"И ныне прославь Мня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира"(23).
        Имеется два вида первичности: одна - самосуща и ей не предшествует причина, но ее существование само в себе, как, например, солнце содержит свет в себе, ибо его сияние не зависит от света других звезд. Сие именуется неотъемлемым, самосущим светом, но свет луны получается от солнца, ибо луна в своем свечении зависит от света солнца, следовательно, солнце в отношении света есть причина, а луна является следствием. Первое есть прежнее, предшествующее, предыдущее, тогда как последняя есть предваряемая и последующая.
        Второй вид предсуществования есть предсуществование от века, и оно не имеет начала. Слово Бога свято от века(24). Прошедшее, настоящее, будущее, все равно относительно Бога. Вчера, сегодня, завтра для солнца не существуют.
        Сходным же образом отмечается приоритетность и в славе - то есть славному предшествует наиславнейший. Посему Сущность Христа, которая есть Слово Бога, в отношении сути, качеств и славы определенно предшествует всем существам. Прежде чем явиться в человеческом виде, Слово Бога пребывало в предельной святости и славе, существуя в совершенной красе и блеске в высотах своего великолепия. Когда же, благодаря мудрости Всевышнего Бога, слово Бога воссияло с высот славы в мире телесном, то оно в телесной своей ипостаси было гонимо, предано в руки Иудеев, захвачено тиранами и невеждами и в конце концов распято. Вот почему Он обращался к Богу со словами: "Избавь Меня от уз мира телесного и освободи Меня из сей темницы, чтобы Я мог вознестись к высотам почтения и славы, и обрести прежние величие и мощь, существовавшие прежде мира телесного, чтобы Я мог возрадоваться в мире вечном и мог вознестись в прежнюю обитель, в мир вне места, в царство невидимое".
        Итак, даже находясь в пределах сего мира, - то есть в мире людей и стран - вы видите, что земная слава и величие Христа проявились только после Его вознесения. Когда Он пребывал в мире телесном, то подвергался оскорблениям и издевательствам со стороны слабейшего народа, Иудеев, которые сподобились возложить терновый венец на Его священное чело. Но после Его вознесения драгоценные короны всех царей померкли и склонились пред венцом терновым.
        Взгляните, сколь велика слава, которую обрело Слово Бога даже в сем мире!

 


(23)  Ев. от Иоанна 17:5.
(24)  То есть Сущность Христа.

 

Вопрос. - Каков смысл Троицы, этого Триединства?

        Ответ. - Божественная Сущность, возвышенная и недоступная человеческому разуму, Сущность, которую не могут себе представить даже мудрецы и люди большого ума, находится за пределами всякого понимания. Сия Божественная Сущность не допускает никакого разделения; ибо разделение и преумножение есть свойства зависимых в своем существовании существ и не соотносимы с тем, что происходит с самосущим.
        Божественной Сущности не свойственна единичность, но в еще большей степени - множественность. Распределение сей Божественной Сущности по степеням и состояниям было бы противно совершенству и равноценно несовершенству, и потому абсолютно невозможно. Она непрестанно пребывала и есть на вершинах святости и безгрешия. Все, что говорится о Явителях и Зарницах Бога, означает отражение божественного, а не его нисхождения по степеням существования(21).
        Бог есть чистое совершенство, а все существа несовершенны. Для Бога нисхождение по степеням существования было бы величайшим несовершенством; напротив, Его явление, Его проявление, Его восход подобны отражению солнца в чистом, ясном, отполированном зеркале. Все существа суть очевидные знамения Бога, подобно тому, как на всех тварей земных падают лучи солнца. Но на долины, горы, деревья и плоды падает только часть солнечного света, благодаря которому они становятся видны, и наполняются жизнью, и осуществляют свое предназначение, тогда как Совершенный Человек(22) достигает состояния чистейшего зеркала, в котором Солнце Истины становится видимым и в котором отражаются все его качества и совершенства. Так Сущность Христа являла собою гладкое и незамутненное зеркало высочайшей чистоты и совершенной шлифовки. Солнце Истины, Существо Божественного отразилось в сем зеркале и явило свой свет и жар в нем; но с высот своей святости и небес своего безгрешия солнце не снизошло до обитания и нахождения в зеркале. Нет, оно вечно пребывает в своей горной возвышенности, но время от времени отражается и становится видимым в зеркале во всей своей красоте и совершенстве.
        Итак, если мы скажем, что видели солнце в двух зеркалах - одно из них Христос, а другое - Дух Святой, - то есть скажем, что видели три Солнца: одно в небесах, а два других - на земле, то мы скажем правду. И если мы скажем, что Солнце одно, и что оно воистину единственное, и нет ему пары и нет равного, то мы опять же скажем правду.
        Смысл данного рассуждения в том, что Сущность Христа явилась ясным зеркалом, и Солнце Истины - или Суть Единства в бесконечности своих совершенств и качеств - отразилось зримо в сем зеркале. Это значит, что Солнце, которое есть Суть Божественного, не разделяется на части и не множится - ибо Солнце одно и неделимо, - но отражается в зеркале. Вот почему Христос говорил: "Отец в Сыне", - это означает, что Солнце зримо и явлено в сем зеркале.
        Дух Святой есть Щедрость Бога, которая оказывается зримой и  очевидной в Сущности Христа. Сыновье положение есть сердце Христа, а Дух Святой есть состояние духа Христа. Отсюда непреложно следует, что Суть Божественного абсолютно уникальна и не имеет ни равных, ни подобных, ни сравнимых.
        Таково значение Триединства Троицы. Если бы это было не так, то основы Религии Бога опирались бы на нелогичную посылку, которую умом нельзя было бы понять, а как можно заставить человека умом принять то, что невозможно понять? Вещь не может быть охвачена разумом, если только она не представлена в разумной форме; в противном случае это лишь изощрение воображения.
        Из сего разъяснения становится понятным, что означает Триединство Троицы. Также доказана еще и Единственность Бога.

 


(21)  См. вопрос 82 - Пантеизм.
(22)  Явитель Бога.

 

В Священных Книгах сказано, что Христос придет еще раз и что Его пришествие находится в связи с исполнением определенных знамений: когда Он придет, то будут явлены сии знамения. К примеру, "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба ... Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою"(15). Бахаулла  дал объяснение сим стихам в Китаб-и-Икан(16). Нет нужды повторяться: обратитесь к этой книге и вы поймете сии высказывания. Помимо этого, я хотел бы по данному вопросу сказать следующее. В Свое первое пришествие Христос также явился с небес, как недвусмысленно об этом сказано в Евангелии. Сам Христос говорил: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах"(17).
        Всем ясно, что Христос сошел с небес, хотя внешне Он явился на  свет из чрева Марии. В первое пришествие Он сошел с небес, хотя внешне появился из чрева матери; и сходным же образом в Свое второе пришествие Он сойдет с небес, хотя внешне также явится из чрева матери. Как мы уже говорили, указанные в Евангелии обстоятельства второго пришествия Христа такие же, как и обстоятельства, указанные для первого пришествия.
        Книга Пророка Исаии сообщает, что Мессия покорит Восток и Запад, все народы земли соберутся под сенью Его, что будет установлено Его Царство, что Он явится из неизвестного места, что грешники будут судимы и что справедливость восторжествует и торжество ее будет таково, что волк и ягненок, барс и козленок, младенец и аспид, все вместе соберутся у одного ручья, на одной поляне, в одном обиталище(18). Первое пришествие должно было свершиться при таких же обстоятельствах, хотя внешне все это не сбылось. Именно на этом основании Иудеи отрицали Христа и - да простит Бог! - обзывали Мессию Masikh19), считали Его еретиком, подрывающим учение Бога, видели в Нем нарушителя Субботы и Закона, и посему приговорили Его к смертной казни. Тем не менее каждое из названных обстоятельств имело особый смысл, которого Иудеи не поняли; и потому им не дано было распознать истину Христа.
        Второе пришествие Христа будет подобно первому: все знамения и обстоятельства, о которых говорилось, свершатся, но не в буквальном смысле. Среди прочего указано и то, что звезды упадут на землю. Звезд существует бесконечное и бесчисленное множество, и современные ученые-математики установили и научно доказали, что солнечный шар примерно в полтора миллиона раз больше земли, а многие из звезд еще и в тысячи раз больше солнца. Если бы эти звезды упали на поверхность земли, то какова должна быть ее поверхность? Это было бы подобно тому, если бы миллионы Гималайских гор упали на горчичное зернышко. С точки зрения разума и науки такое невозможно. Что еще более странно, так это заявление Христа: "Возможно, Я приду, когда вы будете спать, ибо Сын Человеческий приходит как тать в ночи"(20). Так бывает, что вор забрался в дом, а хозяин о том и не ведает.
        Ясно и очевидно, что знамения эти имеют символическое значение, и их не следует принимать буквально. Все они полностью разъяснены в Китаб-и-Икан. Обратитесь к сей книге.

 


(15)   См. Ев. от Матфея 24:29-30.
(16)   Китаб-и-Икан (Kitab-i-Iqan) - одна из первых работ Бахауллы, написанная в Багдаде незадолго до провозглашения Его явления.
(17)   Ев. от Иоанна 3:13.
(18)   В данных рассуждениях, как уже читатель должно быть заметил,  Абдул-Баха скорее стремится передать смысл отдельных отрывков Писания, нежели в точности цитировать текст.
(19)   Masikh - т. е. монстр, чудовище. В арабском языке получается игра слов между Masih - Мессия и Masikh - монстр.
(20)   Первое Послание к фессалоникийцам Св. Ап. Павла 5:2; Второе Соборное Послание Св. Ап. Петра 3:10.

Вопрос. - Что есть Дух Святой?

        Ответ. - Дух Святой есть Щедрость Бога и сияющие лучи, исходящие от Явителей; в Христе же сфокусировались лучи Солнца Истины, и из сего фокуса, который есть Сущность Христа, Щедрость Бога отразилась в иных зеркалах, что были сущностью Апостолов. Сошествие Духа Святого на Апостолов означает, что блеск божественных щедрот отразился и проявился в их сущности. Более того, вход и выход, подъем и сошествие есть характеристики телесные, а не духовные, - то есть можно сказать, что чувственно воспринимаемые реальности входят и уходят, но душевные состояния и реальности интеллектуальной сферы, так же как ум, любовь, знания, воображение, мысль, не входят и не уходят, не нисходят, а они, скорее, непосредственно сообщаются.
        К примеру, знание, которое есть достигнутое интеллектом состояние, есть присущее интеллекту свойство; а появление и исчезновение знания в нашем уме есть состояния воображаемые; но при этом ум связан с обретением знания, наподобие того, как зеркало отражает образы.
        Вследствие всего этого, поскольку очевидно и ясно, что реальности не могут входить и нисходить, и совершенно невозможно, чтобы Дух Святой восходил или нисходил, входил, выходил или проникал внутрь, то может быть только так, что Дух Святой является в великолепии, как солнце является в зеркале.
        В некоторых местах Священных Книг говорится о Духе, когда речь идет об определенном человеке, подобно тому, как нередко в речи и разговоре можно услышать, что такой-то человек есть воплощение духа, или что он - само милосердие и доброта. В таких случаях мы как бы смотрим на сам свет, а не на зеркало.
        В Евангелии от Иоанна, когда говорится об Обетованном, Который придет после Христа, в главе 16, стихи 12, 13, сказано: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить.
        Когда же приидет он, дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит".
        При серьезном размышлении видно, что из слов "ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит" и ясно, что Дух истины воплощается в Человеке, Который обладает индивидуальностью, Который имеет слух, чтобы слышать, и язык, чтобы говорить. Сходным же образом имя "Дух Бога" используется в отношении Христа, подобно тому как мы говорим о свете, имея в виду и сам свет, и светильник.

Вопрос. - Какова форма и каково значение сошествия Духа Святого на Апостолов в соответствии с Евангельским описанием?

        Ответ. - Сошествие Духа Святого нельзя уподобить вхождению воздуха внутрь человека; это образное выражение и сравнение, а не конкретный или буквально понимаемый образ. Нет, сие скорее подобно появлению солнечного отражения в зеркале - то есть когда в зеркале становится видимым сияние солнца.
        После смерти Христа Его ученики были в смятении, их устремления и мысли были неясными и противоречивыми; затем они укрепились и объединились, а на праздновании Троицына Дня они собрались вместе и отреклись от мирских вещей. Не думая о себе, они отреклись от удобств и мирского счастья, принеся свои тела и души в жертву Возлюбленному, они оставили свои дома и обратились в бездомных странников, забыв и думать о своей собственной жизни. Тогда они получили поддержку от Бога, и была явлена в мире сила Духа Святого; духовность Христова восторжествовала, и воцарилась любовь к Богу. Получив помощь, они разошлись во все стороны, проповедуя Дело Бога и являя доказательства и свидетельства в пользу его.
        Итак, сошествие Духа Святого на Апостолов означает их приобщение к Духу Христову, в результате чего они обрели стойкость и твердость. Через дух любви к Богу они обрели жизнь новую, и они зрили Христа живого, помогающего и оберегающего их. Они были подобны каплям, и они стали морями; они были как жалкие насекомые, и они воспарили величавыми орлами; они были слабы, а стали могущественны. Они были подобны зеркалам, обращенным к солнцу; и воистину, часть света была явлена в них.

Вопрос. - Что означает воскресение Христа на третий день?

        Ответ. - Воскресение Явителей Бога не есть воскресение телесное. Все Их состояния, Их возможности, Их деяния, Ими установленные вещи, Их учения, Их высказывания, Их притчи и Их наставления имеют духовное и божественное значение и не имеют связи с вещами материальными. К примеру, возьмем вопрос о сошествии Христа с небес: в Евангелии во многих местах ясно говорится, что Сын Человеческий сошел с небес, Он пребывает на небесах, и Он вознесется на небеса. Так в главе 6, стих 38, Евангелия от Иоанна написано: "Ибо Я сошел с небес"; а в стихе 42 мы находим: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: "Я сошел с небес"?" Также у Иоанна, глава 3, стих 13: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах".
        Отметим, что сказано "Сын Человеческий, сущий на небесах", тогда как в то время Христос пребывал на земле. Обратим также внимание на то, что сказано, что Христос сошел с небес, хотя Он явился из чрева Марии, и Его тело было рождено от Марии. Таким образом, ясно, что когда говорится, что Сын Человеческий сошел с небес, то это имеет не внешнее, но внутреннее значение; это духовный, а не материальный факт. Смысл в том, что, хотя явно Христос был рожден из чрева Марии, в сущности Своей Он сошел с небес, из самого сердца Солнца Истины, из Мира Божественного и из Царствия Духа. И так как стало очевидным, что Христос сошел с духовных небес Божественного Царства, то и Его сокрытие под землей на три дня имеет также внутреннее значение, а не представляет собой факт внешней жизни. Сходным же образом Его воскресение из-под земли также носит символический характер; это факт духовного и божественного, а не материального плана; и Его вознесение на небеса также представляется духовным, а не материальным вознесением.
        К этому можно добавить следующее: наукой установлено и доказано, что видимое нами небо есть беспредельное пространство, разреженное и пустынное, где обращаются бесчисленные звезды и планеты.
        Исходя из этого, мы видим, что значение воскресения Христа таково: ученики пребывали в затрудненном и смятенном состоянии после мученической смерти Христа. Сущность Христа, которая означает Его учение, Его щедроты, Его совершенства и Его духовную силу, пребывала сокрытой и тайной в течение двух или трех дней после Его мученической смерти, не проявляясь и не озаряя мир. Нет, она скорее была даже утеряна, ибо число верующих было невелико, и они пребывали в растерянности и смятении. Дело Христа было подобно безжизненному телу; а когда по прошествии трех дней ученики обрели уверенность и стойкость, и начали служение Делу Христа, и решили распространять божественное учение, претворяя Его наставления в жизнь, и восстали на службу Ему, то Сущность Христа воссияла и Его щедроты явились; Его религия обрела жизнь; Его учение и Его заповеди стали явными и зримыми. Другими словами, Дело Христа было подобно безжизненному телу, пока оно не было охвачено жизнью и щедротами Духа Святого.
        Таково значение воскресения Христа, и это было истинным воскресением. Но поскольку духовенство не поняло смысла Евангелий и не постигло суть символов, то в результате стали говорить, что религия противоречит науке, а наука противоречит религии, как, например, рассказ о вознесении Христа во плоти в небеса зримые противоречит математической науке. Но когда проясняется истина в этом вопросе, и его символическое значение получает объяснение, то наука нисколько этому не противоречит; напротив, наука и разум подтверждают сие.

  Вопрос. - В Писании говорится о чудесах, сотворенных Христом. Следует ли описания этих чудес принимать буквально или же они имеют другое значение? Ведь точные науки доказывают, что сущность вещей не меняется, и что все существа подчиняются единому всеобщему закону и организации, от которых они не могут отойти; а потому то, что противоречит всеобщему закону, невозможно.
        Ответ. - Святые Явители являются источниками чудес и творят дивные знамения. Для Них любая сложная и неисполнимая вещь является возможной и простой. Ибо при посредстве сверхъестественной силы от Них исходят чудесные вещи; и при помощи этой силы, которая стоит над природой, Они оказывают влияние на мир природы. Со всеми Явителями связаны удивительные вещи.
        Но в Священных Книгах используется особая терминология, а для самих Явителей сии чудеса и дивные знамения не имеют значения. Они даже не желают упоминать о них. Ибо, если мы считаем чудеса важнейшими критериями, то они ведь являются свидетельствами и доказательствами только для тех, кто присутствует при их свершении, но не для остальных.
        К примеру, если мы станем рассказывать интересующемуся человеку, не верующему ни в Моисея, ни в Христа, об Их удивительных знамениях, то он станет их отрицать, заявляя: "Известно также множество рассказов о дивных знамениях, явленных лжебогами, и рассказы эти заверены свидетельствами многих людей и записаны в Книгах. Брахманы написали целую книгу о дивных чудесах, явленных Брахмой". Он также может сказать: "Откуда мы знаем, что Иудеи и Христиане говорят правду, а Брахманы лгут? Ибо и то, и другое есть общепринятая традиция, записанная в книгах, и может рассматриваться как правдивая или ложная". То же можно сказать и в отношении других религий: если одна истинна, то и все истинны; если одни чудеса признаются, то следует и все другие признать. В связи с этим чудеса не являются доказательствами. Ибо, хотя они и убедительны для тех, кто присутствует при их свершении, они не убедительны для остальных.
        Но во дни Самого Явителя люди проницательные видят, что все проявления Явителя чудесны, ибо Явители превосходят всех прочих людей, и это само по себе уже есть совершенное чудо. Подумайте, ведь Христос в полном одиночестве, без помощи и покровительства, без воинств и легионов, подвергаясь жестокому преследованию, воздвиг хоругвь Бога пред людьми всего мира, и противостоял всем, и в конце концов победил всех, хотя внешне дело обстояло так, что Он был распят. Вот это есть истинное чудо, которое во веки веков не опровергнуть. И не требуется никакого другого доказательства истины Христа.
        Внешние проявления чудес не имеют никакого значения для людей Истины. Если, например, слепой прозреет, так ведь он опять потеряет зрение, ибо он в свое время умрет и лишится всех своих чувств и способностей. В связи с этим, возвращение зрения слепому человеку имеет сравнительно небольшое значение, ибо он в конце концов опять потеряет способность видеть. Если оживить тело умершего человека, то что в этом проку, ибо это тело в конце концов опять умрет? Но что важно - так это дать человеку понимание истины и жизнь вечную, то есть жизнь духовную и божественную. Ибо сия физическая жизнь не вечна и ее существование равноценно несуществованию. Это и есть смысл сказанного Христом одному из учеников: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"; ибо "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух"(13).
        Заметим: тех, кто внешне были физически живы, Христос считал мертвыми; ибо под жизнью разумеется жизнь вечная, а под существованием - существование истинное. И когда в Священных Книгах говорится о воскресении мертвых, то смысл в том, что мертвые были наделены жизнью вечной; когда говорится, что слепой обрел зрение, то это означает, что он обрел понимание истины; когда говорится, что глухой обрел слух, то смысл в том, что он обрел слух к духовному и божественному. Это подтверждается и текстом Евангелия, где Христос говорит: "Они подобны тем, о ком говорит Исаия, - имеют глаза и не видят, имеют уши и не слышат; и Я исцелил их"(14).
        Смысл сказанного не в том, что Явители не в состоянии творить чудеса, ибо Они могут все. Но для Них ценным и важным является внутреннее зрение, духовное исцеление и жизнь вечная. В соответствии со всем этим, когда в Священных Книгах говорится о том, что такой-то был слеп и прозрел, то значение этого таково, что он был внутренне слеп, и вот обрел духовное видение, или что он был невеждой, а стал мудрым, или что он был нерадив, а стал усерден, или что он был суетен, а стал возвышен душою.
        Поскольку сие внутреннее зрение, сей слух, сия жизнь и сие исцеление суть вечные, то они-то и имеют значение. В сравнении с этим, какова ценность, каковы важность и значение сей животной жизни с ее возможностями? В несколько коротких дней она пронесется подобно быстролетным мыслям. К примеру, если разжечь погасшую лампу, то она все равно потом погаснет; но свет солнца сияет всегда. Вот это истинно важно.

 


(13)  Евангелие от Матфея 8:22 и Евангелие от Иоанна 3:6.
(14)  См. Евангелие от Матфея 13:14 и от Иоанна 12:40-41.

 

Вопрос. - Христос сказал: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек"(11). Каково значение сего изречения?

        Ответ. - Сей хлеб означает пищу небесную и божественные совершенства. Так, "Если человек ест этот хлеб" означает, что если какой-то человек получает от щедрот небесных, отражает божественный свет или же приобщается к совершенствам Христа, то он таким образом обретает жизнь вечную. Кровь также означает дух жизни и божественные совершенства, божественное великолепие и вечную милость. Ибо все члены тела получают все жизненно необходимое с током крови.
        В Евангелии от Иоанна, глава 6, стих 26, записано: "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились".
        Очевидно, что хлеб, который ели ученики Христа и которым насытились, был милостью Божией; ибо в стихе 33 той же главы сказано: "Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру". Ясно, что тело Христа не сошло с небес, но явилось из чрева Марии; а то, что сошло с небес от Бога, было духом Христа. Поскольку Иудеи думали, что Христос говорил о Своем теле, то они возражали, как сказано в стихе 42 той же главы: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: "Я сошел с небес"?"
        Посмотрите, сколь ясно, что то, что Христос понимал под хлебом небесным, было Его духом, Его щедротами, Его совершенствами, Его учением; ибо в стихе 63 сказано: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало".
        Таким образом, очевидно, что дух Христа есть та благодать небесная, что нисходит свыше; кто получает в изобилии свет от сего духа, то есть божественное учение, обретает жизнь вечную. Вот почему сказано в стихе 35: "Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда".
        Заметим, что "приходящий ко Мне" Он определяет как еду, а "верующий в Меня" - как питье. Таким образом, становится очевидным и определенным, что небесная пища есть божественные милости, духовная возвышенность, божественное учение, вселенское значение Христа. Есть означает приближаться к Нему, а пить - веровать в Него. Ибо Христос был наделен бренным телом и небесной сущностью. Бренное тело было распято, но божественная сущность вечна и продолжает жить, и она дает жизнь вечную; первое было природой человеческой, второе же есть природа божественная. Некоторые полагают, что в Причастии заключена сущность Христа, и что Божественная Благодать и Дух Святой нисходят на него и в нем пребывают. Но ведь после принятия Причастия, через несколько мгновений то, чем причащались, просто разлагается и совершенно преобразуется. А посему, как же можно додуматься до такого объяснения? Спаси Боже! Конечно же это чистая фантазия.
        В завершение скажем: посредством явления Христа божественное учение, в котором заключена бесконечная милость, получило распространение во все пределы, воссиял путеводный свет, и дух жизни был дан человеку. Кто последовал наставлениям, тот обрел жизнь; кто остался безучастным, оказался во власти вечной смерти. Сей хлеб, сошедший с небес, был божественным телом Христа, Его духовными составляющими, от которых вкусили ученики и через которые они обрели жизнь вечную.
        Ученики много раз принимали пищу из рук Христа; почему же их последняя трапеза, тайная вечеря, выделена особо среди прочих? Очевидно, что хлеб небесный означает не сей материальный хлеб, но скорее вкушение от духовного тела Христа, божественные милости и божественные совершенства, которых Его ученики причастились и которыми они насытились.
        И еще о том же подумайте, ведь когда Христос благословил хлеб и дал его ученикам Своим, сказав: "Сие есть Тело Мое"(12), и пожаловал их Своей милостью, то Он был с ними физически, телесно, в Своем облике. Он не обратился в хлеб и вино; если бы Он обратился в хлеб и вино, то Он не смог бы оставаться с учениками телесно, пребывая в Своем облике.
        Таким образом, становится ясно, что хлеб и вино служили символами, означающими: Я пожаловал вас Своими милостями и совершенствами, и когда вы восприняли сии милости, то обрели жизнь вечную и причастились божественной трапезы, получив свою долю и часть.

 


(11)  См. Евангелие от Иоанна 6:51, 50.
(12)  Евангелие от Матфея 26:26.

 

Вопрос. - Является ли омовение при крещении полезным и необходимым, или же оно бесполезно и им можно пренебречь? В первом случае, если оно полезно, - почему сей обычай отменен? Во втором случае, если это бесполезно, - почему Иоанн практиковал его?

        Ответ. - Изменения в состоянии, переходы и трансформации суть неотъемлемые свойства природы вещей, и сии свойства не могут быть отделены от самого существования вещей. Так, абсолютно невозможно отделить тепло от огня, влажность от воды или свет от солнца, ибо они суть их неотъемлемые свойства. Поскольку изменения и переходы из одного состояния в другое, постольку и законы изменяются и преобразуются в соответствии с изменениями и преобразованиями, которые приносит время. Например, во времена Моисея Его Закон соответствовал и согласовывался с условиями той эпохи; но во дни Христа эти условия изменились и преобразовались до такой степени, что Закон Моисеев более не удовлетворял и не соответствовал нуждам человечества; и вследствие этого он был отменен. Так, Христос отменил Субботу и запретил развод. После Христа четыре Его ученика, среди которых были Петр и Павел, разрешили употреблять животную пищу, прежде запрещенную Библией, за исключением употребления удавленных и принесенных в жертву животных, а также крови(9). Они также запретили прелюбодеяние. Они сохраняли сии четыре заповеди. Впоследствии Павел разрешил употреблять в пищу даже удавленных и принесенных в жертву животных, а также кровь, оставив только запрещение прелюбодеяния. Так, в главе 14, стих 14, своего Послания к римлянам Павел пишет: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто". Также и в Послании Павла к Титу, глава 1, стих 15: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть".
        Итак, сии изменения, преобразования и отмены происходят вследствие невозможности игнорировать различия эпох Христа и Моисея. Условия и требования в позднюю эпоху совершенно изменились и преобразовались. И потому прежние законы были отменены.
        Существование мира можно уподобить жизни человека, а Пророков и Посланников Бога - искусным врачевателям. Человек не может оставаться в одном состоянии: его одолевают различные недуги и от каждого - свое лекарство. Искусный лекарь не станет использовать одно и то же лекарство для лечения всех болезней и недугов, он выбирает средства и лекарства в зависимости от характера болезни и особенностей пациента. Вот человек жестоко страдает от того, что у него жар - искусный врач даст ему средства для снижения жара; а если спустя какое-то время состояние этого человека изменится и на смену жару придет озноб, то, вне всякого сомнения, искусный врач отменит жаропонижающие лекарства и разрешит применение согревающих средств. Таких изменений и переходов от одного к другому потребовало состояние пациента, и это ясно свидетельствует об искусности врачевателя.
        Подумайте, возможно ли было бы ввести в действие Законы Ветхого Завета в настоящую эпоху и в наше время? Именем Бога клянусь, нет! Это было бы невозможно и неисполнимо; по этой же причине совершенно определенным образом Бог отменил законы Ветхого Завета во времена Христа. Подумайте также, ведь крещение во дни Иоанна Крестителя служило пробуждению людей и побуждало их через покаяние к очищению от всех грехов и ожиданию пришествия Царствия Христова. Но в настоящее время в странах Азии последователи Католической и Православной Церкви погружают новорожденных в смесь воды и оливкового масла, и многие дети при этом заболевают в результате шока; во время процедуры крещения они сопротивляются и впоследствии становятся чересчур возбужденными. В других странах священнослужители при крещении окропляют водой лоб младенца. Но ни в первом, ни во втором случае дети из этого не извлекают никакой пользы для души. В таком случае, что же достигается этой процедурой? Люди со стороны изумляются и дивятся, зачем младенца окунают в воду, ибо это не способствует ни духовному пробуждению ребенка, ни возникновению у него веры, ни его обращению, но является лишь традиционным обрядом. Во времена Иоанна Крестителя было не так; Иоанн сначала увещевал людей и побуждал их к очищению от грехов через покаяние, и вселял в них веру в явление Христа. Принявший с полным смирением и кротостью омовение крещения и очищение от грехов через покаяние получал также очищение и освобождение тела от внешних нечистот. В страстном томлении пребывал он день и ночь, постоянно ожидая явления Христа и пришествия Царствия Духа Божьего(10).
        В заключение скажем: мы полагаем, что перемены и смена условий, а также изменение требований в разные века и эпохи есть причина отмены законов. Ибо наступает время, когда сии законы более уже не соответствуют должным образом новым условиям. Посмотрите, сколь разнятся потребности первых веков, Средневековья и современности. Возможно ли, чтобы законы первых веков действовали в настоящее время? Очевидно, что это было бы невозможно и неисполнимо. Подобным же образом по прошествии нескольких столетий требования настоящего времени будут отличаться от требований будущего, и, определенно, будут иметь место изменения и преобразования. В Европе законы непрестанно меняются и преобразуются; сколь много в прошедшие годы в европейских организациях и системах было законов, которые ныне отменены! Сии изменения и преобразования происходят благодаря сдвигам и переменам в мышлении, условиях и обычаях. Если бы этого не было, то процветанию мира людей пришел бы конец.
        К примеру, в Пятикнижии содержится закон о том, что нарушивший  Субботу должен быть предан смерти. Более того, в Пятикнижии смертная казнь предусмотрена в десяти случаях. Разве возможно соблюдать сии законы в наше время? Ясно, что это абсолютно невозможно. Соответствующим образом законы подверглись изменениям и улучшениям, и сие есть доказательство высшей мудрости Бога.
Данный предмет требует глубокого размышления. Тогда станет явным и очевидным источник сих изменений.
Блаженны же размышляющие!

 


(9)    См. Деяния Святых Апостолов 15:20.
(10)  То есть Христа, Которого Мусульмане часто именуют титулом "Рух-Аллах" (Ruhu'llah) - Дух Бога.

 

Вопрос. - В Евангелии от Матфея, в главе 3, стихи 13, 14, 15, сказано: "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него.
        Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его"(8).
        В чем здесь сокровенный смысл: ведь Христос обладал всем сущим совершенством, почему же Он должен был креститься?

        Ответ. - Суть крещения есть очищение через покаяние. Иоанн взывал к людям и увещевал их, побуждая их к покаянию; затем он крестил их. Таким образом, очевидно, что сие крещение есть символ покаяния и очищения от всех грехов - его значение выражено в следующих словах: "О Боже! Как тело мое очистилось и освободилось от внешних нечистот, так же очисть и освободи мой дух от нечистот мира окружающего, который не достоин приблизиться к Порогу Твоего Единства!" Покаяние есть возвращение от непослушания к повиновению. Человек, который прежде был отдален и отделен от Бога, кается и претерпевает очищение - и это есть символ, означающий: "О Боже! Сделай сердце мое добрым и чистым, свободным и лишенным всего, кроме любви Твоей".
        Поскольку Христу хотелось, чтобы сей установленный Иоанном обряд исполнили все люди того времени, то и Он Сам исполнил его, чтобы пробудить людей и исполнить закон прежней религии. Хотя омовение с покаянием было установлено Иоанном, в действительности оно практиковалось в Религии Бога и прежде.
        Христу крещение не требовалось; но поскольку в то время это было вполне приемлемое и похвальное деяние, а также знамение благой вести о Царствии Божием, то и Он исполнил сей обряд. Однако впоследствии Он говорил, что истинное крещение не просто от воды, но от духа и воды. В данном случае под водой разумеется не материальная вода, ибо в других местах недвусмысленно говорится, что крещение осуществляется духом и огнем, из чего ясно, что разумеются не материальный огонь и не материальная вода, ибо крещение огнем немыслимо.
        Таким образом, дух есть милость Бога, вода есть знание и жизнь, а огонь есть любовь к Богу. Ибо материальная вода не очищает сердце человека; нет, она лишь омывает его тело. Но божественные вода и дух, которые суть знание и жизнь, делают сердце человека добрым и чистым; сердце, познавшее от щедрот Духа, становится возвышенным, добрым и чистым - то есть можно сказать, сущность человеческая становится очищенной и свободной от нечистот окружающего мира природы. Сии природные нечистоты суть дурные качества: гнев, похоть, суетность, гордыня, ложь, лицемерие, мошенничество, эгоизм и т. д.
        Человек не в состоянии освободиться от неистовства плотских страстей иначе, как с помощью Духа Святого. Вот почему Христос говорит, что требуется крещение духом, водой и огнем, и что оно насущно необходимо - то есть нужны дух божественных щедрот, вода знания и жизни и огонь любви к Богу. Человеку следует принять крещение от сего духа, сей воды и сего огня с тем, чтобы причаститься вечной милости. В противном случае, что пользы в крещении водой материальной? Итак, сей обряд крещения водой есть символ покаяния и мольбы о прощении грехов.
        Но во времена цикла Бахауллы в сем символе нет нужды более; ибо истинная сущность его, которая заключается в крещении духом и любовью к Богу, понята и установлена.

 


(8)   Евангелие от Матфея 3:12-15.

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook