Шоги Эффенди
Бог проходит рядом

В то время, как последователи Веры Бахауллы на Востоке и Западе предпринимали первые шаги, направленные на возведение основы Административного Порядка, в некоей безвестной египетской деревушке горстка верующих, попытавшихся учредить у себя один из первичных институтов этого Порядка, подверглась яростным нападкам - нападкам, которые в исторической перспективе будут признаны потомками знаменательной вехой не только Века Строительства своей Веры, но и всего первого века Бахаи. И действительно, можно сказать, что последствия этих событий открыли новую главу в развитии самой Веры, в развитии, которое, пройдя последовательные стадии угнетения, обретения самостоятельности и признания Веры как независимого Откровения и государственной религии, должно привести к образованию государства Бахаи и завершиться появлением Всемирного сообщества Бахаи.

Начавшись в стране, которая с полным правом может похвастаться тем, что является признанным центром как арабского, так и исламского мира; ускоренный действиями, которые по своей собственной инициативе предприняли представители самой многочисленной исламской общины; прямой продукт ряда беспорядков, спровоцированных несколькими членами этой общины с целью пресечь деятельность последователей Веры, происходивших из их среды и имевших духовный сан, - этот могучий толчок в развитии судеб воинствующей общины бахаи самым непосредственным образом и в весьма значительной степени способствовал упрочению и возвеличению престижа того Административного Порядка, который эта община начала строить. Более того, отзвуки этих событий, распространившись на другие исламские страны и будучи восприняты во всем своем непреходящем значении приверженцами как христианства, так и ислама, ускорили окончание переходного периода, который Вера проходит ныне на этапе своего строительства.

В деревне Кавм ус-Сайде, расположенной в районе Беба провинции Бени Суэф в Верхнем Египте, в результате религиозного фанатизма, которым после образования собрания бахаи воспылал староста этой деревни, и тяжких обвинений, предъявленных им полицейскому комиссару района и губернатору провинции, - обвинений, которые привели магометан в такое неистовство, что они не постыдились самым позорным образом глумиться над своими жертвами, - и начался процесс, возбужденный местным нотариусом, уполномоченным минстерством юстиции, против троих проживавших в деревне верующих бахаи с требованием, чтобы они развелись со своими женами-мусульманками на том основании, что отреклись от ислама после официального бракосочетания по мусульманскому обряду.

Приговор церковного апелляционного суда в Бебе, вынесенный 10 мая 1925 года, впоследствии утвержденный высшими церковными властями Каира и утвержденный ими как окончательный, отпечатанный и распространенный мусульманской администрацией, аннулировал брачные договоры троих отважных последователей Веры и в целом осудил еретиков за нарушение законов и заповедей ислама. В нем содержалось также определенное, поразительное и, даже можно сказать, историческое утверждение, а именно: что Веру, которую исповедовали трое еретиков, следует рассматривать как некую иную религию, совершенно независимую от предшествующих религиозных систем, - утверждение, которое с той поры и впредь враги Веры на Востоке и Западе либо оспаривали, либо сознательно игнорировали.

Вслед за изложением основных догматов и заповедей ислама и детальным рассмотрением учения Бахаи, подкрепленным цитатами из Китаб-и-Акдас, писаний Абдул-Баха и Мирзы Аб уль-Фадла, вслед за особой ссылкой на некоторые законы Бахаи и показав, что защитники Веры, с учетом вышесказанного, фактически отреклись от Веры Мухаммада, официальный приговор недвусмысленно гласил: "Вера Бахаи представляет из себя новую, совершенно самостоятельную религию со своими собственными представлениями, принципами и законами, которые отличаются от представлений, принципов и законов Ислама и прямо противоречат им. Таким образом, ни один бахаи не может считаться мусульманином и наоборот, равно как не может считаться мусульманином ни один буддист, индуист или христианин". Приказывая расторгнуть брачные отношения между подсудимыми и "отделить" мужей от их жен, это официальное и достопамятное заключение заканчивается следующими словами: "В том случае, если кто-либо из них (мужей) раскается, вновь уверует и признает все, что Мухаммад, апостол Божий, воспринял от Бога... и вернется в лоно великой и славной исламской Веры... а также засвидетельствует, что Мухаммад ... есть Печать Пророков и Посланцев, что ни одна религия не последует за Его религией, что ни один закон не отменит Его закона, что Коран есть последняя из Книг Божиих и Его последнее Откровение Его Порокам и Посланцам,.. то ему будет разрешено возобновить свой брачный договор..."

Подобная, весьма многозначительная декларация, основанная на неопровержимых доказательствах, приведенных самими же заклятыми врагами Веры Бахауллы, прозвучавшая в стране, мечтающей о главенстве в исламском мире после восстановления халифата, и санкционированная высшими церковными властями страны, это официальное признание, которого главы шиитского ислама в Ираке и Персии так упорно избегали на протяжении целого столетия и которое раз и навсегда заставило умолкнуть тех отступников, включая христианских иерархов Запада, которые в прошлом клеймили Веру как культ, как секту бабидов, как ветвь Ислама, либо старались представить ее неким синтезом различных религий, - подобная декларация была провозглашена всеми общинами бахаи Востока и Запада как первая Хартия, подтверждающая освобождение Дела Бахауллы от оков исламской ортодоксии, как первый исторический шаг на пути, ведущем к его окончательному и всемирному признанию, - при этом шаг, предпринятый не сторонниками Дела, как того можно было ожидать, а его противниками.

Подобный вердикт, предоставляющий неисчислимые возможности, был немедленно осознан как грозный вызов, который строители Административного Порядка Веры Бахауллы тут же, не таясь, приняли. Он взывал к священному долгу, который они готовы были исполнить. Долженствующий, по мысли его авторов, лишить противника доступа в мусульманские суды и, следовательно, поставить его в крайне затруднительное положение, он превратился в рычаг, который египетская община бахаи, а вслед за ней и другие, с готовностью использовали с целью утверждения независимости своей Веры и поиска путей признания ее правительством. Переведенный на несколько языков, распространяемый в общинах бахаи на Востоке и Западе, этот документ подготавливал почву к началу переговоров между избранными представителями этих общин и гражданскими властями Египта, Святой Земли, Персии и даже Соединенных Штатов с целью обеспечения этими властями Веры как независимой религии.

В Египте это явилось сигналом к принятию ряда мер, в конечном счете значительно облегчивших и ускоривших это признание со стороны правительства, которое до сих пор официально связано с исламской религией и вынуждено смиряться с тем, что его законы и установления в значительной степени определяются взглядами и высказываниями глав духовенства. Непреклонная решимость египетских верующих ни на йоту не отступать от основных положений своей Веры, избегать каких бы то ни было контактов с любым мусульманским церковным судом и отказываться от всех предлагаемых церковных должностей; кодификация и публикация основополагающих законов Китаб-и-Акдас, затрагивающих вопросы статуса личности, таких, как заключение и растроржение брака, право наследования и организация похорон, и представление этих законов на рассмотрение египетского кабинета министров; выпуск собственных удостоверений о заключении и расторжении брака, проведенный Национальным Духовным Собранием; факт принятия Собранием всех обязанностей, связанных с заключением и расторжением браков между верующими бахаи, а также с похоронами; соблюдение всеми членами общины девятнадцатидневного Священного Праздника, на время которого, как то предписано в учении Бахаи, всякая трудовая деятельность должна быть прекращена; петиция, адресованная избранными национальными представителями этой общины премьер-министру Египта, министру иностранных дел и министру юстиции (поддержанная сходным обращением, которое Американское национальное Духовное Собрание направило правительству Египта) и содержащая копию судебного постановления, национального устава Бахаи и правил внутреннего распорядка, с требованием признать Собрание как орган, способный осуществлять функции независимого суда и располагающий полномочиями применять во всех случаях, касающихся статуса личности, законы и заповеди, явленные Творцом Веры, - все это следут отметить как первые последствия исторического заявления, которое в конечном счете должно приветси к установлению раноправия этой Веры с религиями других стран.

Параллельно этой эпохальной декларации и являясь прямым следствием непрекращающихся беспорядков, чинимых в Порт-Саиде и Исмаилии фанатичной толпой в связи с похоронами нескольких членов общины бахаи, был вынесен официальный приговор (фетва) - не менее замечательный документ, составленный Великим муфтием Египта по просьбе министра юстиции. Вскоре после оглашения приговор был опубликован в египетской прессе, еще более укрепив независимый статус Веры. Это произошло сразу после беспорядков, с особой силой разыгравшихся в Исмаилии, где разъяренные толпы, окружив погребальный кортеж Мухаммада Сулеймана - видного верующего-бахаи, проживавшего в этом городе, создали такую угрозу, что вынуждена была вмешаться полиция, после чего тело пришлось вернуть домой, и родственники вынуждены были похоронить его тайком, ночью, на краю пустыни.

Приговор был вынесен после письменного доклада, с которым министр внутренних дел обратился 24 января 1939 года к министру юстиции. Доклад заключал копию свода законов Бахаи, касающихся вопросов, связанных со статусом личности, и опубликованных Национальным Духовным Собранием Бахаи Египта, и обращенный к муфтию запрос с просьбой высказаться относительно петиции, с которой Собрание обратилось к правительству по вопросу о предоставлении четырех земельных участков под кладбища бахаи в Каире, Александрии, Порт-Саиде и Исмаилии. "Мы, - пишет муфтий в своем ответе на сообщение министра юстиции, датированном 11 марта 1939 года, - получили ваше письмо от 21 февраля сего года, в котором вы интересуетесь, законно ли будет хоронить покойников-бахаи на мусульманских кладбищах. Сим заявляем, что эту общину не следует рассматривать как мусульманскую в связи со взглядами, которые она исповедует. Внимательное изучение так называемого "Закона о личном статусе-, а также сопровождающих его бумаг, вполне убедило нас в этом. Поэтому, ежели кто-либо из членов этой общины прежде считался мусульманином, то, переняв новые взгляды и притязания, он таким образом отрекся от Ислама и его следует рассматривать как человека, изверженного из его лона и подлежащего действию законов о вероотступничестве правой Исламской Веры. Поскольку же эта община не является мусульманской, будет незаконно хоронить ее покойников на мусульманских кладбищах, даже если изначально они были мусульманами..."

Именно вследствие этого окончательного, ясно сформулированного и авторитетного суждения высшего представителя исламского закона в Египте, после продолжительных переговоров, в результате которых каирская община бахаи получила часть кладбищенского участка, отведенного для проживающих в городе инакомыслящих, египетское правительство согласилось предоставить этой общине, равно как и бахаи Исмаилии, два участка земли для погребения усопших - событие исторического значения, с великим воодушевлением встреченное членами гонимых, исстрадавшихся общин и послужившее дальнейшей демонстрации независимого характера их Веры, а также расширившее сферу юрисдикции ее представительных учреждений.

По решению Национального египетского духовного собрания Бахаи и Национального собрания Персии на первое из этих официально выделенных кладбищ были перенесены останки знаменитого Мирзы Аб уль-Фадла и захоронены там с почестями, подобающими его высокому положению, таким образом достойно открыв первое из официальных учреждений Бахаи подобного рода на Востоке. За этим вскоре последовало и другое знаменательное событие: на христианском кладбище в Каире было эксгумировано тело прославленного западного миссионерского миссис Е.Гетсингер, похороненное с помощью Американского Национального Духовного Собрания Бахаи и Госдепартамента Соединенных Штатов в самом сердце этого кладбища в непосредственной близости от места упокоения выдающегося творца и поборника Веры.

В Святой Земле, где кладбища бахаи еще до заявления египетского правительства устраивались при служении Абдул-Баха, было принято историческое решение хоронить мертвых лицом к Кибле в Акке - мера, значение которой усилилось благодаря решению впредь не прибегать, как то произошло в предыдущем случае, к содействию магометанских судов во всех вопросах, касающихся заключения и расторжения брака, и полностью, открыто соблюдать предписания Бахауллы относительно погребения покойных. Вскоре за этим последовало представление официальной петиции, направленной 4 мая 1939 года представителями местной общины в Хайфе палестинским властям, с просьбой, ввиду отсутствия в гражданском кодексе страны соответствующего закона, регулирующего статус личности и применимого ко всем проживающим в стране независимо от их религиозных убеждений, официально признать общину и предоставить ей "все полномочия по управлению собственными внутренними делами, которыми пользуются ныне прочие религиозные общины в Палестине".

Вслед за принятием петиции - событие огромного значения, абсолютно беспрецедентное в истории Веры в какой бы то ни было иной стране, в соответствии с официальным признанием гражданскими властями брачных удостоверений, выпущенных представителями местных общин, правомочность которых негласно уже признал официальный представитель персидского правительства в Палестине, правительство приняло ряд решений, освобождающих всю собственность и учреждения, рассматриваемые общиной Бахаи как святые места либо посвященные усыпальницам ее основателей, от государственной пошлины. Более того, в соответствии с этими решениями, все предметы, служащие украшением или обстановкой святынь бахаи, освобождались от таможенных пошлин, а филиалам американского и индийского духовных собраний были приданы функции "религиозных обществ", как то требовали законы страны, и разрешено содержать имущество и распоряжаться им в качестве уполномеченных лиц этих Собраний.

В Персии, где намного большая община, по численности уже значительно превосходящая проживающее в стране христианское, иудейское и зороастрийское меньшинства, невзирая на традиционно враждебное отношение гражданских и церковных властей, преуспела в созидании структуры административных институтов, столь значительная декларация вдохновила членов общины на то, чтобы в максимальной степени использовать огромные преимущества, которые давало им это совершенно неожиданное свидетельство. Пережив суровые испытания, которым подвергали их жестокие, неразборчивые в средствах и неумолимые главы всемогущего, ныне же обретающегося в ничтожестве духовенства, победоносная, совсем недавно безвестная община более чем когда бы то ни было исполнилась решимости достичь своей цели и в пределах, установленных ее Основателем, быть признанной как незавимимая религиозная организация, всеми возможными средствами сохраняющая свою цельность, единство и солидарность своих членов, а также свои избирательные институты. Она не могла долее - теперь, когда ее открытый противник в этой стране, на этом языке и по столь важному поводу сделал такое яркое, решительное заявление и разорвал покров, так долго скрывавший некоторые обличительные истины, лежащие у истоков ее учения, - хранить молчание или безответно терпеть меры, призванные органичить и сковать ее силы, задушить внутриобщинную жизнь и отказать общине в праве встать на равную ногу с другими религиозными общинами страны.

Полные непреклонной решимости отныне отмежеваться от мусульман, иудеев, христиан и зороастрийцев, члены общины решили в качестве первого шага принять такие меры, которые позволили бы безоговорочно закрепить за своей религией тот статус, то исключительное положение, что определили ей ее заклятые враги. Помня о своем святом и неизбежном долге - во всех делах чисто административного характера полностью повиноваться законам своей страны, и в то же время твердо решившись всеми доступными им законными средствами утверждать и демонстрировать независимую суть своей Веры, они разработали ряд мероприятий и определили политику, предназначенную помочь им подняться на следующую стпень в достижении поставленной цели.

Твердая решимость не отступаться от своей веры, какими жертвами это не обернулось; бескомпромиссная позиция - не прибегать к помощи мусульманских, христианских, иудейских и зороастрийских церковных судов в любых вопросах, касающихся статуса личности; отказ вступать в какую бы то ни было организацию и занимать церковные должности; всемерное соблюдение законов, предписанных в Китаб-и-Акдас и касающихся обязательных молитв, постов, браков, разводов, наследования, погребения покойных и употребления опиума и алкогольных напитков; выпуск и распространение удостоврений о рождении, смерти, браке и разводе, под управлением узаконеных собраний Бахаи; перевод на персидский "Закона Бахаи о личном статусе", впервые опубликованного Египетским национальным Собранием бахаи; прекращение работы во все Святые Дни; устройство в столице и в провинциях кладбищ бахаи, которые могли бы служить местом погребения всех верующих независимо от того, каково было их изначальное вероисповедание; упорное нежелание регистрироваться как мусульмане, христиане, иудеи или зороастрийцы, в удостоверениях личности, брачных свидетельствах, паспортах и других официальных документах; особое значение, придаваемое Девятнадцатидневному Празднику, учрежденному Бахауллой в Его Пресвятой Книге; наложение санкций выборными собраниями бахаи, взявшими на себя обязанности и функции религиозных судов, на непокорных членов общин, отказывая им в праве голосования в Собраниях и соответствующих комитетах - все это связано с началом деятельности общины, которая создала основу Административного Порядка и ныне, под мощным влиянием исторического судебного приговора, вынесенного в Египте, силой убеждения намерена добиться признания гражданскими властями статуса, который с таким пафосом засвидетельствовали ее церковные противники.

То, что первоначальные попытки частично увенчались успехом, что временами они вызывали подозрения правящих властей и грубо искажались недремлющими врагом, - вряд ли удивительно. В некоторых отношениях они были успешны при переговорах с гражданскими властями, при получении правительственного разрешения на незаполнение в паспорте графы о религиозной принадлежности, при негласном разрешении, которое в некоторых местах власти давали верующим - не заполнять эту графу в официальных документах, а регистрировать в собственных Собраниях все случаи, связанные с браком, разводом, рождением и смертью в соответствии со своими религиозными обрядами. Однако в других отношениях община подверглась серьезным ограничениям: ее школы, основанные и контролируемые исключительно ею, были насильственно закрыты, поскольку отказывались проводить занятия в священные дни; ее членов, как мужчин, так и женщин, подвергали судебным санкциям; тех, кто служил в армии, либо гражданских учреждениях, нередко увольняли; на ввоз и распространение литературы бахаи был наложен запрет; все публичные собрания и митинги были воспрещены.

Со своей стороны, община бахаи, верная священным обязанностям по отношению к правительству, подчинялась и впредь будет починяться всем административным актам, которые время от времени издают гражданские власти. Немедленное закрытие воскресеных школ в Персии - тому доказательство. Однако тем актам, которые чреваты отстпничеством либо влекут за собою отклонение от духовных, богоданных и основополагающих принципов, члены общины упорно отказываются подчиняться, предпочитая тюремное заключение, высылку и прочие гонения, включая казнь - которую уже претерпели двадцать тысяч мучеников, отдавших свои жизни. - тому, чтобы следовать диктату мирских желаний, требующих отречься от своего дела.

"Даже если вы разорвете нас в клочья, - писал в своем памятном послании губренатору Фарса, пытавшемуся силой принудить членов общины бахаи обратиться в мусульманство, один из бесстрашных потомков этих мучеников, - нас - мужчин, женщин и детей, живущих в округе Абаде, - мы никогда не подчинимся вашей воле". Прочтя эти слова, воинствующий губернатор навсегда отказался от своих недобных намерений.

Община бахаи Соединенных Штатов Америки, уже явив вдохновляющий пример, создав и усовершенствовав механизм Административного Порядка, живо откликнулась на далеко идущие последствия приговора, вынесенного мусульманским судом в Египте, на тот эффект, который он произвел в Святой Земле, и получила новый заряд сил при виде отваги и упорства, проявленными их собратьями в Персии. Она решила дополнить свой весомый вклад в общее дело новыми достижениями, предназначенымм еще более четко обозначить статус Веры Бахауллы на североамериканском континенте. Численно она была меньше, чем персидская община. Вследствие разнообразия законов, принятых в разлиных штатах, она - во всех вопросах, касающихся статуса личности, - оказалась в ситуации, коренным образом отличной и намного более сложной, чем та, с которой столкнулись верующие на Востоке. Но сознавая, что на ней лежит ответственность вновь дать мощный толчок развертыванию предустановленного свыше Порядка, она смело предприняла ряд мер, которые позволили еще ярче проявиться независимому характеру Откровения.

Признание федеральными властями Национального Духовного Собрания в качестве религиозной организации, уполномоченной владеть собственностью, посвященной интересам Веры; учреждение фондов Бахаи и освобождение их от налогов как собственности, находящейся исключительно в ведомстве религиозной общины, - теперь допонились решениями и мерами, предназначенными и далее развивать и упрочивать связи, соединяющие членов общины. Особый акцент на некоторых основополагающих законах Китаб-и-Акдас относительно обязательных ежедневных молений; соблюдение постов и согласие родителей как обязательное предварительное условие перед вступлением в брак; годичный срок непроживания вместе мужа и жены как необходимое условие развода; воздержание от алкогольных напитков; особое значение, придаваемое Девятнадцатидневному празднику, заповеданному Бахауллой в Китаб-и-Акдас; неучастие в каких бы то ни было церковных организациях и отказ от церковных должностей - все это особо подчеркнуло исключительный характер Братства Бахаи и, в глазах общественности, провело разграничительную черту между их обрядами и церемониалами и рукотворными институтами религий прошлого.

Особую, историческую важность имело заявление, сделанное гражданскими властям штата Иллинойс Духовным собранием бахаи Чикаго - первым центром, учрежденным на североамериканском континенте, первым официальном признанным и узаконенным среди аналогичных организаций, первым, кто проложил путь к возведению Храма Бахаи на Западе, - с просьбой законным порядком признать право на заключение браков в соответствии с положениями Китаб-и-Акдас, а также брачные удостоверения, предварительно утвержденные официальным решением Собрания. Принятие властями этой петиции, дававшей право всем местным Собраниям регистрировать законные браки между членами общины бахаи и уполномочивавшей председателя или секретаря чикагского Собрания представлять эту организацию на всех брачных церемониях; выпуск 22 сентября 1939 года в штате Иллинойс первого брачного свидетельства бахаи, уполномочивавшего вышеупомянутое Собрание освящать браки между бахаи и выпускать брачные свидетельства; успешные меры, последовательно принятые Собраниями других штатов, таких, как Нью-Йорк, Нью-Джерси, Висконсин и Огайо, с целью добиться для себя подобных же привилегий внесли свой значительный вклад в дело признания независимого религиозного статуса Веры. К этому следует добавить сходное и не менее значительное признание, предоставленное с начала нынешнего конфликта военным департаментом Соединенных Штатов, - о чем свидетельствует послание, адресованное 14 августа 1942 года Американскому Национальному Духовному Собранию бахаи генерал-квартирмейстером этого департамента, - и подтверждающее право использования символа Величайшего Имени на могильных плитах бахаи, погибших на войне и похороненных на военных или частных кладбищах, тем самым отличая их от иудейских и христианских могил, на которых установлен латинский крест либо начертана Звезда Давида.

Нельзя не упомянуть также и о требовании, представленном Национальным Духовным Собранием бахаи Америки в Комитет цен при вашингтонской администрации, с просьбой, чтобы председатель и секретарь местных Собраний бахаи как лица, отправляющие религиозные обряды, а в некоторых случаях и заключающие браки, пользовались привилегированными услугами бензозаправочных станций в случаях, когда они должны совершать религиозные обряды в местах своего проживания.

Общины бахаи в таких странах, как Индия, Ирак, Великобритания и Австралия, также быстро оценили преимущества, проистекающие из публикации этого исторического приговора, и постарались в соответствии с обстоятельствами наиболее полно использовать возможности, предоставленные им подобным публичным свидетельством, для дальнейшей демонстрации независимого характера Веры, чью административную структуру они уже создали. Благодаря всемерному упрочению законов, заповеданных в Пресвятой Книге; благодаря исключительному соблюдению самостоятельности и невступлению в какие бы то ни было религиозные организации; благодаря политике, предназначенной исключительно для того, чтобы придать большую гласность этому значительному документу, знаменующему поворотную точку в развитии Веры, эти общины, а также все учреждения бахаи на Востоке и Западе, каким бы изолированным и несовершенным ни было их положение, сознавая свою солидарность и полностью отдавая отчет в том, какие славные перспективы открываются перед ними, единогласно провозгласили независимый характер Веры Бахауллы и проложили путь к освобождению от оков, которые могли бы отсрочить ее всемирное признание.

В разное время многие обозреватели отдавали должное статусу, которого Вера достигла благодаря самостоятельным усилиям и который является свидетельством и дополнительным стимулом на ее отважном восхождении к вершинам, которые она в конечном счете должна покорить. "Палестина, - как свидетельствует профессор Норман Бентвитч, бывший высшим чиновником органов юстиции в палестинском правительстве, - сейчас действительно является землей не трех, а четырех религий, поскольку Вера Бахаи, имеющая центры паломничества в Акке и Хайфе, постепенно приобретает характер всемирной религии. Соответственно развитию ее влияния на этой земле она становится фактором международного и межрелигиозного понимания". "В 1920 году, - заявил в своем завещании выдающийся швейцарский ученый-психиатр, доктор Огюст Форель, - в Карлсруэ я услышал о внеконфессиональной всемирной религии бахаи, основанной семьдесят лет тому назад на Востоке уроженцем Персии Бахауллой.

Это действительно религия "Государства всеобщего благосостояния", в которой нет догм и священников и которая связывает между собой всех людей нашего маленького земного шара. И вот я стал бахаи. Пусть эта религия живет и процветает на благо всего человечества! Это мое самое пламенное желание". "Она вплотную подошла к созданию всемирного государства, универсального языка и универсальной религии, - утверждает он также. - Движение Бахаи за единство человечества, с моей точки зрения, есть величайшее движение, ныне трудящееся во имя достижения мира и братства во всем мире". "Это религия, - свидетельствует перо покойной королевы Марии Румынской, - связывающая все верования... религия, основанная на внутреннем духе Божием... Она учит, что ненависть, интриги, подозрения, злоречие и даже воинствующий патриотизм пребывают вне единого основополагающего закона Господа и что все частные верования суть поверхностны, в то время как сердце, бьющееся божественной любовью, не признает ни племени, ни расы.

Подкатегории

Шоги Эффенди
Бог проходит рядом

Шоги Эффенди
Бог проходит рядом

Шоги Эффенди
Бог проходит рядом

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook