогут людям исцелиться от взаимного непонимания и приблизиться к единству. Всеобщее просвещение - это всеобщий закон. Поэтому каждый отец должен по мере возможности обучить и воспитать своих детей. Если же он не может дать им образование, то государство, как представитель народа, должно предоставить средства для такого образования.
   Различие полов, существующее в человеческом мире, есть следствие малообразованности женщины, ибо она была лишена равных возможностей развития и продвижения. В наш век равноправие полов будет устанавливаться пропорционально возможностям, предоставляемым женщине, ибо и мужчина, и женщина в равной мере получают силы и дарования от Бога-Творца. Бог, по всеохватному замыслу Своему, не устанавливал между ними неравенства.46


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 300


   Обучение каждого ребенка является обязательным... В дополнение к широко распространенному образованию каждый ребенок должен получить профессию, научиться искусству или ремеслу, чтобы каждый член общества мог зарабатывать себе на жизнь. Работа, выполняемая в духе служения, есть наивысшая форма поклонения.47


"Abdu'l-Baha on Divine Philosophy", compiled
by Isobel F. Chamberlain, Boston:
 The Tudor Press, 1917, p. 78


   Обратите особое внимание на школу для девочек, ибо величие сей дивной Эпохи проявится как результат прогресса в мире женщин. Вот почему в каждой стране вы наблюдаете, как мир женщин стремительно шагает вперед, и сие обязано влиянию Величайшего Богоявления и силе Божественных учений.48


"Baha'i Education, a compilation". Haifa: Baha'i World Centre, 1976, p. 37


   Наши сердца возрадовались твоему письму относительно школы для девочек.*
   Слава Богу, что есть теперь школа такого типа в Тегеране, где молодые девушки смогут, милостью Его, получить образование и со всей энергией осваивать человеческие достижения. Скоро уже женщины во всех областях догонят мужчин.
   До сегодняшнего дня в Персии не существовало условий для развития женщин. Но теперь, благодарение Богу, с того момента, как воссияла Заря Спасения, они продвигаются вперед день за днем. Есть надежда, что они станут примером в добродетелях и достижениях, в вере и стойкости, первыми приблизятся ко Двору Бога-Вседержителя,- так что женщинам Востока будут завидовать женщины Запада.49


"Baha'i Education, a compilation". Haifa: Baha'i World Centre, 1976, p. 48.
Выдержки  из  письма Всемирного  Дома  Справедливости


   Дело всеобщего образования, которое уже привлекло на свою сторону армию преданных последователей всех вер и наций, заслуживает самой решительной поддержки, которую только могут оказать ему правительства мира. Ведь невежество, бесспорно, является основной причиной упадка и гибели народов и сохранения предрассудков. Никакая нация не достигнет успеха, пока образование не будет предоставлено всем ее гражданам. Недостаток ресурсов ограничивает способность многих наций удовлетворить эту потребность, навязывая им определенную иерархию приоритетов.
   Было бы целесообразным, если бы органы, ответственные за принятие решений, отдавали предпочтение образованию женщин и девочек, поскольку именно через образованных матерей блага просвещения смогут наиболее эффективно и быстро распространиться в обществе. Согласуясь с требованиями времени, следует также рассмотреть вопрос обучения концепции мирового гражданства как части стандартного образования каждого ребенка.50


Октябрь 1985 г., к народам мира


Выдержки из писем, написанных
от имени Всемирного Дома Справедливости
   Очень важным элементом в достижении такого равенства является указание Бахауллы о том, что мальчики и девочки должны обучаться в школах в основном по одинаковой программе.51


28 декабря 1980 г., Национальному Собранию


Новой Зеландии
   Дом Справедливости считает, что необходимость давать образование женщинам и направлять их в исполнении главной обязанности -быть матерью, открывает прекрасную возможность организации мероприятий для женщин. Ваши усилия должны быть сосредоточены на помощи им в их функции воспитателей подрастающего поколения. Женщин также нужно поощрять привлекать их мужей и мужчин-членов их семей к Вере, чтобы община бахаи отражала по своему составу общество, частью которого является. И тогда постепенно дух единства и товарищества, которым проникнуты наши учения, проявится в жизни семей бахаи.52


29 февраля 1984 г., Национальному Духовному
Собранию  Марианских  островов

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook