Рассматривая существование мира, мы видим, что и мир минералов, и мир растений, и мир животных, и мир человеческий нуждаются в наставнике.
        Если земля не возделывается, то она обращается в дикие заросли, где произрастают лишь бесполезные сорные растения; но когда является земледелец и возделывает землю, то она приносит плоды, которые питают живые существа. Таким образом, очевидно, что почва нуждается в облагораживающем воздействии со стороны земледельца. Взгляните на деревья: если за ними не будет ухаживать садовник, то они будут бесплодны, а без плодов они бесполезны; но если за ними будет уход, то те же, прежде бесплодные деревья, начнут приносить плоды, а после обработки, внесения удобрений и прививки деревья, что давали горькие плоды, начнут приносить плоды сладкие. Таковы рациональные доводы; в наш век народам мира нужны разумные аргументы.
        Это же верно и в отношении животных: известно, что если человек приручает животное, оно становится домашним, и в то же время, если человек не получает воспитания, он становится как животное, и, более того, если он остается во власти природы, он опускается ниже животного, тогда как получивши воспитание он уподобляется ангелу. Ибо большинство животных не поедают себе подобных, люди же в Судане, в Центральных областях Африки убивают и поедают друг друга.
        Мы видим, что именно благодаря просвещению человек правит миром; именно  просвещение  порождает  удивительные творения; именно просвещение распространяет науки и искусства; именно просвещение являет новые открытия и установления. Если бы не было просвещения, не было бы и таких вещей как современные удобства, цивилизация или гуманность. Если человека одного отправить в пустыню, где он не встретит себе подобных, он, несомненно, одичает; таким образом, ясно, что ему необходим просветитель, наставник.
        Просвещение же есть трех видов: материальное, гуманитарное и духовное. Материальное просвещение касается совершенствования и развития тела, оно осуществляется через питание, обеспечение материальных удобств и благ. Этот вид просвещения является общим для животных и человека.
        Гуманитарное просвещение означает цивилизацию и прогресс, другими словами, управление,  порядок,  благотворительные  учреждения, торговлю, искусства и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, общественные институты, то есть виды деятельности, присущие человеку и отличающие его от животного.
        Божественное просвещение  исходит  из  Царствия  Божия:  оно заключается в обретении божественных совершенств, и сие есть истинное просвещение; ибо в таком состоянии человек становится средоточием божественных милостей, воплощением слов "Сотворим человека по образу Нашему"(2). Сие есть цель для мира человеков.
       Итак, мы нуждаемся в просветителе, наставнике, который был бы равно просветителем в материальном, гуманитарном и духовном плане, и чей авторитет был бы непререкаем всегда и везде. Так что, если кто-либо заявляет: "Я обладаю полным пониманием и совершенным разумом, а потому мне не нужен такой просветитель," - то он отрицает явное и очевидное, как если бы ребенок сказал: "Мне не нужно образование; я стану действовать по своему соображению и разумению и так я достигну всех совершенств существования"; или как если бы слепой заявил: "Мне нет нужды в зрении, ибо множество других слепых людей существуют без особых трудностей".
        Итак, ясно и очевидно, что человеку требуется  просветитель, наставник, и такой наставник должен быть однозначно и несомненно совершенным во всех отношениях и превосходить всех людей. В противном случае, если бы он был подобен прочим человекам, он не мог бы быть их просветителем, потому что, если говорить более конкретно, он должен быть для людей одновременно просветителем и в материальном, и в гуманитарном, а также и в духовном плане - то есть он должен научить людей: организации и осуществлению всего, что связано с физическими потребностями; устройству общественного порядка для установления сотрудничества и взаимопомощи в жизни людей с тем, чтобы материальные ее стороны были организованы и не выходили из-под контроля в любых обстоятельствах. В то же время он должен осуществлять гуманитарное  просвещение,  -  то  есть направлять разум и мысль так, чтобы они могли достичь полного развития, чтобы осуществлялся прогресс знания и науки и чтобы истинная  сущность вещей, тайны, заключенные в существах, и свойства  миров  могли  быть  познаны;  чтобы  неуклонно совершенствовались  способы правления, общественные институты, изобретения; чтобы от мира зримых и ощущаемых вещей  через информацию, даваемую чувствами, шел путь к логическому построению.
        Он же должен осуществлять и духовное просвещение с тем, чтобы разум и познание смогли проникнуть в метафизический мир и обрести благо от очищающего дуновения Духа Святого, и приобщиться к Высшему Сонму. Он должен влиять на сущность человеческую, дабы она стала средоточием божественных проявлений в такой степени, что имена и свойства Бога смогут отразиться сияющим блеском в зерцале человеческой сущности и священный стих "Сотворим человека по образу Нашему и подобию"(3) найдет свое воплощение.
        Ясно, что одними человеческими силами не справиться со столь грандиозной задачей и что один лишь разум не может взять на себя ответственность за осуществление такой великой миссии. Как может один человек без помощи и поддержки заложить основание столь благородного сооружения? Он должен полагаться на духовную и божественную силу, чтобы справиться с этой миссией. Одна Святая Душа способна вдохнуть жизнь в мир человечества, изменить облик планеты, дать толчок познанию, оживить души, заложить основы новой жизни, установить новые учреждения, внести порядок в мир, привести нации и религии под сень одного знамени, освободить человека из-под власти мира несовершенств и пороков и вдохнуть в него неистребимое  стремление  к  совершенству - естественному и благоприобретенному. Несомненно, что ничто, кроме божественной силы, не в состоянии совершить столь грандиозную работу. Если судить непредвзято, то мы должны будем признать справедливость этого.
        Дело, которое все правительства и народы мира, со всей их мощью и армиями, не в состоянии осуществлять и распространять, одна Святая Душа может продвинуть без посторонней помощи и поддержки! В человеческих ли силах совершить сие? Именем Бога клянусь, нет! К примеру, Христос в одиночку воздвиг знамя мира и справедливости, свершил труд, что не под силу всем славным правителям со всеми их воинствами. Взгляните, какова судьба столь многих и различных империй и народов: Римской империи, Франции, Германии, России, Англии и других; все они оказались собраны под одной крышей - то есть появление в сем мире Христа привело к единению различных наций, некоторые из которых под влиянием Христианства вступили в столь тесный союз, что жертвовали жизнями и владениями ради друг друга.  После императора Константина, поборника Христианства, произошел раскол. Дело в том, что Христос объединил сии нации, но по прошествии некоторого времени по вине правителей начались разногласия. Я хочу сказать, что Христос воздвиг Дело, которое не по силам всем царям земным! Он объединил различные религии и улучшил древние обычаи. Подумайте, сколь велики были различия между римлянами, греками, сирийцами, египтянами, финикийцами, израильтянами, а также другими народами Европы. Христос устранил сии различия и стал источником любви между этими сообществами. Хотя по прошествии некоторого времени правители разрушили сей союз, Христос сделал свое дело.
        Таким образом,  Всеобщий  Наставник  должен быть одновременно просветителем в физическом, гуманитарном и духовном плане; и Он должен обладать сверхъестественной силой с тем, чтобы стать проводником божественного. Если в Нем не проявится святая сила, Он не сможет стать Наставником, ибо если Он не совершенен, то как сможет Он дать совершенное наставление? Если Он невежественен, то как сможет Он просветить других? Если Он несправедлив, то как сможет Он сделать праведными других? Если Он земной, то как сможет Он заставить других устремиться к небесам?
        Итак, судите справедливо: обладали ли всеми этими качествами те Явители Бога, что приходили прежде(4)? Если бы Они не обладали всеми этими качествами и совершенствами, Они бы не были истинными Наставниками.
       Таким образом, нам надлежит обосновать для думающих людей при помощи логических аргументов пророческую миссию Моисея, Христа и других  Явителей  Бога.  И приводимые нами доказательства и свидетельства основываются не на традиции, а на доводах разума.
        Мы уже  показали,  пользуясь  логическими  аргументами,  что существующий  мир  крайне  нуждается  в  наставнике и что преобразование мира должно достигаться при помощи божественной силы. Нет сомнения, что такая божественная сила есть откровение и что просвещение мира должно достигаться через эту силу, которая превыше сил человеческих.

 


(2)    Бытие 1:26.
(3)    Бытие 1:26.
(4)    Явители Бога - это основатели религии. См. Вопрос 43 - "Два вида пророков".

Одно из доказательств и наглядных свидетельств существования Бога есть тот факт, что человек не создал себя сам: его творец и создатель есть некто вне него.
        Определенно и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо не наделенное мощью существо не может создать другое существо. Творец, создатель должен обладать всеми совершенствами для того, чтобы творить.
        Может ли творение быть совершенным, а творец - несовершенным? Может ли картина оказаться шедевром, тогда как художник не достиг совершенства в своем искусстве? Ибо это его искусство и его творение. Более того, картина не может быть подобна художнику; в противном случае картина создала бы самое себя. Сколь совершенной бы картина ни была, в сравнении с художником она пребывает в крайнем несовершенстве.
        Пребывающий в  состоянии  зависимости  мир  есть  источник несовершенства: Бог же есть начало совершенства. Несовершенства зависимого мира сами уже есть доказательство совершенств Бога.
        К примеру, глядя на человека, вы видите, что он слаб. Сама слабость сего  создания  есть  доказательство  силы  Вечного Всемогущего, ибо, если бы не было силы, то невозможно было бы представить себе слабость. Таким образом, слабость создания есть доказательство силы Бога; ибо не будь силы, не было бы слабости; так из сей слабости становится очевидным, что в мире есть сила. Далее, в зависимом мире существует нищета; значит, необходимым образом существует и богатство, поскольку нищета явлена в мире. В зависимом мире существует невежество; необходимым образом и знание существует, поскольку обнаруживается невежество; ибо, если бы не было  знания, то не было бы и невежества. Невежество есть несуществование знания, а если бы не было существования, то не было бы и несуществования.
        Несомненно, что весь зависимый мир подчинен закону и правилам, которым он не может не подчиняться; даже человек принужден уступать неизбежности смерти, необходимости сна и других состояний - то есть можно сказать, что человек в определенных отношениях оказывается направляемым, и необходимым образом это состояние направляемости предполагает существование направляющего. Поскольку характерной  чертой  зависимых  существ  является  состояние зависимости, и сия зависимость есть существенная необходимость, постольку должно быть независимое существо, независимость которого есть его суть.
        Подобным же образом, глядя на больного человека, можно заключить, что должен быть где-то и некто в добром здравии; ибо если бы не было состояния здоровья, то невозможно было  бы  установить состояние нездоровья.
        Таким образом, становится очевидным, что есть Вечный Всемогущий, Который обладает всеми совершенствами, ибо, если бы Он не обладал всеми совершенствами, то Он был бы подобен Своим творениям.
       И так повсюду в существующем мире; наименьшая из сотворенных вещей доказывает существование творца. К примеру, сей кусок хлеба показывает, что есть человек, его выпекший.
        Хвала Господу! Малейшее изменение малейшей из вещей доказывает существование творца: так возможно ли, чтобы  сия  огромная вселенная, которая бесконечна, сотворила сама себя и явилась результатом развития материи и элементов? Сколь очевидно ошибочно такое предположение!
        Сии очевидные аргументы предназначены для слабых душ; но если откроется внутреннее зрение, то явятся  сотни  тысяч  ясных доказательств. Так, когда человек ощущает в себе дух, ему не требуется доказательств его существования; для тех же, кто обойден щедротами  духа,  необходимо  представить  аргументы внешнего характера.

Природа есть то состояние, та реальная действительность, которая внешне выражается в жизни и смерти, или, другими словами, в созидании и разложении всех вещей.
        Сия Природа подчиняется определенным законам, совершенному порядку и законченному замыслу, от которого она никогда не отойдет - и до такой степени, поистине, что если вы вглядитесь внимательным и пытливым оком во все сущее, от мельчайшего, невидимого глазу атома до таких больших тел существующего мира, как солнечный шар и другие огромные звезды и светящиеся сферы, то вы обнаружите, что в любом проявлении - будь то их устройство, состав, форма или движение - сущности эти предстают как в высшей упорядоченности и подчиненные единому закону, от которого они никогда не отступят.
        Но наблюдая саму Природу, вы видите, что она не наделена ни разумом, ни волей. Так, например, природа огня есть горение; он горит не по своей воле или разумению. Природа воды есть текучесть; она течет не по своей воле или разумению. Природа солнца есть свечение; оно светит не по своей воле или разумению. Природа пара есть испарение; он испаряется не по своей воле или разумению. Таким образом, ясно, что естественные движения всякой  вещи непреложным образом определены; произвольное движение присуще только животным и, в первую очередь, человеку. Человек способен сопротивляться и противостоять Природе, ибо он познает состав вещей, и благодаря этому использует силы Природы; все сделанные им изобретения проистекают из познания строения вещей. К примеру, он изобрел телеграф, который есть средство связи между разными частями мира. Таким образом очевидно, что человек главенствует над Природой.
        Итак, если вы наблюдаете существование такой упорядоченности, устройства и законов, можете ли вы утверждать, что все это есть творение Природы, тогда как Природа не наделена ни разумом, ни способностью к восприятию? Если нет, то становится очевидным, что сия Природа, которая не обладает ни способностью к восприятию, ни разумом, находится во власти Бога Всемогущего, Который есть Властелин мира Природы; что бы Он не пожелал, Он заставляет Природу явить это.
        Одна из вещей, которая явилась в существующем мире, и которая есть одно из необходимых условий Природы, - это человеческая жизнь. С этой точки зрения человека можно рассматривать как ветвь; корень есть природа. Как же тогда воля, разум и совершенства, которыми наделена ветвь, могут отсутствовать в корне?
        На это отвечают, что Природа в сути своей находится во власти Бога, Который есть Единый Вечный Всемогущий: Он удерживает Природу в рамках установлений и законов и царствует над ней(1).


(1)     О понятии Бога см. "Божественное может быть воспринято только при посредстве Явителей Бога" - вопрос 37; "Познание человеком Бога" - вопрос 59. Читателю станет ясно, что в Вере Бахаи нет антропоморфной концепции Бога, и что если используется традиционная терминология, то непременно разъясняется ее символическое значение.

Вопрос. - Если Богу известно о деянии, которое будет совершено определенным человеком, и это записано в Скрижали Судьбы, возможно ли противостоять этому?
        Ответ. - Предвидение какой-либо вещи не есть причина ее свершения; ибо самосущее знание Бога одинаково охватывает сущность вещей как до, так и после их существования, и оно не является причиной их существования. В этом совершенство Бога. Но то, что было предречено по Божьему вдохновению через Библейских Пророков относительно появления Обетованного, не было причиной явления Христа.
        Сокровенные тайны будущего были открыты Пророкам, и таким образом Они получили знание о грядущих событиях, которые Они возвещали. Сие знание и сии пророчества не были причиной событий. К примеру, сегодня вечером всякому известно, что солнце взойдет через семь часов, но сие всеобщее предвидение не является причиной восхода и появления солнца.
        Таким образом, знание Божье в пределах зависимого мира не влияет на ход событий. Напротив, оно свободно от прошедшего, настоящего и будущего. Оно идентично сущности вещей; оно не является причиной того, что свершается.
        Сходным же образом запись и упоминание о чем-либо в Книге не становятся причиной свершения этого. Пророки по божественному вдохновению знали о том, что грядет. Например, благодаря божественному вдохновению Они знали, что Христос примет мучения, и Они возвещали об этом. Но разве Их знание и возвещение были причиной мученичества Христа? Нет, в знании заключается совершенство Пророков, и не оно порождает мученичество.
Математики из астрономических наблюдений и расчетов знают точное время затмения Луны и Солнца. Но ведь совершенно ясно, что сие знание не порождает само затмение. Конечно же, это лишь аналогия, а не точный образ.

  Вопрос. - В Евангелии от Матфея сказано: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"(42). Каков смысл сего стиха?

        Ответ. - Сие высказывание Христа есть подтверждение слов Петра, когда на вопрос Христа: "За кого вы почитаете Меня?", Петр ответил: "Я верую, что Ты - Сын Бога Живого". Тогда Христос ему сказал: "Ты - Петр"(43) - ибо Кифа по-арамейски означает камень - "... и на сем камне Я создам Церковь Мою". Ведь некоторые на вопрос Христа отвечали, что Он есть Илия, другие - что Иоанн Креститель, кто-то - что Иеремия или один из Пророков(44).
        Путем этого высказывания или намека Христос хотел подтвердить слова Петра; и, используя значение этого имени - Петр, Он сказал: "И на сем камне Я создам Церковь Мою", подразумевая, что вера в Христа как Сына Бога Живого станет основой Религии Бога, и на сей вере будет воздвигнуто основание Церкви Бога, которая есть Закон Божий.
        Находящаяся в Риме гробница Петра вызывает сомнения; ее подлинность не установлена. Некоторые утверждают, что гробница Петра находится в Антиохии.
        Далее, давайте сопоставим жизненный путь некоторых из Пап с религией Христа. Христос, голодный и бездомный, питался в пустыне травой и не хотел никому причинять зло. Папа Римский разъезжает в золотой карете, он окружен полнейшим великолепием и проводит дни свои в роскоши и довольстве, среди такого богатства и почитания, каких цари никогда не знали.
        Христос никому не причинял зла, а некоторые из Пап убивали невинных людей: обратитесь к истории. Как много на совести у Пап крови, пролитой во имя удержания мирской власти! Они арестовывали, заключали в тюрьму и убивали тысячи служителей гуманизма только за то, что те придерживались других взглядов, а также ученых мужей, которые раскрывали тайны природы. До какой же степени Папы были противниками истины!
        Вспомните наставления Христовы и сравните их с привычками и обыкновениями Римских Пап. Рассудите: есть ли что-нибудь общее между наставлениями Христовыми и Папским правлением? Мы не склонны к критицизму, но история Ватикана весьма поучительна. Суть нашего рассуждения в том, что Христовы наставления - это одно, а Папское правление - совсем другое; они не согласуются между собой. Посмотрите, сколь многие из Протестантов были убиты по Папскому приказанию, сколь часто поощрялись тирания и угнетение, и как много людей подвергалось наказаниям и пыткам. Возможно ли обнаружить благоухание Христово во всех сих деяниях? Во имя Бога, нет! Люди сии не следовали Христу, а вот Святая Варвара, изображенная на этой картине, Христу повиновалась, и следовала Его стезей, и в жизни применяла Его заповеди. Среди Римских Пап также были благословенные души, следовавшие стезей Христовой, особенно в первые столетия Христианской эры, когда мирским вещам не уделяли внимания и суровы были испытания, посланные Богом. Но когда Папы обрели светскую власть, достигли мирской славы и преуспеяния, то Папство совершенно забыло Христа и всецело предалось погоне за мирской властью, блеском, земными благами и роскошью. Папство губило людей, противостояло распространению учености, преследовало ученых мужей, загораживало свет знания, подстрекало убивать и грабить. Тысячи людей, просвещенных и знающих, и совершенно безвинных, сгинули в темницах Рима. Взирая на все эти поступки и деяния, как можно верить в Наместничество Христово?
        Папский Престол постоянно противостоял знанию; в Европе даже считают, что религия есть противник науки, и что наука разрушает основы религии. А между тем Религия Бога есть поборник истины, основа науки и знания, для просвещенных людей она - источник добра; она двигает человеческую цивилизацию, открывает тайны природы и озаряет горизонты мира. А посему, как можно говорить, что она противостоит знанию? Боже сохрани! Для Бога знание есть самое прекрасное из того, что даровано человеку, и самое благородное из человеческих совершенств. Противостоять знанию может только невежество, и тот, кто презирает знание и науку, не человек, но скорее животное без разума. Ибо знание есть свет, жизнь, блаженство, красота, а также путь приближения к Преддверию Единства. Знание составляет честь и славу мира человеческого, и оно есть величайшая милость Божия. Знание равносильно водительству, а невежество поистине есть заблуждение.
        Счастливы те, кто проводит дни свои в обретении знаний, в раскрытии тайн природы и в проникновении в тонкости чистой истины! Горе, кто доволен в своей ограниченности, чьи сердца радуют бессмысленные подделки, кто пал на самое дно в невежестве и глупости и кто впустую тратит свои жизни!

 


(42)  Ев. от Матфея 16:18.
(43)  Общеизвестно, что настоящее имя Петра было Симон, но Христос назвал его Кифа, что соответствует греческому слову Петрас, то есть камень.
(44)  Cм. Ев. от Матфея 16:14 - 18.

 

Вопрос. - Не разъясните ли Вы вопрос о Возвращении?

        Ответ. - Бахаулла разъяснил этот вопрос со всей полнотой и ясностью в книге Иган(38). Прочтите ее, и истина для вас прояснится. Но раз уж вы задали этот вопрос, я разъясню его вкратце. Начнем толкование с Евангелия, ибо там ясно сказано, что когда Иоанн, сын Захарии, явился и принес людям благую весть о Царствии Божием, они спрашивали его: "Кто ты? Не ты ли есть обетованный Мессия?" Но он отвечал: "Нет, я не Мессия". Тогда они вопрошали: "Не Илия ли ты?" И он отвечал: "Нет"(39). Эти ответы показывают и доказывают, что Иоанн, сын Захарии, не был обетованный Илия. Но в день Преображения на Горе Табор Христос ясно заявил, что Иоанн, сын Захарии, был обетованный Илия.
        В главе 9, стихи 11-13, Евангелия от Марка сказано: "И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
        Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем".
        В главе 17, стих 13, Евангелия от Матфея, сказано: "Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе".
        Иоанна Крестителя спрашивали: "Не Илия ли ты?" И он отвечал: "Нет", хотя в Евангелии сказано, что Иоанн был обетованный Илия, и так же ясно об этом говорил Христос(40). Тогда, если Иоанн был Илия, почему же он отрицал это? А если он не был Илия, то почему Христос утверждал обратное?
        Объяснение этому следующее: речь идет не о личности, а о сущности совершенств, то есть можно сказать, что те совершенства, что были явлены в Илии, присутствовали в Иоанне Крестителе и нашли в нем полное воплощение. В этом смысле Иоанн Креститель был обетованный Илия. В данном случае принимается во внимание не существо(41), а качества. К примеру, в прошлом году был цветок, в этом году цветок опять расцвел; и я говорю, что вернулся прошлогодний цветок. Но ведь я не имею в виду, что вернулся тот же прежний, конкретный, цветок; но поскольку цветок этот наделен теми же качествами, что и цветок прошлогодний - у него тот же запах, нежность, цвет и форма, - то я говорю, что вернулся прошлогодний цветок и что цветок этот - тот же, что и прежний. Когда приходит весна, мы говорим, что вернулась прошлогодняя весна - ведь в нынешнюю весну есть все, что было в прошлогоднюю. Вот почему Христос сказал: "Вы увидите все, что случилось во дни прежних Пророков".
        Приведем еще один пример. Семя в прошлом году было брошено в землю, вот вырастают ветви и листья, появляются цветы и плоды, и все опять возвращается к семени. Когда это второе семя будет посажено, то опять вырастет из него дерево, и опять те же ветви, листья, цветы и плоды возвратятся, и дерево явится в совершенстве. Поскольку в начале было семя и в конце получается семя, то мы говорим, что семя вернулось. Если рассматривать субстанцию этого дерева, то это субстанция новая, но когда мы рассматриваем цветы, листья и плоды, то ощущаем тот же запах, нежность и вкус. Таким образом, во второй раз возвращается совершенство этого дерева.
        Сходным же образом, если говорить о возвращении, имея в виду индивидуума, то это другой индивидуум; но если мы рассмотрим качества и совершенства, то возвратилось прежнее. Посему, когда Христос говорил: "Это Илия", Он имел в виду: сей человек есть проявление щедрот, совершенств, характера, качеств и добродетелей Илии. Иоанн Креститель говорил: "Я не Илия". Христос рассматривал качества, совершенства, характеры и добродетели обоих людей, а Иоанн говорил о своей субстанции и личности. Возьмите эту лампу: она была здесь вчера вечером, сегодня она опять светит, и завтра она тоже будет светить. Мы говорим, что сегодняшняя лампа дает тот же свет, что и вчера вечером, и что он вернулся. Это относится к свету, но не к горючему, фитилю или держателю.
        Этот вопрос со всей полнотой и ясностью разъяснен в книге Китаб-и-Икан.

 


(38)   См. ссылку 2 к Вопросу 26.
(39)   См. Ев. от Иоанна 1:19 - 21.
(40)   См. Ев. от Иоанна 1:19 - 21.
(41)   То есть индивидуальность.

Вопрос. - В Евангелии Христос говорит: "Много званых, а мало избранных"(35), а в Коране записано: "Он пожалует особыми милостями тех, кого Он пожелает". В чем смысл этого?

        Ответ. - Да будет вам известно, что порядок и совершенство всей вселенной требует того, чтобы существование проявлялось в бесчисленных формах. Ибо существующие твари не могут быть воплощены на одной только ступени, в одном состоянии, в одном роде, одном виде и одном классе; несомненно, что необходимы различия в степенях и разнообразие форм, а также множественность родов и видов - то есть ступени существования материи в минеральной, растительной и животной форме, а также в виде человека являются неизбежными; ибо мир не мог бы быть сформирован, устроен, организован и доведен до совершенства при наличии одного только человека. Сходным же образом, при наличии одних только животных, только растений или только минералов, мир не являл бы собой столь прекрасное зрелище, столь четкую структуру, столь изысканное убранство. Вне всякого сомнения, только благодаря разнообразию степеней, состояний, видов и классов существование предстало в блеске полного совершенства.
        К примеру, если бы дерево все состояло только из плодов, то не было бы достигнуто совершенство растительного мира; ибо листья, цветки и плоды равно необходимы для того, чтобы дерево могло явиться в полной красе и совершенстве.
        В подобном же духе рассмотрим тело человека. Необходимо, чтобы оно состояло из различных органов, частей и членов. Для красоты и совершенства человека требуется наличие ушей, глаз, мозга и даже ногтей и волос; если бы человек представлял собой лишь только мозг, глаза или уши, то это было равноценно несовершенству. Так, отсутствие волос, ресниц, зубов или ногтей было бы дефектом само по себе, хотя в сравнении с глазом они нечувствительны, в чем уподобляются минералу и растению; но их отсутствие в теле человека неизбежно ощущается как недостаток и причиняет неудобства.
        Поскольку ступени существования различны и множественны, то некоторые существа располагаются выше других по шкале. Таким образом, в соответствии с волей и желанием Бога некоторые создания избраны для нахождения на высшей ступени, как, например, человек, другие же помещены на средней ступени, как растения, а какие-то остались на низшей ступени, как минералы.
        Милостью Божией человек избран для пребывания на высшей ступени; и различия, существующие между людьми в отношении духовного развития и высших совершенств, также происходят по усмотрению Сострадательного. Ибо вера, в которой заключается жизнь вечная, есть знамение милости, а не результат справедливости. Пламя огня любви в сем мире воды и праха возгорается от силы притяжения, а не в результате усилий и борений. Тем не менее при помощи усилий и упорства можно достигнуть знания, учености и других совершенств; но только лишь свет Божественной Красоты может перемещать и направлять души через посредство силы притяжения. Потому-то и сказано: "Много званых, а мало избранных"(36).
        Материальные создания не должно презирать, осуждать или возлагать на них ответственность на основании их состояния и положения. К примеру, минерал, растение, животное приемлемы каждый в своем состоянии; но если в своем собственном состоянии они оказываются в чем-то несовершенными, то их можно за это порицать, но само по себе состояние полностью совершенно.
        Между людьми существуют различия двух видов; первый - это различие в положении, и таковое различие не подлежит порицанию. Ко второму виду относятся различия в силе веры и убежденности; потеря таких качеств заслуживает порицания, ибо тогда человек оказывается во власти своих желаний и страстей, что лишает его благословенных даров и не позволяет ощутить притягательную силу любви к Богу. Хотя бы такой человек был заслуживающим уважения и достойным своего положения, тем не менее, поскольку он лишен совершенств этой ступени, то он обратится в источник несовершенств, за которые с него спросится(37).

 


(35)  Ев. от Матфея 22:14.
(36)  Ев. от Матфея 22:14.
(37)  См. Вопрос 57 - Причины Различий Характеров Людей.

 

Вопрос. - "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам.
        Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". - (Евангелие от Матфея 12:31 - 32).

        Ответ. - Священные сущности Явителей Бога имеют два духовных состояния. Одно есть положение явления, которое можно сравнить с положением солнечного шара, а другое есть блеск явления, которое подобно свету и сиянию солнца; последние суть совершенства Бога - другими словами, это Дух Святой. Ибо Дух Святой есть божественные щедроты и небесные совершенства, и сии божественные совершенства подобны лучам и теплу солнца. Блистающие лучи солнца составляют его существо, и без них оно не было бы солнцем. Если бы явление и отражение божественных совершенств не были присущи Христу, то Иисус не был бы Мессией. Он есть Явитель, поскольку Он отражает в Себе божественные совершенства. Пророки Божии есть явление небесных совершенств - то есть Дух Святой явлен в Них.
        Если душа человека пребывает в отдалении от явленных щедрот, то она еще может пробудиться; ибо человек мог просто не распознать явление божественных совершенств. Но если он ненавидит сами божественные совершенства - иными словами, Дух Святой - то очевидно, что он подобен летучей мыши, ненавидящей свет.
        Такая ненависть к свету неизлечима и не подлежит прощению - это значит, такому человеку невозможно приблизиться к Богу. Лампа есть лампа потому, что она светит; если бы она не давала света, она не была бы лампой. Так, если человеку отвратителен свет лампы, то он скорее всего слеп и не может воспринимать свет; так слепота оказывается причиной вечного отлучения от Бога.
        Очевидно, что люди получают милости от щедрот Духа Святого, присутствующего в Явителях Бога, а не от самих личностей Явителей. Таким образом, если человек не получает милостей от щедрот Духа Святого, то он оказывается лишенным божественного дара, и само отлучение делает прощение недосягаемым.
        Вот почему многие из врагов Явителей, не признавшие Их, обращались в Их друзей после знакомства с Ними. Посему враждебность по отношению к Явителю не оказывается причиной вечного отлучения, ибо враги Явителей выступали против тех, кто излучал свет, не зная, что излучаемый Ими свет - свет Бога. Люди эти не были противниками света, и стоило им понять, что светильник сей есть то, через что явлен свет, как они становились Его искренними друзьями.
        Смысл сказанного в следующем: пребывание в отдалении от светильника не влечет за собой вечного отлучения, ибо человек может пробудиться и прозреть; но враждебность по отношению к свету есть причина вечного отлучения, и это непоправимо.

  Вопрос. - Что истинно в истории об Адаме и о том, как Он отведал плодов древа познания?

        Ответ. - В Библии записано, что Бог поселил Адама в саду Эдемском, чтобы тот возделывал его и заботился о нем, и сказал Ему: "От всякого древа в саду ешь, кроме как от древа познания добра и зла, ибо если ты вкусишь от него, то ты умрешь"(27). Далее говорится, что Бог погрузил Адама в сон, взял одно из Его ребер и создал женщину, и дал ее Адаму в спутницы. Далее говорится, что змей соблазнил женщину отведать от этого древа, говоря: "Бог запретил вам есть от этого древа, чтобы не открылись глаза ваши и чтобы вы не знали добро и зло"(28). Тогда Ева вкусила от этого древа и дала Адаму, который тоже поел; глаза их открылись, и узнали они, что наги, и прикрыли тела свои листьями. Этим они прогневили Бога. Бог сказал Адаму: "Не ел ли ты от древа запретного?" Адам ответил: "Ева обольстила меня, и я ел". Бог стал укорять Еву; Ева же сказала: "Змей обольстил меня, и я ела". За это змей был проклят, вражда была положена между змеем и Евой и между их потомками. И сказал Бог: "Человек стал как один из Нас, зная добро и зло, как бы он не вкусил от древа жизни и не стал жить вечно"(29). И поставил Бог охрану у древа жизни.
        Если понимать эту историю буквально, как это делают большинство верующих, то это действительно нечто из ряда вон выходящее. Разумом нельзя принять сие, поверить в сие или вообразить сие; ибо изложенные события и их перипетии, а также слова и упреки действующих лиц этой истории совершенно не соответствуют представлениям разумного человека и еще менее соответствуют тому, что подобает Божеству - тому Божеству, что создало сию бесконечную вселенную в ее предельно совершенной форме и населило ее бесчисленными обитателями, наделенными безупречным устройством, силой и совершенством.
        Давайте немного поразмышляем: если бы авторство этой истории в буквальном ее значении приписывали мудрому человеку, то определенно любой мог бы усомниться не только в этом, но даже в том, что замысел и построение рассказа исходят от интеллектуально развитого человека. А посему сей рассказ об Адаме и Еве, вкусивших от древа познания, и об их изгнании из Рая следует рассматривать лишь в символическом плане. В нем заключены божественные тайны и непреходящие истины, и сей рассказ можно истолковать самым чудесным образом. Только посвященным в таинства и приближенным ко Двору Всесильного ведомо о сих тайнах. Таким образом, сии Библейские строки имеют множество значений.
        Мы разъясним одно из них, и при этом скажем: Адам обозначает божественный дух человека, а Ева - его человеческую душу. Ибо в некоторых местах Священного Писания, где упоминаются женщины, о них говорится как о душе человека. Древо познания добра и зла обозначает мир людей; ибо мир духовного и божественного есть мир совершенного добра и абсолютного света, а в мире людей есть свет и мрак, и добро и зло, которые противостоят друг другу.
        Змей означает приверженность к миру людей. Сия приверженность духа к миру людей привела душу и дух Адама из мира свободы в мир зависимости и заставила его променять Царство Единства на мир человеческий. Когда душа и дух Адама вступили в мир людей, то он покинул рай свободы и оказался в мире зависимости. С высот безгрешия и абсолютного добра он опустился в мир добра и зла.
        Древо жизни есть высшая ступень существующего мира: это уровень, на котором открывается Слово Божие, это высший Явитель. Потому-то этот уровень и был оберегаем; при появлении благороднейшего высочайшего Явителя сие стало ясно и очевидно. Ибо уровень Адама в отношении явления и отражения божественных совершенств можно сравнить с зачаточным состоянием; уровень Христа - с состоянием зрелости и разумного возраста; а восход Величайшего Светила(30) - с состоянием совершенства самой сущности и качеств. Вот почему в высшем Раю древо жизни служит обозначением средоточия абсолютной чистой святости, то есть высочайшего Явителя Бога. Со времен Адама до времен Христа Явители мало говорили о жизни вечной и о божественных совершенствах. Сие древо жизни соответствовало уровню Сущности Христа; при посредстве Его явления оно было посажено и увенчано плодами вечными.
        Задумайтесь над тем, сколь полно все это соответствует действительности. Ибо дух и душа Адама, оказавшись привязанными к миру людей, покинули мир свободы и вступили в мир зависимости, и Его потомки продолжали пребывать в состоянии зависимости. Сия греховная привязанность души и духа к миру человеческому была унаследована потомками Адама, она-то и есть змей, всегда обретающийся среди душ и потомков Адама и пребывающий во вражде с ними. Сия вражда длится непрестанно. Ибо привязанность к мирскому явилась причиной несвободы духа, и сия несвобода и есть тот грех, который перешел от Адама к Его потомству. Именно из-за этой привязанности люди оказались лишены духовной сущности и возвышенного положения.
        Когда же божественное дыхание Христово и священный свет Величайшего Светила(31) распространились по всему миру, то сущность человеков - то есть тех, кто обратился к Слову Бога и получил в изобилии от Его щедрот - была избавлена от сей привязанности и греха, обрела жизнь вечную, освободилась от цепей зависимости и приобщилась к миру свободы. Сущность человеков очистилась от пороков мира человеческого и украсилась добродетелями Царствия Божиего. Вот каков смысл слов Христа "Я отдал кровь Свою за жизнь мира"(32) - то есть Я принял на Себя все эти испытания, страдания, скорби и даже величайшее мученичество, дабы достичь сей цели, отпущения грехов (что означает отвращение душ от мира человеческого и их привлечение к миру божественного), чтобы могли возвыситься души, которые станут самой солью земли и поведут человечество, и явят совершенства Царствия Всевышнего.
        Заметьте, что если, следуя традиции Людей Книги (Библии)(33), толковать значение сего только на уровне внешнего, эзотерического смысла, то получается абсолютная несправедливость и полная предопределенность. Если Адам согрешил, приблизившись к запретному древу, то каков был грех славного Авраама, и в чем состояло прегрешение Моисея, Собеседника Бога? Какое преступление совершил Пророк Ной? В чем Иосиф Справедливый? В чем повинны Пророки Божии, и каков был проступок Иоанна Беспорочного? Разве Божия справедливость могла допустить, чтобы сии просвещенные Явители из-за свершенного Адамом греха претерпевали муки в аду до тех пор, пока не пришел Христос и Своей жертвой не спас их от чудовищных пыток? Такое предположение противоречит всякому закону и установлению и не может быть принято ни одним разумным человеком.
        Нет; смысл сей истории, как уже говорилось, следующий: Адам есть дух Адама, а Ева - Его душа; древо есть мир человеческий, а змей - та привязанность к человеческому миру, в которой заключен грех и которая опутала потомков Адама. Христос Своим божественным дуновением спас людей от сей привязанности и тем избавил их от сего греха. Грех Адама соответствует Его уровню. Хотя сия привязанность дала и благие результаты, тем не менее приверженность к миру земному в сравнении с приверженностью к миру духовному рассматривается как грех. То, что является добрым делом для праведных, есть грех для Приближенных. Сие установлено. Так, сила телесная не только неполноценна в сравнении с силой духа; она есть слабость относительно последней. Сходным же образом физическая жизнь в сравнении с жизнью вечной в царствии Божьем рассматривается как смерть. Так Христос назвал физическую жизнь смертью, сказав: "Представь мертвым погребать своих мертвецов"(34). Хотя те люди и были наделены физической жизнью, но в Его глазах та жизнь была как смерть.
        Таково одно из значений библейской истории об Адаме. Поразмыслите и вы отыщете другие.
Приветствую вас всех.

 


(27)  См. Бытие 2:16-17.
(28)  См. Бытие 3:5.
(29)  См. Бытие 3:11-15, 22.
(30)  Бахаулла.
(31)  Бахаулла.
(32)  См. Ев. от Иоанна 6:51.
(33)  Иудеи и Христиане.
(34)  Ев. от Матфея 8:22.

Вопрос. - В стихе 22 главы 15 Первого Послания к коринфянам записано: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут". Каково значение сих слов?

         Ответ. - Да будет вам известно, что в человеке сосуществуют две природы: природа физическая и природа духовная. Физическая природа унаследована от Адама, а духовная природа унаследована от Сущности Слова Бога, которая есть духовное начало Христа. Физическая природа порождена от Адама, а духовная природа порождена от щедрот Духа Святого. Первая есть источник всех несовершенств, а вторая - источник всех совершенств.
        Христос принес Себя в жертву с тем, чтобы люди могли освободиться от несовершенств природы физической и приобщиться к добродетелям природы духовной. Сия духовная природа, которая обрела существование от щедрот Божественной Сущности, есть собрание всех совершенств и проявляется в дуновении Духа Святого. Сие суть божественные совершенства; сие суть свет, духовность, наставления на путь истинный, возвышенность, высокие устремления, справедливость, любовь, милосердие, доброта ко всем, филантропия, сама суть жизни. Сие есть отражение великолепия Солнца Истины.
        Христос есть средоточие Духа Святого: Он был рожден от Духа Святого; Он был взращен Духом Святым; Он есть отпрыск Духа Святого, то есть можно сказать, что Сущность Христа не происходит от Адама; нет, она рождена от Духа Святого. В связи с этим сей стих из Послания к коринфянам "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" означает, в соответствии с данной терминологией, что Адам(25) есть отец человека - то есть можно сказать, что Он есть исток физической жизни человечества; Ему принадлежит физическое отцовство. Он - живая душа, но Он не есть даритель жизни духовной, тогда как Христос есть источник духовной жизни человека, и, если говорить о духе, Ему принадлежит духовное отцовство. Адам есть душа живая; Христос есть дух животворящий.
        Физический мир человека пребывает во власти страстей, а грех есть следствие сей власти страстей, ибо она вне законов справедливости и святости. Тело человека подчинено природе; оно действует в соответствии с требованиями природы. А потому ясно, что такие грехи, как гнев, ревность, прекословие, алчность, корыстолюбие, невежество, предрассудок, ненависть, гордыня и тиранство неизбежно существуют в физическом мире. Все сии отвратительные качества присущи человеческой натуре. Человек, не получивший духовного воспитания, есть грубая тварь. Подобно африканским дикарям, чьи действия, привычки и нравы определяются исключительно чувственностью, такой человек действует только в соответствии с требованиями природы, и дело доходит до такой степени, что люди рвут друг друга на части и поедают друг друга. Итак, очевидно, что физический мир человека есть мир греховный. В сем физическом мире человек не отличается от животного.
        Все грехи происходят от требований природы, и сии требования, обусловленные физическими свойствами существ, не являются греховными в отношении животных, тогда как для человека они греховны. Животное есть источник несовершенств, каковыми являются гнев, чувственность, ревность, алчность, жестокость, гордыня: все сии недостатки обнаруживаются в животных, но они здесь не составляют греха. Но в человеке это греховно.
        Адам есть исток физической жизни человека, а Сущность Христа - то есть Слово Бога - есть источник жизни духовной. Сие есть "дух животворящий", а это означает, что все несовершенства, исходящие от потребностей физической жизни человека, преобразуются в человеческие совершенства посредством учения и наставлений сего духа. Потому-то Христос и был духом животворящим и источником жизни для всего человечества.
        Адам был истоком физической жизни, а так как физический мир человека есть мир несовершенства, а несовершенства суть то же, что и смерть, то Павел назвал физические несовершенства смертью.
        Но большинство Христиан полагают, что Адам, отведав от запретного древа, тем самым совершил грех неповиновения и что злосчастные последствия сего непослушания стали передаваться по наследству и сказались на Его потомках. Отсюда следует, что Адам послужил причиной смерти для человечества. Сие объяснение неразумно и явно несправедливо, ибо из него получается, что все люди, даже Пророки и Посланники Бога, не совершившие никакого греха или проступка, но лишь потому, что происходят от Адама, безо всяких на то оснований считаются виновными и грешными и что до дня искупительной жертвы Христа они все были заточены в аду и подвергаемы тяжким мучениям. Но сие противоречит Божьей справедливости. Пусть Адам был грешен, но в чем же грех Авраама? Чем провинились Исаак или Иосиф? В чем повинен Моисей?
        Но Христос, Который есть Слово Бога, принес Себя в жертву. Жертва сия имеет два значения - явное и тайное. Явное значение следующее: целью Христа было явить и распространить Дело, предназначенное наставить мир на путь истины, оживить детей Адама и просветить весь род человеческий; и поскольку явить столь великое Дело - Дело, которое вызвало вражду всех людей земли, всех народов и царств, - означало для Него быть убитым и распятым, то Христос при возглашении Своей миссии принес в жертву Свою жизнь. Он принял крест как трон, раны как бальзам, отраву как мед и сахар. Он восстал, чтобы наставить и просветить людей, и потому Он пожертвовал Собой, чтобы даровать дух жизни. Он погиб телесно с тем, дабы других оживить духом.
        Второе значение жертвы следующее: Христос был подобен семени, и сие семя как таковое принесло себя в жертву, чтобы древо смогло взрасти и развиться. Хотя семя как таковое погибло, но его сущность была явлена в древе в совершенном великолепии и красе.
        Положение Христа было положением абсолютного совершенства; Он как солнце озарил Своими божественными совершенствами верующие души, и щедроты света воссияли и проникли в сущность человеческую. Вот почему Он говорит: "Я есть хлеб, сшедший с небес; ядущий хлеб сей не умрет"(26) - это значит, что тот, кто отведает сей божественной пищи, обретет жизнь вечную: то есть каждый, кто причастится сих щедрот и приобщится к сим совершенствам, обретет жизнь вечную, наделен будет предсущими дарами, спасен от мрака заблуждения и озарен светом Его водительства.
        Само семя было принесено в жертву во имя древа, но его совершенства, благодаря сей жертве, стали явны и очевидны - в стволе, ветвях, листьях и цветках, что были сокрыты прежде в семени. Когда само семя было принесено в жертву, его совершенства проявились в совершенной форме листьев, цветков и плодов.

 


(25)  Абу'л-башар - то есть отец человека - один из титулов, данных Адаму Мусульманами.
(26)   Ев. от Иоанна 6:41, 50, 58.

 

Наш адрес и телефон

 

03062, г.Киев, пер.Щербакова, 1-б
тел. 427-07-95,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Отправить сообщение
Страничка на Facebook