Улица Грез, 15, Париж

10 ноября

Сегодня я расскажу о развитии и совершенствовании духа.

        В природе нет абсолютного покоя. Все либо развивается, либо исчезает, все движется вперед либо назад, нет ничего неподвижного. Начиная со дня рождения и до наступления зрелости человек развивается физически, а затем, достигнув своего расцвета, он постепенно слабеет, сила и выносливость его тела угасают, и человек постепенно приближается к смертному часу. Точно так же развивается растение — прорастает из семени и достигает зрелости, а затем его жизненные силы уменьшаются, оно увядает и погибает. Птица взлетает лишь до определенной высоты, а затем, достигнув высшей точки своего полета, опять спускается к земле.

     Очевидно, что движение присуще всему сущему. Все материальные вещи развиваются до определенной точки, после чего приходят в упадок. Таков закон, царящий в физическом мироздании.

     Теперь рассмотрим человеческую душу. Мы убедились, что движение — свойство всего живого, без движения нет жизни. Любое создание, принадлежащее к неорганическому миру, к царствам растений или животных, подчиняется закону движения: оно должно либо подниматься, либо опускаться. Но человеческая душа не знает заката. Она движется только в направлении совершенствования. Рост и развитие — вот единственные движения души.

     Божественное совершенство беспредельно, а потому бесконечно и развитие души. С момента рождения человека его душа стремится вперед, мышление развивается, расширяется кругозор. После того как отмирает тело, душа продолжает жить дальше. Существование всего материального ограниченно, душа же не имеет предела.

     Вера в бессмертие души свойственна всем религиям. Мы молимся за умерших близких, просим Всевышнего простить их грехи и способствовать их развитию. Если бы душа погибала вместе с телом, все это было бы бессмысленно. Более того, если бы душе, освободившейся от тела, было бы невозможно совершенствоваться дальше, к чему были бы тогда все эти пылкие и благоговейные молитвы?

     В Священных Писаниях мы читаем: «Все добрые дела возвращаются»1. Но если бы душа не продолжала существовать, эти слова не означали бы ничего!

     Не служит ли доказательством бесконечности нашего существования тот простой факт, что некий духовный инстинкт, который, очевидно, не дается зря, постоянно побуждает нас молиться о благополучии наших близких, ушедших из жизни?

     В мире духа не существует процессов упадка. Смертный мир полон противоречий и противоположностей. Поскольку движение неизбежно, все в нем либо идет вперед, либо отступает. В царстве же духа отступление невозможно, любое движение обязательно ведет к совершенствованию. Прогресс есть выражение духа в мире материи. Интеллект человека, его сила мышления, его знания и научные достижения — все это, будучи проявлениями духа, подчинено непреложному закону духовного развития и посему бессмертно.

     Надеюсь, что вы будете совершенствоваться как в духовном, так и в материальном плане. Пусть ваш разум развивается, знания умножаются, а понимание углубляется.

     Постоянно стремитесь вперед, никогда не останавливайтесь, ибо остановка означает первый шаг назад, шаг к упадку.

     Все физическое творение преходяще. Материальные тела состоят из атомов. Когда атомы начинают отделяться друг от друга, происходит разложение, приводящее к тому, что мы называем смертью. Сочетание атомов, составляющих тело, бренную часть любого существа,— временно. Когда исчезает сила притяжения, удерживающая атомы вместе, тело как таковое прекращает существование.

     С душой все обстоит иначе. Она не является сочетанием элементов и не состоит из множества атомов, а представляет собой единую неделимую субстанцию, и потому она вечна. Душа человека — это явление совершенно иного порядка, нежели создания материального мира. Она бессмертна!

     Научная философия показала, что простой («простой» означает «неделимый») элемент не разрушаем, он вечен. Поскольку душа не состоит из нескольких элементов, то она подобна простому элементу, и потому ее существование не может прекратиться.

     Душа состоит из некоей неделимой субстанции, поэтому она не подвержена распаду или разрушению и, стало быть, нет причины, по которой ее существование пришло бы к концу. Все живое проявляет признаки жизни; признаки эти не могли бы возникать сами по себе, если бы не существовало того, что они выражают или доказывают. То, что не существует, не может, разумеется, подать знака. В то же время перед нами постоянно возникают многочисленные признаки существования духа.

     Следы Духа Иисуса Христа, влияние Его Божественного Учения видны и сегодня, они вечны.

     Нечто несуществующее, как это понятно, не может быть обнаружено по каким-либо признакам. Человек должен жить, чтобы писать,— мертвый писать не может. Способность писать сама по себе — признак души и интеллекта пишущего. Священные Писания (содержащие в принципе одни и те же положения) доказывают непрерывность духа.

     Задумайтесь о цели творения: возможно ли, что все во вселенной  было создано, развивалось и совершенствовалось в течение бесконечных эпох ради столь малой цели — ради нескольких лет человеческой жизни на земле? Мыслимо ли, что такова конечная цель всего творения?

     Минералы изменяются до тех пор, пока не станут доступными для усвоения растениями. Растения развиваются, чтобы поддерживать жизнь животных. Животные, в свою очередь, составляют часть пищи человека и требуются для его существования.

     Это доказывает, что человек — вершина всего мироздания, самое совершенное из всех сотворенных существ, результат тысячелетней эволюции жизни.

     В лучшем случае человек живет в этом мире всего девяносто лет. Это, в самом деле, очень короткий промежуток времени!

     Заканчивается ли его существование, когда он покидает свое бренное тело? Если это так, вся предшествующая эволюция бесполезна и не имеет никакого смысла. Можно ли поверить, что появление и развитие человека не подразумевало более высокой цели?

     Душа вечна и бессмертна.

     Материалисты говорят: «Где она? Какова она? Мы не можем ее ни увидеть, ни потрогать?»

     Вот как мы должны отвечать на их вопрос: как бы ни развивался минерал, он не сможет постичь мира растений. Но отсутствие понимания не доказывает, однако, что растений не существует!

     Какой бы высокой ни была степень совершенства растения, оно неспособно понять животный мир. Но это незнание не есть доказательство того, что животных в природе нет!

     Как бы высоко ни было развито животное, оно никогда не сможет представить себе разум человека и постичь природу его души. Опять же это не доказывает отсутствия у человека души и разума. Это подтверждает лишь тот факт, что каждая низшая форма существования не в состоянии понять высшую форму.

     Например, этот цветок не подозревает о том, что такое человек, но его неведение не мешает существованию человеческого рода.

     Аналогично этому, если материалисты не верят в существование души, их неверие не доказывает того, что духовного царства нет. Разум человека подтверждает его бессмертие; так же, как темнота доказывает присутствие света, ибо без света не было бы тени. Бедность указывает на существование богатства, иначе как могли бы мы без него измерить бедность? Невежество свидетельствует о существовании знания — ибо как могли бы мы без знаний определить невежество?

     Понятие смерти предопределяет то, что существует бессмертие, ибо, если бы не было Вечной Жизни, не было бы и никакого способа измерения жизни в этом мире!

     Если бы дух не был бессмертен, как могли бы тогда Божественные Посланники выдерживать такие ужасные испытания?

     Зачем Иисус Христос претерпел ужасное распятие?

     Зачем терпел преследования Мухаммад?

     Зачем Баб принес высшую жертву, и почему Бахаулла провел почти всю жизнь в заключении?

     Ради чего были эти страдания, если не для доказательства вечной жизни духа?

     Христос страдал. Он принял все испытания, поскольку дух Его бессмертен. Думающий человек поймет духовную сторону закона развития и увидит, как все движется от низшей ступени к более высокой.

     Лишь бездумный человек, рассмотрев все эти явления, может вообразить, что великий план мироздания должен на этом внезапно прерваться и вся эволюция должна закончиться на этой несовершенной стадии.

     Материалисты, держащиеся подобного мнения и опровергающие нашу способность видеть духовный мир или воспринимать Божии благословения, сравнимы с животными, лишенными разума: имея глаза, они не видят, имея уши, они не слышат. Этот недостаток зрения и слуха есть лишь доказательство их собственной неполноценности, о которой мы читаем в Коране: «Это люди слепые и глухие для Духа». Они не пользуются великим даром Божиим, силою разума, при помощи которого они могли бы видеть духовными глазами, слышать духовными ушами и понимать Божественно просвещенным сердцем.

     Неспособность материалистического ума постичь идею Вечной Жизни не есть доказательство того, что этой жизни не существует.

     Понимание этой другой жизни зависит от нашего духовного рождения!

     Я молюсь о том, чтобы ваши духовные способности и устремления возрастали с каждым днем и чтобы вы никогда не позволяли своим физическим ощущениям заслонять от вашего взора величие Небесного Озарения.

Саль-де л’Атене,

Сен-Жермен, Париж

9 ноября

Мне бы хотелось выразить вам свою благодарность за ваше гостеприимство и поделиться своей радостью по поводу вашего духовного настроения. Я очень рад быть на этой встрече, участники которой собрались, чтобы услышать о Божественном Послании. Если бы вы могли видеть взором истины, то огромные волны духовности, вздымающиеся в этом месте, стали бы зримыми для вас. Сила Святого Духа властвует здесь над всеми. Славу Богу, сердца ваши полны Божественного огня! Души ваши подобны волнам духовного моря. Несмотря на то, что каждая волна отличается от других, все они составляют единый океан; все души объединены в Боге.

     Сердца всех должны излучать единство, чтобы свет от этого Божественного Источника был ярким, сверкающим и непрерывным. Не нужно рассматривать каждую волну в отдельности, но лишь весь океан как единое целое. Мы должны подняться от частного к общему. Дух подобен безграничному океану, волны которого — человеческие души.

     В Священном Писании говорится, что на земле появится новый Иерусалим. Ясно, что этот небесный город не будет возведен человеческими руками из кирпича и цемента, но будет вечным градом на Небесах.

     Этот пророческий символ означает возобновление Божественного Учения, озаряющего души человеческие. Хотя много лет люди не руководствуются в делах своих Священными Предписаниями, священный город, Новый Иерусалим, сегодня снова возник на восточном небосклоне. С персидского горизонта поднялся его лучезарный свет, озаряющий весь мир. Мы — свидетели исполнения Божественного Предсказания. Иерусалим исчез. Небесный град был разрушен, но теперь он возведен заново; его сровняли с землей, но сегодня Его стены и башни величаво возносятся ввысь в своей неповторимой красоте.

     В Западном мире торжествует материальное благополучие, тогда как в Восточном мире взошло духовное солнце.

     Я счастлив видеть в Париже такое собрание, где духовное и материальное развитие гармонично связаны друг с другом.

     Человек — настоящий человек — есть душа, а не тело. Хотя человек по своему анатомическому строению относится к царству животных, душа возвышает его над всеми существующими созданиями. Посмотрите, как солнце освещает мир материи,—подобным же образом Божественный Свет озаряет мир нашей души. Именно душа придает человеку небесную сущность!

     Благодаря силе Святого Духа, действующей через душу, человек познает сущность вещей. Все великие произведения искусства и научные открытия свидетельствуют о могуществе Духа.

     Тот же Святой Дух наделяет нас Вечной Жизнью.

     Только те, кто «крещен» Божественным Духом, смогут сплотить всех людей узами единства. Лишь благодаря могуществу Духа Восточный мир духовной мысли сможет объединиться с Западным миром действия, чтобы весь мир материи стал миром Божественным!

     Отсюда следует, что каждый, кто трудится во имя осуществления Высочайшего Замысла, сражается в рядах воинства Духа.

     Свет небесного мира борется с миром теней и иллюзий. Лучи Солнца Истины рассеивают мрак предрассудков и недоразумений нашей жизни.

     Вы — люди Духа! Вам, жаждущим истины, Откровение Бахауллы принесет большую радость! Учение это — от Духа; в нем нет ни единого завета, который не исходил бы от Божественного Духа.

     Дух не может быть воспринят нашими органами чувств, если только не отразится в видимых признаках и действиях! Человеческое тело видимо, душа невидима. Но именно душа направляет его способности, определяющие его человеческую суть.

     Душа обладает двумя способностями. 1) Как получает душа информацию о внешнем мире посредством глаз, ушей и мозга, так и передает она свои желания и намерения через мозг нашим рукам и языку и таким образом выражает себя. Дух, присущий душе, составляет истинную суть нашей жизни. 2) Другая особенность души проявляется в мире видений, в котором душа, наделенная духом, обитает и действует, не прибегая к помощи органов чувств. Там, в царстве видений, душа зрит без помощи глаз, слышит без помощи ушей и перемещается независимо от физических движений. Поэтому ясно, что дух в человеческой душе может действовать посредством физического тела и обыкновенных органов чувств, хотя и без их помощи он способен существовать и проявлять себя в духовном мире. Это, несомненно, доказывает превосходство души человека над его телом и превосходство духа над материей.

     Приведу пример. Взгляните на эту лампу: разве свет, в ней горящий, не превосходит саму лампу? Как бы ни была красива форма лампы, все же если она не горит, она не выполняет своего предназначения, она безжизненна, мертва. Лампе необходим свет, но свету не нужна лампа.

     Дух не нуждается в теле, но телу необходим дух, иначе оно не сможет жить. Душа способна жить без тела, но тело без души умирает.

     Если человек потеряет зрение, слух, руки или ноги, но при этом душа будет по-прежнему обитать в его теле, — он жив и способен проявлять Божественные добродетели. С другой стороны, даже совершеннейшее тело не может существовать без духа.

     Величайшая сила Святого Духа заключена в Божественных Явлениях Истины. Лишь благодаря силе Духа люди узнали о Божественных Заветах. С ее помощью чада человеческие достигли вечной жизни. Благодаря силе Духа Божественная Слава озарила и Восток, и Запад, и с помощью силы того же Духа будут явлены божественные добродетели человечества.

     Нам следует направлять все силы на то, чтобы отрешиться от мира сего; мы должны стремиться стать более духовными и озарёнными, следовать заветам Божественного Учения, служить делу объединения и истинного равенства, проявлять милосердие и быть зерцалом любви Всевышнего для всех людей, дабы Свет Духа проявлялся во всех делах наших, дабы всё человечество объединилось, бушующее море его успокоилось, и все разрушительные волны исчезли с поверхности океана жизни, который отныне будет умиротворённым и безмятежным. Тогда человечество увидит Новый Иерусалим и, ощущая Божественную Благодать во всей ее полноте, войдет в Его врата.

     Я благодарю Бога за то, что сейчас нахожусь вместе с вами, и благодарен вам за ваше духовное участие.

     Я молюсь о том, чтобы у вас возрастал Божественный пыл и чтобы крепла сила вашего единения в Духе, чтобы исполнились пророчества, чтобы в этом великом столетии Света Божиего свершились все радостные благовести, указанные в Священных Книгах. Это и есть славная эпоха, о которой говорил Господь Иисус Христос, завещая нам обращаться к Богу с молитвой: «...да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Я надеюсь, что и вы страстно желаете и с нетерпением ждете Его наступления,

     Мы объединены одной целью и надеждой — чтобы все стали как бы одним существом и во всех сердцах зажглась любовь к нашему Небесному Отцу, Богу!

     Пусть все дела наши будут одухотворены и все наши интересы и устремления направлены на создание Царствия Славы!

9 ноября

ВЕвангелии от Иоанна Иисус Христос говорит: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»1. Священники истолковывают это так: «Крещение необходимо для спасения». В другом Евангелии говорится: «...Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».2

     Это значит, что для крещения вода и огонь — одно и то же. В данном случае «вода» не может означать физическую воду, так как она противоположна «огню», и они взаимно уничтожают друг друга. Упоминая о «воде», Иисус Христос имел в виду нечто, дарующее жизнь, ибо без воды не может существовать ни одно земное создание; она необходима и минералу, и растению, и животному, и человеку. Действительно, самые последние научные открытия подтвердили, что даже минералы, которым свойственна некоторая форма жизни, нуждаются в воде.

     Вода — первопричина жизни, и поэтому, говоря о воде, Христос символически указывает на нее, как на источник Вечной Жизни.

     Животворная вода, о которой говорит Христос, уподоблена огню, поскольку это не что иное, как любовь Божия, и эта Любовь означает жизнь для наших душ.

     Благодаря огню Божественной Любви сгорает покрывало, отделяющее нас от Небесных Истин, и тогда мы можем с ясными помыслами устремляться вперед по пути добродетели и святости, становясь источником света для всего человечества.

     Нет чувства более величественного и благословенного, чем Любовь Бога! Она приносит исцеление больным, бальзам раненым, радость и утешение всем людям, и только благодаря ей человек может достичь Вечной Жизни. Сущность всех религий — Любовь к Богу, она — основа всех священных Учений.

     Именно Божия Любовь вела Авраама, Исаака и Иакова. Она укрепила Иосифа в Египте и наградила Моисея терпением и смелостью.

     Лишь благодаря Любви Божией Иисус Христос был послан миру. Вдохновляя людей примером своей необыкновенной жизни, полной самопожертвования и кротости, Он принес им весть о Вечной Жизни. Любовь Божия дала Мухаммаду силу вывести арабские племена из низменного животного состояния на более высокую ступень развития.

     Именно Любовь Божия поддерживала Баба и привела Его к величайшей жертве; когда Он добровольно подставил Свою грудь под тысячу пуль.

     Наконец, именно Любовь Божия подарила Востоку Бахауллу, и сейчас она распространяет свет Его Учения далеко на Запад, а также от полюса до полюса.

     Поскольку вы прониклись силой и красотой этого чувства, я призываю каждого из вас посвятить все свои мысли, слова и поступки тому, чтобы донести понимание Божией Любви до каждого сердца.

8 ноября

Во всем мире люди восхваляют красивые речи и восхищаются благородными учениями. Все говорят, что любят добро и ненавидят зло. Честность достойна восхищения, а ложь презренна; вера — добродетель, предательство — позор для человечества. Благословенно то, что радует человеческие сердца; то, что причиняет страдания, — недостойно. Быть добрым и милосердным — праведно, испытывать ненависть — грех. Справедливость — благородное качество, несправедливость — порок. Долг любого человека — сострадать ближнему своему, не причинять никому боли и всеми силами освобождаться от ревности и злобы. Не невежество, но мудрость, не тьма, но свет славят человека! Прекрасно обратить лицо свое к Богу, не замечать Его — неразумно. Наш долг — возвышать людей, а не вводить их в заблуждение и не способствовать их падению. Имеется много примеров такого рода.

     Но все эти разговоры — всего лишь красивые слова, не более, и мы видим, что лишь немногие из них воплощаются в дела. Наоборот, мы замечаем, что люди подвержены страстям и исполнены эгоизма; каждый заботится лишь о собственной выгоде, даже если цена этому — гибель ближнего. Все озабочены тем, как разбогатеть, и мало или совсем не заботятся о благополучии других. Они заняты лишь собственным покоем и комфортом, в то время как судьба ближних их совершенно не касается.

     К сожалению, это путь, по которому идет большинство людей.

     Но бахаи не должны быть такими. Они должны возвыситься над этим состоянием. Дела должны для них стоять на первом месте. Милосердие их должно проявляться не только на словах, но прежде всего в поступках. Они должны во всех случаях подтверждать делами то, что провозглашают на словах. Стремление к действию должно доказывать их верность Богу, а поступки должны являть Божественный свет.

     Докажите всему миру своими поступками, что вы — настоящие бахаи, ибо только дела воспринимаются миром и ведут к истинному прогрессу человечества.

     Если мы — настоящие бахаи, нам не нужны слова. Дела наши послужат миру: это и распространение цивилизации, и содействие развитию науки и искусства. Без действий в материальном мире ничего не совершится, а слова сами по себе не приведут людей к Царствию Божиему. Не за счет красноречия избранники Божии обрели святость, но лишь благодаря жизни, полной терпения и безграничного служения, несли Они миру Свет.

     Стремитесь к тому, чтобы дела ваши каждый день были подобны прекрасным молитвам. Обратитесь к Богу и старайтесь делать только то, что праведно и благородно. Помогайте бедным, поднимайте павших, утешайте скорбящих, ухаживайте за больными, ободряйте робких, освобождайте угнетенных, возбуждайте надежду у отчаявшихся и давайте приют беднякам!

     Вот задачи истинного бахаи, вот то, что ждут от него. Если мы будем стремиться выполнять эти заповеди, мы станем истинными бахаи; если же мы будем пренебрегать ими, то мы не приверженцы Света и у нас нет права носить это имя.

     Бог, читающий книгу наших сердец, ведает, в какой мере мы претворяем в жизнь наши слова.

7 ноября

Сегодня я расскажу вам о Бахаулле. Три года спустя после того, как Баб объявил о Своей миссии, Бахаулла, обвиненный фанатичными муллами в приверженности к новому учению, был арестован и заключен в тюрьму. Однако благодаря вмешательству некоторых министров и других влиятельных лиц Его освободили уже на следующий день. Через некоторое время Он был вновь арестован, и муллы приговорили Его к смерти! Наместник провинции, боясь волнений, не решался привести приговор в исполнение. Наступил день, когда служители церкви собрались в мечети, перед которой находилось место казни. Все жители города столпились вокруг мечети. Плотники с пилами и молотками, мясники со своими ножами, каменщики и строители с лопатами на плечах — все они, подстрекаемые неистовыми муллами, считали для себя честью участвовать в казни. Крупные религиозные деятели собрались в мечети. Бахаулла стоял перед ними и с великой мудростью давал ответы на все их вопросы. Глава духовенства был вынужден хранить полное молчание, поскольку Бахаулла опроверг все его аргументы.

     Между двумя священнослужителями возник спор о значении некоторых слов в писаниях Баба; обвиняя Его в неточности, они призвали Бахауллу прокомментировать их, если Он в состоянии это сделать. Священнослужители были совершенно посрамлены, поскольку Бахаулла перед всем собранием доказал, что Баб был прав во всем и что обвинение лишь показывает невежество тех, кто его выдвинул.

     Побежденные, они подвергли Его мучительной пытке битьем палкой по пяткам, затем, разъярившись еще сильнее, они притащили Его к стене мечети на место казни, где беснующаяся толпа уже ждала Его появления.

     Однако наместник все же опасался выполнить требования священнослужителей. Понимая, какая опасность грозит благородному узнику, он послал несколько человек спасти Его. Им удалось добраться до Него, лишь сделав пролом в стене мечети; через этот пролом они с трудом вывели Бахауллу в безопасное место, но так и не отпустили Его на свободу. Наместник, сняв с себя ответственность, отослал Бахауллу в Тегеран. Там Он был брошен в подземную тюрьму, куда никогда не проникали лучи света. Он был закован в тяжелую цепь, которая обвивала Его шею; эта цепь сковывала Бахауллу и еще пять баби. Их кандалы были завинчены крепкими и очень тяжелыми винтами. Одежда Бахауллы, Его феска были разодраны в клочья. В таких нечеловеческих условиях Он провел четыре месяца.

     В течение этого времени никому из Его друзей не удалось Его навестить.

     Один из тюремщиков попытался Его отравить, но яд причинил Ему только страшные муки.

     Спустя некоторое время правительство освободило Его и выслало вместе с семьей в Багдад, где Он прожил одиннадцать лет. Там, в окружении безжалостных врагов, Он подвергался изнуряющим преследованиям.

     Все горести и мучения Бахаулла выносил с поразительной стойкостью и достоинством. Часто, проснувшись утром, Он не знал, доживет ли до захода солнца. Но ежедневно к Нему приходили муллы и задавали вопросы о религии и метафизике.

     Затем Бахаулла был выслан турецким правительством в Константинополь, а оттуда Он был отправлен в Адрианополь, где находился в течение пяти лет. В конце концов Бахаулла был сослан в отдаленную крепость Акка, где содержался под неусыпным надзором в казарме. Мне не хватает слов, чтобы описать вам все страдания, которые Он вынес, и все лишения, которым Он подвергался в этой тюрьме. Однако именно отсюда Бахаулла направлял послания монархам Европы; все эти послания, за исключением одного, были отправлены по почте.

     Одно из этих посланий, адресованное Насриддин-Шаху, было доверено иранскому бахаи Мирзе Бади Хурасани, который попытался передать его шаху лично. Этот отважный человек дождался момента, когда шах проезжал по окрестностям Тегерана, направляясь в свой летний дворец. Смелый посланник последовал за шахом до его дворца и прождал его несколько дней у входа во дворец. Его можно было постоянно видеть в одном и том же месте, и люди стали проявлять любопытство —зачем он здесь стоит? В конце концов слух о нем дошел до шаха, и он повелел своим слугам привести этого человека к нему.

     «О слуги шаха! Я принес письмо, которое должен передать ему лично в руки»,— сказал Бади. Затем, обращаясь к шаху, он произнес: «Я принес вам письмо от Бахауллы».

     Его тотчас же схватили и попытались выведать сведения, которые можно было бы использовать для дальнейших преследований Бахауллы. Бади не произнес ни единого слова. За это его подвергли пыткам, но он молчал! Спустя три дня, так ничего и не добившись от него, они казнили его! Эти бессердечные люди фотографировали его во время пыток.1

     Шах передал послание Бахауллы духовенству с просьбой истолковать его. Несколько дней спустя они сообщили шаху, что письмо это исходит от его политического противника. Разгневанный шах ответил: «Я плачу вам за то, чтобы вы правильно истолковывали мои письма, поэтому повинуйтесь!»

     Вкратце смысл и значение послания Насриддин-Шаху заключались в следующем: «Пробил час явления Славы Божией и поэтому Я прошу вашего разрешения приехать в Тегеран и ответить на все вопросы, которые духовенство хотело бы Мне задать.

     Я призываю вас освободиться от мирской роскоши вашей империи. Подумайте обо всех великих правителях, живших до вас,— их слава прошла!»

     Письмо было написано прекрасным слогом. В нем содержались дальнейшие предостережения шаху и сообщалось о приближающейся победе Царствия Бахауллы в восточном и западном мире.

     Шах не придал значения этим предупреждениям и продолжал жить по-прежнему.

     Хотя Бахаулла содержался в тюрьме, великая Сила Святого Духа пребывала с Ним!

     В этих условиях никто не смог бы держаться так, как Он. Невзирая на лишения и трудности, которые обрушились на Него, Он никогда не жаловался.

     Величественный в Своем Достоинстве, Он неизменно отказывался от встреч с наместником или влиятельными лицами города.

     Несмотря на неусыпный и строгий надзор, Он ходил по городу, куда хотел! Умер Бахаулла в доме, расположенном в трех километрах от Акки.

6 ноября

Это настоящий дом бахаи! Всякий раз, когда появляются та-

    кие дома или места встреч, они в значительной мере способствуют общему развитию города или местности, где они находятся. Они благоприятствуют прогрессу в образовании, становятся известными своей исключительной духовностью и той любовью, которую они пробуждают в людях.

     Создание таких собраний всегда сопровождается необыкновенным процветанием тех мест, где они возникают. Первое Собрание бахаи, существовавшее в Тегеране, было исключительно благословенным! За год число его членов возросло в девять раз. Сегодня в далекой Персии много подобных собраний, где в кругу друзей Божиих царят радость, любовь и согласие. Там просвещают людей в Деле Божием, воспитывают несведущих и сближают сердца человеческие. Они приходят на помощь бедным и нуждающимся, обеспечивая их самым необходимым; с любовью ухаживают за больными, давая надежду и утешение одиноким и угнетенным.

     И вы, живущие в Париже, стремитесь к тому, чтобы ваши собрания стали такими же и дали еще лучшие плоды.

     О друзья Божии! Если вы веруете в слово Бога и верны ему, если вы следуете завету Бахауллы, который предписывает ухаживать за больными, поднимать падших, заботиться о бедных и нуждающихся, защищать беспомощных, ограждать угнетенных, утешать скорбящих и от всего сердца любить человечество, тогда, истинно говорю вам, собрание ваше в скором времени взрастит чудесный урожай. День за днем каждый член общины будет совершенствоваться, становясь все более и более духовным. Но вы должны иметь твердое основание, и ваши цели и стремления должны быть понятны каждому. Они состоят в следующем.

1. Проявлять сочувствие и добрую волю ко всему человечеству.

2. Служить благу человечества.

3. Стараться вести за собой и просвещать пребывающих во мраке.

4. Нести добро всем и выказывать любовь каждой живой душе.

5. Быть смиренными пред Богом, являть постоянство в молитвах к Нему, с каждым днем все более приближаясь к Нему.

6. Быть настолько преданными и искренними в делах, чтобы каждый член общины стал известен как воплощение честности, любви, веры, доброты, великодушия и смелости. Быть отрешенными от всего, что не от Бога, и плененными Божественным Духом, чтобы весь мир мог убедиться в совершенстве и безукоризненности бахаи.

     Старайтесь достичь этого на ваших собраниях. Тогда вы, друзья Бога, будете воистину собираться все вместе с великой радостью! Помогайте друг другу. Станьте единым целым, достигнув совершенного единства.

     Я молю Бога о том, чтобы с каждым днем вы продвигались в духовном развитии, чтобы Его Любовь все сильнее проявлялась в вас, чтобы мысли и сердца ваши очищались, чтобы лица ваши всегда были обращены к Нему. Да приблизитесь вы, все и каждый, к порогу единства и вступите в Царствие! Пусть каждый из вас станет подобным пылающему факелу, который зажжен Любовью к Богу и ярко горит благодаря ей.

Яприветствую вас! Я приехал из восточных стран на Запад, чтобы немного пожить среди вас. На Востоке часто говорят, что люди Запада лишены духовных качеств, но я не нахожу этого. Слава Богу, я вижу и чувствую, что западные народы обладают большим духовным рвением и что их душевное восприятие часто острее, чем у их восточных братьев. Если бы учение, данное Востоку, сознательно распространялось на Западе, современный мир стал бы более озаренным.

     Несмотря на то, что великие Духовные Учители прошлого являлись на Востоке, там до сих пор еще можно встретить людей, полностью лишенных духовных устремлений. С точки зрения духовности, они безжизненны как камни, но они и не стремятся измениться, ибо, по их мнению, человек — разновидность животного, всего-навсего более совершенная; поэтому вопросы, касающиеся Бога, их не интересуют.

     Но устремления человека должны быть возвышенными. Он должен подняться над своими обыденными представлениями и постоянно стремиться вперед и выше, до тех пор, пока благодаря Милосердию Божиему не попадет в Царствие Небесное. Но есть люди, придающие значение только физическому прогрессу и развитию в мире материального. Они предпочитают изучать сходство между своим телом и обезьяной, нежели наблюдать замечательное сходство своего духа с Духом Божиим. Это, конечно, странно, поскольку лишь с точки зрения физического строения человек похож на существа, стоящие на более низких ступенях развития; силой же своего интеллекта он разительно отличается от всех.

     Человек постоянно развивается. Круг его знаний непрерывно ширится, его умственная активность многообразна. Посмотрите, чего только не добился человек в области науки: это многочисленные открытия, бесчисленные изобретения, наконец, глубокое понимание законов природы.

     То же самое происходит и в мире искусства. Скорость чудесного совершенствования человеческих способностей нарастает с течением времени. Если бы было подсчитано, сколько открытий, изобретений и материальных достижений родилось за последние пятнадцать столетий, то вы обнаружили бы, что за последнее столетие достигнут больший прогресс, чем за предшествующие четырнадцать веков. Процесс развития человека ускоряется из века в век.

     Сила интеллекта — один из величайших даров Божиих человеку, именно эта сила возвышает человека над животными. Ибо из столетия в столетие, от эпохи к эпохе мышление человека развивается и совершенствуется, а у животных остается неизменным. В наши дни они не более разумны, чем тысячу лет назад! Есть ли более веское доказательство отличия человека от животного? Несомненно, оно ясно как день.

     Что же касается духовных совершенств, то они дарованы человеку по праву рождения, и из всего творения лишь он обладает ими. Человек по сути своей существо духовное; лишь живя духовной жизнью, он может быть действительно счастлив. Все люди обладают этой духовной потребностью и чувством! И я абсолютно уверен в том, что западным людям свойственны высокие духовные устремления.

     Моя горячая молитва о том, чтобы звезда Востока посылала свой свет миру Запада, чтобы народы Запада энергично, сознательно и смело поднялись на помощь своим братьям на Востоке.

5 ноября

Погода сегодня мрачная, пасмурная! На Востоке всегда светит солнце, небо ясное и лишь изредка появляются облака. Свет всегда появляется на Востоке, а лучи его распространяются на Запад.

     Существует два вида света. Один из них — видимый свет солнца, с помощью которого мы воспринимаем красоту мира, окружающего нас; без него мы ничего не смогли бы увидеть.

     Несмотря на то, что свет этот делает предметы видимыми для нас, он не дает нам возможности их распознавать или понимать все их свойства, поскольку нет в нем ни сознания, ни интеллекта. Лишь свет разума дает нам способность к восприятию и пониманию, без него наши глаза были бы бесполезны.

     Свет разума — высший свет, ибо исходит от Божественного Света.

     Свет разума позволяет нам узнавать и постигать все сущее, но лишь Божественный Свет может позволить прозревать невидимое и видеть истины, которые станут зримы миру лишь через тысячелетия.

     Именно Божественный Свет позволил Пророкам предвидеть то, что должно было случиться через два тысячелетия, и мы свидетели того, что их предсказания сбываются. Посему мы должны устремиться на поиски именно этого Света, ибо он превосходит любой другой.

     Благодаря этому Свету Моисей смог увидеть и распознать Явление Бога и услышать Небесный Глас, обратившийся к Нему из Неопалимой Купины.1

     Его же имел в виду и Мухаммад, сказавший: «Аллах есть Свет небес и земли».

     Всем сердцем ищите этот Небесный Свет, дабы могли вы понимать действительность и узнавать таинства Божии, дабы сокровенные пути открылись вашим глазам.

     Этот Свет можно сравнить с зеркалом: как зеркало отражает все, что находится перед ним, так и Свет этот раскрывает перед нашим духовным взором все сущее в Царствии Божием, делая постижимой природу вещей. С помощью этого лучезарного Света стало очевидным духовное толкование Священных Писаний, раскрылись тайны Божией Вселенной, и мы смогли понять намерения Бога по отношению к человечеству.

     Я молюсь о том, чтобы Бог в Милосердии Своем осветил ваши сердца и души Своим чудесным Светом. Тогда каждый из вас будет сиять подобно лучезарной звезде над мраком темных мест на земле.

4 ноября

Cо всех концов Европы приходят вести о собраниях и встре-

    чах, создаются самые различные общества. В одних занимаются наукой, в других — торговлей, политикой и многим другим. Все они ставят перед собой материальные задачи, поскольку их цель — прогресс и развитие материального мира. Лишь изредка затрагивает их дыхание мира духовного. По-видимому, они не внемлют Гласу Небесному и не обращают внимания на то, что относится к Богу. В противоположность этому наша встреча в Париже истинно духовна. Божественное Дуновение веет среди нас, и Свет Царствия Небесного горит во всех сердцах. Ваша любовь к Богу огромна, и ваши души жаждут принять послание великого счастья.

     Вы все собрались здесь с единой целью. Ваши сердца и души, исполненные Божественной любовью, тянутся друг к другу, и вы стремитесь трудиться во имя единства всего мира.

     Это истинно духовная встреча! Она похожа на прекрасный благоухающий сад, на который Небесное Солнце расточает свои золотистые лучи; тепло их проникает в каждое ожидающее сердце и радует его. Любовь к Христу, которую вы испытываете, выше всех знаний, и Святой Дух вам служит поддержкой.

     День за днем это собрание будет расти и набираться сил до тех пор, пока дух его не завоюет весь мир!

     Постарайтесь от всего сердца стать добровольными проводниками Божией Благодати. Ибо говорю я вам, что Он избрал вас Его посланниками любви в этом мире, носителями Его духовных даров для людей и посредниками, посвятившими себя установлению единства и согласия на земле. От всего сердца благодарите Бога за то, что Он наградил вас этой привилегией, поскольку даже всей жизни, посвященной восхвалению Бога, недостаточно, чтобы отблагодарить Его за эту благодать.

     Оторвите взгляд ваш от настоящего и, исполнившись веры, загляните в будущее! Сейчас время сева, семя падает в землю, но наступит день, когда из него вырастет прекрасное дерево, ветви которого усыпаны обильными плодами. Радуйтесь и приветствуйте наступление этого дня; попытайтесь познать его силу, ибо она поистине чудесна! Бог осыпал вас почестями, и в сердца ваши Он вложил сияющие звезды. Воистину, ваш свет озарит весь мир!

3 ноября

ВПариже становится холодно, так холодно, что мне придется скоро уехать, но тепло вашей любви задерживает меня. Я надеюсь с Божией помощью побыть еще немного с вами. Ни холод, ни жара не властны над духом, поскольку Любовь Божия согревает его. Когда мы понимаем это, то начинаем постигать нечто, относящееся к нашей жизни в мире ином.

     По доброте Своей Бог наделил нас такого рода предощущениями, дал определенные доказательства различий, существующих между телом, душой и духом.

     Мы видим, что холод, жара, страдания и подобные воздействия касаются лишь тела, но не затрагивают духа.

     Как часто мы видим людей бедных, больных, плохо одетых, не имеющих средств к существованию, но сильных духом. Какими бы ни были их физические страдания, дух их остается свободным и здоровым! И наоборот — как часто мы видим богатых, физически сильных и здоровых людей, но имеющих безнадежно больную душу.

     Совершенно очевидно, что дух человека полностью отличен от его физического тела.

     Дух неизменен, нерушим. Совершенствование и развитие души, ее радость или страдание не зависят от ее физической оболочки.

     Если друг доставляет нам радость либо огорчение, если любовь оказывается настоящей или же фальшивой, это затрагивает нашу душу. Если от нас далеко те, кого мы любим, страдает душа; душевные же страдания и печали могут сказаться на теле.

     Таким образом, если дух напитан святыми добродетелями, радуется и тело; если душа погрязла в грехах, тело страдает!

     Если мы встречаем правду, постоянство, привязанность и любовь, мы счастливы; если же мы сталкиваемся с ложью, вероломством и фальшью, мы несчастны!

     Все это относится к душе, но никак не к телесным страданиям. Отсюда очевидно, что душа, как и тело, обладает своей собственной индивидуальностью. Если изменяется тело, то совсем необязательно, что перемены затронут и дух. Так, если вы разобьете зеркало, освещенное солнцем, стекло распадется на мелкие кусочки, солнце же будет продолжать светить всегда! Если сломается клетка, в которой сидит птица, она останется невредимой! Если разбить стекло лампы, огонь в ней может продолжать ярко гореть!

     То же относится и к человеческому духу. Смерть, разрушающая человеческое тело, бессильна перед его духом, который вечен, непреходящ, не имеет ни рождения, ни смерти.

     Что же касается души человека: после его смерти она сохраняет ту степень чистоты, которой достигла во время жизни в человеческом теле, и после отделения от него она остается погруженной в океан Божией Милости.

     Начиная с момента, когда душа покидает тело и оказывается в Небесной Обители, её развитие духовно, и это развитие есть приближение к Богу.

     В мире физическом развитие заключается в переходе с одной ступени совершенствования на другую. Минерал, обладая неорганическими свойствами, переходит в растительное царство, растение со свойственными ему совершенствами переходит на следующую ступень — к животному миру, и так вплоть до рода человеческого. Этот мир полон кажущихся противоречий: каждому из царств (минеральному, растительному, животному) свойственна жизнь определенного уровня; неважно, что по сравнению с человеком земля кажется мертвой, тем не менее она живет присущей ей жизнью. В этом мире все живет, умирает и возрождается вновь в другой форме, но в мире духа все по-иному.

     Душа не развивается от одной ступени к другой, она приближается к Богу Его Благодатью и Милостью.

     Я искренне молюсь о том, чтобы мы все могли попасть в Царствие Божие и быть рядом с Ним

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook