6 Ноября 1912 Беседа в Универсалистской Церкви

Угол Тринадцатой Стрит и L Стрит (?)  С.З. Вашингтон, О.К.

 Запись Джозефа Х. Ханнена

 Хвала господу! Над вашей страной гордо реет знамя свободы. Все вы имеете право свободно излагать свои взгляды и убеждения; все вы, независимо от национальности, расы и вероисповеданий являетесь свободными равноправными гражданами. Безусловно все эти достижения заслуживают высокой оценки и благодарственной молитвы. В этой связи, позвольте мне упомянуть, что в течение моего недавнего путешествия по Америке я неизменно встречал проявления безграничного гостеприимства, радушия и благожелательности. Мне хотелось бы также с полнейшей взаимностью и искренностью ответить на теплый прием и дружеское расположение почтенного священнослужителя, пастора этой церкви, ибо он обладает истинной духовной восприимчивостью, заслуживающей особого признания. Человек, который становится на путь духовного наставничества и руководства, бесспорно должен являть собой образец милосердия и доброжелательности. Либерализм - одна из насущнейших задач сегодняшнего дня, - справедливость и равноправие должны стать главными приципами взаимоотношений между людьми и между государствами. Нельзя лишать людей возможности свободного общения; ибо Господь безграничен, и любой человек, любой слуга Престола Божия также должен быть свободен от ограничений. Сущий мир есть порождение милосердного дара Господа. Господь озарил царство явленного бытия лучезарным сиянием небесной щедрости, Он милостив и добр ко всем Своим творениям. Посему роду человеческому от веку назначено быть восприемником даров из сокровищницы Его величия, восприемником атрибутов вечносущего Владыки; именно об этом возглашал Христос, " Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." Ибо Его щедроты одинаково нисходят на все человечество, подобно теплу и свету солнца, самосветного тела материальной вселенной. Следовательно человек должен брать уроки доброты и милосердия у Самого Господа. Поскольку любовь Господа распространяется на всех, то мы также должны любить всех собратьев своих. Если человек справедлив и милосерден по отношению к ближним своим, по отношению ко всем тварям земным, то он, воистину, может быть назван образом и подобием Божиим.
 Существует несколько видов человеческого братства или единства. Взаимоотношения могут строиться на основе кровного родства, личных родственных связей одной семьи. Возможности такого союза ограничены и изменчивы, эти связи могут быть разорваны. Зачастую мы видим, что любовь и согласие в семье постепенно превращается в ненависть и вражду. Другой вид единства зиждется на чувстве патриотизма. Человек любит своих соотечественников, и все они объединены чувством любви к родине. Но сфера действия и прочность такого союза также не велика и изменчива, поскольку известны примеры гражданских войн, когда сыновья одной отчизны проливали кровь друг друга на полях сражений. Далее, существует братство или союз, который, возникая на основе расового единства или общности национального происхождения, пробуждает взаимное чувство симпатии и желание общения. Но и данным отношениям присущи свои ограничения и непостоянство, ибо люди одной и той же расы и национальности участвуют в междуусобных войнах и сражаются не на жизнь, а на смерть. Есть четвертый вид братства, порождаемый отношением человека к человечеству в целом, бескорыстной любовью ко всем представителям рода людского и пониманием исконного родства. Несмотря на то, что эти отношения безграничны, однако и они преходящи и изменчивы. Даже с помощью установления таких всеобщих родственных связей нельзя достичь желаемых результатов. Что же мы подразумеваем, говоря о желаемых результатах? Они суть милосердие по отношению ко всем человеческим созданиям и прочное, нерушимое братство, которое построено на духовной восприимчивости к божественным дарам и осознании подлинной сущности человеческого бытия. Итак очевидно, что союз братской любви и милосердия, построенный на основе семейных, патриотических, национальных или альтруистических принципов, не отличается постоянством и самодостаточностью, поскольку его связи ограничены и слабы, изменчивы и недолгосрочны. Ибо в семье возникают ссоры и отчужденность; соотечественники развязывают междоусобные саморазрушительные войны; люди одной расы зачастую испытывают чувства взаимной ненависти и злобы; и даже альтруистам не достает порой бескорыстной преданности и общности во взглядах и убеждениях, что не позволяет надеяться на постояноство и нерушимость общечеловеческого единства.
 Владыка рода людского посылал в этот мир Своих божественных, святых Явителей. Он открывал нам Свои Небесные Книги, дабы установить духовное братство, и сие совершенное единство рода человеческого должно быть воплощено в жизнь благодаря объединяющей силе Святого Духа. И когда, благодаря животворному дыханию Святого Духа совершенное единство и согласие установится между людьми, то такой союз братства и любви будет духовным по своей внутренней сущности, такое милоседие будет небесным милосердием, такие всеобъемлющие связи будут божественными, - и сие новоявленное единение будет нерушимым и постоянным, не подвластным никаким изменениям. Оно останется вечным и неизменным во веки веков. Рассмотрим, к примеру, основы братства, заложенные Христом. Обратите внимание на то, как духовная близость способствовала единству и согласию, множество людей сошлись в единодушном стремлении к совершенствованию, они готовы были отдать свои жизни ради счастья собратьев своих. Они были согласны отказаться о всех мирских владений и с радостью принимали смертные муки. Они жили в такой любви и содружестве, что даже Гален, знаменитый греческий философ, который не был последователем Христа, написал в своей книге, озаглавленной "Прогресс Народов", что религиозные убеждения оказывают прекрасное воздействие на развитие подлинной цивилизации. В подтверждение истины данного утверждения, он говорил, "Мы наблюдаем ныне людей, именующих себя Христианами. Они достигли небывлого уровня нравственной культуры. Каждый из них являет собой образец истинного философа, поскольку их жизнь и общение исполнены духом совершенной любви и взаимопонимания. Они готовы принести свои жизни в жертву ради счастья ближнего. Они отказываются от своих мирских владений во благо собратьев своих. Можно сказать, что Христиане единодушны по своей сущности. Они объединились в подлинный, нерушимый союз."
 Таким образом, очевидно что основой настоящего братства, причиной доброжелательности и взаимопонимания и источником подлинного милосердия и бескорыстной преданности является не что иное, как животворное дыхание Святого Духа. И нет в этом мире иного возрождающего и объединяющего, духовного источника. Мы признаем, что могут возникнуть союзы, основанные на других мотивах и побуждениях, но все они имеют ограниченные сферы влияния и подвластны изменениям. Если же человеческое братство зиждется на силе Святого Духа, то оно вечно, нерушимо и безгранично.
 Было время, когда Восточный мир, казалось, навсегла утратил чувства братства, милосердия и все добродетели, присущие человеческому роду. Не осталось и следа от патриотического, религиозного и расового взаимопонимания; а вместо этого повсюду царили предрассудки и ненависть. Последователи одной религии были злейшими врагами всех иноверцев; исполненные воинственным духом, они жаждали кровавых схваток и убийств. Нынешняя война на Балканах является ярким примером подобных отношений. Трудно даже представить, что в наш просвещенный век может существовать такая кровожадность и дикость, такая вопиющая несправедливость, которая подпитывется исключительно религиозными суевериями и противоречиями. Ибо противоборствующие стороны принадлежат к одной и той же национальности и живут в одной стране; и несмотря на это они проявляют варварскую жестокость и безжалостность по отношению друг к другу. Подобное прискорбное положение сложилось в девятнадцатом веке в Персии. В умах человеческих царил мрак невежества и фанатизма, между людьми разных национальностей не осталось и следа братства и взаимопонимания. Вместо этого сердца людей переполняли чувства ярости и ненависти; все сферы человеческой жизни были окутаны густой, черной завесой предрассудков. Именно в такое время на божественном горизонте взошла лучезарная звезда Бахауллы, и пещерная беспросветная тьма озарилась небесным сиянием. Бахаулла заложил основы единства рода человеческого, разъяснив, что все человечество подобно овцам, а Господь их подлинный и истинный Пастырь. Таким образом, все люди суть паства единого и всеобщего Пастыря.
 Человечество принадлежит к единой семье, и благодати Божии равномерно нисходят на всех чад Его. Каковы же тогда истоки ненависти и злобы, наполняющей людские сердца? Истинный небесный Пастырь заботится о всех овцах Своих. Он ведет их на зеленые пастбища. Он растит и воспитывает их. Отчего же возникает отчуждение и вражда между людьми? На чем же основана их рознь и противоборство? Главной и исходной причиной является отсутствие религиозного единства и взаимопонимания, ибо божественные первоосновы всех мировых религий затемнены суевериями, слепыми подражаниями древним традициям и теологическими догматами, которые вместо мира и согласия между людьми порождают рознь и раскол. Следовательно вражда,ненависть и войны возникают на основе этого раскола и разделения. Исследовав подлинную сущность божественных религий, мы придем к выводу, что все они имеют общую первооснову, единую и неизменную, не подвластную никаким преобразованиям. Так например, любое божественное учение содержит два вида законов или установлений. Один свод законов охватывает сферу морали и нравственности. И такие установления суть неизменны и вечны. Они постепенно открывают знания Божии и пробуждают любовь к Богу, любовь к человечеству, воспитывают человеческие добродетели и атрибуты Царствия Божия, возрождают и воскрешают человека, освобождают его от рабства природы. Сии главные божественные законы вечны и неизменны и являются общими для всей религий. Со времен Адама и до наших дней сей основополагающий закон Божий продолжает оставаться неизменным. Сие есть первооснова божественной религии.
 Второй свод законов и установлений охватывает сферу материального бытия человеческого сообщества и соответствует нуждам и требованиям определенного места и времени. Этот второстепеннный свод не является извечной первоосновой религии, и поэтому он не может служить причиной или поводом для человеческого разделения. Например, во дни Моисея, - да пребудет Он с миром! - сообразно требованиям того времени был разрешен развод. В эпоху Христа закон о разводе уже не соответствовал нуждам и требованиям времени, поэтому Христос отменил его. В эпоху Моисея мужчине разрешалось иметь много жен. Но во времена Христа отпала надобность в таком установлении; поэтому появился новый закон, запрещавший многобрачие. Моисей жил в диких пустынях Синая; и Его установления и заветы находились в соответствии с первобытными условиями жизни. В наказание за кражу человеку отрубали руку. Закон такого рода удовлетворял требованиям того первобытного общества , но он не совместим с современными условиями жизни. Следовательно такие законы составляют второстепенный или изменяющийся свод божественных учений, который не затрагивает подлинной сущности религии. Ибо он относится к сфере материального человеческого бытия и изменяется сообразно нуждам и требованиям места и времени. Посему, все божественные религии имеют единую подлинную сущность. И поскольку сие утверждение истинно, то непонятно почему между ними должны существовать вражда и противоречия. Почему не могут прекратиться войны и кровопролития, почему продолжают существовать ненависть и жестокость? Разве можно одобрить и оправдать такие действия и чувства? Боже избави! Один из главных заветов Учения Бахауллы говорит о том, что религия должна быть источником любви и единства между людьми; что она должна озарять мир сиянием Божественной Сущности, вдохновлять к новым свершениям, вести к славе и величию и пробуждать к вечной жизни. Порождая злобу и ненависть и поддерживая деспотизм и несправедливость, религия уклоняется от своего предназначения. И если она ведет мир человеческий путем вражды, розни и отчуждения, то отсутствие такой религии безусловно предпочтительнее. Религиозные учения подобны курсу лечения, назначенному для исцеления недугов и болезней человеческого сообщества. Если же вместо действенного лечения идут бесплодные дискуссии о симптомах и диагнозах, то лучше отказаться от помощи таких врачевателей. В данном случае отсутствие религии может хоть в какой-то мере способствовать объединению и согласию.
 Далее, религия должна поверяться разумом и согласовываться с научными воззрениями. Ибо религия, разум и наука являются подлинными сущностями; следовательно им надлежит мирно сосуществовать и поддерживать друг друга, поскольку все они принадлежат к миру подлинных сущностей. Вопрос или принцип, разъясняемый религиозным учением, должен согласовываться с наукой. Наука должна подтвердить его истинность, и также он должен согласовываться с доводами разума, ибо истинная вера основана на глубокой убежденности. Если же религиозное учение все же противоречит науке и разуму, то оно есть не что иное, как суеверие. Владыка Небесный наделил человечество умственными способностями, дабы мы могли открывать подлинные сущности вещей. Так разве может человек по справедливости согласиться с любым утверждением, которое противоречит доводам разума и научным воззрениям? Конечно же такое учение не может внушить человеку доверия и истинной веры.
 Учение Бахауллы включает в себя много заветов; я предлагаю вам лишь краткий обзор основных установлений. Одно из них касается равенства между мужчинами и женщинами. Бахаулла возглашал, что поскольку Господь сотворил всех людей по образу и подобию Своему, то различие полов не является существенным в оценке Господа. Как мужчина, так и женщина, любой человек заслуживает одобрения и благословения нашего Творца и Владыки, если он отличается чистосердечием, подлинной просвещенностью и добродетельным служением делу Божию. В царстве растений и животных, принадлежащих к низшим уровням бытия, мы обнаружим как мужские, так и женские особи, каждой из которых отведена особая роль и назначение Такое разделение предусмотрено природой и присуще всем растениям, деревьям и животным, что однако не исключает их полнейшего равенства, ибо различие полов не является существенным. И совершенно непонятно, почему представители рода человеческого настаивают на важности различий, которые не принимаются во внимание даже низшими созданиями? Особенно если учесть нашу способность понять то, что все мы принадлежим общему царству, к единому роду; что все мы суть листья одного древа, волны одного моря. Единственным разумным объяснением существующего неравенства может служить то, что женщина, в отличии от мужчины, не имела благоприятных условий для получения образования. Ибо если бы ей были предоставлены равные с мужчиной возможности для воспитания и образования, то она достигла бы столь же высокого уровня развития. Перед лицом Господа все люди равны; мужчина и женщина едины по своей внутренней сущности и наделены одинаковыми способностями. Поэтому, получив соответстующее развитие и воспитание, женщина сможет доказать свое равенство и достичь успехов во всех сферах человеческой деятельности. Когда Иисус Христос умер на кресте, то ученики, видевшие Его распятие, пребывали в растерянности и нерешительности. Даже Петр, один из вернейших последователей Христа, трижды отрекся от Него. Мария Магдалина помогла им объединиться и укрепила их веру, сказав, "Почему пребываете вы в сомнении? Чего вы страшитесь? Ведь Христос не был распят. Его подлинная сущность непреходяща, предвечна и бессмертна. Ибо божественная сущность не имеет начала и конца, и следовательно она не подвластна смерти. Умерло только лишь тело Христа." Иными словами, эта слабая женщина, не обладающая мирской властью, смогла переубедить Его учеников и укрепить их веру. Сие свидетельствует о ее исключительных дарованиях и высших качествах и подтверждает, что женщина и мужчина суть две равные и дополняющие друг друга половины рода человеческого. И высшая честь и слава принадлежит тому человеку, который достиг истинной добродетельности и просвещенности, который приобщился к духовным дарам и совершенствам.
 Учение Бахауллы озарило горизонты Востока лучезарным божественным сиянием. Люди, которые восприняли Его откровение и постигли смысл Его заповедей, живут ныне в полнейшей любви и согласии. Каждый из них готов отдать свою жизнь ради счастья ближнего. Отрешившись от мирского бытия, они готовы отказаться от всех земных богатств и владений и ставят интересы собратьев своих превыше собственных. Сегодня в Персии существуют общины, объединяющие Мусульман, Христиан, Иудеев, Зороастрийцев, Буддистов и представителей иных религиозных течений, которые воссоединились в нерушимый союз и достигли полнейшего взаимопонимания, ибо благодаря учению Бахауллы все они обрели знания подлинной сущности. Между ними установились отношения духовного братства и любви, и все их стремления и помыслы направлены на служение делу международного мира. Более двадцати тысяч верующих Бахаи принесли свои жизни в жертву во имя дела Божия. Власти восточных стран ополчились против них и приложили все силы к тому, чтобы уничтожить их. Они были безжалостно убиты, день ото дня учение Бахаи обретало новых сторонников, и день ото дня крепла их вера и их проповеди становились все убедительнее и красноречивее. Их могущество утвердилась, благодаря воздействию чудесной духовной силы. Сколь дикой и ужасной является человеческая жестокость по отношению к собратья своим! Подумайте о событиях, происходящих сейчас на Балканах, где люди проливают кровь друг друга на полях сражений. Даже дикие животные и хищники не способны на такие деяния. Самый кровожадный волк убивает в день только одну овцу, и делает это лишь для того, чтобы обеспечить себя пропитанием. Но один человек, вовлеченный в нынешнюю войну на Балканах, убивает в день десять своих собратье. Военачальники гордятся своими победами, уничтожая десятки тысяч человек; и такие деяния объясняются отнюдь не стремением удовлетворить чувство голода, они объясняются лишь стремлением поработить народы, захватить новые территории, достичь бренной славы и величия в этом мире. Они убивают ради усиления государственного могущества, несмотря на то, что сей земной шар - всего лишь темный мир, бездуховной грубейшей материи. Сие есть мир скорби и печали, мир разочарований и несчастий, мир смерти. Ибо, в сущности, эта земля - всего лишь вечное кладбище, обширнейшее и всеприемлющее место успокоения всего рода человеческого. Однако люди, стремясь расширить свои кладбищенские владения, развязывают кровопролитные войны и убивают друг друга на полях сражений. Какое вопиющее невежество! Ведь наша земля обширна и изобильна, она дарует пищу и кров всем ее обитателям! Сколь мудро провидение, обеспечившее человека возможностями извлечения из этой земли средств к существованию! Наш Создатель и Владыка позаботился о том, чтобы никто не голодал и не испытывал нужды. Все люди суть восприемники благословенных и изобильных даров Господа нашего. А исходной причиной всех человеческих войн и кровопролитных сражений является отсутствие единства между религиозными учениями, которые, следуя по темным дорогам предрассудков и теологических догм, утратили светлое знание единой подлинной сущности, свет единой божественной первоосновы всех религий.
 Мне бы хотелось отметить, что американский народ ставит перед сосбой благородные цели, он отличается высокими способностями к независимым и здравомысленным суждениям; Америка не стремится упрочить свое могущество, расширяя свои владения путем военных завоеваний. Она отделена от многих стран мира, благодаря своему изолированному географическому положению, и жизнь ее определяется единством общенародных интересов и единством национальной политики. Соединенные Штаты Америки на деле доказывают свое единство. Поэтому эта страна обладает необходимыми способностями и возможностями для поднятия флага международного примирения. Пусть же этот прекрасный народ послужит делу объединения человеческого рода. Пусть звезда божественной цивилизации и просвещения взойдет на этом небосклоне и озарит своим сиянием все земные пределы, пусть этот народ станет источником, излучающим свет любви Божией, провозгласит идеи братства и единства рода людского, и поведет за собой всю человеческую расу. Поэтому я прошу вас уделить особо серьезное внимание этим важнейшим проблемам и приложить все силы для их разрешения. И тогда человечество сможет обрести, наконец, мир и спокойствие, и эта темная планета превратится в царство сверкающего света. Тогда Восток и Запад по-
дружески пожмут друг другу руки. Сердца человеческие озарятся и исполнятся подлинными знаниями единства Божественной сущности, и все люди земли станут служителями Единого Господа и явителями милостей Божиих.
 Очевидно, что всегда будут существовать несовершенные или непросвещенные люди, но наш долг - найти благотворные методы обучения, дабы пробудить их духовные способности и помочь им достичь совершенства. Найдутся и такие, которым не достает нравственного здоровья; их нужно исцелить, дабы они избавились от своих пороков. Иные неразвиты как дети; их должно воспитать и обучить, дабы стали они мудрыми и зрелыми. Спящие должны быть пробуждены; равнодушные должны стать чуткими и внимательными. Но сие духовное просвещение должно проходить в атмосфере милосердия и любви, и недопустимы как противостояние и борьба, так и враждебность и ненависть, поскольку они не одобряются милосердным Господом. Любовь - единственный путь просвещения, благославляемый Господом. Любовь по сути своей есть главное изначальное проявление, исходящее от Божественной Сущности и величайшее совершенство Самого Бога.
 О Ты, сострадательный Владыка, Ты, Который щедр и могуществен! Мы - слуги Твои, оберегаемые и хранимые Твоим провидением. Воззри на нас Твоим благосклонным взором. Ниспошли прозрение нашим глазам, слух нашим ушам и понимание и любовь нашим сердцам. Дозволь нашим душам возвеселиться и возрадоваться через знание Твоей благой вести. О Владыка! Укажи нам путь в Царствие Твое и воскреси нас всех через дыхание Святого Духа. Даруй нам жизнь вечную и озари нас светом непреходящей славы. Объедини человечество и просвети весь род людской. Исполни наши молитвы, ибо стремимся мы следовать Твоим заветам, снискать Твое благословение и обрести знания таинств Царствия Твоего. О Господи! объедини нас и воссоедини наши сердца Твоим нерушимым единством. Воистину, Ты еси Податель Благ, Ты еси Всеблагой Боже, и Ты Еси Всемогущий.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook