Да будет вам известно, что Священные Явители, хотя Они наделены бесконечной степенью совершенств, все же, вообще говоря, обретаются в трех состояниях. Первое состояние - физическое; второе состояние - человеческое, то есть состояние наделенной разумом души; третье - состояние божественного проявления и небесного сияния.
        Физическое состояние ограничено во времени; все физическое составлено из элементов, и с неизбежностью того, что составлено, подвергается разложению. Невозможно, чтобы соединяемое не было разъединено.
        Второе состояние есть состояние наделенной разумом души, которая есть сущность человеческая. Оно также ограничено во времени, и Священные Явители разделяют эту судьбу со всем человечеством.
        Да будет вам известно, что, хотя душа человека существовала на земле в течение долгих времен и веков, все же она ограничена во времени(4). Поскольку она есть божественное знамение, то, раз обретя существование, она становится вечной. Дух человека имеет начало, но не имеет конца; он пребывает вечно. Сходным же образом существующие на земле виды ограничены во времени, ибо установлено, что было время, когда сии виды не существовали на земной поверхности. Более того, земля существовала не всегда, но мир существующий был всегда, ибо вселенная не ограничена пределами сего земного шара. Это означает, что, хотя души человеческие ограничены во времени моментом своего возникновения, тем не менее они бессмертны, вечны и неучтожимы; ибо мир вещей есть мир несовершенства в сравнении с миром человеческим, а мир человеческий есть мир совершенства в сравнении с миром вещей. Когда несовершенное достигает состояния совершенства, то оно становится вечным(5). Это пример, смысл которого должно осознать.
        Третье состояние есть состояние божественного проявления и небесного сияния: сие есть Слово Божие, Вечная Щедрость, Дух Святой. Оно не имеет ни начала, ни конца, ибо эти понятия приложимы к миру зависимых вещей, а не к миру божественного. Для Бога конец есть то же, что и начало. Так, счет дней, недель, месяцев и годов, вчера и завтра связан с нашим земным шаром; на солнце же нет этого - там нет ни вчера, ни сегодня, ни завтра, нет ни месяцев, ни годов: все едино. Сходным же образом Слово Божие свободно от всех этих состояний и не укладывается в границы, законы и пределы мира зависимости. А посему сущность Мессии, который есть Слово Божие и совершенное состояние божественного явления, не имела начала и не будет иметь конца; ее восход отличается от всего прочего и подобен восходу солнца. К примеру, ее восход под знаком Христа был окружен величайшим блеском и сиянием, и сие пребудет во веки веков. Посмотрите, как много было царей, государственных деятелей и князей, могущественных вождей, и все они исчезли без следа, тогда как дыхание Христа по-прежнему веет; Его свет по-прежнему сияет; Его музыка по-прежнему раздается; Его хоругвь по-прежнему развевается; Его воинства по-прежнему сражаются; Его божественный голос по-прежнему звучит нежной мелодией; Его облака по-прежнему изливаются драгоценным дождем; Его молнии по-прежнему сверкают; Его отражение по-прежнему ясно блистает; Его великолепие все еще сияет и светится; и это справедливо для тех душ, которые обретаются под Его покровительством и лучатся Его светом.
        Итак, очевидно, что Явителям присущи три состояния: физическое состояние, состояние наделенной разумом души и состояние божественного проявления и небесного сияния. Физическое состояние неизбежно прекращается, но состояние наделенной разумом души, хотя имеет начало, не имеет конца: о нет, ему даровано бесконечное существование. Священная же Сущность, о которой Христос говорит: "Отец в Сыне"(6), не имеет ни начала, ни конца. Когда идет речь о начале, то оно относится к состоянию божественного явления; если выражаться образно, состояние молчания подобно сну. Возьмем, к примеру, спящего человека - когда он начинает говорить, это значит, что он уже бодрствует - но это один и тот же индивидуум, спит ли он или бодрствует; ведь не произошло никаких изменений в том, что касается его положения, его величия, его достоинства, его сущности или его натуры. Состояние молчания уподобляется сну, а состояние божественного явления - бодрствованию. Спящий человек и бодрствующий - это один и тот же человек; сон - это одна фаза, а бодрствование - другая. Молчание сравнимо со сном, а божественное явление и наставничество - с бодрствованием.
        В Евангелии сказано: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога"(7). Из сего ясно и очевидно, что Христос достиг состояния Мессии и его совершенств отнюдь не во время крещения, когда Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Нет, Слово Бога с глубин вечности было и пребудет в возвышении святости.

 


(4)   То есть при ее рождении.
(5)   То есть в царстве человеческого, где один только Дух являет бессмертие. См. Вопрос 36 - "Пять Видов Проявления Духа"; Вопрос 64 - "Состояние Человека и Его Продвижение После Смерти".
(6)   См. Ев. от Иоанна 14:11; 17:21.
(7)   Ев. от Иоанна 1:1.

  Вопрос. - Какова связь Сущности Божественного с Небесными Рассветами и Божественными Зарницами?

        Ответ. - Да будет вам известно, что Сущность Божественного, или субстанция Сущности Единства, есть чистая безгрешность и абсолютная святость - то есть она свободна от всего и выше всякого восхваления. Соотнесение с этим уровнем самых высших качеств всех ступеней существования есть лишь игра воображения. Божественная Сущность невидима, непостижима, недосягаема, это чистая сущность, которая не может быть описана, ибо она охватывает все вещи. Воистину, то, что охватывает, превосходит то, что охватываемо, и охватываемое не может содержать в себе то, что его охватывает, и не в состоянии познать его сущность. Сколь бы ни был велик прогресс разума, пусть он даже достигнет конечной степени знания, предела постижения, он зрит божественные знамения и качества в пределах мира творения, но не в пределах мира Бога. Ибо сущность и качества Господа Единого пребывают на вершинах святости, а ни мыслью, ни разумением нельзя достигнуть сего уровня. "Пути нет, и искать его запрещено".
        Очевидно, что человеческое разумение есть качество существования человека, человек же - знамение Бога. Но каким образом качество знамения может охватить создателя знамения? - то есть как может разумение, которое есть качество существования человека, познать Бога? Потому-то Сущность Божественного и сокрыта от всякого восприятия, и утаена от разума людей. Подняться до ее уровня абсолютно невозможно. Мы видим все, что находится на более низкой ступени, не в состоянии постичь сущность того, что стоит выше. Так камень, земля, дерево, как бы далеко они ни продвинулись в своей эволюции, не способны постичь сущность человека и не в состоянии представить, что такое зрение, слух, другие чувства, хотя и первые, и последний равно созданы Богом. А посему как может человек, будучи творением, понять существо чистой Сущности Творца? Сей уровень недостижим для разумения; для его понимания не годится ни одно объяснение, и никакими чувствами не воспринять его. Что общего может быть у частицы праха с миром чистоты, и как соотносятся ограниченный разум и бесконечный мир? Разум не способен постичь Бога, и души трепещут, пытаясь объяснить Его. "Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; Он - Проницательный, Сведущий!"(1).
        Из этого следует, что по отношению к данному уровню существования всякое утверждение и разъяснение ущербно, все хвалы и все описания недостойны, любое представление поверхностно и любое рассуждение тщетно. Но сия Сущность сущностей, сия Истина истин, сия Тайна тайн проявляется в виде отражений, озарений, явлений и отблесков в мире существования. Зарницами сего великолепия, носителями сих отражений и вместилищами сих явлений выступают Священные Зарницы, Вселенские Сущности и Божественные Существа, Которые суть чистые зеркала для беспорочной Сущности Бога. Все совершенства, щедроты, великолепие, исходящие от Бога, отражены и зримо присутствуют в Сущности Священных Явителей, подобно тому, как солнце блистает в незамутненном отполированном зеркале во всей полноте своих совершенств и щедрости. Если сказать, что зеркала являют солнце и отражают сияние восходящей звезды, то это не означает, что солнце спустилось с высот своей святости и стало частью зеркала, как не означает, что Беспредельная Истинная Сущность ограничивается пределами места своего проявления. Боже сохрани! Так считают лишь приверженцы антропоморфизма. Нет; все восхваления, описания и прославления относятся к Священным Явителям - то есть все определения, качества, имена и свойства, упоминаемые нами, обращены к Божественным Явителям; но как никто не может приблизиться к проникновению в Сущность Божественного, так никто и не в состоянии описать, объяснить, восхвалить или восславить ее. Посему все, что человеческая сущность знает, открывает и познает касательно имен, качеств и совершенств Бога, относится к сим Священным Явителям. К большему доступа нет: "Пути нет, и искать его запрещено".
        Тем не менее мы говорим об именах и свойствах Божественной Сущности, и мы восхваляем Божество, приписывая Ему зрение, слух, силу, жизнь и знание. Мы возглашаем сии имена и свойства не ради подтверждения совершенств Бога, а ради отрицания того, что Он способен иметь несовершенства. Наблюдая существующий мир, мы видим, что невежество есть несовершенство, а знание есть совершенство; и потому мы говорим, что священная Сущность Бога есть мудрость. Слабость есть несовершенство, а сила есть совершенство; и соответственно мы говорим, что священная Сущность Бога есть верх могущества. Это не означает, что мы можем понять Его знание, Его видение, Его силу и жизнь, ибо они за пределами нашего понимания; ведь сущностные имена, качества и свойства Бога идентичны Его сущности, а Его Сущность превыше всякого понимания. Если сии свойства не идентичны Сущности, то должно наличествовать множество предсуществований, и также должны наличествовать различия между свойствами и Сущностью; а поскольку Предсуществование необходимо, то получится бесконечная последовательность предсуществований, а сие очевидно ошибочно.
        Из сего следует, что все эти свойства, имена, хвалы и прославления относятся к Воплощениям Явления; а все, что мы воображаем и предполагаем за пределом сего, есть лишь фантазия, ибо нам не дано познать то, что невидимо и недосягаемо. Вот почему сказано: "Все, что ты сумел распознать при помощи иллюзорного своего воображения в ухищрениях мысленных представлений, есть лишь творение, подобное тебе, и оно сводится к тебе самому"(2). Ясно, что если мы пытаемся представить Сущность Божественного, то представление есть охватываемое, а мы - охватывающие; и совершенно ясно, что охватывающее больше того, что охватывается. Из сего с определенностью и очевидностью следует, что если мы вообразим Божественную Сущность вне Священных Явителей, то это будет чистая фантазия, ибо не существует другого способа приблизиться к Сущности Божественного, которая скроена не по нашим меркам, а все наши образы не более чем измышления.
        В связи с этим поразмыслите, как различные народы мира строят свою жизнь на основе выдумок и поклоняются идолам, созданным их воображением и фантазией. И они не ведают об этом; они полагают, что их фантазии есть та Сущность, которая на самом деле стоит вне всякого понимания и недоступна никакому объяснению. Они считают, что исповедуют Единого, а прочих причисляют к идолопоклонникам; но идолы, по крайней мере, принадлежат к миру минералов, тогда как идолы воображения и представления человека есть лишь призраки; они не существуют даже в виде минералов. "Назидайтесь, обладающие зрением"(3).
        Да будет вам известно, что атрибуты совершенства, великолепие божественных щедрот и свет вдохновения зримы и очевидны во всех Священных Явителях; но блистающее Слово Божие, Христос, и Величайшее Имя, Бахаулла, суть явления и свидетельства, выходящие за пределы воображения, ибо в Них воплотились все совершенства прежних Явителей; и более того, Они обладают такими совершенствами, которые ставят прочих Явителей в зависимость от Них. Так все Пророки Израиля были средоточиями вдохновения; Христос также учил по вдохновению, но какова разница между вдохновением Слова Божия и откровениями Исаии, Иеремии и Илии!
        Известно, что свет есть проявление колебаний эфирной материи: нервные окончания глаза воспринимают эти колебания, и в результате мы видим. Свет лампы есть проявление колебаний эфирной материи; такова же природа и солнечного света, но какова разница между светом солнца и светом звезд или лампы!
        Дух человека возникает и проявляется у зародыша, и он присутствует в ребенке и в зрелом человеке, и он сияет и торжествует, когда человек достигает состояния совершенства. Дух один и тот же, но у зародыша способность видеть и слышать отсутствует. В состоянии же зрелости и совершенства он проявляется в наивысшем великолепии и блеске. Подобным образом семя сначала обращается в листья и в них проявляется дух растительного мира; в состоянии плода проявляется тот же самый дух, то есть здесь сила роста достигает наивысшего совершенства; но какова разница между состоянием листьев и состоянием плода! Ибо из плода явятся сто тысяч листьев, хотя все они и будут расти и развиваться при посредстве того же духа растительного мира. Отметим разницу между добродетелями и совершенствами Христа, великолепием и блеском Бахауллы и добродетелями Пророков Израиля, таких как, Иезекииль или Самуил. Все они были проводниками вдохновения, но между ними величайшая разница. Приветствую вас!

 


(1)   См. Коран 6:103 (104).
(2)   Из хадисов.
(3)   Коран 59:2.

Знайте, что вообще известно пять разновидностей проявления духа. Первым идет дух растительного мира: сие есть сила, получающаяся в результате сочетания элементов и смешения субстанций по воле Бога Всевышнего, а также в результате влияния, воздействия и соединения других форм существования. Когда сии субстанции и элементы отделены друг от друга, то сила роста также перестает существовать. Так, если использовать другой образ, электричество получается в результате комбинации элементов, а когда эти элементы разделены, то электрическая сила рассеивается и теряется. Таков же и дух растительного мира.
        Далее следует дух животного мира, который также получается в результате смешения и сочетания элементов. Но сия комбинация более завершенная, и по воле Бога Всемогущего здесь достигается совершенное смешение элементов, что в результате создает дух животного мира - другими словами, способность чувственного восприятия. Он постигает сущность вещей из того, что видно, слышно, съедобно, осязаемо и что воспринимается через обоняние. После распада и разъединения сочетающихся элементов сей дух также естественным образом исчезает. Сие подобно вот этой лампе: когда горючее, фитиль и огонь сведены вместе, то в результате получается свет; но когда кончается горючее и прогорает фитиль, то свет также пропадает и его нет более.
        Дух человека может быть уподоблен щедротам солнца, освещающего зеркало. Тело человека, составленное из элементов, являет собой самое совершенное их сочетание и смешение; это наипрочнейшая конструкция, наиблагороднейшая комбинация, совершеннейшая форма существования. Тело растет и развивается при посредстве духа и животного мира. Сие совершенное тело можно сравнить с зеркалом, а дух человека - с солнцем. И все-таки, если разбить зеркало, щедроты солнца продолжают существовать; и если зеркало уничтожено или исчезло, то это не скажется на щедрости солнца, которое вечно. Дух сей обладает способностью познавать; он охватывает все вещи. Все удивительные свершения, научные открытия, великие предприятия и значительные исторические события, о которых вы знаете, есть результат проявления этого духа. Он извлек их посредством духовной мощи из пределов невидимого и сокрытого и перенес в область видимого. Так человек, пребывая на земле, совершает открытия в небесных сферах. Исходя из известных истин, то есть из вещей познанных и видимых, он открывает вещи неизвестные. К примеру, человек обретается в нашем полушарии; но, подобно Колумбу, посредством мощи своего разума он открывает другое полушарие, доселе неизвестное - Америку. Тело человека тяжело, но при помощи изобретенных им машин он обретает способность летать. Передвигается человек медленно, но благодаря изобретенным им машинам он путешествует по всему миру с величайшей быстротой. Иначе говоря, сила эта охватывает все.
        Но дух человеческий имеет две стороны: одна - божественная, а другая - сатанинская, - то есть он способен достичь высшего совершенства, но может дойти и до предельного несовершенства. Если дух сей обретает добродетели, то человек становится самым благородным из существ; если он приобретает пороки, то человек становится самым низменным существом.
        Четвертая ступень проявления духа есть дух божественный; сие есть дух веры и щедрость Бога; он является от дуновения Духа Святого, и посредством божественной силы он становится источником жизни вечной. Это та сила, что земного человека превращает в человека святого, а несовершенного человека - в совершенного. Она нечестивого человека обращает в безгрешного, неразговорчивого делает красноречивым; она очищает и облагораживает тех, кто пребывал в плену плотских вожделений; она невежду делает мудрым.
        Пятое проявление духа есть Дух Святой. Сей Дух Святой есть посредник между Богом и Его созданиями. Он подобен зеркалу, обращенному к солнцу. Как чистое зеркало, получая свет от солнца, передает его щедрость другим, так и Дух Святой есть проводник Священного Света от Солнца Истинной Сущности, который он передает освященным существам. Он наделен всеми божественными совершенствами. Каждый раз при его явлении мир обновляется, и закладывается основание нового цикла. Мир человеческий облачается в новые одеяния. Это можно сравнить с весной; когда она приходит, то мир переходит из одного состояния в другое. С приходом весны прежде голые земля, поля и равнины становятся зелеными и цветущими, появляются цветы всех форм и оттенков, и всходят благоуханные травы; деревья обретают новую жизнь, приносят новые плоды, - так начинается новый цикл. Явление Духа Святого подобно этому. При каждом своем явлении он обновляет мир человеческий и вносит новый дух в человеческую сущность: он облачает мир существования в прекрасные одеяния, рассеивает мрак невежества и делает видимым сияние света совершенств. При помощи сей силы Христос обновил цикл; божественная весна во всей своей свежести и красе раскинула свой шатер над миром человеческим, и животворящее дуновение овеяло ароматом людей просвещенных.
        Сходным образом появление Бахауллы было подобно новой весне, которая пришла со священными ветрами, с небесным воинством жизни вечной и с божественной силой. Оно установило Престол Царствия Божьего посреди мира и силою Духа Святого оживило души и основало новый цикл.

  Вчера в застольной беседе мы говорили о способах лечения и о духовном излечении, которое заключается в воздействии на болезнь при помощи духовных сил.
        Теперь давайте поговорим о лечении материальными средствами. Медицинская наука пока пребывает во младенчестве; она еще не достигла зрелости. Но когда она достигнет зрелости, тогда лечение будет осуществляться тем, что не противно вкусу и обонянию человека, то есть пищевыми продуктами, фруктами и овощами, которые приятны на вкус и не имеют резкого запаха. Ибо причина, вызывающая заболевание, то есть причина проникновения болезни в тело человека, имеет либо физическую природу, либо представляет собой результат возбуждения нервной системы.
        Но в основном болезни вызываются физическими причинами, ибо тело человека есть сочетание множества элементов, и все они соразмерены и уравновешены особым образом. Пока поддерживается нужное равновесие, человек не подвержен заболеваниям; но если это жизненно важное соотношение, которое лежит в основе склада человека, нарушено, в организме происходит расстройство, а за этим следует болезнь.
        Предположим, уменьшается содержание одного из элементов, составляющих тело человека, содержание же другого становится больше; таким образом нарушается соотношение, необходимое для уравновешенного состояния, и возникает заболевание. Например (для того, чтобы сохранялось состояние уравновешенности), один элемент должен иметь массу в тысячу граммов, а другой - в пять граммов. Та составляющая, масса которой должна быть тысяча граммов, уменьшается до семисот граммов, а та, что должна составлять пять граммов, увеличивается, и таким образом соразмерность уравновешенного состояния нарушается; за этим следует болезнь. Когда при помощи различных средств и лечения равновесие восстанавливается, то исчезает и болезнь. Так, если возрастает содержание сахара в организме, здоровье нарушается; тогда доктор запрещает сладости и продукты, содержащие крахмал, как следствие уменьшается содержание сахара, равновесие в организме восстанавливается, и человек избавляется от болезни. Восстановление же состава веществ в теле человека достигается двумя способами - либо лекарствами, либо питанием; и когда достигается равновесие в организме, болезнь устраняется. Все элементы, из которых состоит тело человека, имеются также и в растительных продуктах; поэтому, когда уменьшается содержание одного из элементов, составляющих тело человека, а человек начинает употреблять в пищу продукты, богатые этим элементом, равновесие восстанавливается, и наступает выздоровление. Если целью лечения является восстановление состава тела, то оно может быть достигнуто либо лекарствами, либо питанием.
        Большинство болезней, поражающих человека, бывает также и у животных, но животные не лечатся лекарствами. Как в горах, так и на равнинах животному помогают его вкусовые и обонятельные ощущения. Заболевшее животное обнюхивает дикие растения, оно съедает те из них, которые приятны его обонянию и вкусу, и излечивается. Причина излечения заключается в следующем: если понижается содержание сахара в организме животного, то ему хочется сладкого; тогда оно поедает растение, обладающее сладким вкусом, ибо того требует и к тому побуждает его природа; запах и вкус этого растения приятны животному, и оно поедает его. В организме животного возрастает содержание сахара, и здоровье восстанавливается.
        Поэтому очевидно, что излечение  от болезни  возможно благодаря употреблению определенных продуктов питания, плодов; но, поскольку медицинская наука пока несовершенна, этот факт еще не полностью осознан. Когда же медицинская наука достигнет совершенства, тогда лечение будет основано на диете, лекарствами будут служить ароматные фрукты и овощи, различные воды, холодные или подогретые.
        Сие объяснение кратко; но если будет на то воля Божия, то как-нибудь, при подходящем случае, мы более полно разъясним этот вопрос.

 

Вопрос. - Некоторые люди излечивают больных духовными средствами, то есть без помощи лекарств. Как это происходит?

        Ответ. - Да будет вам известно, что имеются четыре способа лечения и исцеления без помощи лекарств. Два достигаются материальными средствами, а два - духовными.
       Из двух способов лечения материальными средствами один основан на том факте, что в человеке и здоровье, и немощь заразительны. Передача болезни происходит резко и быстро, тогда как передача здоровья происходит неявно и медленно. Если два тела входят в контакт между собой, то можно с определенностью сказать, что микроорганизмы переходят от одного к другому. Подобно тому, как болезнь передается от одного тела другому, причем происходит это резко и быстро, может случиться, что крепкое здоровье здорового человека облегчит течение легкой болезни у заболевшего. То есть можно сказать, что заражение болезнью происходит быстро и имеет ярко выраженный эффект, тогда как передача здоровья идет очень медленно и эффект здесь не очень сильный, и даже этот небольшой эффект имеет место лишь в случае не слишком серьезных заболеваний. Здоровая сила крепкого тела может повлиять на не слишком серьезное недомогание слабого тела, при этом достигается состояние здоровья. Таков один из способов лечения.
        Другой способ лечения без помощи лекарств осуществляется посредством магнетической силы, которая, исходя из одного тела, воздействует на другое и служит причиной выздоровления. Эта сила также имеет не слишком большой эффект. Иногда можно помочь больному человеку, положив руку ему на голову или против сердца. Почему это так? Потому, что воздействие магнетизма и психологической силы на больного человека заставляет болезнь отступить. Но такое воздействие также не очень велико.
        Существует еще два способа лечения, которые являются духовными по своей природе, при которых причиной выздоровления является духовная сила. Один из них осуществляется путем полной концентрации мыслей сильного человека на больном, при этом последний с величайшей верой ожидает, что под воздействием духовной энергии сильного человека наступит излечение, и эта уверенность столь велика, что между сильным человеком и больным устанавливается доверительная связь. Сильный человек сосредоточивает все усилия на том, чтобы излечить больного, и больной искренне верит в то, что наступит выздоровление. В результате такого психологического состояния возникает возбуждение нервной системы, и это состояние и возбуждение нервной системы служат причиной выздоровления больного. Так, когда больной сильно уповает на что-либо и вдруг узнает о том, что это осуществилось, в человеке возникает нервное возбуждение, которое полностью изгоняет болезнь. Подобным образом при неожиданном сильном испуге у здорового человека может возникнуть нервное возбуждение, которое вызывает внезапное заболевание. В таком случае причиной заболевания будет не что-либо материальное, ведь человек ничего не съел и ничто вредное его не касалось; в этом случае причиной болезни оказывается лишь нервное возбуждение. Точно так же неожиданное исполнение заветного желания приносит столь много радости, что от этого происходит возбуждение нервной системы, в результате чего может наступить выздоровление от недуга.
        Итак, полная и совершенная связь между духовным лекарем и больным человеком, то есть такая связь, когда духовный лекарь полностью сосредоточивается на больном, а все мысли больного устремлены к духовному лекарю, от которого он ожидает исцеления, вызывает возбуждение нервной системы, в результате чего наступает выздоровление. Но все это действует только до определенной степени, и то не всегда. Ибо если человека поразил тяжелый недуг или человек ранен, то этими средствами недуг не будет устранен и рана не будет излечена - иначе говоря, эти средства не действенны в случае серьезных заболеваний, если только сам склад организма не будет способствовать выздоровлению, ибо крепкий организм часто преодолевает любую болезнь. Таков третий способ лечения.
        Четвертый способ лечения осуществлятся посредством силы Святого Духа. Он не требует ни контактов, ни видения, ни присутствия; он не зависит ни от каких условий. Будь то тяжелый или легкий недуг, имеется ли контакт тел или нет, устанавливается ли личная связь между больным и лекарем или нет, излечение здесь достигается благодаря силе Святого Духа.

 


 

Вопрос. - Некоторые люди уверены, что они обрели откровения духа, то есть что они общаются с духами. Какова природа такого общения?

        Ответ. - Откровения духа бывают двух видов: одни являются игрой воображения и это лишь притязания некоторых людей; другие  происходят по наитию свыше, и они реальны - как откровения Исаии, Иеремии и Св. Иоанна.
       Знайте, что сила человеческого мышления проявляется двумя способами. Первый путь - правильный, когда мысль человеческая адекватна установленной истине. Представления такого рода находят воплощение во внешнем мире; таковыми являются справедливые мнения, верные теории, научные открытия и изобретения.
        Другой путь представления действительности - это пустые измышления и бесполезные идеи, которые не приносят ни плодов, ни результатов и далеки от реальности. Они - как вздымающиеся волны моря воображения, и они недолговечны, как всякие пустые мечтания.
        Точно так же различают и два вида откровения духа. Первый есть откровения Пророков и духовные откровения избранных. Видения Пророков - не из области фантазии; нет, они суть духовные откровения и в них явлена реальность. К примеру, они говорят: "Я видел человека в таком-то виде, и я сказал то-то, а он дал такой-то ответ". Такое видение принадлежит миру яви, а не миру сновидений. Нет, сие есть духовное откровение, которое находит выражение в форме видения.
        Другой вид откровений духа представляет собой всего-навсего выдумки, но эти выдумки подаются таким образом, что многие простодушные люди верят в их реальность. Очевидным подтверждением их несостоятельности служит то, что подобное общение с духами не приносит никаких результатов и плодов. Нет, это все россказни и выдумки.
        Знайте, что внутренняя сущность человека объемлет сущность вещей, открывает истины, постигает свойства и тайны сущего. Так все искусства, диковины, науки и знания были явлены через сущность человека. Когда-то эти науки, знания, диковины и искусства были сокрытыми и неведомыми тайнами; затем постепенно через человеческую сущность они были открыты, извлечены из области невидимого и перенесены в область видимого. Из этого следует, что сущность человека объемлет мир. Так, пребывая в Европе, она открывает Америку; обретаясь на земле, она совершает открытия в небесных высях. Она есть явитель тайн, и она есть открыватель сущности того, что существует. Эти открытия, адекватно представляющие реальность, схожи с откровением, которое несет в себе духовное познание, божественное вдохновение и единение человеческих душ. К примеру, Пророк говорит: "Я видел, я сказал, я слышал то-то". Таким образом, очевидно, что душа обладает огромными возможностями восприятия без посредства какого-либо из пяти чувств, таких, как зрение или слух. Между возвышенными душами существует духовное понимание, взаимопроникновение, такое общение, которое свободно от фантазии и тщеты воображения, такая связь, которая не подвластна времени и пространству. Так, писано в Евангелии, что на Горе Табор Моисей с Илией явились Христу и очевидно, что встреча эта не была физической реальностью. Это было духовное состояние, которое представлено как физическая реальность.
        Прочие же виды общения, сношения с духами и вызывания духов есть не что иное, как фантазия и игра воображения, и они только кажутся реальными.
        Ум и мысль человека подчас открывают истины, и такого рода мысли и открытия получают подтверждения и приносят плоды. Такая мысль имеет под собой основание. Но на ум человеку приходит также множество мыслей, подобных волнам моря фантазий; они не приносят плодов и не дают никакого результата. Сравните - иногда человеку является в мире снов видение, которое в точности исполняется; в остальных же случаях он видит сны, которые не имеют никаких последствий.
        Я хочу сказать, что такое состояние, которое мы именуем общением и разговором с духами, бывает двух видов: с одной стороны, это просто игра воображения, а другой стороны - это видения, о которых говорится в Священной Книге, такие, как откровения Св. Иоанна и Исаии и как встреча Христа с Моисеем и Илией. Последние реальны, они имеют магическое воздействие на умы и мысли и затрагивают их сердца.

 


 

Вопрос. - Свободен ли человек во всех своих действиях или же он принуждаем поступать так или иначе и ограничен в выборе?

        Ответ. - Этот вопрос один из самых важных и трудных для понимания проблем божественного. Если будет на то воля Божья, на днях мы соберемся перед обедом и займемся подробным разъяснением этого вопроса; сейчас же мы коротко, в нескольких словах поясним его. Некоторые вещи подвластны свободной воле человека, такие, как справедливость и беспристрастность, злоупотребление властью и несправедливость, то есть деяния добрые и деяния злые; очевидно и ясно, что эти деяния в большинстве своем совершаются по воле человека. Но есть определенные вещи, которые совершаются помимо воли человека - это сон, смерть, болезни, дряхлость, увечья и несчастья; они не подвластны воле человека, и он не несет за них ответственности, ибо он вынужден смиряться с ними. Но в выборе между хорошими и дурными поступками он свободен, и он их совершает по своей собственной воле.
        Например, он может по своему собственному усмотрению проводить свое время, вознося хвалы Господу, а может предаваться мыслям о совершенно ином. Он может воспламениться от огня любви к Богу и быть филантропом, любящим весь мир, а может быть человеконенавистником, поглощенным заботой о суетном. Он может поступать справедливо или жестоко. Эти деяния и эти поступки подвластны воле самого человека; следовательно, он ответственен за них.
        И тут возникает другой вопрос. Человек абсолютно беспомощен и полностью зависим, поскольку сила и власть по сути принадлежат Богу. И возвышение, и унижение зависят от благоволения и воли Всевышнего.
        В Новом Завете сказано, что Бог подобен горшечнику, который изготовляет "один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого"(22). Но ведь сосуд, изготовленный для низкого употребления, не имеет права укорять горшечника, говоря: "Зачем ты не сделал меня драгоценной чашей, которую бережно передают из рук в руки?" Значение сего стиха в том, что состояния существ и вещей различны. То, что пребывает в низшем состоянии существования, например минерал, не имеет права роптать, говоря: "О Боже, почему Ты не пожаловал меня совершенствами растения?" Сходным же образом растение не имеет права роптать, что ему не дано совершенств, присущих животному миру. Также не подобает животному роптать, что оно лишено совершенств человека. Отнюдь, все эти творения совершенны для своей ступени, и они должны стремиться к совершенствам своей ступени. Низшие существа, как мы уже говорили, не имеют ни права, ни возможности для достижения совершенств более высокой ступени. Нет, их продвижение должно осуществляться в пределах их собственного состояния.
        Также и бездействие или действие человека зависит от Божьей помощи. Если нет этой помощи, то он не в состоянии творить ни добро, ни зло. Но когда Господь в щедрости Его дает человеку помощь в его существовании, тогда человек способен действовать - и во благо, и во зло; если же такой помощи он лишен, то остается совершенно беспомощным. Вот почему в Священных Книгах говорится о Божьей помощи и поддержке. Это можно сравнить с положением корабля, который движим силой ветра или пара; если этой силы нет, то корабль вовсе не может двигаться. Тем не менее руль корабля поворачивает его в любую сторону, но именно сила пара движет его в требуемом направлении. Если корабль направлен к востоку, он движется на восток; если он направлен к западу, то он движется на запад. Сие движение не исходит от корабля; нет, оно исходит от ветра или от пара.
        Сходным образом во всяком действии или бездействии человек движим силой Божьей помощи; но самому человеку принадлежит выбор между добром и злом. Так, если царь назначит кого-либо градоправителем, и облечет его силой власти, и укажет ему пути справедливости и несправедливости в соответствии с законом и если правитель сей учинит несправедливость, то, хотя он и будет действовать от имени царя и силой его власти, последнему не будет вменена в вину сия несправедливость. Но если градоправитель будет действовать справедливо, то и это он будет делать властью царя, который будет тогда доволен и удовлетворен.
        Иными словами, хотя выбор между добром и злом остается за человеком, при любых обстоятельствах человек зависит от питающей его силы жизни, которая исходит от Всемогущего. Велико Царствие Божие, и на всех распространяется власть Могущества Его. Слуга не может ничего сделать по своей воле; Бог есть Сильный, Всемогущий и Помогающий всем созданиям.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего.

 


(22)  К Римлянам 9:21.

 

Вопрос. - Оказывают ли звезды небесные какое-либо влияние на человеческую душу или нет?

        Ответ. - Некоторые из небесных звезд оказывают столь явное и очевидное физическое воздействие на земной шар и земные существа, что это не нуждается в разъяснении. Взгляните на солнце, которое по воле и промыслу Бога способствует развитию Земли и всех земных существ. Без света и тепла солнца ни одно из земных существ не имело бы жизни.
        Что касается духовного влияния звезд, то, хотя это влияние звезд на мир людей может показаться странным, если глубоко поразмышлять над этим предметом, оно не покажется вам слишком удивительным. Однако я не хочу представить дело так, что предсказания, которые астрологи прежних времен выводили из движения звезд, соответствовали действительности; ибо предсказания тех астрологов прежних времен являлись игрой воображения, и традиция эта шла от египетских, ассирийских и халдейских жрецов; скорее даже, предсказания эти исходили из фантастических представлений индийцев, из мифологии греков, римлян и других народов, поклонявшихся звездам. Но я хотел бы сказать, что сия беспредельная вселенная подобна телу человека, все члены которого соединены и связаны между собой крепчайшими узами. Сколь велика зависимость и сколь тесна связь между органами, членами и частями тела, что необходимы для их общего блага и взаимной поддержки, и сколь велико их влияние друг на друга! Сходным же образом части бесконечной вселенной в виде различных ее членов и элементов связаны друг с другом, и они влияют друг на друга и в духовном, и материальном плане.
        Например, глаз видит, и все тело на это реагирует; ухо слышит, и все члены тела приходят в движение. Это не вызывает сомнения; вселенная же подобна живому организму. Более того, связь, имеющаяся между различными членами тела, должна непременно проявляться, и ее проявление может быть или материальным, или духовным.
        Для тех, кто отрицает духовное влияние на материальные вещи, мы приведем небольшой пример: прекрасные звуки и тоны, мелодии и чарующие голоса - это колебания, оказывающие воздействие на воздух (ибо звук есть термин для обозначения колебаний воздуха), и эти колебания воздействуют на нервы среднего уха, в результате чего мы слышим. Задумайтесь над тем, как эти колебания воздуха, которые суть случайные явления, не имеющие особой важности, привлекают и волнуют душу человека и имеют столь большое влияние на него: они заставляют его плакать или смеяться; они могут даже так сильно поразить человека, что он бросится навстречу опасности. Вы видите теперь ту связь, которая имеется между душой человека и колебаниями атмосферы, ведь эти движения воздуха изменяют настроение человека, иногда он оказывается полностью в их власти; они лишают покоя. Подумайте, сколь странно сие, ибо от певца не исходит ничего, что входило бы в слушателя; и тем не менее сильнейшее духовное воздействие налицо. И значит, несомненно, что сильная взаимосвязь между существами должна иметь духовное проявление и влияние.
        Уже говорилось о том, что члены и части тела человека воздействуют и влияют друг на друга. Например, глаз видит; и это имеет влияние на сердце. Ухо слышит; а отзывается душа. Сердце бьется ровно; мысли безмятежны, и все члены тела человека охватывает приятный покой. Какая связь между всем и какая гармония во всем! Поскольку такая связь, такое духовное воздействие и взаимовлияние частей имеют место в теле человека, - а он лишь одно из многих смертных существ, то уж, конечно, между объектами вселенского масштаба также должна существовать духовная и материальная связь. Хотя известными нам способами и на данном уровне науки эти связи нельзя обнаружить, тем не менее наличие их между всеми формами существования определенно и не подлежит сомнению.
        И в заключение: создания, большие и малые, связаны между собой благодаря совершенной мудрости Бога, и они воздействуют и влияют друг на друга. Если бы это было не так, в универсальной системе и общем устройстве мироздания был бы беспорядок и абсолютное несовершенство. Но поскольку все формы существа связаны между собой прочными узами, они своим расположением являют порядок и совершенство.
Этот вопрос заслуживает дальнейшего изучения.

Вопрос. - Является ли предопределение, о котором упоминается в Священных Книгах, жестко установленным? Если это так, то не будут ли бесплодными усилия избежать судьбы?

        Ответ. - Есть два вида судьбы: одна предопределена, а другая - обусловлена обстоятельствами (и ее можно назвать угрозой). Предопределенная судьба - та, которую нельзя изменить и от которой нельзя отклониться, а обусловленная обстоятельствами судьба - та, которая вероятна. Так, для этой лампы предопределенная судьба заключается в том, что масло горит и выгорает; таким образом, ее неизбежное угасание есть предопределение, которого невозможно избегнуть и которое нельзя изменить, ибо это предопределенная судьба. Сходным же образом, в теле человека заложена жизненная сила, и как только эта сила иссякнет и придет к концу, тело человека непременно подвергнется распаду, точно так же, когда масло в лампе выгорит и кончится, то лампа, несомненно, погаснет.
        Обусловленная же обстоятельствами судьба может быть растолкована с помощью следующей аналогии: в лампе масло еще не кончилось, но резкий порыв ветра задувает пламя лампы и гасит ее. Это обусловленная обстоятельствами судьба. Было бы благоразумным не испытывать ее, стараться беречь себя, быть осторожным и осмотрительным. Но предопределенная судьба, которая подобна выгоранию масла в лампе, не подлежит изменению, ее нельзя избежать или отсрочить. Это то, что должно случиться; ведь неизбежно то, что лампа погаснет.

  Вы спрашиваете о жизни вечной и вхождении в Царствие Божие. Царствие Божие также называют небесами; но это образ и аллегория, а не действительный факт, ибо Царствие Божие не есть материальное место; оно вне времени и пространства. Это мир духа, божественный мир, и он есть средоточие Владычества Бога; он независим от тела и от всего, что с телом связано, он свят и возвышен, и он превыше всех мыслимых представлений из мира людей. Ограниченность в пространстве есть свойство тел, но не духа. Пространство и время властны над телом, но не властны над разумом и духом. Посмотри - тело человека обретается в небольшом пространстве; оно занимает лишь две пяди земной поверхности. Но дух и разум человека путешествуют по всем странам и частям света, они проносятся сквозь беспредельные пространства небес, объемлют все сущее и делают открытия в возвышенных сферах и бесконечных просторах. Все потому, что дух не ограничен местом; он не пребывает в определенном месте; для духа земля и небо едины, ибо он способен делать открытия в обеих этих сферах. Тело же ограничено местом своего пребывания, не знает того, что вне пределов его досягаемости.
        Ибо есть два вида жизни: жизнь тела и жизнь духа. Жизнь тела есть материальная жизнь, а в жизни духа выражено существование Царствия Божиего, и жизнь сия заключается в приобщении Духа Божиего и получении животворной силы от веяния Духа Святого. Хотя материальная жизнь имеет свое существование, она есть несуществование и абсолютная смерть для праведных святых. Так, человек существует, и сей камень также существует, но какова разница между существованием человека и существованием камня! Хотя камень и существует, но относительно существования человека он не существует.
        Жизнь вечная есть дар Духа Святого, это подобно тому, как цветок получает дары с приходом теплого времени года - дары воздуха и дуновений весны. Взгляните: этот цветок вначале имел жизнь сходную с жизнью камня; но с наступлением весны, от щедрот весенних облаков и от тепла яркого солнца, он приобрел иную жизнь, ибо расцвел во всей своей свежести, нежности и благоухании. И первая жизнь этого цветка, в сравнении с его второй жизнью, есть смерть.
        Смысл в том, что жизнь в Царствии Божием есть жизнь духа, жизнь вечная, и она не ограничена местом, так же как не ограничен местом дух человека. И если вы будете исследовать тело человека, то не обнаружите особого уголка или вместилища для духа, ибо дух не связан с местом; он нематериален. Он связан с телом наподобие того, как связано солнце с этим зеркалом. Солнце не заключено в зеркале, но между ними есть связь.
        И таким же образом мир Царствия Божиего превыше всего, что может быть познано с помощью зрения или других способов чувственного восприятия - слуха, обоняния, вкуса или осязания. Ум человеческий, существование которого признано, - где он помещается в человеке? Если вы будете исследовать тело при помощи зрения, слуха или посредством других органов чувств, вы не обнаружите его; тем не менее он существует. Таким образом, ум человека не имеет вместилища, но он связан с мозгом. Царствие Божие есть нечто подобное. Сравните - любовь не имеет вместилища, но она связана с сердцем; так же и Царствие Божие не имеет вместилища, но оно связано с человеком.
        Доступ в Царствие Божие - через любовь к Богу, через отрешенность от земного, через святость и добродетельность, через правдивость, безгрешность, верность, неколебимость веры и самопожертвования.
        Их этих объяснений видно, что человек бессмертен и живет вечно. Для тех, кто исповедует Бога, кто имеет любовь к Богу и веру, жизнь возвышенна - и она вечна; но для тех душ, что отлучены от Бога, жизнь, хотя они и наделены ею, есть мрак, и в сравнении с жизнью верующих сие есть небытие.
        Например, и глаз, и ноготь имеют жизнь; но жизнь ногтя в сравнении с жизнью глаза есть небытие. И камень, и человек существуют; но камень в сравнении с человеком не существует; он не имеет бытия; и когда человек умирает, а его тело разрушается и уничтожается, оно уподобляется камню и земле. Итак, ясно, что, хотя минерал и существует, в сравнении с человеком он пребывает в небытии.
        Так и души, отлученные от Бога, хотя и обретаются в этом мире и в мире загробном, но в сравнении с исполненными праведности чадами Царствия Божиего они пребывают в небытии и отдалении от Бога.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook