Как учить

Теперь необходимо остановиться на просветительском аспекте Плана. Нужно смело приступить к нему, будто приняв вызов, а досконально изучить и взвесить его задачи и выполнять их. Неотразимы великолепие и красота Первого Машрик уль-Азкара Запада, величественны его размеры, уникальная архитектура, бесценны идеалы и стремления, которые он воплощает, и все же в настоящее время его следует считать лишь орудием достижения торжества Дела и более эффективного и широкого распространения Учения. Его надо рассматривать в том же смысле, что и административные институты Веры, призванные служить максимальному распространению идеалов Веры, ее принципов и истин.
Именно на просветительские задачи Семилетнего Плана должна отныне обратить свое пристальное внимание община американских приверженцев Веры. Вся община как один человек должна подняться на их выполнение. Распространение Дела Божия провозглашение его истин, защита его интересов, демонстрация а не только на словах, но и на практике его жизненной важности, а действенности и универсальности не должны рассматриваться лишь как обязанность или исключительное право административных институтов бахаи, будь то Духовные Собрания или комитеты. В этой деятельности должен принимать участие каждый, даже тот, чье происхождение низко, жизненный опыт а ограничен, материальное положение скромно, образование недостаточно, заботы и хлопоты нескончаемы, окружение неблагоприятно. "Бог, - ясно заявляет сам Бахаулла, - вменил в обязанность каждому учить Делу Его". Послушайте, - пишет Он далее, - о люди Баха, учите Делу Божьему, ибо Бог повелел каждому провозглашать Слово Его и считает это достойнейшим из деяний".
Высокое и влиятельное положение в рядах общины, дает тому, кто его занимает, определенные привилегии и исключительные права, и накладывает на него ответственность, уклоняться от которой было бы недостойно, - почетную обязанность проповедовать и распространять Дело Божие. Временами, хотя и не всегда, высокое положение в общине может создавать лучшие возможности и более благоприятные условия для распространения знания о Вере и привлечения сторонников к ее институтам. Однако оно ни при каких обстоятельствах автоматически не означает способность сильнее влиять на умы и сердца тех, кому несут Веру. Как часто - и ранняя история Веры на ее родине дает тому множество поразительных свидетельств - самые скромные приверженцы Веры, люди без образования, опыта, положения в обществе, иногда и не н деленные высоким интеллектом, оказывались в состоянии одержать для Дела победы, перед которыми тускнеют высочайшие достижения мудрых, ученых и опытных.
"Петр, - свидетельствует Абдул-Баха, - согласно истории церкви, не умел даже различать дни недели. Всякий раз, отправляясь на рыбную ловлю, он разделял недельный запас пищи на семь свертков и каждый день съедал один из них, а когда доходил до седьмого, знал, что наступил суббота, и соблюдал шабат. Если сын человеческий смог вселить в такой грубый и, казалось бы, неподходящий сосуд силу, способную, по словам Бахауллы, "молвить устами своими непостижимые премудрости и изречения" и возвысить его над остальными учениками, и сделать достойным стать Его преемником и основателем Его церкви, то насколько больше отец, который есть Бахаулла, может дать сил самым слабым и незначительным из Его Приверженцев творить ради достижения Его целей такие чудеса, которые превзойдут величайшие подвиги даже первого апостол Иисуса Христа!
"Баб, - писал также Бахаулла, - сказал: "Если даже крошечный муравей пожелает в наше время обладать способностью разбирать самые сложные и непонятные места в Коране, желание его несомненно исполнится, поскольку таинство вечной силы пульсирует в самой сути всякого создания. Если столь беззащитное существо может быть наделено такой тонкой способностью, насколько плодотворнее должна быть сила, обретаемая от щедрот милости Бахауллы!" Воистину поле деятельности велико, эпоха ответственна, Дело грандиозно, активистов мало, время ограничено, привилегия столь бесценна, что ни один последователь Бахауллы, достойный Его Имени, не может позволить себе и минутного колебания. Неукротимая в своей разрушительной мощи, неизмеримая в своих возможностях, непредсказуемая в направлении, непостижимая по своему воздействию и грозная в своих проявлениях, Богом рожденная сила - сила, которая, как написал Баб, "пульсирует внутри самой сути всего созданного", и которая, согласно Бахаулле, "своим биением" "нарушила равновесие в мире и революционизировала его размеренную жизнь", - такая сила, действуя словно обоюдоострый меч, на наших глазах, с одной стороны, сокрушает многовековые узы, которые на протяжении столетий служили основой самой ткани цивилизованного общества, с другой, ослабляет путы, еще сдерживающие движение пребывающей в младенчестве, нераскрепощенной Веры Бахауллы. Невообразимые возможности открывает действие этой силы - и американские бахаи должны сейчас решиться на полное и бесстрашное их использование. "Священные обитатели небес, - пишет Абдул-Баха, - сегодня, находясь в Высочайшем раю, жаждут вернуться в этот мир, чтобы им помогли сослужить службу Порогу Красоты Абха и явить свою преданность Его святому Порогу".
Мир, затемненный меркнущим светом религии, раздираемый взрывными силами слепого воинственного национализм , обожженный пожарами жестоких гонений на расовой и религиозной почве, обманутый лжетеориями и лжедоктринами, угрожающими заменить собой поклонение Богу и Его священным законам, ослабленный безудержным крайним материализмом, разобщенный тлетворным влиянием морального и духовного упадка и погрязший в тенетах и раздоре экономической анархии, - такое зрелище предстает взору в результате потрясающих перемен в жизни планеты, произведенных этой революционизирующей силой, находящейся пока на начальной стадии своего развития.
Столь печальное и волнующее зрелище, как ни ошеломляет оно наблюдателя, незнакомого с наставлением Бахауллы и Его предсказаниями и обещаниями, не омрачая сердец Его последователей и не парализуя их усилий, лишь укрепляет в них Веру и возбуждает горячее желание явить и продемонстрировать на грандиозном поприще, обозначенном для них пером Абдул-Баха, способность сыграть свою роль в деле всемирного очищения, провозглашенного Бахауллой. Все рычаги административного механизма, который они так усердно созидали в течение нескольких лет, должны быть использованы во благо той цели, ради которой созданы. Храм - гордое воплощение столь редкого в мире духа с мопожертвования - должен играть подобную же роль и вносить свой вклад в просветительскую кампанию, которой предстоит охватить все Западное полушарие.
Возможности, открываемые потрясениями нашего века, при всех горестях, к которым эти потрясения приводят во всех странах, разочарование, которое они вызывают, негодование, которое они порождают, тяготы, которые они несут, отчаянные поиски, которые с ними связаны, должны послужить распространению во всех уголках земли знания о спасительной силе Веры Бахауллы и пополнению постоянно растущей армии Его последователей. Такая благоприятная возможность при столь редком стечении обстоятельств, возможно, никогда более не представится. Пришло время, пробила час, когда американские верующие, авангард воинства Величайшего из имен, при помощи организаций и каналов специально созданного Административного порядка должны громко заявить о своей способности и готовности спасти падшее, сурово наказанное поколение, восставшее против своего Бога, не внемля Его предостережениям и предложить этому поколению полную безопасность, обеспечить которую в состоянии лишь бастионы Веры.
Просветительская кампания, развернутая во всех штатах Североамериканской республики, в Канадском доминионе, приобретает поэтому значение и актуальность, которые невозможно переоценить; начавшаяся и обретшая направление благодаря высвободившейся по воле Абдул-Баха творческой энергии и быстро распространяющаяся по всему Западному полушарию посредством движущей силы, которую сама порождает, эта кампания должна, на мой взгляд, вестись в соответствии с определенными принципами, способствующими ее успешному осуществлению и достижению ее целей.
Участники просветительской кампании, и организаторы, и исполнители, которым непосредственно доверено выполнение ее задач, для успешного исполнения своих обязанностей должны сначала основательно ознакомиться с различными аспектами истории Веры и ее Учения, для этого необходимо самостоятельно работать с литературой Веры, проявляя сознательность и усердие, глубоко изучать ее, усваивать ее законы и принципы, задумываться над ее предостережениями, догматами и целями, заучивать наизусть некоторые из ее заклинаний и молитв, овладевать основами ее административного устройства и быть в курсе текущих дел и последних событий общинной жизни. Следует стремиться, пользуясь авторитетными и объективными источниками, к хорошему знанию истории и верований ислама - источника и предшественника Веры - и благоговейно и непредвзято подходить к изучению Корана, представляющего собой помимо священных писаний Откровений Баби и Бахаи - единственную Книгу, которую можно рассматривать как подлинное хранилище Слова Божия. Особое внимание следует уделять изучению институтов и обстоятельств, непосредственно связанных с истоками и зарождением Веры, с положением, на которое претендует ее Предтеча, и с законами, явленными ее Автором.
Усвоив суть предпосылок успеха на просветительском поприще, участники кампании должны всякий раз, планируя какую-либо конкретную миссию в Латинской Америке, стремиться по мере возможности овладеть языками, на которых говорит население этого региона, изучить обычаи, традиции и психологию этих народов. "Учителя, отправляющиеся в те края, - пишет Абдул-Баха, касаясь в одной из Скрижалей Божественного Плана республик Центральной Америки, - должны также быть знакомы с испанским языком". "Делегация, знающая языки этих народов - пишет Он в другой Скрижали, - должна обратить свой взор к трем великим группам островов Тихого Океана и объехать их все". "Учителя, направляющиеся в разные края, - утверждает Он далее, - должны знать язык страны, в которую едут. Например, человек, знающий японский, может поехать в Японию, говорящий на китайском - в Китай, и т к далее".
Ни один участник такой все американской кампании не должен считать, что инициатива в любом конкретном виде просветительской деятельности должна исходить исключительно от организаций, комитетов, специально предназначенных для помощи и содействия достижению этой важнейшей цели Семилетнего Плана, то есть Духовных Собраний. Осознанным долгом каждого американского верующего как истинного хранителя Божественного Плана Абдул-Баха является начало, содействие и укрепление - в пределах установленных Верой административных принципов - любой деятельности, которую он или она считают нужным проводить в целях осуществления Плана. Ни опасная международная обстановка, ни недостаток материальных ресурсов, интеллекта, знаний - хотя это желательно - не должны препятствовать будущему просветителю - первопроходцу подняться в одиночку и привести в движение силы, которые, как неоднократно уверял Абдул-Баха, если их высвободить, подобно магниту, привлекут обетованную и всесильную помощь Бахауллы. Пусть первопроходец не ждет никаких указаний или поощрения от избранных представителей своей общины, не пасует перед преградами, которые, возможно, воздвигнут на его пути родственники или сограждане, и не обращает внимания на хулу оппонентов или врагов своих. "Будь свободен, как ветер, - такой совет дает Бахаулла всем будущим учителям Дела Его, - выполняя Завет Того, Кто вызвал прихода Зари Божественного Наставления. Вспомни, как ветер, верный своему Божественному Назначению, дует во все концы Света, и населенные, и безлюдные. Но при виде опустошения он не испытывает ни удовольствия, ни сочувствия. Он веет во все стороны, как велитаему Создатель". "И когда он решает покинуть свой дом ради Дела Господа, - пишет Бахаулла в другом месте, упоминая такого учителя, - пусть возложит все надежды на Бога как на лучшую опору на пути своем и пусть облачится в одеяния добродетели... Если в нем зажглось пламя Его любви, если отринул он все мирское, произносимые им слова воспламенят сердца тех, кто услышит их".
Развивая собственную инициативу, не страшась никаких преград, которые друг или враг, неосознанно или намеренно может воздвигнуть на его пути, полный решимости откликнуться на призыв заняться просвещением, пусть просветитель серьезно обдумает все подходы, которые он мог бы использовать в личных усилиях заслужить внимание, поддержать интерес и углубить веру тех, кого он стремится привести в лоно своего вероисповедания. Пусть он изучит и оценит возможности, открываемые обстоятельствами его жизни, и разумно и систематически использует их для достижения преследуемой цели.
Пусть просветитель также обдумает возможность связи с клубами, участия в выставках, кружках, лекциях на темы, родственных учению и идеалам Дела (такие, как умеренность, нравственность, благоденствие в обществе, религиозная и нравственная терпимость, экономическое сотрудничество), сотрудничества с гуманитарными, благотворительными и просветительскими организациями и предприятиями, которые, с одной стороны, не затрагивают чистоту его Веры, с другой, открывают целый арсенал способов и средств, с помощью которых можно привлечь сочувствие, поддержку и, в конечном счете доверие тех, с кем он вступает в контакт. Пусть просветитель, вступая в такие контакты, не забывает требований, которые постоянно предъявляет к нему Вера, обязывая его сохранять свое достоинство и положение, выполнять во всей полноте ее законы и принципы, демонстрировать ее всеобъемлющий и универсальный характер и бесстрашно защищать ее многочисленные жизненно важные интересы. Пусть он учитывает заинтересованность своего слушателя и сам решает, какой прямой или косвенный метод преподавания приемлем и позволяет внушить ищущему жизненную важность Божественного Слова и убедить его примкнуть к тем, кто уже уяснил для себя его смысл. Пусть просветитель вспомнит пример Бахауллы и его постоянные увещевания проявлять к ищущему такую доброту и так полно демонстрировать в жизни дух учения, которое он хочет привить ему, чтобы обращаемый невольно почувствовал побуждение примкнуть к Делу, воплощающему такие принципы. Пусть он вначале не настаивает на таких законах и ритуалах, которые могли бы оказаться слишком суровыми для только что пробудившейся в нем Веры, и пусть стремится терпеливо и тактично, но в тоже время и решительно воспитывать его, пока тот не созреет полностью, и пусть поможет тому провозгласить свое безоговорочное принятие всего, что предписано Бахауллой. Пусть он, как только будет достигнут эта стадия, познакомит его со своими товарищами по вере и стремится с помощью неизменно товарищеских отношений и активного участия в делах своей местной общины дать тому возможность вносить свой вклад в выполнение ее задач, делая ее жизнь богаче в защиту ее интересов и в координацию ее деятельности с работой братских общин. Пусть он не успокаивается, пока не выработает у своего духовного чад такого стремления к совершенствованию, что тот, в свою очередь, направит свою энергию на пробуждение других душ и поддержание устоев и принципов, провозглашенных его недавно обретенной Верой.
Пусть каждый участник в начатой американскими бахаи кампании, охватывающей весь континент, и особенно те, кто пребывает первопроходцем на еще не охваченной Верой территории, всегда помнят о необходимости поддерживать постоянные тесные контакты с теми ответственными организациями, которые призваны руководить просветительской деятельностью в масштабах всей общины, координировать ее и способствовать ей. Это и комитет избранных национальных представителей и главный подчиненный ему орган, каковым является Национальный Комитет по просвещению, и вспомогательные органы, то есть региональные просветительские комитеты, поддерживая связь с которыми при помощи писем, циркуляров, отчетов, бюллетеней и других средств активисты распространения Веры Бахауллы обеспечивают эффективность и действенность просветительского аппарата Административного Порядка. Благодаря этой связи удастся избежать неразберихи, нерасторопности, дублирования и распыления энергии, и мощный поток милости Бахауллы, широко и беспрепятственно изливающийся по этим важным каналам, переполнит сердца и души людей, позволив собрать щедрую жатву, неоднократно предсказанную Бахауллой. На каждом участнике этой совместной акции, не имеющей примера в анналах американской общины Бахаи, лежит духовный долг превратить столь важную и обязательную для каждого просветительскую деятельность во всепоглощающую потребность. В своей повседневной деятельности и общении, в деловых и частных поездках, в отпуске и на отдыхе, при выполнении любых поручений - всегда и каждый носитель Слова Божия должен считать не только долгом, но и почетной обязанностью сеять семена Веры Его и испытывать удовлетворение, постоянно осознавая, что, какой бы ни была в данный момент реакция на это Слово и как бы ненадежно ни было средство, передающее его, сила Его Автора позволит этим семенам прорасти по воле и разумению Его и создаст условия, предвидеть которые никому не дано, для увеличения той жатвы, что будет собран трудами его последователей. Если распространитель Веры является членом какого-либо Духовного Совета, пусть она делает так, чтобы Духовное Собрание всякий раз уделяло время серьезному и молитвенному рассмотрению путей и способов расширения просветительской кампании или обеспечению всех доступных средств для ее проведения, активизации и консолидации. Если просветитель посещает летнюю школу, что настоятельно рекомендуется всем без исключения, пусть сочтет это желанной и ценной возможностью обогатить свои знания посредством лекций, дискуссий и работы с документами, посвященными основам Веры, чтобы с большей уверенностью и эффективностью нести обращаемым доверенное его заботам Слово. Пусть он также использует любую возможность побывать в других общинах, чтобы пробудить рвение к просветительской деятельности и продемонстрировать энтузиазм и пыл распространителей Его Дела и органическое единство его организаций.
Пусть каждый сознательный участник этого крестового похода, охватывающего все расы, все республики...классы и конфессии Западного полушария, поднимется и, если тому будут благоприятствовать обстоятельства, обратит свой пристальный взор на негров, индейцев, эскимосов и евреев и в конечном итоге добьется их безоговорочной приверженности.
Нет большей заслуги перед Делом Божиим в наши дни, чем успешная работа по расширению состава и разнообразия американской общины Бахаи путем вовлечения в ряды сторонников Веры представителей этих рас, чем смешение таких несхожих начал рода человеческого, гармонично вплетенных в канву всеобщего братств бахаи в процессе динамичной ассимиляции в рамках осененного Господом Административного Порядка, чтобы каждое из них вносило свой вклад в процветание и славу общинной жизни бахаи: воистину созерцание этого достижения должно согревать и радовать сердца всех бахаи. "Возьмите цветы в саду, - пишет Абдул-Баха, - хотя они разного сорта, разной окраски и формы, но, получающие влагу из одного источника, оживленные дыханием одного ветра и пьющие энергию одного солнца, цветы эти прекрасны, разнообразие делает их лишь красивее и привлекательнее: какое унылое зрелище открывалось бы нашему взору, если бы в этом саду все цветы, все цветущие деревья и кусты, их листва и плоды были одной формы и одного цвета! Многообразие оттенков и форм украшает, обогащает сад, делает его прекраснее. Нечто подобное произойдет, когда под воздействием одного начала объединится целый спектр интеллектов, темпераментов и характеров: миру явится и откроется во всем великолепии совершенство человека. Ничто, кроме неземного могущества Слова Божиего, что стоит за всем сущим и правит им, не в силах примирить и гармонизировать столь несхожие мысли, чувства, идеи и убеждения сынов человеческих". "Я надеюсь, - таково пожелание Бахауллы, - вы добьетесь того, что эта угнетенная рас (негры) станет славной и соединится с белой расой в искренном, верном, любовном и чистом служении роду человеческому". "Один из наиболее важных вопросов, - пишет Он далее, - влияющих на единство и солидарность человечества, - это братство и равенство белой и цветной рас". "Следует придавать большое значение, - пишет Абдул-Баха в скрижалях Божественного Плана, - индейцам, исконным жителям Америки. Ибо души эти можно сравнить с древними обитателями Аравийского полуострова, которые перед Откровением Мухаммада были подобны дикарям. Когда света Мухаммада воссиял среди них, они зажглись, озарив весь мир. Точно так же можно не сомневаться, что, если индейцы получат надлежащее наставление и руководство, они станут столь просветленными, что осветится весь мир". "Если это возможно, - писал также Абдул-Баха,- направьте своих проповедников в другие регионы Канады; пошлите также учителей в Гренландию и в края эскимосов". "Если будет Воля Божья, - пишет он далее в тех же Скрижалях, - зов Царства Божия донесется до ушей эскимосов... Если трудами вашими благоухание Божие распространится среди эскимосов, велики и обширны будут результаты этого". "Хвала Господу, - пишет Абдул-Баха, - за то, что все явленное израильтянам в Благословенных Скрижалях и написанное в письмах Абдул-Баха исполняется. Что-то уже воплотилось, остальное явится в будущем. Древняя Краса в своих Священных Скрижалях недвусмысленно сказал, что дни унижения израильтян прошли. Милость Его снизойдет на них, и народ этот будет с каждым днем совершенствоваться преодолеет многовековое забвение и деградацию.
Пусть занимающие административные должности в качестве членов Национальных Духовных собраний, либо Национальных региональных или местных комитетов по просвещению, никогда не забывают о жизненно важной и настоятельной необходимости в кратчайшие сроки создать в нескольких оставшихся штатах не охваченными просветительской деятельностью кампаний Североамериканской Республики, также в провинциях Канадского Доминиона хотя бы небольшие ячейки, обеспечение всеми доступными средствами и условиями для того, чтобы эти вновь образованные центры могли быстро и рационально превратиться в эффективные самостоятельные и авторитетные советы по закладке фундаментов и возведению бастионов Веры - задаче, конечно, трудоемкой, но неотложной и возвышенной: каждый член американской общины Бахаи должен с энтузиазмом оказывать постоянную неослабную поддержку распространению Веры, как бы мудры ни были меры, предлагаемые их избранным представителям, как бы разумны и практичны ни были формулируемые ими планы, эти меры и планы не дадут удовлетворительных результатов, если нужное количество первопроходцев не пойдут на необходимые жертвы и не вызовутся добровольно воплотить эти проекты в жизнь. Водрузить на веки вечные стяг Бахауллы на этих нетронутых просторах, возвести каркас Его Административного Порядка в тамошних городах и селах, и подготовить почву для его институтов в умах и сердцах жителей - вот, по моему твердому убеждению, первый и важнейший шаг на пути последовательных этапов, которые должна пройти просветительская кампания, начатая в рамках Семилетнего Плана. В то время, как украшение Машрик уль-Азкара в соответствии с этим Планом вступило в свою завершающую фазу, просветительская кампания находится в начальной стадии и далеко еще не достигла ни этих нетронутых территорий, ни Республик Южноамериканского континента. Необходимые для этого усилия колоссальны, условия, при которых создаются эти заведения начальной фазы, часто неблагоприятны и непривлекательны, активистов, способных решать такие задачи, немного, средства, которыми они могут распоряжаться, недостаточны. И тем не менее, как часто рука Бахауллы давала нам доказательства, что "если человек, совершенно один, поднимется во имя Баха и облачится в доспехи Его Любви, Всемогущий сделает Его победителем, пусть против него ополчатся все земные и небесные силы". Разве не написал он: "Именем Господа, кроме которого нет иного Бога! Кто поднимется ради торжества нашего Дела, того Бог сделает победителем, даже если тысячи врагов объединятся против него. И если его любовь ко Мне возрастет, Бог установит его превосходство над всеми силами земными и небесным". Вспомните дела предшествующих поколений, - пишет Абдул-Баха, - при жизни Иисуса Христа истинно верующих душ было мало, считанное количество, но небесное благословение лилось так обильно, что через несколько лет бесчисленные души вступили под сень Писания Бог сказал в Коране: "Одно зерно принесет семь колосьев, и в каждом колосе будет сто зерен". Другими словами, одно зерно превратится в семь сотен зерен, если Господь пожелает, Он удвоит это число. Нередко одна благословенная душа становилась направляющей силой нации. Не надо сомневаться в своих возможностях и способностях, надо обратить ныне свой взор на благоволение и милость Бога, создавшего море из капли и солнце из атом ". Пусть те, кто решится первым поднять флаг Дела на этих территориях, питают свои души вечной силой этих слов и, "облачившись в доспехи Его любви", любви, которая возрастает по мере того, как они будут упорно выполнять свою личную миссию, подвигнутся на то, чтобы украсить повествование об их деяниях самыми славными страницами, когда-либо написанными в духовной истории их страны. "Хотя, - пишет Абдул-Баха в Скрижалях Божественного Плана, - в большинстве штатов и городов США, Слава Господу, распространилось благоухание Его и бесчисленные души обращают свой взор и движутся к Царству Божию, в некоторых штатах, однако, Стяг Единства еще не поднят на должную высоту, тайны святых книг, таких как Библия, Евангелие и Коран, остаются непознанными. Общими усилиями друзей в этих штатах стяг Единства должен быть непременно водружена и Божественное Учение должно распространяться, чтобы эти штаты получили свою долю небесных милостей и свою долю Величайшего наставления". "Будущее Канадского Доминиона, - утверждает Он в другой Скрижали Божественного Плана, - величественно, события, связанные с ним, бесконечно достославны. Око любви и доброты Божией обратиться к Канаде, и это станет проявлением милости Всеславного". "И вновь говорю вам, - подтверждает он в той же Скрижали, - что будущее Канады, и материальное, и духовное впечатляюще."

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook