В человеке присутствуют пять внешних чувств, которые есть действующие силы восприятия, то есть можно сказать, посредством этих пяти чувств человек постигает материальный мир. Это зрение, которое воспринимает видимые формы; слух, который воспринимает слышимые звуки; обоняние, воспринимающее запахи; вкус для восприятия пищи; и осязание, действующее во всех частях тела и воспринимающее осязаемые вещи. Эти пять чувств служат для восприятия внешнего мира.
        Человек также наделен духовными способностями: воображением, которое придумывает вещи; мышлением, которое анализирует сущность вещей; разумением, которое проникает в истинную сущность вещей; памятью, которая хранит все, что человек воображает и постигает, все его размышления. Посредником между пятью внешними чувствами и внутренними способностями является разум, равно принадлежащий и тем, и другим, - иными словами разум, действующий как посредник между внешними и внутренними способностями, передает внутренним способностям то, что отметили внешние способности. Потому он называется общей способностью, ибо служит сообщению между внешними и внутренними способностями и, таким образом, является общим звеном для внешних и внутренних способностей.
        Например, зрение есть одно из внешних чувств; оно воспринимает сей цветок, затем передает это ощущение внутренней способности - общей способности, - которая передает это восприятие воображению, которое в свою очередь в процессе представления создает данный образ и передает его мышлению; мышление, проникнув в сущность, передает ее разумению; разумение, по завершении процесса постижения, передает образ воспринятого объекта памяти, которая удерживает его в своих хранилищах.
        Внешних чувств пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
        Внутренних способностей также пять: общая способность, а также воображение, мышление, разумение и память.

Вопрос. - Чем различаются разум, дух и душа?

        Ответ. - Ранее было разъяснено, что дух повсеместно подразделяется на пять категорий: дух растений, дух животных, дух человеческий, дух веры и Святой Дух.
        Дух растений есть способность расти, которая пробуждается в семени под воздействием других форм существования.
        Дух животных есть возможность всех способов чувственного восприятия, которые являются результатом сочетания и смешения элементов; когда данное сочетание перестает существовать, то сила эта также гибнет и уничтожается. Это можно сравнить с лампой: когда горючее, фитиль и огонь совмещены, то лампа горит; а когда это сочетание распалось, то есть когда элементы сочетания оказываются отделены друг от друга, то лампа гаснет.
        Человеческий дух, который отличает человека от животного, есть наделенная разумом душа, и эти два имени - человеческий дух и наделенная разумом душа - обозначают одно то же. Этот дух, а по терминологии философов - наделенная разумом душа, объемлет все существующее, и, насколько позволяют человеческие возможности, проникает в истинную сущность вещей и осознает их особенности и взаимосвязь, познает качества и свойства существ. Но человеческий дух, если он не питается духом веры, остается отторгнутым от божественных тайн и от божественной истинной сущности вещей. Он подобен зеркалу, которое, даже будучи чистым, отполированным и ясным, все же нуждается в том, чтобы свет озарил его. Пока луч солнца не озарит его, оно не сможет приобщиться божественных тайн.
        Разум же есть способность, сила человеческого духа. Дух есть светильник; разум есть свет, исходящий от светильника. Дух есть дерево, а разум есть плод. Разум есть совершенство духа и его существенно важное свойство, так же, как солнечные лучи есть существенно необходимое свойство солнца.
Сие объяснение, хотя и коротко, но исчерпывающе; посему, поразмышляйте над ним, и, если будет на то воля Бога, вы постигнете все тонкости.

Вопрос. - В Библии говорится, что Бог вдохнул душу в тело человека. Каков смысл этих слов?

        Ответ. - Да будет вам известно, что происхождение может быть двух видов: происхождение и возникновение путем эманации и происхождение и возникновение путем явления. Происхождение путем эманации подобно совершению действия действующим лицом, появлению написанного текста от руки пишущего. Так текст происходит от пишущего, и речь истекает от говорящего, и подобным же образом человеческий дух исходит от Бога. Он не являет собою Бога, то есть никакая часть не отделяется от Божественной Сущности и не входит в тело человека. Нет, как речь истекает от говорящего, так же и дух появляется в теле человека.
        Происхождение же путем явления есть явление сущности вещи в других формах, наподобие явления дерева из семени дерева или наподобие явления цветка из семени цветка, ибо само семя проявляется в форме ветвей, листьев и цветов. Это именуется происхождением путем явления. Дух людей относительно Бога находится в зависимости, ибо происходит через эманацию, так же как речь исходит от говорящего или как текст исходит от пишущего - ведь сам говорящий не обращается в речь и сам пишущий не обращается в текст; нет, речь и тест происходят через эманацию. Говорящий обладает совершенной способностью и возможностями, а речь истекает от него, так же как действие появляется от действующего лица. Истинный Говорящий, Суть Единства, всегда пребывал в одном состоянии, которое не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Он есть Вечный, Бессмертный. А посему человеческие души происходят от Бога путем эманации. И когда в Библии говорится, что Бог вдохнул Свою душу в человека, то дух сей, подобно тому как речь исходит от человека, исходит от Истинного Говорящего и воплощается в сущности человека.
        Происхождение же путем явления (если под этим подразумевается явление божественного, а не разделение на части), как мы уже говорили, есть происхождение и возникновение Святого Духа и Слова, исходящих от Бога. Как сказано в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога"(7) - в этом смысле Святой Дух и Слово суть явления Бога. Дух и Слово означают божественные совершенства, явившиеся в Сущности Христа, и эти совершенства были у Бога; так солнце являет свое великолепие в зеркале. Ибо Слово не обозначает физическое тело Христа, нет, оно обозначает божественные совершенства, явленные в Нем. Ибо Христос был как чистое зеркало, обращенное к Солнцу Истинной Сущности, то есть совершенства Солнца Истинной Сущности, его свет и тепло отражались и являлись в сем зеркале. Если мы смотрим в зеркало и видим солнце, то мы говорим: "Это солнце". Таким образом, Слово и Святой Дух, обозначающие совершенства Бога, есть божественные явления. Вот в чем смысл стиха из Евангелия от Иоанна, гласящий: "Слово было у Бога, и Слово было Бог"(8); ибо божественные совершенства не отличаются от Сущности Единого. Совершенства Христа именуются Словом потому, что все существа пребывают в состоянии букв, а одна буква не несет полного значения, тогда как совершенства Христа имеют силу слова, ибо в слове заключено полное значение. Поскольку Сущность Христа явилась проявлением божественных совершенств, постольку она была уподоблена слову. Почему? Потому, что Он есть собрание совершенных значений. Вот почему Он назван Словом.
        И знайте, что происхождение Слова и Святого Духа от Бога, которое есть происхождение и возникновение путем явления, не следует понимать в том смысле, что Божественная Сущность оказалась разделена на части или стала множественной или что она снизошла с высот святости и чистоты. Боже упаси! Будь чистое и гладкое зеркало обращено к солнцу, свет и тепло, форма и образ солнца явлены в зеркале в столь совершенном виде, что если смотрящий в зеркало скажет о сияющем и великолепно отраженном в нем солнце: "Это солнце", то он будет прав. Тем не менее зеркало есть зеркало, а солнце есть солнце. Само Единственное Солнце, даже если оно отражено во множестве зеркал, остается одним. Сие состояние не есть ни постоянство, ни вхождение, ни смешение, ни нисхождение; ибо вхождение, постоянство, нисхождение, выход и смешение есть проявления и характеристики телесного, а не духовного; тем более бесконечно далеки они от священной и чистой Сущности Бога. Бог свободен от всего, что не подобает Его чистоте и Его возвышенной и благородной святости.
        Солнце Истинной Сущности, как мы уже говорили, всегда пребывало в одном состоянии; оно не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Оно вечно и бессмертно. Священная же Сущность Слова Бога пребывает в состоянии чистого, ровного и сияющего зеркала; тепло, свет, образ и подобие, иными словами, совершенства Солнца Истинной Сущности явлены в нем. Вот почему Христос в Евангелии говорит: "Отец в Сыне" - это значит, что Солнце Истины явлено в зеркале(9). Да будет славен тот Единственный, Который воссиял в этой Священной Реальности, Который свят между существами!

 


(7)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(8)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(9)    Ев. от Иоанна 14:11, 17:21.

 

Вопрос. - Какова природа связи между Богом и созданием, то есть между Независимым, Наивысшим, и всеми прочими существами?

        Ответ. - Связь между Богом и созданием - это связь между творцом и творением; она подобна связи между Солнцем и темными телами освещаемых им существ, между создателем и созданными им вещами. Солнце в своей сущности независимо от тел, которые оно освещает, ибо его свет заключен в нем самом, и свет этот свободен и независим от земного шара; так, Земля испытывает на себе воздействие Солнца и принимает его свет, тогда как Солнце и его лучи совершенно независимы от Земли. Но если бы не было Солнца, то Земля со всеми ее обитателями не смогла бы существовать.
        Зависимость созданий от Бога есть зависимость эманации или порождения, то есть создания происходят от Бога; они не являют Его(5). Они соотносятся по принципу эманации порождения, а не явления. Солнечный свет исходит от Солнца, но он не являет собой Солнца. Возникновение через эманацию подобно появлению лучей светила из-за горизонта, то есть священная сущность Солнца Истины неделима и не переходит на состояния созданий. Сравните - ведь солнечный шар не делится на части и не нисходит на Землю.
        Нет, это лучи Солнца, что суть щедроты его, исходят от него и озаряют темные тела.
        В отличие от этого возникновение через явление есть явление из зерна ветвей, листьев, цветов и плодов; ибо зерно благодаря своей собственной сути становится ветвями и плодами, и его истинная сущность входит в ветви, листья и плоды. Такое возникновение через явление для Бога, Наивысшего, было бы просто несовершенством; а это никак невозможно, ибо тогда это означало бы, что Абсолютный Предсущий определяется через то, что преходяще. Но если бы это было так, то полная независимость обратилась бы просто в скудость, а истинное существование обратилось бы в несуществование, что невозможно.
        А посему, все существа исходят от Бога - иными словами, именно Богом все сущее созидается, и только от Него все существа обретают существование. Первое, что явилось от Бога - это та вселенская сущность, которую древние философы именовали "Первичный Разум" и которую Бахаи именуют "Первичная Воля". Эта эманация в том, что касается ее действия в Божием мире, не ограничена временем или местом; она не имеет ни начала, ни конца - начало и конец относительно Бога есть одно. Предсущность Бога есть предсущность сути, а также предсущность времени, а феноменальность возможности существенна и не преходяща, как мы уже разъясняли в одной из застольных бесед(6).
        Хотя "Первичный Разум" не имеет начала, он не разделяет с Богом Его предсущности, ибо существование вселенской сущности - ничто относительно существования Бога, и "Первичный Разум" не может достигнуть уровня Бога и сравняться с Ним в предсущности. Этот предмет мы уже разъясняли.
        Существование живых существ означает слияние элементов, а их смерть - распад. Но материя вселенной и элементы не подвергаются абсолютной аннигиляции и уничтожению. Нет, их несуществование есть лишь трансформация. Например, когда человек распадается, он обращается в прах; но он не исчезает абсолютно бесследно. Он продолжает существовать в виде праха, но произошла трансформация, в результате какой-то случайности происходит распад определенного создания. Распад других существ носит тот же характер, ибо существование не обращается в абсолютное несуществование, а абсолютное несуществование не обращается в существование.

 


(5)    Этот вопрос, касательно порождения (эманации) и явления, более полно разъясняется в следующей главе.
(6)    См. "Истинная Предсущность", стр. 280.

 

Вопрос. - В чем мудрость того, что дух обретается в теле?

        Ответ. - Мудрость того, что дух обретается в теле, заключается в следующем: человеческий дух - это Божественное Доверие, и он должен пройти через все состояния, ибо его движение и прохождение через различные стадии существования есть способ достижения совершенств. Так, когда человек путешествует, пересекает различные местности, посещает разные страны, имея определенную цель и план, это с очевидностью послужит для его совершенствования, ибо он увидит множество мест, картин и стран, что поможет ему понять условия жизни и особенности других народов. Так он ознакомится с географией стран, их диковинами и искусствами; он узнает привычки, обычаи и нравы народов; он узрит ход цивилизации и прогресс века; он уразумеет деятельность правительств, равно как и могущество и возможности каждой страны. Подобное же происходит, когда дух человека проходит через различные стадии существования: он поднимается на новые уровни и ступени развития. Даже обретаясь в теле, он несомненно достигает совершенства.
        Кроме того, необходимо, чтобы в сем мире проявлялись знаки совершенства духа, дабы мир творения мог принести бесчисленные плоды и дабы телесное обретало жизнь и являло божественную мудрость. Так, например, лучи Солнца должны освещать Землю, ибо все земные существа развиваются под воздействием солнечного тепла; если бы солнечный свет и тепло не изливались на Землю, то Земля была бы необитаемой, в ее существовании не было бы смысла; ее развитие оказалось бы замедленным. И точно так же, если бы совершенства духа не были явлены в сем мире, то мир сей был бы миром тьмы и абсолютного варварства. Через явление духа в телесной оболочке в мир сей приносится просвещение. Дух человека есть источник жизни для тела; так и мир подобен телу, а человек - его духу. Если бы не было человека, то совершенства духа не проявились бы, и свет разума не сиял бы в мире. Мир сей уподобился бы телу без души.
        Мир можно также сравнить с плодовым деревом, а человека - с его плодами; а ведь если бы не было плодов, дерево было бы бесполезным.
        Более того, сами члены и элементы человеческого организма и их организация притягивают дух, являясь для него как бы магнитом; и посему неизбежно в человеке проявляется дух. Так чистое зеркало неизменно привлекает солнечные лучи. Оно вбирает в себя их свет и отражает прекрасные образы, иначе говоря, когда существующие элементы сливаются в соответствие с естественными законами в прочное единство, они становятся магнитом для духа, и дух проявится в них во всем совершенстве.
        Исходя из этого, нельзя сказать: "Почему солнечные лучи непременно должны отражаться в зеркале?" Ибо взаимосвязь, пронизывающая сущность вещей, будь то вещи духовного или материального порядка, такова, что если зеркало чисто и обращено к солнцу, солнечные лучи непременно отразятся в нем. Подобным же образом, когда элементы соединены и организованы самым совершенным образом в самую совершенную систему, дух человеческий явится и воссияет в них. Такова воля Всемогущего, Мудрейшего.

Вопрос. - Обладал ли человек разумом и духом с самого начала или же они явились в результате его эволюции?

        Ответ. - Начало существования человека на земном шаре напоминает его развитие во чреве матери. Во чреве матери зародыш постепенно растет и развивается, до момента рождения, после чего человек продолжает расти и развиваться до тех пор, пока не достигнет возраста ответственности и зрелости. Хотя в детском возрасте в человеке и проявляются признаки разума и духа, они далеки от совершенства; они остаются несовершенными. Только когда человек достигает зрелости, его разум и дух полностью проявляются, и становится очевидным их совершенство.
        Так и формирование человека в картине мира вначале походило на развитие зародыша, затем в нем постепенно совершенствовались его качества, он рос и развивался, пока не достиг стадии зрелости, когда его разум и дух стали видны во всей их мощи. На начальной стадии формирования человека разум и дух также были ему присущи, но они были скрыты; впоследствии они проявились. В утробе мира разум и дух также присутствовали в зародыше, но они были скрыты; впоследствии они проявились. Подобным же образом зерно включает в себя дерево, но оно в зерне сокрыто и невидимо; когда зерно прорастет и разовьется, то дерево явит целиком. Подобным же образом рост и развитие всех существ протекает постепенно; таков всеобщий божественный порядок, такова природа вещей. Зерно не сразу становится деревом; зародыш не сразу обращается в человека; в мире минералов камень не возникает разом. Нет, все растет и развивается постепенно и стремится к пределу совершенства.
        Все существа, как большие, так и малые, были с самого начала созданы законченными и совершенными, но их совершенства проявляются в них постепенно. Порядок, данный Богом, един; един путь эволюции существования; едина божественная система. Все существа, будь то малые или большие, подчиняются одному закону и одной системе. Каждое зерно заключает в себе с самого начала все совершенства растения. Действительно, в зерне содержатся с самого начала все совершенства растения, но они не видны; впоследствии они шаг за шагом начинают проявляться. Так сначала из зерна является росток, затем ветки, листья, цветы и плоды; но с самого начала существования зерна все эти вещи заключены в нем, потенциально, но неочевидно.
        Точно так же зародыш обладает с самого начала всеми совершенствами, такими как дух и разум, зрение, обоняние, вкусовые ощущения - одним словом, всеми возможностями, но они неочевидны и проявляются лишь постепенно.
        Подобным же образом земной шар с самого начала был создан со всеми своими элементами, веществами, минералами, частицами и организмами; но проявлялись они постепенно: сперва появились минералы, затем растения, после них животные, и, наконец, человек. Тем не менее все эти виды и формы существовали с самого начала, но они присутствовали на земном шаре потенциально, и лишь постепенно проявились впоследствии. Ибо высший порядок Бога и всеобщая естественная система объемлют все создания, и все подчинено одному закону. Если вы всмотритесь в эту всеобщую систему, то увидите, что ни одно существо не появляется на свет в полноте своего совершенства. Нет, все существа растут и развиваются постепенно, и только так достигают стадии совершенства.

Доказательства, которые мы прежде приводили по поводу происхождения человека как вида, были доказательствами логическими. Перейдем к доказательствам духовным, которые имеют первостепенную важность. Итак, после того как мы логически доказали существование Божественного начала и логически же доказали, что существование человека как такового имеет собственный корень и истоки и что человек как вид существовал всегда, представим теперь духовные доказательства того, что существование человека, то есть человека как вида, - есть необходимое существование, и что если бы не было человека, то совершенства Божества не были бы явлены. Но сии доказательства не логические, а духовные.
        Уже много раз мы показывали и доказывали, что человек есть благороднейшее существо, средоточие всех совершенств, и что все существа и все сущее являются точками, из которых отражается блеск славы Божией - иначе говоря, что знаки Божественности Господа проявляются в сущностях вещей и существ. Как земной шар есть тело, отражающее лучи солнца, - ибо свет, тепло и влияние солнца видны и проявляются в каждой частице Земли, - подобным же образом каждая частица всего существующего в сем бесконечном космосе утверждает и свидетельствует об одном из божественных совершенств. Нет ничего, что было бы лишено этого блага; это либо знак милости Бога, знак Его мощи, Его величия, Его справедливости, Его указующего путь провидения; либо это знак щедрости Бога, Его проницательности, Его внимания, Его знания, Его славы и тому подобного.
        Вне всякого сомнения, в каждом из существ явлен блеск славы Божией, то есть совершенства Бога отражаются и сияют в них. Сие как солнце, свет которого отражен и в пустыне, и в море, и в деревьях, и в плодах, и в цветах, и во всех вещах на Земле. В мире каждое отдельное существо возглашает нам одно из имен Бога, но истинная сущность человека есть вместилище сущностей, общая сущность - она есть средоточие, излучающая свет всех совершенств Бога, то есть можно сказать, что каждое имя, каждое качество, каждое совершенство, что мы находим в Боге, имеет свое проявление в человеке. Если бы это было не так, то человек не смог бы вообразить эти совершенства и не смог бы их осознать. Так мы говорим, что Бог всевидящ и глаз - это знак Его проницательности; если бы человек не был наделен зрением, то как бы мы смогли вообразить всевидение Бога? Ибо незрячий (тот, кто слеп от рождения) не может представить себе, что значит видеть; а глухой (тот, кто глух от рождения) не может представить себе, что значит слышать; а мертвые не могут постичь жизнь. И значит, Божественность Господа, которая есть собрание всех совершенств, находит свое отражение в сущности человека - иными словами, Суть Единственного есть собрание всех совершенств, и это собрание совершенств волею Бога отражается в человеческой сущности.
        Человека поэтому можно назвать совершенным зеркалом, обращенным к Солнцу истины, в котором, как в фокусе, сходятся лучи - Солнце Истины сияет в этом зеркале. Отражение божественных совершенств проявляется в сущности человека и потому он есть представитель Бога, посланник Бога. Если бы человек не существовал, то Вселенная не имела бы смысла, ибо смысл существования - это проявление совершенств Бога.
        И значит, неправильно говорить, что было время, когда человек не существовал. Мы лишь можем сказать, что сей земной шар когда-то не существовал и что когда он появился, человек на нем оказался не сразу. Но от начала, которому нет начала, до конца, которому не будет конца, всегда есть Совершенный Явитель. Человек, о котором мы говорим, не есть любой человек - мы имеем в виду совершенного человека. Ведь самая благородная часть дерева - его плод, в котором заключен смысл существования дерева. Если бы дерево не приносило плоды, в нем не было бы смысла. И посему, невозможно представить, что мир существования, будь то далекие звезды или наша Земля, были когда-то населены (ослами, коровами, мышами, кошками), но с ними не было человека! Такое предположение ложно и бессмысленно. Слово же Божие ясно как солнце. Таково духовное доказательство, которое прежде мы не могли представить для материалистов. Сперва мы должны представить логические доказательства, а затем уже - доказательства духовные.

Вопрос. - Что Вы можете сказать относительно теорий, развиваемых некоторыми европейскими философами относительно роста и развития существ?

        Ответ. - Мы недавно уже обсуждали этот предмет, но давайте поговорим о нем снова. Говоря кратко, этот вопрос можно рассудить, определив, являются ли виды оригинальными по происхождению или нет - то есть произошел ли человек как вид из своего корня или он вышел из числа животных?
        Некоторые европейские философы признают, что вид растет и развивается и что плавные изменения и переходы также возможны. Одним из доказательств, приводимых в подтверждение этой теории, является следующее. Тщательное изучение и проверка данных геологической науки показали, что существование растений предшествовало существованию животных, а существование животных предшествовало существованию человека. Ученые полагают, что как растительные, так и животные виды изменялись, так как в некоторых слоях Земли они обнаружили растения, существовавшие прежде и исчезнувшие ныне; растения эволюционировали, становились сильнее, их форма и внешний вид менялись, и таким образом шло изменение видов. Подобным же образом в древних слоях Земли обнаруживаются некоторые виды животных, которые по сравнению с теми временами изменились и преобразовались. Одно из таких животных - змея. Имеются признаки того, что когда-то змея имела ноги, но с течением времени эти органы у нее исчезли. Подобным же образом в позвоночном столбе человека имеются признаки того, что когда-то человек, как и прочие животные, имел хвост. Когда-то этот орган был полезен, но по мере развития человека он утратил свои функции; и вследствие этого хвост постепенно исчез. Так как змея искала укрытия под землей, она стала ползающим существом, и у нее отпала потребность в ногах, потому-то они и исчезли; но остаточные признаки их остались. Главный довод таков: наличие остатков органов доказывает, что они когда-то имелись, но поскольку в них отпала нужда, они постепенно исчезли. В соответствии с этим получается, что совершенные и необходимые органы остаются, а те органы, которые более не нужны, постепенно исчезают в процессе изменения видов, хотя следы этих органов сохраняются.
        Первым ответом на этот довод будет то, что сам факт появления животных раньше человека не является, с одной стороны, доказательством эволюции, преобразования и изменения видов, и, с другой стороны, того, что человек вышел из мира животных и поднялся в мир человеческий. Ибо, поскольку точно установлено, что разные существа появились в разное время, вполне допустимо, чтобы человек появился после животных. Также, если понаблюдать за растительным царством, мы увидим, что плоды различных деревьев созревают не в одно и то же время; напротив, какие-то созревают раньше, какие-то - позднее. Такая разница во времени созревания не дает повода считать, что более поздние плоды одного дерева произошли от более ранних плодов другого дерева.
        Кроме того, эти едва заметные следы и остатки органов, возможно, имеют какое-то важное значение, которое пока не ведомо нашему уму. Сколь много существует явлений, причина которых нам пока неясна! Так, в науке физиологии, изучающей строение органов, отмечается, что значение и причина различной окраски шкуры животных и волос людей, окрашенности губ в красный цвет, разнообразия раскрасок птиц пока неизвестны; сие пока в тайне, сокрыто. Но известно, что зрачок глаза черен для того, чтобы в него проникали лучи солнца, ибо, если бы зрачок имел другой цвет - например, совершенно белый - то он не притягивал бы лучи солнца. Таким образом, можно допустить, что подобно только что описанным фактам, смысл которых неведом, значение и смысл остатков органов, как у животного, так и у человека, остается пока загадкой. Несомненно, что смысл в этом имеется, хотя пока он и не раскрыт.
        В-третьих, давайте предположим, что были времена, когда некоторые животные, или пусть даже человек, имели органы, к настоящему времени утраченные; это не будет достаточным доказательством изменения и эволюции видов. Ибо человек от начала периода внутриутробного созревания до достижения зрелости проходит через различные формы и претерпевает изменения внешности. Его вид, форма, внешность и окраска волос меняются; он переходит от одной формы к другой, от одной внешности к другой. И тем не менее с самого момента зарождения он принадлежит к виду человека, то есть он представляет зародыш человека, а не животного; только сначала это не проступает явно, но со временем становится явным и очевидным. Например, давайте предположим, что когда-то человек напоминал животное, а потом он эволюционировал и изменился. Если допустить, что это было так, все же это не представляет доказательства изменения видов. Напротив, как уже ранее указывалось, это является подобием изменений и переходов из одного состояния в другое зародыша человека до достижения им стадии разумности и совершенства. Мы поясним это положение. Давайте предположим, что было время, когда человек передвигался на четвереньках или имел хвост; через стадии, подобные этим, проходит плод и в утробе матери. Хотя он во всем изменяется, растет и развивается, пока не достигнет совершенства формы, он с самого начала есть представитель особого вида. Мы также наблюдаем в растительном царстве, что самостоятельные виды рода не изменяются и не преобразуются, однако меняются и эволюционируют форма, цвет и размеры.
        Итак, подведем итог: как человек в утробе матери проходит одну форму за другой, переходит от одного внешнего вида к другому, изменяется и развивается и тем не менее остается представителем вида человека с момента зарождения - точно также человек с самого начала своего существования в мире являлся определенным видом, то есть человеком, и постепенно переходил от одной формы к другой. А значит, при всех изменениях внешнего вида, эволюции органов, развитии и росте, даже при допущении реальности роста и прогрессирования(3), вид не перестает быть самостоятельным. В человеке с самого начала были заложены сия совершенная форма и строение, способность и возможность достигнуть материального и духовного совершенства и всегда он являлся воплощением слов: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему"(4). Со временем он стал только лишь более приятным внешне, более красивым и изящным.
        Процесс цивилизации вывел его из дикого состояния, подобно тому, как дикие плоды, когда их начинает культивировать садовник, становятся приятнее, слаще и обретают свежий и изысканный вкус. Такими садовниками в человеческом мире являются Божии Пророки.

 


(3)    То есть, если мы допускаем, например, что прежде человек был четвероногим существом и когда-то имел хвост.
(4)    Книга Бытия 1:26

 

Мы уже неоднократно говорили о духе, но наши слова не были записаны.
        Знайте, что люди разделяются на две категории - можно сказать, они составляют две партии. Одна партия отрицает дух и утверждает, что человек как вид принадлежит к животным; они говорят: "Разве мы не видим, что животные и люди наделены одинаковыми способностями и ощущениями? Те простые, разрозненные элементы, что заполняют космос, сочетаются в бесконечных комбинациях и из каждой комбинации получается какое-нибудь существо. Среди этих существ есть и обладатель духа(2), наделенный способностями и чувствами. Чем совершеннее комбинация, тем благороднее существо. Сочетание элементов в теле человека более совершенно, нежели состав какого-либо другого существа; здесь смешение достигает абсолютного равновесия; поэтому он благороднее и совершеннее". "Он не обладает, - говорят они, - какими-то особыми способностями, или духом, которых нет у животных: животные наделены чувствительными телами, но человек в некоторых своих способностях более развит, хотя, что касается внешних чувств, таких как слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, и даже некоторых внутренних способностей, например, памяти, животные одарены более богато, чем человек". "Животные также, - говорят эти люди, - обладают умом и способностью постигать". Эти люди лишь допускают, что интеллект человека выше.
        Вот что утверждают современные философы; таковы их слова, таковы их предположения и так диктует их воображение. Так, используя мощные аргументы и доказательства, они выводят происхождение человека от животных и утверждают, что были такие времена, когда человек был животным, а затем постепенно вид изменялся и эволюционировал, пока не достиг нынешнего положения человека.
        Теологи же говорят: "Нет, это не так. Хотя человек наделен способностями и внешними чувствами так же, как и животные, в нем еще присутствует особенная сила, которой не обладают животные. Науки, искусства, изобретения, ремесла и проникновение в истинную сущность вещей являются результатом действия этой духовной силы. Это та сила, которая объемлет все вещи, постигает их истинную сущность, раскрывает все сокровенные тайны существ и при помощи этого знания управляет ими. Ей даже доступны вещи, которые не присутствуют во внешнем мире - то есть нематериальные сущности, неподвластные органам чувств и не имеющие внешнего проявления, поскольку они невидимы; так, эта сила заключает в себе ум, душу, качества, характеры, любовь и печаль человека, которые представляют собой нематериальные сущности. Более того, все ныне существующие науки, искусства, законы и бесчисленные изобретения человека были когда-то неведомыми, загадочными и сокрытыми тайнами; и только всеобъемлющая человеческая сила смогла открыть их и извлечь на белый свет из области невидимого. Так, телеграф, фотография, фонограф и тому подобные изобретения и дивные искусства были когда-то сокрытыми тайнами. Человеческая сущность открыла их и извлекла на белый свет из области невидимого. Ведь были даже времена, когда свойства железа, к которому все мы привыкли - да и свойства вообще всех минералов - были сокрытыми тайнами; люди открыли железную руду и путем обработки придали ей ту форму, которая используется в современной промышленности. То же самое можно сказать и обо всех остальных открытиях и изобретениях человека, которым нет числа".
        Это невозможно отрицать. Если мы скажем, что все это произошло благодаря способностям, которыми наделены и животные, а также благодаря телесным чувствам, то мы не можем не видеть, что животные в плане способностей превосходят человека. Например, зрение животных гораздо острее, чем у человека; то же самое - с обонянием и вкусовыми ощущениями. Короче говоря, в способностях, которыми равно наделены и животные, и люди, животные зачастую превосходят людей. Например, возьмем способности к запоминанию. Если голубя увезти в отдаленную страну и там отпустить, то он вернется назад, ибо он запомнил дорогу. Увезите собаку вглубь Азии, выпустите ее там на волю, и она вернется к вам и не собьется с пути. Так же обстоит дело и с другими способностями, такими как слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения и осязание.
        Итак, ясно, что если бы человек не был наделен некоей способностью, отличной от тех, коими наделены животные, то последние превосходили бы человека в изобретательности и в постижении истинной сущности вещей. Таким образом, очевидно, что человек наделен даром, которым животные не обладают. Далее, животные воспринимают то, что дано в ощущениях, но не воспринимают нематериальные сущности. Например, животное видит то, что находится в поле его зрения, но не способно постичь то, что находится за пределами его поля зрения, и не может этого представить. Так, животное не может осознать, что Земля имеет форму шара. Человек же при помощи известных ему вещей познает неизвестные и открывает ранее неведомые истины. Например, человек замечает кривизну горизонта, и из этого он делает вывод о том, что Земля круглая. Полярная Звезда на широте Акки, например, видна под углом 33*, то есть она на 33* возвышается над горизонтом. Когда человек движется в направлении к Северному Полюсу, то Полярная Звезда поднимается над горизонтом на один градус на каждый градус пути человека, то есть высота Полярной Звезды будет 34*, а затем 40*, 50*, 60*, затем 70*. Если человек дойдет до Северного Полюса, то высота Полярной Звезды для него будет равна 90*, иначе говоря, Звезда достигнет зенита, то есть будет прямо над головой. Полярная Звезда и изменение ее высоты - это вещи, воспринимаемые органами чувств. Чем ближе человек подходит к Полюсу, тем выше поднимается Полярная Звезда; на основании этих двух известных истин был открыт неизвестный факт - кривизна горизонта, что означает, что горизонт на каждом градусе земной поверхности отличается от горизонта на другом градусе. Человек замечает это и доказывает на основании этого неочевидную для глаза истину о том, что Земля круглая. Этого животное не может постичь. Также животное не может понять, что Солнце есть центр, а Земля вращается вокруг него. Животное находится в плену своих ощущений и ограничено ими; все, что выходит за пределы ощущений, не воспринимается органами чувств, животное понять не в состоянии, хотя остротой ощущений оно превосходит человека. Это доказывает и подтверждает, что в человеке есть способность к открытиям, отличающая его от животных, эта способность и есть дух человека.
        Славен будь Бог! Человек всегда смотрит ввысь, его устремления возвышенны; он всегда жаждет подняться над миром, в котором он обитает, достичь сферы более высокой, чем та, которой он принадлежит. Любовь к возвышенному - одно из отличительных свойств человека. Меня удивляет, что некоторые философы Америки и Европы ратуют за постепенное приближение к миру животных, то есть за возврат назад; ибо существование должно быть направлено к возвышению. Тем не менее, если кому-нибудь из этих людей сказать: "Ты - животное", - то он будет крайне обижен и рассержен.
        Велика разница между миром человека и миром животных, между возвышенностью человека и униженностью животного, между совершенством человека и невежеством животного, между просвещенностью человека и темнотой животного, между триумфом человека и зависимостью животного! Десятилетний ребенок-араб способен управляться с двумя-тремя сотнями верблюдов в пустыне, и звуком своего голоса может гнать их вперед или заворачивать назад. Тщедушный индус может так управлять громадным слоном, что тот обращается в самого послушного слугу. Все подвластно руке человека; он способен противостоять природе, тогда как все прочие создания у природы в плену: они не могут противиться ее требованиям. Только человек способен противостоять природе. В соответствии с законами природы тела притягиваются в направлении к центру Земли; человек же с помощью механических средств удаляется от Земли и взлетает в воздух. Природа не позволяет человеку переплывать моря; человек же строит корабли и, отправляясь в путешествие, переплывает огромный океан, и так далее; тема сия неисчерпаема. Например, человек на машинах пересекает горы и пустыни, и в любой точке он узнает все новости о событиях в обоих полушариях. И все это вопреки природе. Море при всем своем величии ни на атом не может отклониться от законов природы; Солнце при всем своем великолепии ни на волосок не может отойти от законов природы и никогда не сможет сравниться с возможностями, положением, способностями, качествами и природой человека.
         Так что же это за всеобъемлющая сила заключена в хрупком теле человека? Что же это за властная сила, с помощью которой он подчиняет себе все вещи?
        Остается рассмотреть еще один вопрос. Современные философы заявляют: "Мы никогда не видели дух человека, и хотя мы исследуем тело человека и раскрываем его секреты, мы не обнаружили никакой духовной силы. Как можно вообразить силу, которую нельзя ощутить?" Теологи на это отвечают: "Дух животного также неощутим, и его также нельзя обнаружить через физическое восприятие. Чем же вы докажете существование духа животного? Безусловно, благодаря его проявлениям вы устанавливаете, что в животном есть некая сила, отсутствующая в растении, и что сила эта есть способность ощущать - а именно, это зрение, слух, а также другие чувства; из всего этого вы делаете вывод о существовании духа животного. Таким же образом, принимая во внимание доказательства и признаки, о которых говорилось, мы заключаем, что дух человека существует. Поскольку животному присущи свойства, которых нет в растении, вы заявляете, что эта способность животного ощущать - есть проявление его духа; также и в человеке мы наблюдаем качества, способности и совершенства, коих нет в животном; посему мы делаем вывод о том, что в человеке есть сила, которой лишены животные".
        Если вы желаете отрицать все, что неощутимо, то тогда придется отрицать и реальности, которые, бесспорно, существуют. Например, материя эфира неощутима, но она, несомненно, существует. Сила тяготения неощутима, но она, конечно, существует. На основании чего мы делаем вывод о существовании этих вещей? На основании их признаков. Так свет есть колебание материи эфира, и на основании наличия этого колебания мы делаем вывод о существовании эфира.

 


(2)   Человек.

Происхождение Человека
        Знайте, что одна из самых сложных для постижения духовных истин есть то, что существующий мир - сия бесконечная вселенная - не имеет начала.
        Мы уже разъясняли, что имена и свойства Божества сами по себе требуют наличия существ. Хотя этот предмет уже был детально разъяснен, мы еще немного поговорим о нем. Ясно, что нельзя представить учителя без учеников; не может существовать монарх без подданных; не назначают наставника, если нет воспитанников; не бывает творца без творения; нельзя вообразить поставщика без потребителей; так и божественные имена и свойства требуют наличия существ. Если бы мы могли вообразить время, когда не было никаких существ, то такая игра воображения явилась бы отрицанием Божественности Бога. Более того, абсолютное отсутствие существования не может обратиться в существование. Если бы существа полностью отсутствовали, то существование не началось бы. А посему, так как Сущность Единства (то есть существование Бога) предвечна и бесконечна, - иначе говоря, она не имеет ни начала, ни конца, - то ясно, что существующий мир, сия бесконечная вселенная, не имеет ни начала, ни конца. Конечно, может получиться так, что одна из частей вселенной, например, одна из планет, может появиться или распасться, но при этом множество других планет будут продолжать существовать; вселенная не придет в беспорядок и не окажется разрушенной. Напротив, существование вечно и непрерывно. Поскольку каждая планета имеет начало, неизбежно у нее есть и конец, ибо каждое образование, групповое или единичное, неизбежно распадается. Различие лишь в том, что некоторые распадаются быстро, а другие - медленнее, но невозможно, чтобы составленное из частей в конечном итоге не распалось.
        А посему, нам необходимо знать, что представляла из себя каждая из наиболее значимых форм существования изначально - ибо нет сомнения в том, что изначально происхождение было единым: ведь исходное для всех чисел единица, а не два. Итак, очевидно, что вначале материя была едина и что эта единая материя проявилась по-разному в каждом элементе. Так было создано многообразие форм, а различные виды проявления материи, единожды возникнув, остались в качестве постоянных, и каждый элемент получил свое назначение. Но это постоянство стало окончательным и полностью и в совершенстве осуществилось лишь по прошествии долгого периода времени. И тогда элементы оказались составлены, организованы и упорядочены в бесконечном многообразии форм; или, лучше сказать, из соединения и упорядочения этих элементов явились бесчисленные существа.
        Сии сочетание и упорядоченность, посредством мудрости Бога и Его предсущей силы, возникли из одной естественной субстанции, которая была составлена и устроена с превеликой силой, в соответствии с мудростью и по всеобщему закону. Из сего очевидно, что все это есть творение Бога, а не случайное сочетание и комбинация. Вот почему из каждого естественного сочетания может явиться существо, а из случайного сочетания ни одно существо не может явиться. Например, если человек по своему разумению и пониманию возьмет какие-то элементы и соединит их, то живое существо не явится на свет, поскольку сия система не естественна. Вот в чем ответ на вопрос, почему, хотя существа создаются путем сочетания и упорядочения элементов, мы не можем собрать элементы вместе и упорядочить их так, чтобы создать живое существо. Это ложное допущение, ибо сочетание исходит от Бога; именно Он, Бог, осуществляет сочетание элементов, и, поскольку это делается в рамках естественной системы, из каждого сочетания получается живое существо, и таким образом обретается существование. Сочетание, образованное человеком, не создает ничего, ибо человеку не дано творить.
        Напомним вкратце, что мы говорили, как благодаря сочетанию и упорядочению элементов, их разложению, их соотношению и воздействию на них других существ получаются различные формы, бесконечные виды существования и бесчисленные существа. Ясно, что земной шар не явился сразу в его нынешнем виде и что вселенское существование постепенно прошло различные стадии, прежде чем обрело теперешнее совершенство. Формы вселенского масштаба сравнимы и сопоставимы с конкретными формами существования, ибо и те и другие включены в одну естественную систему, подчинены одному всеобщему закону и божественному устроению. Так, вы можете обнаружить, что мельчайшие атомы вселенской системы подобны величайшим объектам вселенной. Ясно, что они явились в мир из одной могущественной лаборатории, подчинены одной естественной системе и одному всеобщему закону; потому-то они и сравнимы друг с другом. Так, зародыш человека в утробе матери постепенно растет и развивается, принимает различные формы и меняет состояния, пока не достигнет состояния совершенной красоты и зрелости и не явится в совершенной форме во всей своей красе. Таким же образом семя вот этого цветка было вначале вещью совсем незначительной и крохотной, но оно росло и развивалось в утробе земли и, пройдя стадии различных форм, явилось в состоянии совершенной красоты и свежести. Очевидно, что подобным же образом земной шар, однажды обретя существование, рос и развивался в утробе вселенной, проходил стадии различных форм и состояний, пока постепенно не достиг нынешнего совершенства и не оказался населенным неисчислимыми существами, представ в виде сложившегося организма.
        Теперь ясно, что первичная материя, явившаяся в зачаточном состоянии, а также смешанные и соединенные элементы, представлявшие ее ранние формы, постепенно росли и развивались в течение многих веков и периодов, переходя из одной формы и вида в другие, пока не предстали, благодаря высшей мудрости Бога, в этом совершенном виде, в этой системе, в этой организации, в этом порядке.
        Вернемся к нашим рассуждениям о том, что человек в начале своего существования в утробе Земли, как зародыш в утробе матери, постепенно рос и развивался, переходил от одной формы к другой, от одного состояния к другому, пока не явился во всей красе и совершенстве, в полноте силы и возможностей. Определенно, что вначале он не был наделен нынешней приятной внешностью, изяществом и элегантностью и что только постепенно он обрел сей вид, сию форму, сию красоту и сие изящество. Нет сомнения в том, что человек не сразу явился в такой форме; и не сразу стал он олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов!"(1) Постепенно прошел он различные состояния и формы, и обрел, наконец, нынешний вид и красоту, совершенство, изящество и приятную внешность. Таким образом, становится очевидным и неопровержимым, что развитие и рост человека на Земле, до обретения нынешнего совершенства, напоминало рост и развитие зародыша в утробе матери; постепенно он переходил от одного состояния к другому, от одной формы к другой, от одного облика к другому, ибо таково требование всеобщей системы и божественного Закона.
        Иначе говоря, зародыш проходит через различные состояния и минует множество ступеней, пока не достигнет той формы, в которой олицетворяет слова: "Благословен Аллах, лучший из Творцов!" и пока не появятся признаки разумности и зрелости. Точно так же развитие человека на Земле от возникновения до обретения нынешнего состояния, формы и положения необходимым образом должно было занять продолжительный период времени и пройти многие стадии, прежде чем достигло нынешнего уровня. Но с самого момента возникновения человек представляет собой определенный вид. Так же и зародыш человека в утробе матери сначала выглядит иначе; затем он принимает одну форму за другой, проходит одно состояние за другим, переходит от одного облика к другому, пока не явится во всей красе и совершенстве. Но даже в утробе матери, когда он имеет столь необычную форму и внешность, разительно отличающуюся от его нынешней внешности, он есть зародыш высшего вида, а не животного; его видовое состояние и сущность не претерпевают изменения. И даже допустив, что действительно имеются следы утраченных органов, мы не получим доказательства непостоянства видов и непервичности их происхождения. Это доказывает лишь то, что форма, внешний вид и органы человека прошли эволюцию. Человек всегда был определенным видом, человеком, а не животным. Итак, если зародыш человека в утробе матери переходит из одной формы в другую так, что последующая форма не похожа на предыдущую, является ли это доказательством изменения вида? Что сначала он был животным и что его органы изменялись и развивались, пока он не превратился в человека? Поистине, это не так! Сколь незрела и необосновательна эта идея и такие мысли! Ибо доказательства оригинальности вида человека и постоянства природы человека ясны и очевидны.

 


(1)    Коран 23:14.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook