К Международному Сообществу бахаи принадлежат общины последователей Бахауллы во всех странах мира, представленные избранными ими административными органами бахаи. Сообщество аккредитовано при Экономическом и Социальном Совете и Международном Детском Фонде Организации Объединенных Наций в качестве международной неправительственной организации с консультативным статусом и тесно сотрудничает с другими специализированными учреждениями ООН.

 Цель религии бахаи - осуществить единство человечества и достичь всеобщего мира. Бахаи считают, что человечество в процессе эволюции расширяло круг своего единства, сперва в рамках семьи, затем племени, города-государства и нации - до настоящего момента, когда благодаря новым условиям мировое единство и мир становятся доступными, необходимыми и даже неизбежными.

 Единство, которое имеют в виду бахаи, - единство в разнообразии: мировая федеративная система, в которой объединено бесконечное разнообразие, составляющее само по себе богатство целого. В такой федерации прекратятся межнациональное соперничество, ненависть и интриги, а расовая вражда и предрассудки будут заменены дружбой, взаимопониманием и сотрудничеством. Причины религиозных споров будут удалены навсегда, будет развиваться экономическое сотрудничество между всеми частями мира. Исчезнут нищета, с одной стороны, и огромное накопление собственности - с другой.

 Ликвидация войн - первый великий шаг к этой цели - является в настоящее время одной из самых неотложных проблем, стоящих перед народами мира. Несмотря на все препятствия, стоящие на пути к прогрессу в этой области, бахаи уверены, что она найдет свое решение в течение ближайших десятилетий. Этот великий шаг устранит причину невероятных страданий и освободит человечество от тяжелого бремени расходов на вооружение, предоставив ему возможность использовать свои средства на созидательные цели.

 Такое достижение, которое, несомненно, потребует некоторого политического объединения, тем не менее рассматривается бахаи как всего лишь промежуточный этап - Малый Мир - на пути к постепенному строительству истинного всеобщего мира, при котором все народы достигнут осознания мирового единства. Чтобы помочь в деле достижения Малого Мира и в качестве необходимой подготовки к Наивеликому Миру, бахаи посвящают свою деятельность ликвидации предрассудков, сглаживанию конфликтов и продвижению взаимопонимания и сотрудничества на всех уровнях человеческого общества. В этих усилиях ими руководят и их поддерживают мудрость и вдохновение, которые они находят в Писаниях своей Веры, где есть, например, такие отрывки:

 "О дети людей!

 Разве не знаете, ради чего создали Мы вас всех из одного и того же праха? Ради того, чтобы ни один из вас не возвеличился перед другим. Размышляйте в сердцах ваших во всякое время о том, как созданы были. Из одного и того же вещества создали Мы всех вас, посему надлежит вам стать подобно единой душе, шагать как бы единой стопой, есть едиными устами и обитать в одной стране, дабы от сокровенного вашего существа, от ваших деяний и поступков явлены были знамения единосущия и суть отрешения. Таков Мой совет вам, о сонм света! Внемлите совету сему, дабы обрести вам от плодов святости с древа дивной славы". (Бахаулла, Сокровенных Слов, # 68 с арабского)

 "Шатер единства поднят; не смотрите друг на друга, как на чужих. Вы плоды единого древа, листья единой ветви". (Крупицы из Писаний Бахауллы CXII)

 "Обратитесь к распространению благосостояния и спокойствия среди детей человеческих. Направьте свой ум и свою волю к воспитанию народов и племен земли, дабы, быть может, разногласия, их разделяющие, были силою Наивеликого Имени стерты с лица земли и все человечество стало поддерживать единый Порядок и стало обитать в едином Граде. Озарите и освятите сердца ваши; да не осквернятся терниями ненависти и шипами злобы. Вы обитаете в одном мире и созданы были во исполнение одной Воли. Благословен, кто общается со всеми людьми в духе предельной доброты и любви" (Крупицы из Писаний Бахауллы CLVI)

 Вера бахаи - независимая религия, а не секта какой-нибудь другой веры. Ее цель - внести изменения в личные ценности и преобразовать общество. Поэтому ее учение и заповеди, ее система организации и администрации, которые основаны на подлинных Священных Писаниях Веры, касаются всех аспектов индивидуальной и коллективной жизни и проливают свет на моральные и социальные вопросы. Вера бахаи признает принцип равных прав, возможностей и привилегий мужчин и женщин, настаивает на необходимости обязательного обучения, рассматривает различные религии как этапы постепенного раскрытия духовной истины, усматривает фундаментальную гармонию между наукой и религией, стремится к устранению крайностей нищеты и богатства, запрещает рабство, аскетизм, нищенство и монашество, запрещает употребление алкоголя и наркотиков, за исключением случаев, когда они необходимы для лечения, предписывает единобрачие, поддерживает принцип целомудрия как мужчин, так и женщин до брака и абсолютной верности супругов, затрудняет развод, подчеркивает необходимость строгого подчинения своему правительству и невмешательства в политические дела, возвышает любую работу, выполняемую в духе служения другим, до уровня богослужения, настоятельно советует создать или выбрать вспомогательный международный язык и намечает схему тех учреждений, которые должны установить и увековечить всеобщий мир.

 Ниже следует более подробное описание некоторых принципов этого учения.

 Согласно учениям бахаи, структура человеческой жизни не случайна, но согласуется с определенными основными принципами и нормами. Главное назначение человека в жизни - обнаружить эти принципы и нормы и действовать в соответствии с ними. Иными словами: искать истину и следовать ей.

 Для поисков истины человек располагает четырьмя средствами, каждое из которых необходимо, но не безошибочно.

 Первое средство - чувства. Они - главные двери к познанию окружающего мира, но, как известно, они же могут и вводить в заблуждение.

 Второе средство - разум. Разум оценивает данные, которые передают ему чувства, и строит теории, освещающие сведения, которые получает человек. Однако предпосылки, на которых строится мышление, могут оказаться ошибочными или же ошибочным может оказаться весь процесс мышления. Поэтому он требует постоянной проверки.

 Третье средство - традиция, опыт, накопленный прошлыми поколениями. Это источник мудрости, испытанной столетиями. Тем не менее, это средство также хранит в себе массу ошибок и суеверий. Поэтому человек никогда не должен слепо следовать традициям или учению других людей, не изучив их на основе разума и опыта.

 Четвертое средство - вдохновение. Это таинственная способность, которую нельзя объяснить, но которую часто испытывают. Это озарение ума человека знанием или идеей, которые он не приобрел учебой или мышлением. Ученые и мастера искусства умеют пользоваться этим средством. История показывает, что против многих людей, считавших, что их идеи были порождены вдохновением, восставали другие, с такими же притязаниями на вдохновение. Плоды воображения могут быть ошибочно приняты за прилив вдохновенной истины.

 Научиться сочетанию этих средств, вместе с тем избегая связанных с каждым из них ошибок, - один из важнейших уроков жизни.

 Однако человек - не одинокое существо, а часть человеческого общества, имеющего свойственные ему структуры и нормы. Именно служа обществу и продвигая его интересы, человек может лучше всего развивать свои собственные способности. Развитие человека и развитие общества бахаи рассматривают как два взаимозависимых и укрепляющих друг друга процесса.

 Именно в своих отношениях с окружающим его обществом человек сможет найти критерий, который поможет ему в его поисках истины, а также сможет применять на практике качества, которые не только служат человечеству, но также ведут к духовному росту его собственной личности.

 Согласно религии бахаи, история человечества - продолжение физической эволюции Вселенной. По мнению бахаи, в прогрессе общества участвуют те же факторы, что и в прогрессе отдельного человека.

 Замечательным в истории человечества было появление выдающихся общественных гениев, или Учителей, таких, как Будда, Зороастр, Моисей, Иисус, Мухаммад, - иными словами, основоположников великих религий, слова и деяния которых в течение многих столетий повсеместно влияли на мысли и действия людей. Бахаи рассматривают это явление как действующее на социальном уровне безошибочное, порожденное Откровением вдохновение. В появлении таких вдохновляющих учителей и в приносимом ими Откровении бахаи видят движущий импульс эволюции человеческого общества и свет, которым руководствуется человек в своих поисках истины.

 Этот процесс представляет собой способ, через который человечество узнает преднамеренную Богом структуру человеческой жизни от Самого Бога, этого Центрального Источника, Творца и Опоры всей Вселенной, чья сущность совершенно непостижима человеку, но чьи цели различимы в учении и деяниях этих великих Учителей, или Посланников.

 Бахаи рассматривают все великие религии как исходящие от Бога и как первоначально истинные вероучения. Однако учение каждой религии состоит из двух частей: первая содержит основные и неизменные истины, присущие всякой религии; вторая содержит законы, относящиеся к внешним формам и обрядам, а также к коллективной жизни общины. Они меняются от эпохи к эпохе, с развитием человека. Именно эти перемены и не дали человечеству увидеть единство религий и относительность религиозной истины. Конфликты между религиями нарастали благодаря накоплению созданных человеком догматов и суеверий, повлекших за собой мрак и раздоры.

 Бахаи верят, что Бахаулла, основоположник их Веры, самый последний по времени из Явленных Учителей и что Его цель - уничтожить барьеры, разделяющие людей, и объединить человечество.

 Уже с девятнадцатого века мы стали свидетелями развала непригодных социальных структур и представлений, которые разделяли человечество и препятствовали прогрессу. Так, Писания бахаи утверждают, что цель религии - содействовать становлению гармонии и единства и что, если она становится источником ненависти и раздора, лучше вообще обойтись без религии.

 Учение бахаи отбрасывает традиционные представления о Боге, которые были характерны для человечества на ранних стадиях его развития, и рассматривает всякие попытки описать Бога в Его сущности как бесполезные. По поводу сущности Бога Бахаулла написал:

 "Всякому проницательному и озаренному сердцу очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, небесное Естество, неизмеримо возвышен над любыми людскими определениями, такими, как телесное существование, спуск и восхождение, исход и возвращение. Далеко от славы Его было бы стремление воздать Ему соответствующую хвалу либо сердцу человеческому постичь Его бездонную тайну. Он всегда был и есть сокрыт в предвечной бесконечности Своей Сущности и пребудет в Бытии Своем вовеки сокрыт от человеческого взора. "Взоры не постигают Его, но Он постигает взоры: Он - милующий, ведающий"" (Крупицы из Писаний Бахауллы XIX)

 Утверждать, что познание сущности Бога для человека невозможно, не означает отрицать постоянного воздействия Его Воли во всем мироздании. Во многом из написанного Бахауллой говорится о том, как человек может узнать о воле своего создателя и тем проявить скрытые возможности, которыми наделена его наисокровенная сущность. Следующий отрывок иллюстрирует развитие этой темы в Писаниях бахаи:

 "Создав мир и все в нем живущее и движущееся, прямым воздействием Своей верховной и безграничной Воли Он пожелал даровать человеку исключительное отличие и способность познать Его и Его любить, способность, которую следует рассматривать как первоначальный толчок и изначальную цель, положенную в основу мироздания... На внутреннюю сущность всякой сотворенной вещи Он пролил свет одного из Своих имен и сделал ее восприемницей славы одной из присущностей Своих. На внутренней же сущности человека собрал Он сияние всех имен и присущностей Своих и сделал ее зерцалом Своей сути. Единственный из всех творений наделен человек столь великой милостью и столь неизбывной щедростью.

 Эти силы, которыми Дневное Светило Божественной щедрости и Источник небесного руководства наделил сущность человека, лежат тем не менее скрытыми в нем так же, как в свече скрыто пламя и потенциально присутствуют в лампе лучи. Свет этих сил может скрываться мирскими желаниями, подобно тому, как свет солнца может быть скрыт пылью и грязью, покрывающими зеркало. Ни свеча, ни лампа не загораются сами по себе, без внешней помощи, так же, как не может зеркало самостоятельно очиститься от грязи. Ясно и очевидно, что до тех пор, пока не зажжен огонь, лампа не горит, и до тех пор, пока грязь не счищена с зеркала, оно не может ни являть лик солнца, ни отражать его свет и славу.

 И поскольку не может быть ни связи, ни прямого общения между единым истинным Богом и Его творением и не может быть никакого сходства между преходящим и Вечным, условным и Абсолютным, Он повелел, чтобы во всякий век и во всяком Божественном распорядке в царствах земли и небес являлась чистая и беспорочная Душа. Этому утонченному, этому таинственному и эфирному Существу Он даровал двойную природу - физическую, принадлежащую к миру материи, и духовную, рожденную от сущности Самого Бога". (Крупицы из Писаний Бахауллы XXVII)

 Бахаи находят в Бахаулле, последней из этих уникальных личностей, великих Учителей человечества, источник духовной энергии для индивидуального роста и для деятельности своих общин по объединению человеческого рода.

 Учение бахаи прививает свободные от страха представления о смерти и дает уверенность в жизни, пределы которой простираются далеко за грань краткого земного существования. Бахаулла говорит:

 "О сын человеческий!

 Ты Мое владение, а владение Мое нерушимо; отчего боишься разрушения? Ты Мой свет, а свет Мой негасим; отчего страшишься угасания? Ты Моя слава, а слава Моя неувядаема. Ты платье Мое, а его не износить. Пребывай же в любви Моей, и да обретешь Меня в царстве славы" (Сокровенные Слова, # 14 с арабского)

 Комментируя уверенность в том, что жизнь души продолжается в вечности, Абдул-Баха написал:

 "Считать, что после смерти тела дух погибает, - то же, что вообразить, будто сломав клетку, мы погубим и птицу в ней, хотя птице незачем бояться разрушения клетки. Наше тело подобно клетке, дух подобен птице. Мы видим, что без клетки эта птица летает в мире сна; поэтому, если клетка сломается, птица будет существовать и дальше. Ее чувства станут даже более сильными, восприятие увеличится, ее радость возрастет". (Ответы на некоторые вопросы, глава 61)

 Чтобы пролить свет на жизнь и смерть, Писания бахаи сравнивают физическую смерть с рождением души на новой ступени существования, с рождением ребенка в этом мире.

 "В мире естества человек на своем пути к царству человеческому прошел некоторые последовательные стадии. На каждой стадии своего развития он развивал способности для перехода на следующую ступень и в следующее состояние. Пока он принадлежал к царству минералов, он достигал способности к переходу в царство растений. В царстве растений он претерпел перемены, нужные для перехода в мир животных, оттуда же - перешел далее на ступень, или в царство человека. Во всем этом странствии он потенциально был человеком.

 В начале своей жизни человек был эмбрионом в мире матки. Там он обрел способности, необходимые для человеческого существования. Силы и способности, нужные для этого мира, были даны ему в этих ограниченных условиях. В этом мире человеку нужны глаза - он их потенциально получил в предыдущем. Ему нужны уши - он получил их готовыми к употреблению в новых условиях существования. Способности, необходимые в этом мире, были даны ему в мире матки, поэтому, когда он входит в царство земного существования, он не только обладает всеми необходимыми функциями и способностями, но и обладает определенными резервами для ожидающего его материального существования.

 Поэтому в этом мире он должен готовить себя к последующей жизни. То, что ему нужно в мире Царства, он должен приобрести здесь. Так же как он готовился в мире матки, приобретая способности, нужные в этом мире естества, точно так же он должен приобрести в этом мире качества, необходимые для небесного существования.

 Что же ему будет нужно в Царстве, что превосходит жизнь и пределы сей смертной сферы? Тот, дальнейший, мир - мир святости и сияния; поэтому в этом мире нужно приобрести соответствующие божественные качества. В том мире нужны духовность, вера, неколебимость, знание о Боге и любовь к Нему. Это он должен обрести в нынешнем мире, так, чтобы после вознесения из Царства земного в небесное он нашел все, что ему нужно для вечной жизни, готовым.

 Тот мир небесный - несомненно, мир света; поэтому человеку нужно здесь получить озарение. Тот мир - мир любви; необходима любовь к Богу. То мир совершенств; добродетели, или совершенства, следует обрести. Тот мир оживляем дыханием Святого Духа; искать его мы должны в этом мире. То мир жизни непреходящей; ее следует достичь в этом скоротечном существовании" (Abdu'l-Baha. The Promulgation of Universal Peace. Wilmette, Ill.: Baha'i Publishing Trust, 1982, p. 225-226)

 Созвучная с положением о необходимости для души пройти земную жизнь, чтобы развить качества, необходимые для вечного странствия, в Писаниях бахаи получила широкое развитие тема духовных качеств и их приобретения. Тому примером следующий отрывок:

 "Будь щедр в изобилии, благодарен в нужде. Будь достоин доверия ближнего твоего и взирай на него со светлым и дружелюбным лицом. Бедному будь сокровищем, увещевателем - богатому, ответом - на крик страждущего, и храни в святости свое ручательство. Будь честен в суждении, сдержан в речи. Не будь несправедлив ни к кому, являй кротость по отношению ко всем. Будь подобен лампе для тех, что блуждают в темноте, радостью - для огорченных, морем - для жаждущих, убежищем - для скорбящих, поддержкой и защитником - для жертвы угнетения. Да будут все деяния твои отличены чистотой и прямотой. Будь домом страннику, бальзамом - страдающему, беженцу - бастионом. Слепому будь глазами, блуждающим во тьме - путеводным светом к стопам их. Будь украшением лика истины, венцом чела верности, столпом храма праведности, вдохом жизни для тела человечества, стягом воинства справедливости, светочем над небосклоном добродетели, росой на почву человеческого сердца, ковчегом в океане познания, солнцем в небесах щедрости, драгоценностью в диадеме мудрости, сияющим светом в небосводе твоего поколения, плодом на древе смирения". (Крупицы из Писаний Бахауллы CXXX)

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год тайным голосованием всеми взрослыми бахаи данной местности. Эти советы были предписаны в Писаниях Бахауллы. Он называет их Домами Справедливости, но теперь их обычно называют Местными Духовными Собраниями, чтобы в настоящее время, когда общественность почти ничего не знает о принципах Веры бахаи, подчеркнуть их неполитический характер.

 Взрослые бахаи в данной местности, женщины и мужчины, могут избираться в члены Собрания. Выборы проводятся ежегодно 21 апреля.

 Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Если община слишком велика, чтобы собираться в одном месте, в различных частях города проводится одновременно несколько собраний. Их цель - позволить каждому бахаи высказать свое мнение по делам общины, обсудить его с другими и представить рекомендации Собранию. Благодаря учреждению этих Встреч Девятнадцатого Дня мнения и рекомендации каждого бахаи могут передаваться не только Местному, но и Национальному Духовному Собранию - вплоть до Всемирного Центра Веры бахаи.

 Другие собрания местной общины бахаи проводятся во время девяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

 Административный Порядок бахаи состоит, с одной стороны, из ряда избираемых Собраний - Местных, Национальных и Всемирного, - которые пользуются религиозной властью над общиной, с другой - из групп компетентных и опытных лиц, назначенных, чтобы поощрять и давать советы духовным Собраниям и общинам бахаи. Эти лица, называемые Советниками, не выполняют функций священников и не имеют власти над Собраниями. Они представляют собой лишь подателей советов, но в этом качестве оказывают большую помощь развивающимся общинам.

Местные Духовные Собрания

 Местные Духовные Собрания уже упоминались выше. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию - непосредственно либо через назначаемые ими комитеты - общей деятельности общины и заботятся о благосостоянии ее членов. По последним подсчетам, в мире имеется около двадцати тысяч Местных Духовных Собраний.

Национальные Духовные Собрания

 В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, избирается также национальный совет, называемый Национальным Духовным Собранием. Он также избирается один раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов. Взрослые бахаи во всей стране избирают делегатов, которые собираются на национальном съезде во время праздника Ризван и избирают из всего состава национальной общины бахаи девять членов Национального Духовного Собрания на следующий год. Национальное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общины бахаи и за организацию всей деятельности в национальном масштабе. В 1991 году число Национальных Духовных Собраний достигло 155, включая новые Национальные Духовные Собрания Советского Союза, Румынии и Чехословакии.

Всемирный Дом Справедливости

 Раз в пять лет все действительные члены Национальных Духовных Собраний избирают тайным голосованием членов Международного Собрания, называемого Всемирным Домом Справедливости. Это Собрание представляет собой верховный орган международного сообщества бахаи и размещается в Хайфе (Израиль).

Советники

 Советники - выдающиеся и преданные бахаи, назначаемые каждые пять лет Всемирным Домом Справедливости. В настоящее время число Советников достигает 81. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные 72 Советника ведут работу на разных континентах, а именно,

 18 - в Африке,

 17 - в Северной и Южной Америках,

 18 - в Азии,

 9 - в Австралии и Океании,

 10 - в Европе.

 Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий, помогающих им в работе по поощрению и выдаче советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи. В настоящее время число членов Вспомогательных Коллегий достигает 702:

 180 - в Африке,

 171 - в Северной и Южной Америках,

 216 - в Азии,

 63 - в Австралии и Океании,

 72 - в Европе.

 В Вере бахаи власть проистекает из Писаний Бахауллы, поддержанных авторитетными толкованиями Его преемников, а именно Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Эти тексты легли в основу законов, постановлений и принципов Веры.

 В Своей книге законов Бахаулла учредил Всемирный Дом Справедливости и уполномочил его издавать законы по всем вопросам, которые Священное Писание оставляет открытыми, а также отменять свои собственные законы в соответствии с изменяющимися условиями. Однако Дом Справедливости не уполномочен отменять законы, данные в Писании.

 Таким образом, Писание придает религии бахаи, с одной стороны, необходимую устойчивость, с другой - жизненно важный элемент гибкости, благодаря возложенным на Всемирный Дом Справедливости полномочиям разрабатывать дополнительное законодательство.

 Всемирный Дом Справедливости принимает решения по вопросам мирового значения. Национальные и Местные Духовные Собрания принимают решения по вопросам национального и местного значения в соответствии с различными условиями, существующими в пределах их юрисдикции.

 Только избранные Духовные Собрания облечены полномочиями в общине бахаи. Они могут предоставить известную долю административной власти назначенным ими комитетам или отдельным лицам, но только в пределах конкретного круга ведения, причем эти лица всегда подотчетны избранному учреждению, которое их назначило.

 Каждый бахаи имеет право и свободу участвовать в выборах Собраний, сотрудничать во всех видах деятельности общины, высказывать свое мнение и использовать силу индивидуальной инициативы для стимуляции общины. Однако взаимоотношение между отдельным бахаи и общиной основано на принципе единства, на необходимости сохранять целостность общества. Поэтому свобода отдельного лица не абсолютна, а ограничена соображениями более высокого порядка - благом общества. Кроме того, отдельное лицо не имеет никакой власти над каким-либо другим человеком или учреждением. Право принимать решения принадлежит избранным Собраниям. На отдельных лицах лежит ответственность следовать этим решениям.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook