Абдул-Баха
Ответы на некоторые вопросы

Мы уже неоднократно говорили о духе, но наши слова не были записаны.
        Знайте, что люди разделяются на две категории - можно сказать, они составляют две партии. Одна партия отрицает дух и утверждает, что человек как вид принадлежит к животным; они говорят: "Разве мы не видим, что животные и люди наделены одинаковыми способностями и ощущениями? Те простые, разрозненные элементы, что заполняют космос, сочетаются в бесконечных комбинациях и из каждой комбинации получается какое-нибудь существо. Среди этих существ есть и обладатель духа(2), наделенный способностями и чувствами. Чем совершеннее комбинация, тем благороднее существо. Сочетание элементов в теле человека более совершенно, нежели состав какого-либо другого существа; здесь смешение достигает абсолютного равновесия; поэтому он благороднее и совершеннее". "Он не обладает, - говорят они, - какими-то особыми способностями, или духом, которых нет у животных: животные наделены чувствительными телами, но человек в некоторых своих способностях более развит, хотя, что касается внешних чувств, таких как слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, и даже некоторых внутренних способностей, например, памяти, животные одарены более богато, чем человек". "Животные также, - говорят эти люди, - обладают умом и способностью постигать". Эти люди лишь допускают, что интеллект человека выше.
        Вот что утверждают современные философы; таковы их слова, таковы их предположения и так диктует их воображение. Так, используя мощные аргументы и доказательства, они выводят происхождение человека от животных и утверждают, что были такие времена, когда человек был животным, а затем постепенно вид изменялся и эволюционировал, пока не достиг нынешнего положения человека.
        Теологи же говорят: "Нет, это не так. Хотя человек наделен способностями и внешними чувствами так же, как и животные, в нем еще присутствует особенная сила, которой не обладают животные. Науки, искусства, изобретения, ремесла и проникновение в истинную сущность вещей являются результатом действия этой духовной силы. Это та сила, которая объемлет все вещи, постигает их истинную сущность, раскрывает все сокровенные тайны существ и при помощи этого знания управляет ими. Ей даже доступны вещи, которые не присутствуют во внешнем мире - то есть нематериальные сущности, неподвластные органам чувств и не имеющие внешнего проявления, поскольку они невидимы; так, эта сила заключает в себе ум, душу, качества, характеры, любовь и печаль человека, которые представляют собой нематериальные сущности. Более того, все ныне существующие науки, искусства, законы и бесчисленные изобретения человека были когда-то неведомыми, загадочными и сокрытыми тайнами; и только всеобъемлющая человеческая сила смогла открыть их и извлечь на белый свет из области невидимого. Так, телеграф, фотография, фонограф и тому подобные изобретения и дивные искусства были когда-то сокрытыми тайнами. Человеческая сущность открыла их и извлекла на белый свет из области невидимого. Ведь были даже времена, когда свойства железа, к которому все мы привыкли - да и свойства вообще всех минералов - были сокрытыми тайнами; люди открыли железную руду и путем обработки придали ей ту форму, которая используется в современной промышленности. То же самое можно сказать и обо всех остальных открытиях и изобретениях человека, которым нет числа".
        Это невозможно отрицать. Если мы скажем, что все это произошло благодаря способностям, которыми наделены и животные, а также благодаря телесным чувствам, то мы не можем не видеть, что животные в плане способностей превосходят человека. Например, зрение животных гораздо острее, чем у человека; то же самое - с обонянием и вкусовыми ощущениями. Короче говоря, в способностях, которыми равно наделены и животные, и люди, животные зачастую превосходят людей. Например, возьмем способности к запоминанию. Если голубя увезти в отдаленную страну и там отпустить, то он вернется назад, ибо он запомнил дорогу. Увезите собаку вглубь Азии, выпустите ее там на волю, и она вернется к вам и не собьется с пути. Так же обстоит дело и с другими способностями, такими как слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения и осязание.
        Итак, ясно, что если бы человек не был наделен некоей способностью, отличной от тех, коими наделены животные, то последние превосходили бы человека в изобретательности и в постижении истинной сущности вещей. Таким образом, очевидно, что человек наделен даром, которым животные не обладают. Далее, животные воспринимают то, что дано в ощущениях, но не воспринимают нематериальные сущности. Например, животное видит то, что находится в поле его зрения, но не способно постичь то, что находится за пределами его поля зрения, и не может этого представить. Так, животное не может осознать, что Земля имеет форму шара. Человек же при помощи известных ему вещей познает неизвестные и открывает ранее неведомые истины. Например, человек замечает кривизну горизонта, и из этого он делает вывод о том, что Земля круглая. Полярная Звезда на широте Акки, например, видна под углом 33*, то есть она на 33* возвышается над горизонтом. Когда человек движется в направлении к Северному Полюсу, то Полярная Звезда поднимается над горизонтом на один градус на каждый градус пути человека, то есть высота Полярной Звезды будет 34*, а затем 40*, 50*, 60*, затем 70*. Если человек дойдет до Северного Полюса, то высота Полярной Звезды для него будет равна 90*, иначе говоря, Звезда достигнет зенита, то есть будет прямо над головой. Полярная Звезда и изменение ее высоты - это вещи, воспринимаемые органами чувств. Чем ближе человек подходит к Полюсу, тем выше поднимается Полярная Звезда; на основании этих двух известных истин был открыт неизвестный факт - кривизна горизонта, что означает, что горизонт на каждом градусе земной поверхности отличается от горизонта на другом градусе. Человек замечает это и доказывает на основании этого неочевидную для глаза истину о том, что Земля круглая. Этого животное не может постичь. Также животное не может понять, что Солнце есть центр, а Земля вращается вокруг него. Животное находится в плену своих ощущений и ограничено ими; все, что выходит за пределы ощущений, не воспринимается органами чувств, животное понять не в состоянии, хотя остротой ощущений оно превосходит человека. Это доказывает и подтверждает, что в человеке есть способность к открытиям, отличающая его от животных, эта способность и есть дух человека.
        Славен будь Бог! Человек всегда смотрит ввысь, его устремления возвышенны; он всегда жаждет подняться над миром, в котором он обитает, достичь сферы более высокой, чем та, которой он принадлежит. Любовь к возвышенному - одно из отличительных свойств человека. Меня удивляет, что некоторые философы Америки и Европы ратуют за постепенное приближение к миру животных, то есть за возврат назад; ибо существование должно быть направлено к возвышению. Тем не менее, если кому-нибудь из этих людей сказать: "Ты - животное", - то он будет крайне обижен и рассержен.
        Велика разница между миром человека и миром животных, между возвышенностью человека и униженностью животного, между совершенством человека и невежеством животного, между просвещенностью человека и темнотой животного, между триумфом человека и зависимостью животного! Десятилетний ребенок-араб способен управляться с двумя-тремя сотнями верблюдов в пустыне, и звуком своего голоса может гнать их вперед или заворачивать назад. Тщедушный индус может так управлять громадным слоном, что тот обращается в самого послушного слугу. Все подвластно руке человека; он способен противостоять природе, тогда как все прочие создания у природы в плену: они не могут противиться ее требованиям. Только человек способен противостоять природе. В соответствии с законами природы тела притягиваются в направлении к центру Земли; человек же с помощью механических средств удаляется от Земли и взлетает в воздух. Природа не позволяет человеку переплывать моря; человек же строит корабли и, отправляясь в путешествие, переплывает огромный океан, и так далее; тема сия неисчерпаема. Например, человек на машинах пересекает горы и пустыни, и в любой точке он узнает все новости о событиях в обоих полушариях. И все это вопреки природе. Море при всем своем величии ни на атом не может отклониться от законов природы; Солнце при всем своем великолепии ни на волосок не может отойти от законов природы и никогда не сможет сравниться с возможностями, положением, способностями, качествами и природой человека.
         Так что же это за всеобъемлющая сила заключена в хрупком теле человека? Что же это за властная сила, с помощью которой он подчиняет себе все вещи?
        Остается рассмотреть еще один вопрос. Современные философы заявляют: "Мы никогда не видели дух человека, и хотя мы исследуем тело человека и раскрываем его секреты, мы не обнаружили никакой духовной силы. Как можно вообразить силу, которую нельзя ощутить?" Теологи на это отвечают: "Дух животного также неощутим, и его также нельзя обнаружить через физическое восприятие. Чем же вы докажете существование духа животного? Безусловно, благодаря его проявлениям вы устанавливаете, что в животном есть некая сила, отсутствующая в растении, и что сила эта есть способность ощущать - а именно, это зрение, слух, а также другие чувства; из всего этого вы делаете вывод о существовании духа животного. Таким же образом, принимая во внимание доказательства и признаки, о которых говорилось, мы заключаем, что дух человека существует. Поскольку животному присущи свойства, которых нет в растении, вы заявляете, что эта способность животного ощущать - есть проявление его духа; также и в человеке мы наблюдаем качества, способности и совершенства, коих нет в животном; посему мы делаем вывод о том, что в человеке есть сила, которой лишены животные".
        Если вы желаете отрицать все, что неощутимо, то тогда придется отрицать и реальности, которые, бесспорно, существуют. Например, материя эфира неощутима, но она, несомненно, существует. Сила тяготения неощутима, но она, конечно, существует. На основании чего мы делаем вывод о существовании этих вещей? На основании их признаков. Так свет есть колебание материи эфира, и на основании наличия этого колебания мы делаем вывод о существовании эфира.

 


(2)   Человек.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook