Как и в других религиях, основной принцип Веры бахаи - идеал преданности Богу и отрешение от благ нашего мира. Бахаулла утверждает, что вся красота и все преимущества в мире предназначены для человека. Однако мы не должны позволить им занять первое место в наших представлениях и встать между нами и Богом - то есть отвлекать нас от достижения человеческих добродетелей. В этом смысле богатство рассматривается как средство для преобразования духовных замыслов в материальное совершенствование нашего мира, но не расценивается как самоцель.

 В соответствии с этим принципом средства для продвижения работы бахаи обеспечиваются исключительно добровольными взносами самих бахаи. Обращаться к отдельным лицам с просьбой о внесении вклада в общие средства запрещено. О финансовых нуждах общины бахаи узнают через коллективные призывы и через финансовые отчеты Собраний. Вклад в работу есть духовная обязанность, но обязанность исключительно личная, зависящая только от совести каждого и совершенно не принудительная.

 Точно так же общине бахаи запрещено принимать от кого-либо, кроме собственных членов, вклады, выражаемые участием в работе. Финансовые вклады из какого-либо другого источника могут приниматься только при условии, что они будут потрачены исключительно на благотворительные или гуманитарные цели, а не на интересы самой Веры бахаи.

 Собрания бахаи для богослужения обыкновенно проводятся в частных домах или в зданиях, специально арендуемых или приобретаемых для встреч общины. Однако Бахаулла предписал, чтобы со временем в каждом городе, в каждом селе создавалось учреждение под названием Машрикул-Азкар (Место, где восходит упоминание Бога). В настоящее время в мире имеется семь таких учреждений: в Кампале (Уганда), Чикаго (США), Панама-Сити (Панама), Нью-Дели (Индия), Сиднее (Австралия), Апиа (Западное Самоа) и Франкфурте-на-Майне (Германия). Самый первый Машрикул-Азкар был построен в Ашхабаде (разрушен землетрясением 1948 года).

 Богослужение в Машрикул-Азкаре проводится в виде чтения текстов из любых Священных Писаний мира и пения без аккомпанемента текстов из Писаний, переложенных на музыку, или гимнов, основанных на Писаниях. Эти службы организует комитет, назначаемый Местным Духовным Собранием. Комитет также выбирает чтецов. Службы открыты для всех людей, независимо от того, бахаи они или нет. В Машрикул-Азкаре нет кафедры проповедника, проповеди не произносятся и функции священнослужителя не отправляются.

 Вокруг центрального храма каждого Машрикул-Азкара создаются социальные заведения: дом для престарелых, больница, сиротский приют, школа и прочие учебные заведения, подчеркивая этим, что служение человечеству сосредоточено на служении Богу, а богослужение проявляется в служении человечеству.

 Большое значение придается воспитанию моральных ценностей: честности, надежности, мужества, терпимости, почтительности, учтивости, великодушия, терпения, трудолюбия, а также изучению искусств и наук.

 Образование девочек считается особенно важным, поскольку матери являются первыми воспитательницами следующего поколения. Поэтому, если не хватает средств дать хорошее воспитание всем детям в семье, предпочтение отдается образованию девочек.

 Дети бахаи воспитываются в духе уважения к своим родителям и учителям, но их также учат исследовать все пытливым и независимым умом.

 По мере того как росли общины бахаи в развивающихся странах, увеличивалось и число школ бахаи, открываемых для восполнения зачастую недостаточных государственных систем образования. В такие школы принимаются все дети, независимо от того, происходят ли они из семьи бахаи или нет.

 Кроме открытия школ, община бахаи за последние годы значительно расширила свою деятельность, направленную на социальное и экономическое развитие крестьян, которые составляют большинство бахаи в сельских районах Индии, Африки, Южной Америки и Тихоокеанских островов. Сообщество

 бахаи занималось такого рода деятельностью и во многих других странах мира.

 При разработке проектов социального и экономического развития всегда ведутся консультации с самими жителями через их Местные Духовные Собрания, поскольку существует убеждение, что они сами лучше знают свои нужды и какого рода развитие они лучше всего способны осуществить. В этих консультациях участвуют специалисты по разным отраслям, Советники и члены Вспомогательных Коллегий, но решение выносят прежде всего местные бахаи, которые поэтому знают, что этот проект - их проект. В результате не только более успешно осуществляются проекты, но и возрастает чувство собственного достоинства людей.

 Местным бахаи помогают реализовывать собственные идеи, а не рассматривают их лишь как людей, получающих помощь со стороны. К таким проектам, если пожелают, часто присоединяются не только члены местной общины бахаи, но и все жители деревни, независимо от их верований.

 Община бахаи - не замкнутое общество. Она деятельно сотрудничает со специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, с другими международными неправительственными организациями, преследующими те же цели, и с правительствами отдельных стран. Типичные предпринятые проекты включают в себя программы санитарного просвещения, питания, сельского хозяйства, грамотности взрослых, базового просвещения и т. п.

 Во всех аспектах общинной жизни, в делах чисто личного характера и в вопросах всеобщей важности бахаи опираются на консультацию как на средство принятия решений. Писания бахаи подробно развивают принципы консультации, определяя ее как средство различать истину во всех ситуациях, стимулировать свободный поиск возможностей, строить единство и согласие и обеспечивать успешную реализацию коллективного решения. Вот несколько отрывков на эту тему:

 "Небеса божественной мудрости озарены двумя светочами - совещанием и состраданием. Совещайтесь друг с другом во всем, ибо совет - светильник руководства, ведущий по пути и наделяющий пониманием". (Consultation. A Compilation of Extracts from the Baha'i Writings. London: Baha'i Publishing Trust, 1990, p. 3)

 "Совещание наделяет большим осознанием и превращает догадку в уверенность. Оно подобно сверкающему лучу, который в мире мрака освещает путь и ведет по нему. Для всего есть и будет определенное совершенство и зрелость. Зрелость дара разумения становится явной через совещание". (Consultation, p. 3)

 "Члены ... этих собраний должны предпринимать совместные советы так, чтобы не допустить возникновения тяжелых чувств или разлада. Этого можно достичь лишь в том случае, когда каждый совершенно свободно выражает свое мнение и излагает свои соображения. Если ком-либо придется возражать, он не должен ни в коем случае чувствовать себя ущемленным, ибо до тех пор, пока не обсуждено все полностью, правильный путь не может быть открыт. Сияющая искра истины приходит лишь после столкновения разных мнений. Хорошо, если после обсуждения решение принимается единодушно, но, если, упаси Господи, возникнут различия во мнениях, следует предпочесть мнение большинства". (Абдул-Баха, цит. по: Shoghi Effendi. Baha'i Administration: Selected Messages 1922-1932. Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1972, p. 21)

 "Будем также помнить о том, что лейтмотив Дела Бога - не диктаторская власть, но смиренное товарищество, не власть произвола, но дух искренней и благожелательной консультации. Если недостает истинного духа бахаи, нет никакой надежды примирить принципы милосердия и справедливости, свободы и подчинения, святости права личности, самоотдачи, бдительности, скромности и застенчивости, с одной стороны, и товарищества, чистосердечия и мужества, с другой". (Baha'i Administration, p. 63)

 "Задачи тех, кого друзья свободно и сознательно избрали в качестве своих представителей, не менее жизненны и обязательны, чем задачи тех, кто их избрал. Их функция - не диктовать, но совещаться, и совещаться не только между собой, но с возможно большим числом друзей, которых они представляют. Члены Собрания должны видеть себя не чем иным, как инструментом, предназначенным для лучшего и более достойного исполнения Дела Бога. Они не должны воображать себе, что они украшают собою людей Дела Бога, существенно превосходя других по способностям или достоинству, что они - единственные, кто служит учениям Дела и его принципам. Они должны относиться к своим задачам с исключительной скромностью и стремиться широтой своих взглядов, обостренным чувством справедливости и долга, открытостью, полной преданностью благу и интересам друзей, Дела, человечества, завоевывать не только доверие и настоящую поддержку тех, кому они служат, но уважение и искреннюю любовь". (Baha'i Administration, p. 64)

 В 1963 году, в соответствии с порядком, изложенным в Писаниях бахаи, члены Национальных Духовных Собраний избрали Всемирный Дом Справедливости. Выборы во Всемирный Дом Справедливости проводятся каждые пять лет. В период между кончиной Шоги Эффенди и избранием членов Всемирного Дома Справедливости функции временных хранителей Веры выполняли Руки Дела Бога - бахаи, специально назначенные Шоги Эффенди.

 Всемирный Дом Справедливости - верховный орган Веры. Под его руководством община бахаи продолжает расти, особенно в странах Третьего мира, а ее состав приобретает все большее разнообразие. Бахаи, которых насчитывается более пяти миллионов, в настоящее время живут в 214 странах и зависимых территориях, причем в их состав входят представители почти 2000 этнических и племенных групп.

 Всемирный Дом Справедливости создал новые административные органы и укрепил связи Всемирной общины бахаи с Организацией Объединенных Наций, открыв с этой целью специальные учреждения и тем самым продолжая процесс, начатый при Шоги Эффенди. Были также представлены программы социально-экономического развития. В октябре 1985 года, в Год мира ООН, был опубликован адресованный всем народам мира документ, получивший название "Обещание всеобщего мира". В нем говорится об условиях, необходимых для упрочения мира, и подчеркивается изложенная в Писаниях бахаи надежда на то, что в предстоящие годы государства мира договорятся о создании международного правительства, которому они передадут часть национального суверенитета и которое станет могучим средством сохранения мира во всем мире.

 

 Шоги Эффенди, старший внук Абдул-Баха, был назначен Им в качестве Хранителя и главы вероучения бахаи, а также толкователя Писаний.

 За время его руководства (1921-1957) был основан Административный Порядок бахаи, предписанный в Писаниях Бахауллы, и определены правила его осуществления. На территории городов Хайфа и Акка был прочно установлен всемирный духовно-административный центр религии. Под руководством Национальных Духовных Собраний был осуществлен ряд программ по систематическому распространению Веры бахаи в большинстве стран мира и сооружено несколько храмов.

 Старший сын Бахауллы, Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха ("Слуга Баха"), был назначен Бахауллой в качестве Своего преемника и толкователя учения.

 Высланный из Персии в 1853 году вместе с Отцом, Абдул-Баха сопровождал Бахауллу все время Его ссылки. Он находился в заключении вплоть до 1908 года, когда младотурецкая революция освободила Его из заключения в Акке.

 В 1910-1913 годах Абдул-Баха совершал поездки в Египет, Европу и Северную Америку с разъяснениями учений Веры бахаи. Эта религия начала распространяться на Западе, так что ко времени кончины Абдул-Баха она имела последователей в 35 странах.

 Мирза Хусейн Али, получивший титул Бахауллы ("Слава, или Великолепие Бога"), стал той фигурой, появления которой ожидал Баб, и основателем Веры бахаи.

 После мученической смерти Баба власти предприняли еще более активные действия с целью подавить новое религиозное движение. Баби подвергались преследованию и бесчеловечно жестокому обращению. Не имея иного выхода, они защищались от неоправданных гонений. В августе 1852 года два приверженца Баба, крайне потрясенные страданиями своих единоверцев, действуя по собственной инициативе и в нарушение принципов своей Веры, совершили безуспешное покушение на жизнь шаха. Это событие привело ко всеобщему преследованию баби. Тысячи их были замучены, а Бахаулла, ставший известным как глава общины баби, был заточен в тегеранскую подземную темницу Сиях-Чаль ("Черная Яма").

 В 1853 году Бахаулла был выслан из Персии: сначала в Багдад, затем - в Константинополь (Стамбул) и Адрианополь (Эдирне) и, наконец, в Акку (Палестина), где Он провел в заточении 24 года. Здесь Он избрал территорию расположенных рядом друг с другом городов Акки и Хайфы для духовно-административного Центра Веры бахаи, и здесь же Он скончался в 1892 году. Место Его погребения - одна из самых почитаемых святынь бахаи и служит объектом паломничества.

 В 1863-1873 годах Бахаулла разослал послания светским и религиозным деятелям, в том числе царю Александру II, в которых предлагал им изучить Его вероучение и принесенный Им план достижения мира и единства всего человечества и призывал их обратить все свои помыслы на благо народов мира.

 Предшественником Бахауллы был Сейид Али Мухаммад, известный под именем Баб (по-арабски "Врата"). 23 мая 1844 года в Ширазе (Персия) Он объявил о Своей миссии Посланника Бога. Заповеди нового религиозного учения привлекли значительный общественный интерес. Религиозные деятели, обеспокоенные распространением идей Баба, использовали свое влияние на правительство для организации преследования Баба и Его последователей. Баб был сослан в Иранский Азербайджан и заточен в бастионах Махку и Чихрик. После судебного разбирательства, которое производилось судом, составленным с нарушением принятого порядка, Баб был расстрелян 9 июля 1850 года в Тебризе.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook