Великий человек есть великий человек, независимо от того, рожден ли он от отца из числа людей или нет. Если бы появление на свет без помощи отца само по себе являлось достоинством, то Адам считался бы более великим и совершенным, нежели все Пророки и Посланники, ибо у Него не было тогда ни отца, ни матери. Но ведь почтение и уважение внушаются величием и щедротами божественных совершенств. Солнце имеет своими источниками материю и форму, которых можно уподобить отцу и матери, и оно являет собой абсолютное совершенство; мрак же не состоит из материи и не имеет формы, то есть у него ни отца, ни матери, и он являет собой абсолютное несовершенство. Физически материалом, из которого был сделан Адам, явился прах земли, а субстанцией, из которой появился Авраам, была чистая сперма; определенно ясно, что чистая и благородная сперма превыше праха земного.
        Пойдем далее, в первой главе Евангелия от Иоанна, стихи 12 и 13, сказано: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились"(6).
        Из сих стихов очевидно, что положение ученика также не достигается при помощи физической силы, но при помощи духовной реальности. Величие и слава Христа обусловлены не тем фактом, что Он не имел отца из числа людей, а Его совершенствами, щедротами и божественным сиянием. Если бы величие Христа было обусловлено тем, что Он не имел отца, то выше Христа был бы Адам, ибо Он не имел ни отца, ни матери. В Ветхом Завете сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунули в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою"(7). Обратите внимание на указание того, что Адам обрел существование от Духа жизни. Более того, выражение, употребленное Иоанном в отношении учеников Христа, также показывает их происхождение от Отца Небесного. Таким образом, очевидно, что святость, составляющая истинное существо каждого великого человека, исходит от Бога и обязана своим существованием дыханию Духа Святого.
        Суть в том, что если бы величайшим достоинством для человека было рождение без помощи отца, то Адам был бы величайшим из всех, ибо Он не имел ни отца, ни матери. Что лучше для человека - быть созданным из живой субстанции или же из праха земного? Конечно же, лучше быть созданным из живой субстанции. Но Христос был рожден и явился к жизни от Духа Святого.
        В заключение скажем: величие и достоинство святых душ и Явителей Бога исходит от Их божественных совершенств, щедрот и сияния, и ни от чего иного.

 


(6)   Евангелие от Иоанна 1:12-13.
(7)   Бытие 2:7.

Вопрос. - Каким образом Христос был рожден от Духа Святого?

        Ответ.- В отношении этого вопроса отмечается расхождение между богословами и материалистами. Богословы верят, что Христос был рожден от Духа Святого, материалисты же считают это невозможным и неприемлемым и полагают, что, несомненно, у Него был отец из числа людей.
        В Коране сказано: "Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял Он пред ней обличие совершенного человека"(3), что означает, что Дух Святой внешне принял человеческую форму, как образ отражается в зеркале, и что к Марии он обращался в таком виде.
        Материалисты полагают, что событие является необходимым, и они говорят, что живое не может быть произведено от неживого, и что без мужского и женского начал не может осуществиться оплодотворение. И они считают это невозможным не только для человека, но также и для животных и растений. Такая парность вещей отражена даже в Коране: "Хвала Тому, Кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают"(4) (то есть все парно - люди, животные и растения). "И все, что Мы сотворили, двух родов" (то есть Мы создали все существа посредством спаривания).
        Иначе говоря, они утверждают, что нельзя представить себе человека, у которого не было бы отца из числа людей. В ответ на это богословы заявляют: "Сие не есть невозможное и недостижимое, но это просто невидано; а ведь существует великая разница между вещью невозможной и вещью неизвестной. К примеру, в прежние времена телеграф, соединяющий разные концы света, был неизвестен, но он не был невозможен; фотография и фонограмма были неизвестны, но не были невозможны".
        Материалисты упорствуют в своем убеждении, а богословы в ответ вопрошают: "Вечен ли земной шар, или же он вещь преходящая?" Материалисты отвечают, что важнейшие открытия и данные науки свидетельствуют, что земной шар есть изменяющееся явление; вначале он представлял собой огненный шар, который постепенно охладился; затем на его поверхности образовалась земная кора, и на ней появились растения, затем животные, и, наконец, человек.
        Богословы же говорят: "Тогда из вашего утверждения с ясностью и очевидностью следует, что человечество на земном шаре есть явление преходящее, оно не существовало вечно и, значит, первый человек не имел ни отца, ни матери, поскольку его существование не вечно. Разве же сотворение человека без отца и без матери, пусть постепенное, не более трудная вещь, нежели появление человека без помощи одного только отца? А раз вы допускаете, что первый человек явился на свет без отца и без матери - постепенно ли, или сразу - не может оставаться никакого сомнения в том, что появление человека без помощи отца из числа людей также возможно и допустимо; вы не можете счесть это невозможным; в противном случае ваши рассуждения нелогичны. К примеру, если вы скажете, что сия лампа однажды была засвечена без фитиля и горючего, а затем станете утверждать, что невозможно засветить ее без фитиля, то это будет нелогично". У Христа была мать; первый же человек, по убеждению материалистов, не имел ни отца, ни матери(5).

 


(3)  Коран 19:17.
(4)  Коран 36:36.
(5)  Данная беседа показывает бесполезность дискуссий по  поводу таких вопросов; разъяснения Абдул-Баха относительно рождения Христа представлены в следующей главе.

 

Существенно важным предметом(1)  для понимания вопросов, которые мы упомянули, и прочих, о которых мы будем говорить с тем, чтобы уяснить саму суть проблем, является следующее: человеческое знание бывает двух видов. Первый вид - это знание вещей, доступных чувственному восприятию, то есть вещей, которые можно воспринять посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых ощущений или осязания и которые именуются объективными или ощутимыми. Так солнце, поскольку его можно видеть, относится к объективным реалиям; также и звуки являются ощутимыми, поскольку ухо слышит их; и запахи ощутимы, поскольку их можно вдыхать и обоняние различает их; пища есть вещь ощутимая, поскольку вкус различает ее сладость, кислоту или соленость; тепло и холод тоже ощутимы, поскольку чувства различают их. Все это относится к области чувственной реальности.
        Второй вид человеческого знания есть знание интеллектуальное - то есть можно сказать, это реальности интеллекта: сие не имеет внешней формы и места и недоступно чувственному восприятию. К примеру, интеллект не есть нечто ощутимое; ни одно из внутренних качеств человека не является ощутимым; напротив, все это реальности интеллектуальные. Так любовь есть реальность умственная, а не чувственная, ибо сию реальность не услышать ухом, не увидеть глазом, не распознать по запаху, не ощутить на вкус, не пощупать. Даже бесплотная эфирная материя, проявления которой в физике именуются  теплом, светом, электричеством и магнетизмом, есть реальность интеллектуальная, а не чувственная. Сходным же образом природа также в своей сущности есть интеллектуальная реальность, а не чувственная; человеческий дух есть интеллектуальная, а не чувственная реальность. При объяснении, описании таких интеллектуальных реальностей приходится выражать их через чувственно воспринимаемые образы, ибо во внешнем мире нет ничего, что было бы нематериальным. В связи с этим для того, чтобы описать реалии духа - его состояние, его положение - приходится давать объяснения, прибегая к аналогиям чувственного мира, поскольку во внешнем мире все существующее воспринимается чувствами. Например, скорбь и счастье относятся к сфере интеллектуального; когда вы хотите выразить эти состояния духа, вы говорите: "Мое сердце стеснено; мое сердце распахнуто", хотя при этом сердце человека не сжимается и не расширяется. Это есть интеллектуальное или духовное состояние, для объяснения которого вы принуждены обратиться к чувственным образам. Вот другой пример. Вы говорите: "Такой-то далеко продвинулся", - хотя он пребывает в том же месте; или еще: "Такой-то занимает высокое положение", - хотя, как и все прочие, он ходит по земле. Сие возвышение и сие продвижение есть состояние духа и суть интеллектуальные реальности, но для описания их вы принуждены обращаться к зримым образам, поскольку во внешнем мире нет ничего, что не может быть воспринято с помощью чувств.
        Так свет считается символом знания, а мрак - символом невежества; но подумайте, разве знание есть видимый свет, или невежество - видимый мрак? Нет, это только символы. Сие есть интеллектуальные состояния, но если вы хотите выразить их через нечто внешнее, вы называете знание светом, а невежество - мраком. Вы говорите: "У меня на сердце было мрачно, а теперь просветлело". Итак, сей свет знания и сей мрак невежества есть интеллектуальные, а не чувственные реальности; но когда мы пытаемся объяснить что-то через реалии внешнего мира, нам приходится облекать их в чувственно воспринимаемые формы.
        Таким образом, очевидно, что голубь, опустившийся с неба на Христа, не был голубем материальным, но сие было духовное состояние, которое, для облегчения понимания, было выражено через этот зрительный образ. Так в Ветхом Завете сказано, что Бог явился в виде огненного столпа; но это не описание материальной формы; сие есть интеллектуальная реальность, выраженная через чувственно воспринимаемый образ.
        Христос говорит: "Отец в Сыне, и Сын в Отце". Разве Христос пребывал внутри Бога, или же Бог - внутри Христа? Во имя Бога, конечно же, нет! Напротив, сие есть интеллектуальное состояние, которое выражено в виде конкретного образа.
        Мы подошли к объяснению слов Бахауллы, когда Он заявляет: "О Царь! Я был всего лишь человек, как и прочие, пребывая во сне на Моем ложе, когда внезапно на Меня повеяло дыханием Всеславного, и Мне было дано знание всего прошедшего. Сие не от Меня, но от Того, Кто есть Всемогущий и Всеведущий"(2). Таково есть состояние Богоявления: оно не доступно восприятию; сие есть интеллектуальная реальность, пребывающая вне времени, независящая от прошлого, настоящего и будущего; сей образ есть объяснение, сравнение, метафора, и его не следует воспринимать буквально; это не есть такое состояние, которое человек способен охватить разумом. Сон и пробуждение есть переход из одного состояния в другое. Сон есть состояние покоя, а бодрствование есть состояние движения. Сон есть состояние молчания; бодрствование есть состояние изъяснения. Сон есть состояние пребывания втайне; бодрствование есть состояние явления.
(2)  Отрывок из письма к Шаху Насриддину.
        К примеру, у персов и арабов принято говорить, что земля спала, но пришла весна и земля проснулась; или, что земля была мертва, но пришла весна и земля ожила. Сии выражения есть метафоры, аллегории, объяснения мистического в мире значений.
        Говоря коротко, Священные Явители всегда были и вечно пребудут Сияющими Реальностями; в их сущности не имеют места ни изменения, ни вариации. До обнародования Своего явления Они пребывают в молчании и покое, подобно спящему, а после Своего явления Они вещают и светятся подобно очнувшемуся от сна.

 


(1)  Буквально - основным пунктом.
(2)  Отрывок из письма к Шаху Насриддину.

 

В сем священном стихе сказано: "Нет равного Ему, Который суть Заря Откровения(18), в Его Наивеличайшей Непогрешимости. Он есть, поистине, в мире творения воплощение слов, Бог творит то, что Он пожелает". Воистину, Всемогущий предержал сие право лишь за Собой, и никому не дано разделить сие священное и возвышенное превыше всего состояние"(19).
        Да будет вам известно, что непогрешимость бывает двух видов: неотъемлемая непогрешимость и благоприобретенная непогрешимость. Подобно тому, как есть знание неотъемлемое и знание приобретенное; это же относится и к другим свойствам и качествам. Неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, сие есть Их сущностное качество, а сущностное качество не может быть отделено от самой вещи. Лучи есть необходимая сущность солнца, и они неотделимы от него. Знание есть необходимая сущность Бога, и оно неотделимо от Него. Если бы можно было отделить знание от Него, то он не был бы Богом. Если бы лучи можно было отделить от солнца, то оно не было бы солнцем. Посему, если вообразить, что Наивеликая Непогрешимость отделена от высочайшего Явителя, то Он не будет высочайшим Явителем, и Он окажется лишен сущностных совершенств.
        Благоприобретенная непогрешимость не есть естественно присущее кому-то качество; напротив, она есть луч от щедрот непогрешимости, луч, что исходит от Солнца Истинной Сущности, озаряет сердца и отдает душам частицу себя. Хотя души сии не наделены неотъемлемой непогрешимостью, они тем не менее пребывают под покровительством Бога - это значит, что Бог хранит их от заблуждения. Так многие святые существа, не являющиеся зарницами Наивеликой Непогрешимости, были хранимы и оберегаемы от заблуждения под сенью покровительства и водительства Божьего, ибо они были проводниками милости от Бога к людям. Если бы Бог не оберегал их от заблуждения, то их заблуждение привело бы к тому, что души верующих оказались бы заблудшими, и через это рухнули бы основы Религии Бога, что не подобает Богу и недостойно Его.
        Сделаем вывод: неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, а приобретенная непогрешимость дарована каждой святой душе. Например, Всемирный Дом Справедливости(20), если Он установлен при соблюдении необходимых условий, - с избранием членов, осуществляющих представительство всех людей, - такой Дом Справедливости окажется под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством. Если такой Дом Справедливости вынесет единодушно или большинством голосов решение по какому-либо вопросу, не упомянутому в Книге, то такое решение и распоряжение Бог убережет от ошибки. Конечно, членам Дома Справедливости как индивидуумам не присуща неотъемлемая непогрешимость; но как целое собрание Дом Справедливости пребывает под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством: это именуется дарованной свыше непогрешимостью.
        Итак, сказано, что "Заря Откровения" есть воплощение слов "Он творит то, что Он пожелает"; сие есть особое свойство этого Священного Существа, прочие же не наделены сим неотъемлемым совершенством. Другими словами, поскольку высочайшие Явители определенно обладают неотъемлемой непогрешимостью, то все исходящее от Них есть истина и отражает реальность. Они не пребывают под сенью прежних законов. Все, что Они говорят, есть слово Божие, и все, что Они творят, есть праведное деяние. Ни один верующий не имеет ни малейшего права оспаривать сказанное Ими; положение верующего есть положение полного подчинения, ибо Явитель предстает облеченный совершенной мудростью - и потому, что бы высочайший Явитель ни говорил и ни делал, есть высшая мудрость и отражение реальности.
        Если кто-то не разумеет сокровенного смысла какой-либо из Его заповедей, то не должен противиться ей, ибо высочайший Явитель творит, что Он пожелает. Сколь часто бывало, что, когда мудрый, совершенный, знающий человек совершал какое-то деяние, то люди, будучи не в состоянии понять мудрость сего, возражали и удивлялись, что столь мудрый человек может говорить или делать такие вещи. Такое несогласие происходит от невежества, а разум мудреца чист и свободен от заблуждения. Подобным образом искусный врач при лечении больного поступает по своему усмотрению, и больной не имеет права роптать; что врач говорит и делает, то правильно; следует видеть в нем проявление слов "Он творит то, что Он пожелает, и повелевает то, что Ему угодно". Определенно ясно, что врач прибегнет к каким-то лекарствам вразрез с представлениями других людей; но не допускается возражений со стороны тех, кто не наделен ученостью и познаниями в медицинском искусстве. Во имя Бога, нет! Напротив, всем следует слушаться и исполнять предписания искусного врача. И это значит, что искусный врач творит то, что пожелает, а больные не наделены сим правом. Прежде должно быть подтверждено умение врача; но после того, как его умение установлено, врач делает то, что считает нужным.
        Также и в случае, когда военачальник не имеет равных себе в военном искусстве, то, отдавая распоряжения и команды, он поступает, как пожелает. Если капитан судна сведущ в искусстве кораблевождения, то, отдавая какие бы то ни было распоряжения и команды, он поступает как пожелает. И поскольку истинный наставник есть Совершенный Человек, то, отдавая Свои распоряжения и команды, Он поступает, как пожелает.
        Коротко говоря, значение фразы "Он творит то, что Он пожелает" таково, что если Явитель утверждает что-либо или что-то повелевает, или совершает, а верующие не понимают мудрости сего, то они все равно не должны противиться этому ни единой своей мыслью, но должны стараться понять, почему Он это сказал или почему Он так поступил. Прочие души, пребывающие под сенью высочайших Явителей, должны подчиняться предписаниям Закона Божиего и не должны ни на волосок отходить от него; они должны сообразовывать свои дела и слова с Законом Божиим. Если они отклоняются от него, то они ответят перед Богом и будут судимы Им. Определенно ясно, что к ним не относится дозволение "Он творит то, что Он пожелает", ибо сие подобает только высочайшим Явителям.
        Так, Христос - да будет моя душа принята в жертву за Него! - был воплощением слов "Он творит то, что Он пожелает", но ученикам не подобало сие положение; ибо, поскольку они пребывали под сенью Христа, они не могли отступить от Его предписаний и воли.

 


(18)  Явитель Бога.
(19)  Китаб-и-Акдас: т.е. Самая Священная Книга. Главный труд Бахауллы, в котором содержится большинство заповедей. Это основа принципов Веры Бахаи.
(20)  Дом Справедливости (Baytu'l-Adl) есть учреждение, созданное Бахауллой. Здесь идет речь о двух  уровнях  сего учреждения: Местные Дома Справедливости, ответственные за дела в каждом городе или селении, и Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха в Своем Волеизъявлении и Завещании добавил учреждение промежуточного уровня, Промежуточные Дома Справедливости. Непогрешимостью наделен только Всемирный Дом Справедливости. В настоящее время, чтобы подчеркнуть чисто духовный характер их функций, Местные и Промежуточные Дома  Справедливости именуются  Местными и Национальными  Духовными Собраниями.

 

Вопрос. - В Священных Книгах имеются упреки и порицания в  отношении Пророков. К кому они обращены и кому они предназначены?
        Ответ. - Все божественные обращения, содержащие укоры, хотя как бы и относятся к Пророкам, в действительности предназначены людям, и в сем заключена мудрость, которая есть абсолютное милосердие, дабы люди не падали духом и не разочаровывались. Потому-то эти обращения как будто и адресованы Пророкам; но в действительности они предназначаются людям, а не Пророкам.
        Более того, могущественный и независимый царь есть представитель своей страны: то, что он говорит, есть глас всех жителей, договор, который он заключает, есть договор от лица всех жителей, ибо желание и устремления всех его подданных выражены в его желаниях и устремлениях. Подобным образом каждый Пророк есть представитель всех людей. И потому обещания и обращения Бога, адресованные Ему, адресованы всем. Обычно упреки и порицания слишком суровы для людей и могли бы повергнуть их сердца в уныние. Потому-то Совершенная Мудрость прибегает к сей форме обращения, что ясно видно в самой Библии, например, в том месте, где рассказывается, как дети Израиля взбунтовались и говорили Моисею: "Мы не можем воевать с Амалекитянами, ибо они сильны, могущественны и мужественны". Тогда Бог обратился с упреками к Моисею и Аарону, хотя Моисей проявлял совершенное послушание и не бунтовал. Воистину, столь великий Человек, Который явился проводником Божественных Щедрот и принес Закон, должен был непременно повиноваться велениям Бога. Такие Священные Души подобны листьям дерева, которые приводит в движение дуновение ветра, а не Их собственное желание; ибо Они повинуются ветру любви к Богу, и их воля полностью подчинена Ему. Их слово есть слово Божие; Их заповедь есть заповедь Божия; Их запрет есть запрет Божий. Они подобны стеклянному шару, получающему свет от заключенной в нем лампы. Хотя кажется, что свет исходит от этого стеклянного шара, на самом деле он исходит от лампы. Сходным же образом обстоит дело с Пророками Божьими, средоточиями Богоявления; Их движение и покой имеют истоком божественное вдохновение, а не человеческие страсти. Если бы это было не так, то как можно было бы доверять Пророку, и как бы мог Он быть Посланником Бога, возглашающим веления и запреты Божьи? Все недостатки, о которых упоминается в Священных Книгах в связи с Явителями, имеют то же объяснение, что и данный вопрос.
        Восхвалим Бога за то, что вы явились сюда и лицезрели слуг Божьих! Заметили ли вы в них что-либо кроме благоухания благости Божией? Воистину, нет. Вы собственными глазами видели, что денно и нощно они радеют и усердствуют, и что нет у них другой цели помимо возвышения слова Божьего, просвещения людей, образования масс народных, духовного прогресса, установления всеобщего мира, оказания помощи всему человечеству и проповеди добра для всех народов. Жертвуя собой во имя блага всех людей, они равнодушны к материальному благополучию и трудятся ради того, чтобы возродить в человечестве добродетели.
        Но вернемся к нашему вопросу. Например, в Ветхом Завете в Книге Пророка Исаии, глава 48, стих 12, сказано: "Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний". Очевидно, что имеется в виду не Иаков, получивший имя Израиль, но народ Израиля. Также в Книге Пророка Исаии, глава 43, стих 1, сказано: "Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты - Мой".
        Далее в Книге Чисел, глава 20, стих 23: "И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря:
        Пусть приложится Аарон к народу своему: ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы"(15), а в стихе 13: "Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою".
        Отметим: бунтовал народ Израиля, а порицание как бы было высказано Моисею и Аарону. Как сказано об этом в Книге Второзакония, глава 3, стих 26: "Господь гневался на меня за вас, и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом".
        Сие обращение и порицание в действительности направлено сынам Израиля, которые за непослушание Богу долгое время томились в бесплодной пустыне, на другом берегу реки Иордан, пока их оттуда не вывел в свое время Иисус Навин - слава ему. Сие обращение и порицание были как будто адресованы Моисею и Аарону, но в действительности - народу Израиля.
        В подобном же духе в Коране говорится Мухаммаду: "Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже"(16). Эти слова, как бы обращенные к Мухаммаду, в действительности предназначались народу. Такая форма обращения, как мы уже говорили прежде, по совершенной мудрости Бога использовалась с тем, чтобы не поселить в сердцах людей сомнений, тревог и мучительных переживаний.
        Сколь часто Пророки Бога и Его высочайшие Явители в Своих молитвах каются в грехах и проступках! Цель этого - воспитать людей, побудить и призвать их к смирению и покорности, привести их к покаянию в своих грехах и проступках. Ибо сами сии Святые Души свободны от всех грехов и чисты в Своих поступках. В Евангелии рассказывается, что некий человек пришел к Христу и назвал Его "Учитель Благий". Христос в ответ заявил: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог"(17). Это не означает, - Боже упаси! - что Христос был грешен; но сказано это с целью призвать к покорности и смирению, научить кротости и скромности человека, с которым Он говорил. Сии Священные Существа суть свет, а свет не смешивается с тьмой. Они суть жизнь, а жизнь и смерть несовместимы. Они наставляют истине, и сие наставничество не может уживаться с заблуждением. Они - сама суть повиновения, а повиновение не может сосуществовать с непокорностью.
        Итак, в заключение повторим, что обращения в виде порицаний, имеющиеся в Священных Книгах, хотя формально адресованы Пророкам - то есть Явителям Бога, - в действительности предназначены людям. Это станет ясным и очевидным для вас, если вы станете с прилежанием изучать Священные Книги.
Приветствую всех вас.

 


(15)  Числа 20:23-24.
(16)  См. Коран 48:1-2.
(17)  Ев. от Матфея 19:16-17.

 

Вопрос. - Сколько видов Пророков можно выделить?

        Ответ. - Вообще существует два вида Пророков. Есть независимые Пророки, за Которыми следуют другие; последние не являются независимыми, а выступают как последователи.
        Независимые Пророки являются законодателями и основателями новых циклов. С Их появлением мир одевается в новые одеяния, устанавливаются основы религии, и открывается новое писание. Без всякого посредника Они черпают от щедрот Сущности Божественного, и Их свечение есть свечение, присущее им по природе. Они подобны солнцу, которое излучает свет само по себе: свет есть присущее ему необходимое свойство; оно не отражает свет какой-либо другой звезды. Сии Зарницы восхода Единства суть источники щедрот и зеркала Сущности Сущностей.
        Прочие Пророки являются последователями и продолжателями, они подобны ветвям и не имеют статуса независимых; они получают от щедрот независимых Пророков, и их свет есть свет Наставничества вселенских Пророков. Их можно сравнить с луной, которая не сияет и не лучится сама по себе, а отражает свет солнца.
        В числе Явителей вселенского Пророчества, Которые имеют статус независимых, укажем Авраама, Моисея, Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Другие же были последователями и продолжателями, как, например, Соломон, Давид, Исаия, Иеремия и Иезекииль. Ибо независимые Пророки есть основатели; Они устанавливают новую религию и оказывают преобразующее воздействие на людей; Они изменяют мораль в целом, вводят новые обычаи и правила, обновляют цикл и Закон. Их появление подобно весне, которая облачает все земные существа в новые одеяния и дает им жизнь новую.
        Что же касается второго вида Пророков, которые суть последователи, то они распространяют Закон Божий, наставляют в Религии Бога и возглашают Его слово. Они не обладают иной силой и мощью кроме той, что они черпают от независимых Пророков.

        Вопрос. - К какой категории относятся Будда и Конфуций?

        Ответ. - Будда также установил новую религию, а Конфуций обновил нравы и древние добродетели, но их установления были полностью разрушены. Верования и обряды Буддистов и Конфуцианцев не перестали соответствовать основам первоначальных учений. Основатель Буддизма был наделен дивной душой. Он установил Единство Бога, но впоследствии исходные принципы Его учения постепенно были утрачены, а на смену пришли суеверные обычаи и обряды, которые в дальнейшем вылились в поклонение статуям и образам.
        А теперь заметьте: Христос часто повторял, что надо соблюдать Десять Заповедей Пятикнижия, и Он настаивал на том, что их нужно сохранить. Среди Десяти Заповедей есть одна, гласящая: "Не поклоняйся ни кумиру, ни изображению"(14). В настоящее время в некоторых Христианских церквах помещается множество скульптурных и живописных изображений. Из этого ясно и очевидно, что Религия Бога не сохранилась среди людей в своих первоначальных основах, но что она постепенно изменялась и искажалась, пока не оказалась полностью разрушена и утрачена. Именно поэтому и приходят новые Явители, и устанавливается новая религия. Если бы религии не искажались, то не было бы нужды в обновлении.
        Вначале дерево пребывало во всей своей красе, пышно цвело и обильно плодоносило, но затем состарилось и стало бесплодным, завяло и зачахло. Вот почему Истинный Садовник вновь сажает несравненное молодое дерево того же сорта и вида, которое растет и развивается день за днем, раскидывает свою густую тень в божественном саду и приносит дивные плоды. То же и с религией; с течением времени она отходит от первоначальных основ, истина Религии Бога совершенно утрачивается и не остается ее духа; появляются ереси, и она становится телом, лишенным души. Вот почему она подвергается обновлению.
        Буддисты и Конфуцианцы ныне поклоняются образам и статуям. Они совершенно забыли о Единстве Бога и веруют в воображаемых богов подобно древним грекам. Но вначале было не так; тогда соблюдались иные принципы и другие обряды.
        Подумайте также, до какой степени были преданы забвению принципы религии Христа и сколь много появилось ересей. Например, Христос запрещал месть и нападение; более того, Он завещал отвечать кротостью и прощением на зло и обиду. А теперь посмотрите: сколько кровопролитных войн происходило между самими Христианскими народами, сколь много угнетения, жестокости, захватничества и кровожадности имело места! Многие из этих войн велись по распоряжению Римских Пап. Таким образом, ясно и очевидно, что с течением времени религия совершенно искажается. Потому-то и происходит обновление.

 


(14)  Исход 20:4-5; Второзаконие 5:8-9.

  Вопрос. - Как велики возможности и совершенства Престолов Сущности, Явителей Бога, и каков предел Их влияния?

        Ответ. - Взгляните на мир существования, то есть на мир материальных вещей. Солнечная система заполнена тьмой и мраком, солнце здесь - центр, источающий свет, и все планеты системы обращаются в пределах его могущества и получают от его щедрот. Солнце есть источник жизни и света, оно способствует росту и развитию всех существ солнечной системы; ибо без щедрот солнца ни одно живое существо не могло бы жить: все оказалось бы во мраке и погибло. Таким образом, ясно и очевидно, что солнце есть средоточие света и источник жизни для существ солнечной системы.
        В подобном же духе Священные Явители Бога есть средоточие света сущности, источник таинств и щедрот любви. Они сияют в мире сердец и мыслей и изливают вечные милости на духовный мир; Они дают жизнь духовную и лучатся светом сущности и смысла. Просвещение в мир мыслей приходит из сих средоточий света и источников таинств. Без щедрот света и наставлений от сих Священных Существ мир душ и мыслей был бы тьмой кромешной. Без непреложных заповедей сих источников таинств мир человеческий обратился бы в пастбище, где правили бы животные инстинкты, существование всякой вещи было бы нереально, и истинная жизнь исчезла бы. Вот почему в Евангелии говорится: "Вначале было Слово", и это означает, что оно явилось источником жизни(13).
        Рассмотрим влияние солнца на земные существа, последствия удаленности от него и приближенности к нему и то, что происходит в результате его заходов и восходов. То наступает осень, то весна; их сменяют зима и лето. Когда солнце пересекает линию экватора, то животворная весна является во всем своем великолепии, а когда оно находится в точке летнего солнцестояния, то плоды достигают стадии совершенства, зерновые и прочие растения созревают, и земные существа вступают в период наиболее полного развития и роста.
        В подобном же духе, когда Священный Явитель Бога, Который есть солнце в мире Его творения, воссияет над мирами душ, мыслей и сердец, тогда приходят духовная весна и новая жизнь, взору открывается вся дивная мощь весны, и являются чудесные блага. Как вы могли бы заметить, с приходом каждого Явителя Бога необыкновенный прогресс отмечается в мире умов, мыслей и душ. Например, посмотрите, какое развитие мира умов и мыслей достигнуто в сей божественный век, а ведь это лишь его начало. Вскоре вы увидите, как новые щедроты божественного учения озарят сей мрачный мир и превратят эти горестные пределы в сад Эдемский.
        Если углубиться в разъяснения знамений и щедрот каждого из Священных Явителей, то это займет слишком много времени. Подумайте и поразмышляйте над этим сами, и тогда откроется вам истина по данному вопросу.

 


(13)   Евангелие от Иоанна 1:1.

 

Вопрос. - Каково истинное объяснение циклам, которые наблюдаются в существующем мире?
        Ответ. - Каждое из светил сего бескрайнего неба имеет свой цикл обращения, каждое обращается по своей особой орбите, у каждого цикла своя продолжительность, а по окончании одного цикла каждое тело начинает новый цикл обращения. Так, Земля каждые триста шестьдесят пять дней, четыре часа, сорок восемь минут и долю секунды завершает полный оборот; затем начинается новый цикл, то есть возобновляется прежний цикл. Сходным же образом во всей вселенной - и в мире небесных сфер, и в мире человеческом - имеют место циклы великих событий, значительных обстоятельств и происшествий. По окончании одного цикла начинается новый; и значительностью происходящих новых событий прежний цикл забывается совершенно, и от него не остается ни следа, ни воспоминания. Как видите, нам не осталось свидетельств о событиях двадцатитысячелетней давности, хотя доказано, что жизнь на земле есть явление весьма древнее. Она насчитывает не сто и не двести тысяч, не один и не два миллиона лет; она существует с очень древних времен, а воспоминания о событиях древности и их следы полностью утрачены.
        Подобным образом каждый из Божественных Явителей имеет свой цикл, в продолжение которого Его законы и заповеди распространяются и соблюдаются. Когда цикл завершается появлением нового Явителя, то начинается новый цикл. Таким образом, циклы начинаются, завершаются и обновляются, пока в мире не свершится вселенский цикл, когда произойдут такие важные события и великие дела, которые совершенно затмят все воспоминания о прошлом и сотрут его следы; затем в мире начнется новый вселенский цикл, ибо вселенная не имеет начала. Мы уже ранее приводили доказательства и свидетельствовали по этому вопросу; нет нужды повторяться.
        Говоря кратко, вселенский цикл в существующем мире охватывает длительный период времени, а также бесчисленное и неисчислимое количество периодов и эпох. В продолжение такого цикла великолепные Явители приходят в пределы мира зримого, пока величайший Явитель не обратит мир в средоточие Своего сияния. Его появление заставляет мир вступить в эпоху зрелости, и продолжительность Его цикла огромна. Впоследствии другие Явители взойдут под Его сенью; Они обновят какие-то из заповедей в соответствии с потребностями времени, но останутся при этом под Его сенью.
        Мы пребываем в цикле, начинающемся от Адама, а величайшим Явителем здесь является Бахаулла.

Вопрос. - Одна из способностей, которыми наделены Божественные Явители, есть знание. До какой степени оно ограничено?
        Ответ. - Знание бывает двух видов. Это субъективное знание и объективное - то есть интуитивное знание и знание, полученное путем восприятия.
        Знание вещей, которым, как правило, обладают люди, достигается путем размышлений или путем наблюдений, то есть либо силой интеллекта создается представление об объекте, либо из наблюдения объекта создается его образ в зеркале человеческого сердца. Круг этого знания очень ограничен, поскольку оно зависит от усилия и факта достижения.
        Знание же второго вида, которое есть знание своего бытия, - интуитивное; оно подобно тому сознанию и осознанию себя, которое имеет человек.
        К примеру, разум и дух человека осознают состояние и положение членов и составных частей тела, а также знают о всех физических ощущениях; точно так же разум и дух ведают о собственных возможностях, переживаниях, духовных состояниях. Сие есть знание своего бытия, которое человек осознает и воспринимает, ибо дух охватывает тело и ему ведомы все его ощущения и возможности. Сие знание не есть результат усилий и изучения. Это просто существующая вещь; это абсолютный дар.
        Поскольку Божественные Сущности, высочайшие Явители Бога, охватывают сущность и качества существ, превосходят и вмещают существующие реальности и понимают все вещи, то, следовательно, Их знание есть божественное знание, оно не приобретенное - то есть сие есть святой дар; сие есть божественное откровение.
        Приведем пример специально для того, чтобы облегчить понимание данного вопроса. Человек есть самое благородное существо на земле. Он вмещает в себе царства животных, растений и минералов - то есть состояния последних содержатся в нем в такой степени, что он является властителем сих состояний и уровней; ему известны их секреты и тайны их существования. Это просто пример, а не аналогия. Если говорить кратко, высочайшим Явителям Бога ведома сущность и тайная тайн живущих. И потому Они устанавливают законы, приемлемые и соответствующие состоянию мира человека, ибо религия есть глубинная связь, проистекающая из сущностей вещей. Явитель - то есть Священный Законодатель, - если Ему не ведомы сущности живущих, не сможет познать глубинную связь, проистекающую из сущности вещей, и Он определенно не сможет установить религию, соответствующую реальности и подходящую к данным условиям. Пророки Божии, высочайшие Явители, подобны искусным врачевателям, а зависимый мир подобен телу человека: божественные законы суть лекарство. Очевидно, что доктор должен знать обо всех частях и членах тела, а также разобраться в состоянии и особенностях конституции пациента с тем, чтобы прописать лекарство, которое поможет против отравляющего действия болезни. На самом деле, доктор по самой болезни заключает, какое лечение подходит пациенту, ибо сначала устанавливается диагноз, а затем выписывается лекарство против данной болезни. Пока не установлена болезнь, как можно прописывать лекарства и назначать лечение? Таким образом, доктор должен иметь основательные знания о конституции, членах, органах и состоянии пациента, должен быть осведомлен обо всех болезнях и лечебных средствах с тем, чтобы прописать нужное лекарство.
        Религия соответственно есть необходимая связь, проистекающая из сущности вещей; и поскольку Явителям Бога ведомы тайны существ, то Они осознают глубинную связь, и через сие знание устанавливают Закон Божий.

Мы говорим, что Явители обладают тремя уровнями. Первый - физическая сущность, зависящая от тела; второй - индивидуальная сущность, то есть наделенная разумом душа; третий - проявление божественного, в котором заключены божественные совершенства, источник жизни в мире существования, инструмент воспитания душ, наставления людей и просвещения зависимого мира.
        Физическое состояние есть состояние человеческое, и оно преходяще, поскольку все физическое состоит из элементов, а составленное из элементов неизбежно подвергается разложению и распаду.
        Индивидуальная же сущность Явителей Бога есть Сущность Святая, а посему она возвышена и в том, что касается ее природы и качеств, отлична от всех прочих явлений. Она подобна солнцу, которое по самой своей природе является излучателем света и не может быть сравнимо с луной, точно так же, как и составляющие солнечный шар частицы не могут быть сравнимы с частицами, составляющими луну. Частицы и устройство первого предназначены для излучения света, а составляющие луну частицы не способны производить лучи, но отражают свет со стороны. Также и сущности прочих людей суть души, что, подобно луне, отражают свет солнца; но Святая Сущность Сама излучает свет.
        Третий уровень такого Существа(8) есть Божественная Щедрость, великолепие Предсущей Красы и сияние света Всемогущего. Индивидуальные сущности Божественных Явителей неотделимы от Щедрости Бога и Божественного Великолепия. Точно так же солнечный шар неотделим от света. А посему можно сказать, что вознесение Священного Явителя есть просто уход от сей элементарной формы. К примеру, вот лампа освещает нишу, и если свет лампы перестанет освещать нишу потому, что она разрушится, то щедрость лампы от этого не умаляется. Говоря коротко, в Священных Явителях Предсущая Щедрость как свет, индивидуальность - как стеклянная колба лампы, а бренное тело - как ниша: пусть ниша разрушена, но лампа продолжает гореть. Божественные Явители как зеркала различаются между собой, поскольку Они наделены различными индивидуальностями, но во всех зеркалах отражается одно солнце. Ясно, что сущность Христа отличается от сущности Моисея.
        Воистину, с самого начала Священная Сущность(9) осознает тайну существования, и с детского возраста признаки величия проявляются и зримы в Нем. А посему возможно ли, чтобы при всех сих щедротах и совершенствах Он не был наделен сим сознанием?
        Мы уже говорили, что Священные Явители обладают тремя уровнями. Физическое состояние, индивидуальная сущность и средоточие проявления совершенства: это как солнце, его тепло и свет. Прочие индивидуумы обладают физическим уровнем и уровнем наделенной разумом души - это дух и мысль(10). Так, высказывание "Я пребывал во сне, и божественным дыханием повеяло на Меня, и Я проснулся" подобно высказыванию Христа "Тело немощно, а дух бодр", а высказывания "Я болен", или "Я чувствую себя хорошо", или "Я обеспокоен" - относятся к физическому состоянию и не касаются ни индивидуальной сущности, ни явления Божественной Сущности. Посмотрите, сколь многие недуги могут овладеть телом человека, но они не поражают его дух; может даже случиться, что какие-то члены тела полностью изуродованы, но сущность разума сохраняется и остается вечной. С одеянием может случиться тысяча неприятностей, но для носящего одеяние это не опасно. Слова Бахауллы "Я пребывал во сне, и божественное дыхание повеяло на Меня, и пробудило Меня" относятся к телу.
        В мире Бога нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего; все едино. Посему, когда Христос говорил: "Вначале было Слово"(11), - то это означало, что оно было, есть и будет; ибо в мире Бога нет времени. Время имеет власть над существами, но не над Богом. К примеру, в молитве Он говорит: "Да святится имя Твое"; это значит, что имя Твое было, есть и будет свято(12). Утро, день и вечер связаны с землей, на солнце же нет ни утра, ни дня, ни вечера.

 


(8)    Явители Бога.
(9)    Явитель Бога.
(10)  См. Вопрос 55 - "Душа, Дух и Разум".
(11)  См. Ев. от Иоанна 1:1.
(12)  Ев. от Матфея 6:9; Ев. от Луки 11:2.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook