22.     Высшее Существо речет: "О дети человеческие! Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между человеками".
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 134)

23.     Воистину вступают они в брак, повинуясь воле Твоей. Соделай же так, дабы свидетельствовали они о согласии и единстве до конца времен. Воистину, Ты Всесилен, Всеприсущ и Всемогущ!
            (Абдул-Баха. Baha'i Prayers (US 1982), p. 107)

24.     От разобщения проистекает всякий ущерб и печаль, но при союзе всего сущего в творении исход всегда самый благоприятный. Соединение в пары даже самых малых частиц в сем мире бытия есть проявление милости и щедрости Господа; и чем выше ступень развития, тем важнее этот союз. "Славен будь Тот, Кто сотворил все парами - и дары земные, и самих людей, и вещи, что не дано им познать". А превыше всех прочих союзов - союз людей, особенно, если осуществлен он в любви к Господу. Так явлено будет изначальное согласие; так закладывается основа духовной любви.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 87, с. 106-107)

25.     Для большинства людей супружество - это узы физические, и таковой союз может быть лишь временным, ибо физическое обречено на гибель на исходе дней.
        Однако для людей Баха супружество должно быть союзом как телесным, так и духовным, ибо оба супруга вкусили блаженства от одного вина, оба они очарованы одним несравненным Ликом, жизнь и побуждения обоих исполнены одного духа, оба озарены одной славой. Связь между ними есть связь духовная, а потому узы сии пребудут вечно. Суждено им также насладиться сильной и прочной взаимной привязанностью и в мире телесного, ибо, если в основе супружества лежат и дух, и плоть, таковой союз истинен и потому непреходящ. Если же привязанность только физическая и не более того, она, несомненно, будет лишь временной, и неумолимым концом такого союза будет отдаление.
        Поэтому, когда люди Баха решают сочетаться браком, этот союз должен стать истинным родством, их духовным и физическим единением, дабы он был нерасторжим на всех жизненных этапах и во всех мирах Божиих; сие подлинное единение есть отражение любви Господа.
        Точно так же, когда люди приходят к истинной вере, они обретают духовное родство и проявляют в отношении друг друга такую доброту и чуткость, которые от мира иного. Они окрыляются от глотка Божественной любви, и сей союз, сия связь пребудут вечно. Те души, что отрешатся от себя, освободятся от пороков человеческих и избавятся от бремени земных страстей, воистину, озарятся блеском Божественного единения и достигнут подлинного союза в том мире, где не властна смерть.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 84, с. 105-106)

26.     По поводу твоего вопроса о муже и жене, их привязанности друг к другу и о детях, что посланы им Богом. Знай же, истинный муж тот, кто всей душой устремлен к Господу, кого пробудил зов Красоты Всеславного и кто в многолюдных собраниях возглашает стихи Единства; жена - эта та душа, что преисполнена желанием обрести совершенства и имена Божии и взыскует их; и связь между ними есть не что иное, как Слово Божие. Воистину, собирает оно людей во множестве и объединяет тех, кто далек друг от друга. Так и муж и жена вступают в родственный союз и соединяются в согласии и гармонии, словно одно существо. Их единение, товарищество и любовь приносят добрые плоды, в мире материальном и духовном. Духовное проявление сего есть притяжение небесных даров. Материальное выражение - дети, рожденные в колыбели любви Божией, вскормленные у груди познания Бога, взращенные в лоне дара Божия и взлелеянные в учении Божием. О таких детях сказал Христос: "Воистину, их будет Царствие небесное!"
            (Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

27.     Воистину, любезны Господу союз и согласие и ненавистны разобщение и развод.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 70)

28.     Таков должен быть теперь образ жизни и поведения друзей в Америке. Им следует всеми силами стремиться избегать развода, если только не встанет между ними нечто, что заставит их расстаться в силу отвращения друг к другу, и только в этом случае и с ведома Духовного Собрания они могут принять решение жить отдельно; но им придется набраться терпения и ждать целый год. Если в течение этого года не будет восстановлено согласие между ними, то может быть осуществлен развод. Недопустимо, чтобы из-за небольших трений между супругами или взаимного неудовольствия муж стал подумывать о союзе с другой женщиной, или, упаси Господи, у жены возникли мысли о новом муже. Это противоречит небесным установлениям и несовместимо с истинным целомудрием. Друзьям Господа следует жить и поступать так, чтобы это вызывало удивление окружающих. Любовь между мужем и женой не должна быть чисто физической, напротив - она должна быть духовной и неземной. В этих двух людях нужно видеть единое целое. Поистине трудно разделить на части душу человека! Но еще труднее разделить двоих.
        Одним словом, в основе построения Царствия Божия лежат согласие и любовь, единение, родство и союз, а не разлад, особенно между мужем и женой.  Того, кто станет причиной развода, постигнут суровые испытания, он познает тяжелые страдания и, в конце концов, придет к глубокому раскаянию.
            (Абдул-Баха. Цит. по сборнику от 18 января 1980 года, разосланному Всемирным Домом
            Справедливости Национальным Духовным Собраниям)

29.     Нужно признать, что ситуация, в которой Вы оказались, непроста и требует деликатного подхода, однако не менее серьезна и велика накладываемая этим ответственность, каковую Вы, как преданный и стойкий приверженец Веры, должны будете сознательно принять на себя в полной мере. Хранителю Веры известны во всех подробностях обстоятельства Вашего дела. Но как бы глубоко он Вам ни сочувствовал, понимая всю драматичность ситуации, в которой Вы, к сожалению, оказались, он не может дать согласия - в свете категорических предписаний, содержащихся в Учении - на Вашу просьбу заключить второй брак, когда Ваша первая жена жива и соединена с Вами священными узами супружества. Точно так же он не может и не возражать против Вашего развода с ней или поддерживать Вас в этом намерении, если единственным основанием для развода является Ваше желание получить разрешение на новый брак.
        Ибо в Учении Бахаи не только запрещается двоеженство, но и сам развод, хоть и допускается, рассматривается как предосудительное деяние и прибегать к нему разрешается лишь в исключительных случаях, когда речь идет о чем-то серьезном; при этом не принимаются в качестве веских такие доводы, как наличие или отсутствие физического влечения, сексуальной совместимости и гармонии. Институт брака, как он определен Бахауллой - хотя в нем и отдается должное физической стороне супружеского союза - предполагает приоритет моральных и духовных ценностей и основ, которыми его наделило мудрое и любящее Провидение. Лишь при наличии должной иерархии ценностей и только на основе подчинения физического - моральному и телесного - духовному можно избежать тех прискорбных излишеств и распущенности, свидетелем которых является наш развращенный век, восстановить изначальную чистоту семейной жизни ради того, чтобы исполнилось ее истинное предназначение, установленное Господом.
        Хранитель будет горячо молиться, дабы Вы, вдохновляясь и руководствуясь наставлением свыше и уповая на неизменную помощь и поддержку Бахауллы, смогли бы уладить, ко благу всех, ваши отношения с близкими и прийти таким образом к единственно правильному решению этой действительно непростой проблемы в Вашей жизни.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 8 мая 1939 года, написанного от его имени одному из верующих, который, женившись в первый раз из сострадания, затем захотел получить разрешение жениться на женщине, которую он полюбил; при этом он уверял, что его первая жена не возражает против его второго брака)

30.     Относительно развода Хранитель Веры утверждает, что он не поощряется, а, напротив, осуждается, ибо сие противоречит воле Божией. Собранию следует ознакомить друзей со всем, что написано по этому вопросу Пером Абдул-Баха, дабы они в полной мере осознали это. Условием развода является согласие и разрешение Духовного Собрания. В подобных вопросах члены Собрания должны независимо друг от друга тщательно изучить и проанализировать каждый случай. Если будут выявлены действительно веские основания для развода и сделан вывод о том, что примирение сторон не может быть достигнуто, ибо взаимная неприязнь чрезмерно сильна и преодолеть ее невозможно, только тогда Собрание может разрешить развод.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 7 июля 1938 года Национальному Духовному Собранию Ирана)

31.     В отношении Вашего вопроса Шоги Эффенди просил меня дать следующее разъяснение: он считает, что верующие не могут ни при каких обстоятельствах ссылаться на Дело или служение ему как на повод для расторжения брака; Бахаулла, как нам известно, строго осуждал развод: оправданием развода могут служить лишь чрезвычайно веские причины.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 7 апреля 1947 года, написанного от его имени одному из верующих)

32.     При любых обстоятельствах бахаи следует предпринимать все возможное для сохранения семьи, потому что в Учении развод строго осуждается, тогда как согласие, единение и любовь превозносятся как высочайший идеал человеческих взаимоотношений. К бахаи это требование предъявляется всегда - независимо от того, несут ли они служение в качестве пионеров или нет.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 9 ноября 1956 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Центральной Америки)

33.     Он просил меня передать Вам, как он безмерно скорбит о том, что печаль вошла в Вашу жизнь, и не имеет, в целом, возражений против изложенного Вами относительно развода.
        Представляется, что верующие в Америке, надеясь, вероятно, под неосознанным влиянием принятых в стране чрезвычайно свободных нравов, а также легкомысленного отношения к браку, которое, видимо, становится преобладающим, не воспринимают брак достаточно серьезно и, похоже, упускают из виду тот факт, что, хоть Бахаулла и разрешает развод, Он допускает его лишь как крайнюю меру и сурово осуждает его.
        При разводе нельзя не думать и о детях, ибо наличие детей, несомненно, налагает еще большую тяжесть моральной ответственности на мужа и жену, решившихся на подобный шаг. При таких обстоятельствах развод касается не только их самих, их отношений и чувств, но и определяет будущее детей, и то, как они сами будут относиться к браку.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 19 декабря 1947 года, написанного от его имени одному из верующих)

34.     Верующие должны всеми силами стремиться избежать развода и идти на него лишь при чрезвычайных и исключительных обстоятельствах. Распущенность современного общества и его отношение к священной сути брака являются преступными, и верующим надлежит всячески противостоять этой тенденции.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 января 1948 года, написанного от его имени одному из верующих)

35.     Он был неприятно удивлен, узнав о том, что Вы собираетесь расстаться с мужем. Вам, несомненно, известно, что узы брака названы Бахауллой священными; так что развод для бахаи может быть разрешен лишь в исключительных случаях, когда ситуация действительно невыносима.
        Хранитель Веры не утверждает, что Вы не можете развестись с мужем, однако он призывает Вас поразмышлять, с молитвой на устах, - и не только потому, что Вы человек верующий и стремитесь повиноваться законам Божиим, но и ради счастья Ваших детей, - о возможности подняться над тем, что до сих пор мешало Вам в браке, дабы Вы с мужем могли совместными усилиями преодолеть это.
        Нам часто кажется, что знаем путь к счастью, и все же, если приходится платить за него слишком дорогую цену, мы приходим к тому, что на самом деле не приобрели  свободу и счастье, а вновь потерпели крах и разочарование.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 апреля 1951 года, написанного от его имени одному из верующих)

36.     Он выразил глубокое сожаление, узнав о том, что Ваша жизнь с мужем по-прежнему так безрадостна. Когда у супругов не складываются отношения, это всегда привносит в нашу жизнь печаль, однако Хранитель считает, что если у Вас с мужем дело дошло до развода, Вам следует подумать о будущем Ваших детей, о том, как этот решительный шаг, предпринятый Вами, отразится на их будущем и на их счастье.
        Если Вы считаете, что Вам нужно посоветоваться, он предлагает Вам обратиться в Местное Духовное Собрание: Ваши собратья, несомненно, постараются сделать все возможное, чтобы помочь Вам и дать добрый совет во благо Ваших интересов и интересов Дела.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 16 ноября 1945 года, написанного от его имени одному из верующих)

37.     В книге «Акдас» отмечается, что брак - это самые священные и тесные узы, и бахаи должны понимать, что развод - это крайнее средство, которого, по возможности, следует избегать любой ценой и ни в коем случае не идти на него с легкостью.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 17 октября 1944 года, написанного от его имени одному из верующих)

38.     Сочетайтесь законным браком, дабы другие могли восстать и последовать за Вами. Воистину, мы запрещаем Вам разврат, и предписываем то, что поможет сохранить верность.
            (Бахаулла. Epistle to the Son of the Wolf, p. 49)

39.     Сочетайтесь браком, о люди, дабы мог произойти от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих; это одна из Моих заповедей вам; блюдите ее, и да будет она в помощь вам.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 63)

40.     Посему, соедини в небесах милосердия Твоего двух птиц сих из гнезда благоволения Твоего, дабы исполниться им неизменной благодати: дабы волна доброты восстала из единения сих двух морей любви и вынесла на брег жизни жемчуга чистоты и благости.
            (Абдул-Баха. Baha'i Prayers (US 1982), p. 106)

41.     Бахаулла призывал всех людей вступать в брак, ибо такой образ жизни является естественным и правильным. Однако особо подчеркивал Он духовную суть брака, которая, ни в коей мере не противореча нормальным физическим проявлениям жизни, составляет самое главное в супружестве. Для людей гораздо важнее то, что они проживут свою жизнь в любви и согласии, а не то, что они будут сгорать от страсти друг к другу. Первое - это великая, мощная твердыня, в которой можно укрыться в час испытаний; второе преходяще и может в любой момент угаснуть.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 20 января 1943 года, написанного от его имени одному из верующих)

42.     Учение Бахаи не отрицает значимость полового влечения, но осуждает его предосудительные или выходящие за рамки закона проявления, такие, как свободная любовь, групповой брак и другие, утверждая, что все они приносят несомненный вред человеку и человеком обществу. Разумное следование половому инстинкту является естественным правом каждого человека, и именно с этой целью основан институт брака. Бахаи не за подавление полового влечения, а за то, чтобы человек умел управлять им и подчинять его себе.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 5 сентября 1938 года, написанного от его имени одному из верующих)

43.     В свете Учения не составляет труда определить отношение к поднимаемой Вами проблеме - какое место может занимать в жизни человека сильное любовное влечение, но не к мужу или жене, а к кому-то другому, встретившемуся нам в жизни. Целомудрие означает сдержанность и незапятнанность в половой жизни как до, так и после заключения брака - совершенную чистоту до брака, а в браке - неизменную верность выбранному спутнику жизни. Верность должна быть не только физической - она должна проявляться во всем: в мыслях, словах и делах.
        Сегодня в мире, вследствие утраты ценностей духовных, придается, помимо прочего, преувеличенное значение физической стороне любви. Верующим следует как можно глубже осознать это и подняться над уровнем окружающих людей, которые - это характерно для всех периодов упадка в истории - уделяют слишком большое внимание чисто физическим отношениям между полами. Ведя нормальную, законную супружескую жизнь, верующие должны строить свои отношения с другими людьми на основе товарищества и приязни, ибо эти основы непреходящи и в них заключается духовная, а не физическая суть жизни человека. Это одна из многих сфер жизни, где бахаи должны быть примером, показывая, как подобает жить по истине, когда душа человека возвышена, а тело - лишь опора для его просветленного духа. Это, безусловно, не мешает тому, чтобы иметь совершенно нормальную половую жизнь в законном браке.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 28 сентября 1941 года, написанного от его имени одному из верующих)

44.     О слуги Мои! Когда бы узнали вы, какими чудесами щедрости и благости Своей хочу Я наделить ваши души, вы и вправду избавились бы от привязанности ко всякому сотворению и обрели бы подлинное знание самих себя - знание, равное постижению Моего Существа. Вы стали бы свободны от всего, помимо Меня, и узрели бы внутренним и внешним оком так же явственно, как явно откровение Моего лучезарного Имени, моря Моей кроткой любви и благоволения, движущиеся внутри вас.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 197)

45.     Далеко, сколь далеко от Твоей славы все, что может смертный утверждать о Тебе или приписывать Тебе, или та хвала, коей может он восславлять Тебя! Всякая обязанность, определенная Тобой для слуг Твоих, что велит им без конца превозносить величие Твое и славу, есть лишь знамение Твоей милости к ним, дабы обрели они положение, подобающее их внутренней сути, положение, в коем познают они самих себя.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 13)

46.     Человеку надлежит познать самого себя, дабы понять, что ведет к возвышению или низости, к славе или унижению, к богатству или бедности.
            (Бахаулла. Tablets of Baha'u'llah revealed after the Kitab-i-Aqdas, p. 35)

47.     О сын Духа! Я создал тебя богатым, отчего же ты ввергаешься в нищету? Я сотворил тебя достойным, зачем же ты унижаешься? Из сути знания произвел Я тебя, что же ты ищешь знания помимо Моего? Из глины любви слепил Я тебя, как же ты занят другим? Обрати свой взор на себя - да узришь, как Я пребываю в тебе, Могучий, Всемогущий, Сущий.
            (Бахаулла. Сокровенные Слова, № 13 с арабского)

48.     Освободитесь от всякой привязанности к миру сему и его суете. Бойтесь приблизиться к ним, ибо они побуждают вас идти по пути страстей и корыстных желаний и уводят от прямой и славной Стези.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 168)

49.     О сын бытия! Отчитывайся пред собой ежедневно, прежде чем у тебя потребуют отчета, ибо смерть придет к тебе внезапно и счет будет предъявлен тебе по делам твоим.
            (Бахаулла. Сокровенные Слова, № 31 с арабского)

50.     О сын Мой! Общение с нечестивыми умножает скорби, а дружество с праведным очищает сердце от ржавчины. Ищущий приобщения к Богу, да войдет в сообщество возлюбленных Его, и желающий внимать слову Божию да обратит слух к речам избранников Его.
            (Бахаулла. Сокровенные Слова, № 56 с персидского)

51.     Совет дарует большую осведомленность и делает предположение уверенностью. Это свет осиянный, что во мраке мира путь указует и направляет. Для всего есть и пребудет состояние совершенства и полного развития. Овладение даром понимания проявляется через совет.
            (Бахаулла. Цит. по: Совет Бахаи, № 3)

52.     Так держи речь по справедливости. Не пытайся представить в неверном свете то, о чем говоришь.
            (Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

53.     Что касается заключения брака по Закону Божию: сначала ты должен выбрать того, кто тебе по сердцу, а затем испросить согласия отца и матери. До того, как выбор сделан, родители не имеют права вмешиваться.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 85, с. 106)

54.     Любовь, связующая сердца верующих, вызвана к жизни возвышенным стремлением к духовному единению. К такой любви приходят через познание Бога, благодаря которому люди находят в их сердцах отражение Божественной Любви. Каждый видит в душе ближнего отблеск Красоты Господа, и, прозревая в этом сходство свое друг с другом, люди испытывают притяжение взаимной любви. Такая любовь делает всех людей подобными волнам одного моря,  звездам одних небес и плодам одного древа. Такая любовь приносит совершенное согласие, становится основой истинного единения.
        Иногда же друзей связывает любовь, которая не есть любовь истинная, ибо она подвержена переменам; сие не более чем плод воображения. Взгляни на тонкие деревца, гнущиеся под порывами ветра. Если ветер дует с востока, деревце клонится к западу, стоит ему подуть с запада, оно склонится к востоку. Такого рода любовь вызвана случайными жизненными обстоятельствами. Это не любовь, а просто влечение, и она непостоянна.
        Сегодня вы думаете, что эти двое связаны тесной дружбой, завтра же все может измениться. Вчера они были готовы отдать жизнь за другого, а сегодня избегают друг друга! Это не любовь; это случается, когда сердца поддаются влиянию жизненных обстоятельств. Когда исчезает то, что вызвало эту "любовь", проходит и сама любовь; в действительности же все это не есть любовь.
            (Абдул-Баха. Парижские беседы, с 4 января 1913 г.)

55.     О сын Царствия! Если в человеке живет любовь к Богу, что бы он ни предпринял, все принесет пользу, но если деяние совершается без любви к Богу, оно пойдет во вред и станет причиной отдаления от Господа Царствия. С любовью же к Господу всякая горечь оборачивается сладостью и всякий дар становится драгоценным. Так, звук нежного голоса вдохнет жизнь в плененное им сердце, но тот же голос пробудит похоть в душах, что охвачены страстью и желанием.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 154, с. 160)

56.     Трудно добиться того, чтобы человек, достигший зрелости, изменил свой характер. Опыт показывает - как бы ни старались мы сгладить ту или иную черту в характере взрослого человека, мы ничего не достигнем. Может быть, сегодня что-то в нем изменится к лучшему, но пройдет несколько дней - и все вернется на круги своя, и он вновь возвратится к своим привычкам и обычаям.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 111, с. 122)

57.     Тебе же надлежит во всем подчиняться Господу и полагаться на Него во всяком положении, и Он дарует тебе то, от чего зависит твое благоденствие. Воистину, милосерден Он и полон сострадания! Ибо несть числа обстоятельствам, что были сопряжены с трудностями, а затем пошли на лад, и несть числа препятствиям, что были преодолены с соизволения Господа.
            (Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

58.     Если будет сие возможно, объедините в одном Собрании эти две расы - черную и белую - и вдохните в их сердца такую любовь, чтобы они не только обрели согласие, но и вступили бы в брачные союзы между собой. Нет сомнения, что тогда прекратятся разногласия и споры между черными и белыми.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Baha'i World Faith, p. 359)

59.     Мы должны достичь такого уровня духовности, когда Бог станет для нас превыше всего и даже сильнейшие страсти человеческие не в силах будут отвратить нас от Него. Мы постоянно встречаем людей, обуреваемых либо ненавистью, либо страстной любовью к другому человеку, которые в силу этого жертвуют принципами и отдаляют себя от Стези Божией...
        Мы должны возлюбить Господа, и тогда станет возможной любовь ко всем людям без исключения. Мы не в состоянии любить всякого человека ради него самого, но наше отношение к человечеству должно вдохновляться любовью к Отцу небесному, Который сотворил всех нас.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 4 октября 1950 года, написанного от его имени одному из верующих)

60.     Ваше утверждение о том, что принцип единства рода человеческого не позволяет истинному бахаи усматривать в расовых различиях препятствия к заключению союза, полностью соответствует положениям Учения. Ибо и Бахаулла, и Абдул-Баха никогда не отвергали идею межрасовых браков и не отговаривали от них верующих. Учение Бахаи по самой своей сути выше всех ограничений, вытекающих из принадлежности к той или иной расе, и в силу этого его никоим образом нельзя отождествлять с каким бы то ни было мировоззрением расистского толка.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 27 января 1935 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады, "Бахаи Ньюс", ь 90, март 1935 года)

61.     Вера и характер человека - не одно и то же; зачастую бывает довольно сложно принять это и смириться, однако факт остается фактом: человек может веровать в истинность Дела и относиться к нему с трепетной любовью - вплоть до того, что он может быть готов отдать за него жизнь - и в то же время обладать дурным нравом или такими чертами, которые идут вразрез с Учением. Мы должны прилагать все силы к тому, чтобы изменяться к лучшему, дабы сила Божия обновила нас и стали мы истинными бахаи как по убеждениям, так и в делах. Иногда, правда, этот процесс идет очень медленно, а иногда этого вообще не происходит в силу того, что человек не прикладывает достаточно усилий. Однако в этом заключена причина наших страданий и это является испытанием для нас.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 17 октября 1944 года, написанного от его имени одному из верующих)

62.     Мужчине и женщине следует изучить характер друг друга и подождать некоторое время, дабы составить представление друг о друге до принятия решения о браке; мотивом же вступления в брак должно быть взаимное желание соединиться вечными узами.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 2 ноября 1982 года одному из верующих)

63.     Воистину, Мы положили в Книге Своей прекрасную и щедрую награду для всякого, кто отвратится от порока и начнет чистую и праведную жизнь. Подлинно, Он - Воздающий по праву, Благодетельный.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 77)

64.     К Тебе взываю, о Устроитель народов и Царь вечности, убереги служительниц Твоих в скинии целомудрия Твоего и избави их от тех деяний, что недостойны дней Твоих.
            (Бахаулла. Prayers and Meditations, p. 231)

65.     Самыми великолепными украшениями служанок Господа были и остаются чистота и целомудрие. Господь Мне свидетель! Яркий светоч целомудрия озаряет лучами своими миры духа, и благоухание его достигает Наивозвышенного Рая. Воистину, Господь явил целомудрие, дабы венчать им главы Служительниц Своих. Во веки веков благословенна та из них, что достигла сего состояния величия.
            (Бахаулла. Цит. по: The Advent of Divine Justice, p. 32)

66.     Скажи: Не будет назван среди людей Баха тот, кто следует мирским вожделениям или устремляется сердцем своим к земным вещам. ... А если ему встретится самая восхитительная и прекрасная из женщин, он не ощутит в сердце своем и тени вожделения к ее красоте. Несомненно, такой муж есть создание незапятнанной чистоты. Так учит вас Перо Предвечного по заповеданному Господом вашим Всемогущим, Благодетельным.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 78)

67.     Поскольку телесная оболочка сия есть престол храма сокрытого, все, происходящее с первым, передается последнему. На деле восторг от радости или печаль от боли испытывает сокрытый храм тела, а не само тело. Раз телесный покров есть престол, на коем зиждется храм сокрытый, то и предписано Господом сохранять тело по возможности, дабы не испытывать того, что вызывает отвращение.
            (Баб: Избранное, c. 24-25)

68.     Целомудренная и святая жизнь, подразумевающая скромность, незапятнанность, сдержанность, порядочность, чистоту помыслов, связана с умеренностью во всем, что касается одежды, речи, развлечений, а также всех занятий литературой и искусством. Она требует ежедневного строгого обуздания плотских желаний и дурных наклонностей. Она заставляет отказаться от легкомысленного поведения, чрезмерной приверженности удовольствиям, избитым и поверхностным. Она предполагает абсолютное воздержание от любых алкогольных напитков, отказ от опиума и других наркотиков подобного рода, употребление которых быстро переходит в привычку. Для тех, кто ведет такую жизнь, неприемлемы профанация принципов в литературе и искусстве, практика нудизма и групповых браков, супружеская неверность, а также неразборчивость в отношениях, легкость сближения и половые извращения. Она не допускает соглашательства с теориями, следования стереотипам, привычкам и излишествам века упадка. Напротив, такая жизнь должна доказывать, через мощное воздействие личного примера, пагубность подобных теорий, ложность подобных стереотипов, необоснованность подобных претензий, извращенность подобных привычек и святотатственную природу подобных излишеств.
            (Шоги Эффенди. The Advent of Divine Justice, p. 30)

69.     Относительно Вашего вопроса о том, существуют ли законные формы проявления полового инстинкта вне брака: согласно Учению Бахаи никакая половая связь не может считаться законной, если она имеет место между теми, кто не состоит в освященном законом браке. Вне брака не может быть законного и здорового проявления полового влечения. В юношах и девушках бахаи следует, с одной стороны, воспитывать умение сдерживать себя, которое, став привычкой, несомненно, окажет благотворное воздействие на становление характера и личности в целом; с другой стороны, им нужно советовать, нет, даже побуждать их вступать в брак молодыми, когда они находятся в полном расцвете физических сил. Безусловно, материальные затруднения зачастую становятся серьезным препятствием для ранних браков, однако в большинстве случаев это не более чем предлог, и потому на них не следует заострять внимание.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 13 декабря 1940 года одному из верующих)

70.     В Книге Байан(1) установлено, что брак зависит от согласия обеих сторон. Желая видеть любовь, единение и согласие между слугами Нашими, Мы поставили условием его, после того, как желание сей пары объявлено, разрешение их родителей, дабы избежать вражды и неприязни между ними.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 64)

71.     Брак обусловлен согласием обеих сторон и их родителей, независимо от того, девственница невеста или нет.
            (Краткое и систематизированное изложение Законов и Предписаний Китаб-и-Акдас)

72.     У Бахауллы ясно сказано, что для заключения брака Бахаи необходимо согласие всех здравствующих родителей. Это требование сохраняет силу вне зависимости от того, бахаи родители или нет, живут вместе или много лет находятся в разводе. Этот великий закон положен Им ради укрепления живой ткани общества и более тесного переплетения связей внутри семьи, дабы жило в сердцах детей чувство благодарности и уважения к тем, кто дал им жизнь и отправил их души в бесконечное странствие на пути к Творцу. Мы, бахаи, должны ясно сознавать, что в современном обществе имеет место прямо противоположная тенденция: молодые люди обращают все меньше внимания на пожелания своих родителей, право на развод считается естественным, и его добиваются под самыми неубедительными, недопустимыми и недостойными предлогами. Родители, состоящие в разводе, особенно те из них, на чьем попечении находятся дети, весьма склонны умалить роль бывшего супруга, хотя на деле он несет всю полноту родительской ответственности за детей. Твердо придерживаясь законов и учения своей Веры, бахаи должны противостоять этим губительным силам, которые так стремительно разрушают и домашний очаг, и красоту отношений внутри семьи, и подрывают нравственные основы общества.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 25 октября 1947 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Соединенных Штатов)

73.     Законность брака Бахаи зависит от полного и свободного согласия всех четверых родителей. Свобода пользования этим правом не ограничивается никакими условиями. Родители вправе не дать своего согласия на любом основании и несут ответственность за свое решение лишь перед Богом.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 19 марта 1938 года, написанного от его имени одному из верующих)

74.     Конечно же, достойны сожаления случаи, когда взгляды родителей и детей на некоторые серьезнейшие жизненные вопросы, такие, например, как брак, расходятся, однако лучше всего не пренебрегать мнением друг друга и не обсуждать их в накаленной обстановке, а попытаться уладить все мирно.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 29 мая 1929 года, написанного от его имени одному из верующих)

75.     Вижу, что я не уделил внимания Вашему вопросу относительно согласия ... на брак ее дочери: оно необходимо, ибо без него брак не может быть заключен по закону Бахаи. Этого требует Бахаулла; Он, однако, ничего не говорит о том, могут родители изменить свое решение или нет. Поэтому они вольны так поступать. Когда же письменное согласие дано и брак состоялся, родители более не имеют права вмешиваться.
            (Шоги Эффенди. Послания в Канаду)

76.     Из письма г-на ... у нас сложилось впечатление, что он считает закон, по которому требуется согласие родителей на заключение брака, чисто административным установлением и не осознает того, что это закон огромной важности, затрагивающий самые основы человеческого общества. Более того, у него, похоже, отсутствует понимание того, что в Вере Бахаи духовные и административные вопросы взаимно дополняют друг друга, а социальные предписания так же обязательны, как и духовные законы.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 4 декабря 1964 года Национальному Духовному Собранию Северо-Восточной Азии)

77.     Положение Бахауллы о том, что для брака необходимо получить согласие всех здравствующих родителей, поистине налагает серьезнейшую ответственность на каждого из них. Если родители - бахаи, то, отказывая в согласии или давая его, они должны иметь веские на то основания. Им не снять с себя ответственности за свое решение, если они просто уступят желанию своего сына или дочери; не должны они колебаться и из-за предрассудков; бахаи они или нет, их решение является непреложным, независимо от того, какими доводами они обосновывают его. Дети должны осознать и принять то, что выражение согласия или несогласия - долг каждого родителя. Они должны искренне уважать тех, кто дал им жизнь, и всегда стремиться снискать их благорасположение.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 1 февраля 1968 года Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов)

78.     В любом случае согласие родителей должно быть получено до заключения брака. Бывает и так, что следование законам Бахауллы сопряжено с трудностями. Став бахаи, люди должны быть готовы к тому, что вера их подвергнется испытаниям, а поскольку наше понимание многих вещей ограничено, испытания иногда могут казаться невыносимыми. Однако, как нам хорошо известно, Сам Бахаулла заверил приверженцев Своей Веры, что они никогда не будут подвергнуты таким испытаниям, которые будут им не по силам.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 29 января 1970 года Национальному Духовному Собранию Гавайских островов)

79.     По закону Бахаи от приемных родителей или родственников, заменяющих родителей, не требуется согласия на брак детей, которых они воспитывают; но если дети пожелают получить от них разрешение на брак, против этого не может быть никаких возражений.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 9 апреля 1970 года Национальному Духовному
            Собранию Италии)

80.     Если бахаи не могут сочетаться браком из-за несогласия одного или нескольких родителей, они имеют право обратиться в свое Местное Духовное Собрание, где им должны помочь советом, как поступить, чтобы изменить отношение к их браку того или иного родителя. Столкнувшись с подобной проблемой, верующим следует всецело положиться на Бахауллу, посвятить больше времени служению Вере, ее распространению и укреплению, твердо следовать Его заповедям чистоты и целомудрия, веруя, что Он проложит путь, устранит препятствия или возвестит о воле Своей.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 9 сентября 1969 года одному из верующих)

81.     Размышляя о том, какое воздействие оказывает на жизнь каждого человека послушание законам, следует помнить, что целью земной жизни является подготовка души к жизни будущей. Живя здесь, человек должен научиться смирять себя и подчинять своей воле животные инстинкты, не быть их рабом. Жизнь в этом мире - череда испытаний и достижений, падений и подъемов к новым высотам духа. Зачастую путь этот бывает сложным, однако мы вновь и вновь убеждаемся, что тот, кто неумолимо следует закону Бахауллы, каким бы суровым этот закон ни казался, постоянно духовно растет, тогда как тот, кто нарушил этот закон в погоне за личным счастьем, казавшимся столь близким, осознает, что он гнался за призраком: счастье, к которому он стремился, не достигнуто, его духовный рост замедлился, а в жизни появились еще большие проблемы.
        Вот вам весьма наглядный пример: по закону Бахаи необходимо согласие родителей на брак. В наши дни довольно часто родители, не исповедующие Веру Бахаи, отказываются дать такое согласие вследствие предубежденности или расовых предрассудков: однако мы вновь и вновь становимся свидетелями того, какое глубокое впечатление оказывает на таких родителей стойкая приверженность их детей закону Бахаи. Бывает так, что в конце концов дети не только получают согласие, но и видят изменения в характере родителей, и тогда узы, соединяющие детей и родителей, в значительной степени укрепляются.
        Таким образом, подчиняясь закону Бахаи вопреки трудностям, мы не только духовно укрепляемся сами, но и оказываем влияние на тех, кто окружает нас.
            (Всемирный Дом Справедливости. Послания из Всемирного Дома Справедливости, 1967-1973)

82.     Что касается вопроса о браке и о времени между помолвкой и бракосочетанием, то в Книге Божией это изложено со всей определенностью и не может вызывать различных толкований. В прошлом, когда между помолвкой и бракосочетанием проходил значительный период времени, возникали серьезные трудности и проблемы. Теперь же, когда между мужчиной и женщиной имеется договоренность о заключении брака, то есть, когда они помолвлены и нет сомнений в том, что они вступят в брак, то, в соответствии с изложенным в Книге, до бракосочетания должно пройти не более девяноста пяти дней.
            (Абдул-Баха. Цит. по письму Всемирного Дома Справедливости от 11 апреля 1982 года
            Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов)

83.     Началом отсчета девяноста пяти дней до бракосочетания является день, когда получено согласие всех родителей.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 3 апреля 1943 года одному из верующих)

84.     Закон, по которому от бахаи требуется вступить в брак по истечении девяноста пяти дней после помолвки, еще не применяется на Западе. Тем не менее живущие в странах Запада иранцы следуют этому закону в силу сознательного отношения к нему.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 14 июля 1965 года в адрес одного из Национальных Духовных Собраний)

85.     Что касается соблюдения таких деталей закона Бахаи о браке, как продолжительность помолвки..., для верующих-иранцев, живущих ныне на Западе, законы эти обязательны лишь в том случае, когда и жених, и невеста - из Ирана. Однако, если одна из сторон - иранского происхождения, а другая - с Запада, верующему-иранцу не следует требовать непременного соблюдения этих законов, хотя сообщить о них своему будущему супругу (супруге) есть деяние, достойное похвалы.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 7 июля 1968 года одному из верующих)

86.     Во все времена воссоединение и согласие были угодны Господу, а разобщение и раздор отвратительны взору Его. Крепко же держитесь того, что возлюблено Богом, и того, что Он повелел вам. Воистину, Он Всеведающий и Всевидящий, Премудрый Вершитель Судеб.
            (Бахаулла. Цит. по сборнику, разосланному Всемирным Домом Справедливости 18 января 1980
            года Национальным Духовным Собраниям)

87.     Для человека, признавшего Бога и укрепившегося в Деле Его, превыше всех прочих великих деяний есть поддержание любви, гармонии, согласия и единения. Об этом свидетельствует Он, Кто есть Предмет устремлений всего сущего, на заре и на склоне каждого дня. Да поможет вам Господь следовать тому, что было явлено в Китаб-и-Акдас.
            (Бахаулла. Цит. по сборнику, разосланному Всемирным Домом Справедливости 18 января 1980
            года Национальным Духовным Собраниям)

88.     Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и приязнью. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю. Единый Бог истинный, Знающий всякую вещь, Сам свидетельствует об истине сих слов.
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 175)

89.     Пророки были посланы и Святые Книги явлены, дабы вдохнуть любовь в души и установить дружбу среди живущих на земле. Подлинная любовь недостижима, пока человек не обратит лицо свое к Господу и не устремится к Красоте Его.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Baha'i World Faith, p. 364)

90.     Величайшее и основополагающее в учении Бахауллы - это единая сущность Бога и единство рода человеческого. Сие есть узы, объединяющие бахаи во всем мире. Они объединяются сами и объединяют ближних. Нельзя объединять, если не объединиться самим.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 156)

91.     Пусть ваша любовь к близким и соотечественникам озарится светом Безграничной Любви! Пусть это будет любовь в Боге и во имя Бога! В ком бы ни увидели вы совершенства Божии, возлюбите его, из вашей он семьи или нет. Излейте свет бесконечной любви на всякого, кто бы ни встретился вам.
            (Абдул-Баха. Парижские беседы, с 24 октября 1911 г.)

92.     Сравните народы мира с членами одной семьи. Семья - это народ в миниатюре. Стоит лишь расширить круг домашних, и будет народ. Сделав шире круг народов, мы получим все человечество. Семья живет в тех же условиях, что и народ. То, что происходит в семье, происходит и в жизни народа. Разве способствуют успехам и достижениям семьи разногласия, если возникают таковые между членами ее, и нападают они один на другого и грабят друг друга, обуреваемые завистью и стремлением отомстить за обиду, ища лишь собственной выгоды? Нет, сие приведет лишь к тому, что все успехи и достижения будут сведены на нет. То же справедливо и для великой семьи народов, ибо народы суть семьи, сведенные воедино.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 157)

93.     Иметь семью крайне важно. Пока человек молод, юношеская самоуверенность мешает ему осознать это, однако с годами он пожалеет, что не создал семьи...  Жизнь супружеской пары, объединенной служением сему достославному Делу, должна да уподобиться жизни ангелов небесных - это жизнь, исполненная радости и духовного наслаждения, жизнь в единении и согласии, в дружбе и тесном общении - как в плане духовном, так и физическом. Да воцарятся в доме их лад и порядок. Их мысли и устремления да уподобятся лучам солнца истины и да воссияют как яркие звезды на небесах. Как две певчие птицы пусть распевают они в ветвях древа дружества и согласия. Да проживут они жизнь свою в радости и веселье и станут источником счастья для других сердец. Для близких своих да явят они пример истинной и искренней любви друг к другу, детям своим дадут такое воспитание, благодаря которому далеко разнесется слава об их семье.
            (Абдул-Баха. Цит. по сборнику высказываний о семейной жизни, разосланном Всемирным Домом Справедливости Национальным Духовным Собраниям)

94.     Задумайтесь о том, какой вред приносят семье споры и разногласия; затем представьте себе, какие милости и блага осеняют семью, все члены которой пребывают в единстве. Каких неисчислимых щедрот и милостей удостоится великая семья рода человеческого, если в ней упрочатся братство и единство! В наш век, когда стали столь очевидными благие плоды единства и разрушительные последствия раздоров, миру дана возможность установить и упрочить содружество людей. Бахаулла, да святится Имя Его, указал путь к устранению вражды и разногласий в человеческом сообществе. Он дал нам то, что не оставляет почвы для споров и разногласий. Он провозгласил единство рода человеческого и привел религиозное учение в соответствие с существующими в обществе условиями.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Star of the West)

95.     Поразмыслите, какой лад царит в семье, когда в ней есть согласие; сколь велики достижения членов такой семьи, каких успехов добиваются они в жизни. Их дела в полном порядке, они наслаждаются покоем и миром, их не терзает неуверенность, их положение надежно, окружающие им завидуют. Такая семья день ото дня все более процветает и возвышается честь ее.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 221, с. 244-245)

96.     Если в семье царят любовь и согласие, таковой семье суждено добиться успехов, ее ждет духовное озарение; если же в ней поселились вражда и ненависть, она неизбежно разрушится и распадется.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 144-145)

97.     Я призываю Вас устремить все Ваши сердечные помыслы к любви и единению...
        Мысль о любви рождает чувство братства, она служит основой мира, дружбы и счастья.
            (Абдул-Баха. Парижские беседы , с 21 октября 1911 г.)

98.     Да будет тебе ведомо твердо, что любовь есть тайна святого Закона Божия, проявление Всемилостивого, источник духовных излияний. Любовь есть кроткий свет небес, вечное веяние Святого Духа, что оживляет душу человеческую. Любовь есть причина Божия откровения человеку, жизненные узы, присущие в соответствии с Божественным твореньем самой природе вещей. Любовь есть единственное средство, что обеспечивает подлинное блаженство в сем мире и в мире будущем. Любовь есть свет, что ведет в темноте, живая связь, что соединяет Бога с человеком и помогает восхождению всякой просвещенной души.
            (Абдул-Баха.  Избранные Писания Абдул-Баха, № 12, с. 27)

99.     Эволюция человечества в самых ранних своих проявлениях берет начало от установления основ семейной жизни, семья же разрастается до племенных объединений, которые, в свою очередь, приводят к образованию городов-государств, а последние развиваются в независимые и суверенные нации.
            (Шоги Эффенди. The World Order of Baha'u'llah, p. 43)

100.    Дело явлено не для того, чтобы разрушить семейные узы, но чтобы упрочить их; оно явлено не для того, чтобы исключить любовь, но чтобы укрепить ее; оно создано не для ослабления общественных институтов, но для усиления их.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 14 октября 1928 года, написанного от его имени одному из верующих)

101.    Если мы, бахаи, не сможем установить дружеский союз среди нас самих, значит, нам не удалось осознать то главное, ради чего жили и приняли страдания Баб, Бахаулла и Возлюбленный Учитель.
        Дабы установить сей дружеский союз, необходимо преодолевать, как настоятельно советовали Бахаулла и Абдул-Баха, естественную для человека склонность замечать скорее недостатки и промахи других, нежели свои собственные. Каждый из нас несет ответственность лишь за одну человеческую жизнь - свою собственную. Каждый из нас неизмеримо далек от того, чтобы быть "совершенным, как  совершенен Отец наш Небесный", и стоящая перед нами задача совершенствования нашего бытия и нашей личности требует от нас полной самоотдачи, величайшей концентрации воли и энергии. Если мы будем тратить наши силы и энергию, следя за тем, чтобы другие поступали правильно, пытаясь исправить их ошибки, мы лишь потеряем драгоценное время. Мы словно пахари, и каждому необходимо управляться с собственной упряжкой и плугом, и потому, чтобы не испортить борозды, каждый должен быть сосредоточен на своем деле. Если же пахарь будет смотреть по сторонам, желая увидеть, как идут дела у Тома и Гарри, если будет он критиковать их вспашку, тогда его собственная борозда, наверняка, пойдет вкривь и вкось.
        В Учении Бахаи ничему не придается столь большого значения, как необходимости воздерживаться от критики и злословия за чьей-либо спиной и, одновременно, постоянному стремлению увидеть и искоренить собственные недостатки и исправить собственные промахи.
        Если мы верны Бахаулле, Возлюбленному Учителю и дорогому нашему сердцу Хранителю Веры, то мы должны явить свою любовь к Ним, а она выражается в послушании этим ясным наставлениям. Они требуют от нас деяний, а не слов, и с каким бы пылом мы ни говорили о нашей преданности и поклонении, это ничего не даст, если мы не сумеем привести нашу жизнь в соответствие с духом учения.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 12 мая 1925 года, написанного от его имени одному из верующих)

102.    Если вы приобщились к некоей истине, если вы владеете драгоценностью, коей нет у других, поделитесь сим, прибегнув к языку величайшей кротости и искренности. Если сие будет принято и предназначение исполнено, цель ваша достигнута. Отвергнувшего же сие предоставьте участи его и молитве Бога, дабы Он наставил его на путь истинный. Кроткая речь притягивает сердца человеков. Она - хлеб духовный, придающий словам смысл, она - светлый родник мудрости и понимания...
            (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 175)

103.    Всевышним сказано: "Два светила - совет и сострадание - озаряют небеса Божественной мудрости. Держите же совет сообща во всех делах, ибо совет есть лампада назидания, путь указующая и пониманием одаряющая".
            (Бахаулла. Цит. по: Совет Бахаи, № 1)

104.    Скажи: никому не постичь истинную суть свою, кроме как через собственное суждение. Никакой силе не быть, кроме как через единение. Ни благоденствия, ни процветания не достичь, кроме как через совет.
            (Бахаулла. Цит. по: Совет Бахаи, № 2)

105.    Совет дарует большую осведомленность и делает предположение уверенностью. Сие есть свет осиянный, что во мраке мира путь указует и направляет. Для всего есть и пребудет состояние совершенства и полного развития. Овладение даром понимания проявляется через совет.
            (Бахаулла. Цит. по: Совет Бахаи, № 3)

106.    Советоваться нужно во всем. Следует тебе убедительно подчеркнуть сие, дабы все прибегали к совету. Явлена была сия заповедь пером Всевышнего, дабы друзья по всем вопросам обстоятельно советовались, ибо совет был и пребудет источником осведомленности и ясного представления, началом блага и процветания.
            (Бахаулла. Цит. по: Совет Бахаи, № 5)

107.    Уверуйте в Господа и внемлите равнодушно и хвале, и клевете,... целиком доверьтесь Господу.
            (Абдул-Баха. Tablets of Abdu'l-Baha Abbas)

108.    Улаживайте все дела, большие и малые, при помощи совета. Предварительно не посоветовавшись, не предпринимайте ни одного важного шага в ваших личных делах. Заботьтесь друг о друге. Помогайте друг другу в осуществлении своих проектов и планов. Печальтесь друг о друге. Пусть никто во всей стране не испытывает нужду. Подружитесь друг с другом, пока не станете как одно целое, все и каждый.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Совет Бахаи, № 20)

109.    Для тех, кто сообща держит совет, необходимо прежде всего обрести чистоту мыслей, лучезарность духа, отрешиться от всего, кроме Господа, привлечься к Его дивным ароматам, проникнуться духом смирения и уничижения перед возлюбленными Его, запастись долготерпением в преодолении трудностей и отдаться служению у Его возвышенного Порога. Если милостью Божией дано им будет обрести сии качества, то удостоятся они победы от незримого Царствия Баха.
        (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 43, с. 79-80)

110.    Члены его Собрания должны проводить совместный совет в такой обстановке, чтобы не могло возникнуть оснований для недоверия и разногласий. Сие достижимо, когда каждый член абсолютно свободно выражает собственное мнение и приводит свои доводы. Он ни в коем случае не должен чувствовать себя оскорбленным, если кто-нибудь выступит против, ибо только когда дела будут в полной мере обсуждены, будет найден путь к истине. Искра истины сверкнет лишь при столкновении разнящихся мнений.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 44, с. 80)

111.    Лучше, когда по какому-нибудь вопросу приходят к согласию, даже заблуждаясь, нежели не соглашаются, будучи правыми, ибо расхождение сие повлечет разрушение Божественных основ. Одна из сторон может быть и права, однако несогласие сторон может стать причиной большого зла, а согласись они, даже в неправоте своей, в единении явлена им будет истина, и зло обратится в добро.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Baha'i World Faith, p. 41)

112.    Непосредственным повелением Господа нам запрещено злословить. Как о самом важном помните о том, что говорится в Учении Бахауллы относительно сплетен и неподобающих речей о ближних. О других редко рассказывают доброе. Надежный язык - немногословный язык. Даже добрые слова могут навредить, если сказаны не вовремя и не тому человеку.
            (Абдул-Баха. Abdu'l-Baha in London)

113.    Умалчивать о недостатках ближних, молиться за них и, творя добро, помогать им исправлять их.
        Всегда видеть хорошее, а не плохое. Если у кого-то десять хороших качеств и одно плохое, видеть эти десять и забывать о том одном; а если у человека десять плохих свойств и одно хорошее, видеть это одно и забывать о тех десяти.
        Никогда не позволять себе ни одного недоброго слова о другом человеке, даже если это враг наш.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Бахаулла и Новая Эра)

114.    Советоваться должно во всех делах, больших и малых, дабы познать, что есть благо. Совет наделяет человека проницательностью и позволяет углубиться в то, что доселе было неизвестно. Свет истины излучают лики тех, кто держит совет. В таковом совете животворные воды заливают луга окружающей человека действительности, лучи древней славы сияют над ним, и древо бытия его украшается чудными плодами. Участникам же совета следует относиться друг к другу с величайшей приязнью и искренностью, стремясь к полному согласию. Принцип совещательности есть одна из важнейших основ Божественного учения. Членам общества следует советоваться даже по самым ординарным вопросам.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Совет Бахаи, № 15)

115.    Бахаулла также отмечал значение совета. Нам не следует считать, что такой плодотворный путь поиска решений предписан только институтам управления делами Веры. Семейный совет, в ходе которого происходит откровенное обсуждение проблем во всей их полноте, украшенное пониманием, что здесь необходимы сдержанность и уравновешенность, может стать панацеей для семейных конфликтов.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма 1 августа 1978 года одному верующему)

Подкатегории

Праздник Девятнадцатого Дня

Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Всемирного  Дома Справедливости


 

Живая кровь Веры

Подборка из писем Хранителя о Фондах Бахаи и пожертвованиях


 

Совет бахаи

Сборник цитат из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, Дома Справедливости


 

Жемчужины истины

Цитаты для ежедневного чтения


 

ВАЖНОСТЬ УГЛУБЛЕНИЯ

The Importance of Deepening
Важность углубления нашего знания и понимания Веры
Отрывки из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди.


 

Воспитание детей

Прожить жизнь по Вере

Неучастие в политике

Широкий приток в Веру

Обучение Вере

Раскрывая предназначение

Женщины и мужчины

Институт Советников

Документ, подготовленный Всемирным Домом Справедливости


 

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook